Время в правовом регулировании
Содержание
Введение
1. Правовоевремя законодательства во времени
2. Понятиедействия актов налогового законодательства во времени
3. Соотношениедействия налогового законодательства во времени и действия содержащихся в немнорм
4. Пределыдействия налогового законодательства во времени.
Заключение
Литература
Введение
Проблема действия закона во времени связана с болееширокой темой «время и право». Будучи объективной реальностью, законсуществует во времени и пространстве. Действие закона также имеет временной ипространственный характер, поскольку закон регулирует поведение людей вопределенное время и в определенном месте .
Поэтому, прежде чем перейти к анализу понятия,пределов и проблем действия законодательства во времени, необходимо исследоватьсущность времени в правовом регулировании.
Время составляет одну из фундаментальных категорийфилософии и естествознания, отражающих основные свойства материального мира.Вопрос о том, что представляет собой время, относится к числу наиболее сложных.Средневековый схоласт Августин заметил, что когда его не спрашивают, что такоевремя, то он знает, что это такое, но как только его спрашивают об этом, онсразу убеждается, что почти ничего не может сказать. С одной стороны, человекуже в самом примитивном опыте сталкивается с пространством и временем ипривыкает считать их чем-то интуитивно ясным. С другой стороны, малейшееразмышление о пространстве и времени (а тем более анализ развития научныхпредставлений о них) показывает, что эта интуитивная ясность иллюзорна.
1. Правовое время
Фактор времени играет важную роль в развитиисоциальных и соответственно правовых систем. Он получает свое выражение:
— в длительности существования предметов, процессов,в продолжительности изменения и развития отдельных сторон, фаз, ступеней;
— в порядке следования, в смене состояний, в известнойпоследовательности (до, после, одновременно, ранее и т.п.);
— в ритмичности, интенсивности.
В отличие от философии, исследующей время каквсеобщее, универсальное понятие, общественные науки изучают частные временныесвязи и отношения, которые рассматриваются в зависимости от предмета (объектаизучения) каждой данной науки. Юридическая наука изучает временные связи иотношения в правовом регулировании поведения людей в прошлом, настоящем ибудущем.
Правовое время как особая функциональная категорияюридической науки и практики выражает начало, длительность и окончаниекакого-либо правового воздействия, процесса, нормы, состояния, события. Уровеньи состояние этой категории служат основными критериями оценки четкости,организации, регулирования, законности, гуманизма, целесообразности,эффективности, справедливости правовой жизни общества и его граждан, а такжеявляются средством их достижения.
Исследуя взаимосвязь времени с правовой материей,Г.И. Петров выделил чаще всего используемые в правовом регулировании временныекатегории: датирование, длительность, повторяемость, одновременность,последовательность и преемственность .
Практически во всех случаях использованиякалендарного времени первичной формой выступает датирование как обозначениеопределенного момента в календарной шкале, вне которого невозможноиспользование ни длительности, ни повторяемости, ни одновременности, ни дажепоследовательности.
Т.Л. Тенилова в диссертации, посвященной проблемамвремени в праве, предлагает свою интерпретацию свойств правового времени:момент времени, длительность, последовательность, одновременность,повторяемость, интенсивность, ритмичность, непрерывность, прерывность.
Применительно к рассматриваемой проблеме — действиезакона во времени — целесообразно остановиться на некоторых из них.
Момент времени — мгновение, отражающее начало(окончание) взаимодействия правовых субъектов, материальных тел, состояний,событий в правовом пространстве. Момент времени может быть определен с помощьюуказания юридического факта, с наступлением которого начинается отсчет сроков,связанных с юридическими последствиями, или в виде определенного календарногосрока, даты.
Так, п. 1 ст. 5 НК РФ связывает вступление в силуакта законодательства о налогах и сборах с истечением определенного срока смомента возникновения юридического факта — официального опубликования закона.Момент вступления в силу закона о налогах и сборах также может быть определен суказанием конкретной даты.
Как отмечает Т.Л. Тенилова, неправильное определениемомента времени в нормативно-правовых актах может создать путаницу при ихприменении, что свидетельствует о важности данного свойства правового времени.
Длительность — продолжительность существования вовремени правовых отношений, событий, явлений, состояний. Это свойство правовоговремени обозначает определенный период, прошедший от одного времени до другого,т.е. срок.
Юридический срок — это время, с которым правовыепредписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений исоответствующие юридические последствия.
Например, юридическим сроком является месячный срокс момента официального опубликования акта законодательства о налогах и сборахдо вступления акта в силу. Такое свойство правового времени, как длительность,может быть представлено и как абстрактное понятие, означающее правовой процесс,длящийся неопределенное время, например длительность как продолжительностьдействия закона.
Длительность может быть использована и какоценочно-правовая категория. В подобных случаях используются такие понятия, как«разумный срок», «достаточное время». В таких ситуацияхнужно не только определить календарную величину времени, но и установить, какаяпродолжительность фактов и действий в данной ситуации будет обладать именно тойзначимостью, которая закладывается в понятия «разумный срок» или«достаточный срок».
Оценочно-правовые понятия «разумный срок»,«достаточный срок» используются КС РФ при толковании актовзаконодательства о налогах и сборах и выявлении их конституционного смысла.Например, в Постановлении от 19 июня 2003 г. N 11-П КС РФ указывает, чтотребование законно установленного налога и сбора предписывает законодателюопределять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждогоплатить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режимстабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ст. ст. 8 (ч. 1)и 34 (ч. 1) Конституции РФ.
Категория «разумный срок» используется КСРФ и в ряде определений по вопросам порядка вступления в силу актов законодательствао налогах и сборах. С использованием этой правовой категории КС РФ в указанныхОпределениях формулирует принцип разумного срока введения в действие налоговыхобременений.
Последовательность означает порядок существованияправовых процессов, состояний, явлений. Она определяет структуру временныхправовых отношений, их однонаправленность, прерывность, непрерывность.
Последовательность как свойство времени используетсяпри определении порядка вступления в силу актов законодательства о налогах исборах. Так, из п. 1 ст. 5 НК РФ следует, что акт законодательства о налогах исборах вступает в силу при соблюдении ряда последовательных условий:официальное опубликование акта, истечение месячного срока с момента егоофициального опубликования, наступление очередного налогового периода.
Одновременность — совпадение моментов совершениякаких-либо юридически значимых действий, событий, протекания тех или иныхюридических процессов.
