А.Горин
Церковь ЕХБ(НАДЕЖДА(, г. Москва
Введение
в догматическоебогословие
Курслекций прочитанныхв Ц. “Надежда”(1997-8 гг.)
Лекция 3.ПриоритетБиблии, какбогословскогоисточника.АвторитетБиблии. БогодухновенностьБиблии (факт, история понимания, критика и уясненииеосновного; характер —откровениеоб откровении; сфера–мера, непогрешимость?).Богодухновенностьв свете жизниБиблии в Церкви: толкованиеи пр.
ПониманиеБиблии, какрелигиознойкниги, несомненно, будет истекатьиз пониманиянами Бога. Этоодно из техпредпониманий, которые являютсяспецификойбогословияи как науки икак церковногоинструмента.
Очевидно, что Бог неинструктируетлюдей голосомс небес: “эй, вы, слушайтеменя…” В такомслучае, Богявлялся быэлементоммироздания.Будучи, же, глубинойнашего бытияон никогда ненаходится“вне”, как бывы это себе непредставляли.Его откровениепередаетсямногообразнои являетсяисточникомбогословскоготруда. Вершиной(. являетсябогочеловечествоИХ, одновременноявляющеесямоделью дляпонимания (.
Мы говорилиоб источниках(. Теперь необходимопрояснитьвопрос об ихавторитете.Исключительный(. — явление Х.В свете этогомы примем заоснову в рассужденияхоб (. откровенныхисточниковто, что (. — этосамораскрытиеБога, облеченноев форму подлежащихистолкованиюсобытий, обязательноразворачивающихсяво времени(Даннинг, с.51).
В историческихсобытиях мыможем выделитьфактическуюи смысловуюсторону. Фактыобретают смысл, когда их помещаютв комплексисторическихконтекстов.Любое событиепредоставляетнам более, чемодну возможностьпонимания, чтоособенно очевиднов свете богословскихистолкований.Очевидцы событийне обязательнонаиболее глубоковоспринимаютих. Зачастую, даже наоборот.Если же событиядают ключ к ихвнутреннемусодержанию, то дело облегчается.Это особеннокасаетсясотериологическогоприоритетаоткреовенныхсобытий. Еслиучастник переживаетпроисходящеев этом ключе, то далее он всостоянии болееглубоко разъяснитьописываемыесобытия, чтобыдругие воспринялиоткровеннуюсоставляющую.Известно, приэтом, что библейскиедокументысоставлялись, если и не участникамиописываемыхсобытий, но вконтексте жизниобщины веры, чем и определяетсяприоритетностьБиблии, какбогословскогоисточника.|понятен вывод?|П.Тиллих пишет(по Даннинг,52): (Библия — …основнойисточниксистематическогобогословия, потому что этоподлинныйдокумент особытиях, которымиположено основаниеХристианскойЦеркви( (ST, 1:35).
Авторитет.Авторитетзиждется навласти, котораяне обязательносвязана с физическимиреалиями, нонапр. властьнаучного мненияи т.п. Например(Даннинг, 53), властьполицейскогопроизводитьарест основанана авторитетегосударства.Подразумевается, что люди признаютэтот авторитете.Но в силу чего? Это может бытьстрах, почтение, любовь, другоечувство илиих комбинация, наконец наоснове авторитетаБога. Независимони от чего, решениеподчинться/ неподчиниться— это личноерешение. Бывает, что законноне подчинитьсятребованиямправительства— оно вторично! С другой стороны, человек можетизбрать преступныйпуть (в общем)и не подчинятьсяправительству, как воплощениюопределенногосоциально-моральногопорядка. Такоерешение неопределяетсяобъективно(иначе всеоднообразноотносилисьбы к власти).Здесь задействованыфакторы воспитания, окружения, образованияи, возможно, генетические.Все они не зависятот субъектарешения ( мыприходим квыводу, чтопринятие решенияоб отношениик авторитету— тайна, сокрытаяв глубинахличности.
Это же относитсяи к авторитетув богословии.Если для насБог — абсолютныйавторитет, каквысшая Реальность, то знания о ней(и “знание Бога”)мы получаемразличнымобразом. Писание, т.о. получаетавторитет отнего, как отвласти болеевысокого уровня.Подобным образоми человек принимаетавторитетписания насугубо личныхоснованиях|!!!|
Однако, приобсуждении(. Библии частопытаются, чтобыизбежать аргументаот рекомендациицеркви, найтирациональныедоводы, длясклонениярассудка кподчинениюБиблии. [Этонапоминаетпереоценкуроли аргументовв пользу существованияБога!] Это несостоятельно, как в светевышеприведенныхрассужденийоб (., так и последующимоображениям:
Попытки искатьавтосвидетельстваБиблии наталкиваютсяна непреодолимыетрудностивызванные еенехолистическимхарактером.Далее, этопредполагает, что таковыеуже имеют какуюто ценность.
Часто основываютавторитетБиблии на еенепогрешимости, но это простоподменяетпониманиеБиблии определеннымучением о Боге, от которогомы отказались.|пояснить —непогр. Бог нехотел допуститьи малейш. ошибкив Библии., кот.понимаетсяв виде абс. точныхтекстов ещедо прояснениявопроса о еехарактере|.Кроме того, непогрешимыми, в этом случае, могут бытьтолько оригиналырукописей, которыми мыне располагаеми эмпирическине можем подтвердитьили опровергнуть.Это оказываетсяутверждением, основаннымна мнении человекаи не более.
