РЕЗОЛЮЦИЯВторой международной конференции серии «Безопасная Беларусь для детей»«Всесторонняя поддержка детей, пострадавших от насилия»27-29 апреля 2011 года в городе Минске по инициативе МОО «Понимание» состоялась II международная конференция серии «Безопасная Беларусь для детей», посвященная теме: «Всесторонняя поддержка детей, пострадавших от насилия». В Конференции приняли участие более 200 человек. Участниками конференции стали: депутаты Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, представители республиканских органов государственного управления, руководители организаций и специалисты республиканского, регионального и областного уровней систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, прокуратуры. А также – руководители и представители общественных объединений, высших учебных заведений и средств массовой информации Республики Беларусь. В работе конференции приняли участие международные эксперты из Литвы, Молдовы, России, Украины, Эстонии, представители дипломатического корпуса и международных организаций, аккредитованных в Республике Беларусь. ^ В ходе конференции ее участники: провели мониторинг ситуации в области поддержки детей, пострадавших от насилия, за период, следующий за 1-й Международной Конференцией “Безопасная Беларусь для детей”; рассмотрели психолого-педагогические, медицинские и юридические аспекты построения современных и актуальных, адекватно отвечающих на вызовы обществу, моделей предоставления поддержки детям, пострадавшим от насилия; рассмотрели примеры действенных медицинских, психологических, юридических технологий сообщения о случае, расследования, проведения экспертизы в отношении детей, пострадавших от насилия; познакомились с международными и формирующимися национальными механизмами защиты детей от насилия; сформулировали предложения для внесения дополнений в некоторые документы, составляющие государственную политику Республики Беларусь в области предотвращения насилия над детьми.^ В ходе обсуждения было отмечено: Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, продолжает оставаться одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Республики Беларусь. Рекомендации Комитета ООН по результатам рассмотрения 3-4-го Периодического Доклада Республики Беларусь об исполнении Конвенции ООН «О правах ребенка» и Факультативных Протоколов к Конвенции, а также Технического Дополнения к Докладу по ст. 19 Конвенции и Альтернативного Доклада по Факультативному Протоколу о предупреждении коммерческой сексуальной эксплуатации детей, детской проституции и детской порнографии, являются «дорожной картой» для обеспечения наиболее полной защиты детей от насилия. Пристального внимания и усилий по реализации требуют рекомендации Комитета, связанные с защитой детей, ставших жертвами преступлений, а также рекомендации, призывающие государство-участника Конвенции к наиболее тесному сотрудничеству со структурами гражданского общества в деле защиты детей от насилия и выполнения других статей Конвенции ООН «О правах ребенка». Проблема насилия над детьми становится для современных обществ все более актуальной. Угрозы, преследующие детей самого разного возраста, приобретают острый и масштабный характер, становятся все более разнообразными и комплексными, требующими особых мер профилактики и вмешательства. В большей степени распространению насилия над детьми способствует то, что общество в целом пока не готово открыто обсуждать эту проблему, а профессиональное сообщество, несмотря на значительный прогресс в 2009, 2010 и 2011 годах, все еще в недостаточной степени располагает современными технологиями оказания помощи пострадавшим детям. Проблема насилия в отношении детей является актуальной для Беларуси. Только в 2010 году в результате преступлений погибло 82 несовершеннолетних, в т.ч. 54 – в возрасте до 14 лет, из них 9 – новорожденных, ранено 103 ребенка (48 из них в возрасте до 14 лет).Зарегистрированное число случаев сексуального насилия в отношении несовершеннолетних сохраняется на невысоком уровне (269 преступлений полового характера в отношении несовершеннолетних в 2010 году по сравнению с 270 преступлениями в 2009 году и 248 преступлениями в 2008 году). Основную причину этого профессиональное сообщество видит в высокой степени латентности данных преступлений. Высокая латентность сексуального насилия объясняется стремлением жертвы скрыть произошедшее из-за стыда и страха перед взрослыми и сверстниками и определенной неготовности несовершеннолетней жертвы и его/ее родителей/законных представителей доверить конфиденциальную информацию сотрудникам государственных служб. В сравнении со Швецией, имеющей сходную с Беларусью демографическую ситуацию и обладающей наиболее развитой системой защиты детей от насилия, показатель зарегистрированных преступлений полового характера в отношении несовершеннолетних в Беларуси ниже в 15 раз, что вызывает несомненную тревогу.