Категория «одновременность» довольно частоиспользуется законодателем при определении момента утраты силы актамизаконодательства о налогах и сборах.
Например, ст. 2 Федерального закона от 5 августа2000 г. N 118-ФЗ устанавливается, что со дня введения в действие части второйНК РФ признаются утратившими силу Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1«О налоге на добавленную стоимость», Федеральный закон «Обакцизах» (в редакции ФЗ РФ от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ) и др. В приведенномпримере момент утраты силы актами законодательства о налогах и сборахопределяется как день введения в действие части второй НК РФ, т.е. наступаетодновременно с введением ее в действие.
Категория «одновременность» примененаКонституционным Судом РФ в Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О. КС РФуказал, что введение ст. 143 НК РФ НДС для индивидуальных предпринимателей с 1января 2001 г. «не означает, что одновременно на них перестаетраспространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядокналогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялисьльготные условия на первые четыре года деятельности».
Интенсивность или темп — деятельность, выполняемаяза единицу времени, быстрота ее развития при достижении какого-либо правовогорезультата.
Такими временными категориями, как«интенсивность» и «темп», характеризуется процесс законотворчества.Так, интенсивное изменение (внесение поправок) законодателем большогоколичества актов законодательства о налогах и сборах и соответственновступление этих поправок в силу могут нарушать права налогоплательщиков.
Как указывает А.Ф. Евтихиев, государству всегдаприходится примирять два противоположных начала: потребность в устойчивостиактов и необходимость в их отмене. Эти два начала и определяют интенсивностьзаконотворческой деятельности государства.
Непрерывность — неразрывная связь правовыхпроцессов. Непрерывность характеризует действие закона, поскольку обычновступивший в силу закон действует непрерывно до момента прекращения действия.
В юридической литературе содержание категориивремени рассматривается в различных аспектах:
— своевременного принятия нормативно-правовых актов,вступления их в силу, длительности действия, согласованности и отмены;
— четкого регулирования правовых отношений с помощьюпредельных точек отсчета (начала и окончания), а также длительности срока,соблюдения определенной последовательности;
— обязательности исполнения сроков всеми субъектамиправа.
Отсюда возникает определение правового времени какособой функциональной категории юридической науки, выражающей возникновение,длительность и завершение правовых предписаний и отношений, последовательностьсмены их состояний и обязательность их соблюдения всеми субъектами права.
В теории права наиболее подробно разработанапроблема действия нормативных актов во времени.
2. Понятие действия актов налогового законодательства
во времени
Рассмотрение права в аспекте его действия определяетглавное его качество — способность оказывать влияние на поведение людей.Действие права в этом смысле следует рассматривать как определение сферы егоосуществления или как переход юридически должного (реализация) в социальнуюпрактику. Подобный подход позволяет выявить определенный «срез»права, который отражает его бытие на различных уровнях, в том числе во времении пространстве. При этом категория «действие права» включает ряд техили иных возможностей, определяющих содержание механизма его обеспечения, что всвою очередь позволяет «определить тот инструментарий, который необходимобществу и отдельной личности для цивилизованного участия в общественнойжизни» .
Единства понимания действия закона во времени средиученых нет.
Многие авторы, изучавшие действие закона во времени,отождествляют понятия «действие закона», «юридическая силазакона» и «применение закона».
Для этого есть определенные основания. Так, понятия«действие закона» и «сила закона» используются каксинонимичные в законодательстве РФ. Например, ст. 2 Федерального закона от 9июля 1999 г. N 154-ФЗ, которым внесены изменения в часть первую Налоговогокодекса Российской Федерации, предусматривала, что закон «ВСТУПАЕТ В СИЛУпо истечении одного месяца со дня его официального опубликования, заисключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные срокиВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ (выделено мной. — М.А.)» .
Как видим, законодатель отождествляет понятия«вступление закона в силу» и «введение закона в действие».
Что же касается действия и применения закона, то этипроцессы взаимосвязаны, поэтому их также иногда смешивают. Ведь действие законаесть предпосылка его применения, а применение закона невозможно без егодействия. И все же «действие закона», «сила закона» и«применение закона» — понятия, существенно различающиеся.
Можно выделить несколько объективных причин различияпонятий «юридическая сила закона» и «действие закона».
Во-первых, это несовпадение временных моментовдействия закона и его силы. Вступление акта в силу не всегда совпадает свведением акта в действие. Такое несовпадение имеет место в тех случаях, когдавступивший в силу закон не действует применительно к длящимся правоотношениям,поскольку существенно ухудшает положение субъектов правоотношения. Одновременнодействует и закон, утративший силу. Действие утратившего силу закона называется«переживание закона».
Действие закона, утратившего силу, необходимоотличать от тех случаев, когда законодатель прямо указывает, что отдельныенормы закона утрачивают силу в момент, когда прекращаются правоотношения,урегулированные этими нормами.
В качестве примера можно привести формулировки,использованные законодателем в ст. 2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N110-ФЗ. Согласно ст. 2 со дня введения в действие Федерального закона N 110-ФЗутрачивает силу Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий иорганизаций», за исключением перечисленных ниже положений, которыеутрачивают силу в следующем порядке:
См.: Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силуотдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации оналогах и сборах» // Российская газета. 2001. 8 авг.
— предусмотренные п. 4 ст. 6 льготы по налогу, срокдействия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона N110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такиельготы были предоставлены;
— предусмотренные абз. 10 п. 6 ст. 6 льготы поналогу действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на деньвведения в действие Федерального закона N 110-ФЗ программ по ликвидациипоследствий радиационных катастроф.
В приведенном примере момент прекращения действиянорм Закона совпадает с моментом утраты силы этими нормами. Однако в налоговомправе довольно часто приходится сталкиваться с действием актов, утратившихсилу. В качестве примера можно привести Закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ«Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Статьей 5Закона участники Особой экономической зоны подлежали освобождению от уплатыналогов (в том числе налога на прибыль) в части, поступающей в федеральныйбюджет. Этой статьей было предусмотрено, что настоящее положение действует до31 декабря 2005 г. С вступлением в силу гл. 25 НК РФ «Налог на прибыльорганизаций» Закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ утратил силу в частипредоставления льгот по налогу на прибыль (одним из способов утраты силызаконом является вступление в силу нового закона, регулирующего сходныеправоотношения). Но Закон «Об Особой экономической зоне в Магаданскойобласти» действует в отношении уплаты налога на прибыль участниками Особойэкономической зоны до 31 декабря 2005 г. Действие этого Закона обусловленоодним из принципов действия налогового законодательства во времени — принципомперспективного действия налогового законодательства для длящихсяправоотношений.
