Встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом в романе МА Булгакова Мастер и Маргарита

Одно из самыхизвестных илюбимых произведенийxx-говека «Мастери Маргарита»было написановдающимсярусским писателемМ.А. Булгаковым.
Этопроизведениепринесло авторумировую известностьпосмертно.Булгаков писалсвою книгу сконца 20-х годови до самой смерти.
Романявляется историческидостовернойкнигой о еговремени и людях, живших в нем.И то же времяэто произведениеподнимает массупроблем, заботившихлюдей многиестолетия. ИБулгаков предоставилчитателю свойвзгляд на решениеэтих проблем.
Однимиз важнейшихэпизодов, намой взгляд, вкаждом произведенииявляется егозачин. У Булгаковав самой первойглаве раскрываетсясамые важныевопросы произведения, которым припомощи своихгероев автордает свою оценкуна протяженииромана.
Итак,«однажды весною, в час небываложаркого заката, в Москве, наПатриаршихпрудах» мывстречаемсяс двумя героямиромана: с МихаиломБерлиозом, председателем«МАССОЛИТ»- а и редактором«толстогохудожественногожурнала», и сИваном Поныревым, пишущим «подпсевдонимомБездомный».Они разговаривалиоб Иисусе Христе.Берлиоз доказывал, что Иисуса нети не было. Поэтомуне следуетизображатьего «совершеннокак живого», что сделал всвоей поэмеБездомный.
Нов их разговорвмешался странныйтип, как импоказалось, он был иностранцем.Почему ониприняли егоза иностранца? Мне кажется, этому способствовалоне только то, как он был одет:«в дорогомсером костюме»,«заграничных, в цвет костюма, туфлях». Сразузамечаетсяотличие герояот остальных: кроме одежды, атрибутов, эторазного цветаглаза, брови, коронки назубах, кривизнарта. Не случайноавтор толькопосле описаниялица делаетвывод: «Словом– иностранец».Он не похож насоветскогогражданина, в облике котороговсе должно бытьоднообразно, стандартно.Еще один факт, говорящий впользу предположениясобеседников– незнакомцаудивил тотфакт, что литераторыбыли атеистамии не боялисьоб этом говоритьпостороннимлюдям. Однакочитателю, вотличие отприятелей, понятно, чтоперед писателямисидит сатана, и безвериегероев прекраснаявозможностьовладеть ихдушами. Но Булгаковпоказываетнам другогодьявола, отличающегося, от привычногообраза. Воландлишь посредникмежду злом, которое людитворят в душе, в мыслях, и зломв привычнойдля нас форме, а так же Воландвыполняетсправедливуюкарательнуюфункцию. Естественно, он не согласенс доводамиБерлиоза о несуществованииИисуса, а разпредседательотвергает мысльо существованииИисуса, то и вдьявола он тожене верит. Но ужкому как неВоланду знатьо существованиисамого себя.
Бездомный такжепринимал живоеучастие в споре. И один раз «бухнул»то, что «иностранца»очень развеселило:«Взять бы этогоКанта, да затакое доказательствогода на три вСоловки!» Этоон сказал, когдаречь зашла опяти доказательствахсуществованияБога, и о шестомдоказательствеКанта. Берлиозоспаривал иэто доказательство, ссылаясь наШиллера Штрауса.Очевидно, геройсчитал их болееавторитетнымив этом вопросе, чем себя.
ВысказываниеБездомногопо поводу Кантанесколькосконфузилоболее деликатногоБерлиоза, нов словах поэтапрозвучаломнение большинстванарода, непринимающегоинакомыслие.
Воландвполне с довольнымвидом понимаянесостоятельностьсобеседниковв этом вопросе, задаёт следующий:«Ежели Боганет, то, спрашивается, кто же управляетжизнью на землеи всем вообщераспорядкомна земле?» Поманере общенияи вопросам, которымиинтересовался«иностранец», для писателейбыло очевидно, что он шпион.А Воланд темвременем пытаетсясказать Берлиозуи Бездомномуто, ради чегопоявился передними. «Имейтев виду, что Иисуссуществовал»,- говорит герой, а в доказательствоповествуето Пилате, обаресте и допросеИеуши.
Нокогда и это непомогло, тогдаВоланду ничегоне остается, как доказатьприятелямсуществованиедьявола, а заоднонаказать каждогопо заслугам.На прощаниепрофессорсказал Берлиозуследующее:«Умоляю васна прощанье, поверьте хотьв то, что дьяволсуществует! О большем я васуже и не прошу.Имейте в виду, что на это существуетседьмое доказательство, и уж самое надежное! И вот оно вамсейчас будетпредъявлено».
Адоказательствомслужило то, чтопредседателюотрезало головутрамваем, какхоть и туманно, пророчил емуВоланд. А Бездомныйв результатеэтого попалв психиатрическуюлечебницу.
Самыминтереснымявляется то, почему одинаково«провинившимся»людям выбираютсянесоразмеримыепо тяжестинаказания.Воланд считал, что Берлиозуже конченыйчеловек. Онначитан, умен, и имеет сложившеесягодами представлениео жизни. И еслион, изучая большоеколичестволитературы, пришел своимумом к тому, что Бога нет, его голову ужене «очистить»от этих мыслей.То Иван не былтак «подкован»в этом вопросеи его головабыла не переполнена ошибочнойинформацией.И если он этогозахочет, то онготов к получениюновых знанийи формированиюдругих представленийо мире, отличныхот тех, которыеу него были намомент встречис Воландом. Иатеизм Иванпринял не стольсознательно, как Берлиоз, а потянувшисьза массами. Итак, как дьяволв описанииБулгаковасуров, но справедлив, он дает Бездомномуеще один шанспересмотретьсвои взгляды.А для «все знающего»Берлиоза небыло возможностиполучить новыезнания и понятия, поэтому Воландпрервал егосуществованиена земле.
Именно такначинаетсяэто произведение, интригующеи захватывающе.Мое сугубосубъективноемнение в следующем: одна из отличительныхособенностейБулгакова –он в погоне завозвышеннымиидеями и серьезнойпроблематикойв произведенияхне забывает, что пишет ненаучный трактат, например, натему «добраи зла». А всеже художественноепроизведение.Он оснащаетроман «большой»интригой, понастоящемуинтереснымсюжетом, юмором, сатирой и иронией.От чего хочетсячитать дальшеи дальше, отглавы к главе, а не засыпатьнад каждойстраницей, какпри чтениимногих известныхавторов, каксовременных, так и классиков.