Имеющиеся на сегодняшний день исследования проблемы насилия в отношении детей, а также пренебрежения правами и нуждами детей дают общее представление о типах и видах недостойного обращения с детьми в Республике Беларусь. Тем не менее, в стране не существует постоянно работающей системы сбора достоверной информации о случаях насилия в отношении детей и степени распространенности насилия в отношении детей. Представленные модели противодействия насилию над несовершеннолетними и оказанию помощи пострадавшим детям включают в себя эффективные инструменты сообщения о случаях (Общенациональная 7/24 Детская Линия, вэб-сайты, ряд узкоспециализированных «Горячих линий»), получения достоверных и не травмирующих личность ребенка показаний в ходе уголовного и гражданского производства (8 дружественных детям комнат опроса), создающиеся эффективные инструменты реабилитации пострадавших детей (клиническая и поликлиническая модель, социально-педагогическая модель). Внедрение данных моделей, составляющих систему защиты детей от насилия и оказания помощи пострадавшим детям, требуют изменения и развития законодательной и нормативной базы, а также правоприменительной, клинической, социально-педагогической и психологической практики. Одним из перспективных направлений деятельности по защите детей от насилия и иных видов недостойного обращения является создание современной инфраструктуры профилактики и оказания помощи детям, пострадавшим от насилия, а также детей групп риска, таких как, например, дети, уходящие из дома без ведома родителей. Такие дети наиболее подвержены риску совершения насилия над ними. В 2010 году в розыске находились 160 детей, неразысканными в Республике Беларусь на начало 2011 года осталось 52 ребенка. Руководствуясь вышеперечисленным, Разделяя положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Заключительных Рекомендаций Комитета ООН по итогам рассмотрения 3-4-го Периодического Доклада Республики Беларусь Комитету ООН о соблюдении Конвенции ООН «О правах ребенка» и Факультативных Протоколов к Конвенции, национальной политики и законодательства Республики Беларусь, обеспечивающих всестороннюю защиту детей от унижения, эксплуатации и насилия, Поддерживая усилия государства, профессионального сообщества, гражданского общества Республики Беларусь, направленные на обеспечение реализации права ребенка на проживание в свободной от всех форм насилия, безопасной и развивающей среде семьи, школы, сообщества, общества в целом, Констатируя значительный прогресс в Республике Беларусь в области защиты детей от насилия в 2009-11 годах, Принимая во внимание необходимость усиления защиты детей, ставших жертвами преступлений, а также межведомственного и межсекторного взаимодействия в целях защиты детей от насилия, пренебрежения их правами и нуждами и иных видов недостойного обращения,^ Участники конференции решили: распространить информацию о конференции и ее результатах среди органов государственной власти и управления, государственных организаций и общественных объединений, международных организаций и фондов в целях наиболее полного информирования о прогрессе в развитии системы защиты детей от насилия в Республике Беларусь, а также о потребностях и возможностях общества в дальнейшем развитии такой системы; рекомендовать всем заинтересованным сторонам принимать неукоснительные меры к искоренению всех форм насилия в отношении детей и оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, согласно законодательству Республики Беларусь и ее международным обязательствам; отметить прогресс во взаимодействии органов власти и государственного управления и общественных объединений в создании системы защиты детей от насилия и рекомендовать республиканским органам государственного управления, а также органам исполнительной власти г. Минска, областей и районов страны продолжить успешную практику задействования всех имеющихся в обществе возможностей, как органов государственного управления и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, прокуратуры, так и общественных объединений, работающих в данном направлении, а также средств массовой информации для качественного улучшения положения дел в области борьбы с насилием в отношении детей и оказания помощи пострадавшим детям; отметить значительный прогресс в создании дружественных детям условий участия детей-жертв и свидетелей преступлений в уголовном процессе и рекомендовать областным и районным исполнительным комитетам, администрациям районов и городов продолжить успешную практику создания специализированных дружественных детям комнат для проведения опроса детей, ставшими жертвами или свидетелями насилия с целью минимизации для ребенка травмирующих психологических факторов и последствий