В налоговом законодательстве распространено явлениенесовпадения моментов вступления в силу и начала действия закона. Так, с 1января 2001 г. вступила в силу гл. 21 «Налог на добавленнуюстоимость» Налогового кодекса РФ. Статья 143 НК РФ включила в составналогоплательщиков индивидуальных предпринимателей. Конституционный Суд РФ вОпределении от 7 февраля 2002 г. N 37-О указал, что эта норма не действует вотношении индивидуальных предпринимателей, если они зарегистрированы в этом качествев соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и с моментаих регистрации не истекло четырех лет. Таким образом, моменты вступления в силуи начала действия ст. 143 НК РФ в данном случае не совпадают.
Следует отметить, что случаи несовпадения моментоввступления закона в силу и начала его действия имеют место при вступлении актовзаконодательства о налогах и сборах в силу с момента их официальногоопубликования. Вступление закона в силу с момента его опубликования ведет ксистеме постепенного ввода закона в действие на территории страны. Дело в том,что доставка в регионы официальных источников опубликования, например«Российской газеты», занимает определенное время. И если законопубликован в «Российской газете» 1 августа, то в Москве адресатыполучат реальную возможность ознакомиться с текстом закона в этот же день, в товремя как в Якутии — не ранее 3 августа. Закон вступает в силу с момента егоофициального опубликования, т.е. с 1 августа, а фактически закон начинаетдействовать только с момента, когда станет известен адресатам. Иноепротиворечило бы правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной вПостановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П, о необходимости обеспеченияреальной возможности ознакомления адресатов с текстом закона.
Во-вторых, обладание акта силой сочетается с инымпониманием юридической силы акта — его места в иерархии юридических актов. Вюридической литературе распространено использование термина «силазакона» в смысле его способности при столкновении с другими юридическимиактами прекращать их действие и сохранять свое. Действие акта не имеетотношения к такой иерархии. Акты различной юридической силы могут обладатьсовпадающим действием.
В-третьих, ряд авторов выделяет такое основание дляразличения понятий действия и силы закона, как способность закона оказыватьвлияние на общественные отношения. Фактически действующий закон — это закон,оказывающий или могущий оказывать в дальнейшем активное влияние на общественныеотношения, закон, соответствующий материальным условиям жизни общества.Поэтому нельзя говорить о «действии» закона, который не регулирует ине сможет в дальнейшем регулировать общественные отношения.
Сюда же можно отнести случаи, когда закон,обладающий юридической силой, не действует применительно к определеннымправоотношениям. Так, в ст. 178 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядокналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, предусмотрено,что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федеральногозакона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условияисчисления и уплаты налога, установленные соглашениями. Это означает, чтоопределенные нормы ст. 178 НК РФ, обладая юридической силой, не действуют вотношении порядка исчисления и уплаты налога при выполнении определенныхсоглашений о разделе продукции.
В-четвертых, различие в понятиях «действиезакона» и «сила закона» проявляется в ситуации, когда актзаконодательства о налогах и сборах признается противоречащим акту, имеющемубольшую юридическую силу. Так, в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П КС РФуказал, что решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта Федерации(акт представительных органов местного самоуправления) признан противоречащимзакону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона,тем более лишения его юридической силы. Это означает лишь признание актазаконодательства о налогах и сборах недействующим. Лишение же акта юридическойсилы возможно только по решению законодательного органа, издавшего акт, или впорядке конституционного судопроизводства.
Здесь имеет место явление, когда действие закона иобладание им силой не совпадают во времени. С того момента, когда актзаконодательства о налогах и сборах признан противоречащим акту, имеющемубольшую юридическую силу, он не действует, однако согласно позицииКонституционного Суда РФ обладает юридической силой.
Наконец, различие в понятиях «действиезакона» и «сила закона» проявляется в случаях приостановлениязакона. Акт законодательства о налогах и сборах может быть приостановлен, т.е.не действовать, однако в этом случае он не утрачивает юридической силы.
Различение понятий «сила закона» и«действие закона» имеет важное практическое значение. Так, п. 1 ст. 5НК РФ предусматривает определенный порядок вступления в силу актовзаконодательства о налогах и сборах. Законы вступают в силу по истечении одногомесяца с момента их опубликования и не ранее 1-го числа очередного налоговогопериода. Одновременно некоторые акты законодательства о налогах и сборах,например улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу,т.е. распространить свое действие на ранее возникшие правоотношения. Однако этоне означает исключения из общего порядка вступления в силу актовзаконодательства о налогах и сборах. Акт будет вступать в силу по общимправилам ст. 5 НК РФ, а вводиться в действие с другого момента.
Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающиеположение налогоплательщика, вступают в силу по общим правилам, установленнымп. 1 ст. 5 НК РФ. Такие акты либо имеют обратную силу, если устраняют илисмягчают ответственность, устанавливают дополнительные гарантии защиты правучастников налоговых отношений, либо могут иметь обратную силу, если прямопредусматривают это. В последнем случае обратное действие актовзаконодательства о налогах и сборах будет распространяться только на тотпериод, который указан в законе.
Таким образом, акты законодательства о налогах исборах, улучшающие положение участников налоговых отношений (за исключениемактов, устраняющих или смягчающих ответственность, устанавливающихдополнительные гарантии защиты прав участников налоговых отношений), вступают всилу по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ. Одновременно законодатель может установить,что действие акта распространяется на правоотношения, возникшие ранеевступления его в силу. Если же законодатель такой оговорки не установит, актвступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца с момента егоофициального опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периодапо соответствующему налогу, но никак не через 10 дней с момента егоопубликования. Именно такой смысл заложен в ст. 5 НК РФ.
Нельзя отрицать того, что распространение на актызаконодательства о налогах и сборах, улучшающие положение участников налоговыхотношений, общего порядка вступления в силу законов (по истечении 10 дней смомента официального опубликования) положительно сказалось бы на защите правналогоплательщика. Это объясняется тем, что не должно быть препятствий дляприменения актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положениеналогоплательщика, официально опубликованных и доведенных до сведения егоадресатов.
Нуждаются в уточнении формулировки законодателя,который нередко смешивает понятия «вступление в силу» и«введение в действие» акта законодательства о налогах и сборах.
Например, ст. 5 НК РФ предусматривает, что актызаконодательства о налогах и сборах, которые улучшают положениеналогоплательщика, могут иметь обратную силу только в том случае, если этопрямо указано законодателем.
Поэтому если законодатель хочет придать нормеобратное действие, то и соответствующей должна быть формулировка: «законвступает в силу» с такого-то числа такого-то года, при этом «егодействие распространяется на правоотношения, возникшие» с такого-то числатакого-то года. Законодатель может также прямо указать на то, что закон имеетобратную силу.
Такие формулировки использованы, например, вФедеральном законе от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ «О внесении изменений идополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации», которым внесены поправки вчасть вторую НК РФ. В ст. 16 Закона установлено, что он вступает в силу по истеченииодного месяца с момента его официального опубликования. Действие жеФедерального закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Однако довольно часто законодатель использует несовсем корректные формулировки, которые могут вызвать обоснованные сомненияналогоплательщиков.
Так, решением Совета депутатов Ступинского районаМосковской области от 26 июня 2003 г. N 419/29 внесены изменения в Положение«О налоге на рекламу на территории Ступинского района», принятоерешением Совета депутатов Ступинского района от 25 июня 2002 г. N 244/18, вчастности была установлена льгота по налогу на рекламу для предприятий пищевойпромышленности. При этом в решении, опубликованном 17 июля 2003 г., указано,что оно вступает в силу с 1 июня 2003 г. Здесь возникает коллизия норм решенияСовета депутатов Ступинского района Московской области и ст. 5 НК РФ.
Можно говорить о том, что Закон вступает в силу поправилам п. 1 ст. 5 НК РФ, т.е. с 1 августа 2003 г… Однако как быть снормами, которые улучшают положение налогоплательщика? Может линалогоплательщик применять с 1 июня 2003 г. льготу по налогу на рекламу,предусмотренную для предприятий пищевой промышленности, если в самом Законе несодержится прямого указания на то, что он распространяет свое действие на правоотношения,возникшие с 1 июня 2003 г.?
Налоговым периодом для налога на рекламу определенкалендарный месяц (см. п. 5 Положения о налоге на рекламу).
По нашему мнению, налогоплательщик вправеруководствоваться нормами, улучшающими его положение, когда в решениииспользована формулировка не «действует с 1 июня 2003 г.», а«вступает в силу с 1 июня 2003 г. ». Из использованной законодателемформулировки прослеживается его воля распространить действие решения в частинорм, улучшающих положение налогоплательщика, на время между 1 июня 2003 г. имоментом вступления решения в силу по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ, т.е. 1 августа2003 г.
В этом смысле понятно замечание А.В. Даниленкова отом, как толковать нормы ст. 5 НК РФ. Он считает, что излишняя жесткость законодательнойконструкции, не вполне соответствующая потребностям оперативного регулированияналоговых отношений, может быть преодолена внесением определенных изменений вст. 5 НК РФ. Поскольку законодатель обладает возможностью применять обратнуюсилу к законам, предметное содержание которых определено в п. 4 ст. 5 НК РФ, тоцелесообразно закрепить за ним также право устанавливать специальный«ускоренный» порядок вступления в силу соответствующих правовыхактов. По мнению А.В. Даниленкова, п. 4 ст. 5 НК РФ можно было бысформулировать следующим образом: «Акты законодательства о налогах исборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов(сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов,налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение,могут вступать ранее установленного в настоящей статье срока и (или) иметьобратную силу, если прямо предусматривают это».
Такое изменение ст. 5 НК РФ позволило бы устранитьвсякие сомнения участников налоговых правоотношений при решении вопроса о том,вправе ли они применять нормы, улучшающие их положение, ранее вступления в силуакта по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ, если в самом акте указано, что он вступает всилу в более ранние сроки.
Для более полного определения действия законанеобходимо также провести различие между понятием «действие закона» итесно связанным с ним понятием «применение (реализация) закона».
Действие закона — необходимое условие егоприменения. Однако «действие» закона и его «применение(реализация)» — разные правовые понятия. «Любые практические вопросыдействия права, в частности его свойства, нельзя рассматривать без обращения креализации прав и обязанностей участников социальных отношений, подвергнутыхрегламентации. Вместе с тем действие права не есть просто реализация прав иобязанностей», — пишет В.В. Перфильев. Ю.А. Соколов отмечает, что«действие закона и его применение — явления, теснейшим образомвзаимосвязанные, имеют и ряд отличий» .
Можно выделить следующие отличия действия закона отего применения.
Во-первых, закон не может применяться, если он недействует, и наоборот, закон может действовать, но не применяться. Однакодопустимы и такие ситуации, когда закон не действует, но применяется. Пример:применение судом при рассмотрении дела закона (или нормы), действовавшего вспорный период, но не действующего на момент судебного рассмотрения.
Такая ситуация, когда закон действует, но неприменяется, объясняется тем, что «закон порождается обществом,государством и живет в меняющихся социально-экономических, политических,научно-технических, экологических и иных условиях». Появившись в однихусловиях, закон далее живет в другой обстановке, которая либо не соответствуетусловиям, учитываемым при его создании, либо создает более благоприятныевозможности для его применения.
Так, норма может формально действовать, а фактическине применяться вследствие изменившихся условий или по другим обстоятельствам. Втаких случаях «закон фактически утратил свою силу».
Что же касается разграничения понятий«действие» и «применение» закона, то можно привести примеракта, который действует, но не применяется. Так, абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федеральногозакона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» действует в отношении индивидуальных предпринимателей, если онизарегистрированы в этом качестве в соответствии с указанным Законом и с моментаих регистрации не истекло четырех лет. При этом названная норма может неприменяться индивидуальными предпринимателями (например, налогоплательщик можетпредпочесть отказаться от гарантий, установленных этим Законом, и перейти науплату НДС, который в полном объеме будет приниматься им к вычету).
Во-вторых, различие действия и применения законавыражается в том, что территориальные границы действия и применения законамогут не совпадать.
Ю.А. Соколов по этому поводу отмечает, что«нормы советского закона могут действовать на всей территории СССР, априменяться лишь на части этой территории ввиду отсутствия на остальнойтерритории юридических фактов, предусмотренных в гипотезе этих норм» .