опроса; выразить признательность Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь (протокол-поручение 03-13, п. 2.1), Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству связи Республики Беларусь и РУП «Белтелеком» за создании по инициативе МОО «Понимание» Общенациональной Детской Линии 8-801-100 1611, работающей 24 часа в сутки 7 дней в неделю, общедоступной на всей национальной территории и бесплатной, как для вызывающего абонента, так и для оператора Линии; рекомендовать областным и районным исполнительным комитетам, администрациям районов и городов внедрить программы реабилитации пострадавших детей в социально-педагогические центры, на базе которых будут работать междисциплинарные группы специалистов по оказанию помощи детям, ставшим жертвами насилия и семейного неблагополучия; рекомендовать высшим учебным заведениям включить в учебные планы повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов (юрист, следователь, специалист по социальной работе, педагог социальный, педагог-психолог, психолог, медицинский судебный эксперт-психолог, врач-педиатр, врач-психотерапевт) спецкурсы по судебно-следственному и клиническому опросу детей, пострадавших от насилия, управлению и работе на Детской Линии и других телефонах доверия и «горячих линиях» по проблемам предотвращения насилия в отношении детей, а также оказания реабилитационной помощи детям, ставшими жертвами насилия; повторно рекомендовать республиканским органам государственного управления разработать и принять решение о создании системы проведения регулярных исследований состояния дел в области соблюдения прав детей на безопасность и развитие в целях получения актуальной и достоверной информации о текущем состоянии дел;повторно рекомендовать республиканским органам государственного управления способствовать созданию единой государственной статистической базы данных по фактам насилия над детьми, в том числе данные о семьях, в которых были отмечены акты насилия;повторно рекомендовать республиканским органам государственного управления и органам исполнительной власти г. Минска, областей и районов страны создать условия для расширения числа общественных объединений, работающих в области защиты детей от насилия, а также создания действенных механизмов включения общественных объединений в работу по профилактике насилия в отношении детей, выявлении случаев насилия и реабилитационных действий с пострадавшими детьми;рекомендовать средствам массовой информации проводить кампании по информированию общественности о доступных службах помощи в случаях насилия в отношении детей в партнерстве с государственными организациями, общественными объединениями и международными организациями;рекомендовать всем заинтересованным сторонам взять за основу для организации работы по предотвращению насилия над детьми и оказанию помощи пострадавшим детям разработанную МОО «Понимание», базирующуюся на Рекомендациях Совета Европы по созданию интегрированных национальных стратегий защиты детей от жестокого обращения и прошедшую общественное обсуждение в регионах Беларуси «Стратегию предупреждения насилия в отношении детей и оказания помощи пострадавшим детям», а также примеры успешных служб оказания помощи пострадавшим детям, таких, как дружественные детям комнаты опроса (модель САС/ Барнахюс/ Дом Понимания), Общенациональная 7/24 Детская Линия и специализированное клиническое/поликлиническое отделение для детей, пострадавших от насилия;рекомендовать международным фондам и организациям увеличить финансирование и расширить число участников программ, направленных на борьбу с насилием в отношении детей и оказание помощи пострадавшим детям в Республике Беларусь, а также в Регионе Центральной, Восточной Европы и СНГ;внести предложение в республиканские органы государственного управления о рассмотрении вопроса о включении вышеизложенных предложений в законодательные и подзаконные акты, государственные программы и планы с условием соисполнения и софинансирования со стороны МОО «Понимание» и других заинтересованных общественных объединений и международных организаций.Участники конференции выражают уверенность в том, что активизация совместных действий государства, гражданского общества и других заинтересованных сторон в целях реализации вышеперечисленных положений, направленных на защиту детей, позволит нам и дальше успешно строить и развивать Беларусь, безопасную для ее юных граждан. Председатель Организационного Комитета Конференции, Председатель Правления, Исполнительный Директор МОО «Понимание», Международный консультант по обучению и защите прав ребенка А.М. Маханько Председатель Научного Комитета Конференции, Декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор В.А. Янчук 29.04.2011 года г. Минск, Республика Беларусь
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…