В-третьих, могут не совпадать и хронологическиеграницы действия и применения закона. Несовпадение хронологических границвыражается в том, что если действие закона может быть как обратным, так и перспективным,то применение закона возможно только после издания закона.
Понятие действия налогового законодательства вовремени можно определить через признаки, перечисленные при разграничениипонятий «действие закона», «сила закона» и «применениезакона».
Действие налогового законодательства есть егоспособность оказывать влияние на деятельность и поведение людей, реальноефункционирование выраженных в законе юридических норм. Иначе говоря, действиеналогового законодательства — это поведение (деятельность или бездействие) егоадресатов в соответствии с установленными им юридическими нормами. Действиеналогового законодательства есть необходимое условие применения закона.
Действие налогового законодательства во времениможно определить как поведение его адресатов в соответствии с предусмотреннымиим юридическими нормами, ограниченное определенными временными рамками.
3. Соотношение действия налогового законодательства
во времени и действия содержащихся в нем норм
Правовой акт может содержать несколько норм сразными временными параметрами действия. Поэтому правильнее исследоватьдействие во времени нормы, а не акта.
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт,разные налогово-правовые нормы, которые помещаются в одном актезаконодательства о налогах и сборах, могут приобретать юридическую силу неодновременно. Моменты вступления в силу тех или иных глав, разделов, статей,норм во времени точно определяются самим законодателем или связываются снаступлением четко определенных общественных условий.
Особенности правового регулирования отношенийналогообложения более полно проявляются в срезе действий норм налогового прававо времени. Ведь необходимые юридические последствия могут наступать только смомента вступления в силу соответствующих правовых норм.
Для налогового законодательства характернонеодновременное вступление в силу норм, содержащихся в одном налоговом законе.Это во многом обусловлено тем особым порядком вступления в силу актовзаконодательства о налогах и сборах, который предусмотрен п. 1 ст. 5 НК РФ.Законодатель установил зависимость момента вступления акта законодательства оналогах и сборах от момента наступления очередного налогового периода посоответствующему налогу. Следовательно, акт законодательства о налогах исборах, устанавливающий порядок уплаты и исчисления различных налогов, будетвступать в силу по частям в зависимости от начала очередного налогового периодапо каждому налогу.
Таким является, например, порядок вступления в силуФедерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ. Поскольку Закон вносит измененияв главы НК РФ, регулирующие различные налоги, постольку нормы Закона будутвступать в силу не одновременно.
Более того, если для одного и того же налога взависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложенияустановлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления всилу соответствующего акта должна определяться применительно к каждому изустановленных налоговых периодов. Именно такое разъяснение по порядкувступления в силу актов законодательства о налогах и сборах дал ВАС РФ в п. 3Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 .
Временные пределы действия норм в налоговом законетакже могут быть разными. Это объясняется тем, что действие закона (нормы), какправило, начинается с момента вступления закона (нормы) в силу. Поэтомуразновременное вступление в силу норм одного налогового закона означает иразличные временные пределы действия этих норм.
То обстоятельство, что нормы одного налоговогозакона могут иметь различные временные пределы действия, может быть объясненотакже тем, что к этому налоговому закону применяются одновременно все принципыдействия налогового законодательства во времени. Так, нормы, освобождающиеналогоплательщика от ответственности, будут иметь обратную силу в результатетого, что на закон будет распространяться принцип обратного действия налоговогозаконодательства, улучшающего положение налогоплательщика.
Например, с 1 января 1999 г. вступила в силу частьпервая НК РФ. Статьей 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ «Овведении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»установлено, что положения части первой НК РФ применяются к отношениям,регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения еев действие.
Формулировка, использованная законодателем, означаетнемедленное действие части первой НК РФ в отношении тех фактов, которыепоявились после вступления ее в силу. Но некоторым нормам части первой НК РФбыла придана обратная сила, т.е. их действие было распространено на отношения,возникшие до вступления в силу НК РФ. Так, обратная сила была придана ст. 122НК РФ, устанавливающей ответственность за налоговые правонарушения. Этойстатьей НК РФ установлена более мягкая ответственность за налоговыеправонарушения, чем Законом РФ «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации», действовавшим до вступления в силу части первой НК РФ. Поэтомуналогоплательщики за правонарушения, совершенные до 1 января 1999 г., с этойдаты привлекались к ответственности по ст. 122 части первой НК РФ.
В Постановлении от 28 августа 2001 г. N 6128/99 ВАСРФ указал, что в случае, когда НК РФ установлена более мягкая ответственностьза конкретное правонарушение, чем было установлено Законом РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» за соответствующееправонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность,установленная НК РФ.
Из приведенного примера видно, что пределы действияразных норм одного акта законодательства о налогах и сборах различаются.Поэтому представляются не совсем точными формулировки, использованныезаконодателем в ст. 5 НК РФ. Так, в ст. 5 НК РФ, названной «Действие актовзаконодательства о налогах и сборах во времени», говорится о том, что актызаконодательства о налогах и сборах вступают в силу, имеют обратную силу илимогут иметь обратную силу.
Спецификой налогового законодательства объясняетсято обстоятельство, что нормы одного налогового закона могут обладать различнымипределами действия во времени, и это в ряде случаев вызывает сложности в ихприменении.
Рассмотрим для примера ситуацию обратного действияакта законодательства о налогах и сборах, улучшающего положениеналогоплательщика, в случаях, когда акт допускает обратное действие. Новыйзакон может содержать нормы как улучшающие положение налогоплательщика, так иухудшающие его положение. На практике именно так и происходит. Если признать,что обратную силу имеют отдельные нормы закона, а не весь закон, получится, чтоналогоплательщик имеет право применять закон в той части, в которой он улучшаетего положение, а в остальной части — нет.
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РоссийскойФедерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внеспоправки в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», в гл. 21«Налог на добавленную стоимость» и др.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ датой вступленияФедерального закона от 29 мая 2002 г. в силу в части изменений по налогу наприбыль следует считать 1 января 2003 г., в части изменений по налогу надобавленную стоимость — 1 августа 2002 г. Одновременно в ст. 16 этого Законаустановлено, что действие Закона распространяется на правоотношения, возникшиес 1 января 2002 г.
Допустим, что налогоплательщик мог бы применять туили иную поправку, внесенную в гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ, с 1января 2002 г. или с 1 января 2003 г. в зависимости от того, улучшала илиухудшала бы она его положение. В этом случае налогоплательщик мог бы применятьв 2002 г. ст. 271 НК РФ «Порядок признания доходов при методеначисления» с учетом поправок, внесенных Федеральным законом N 57-ФЗ,одновременно применяя ст. 272 «Порядок признания расходов при методеначисления» без учета этих поправок. Соответственно, одни и те же доходы ирасходы налогоплательщик признавал бы в разные моменты, уменьшая прибыль нарасходы раньше увеличения прибыли на сумму аналогичных доходов. Однако этопривело бы к отсутствию единообразия в применении взаимосвязанных нормразличными участниками налоговых правоотношений.
Говорить об одновременном действии закона в целомтакже было бы неправильно. Для этого участнику налоговых отношений необходимобыло бы оценить совокупное влияние на его положение всех новых правил.
Исчислив налог на прибыль по новым правилам,налогоплательщик может обнаружить, что он должен заплатить за первое полугодие2002 г. сумму налога меньшую, чем он заплатил бы, исчислив налог без учетапоправок. Однако платить этот налог он должен не 30, а 28 июля 2002 г. В этойситуации положение налогоплательщика улучшилось в отношении порядка исчисленияналога на прибыль и ухудшилось в части сроков его уплаты.
Из этого примера видно, что определить статус всегонормативного акта как улучшающего или не улучшающего положение участника налоговыхотношений практически невозможно.
Таким образом, неправильно рассматриватьодновременное действие всего акта законодательства о налогах и сборах, нонельзя и допустить, чтобы различные нормы применялись налогоплательщиками вовремени произвольно.
Предлагаются различные способы определения моментаначала действия акта законодательства о налогах и сборах, содержащего нормы какулучшающие, так и ухудшающие положение налогоплательщика.
А.А. Никонов предлагает определять момент началадействия акта по группе норм, регулирующих относительно самостоятельныйинститут налогообложения. С этой целью нормы могут быть сгруппированы следующимобразом:
— порядок исчисления налога налогоплательщиком;
— порядок исчисления налога налоговым агентом;
— срок представления деклараций;
— срок уплаты .
Применительно к этим группам можно предложитьотдельное определение статуса изменений, внесенных в гл. 25 НК РФ.
Если по соответствующей группе норм положениеконкретного налогоплательщика не улучшится, то вся группа не может действоватьв порядке, отличном от общего. В таком случае эту группу норм налогоплательщиквправе не применять до начала очередного налогового периода, т.е. до 1 января2003 г. Если по соответствующей группе норм положение налогоплательщикаулучшится, то все нормы, вошедшие в данную группу, могут действовать с тойдаты, которую указал законодатель.
Можно предложить и другой вариант — рассматриватьдействие акта законодательства о налогах и сборах по парам норм. Парой нормможно назвать нормы закона, непосредственно взаимосвязанные. Например, паройнорм можно считать норму, предусматривающую определенные праваналогоплательщика, и корреспондирующую ей норму, устанавливающую определенныеобязанности. В этом случае, если налогоплательщик решает применять норму закона,предоставляющую ему определенные права, то он должен применять и парную ейнорму, которой установлены вытекающие из данных прав обязанности. Это означает,что решив применять в 2002 г. в отношении определенных доходов ст. 271 НК РФ«Порядок признания доходов при методе начисления» с учетом поправок,внесенных Федеральным законом N 57-ФЗ, налогоплательщик обязан применять вотношении аналогичных расходов одновременно и ст. 272 «Порядок признаниярасходов при методе начисления» с учетом этих поправок. Только в этомслучае можно будет говорить о «балансе частных и публичных интересов вналоговой сфере», провозглашенном Конституционным Судом РФ .
Следует отметить, что названные критерии следуетрассматривать как оценочные и во многом зависящие от усмотренияналогоплательщика. Более того, несмотря на неудачную формулировку ст. 5 НК РФ,в которой говорится о действии акта законодательства о налогах и сборах,правоприменительная практика исходит из того, что участники налоговыхправоотношений вправе применять одни нормы, улучшающие их положение,одновременно не применяя других норм, которые ухудшают их положение. По нашемумнению, принципы действия норм акта законодательства о налогах и сборах должныбыть закреплены нормативно.
4. Пределы действия налогового
законодательства во времени
Пределы действия закона во времени можно определитькак границы его действия, определяющие круг общественных отношений,регламентированных юридическими нормами.
Точное установление границ действия закона — этоэлементарное, первейшее условие правового регулирования. Оно необходимо потому,что каждый нормативный акт когда-то был издан и когда-то прекратит своедействие, функционирует на определенной территории, нередко адресован толькотой или иной категории субъектов.
Как указывает С.С. Алексеев, от того, когда вступаетв действие нормативный акт, на какую территорию он распространяется и т.д., вопределенной степени зависят эффективность юридических норм, достижение целейправового регулирования, общественно-политическое влияние права. В качествепримера С.С. Алексеев приводит чрезмерно быстрое (после утверждения) вступлениев силу крупного и сложного нормативного акта, которое может вызвать затрудненияв работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов,повлечь за собой трудности в решении практических вопросов .
Пределы действия закона устанавливаются по тремосновным измерениям: по времени, территории, лицам. Основное теоретически ипрактически важное из этих измерений — действие закона во времени.
По общему правилу закон действует с моментавступления его в силу до ее утраты. Однако в ряде случаев действие закона неограничивается этими рамками. Закон может применяться к отношениям каквозникшим до вступления его в силу, так и имеющим место после утраты закономсилы.
Основная проблема действия закона во временизаключается в следующем. Закон имеет целью регулирование общественныхотношений, но, будучи издан, новый закон застает уже готовые, сложившиесяотношения, регулировавшиеся законом, ныне отмененным. Для того чтобыопределить, в какой степени, каким образом новый закон воздействует на ужесложившиеся отношения, необходимо определить пределы действия нового закона, атакже временные пределы действия закона прежнего.
Даже когда применявшийся закон утратил силу, а новыйвступил в силу, все же правоприменитель должен выбрать между прежним и новымзаконом, которым и будут регулироваться существующие правоотношения. При этомне всегда такой выбор должен быть сделан в пользу нового, вступившего в силузакона. В ряде случаев новый закон не действует применительно кправоотношениям, которые регулировались прежним законом, посколькуприменительно к этим правоотношениям продолжает действовать отмененный закон.Это объясняется тем, что не все отношения могут быть изменены сразу,немедленно. Ряд длительных отношений требует воздействия постепенного.
Предлагается учитывать три существенныхобстоятельства при определении пределов действия закона во времени: моментвступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применениеустановленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до еговступления в законную силу («обратная сила закона»).
Этот подход правильный, но нуждается в некоторомуточнении. Действительно, для того чтобы определить пределы действия закона вовремени, необходимо установить момент вступления закона в силу и момент утратыим силы. Также следует установить тип действия закона, т.е. каким образом нормызакона воздействуют на предусмотренные в нем правоотношения, возникшие довступления его в силу, существующие на момент вступления его в силу и на моментутраты им силы.
Выделяют три типа действия: немедленное действиенового закона; обратное действие (ретроактивность) закона; переживание(ультраактивность) закона.
В подавляющем большинстве случаев новый закон смомента своего вступления в силу немедленно воздействует на все правоотношениянезависимо от того, когда они возникли. Это и есть немедленное действие закона,основной тип действия закона во времени.
Наряду с ним имеются два исключительных типадействия закона во времени: переживание закона (ультраактивность) и обратнаясила, или обратное действие, закона (ретроактивность).
В случае немедленного действия закона сохраняютсявсе те юридические последствия, которые произошли при прежнем законе. Законвоздействует только на те права и обязанности, которые возникнут послевступления его в силу.
Немедленное действие закона характеризуется какдействие «вперед», т.е. влекущее возникновение «юридическихпоследствий только в связи с теми фактами, которые возникли после вступления всилу данного нормативного акта» .
Применение принципа немедленного действия закона кдлящимся правоотношениям выражается в том, что новый закон как бы рассекаетдлящееся отношение. Все те юридические последствия, которые в соответствии спроисшедшими в прошлом фактами уже наступили, как правило, сохраняют свою силу.Все факты, возникшие после вступления нового закона в силу, подпадают под егодействие.
Принцип немедленного действия не исключает того, чтов некоторых случаях закон как бы поворачивает назад, приобретая обратную силу:действуя немедленно для данного длящегося правоотношения, он в то же времяможет в той или иной степени распространяться на факты и порожденные имипоследствия, которые существовали еще до его издания. Здесь происходит двойнойэффект нового закона: действие и вперед, и назад.
Чисто немедленное действие акта имеет место толькотогда, когда вновь возникающие права и обязанности не имеют «правовыхкорней» в прошлом. Если же до введения в действие нового закона ужевозникли незавершенные правовые последствия, то немедленное действие новогозакона сопровождается поворотом этого закона назад — на факты и правовыепоследствия, возникающие до введения его в действие.
Поскольку обычным действием закона является егонемедленное действие, постольку применение закона, свойственное переживаниюпрежнего закона или обратному действию закона, может иметь место только приспециальном указании законодателя.
Обратное действие закона означает, что законраспространяется на правоотношения и порожденные ими юридические последствия,которые возникли до вступления его в силу. При обратном действии(ретроактивности) новый закон применяется к существующему длящемусяправоотношению таким образом, как если бы он существовал в момент возникновенияправоотношения.
По мнению К.И. Комиссарова, обратная сила — этораспространение действия закона на факты и правовые последствия, возникшие впрошлом, а применительно к длящимся правоотношениям — также и на последующиеправа и обязанности, ранее урегулированные надлежащим правоприменительнымактом. Обратная сила — это ревизионная сила нормы. Такая норма«предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии сранее действовавшим законодательством прав и обязанностей» .
Переживание закона означает, что закон, отмененныйновым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридическойсилы. При переживании прежней нормы новая норма распространяется только на тефакты и отношения, которые возникли после ее вступления в силу. Такой типдействия нормы предлагается назвать перспективным. Переживание прежней нормысвязано с перспективным действием новой.
Переживание закона предполагает, что новый законвоздействует только на те отношения, которые возникнут после его издания; наотношения, возникшие до его издания, новый закон не действует и они,следовательно, продолжают регулироваться прежним законом. Поскольку в данномслучае применяется отмененный закон, такой тип действия называется переживаниемпрежнего закона (ультраактивностью закона).
Опираясь на имеющиеся исследования, можносогласиться со следующим пониманием типов действия нового закона во времени:
— немедленное — на правоотношения, возникшие довступления в силу нового закона, изменяющие права и обязанности их участников сдаты вступления его в силу, а также на правоотношения, которые возникнут послевступления в силу нового закона;
— обратное — на правоотношения, которые возникли довступления нового закона в силу, изменяющие права и обязанности их участников,возникшие до вступления нового закона в силу. Нормы обратного действия частичноили полностью пересматривают ранее возникшие правоотношения;
— перспективное — на правоотношения, которыевозникнут после вступления в силу нового закона, не затрагивая прав иобязанностей, возникших после вступления в силу нового закона на основе ранеесложившихся правоотношений.
Тип действия нового закона во времени можно лучшепонять, если одновременно учитывать тип прекращения действия прежнего закона.Действие нового закона обычно исследуется в отрыве от прежнего, которому онприходит на смену. Учет их взаимодействия позволит углубить исследование этоговопроса. Больше внимания заслуживает такой его аспект, как прекращение действиязакона.
Прекращение действия прежнего закона можнообозначить так:
— немедленно прекращает свое действие на всеправоотношения, которые ранее регулировал, с даты утраты им силы;
— до утраты законом силы прекращает действие направоотношения, которые ранее им регулировались, а впоследствии пересмотрены истали регулироваться новым законом с обратной силой;
— переживает себя, т.е. продолжает регулироватьправоотношения, которые возникли на его основе и после даты вступления в силунового закона, т.е. после утраты им силы.
Рассмотренные типы действия закона во времени и ихвзаимодействие позволяют перейти к рассмотрению пределов действия налоговогозаконодательства во времени.
Определить пределы действия акта законодательства оналогах и сборах во времени означает определить временные границы техправоотношений, на которые распространяется действие этого акта. Для того чтобыопределить временные границы действия нового закона, необходимо установить,во-первых, момент вступления его в силу и, во-вторых, определить тип действия этогозакона. Принимая новый акт законодательства, законодатель может по-разномуопределить тип действия закона и соответственно пределы действия прежнего инового законов.
1. Законодатель устанавливает начало действия новогозакона с момента вступления его в силу, и с этого момента конкретныеправоотношения могут возникнуть только в соответствии с новым законом.Возникнув, правоотношения изменяются и прекращаются тоже в соответствии с новымзаконом. Те правоотношения, которые возникли в соответствии с прежним законом,должны быть прекращены в порядке, установленном законодателем, либо подлежатрегулированию, т.е. существуют, изменяются и прекращаются в соответствии сновым законом с момента вступления его в силу.
Например, Федеральный закон N 118-ФЗ «О введениив действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»предусматривает новые правила исчисления и уплаты налога на добавленнуюстоимость, налога на доходы физических лиц, акцизов и ЕСН. Статьей 34 Законаустановлено, что новый Закон вступает в силу с 1 января 2001 г.
Статья 31 Федерального закона N 118-ФЗпредусматривает, что часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям,регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения еев действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второйНалогового кодекса, часть вторая применяется к тем правам и обязанностям,которые возникнут после введения ее в действие.
В приведенном примере новый закон начинаетдействовать немедленно, а прежние законы (регулирующие исчисление и уплатуперечисленных налогов) немедленно прекращают свое действие с момента вступленияв силу нового закона.
2. Законодатель устанавливает момент начала действиянового закона до момента вступления его в силу. В этом случае новый законпредполагается существовавшим к моменту возникновения правоотношения, несмотряна то что такой момент фактически предшествовал моменту вступления в силунового закона (в физическом времени). При таком определении начала действиянового закона уже возникшие и существующие правоотношения подлежат пересмотру всоответствии с новым законом, и в зависимости от того, касается ли новоеправило только условий существования, изменения, прекращения правоотношения илионо иначе определяет и его возникновение, уже возникшее и существующееправоотношение должно быть прекращено или изменено в соответствии стребованиями нового закона.
Например, налогоплательщик исчисляет и уплачиваетналог на прибыль по правилам гл. 25 НК РФ. В мае 2002 г. публикуетсяФедеральный закон N 57-ФЗ, которым правила исчисления и уплаты налога наприбыль частично изменены. Согласно ст. 16 Федерального закона N 57-ФЗ, а такжеп. 1 ст. 5 НК РФ названный Закон вступает в силу по истечении одного месяца смомента его официального опубликования и не ранее 1-го числа начала очередногоналогового периода. Этой же статьей Закона предусмотрено, что его действиераспространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
В том случае, если нормы Закона N 57-ФЗ улучшаютположение налогоплательщика, действие его распространяется на правоотношения,возникшие с 1 января 2002 г., несмотря на то что сам Закон вступает в силу сболее поздней даты.
Заключение
Установление момента начала действия нового законадо момента вступления его в силу называют «обратным действиемзакона», когда новый закон предполагается существовавшим в прошлом (сточки зрения физического времени). При этом прежний закон, регулировавший тотже предмет, досрочно, т.е. до утраты им силы, прекращает свое действие.
3. Законодатель определяет действие нового законатак же, как в первом варианте, но при этом прежний закон продолжаетрегулировать те общественные отношения, которые возникли до момента вступленияв силу нового закона, т.е. существовать, изменяться и прекращаться они будут всоответствии с прежним законом. Новые правоотношения возникают в соответствии сновым законом. Таким образом, с момента вступления в силу нового законапараллельно будут существовать общественные отношения, регулируемые по-разному,разными законами.
Так, Федеральный закон N 118-ФЗ регулируетисчисление и уплату НДС. Одновременно в отношении индивидуальныхпредпринимателей, зарегистрированных в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федеральногозакона «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации», действует названный Закон, утративший силу.
Таким образом, прежний закон в приведенном примерепродолжает действовать параллельно с новым законом, несмотря на то что утратилсилу. Действие прежнего закона называют «переживанием» закона,действие нового закона — «перспективным».
Устанавливая такой порядок действия во временинового и прежнего акта, законодатель должен определить временные пределыдействия отмененного закона, так как параллельное действие двух или несколькихправил, регулирующих один и тот же предмет, нарушает системность юридическихнорм. Зачастую законодатель рассчитывает на фактическое прекращение действияпрежнего закона вследствие отсутствия обстоятельств, при наличии которых ондолжен применяться.
Чаще законодатель, исходя из конкретных общественныхотношений, так или иначе устанавливает момент прекращения действия прежнегозакона.
В рассмотренном примере законодатель установил, чторежим налогообложения, предусмотренный Законом «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации», действует вотношении индивидуальных предпринимателей в течение четырех лет с момента ихгосударственной регистрации. Причем момент прекращения Закона «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» в отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрензаконом. Момент прекращения действия прежнего закона также может бытьустановлен в новом законе.
Литература
1. Швеков Г.В.,Тилле А.А. Вступление в силу нормативных актов: Учеб. пособие. М., 1980. С. 50.
2. Лантух В.В.Исковая давность в современном гражданском праве: Дис.… канд. юрид. наук.Волгоград, 1999. С. 16.
3. Петров Г.И.Фактор времени в советском праве // Правоведение. 1982. N 6. С. 46 — 52; Времяв советском социальном управлении // Правоведение. 1983. N 6. С. 47 — 52.
4. Тенилова Т.Л.Время в праве: Дис.… канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 15 — 25.
5. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П // Российская газета. 2003.2 июля.
6. ОпределенияКонституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 48-О, от 8 апреля 2003 г. N159-О, от 10 ноября 2002 г. N 321-О, от 10 ноября 2002 г. N 322-О.
7. Евтихиев А.Ф.Законная сила актов администрации. Люблин, 1911. С. 64.
8. Даниленков А.В. Опорядке исчисления срока вступления в силу акта законодательства РФ о налогах// Юрист. 2003. N 2. С. 40.
9. Что изменилось вналоговом законодательстве //(«Российский налоговый курьер», 2006, N23)
Перспективы изменения налогового законодательства в части налога на прибыль(Продолжение)//(«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческомбанке», 2006, N 10)
10. Проблемаэкономической оправданности затрат в российском и зарубежном налоговом законодательстве//(«Налоговед»,2006, N 10)
Перспективы изменения налогового законодательства в части налога на прибыль(Продолжение)//(«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческомбанке», 2006, N 9)
11. Что изменилось вналоговом законодательстве (Продолжение)//(«Российский налоговыйкурьер», 2006, N 17)
Особенности применения налогового законодательства плательщиками единогосельскохозяйственного налога//(«Налоговый вестник», 2006, N 9)