Евангельскоепониманиеотвергаетподобноепредставлениео Библии. Развитиебиблейскойкритики сделалоего нерелевантным.Но самая главнаяпричина, всеже, в нашемпредставлениио Боге:
{Цитата поДаннингу, 56: К.Пиннок}
КлассическоепониманиеэкзистенциальногоавторитетаПисания указываетна фактор, выходящийза пределырациональногоанализа. БритваОккама делаетего ненужным.Это выраженос наибольшейэкспрессиейу Кальвина, нои у других.
{Цитата: Установления,I,VIII,1; Кальвин, 74-75}
БогословиеРеформации, которое живои по сей день, придержваетсяпозиции testimoniuminternum Spiritus Sancti (внутреннеесвидетельствоСв. Духа). От Лютера, Кальвина, черезВестминстерскиеисповеданияи до наших днейпризнается, что подлинностьавторитетаПисания подтверждаетсядействием Духа.
Мы приходимк очереднойбогословскойапории, проистекающейиз вопроса осоотношенииволи Бога ичеловека. Наравнес тайной принятия/ отверженияавторитетаПисания науровне предоценкивозникает тайнаотклика / безучастностипод влияниемблагодати Св.Духа уже в связис содержаниемПисания. Какбы то ни было, экзистенциальныйавторитет —основа взглядана Библию всвязи с ееавторитетом.Невозможнострого доказать, что Библияимеет отношениек авторитетуБога. Представлениечеловека о Богеи его восприимчивостьк вести кактаковой определитего выбор!
Однако, кромеэкзистенциального(основополагаюшеговопроса, покоторому наблюдаетсянекотороебогословскоеединство), существуети более тонкийвопрос, по которомусуществуетеще большемнений. Этовопрос когнитивного(познавательного)авторитета.Он относитсяк поддающемусярациональнойоценке содержаниюПисания. Какнам пониматьего? Как далеетолковать иприменять. Приобщем признанииэкзистенциальногоавторитетаконкретныевыводы могутрасходиться.ВнутреннеесвидетельствоДуха тут недействует.|пояснить| Каквыяснить, чтов когнитивномсодержанииявляетсяавторитетным? Это ведет наск вопросу обогодухновенностиПисания, которыймы и рассмотрим.
Богодухновенность.Опять же, представителивсех христианскихконфессий, носители самыхразных богословскихсистем, во всевремена признаютсвою веру вбогодухновенностьБиблии. Этотакой же прочнозасвидетельствованыйдогмат, как ивходящие всимвол веры(в некоторыхаспектах дажеболее). Фактналицо. Но приэтом можновстретитьзначительнуюнеразъясненностьвопроса и большоеразличие впонимании б.
Исторически, если мы оставимсами НЗ тексты, то мы находимпервые рассужденияоб этом во II в.Еще Отцы – апологеты, утверждая б.Библии ставиливопрос о природеэтого феномена.Они были склоннысводить егок своего родадиктовке, сводитьк несущественномуучастие человекав этом процессе.Так Афинагор(~177г. – Апология,IX, 1; цит. по: Князев,113) сравниваетписателей смузыкальнымиинструментами, на котороммузыкант (Бог, Дух) играетмелодию. Далее, в связи с монтанизмом, Церковь отказаласьот подходаапологетови стала утверждать, что Дар Св. Духане упраздняет, но предполагаетсамое активноеучастие человека-писателя.В дальнейшем, на Востоке этотдогмат не вызывалкаких бы то нибыло вопросови ( не развивался.На Западе, попричине развитиясхоластикии по прочимпричинам существуетогромная богословскаябаза. Вопросэтот необходимопрояснить попричине проблемыметода.
Даннинг пишет, что содержаниебогословияпервично поотношению кметоду. Так каксначала происходитисследование, а затем становитсяочевидениспользованныйметод. Методисследованияне являетсячастью богословия, но имплицитноприсутствуетв нем. Однако, относительноБиблии делоне ограничиваетсябогословием, но имеет личное, богослужебноеи пр. измерения.В свете же развитиябиблейскойкритики и всегокомплексагуманитарныхнаук, в сферекоторых находитсяи богословие, необходимоусвоить результаты, согласоватьих с историческимидоктринами, прояснить мерурелевантностиисторическогоподхода к Библиинаравне стипологическим.Как пониматьв современныхусловиях учениео высшем смысле, бесконечнопревосходящембуквальныйсмысл Писания, чему учили Отцыс первых вековхристианства? Удивительныепараллелиоткрываютсяздесь в связис современными, отчастидеконструктивистскими представлениямио несуществованиитекста, каккультурногофеномена, независимоот читателя.Вообще, развитиечеловечествав Новом Временитребует коренногопереуясненияметодологическихпринциповхристианскогобогословияи, опять таки, касается пониманияБиблии. Мы говорилиоб этом; этосамые общиевещи; в светених мы перейдемк рассмотрениюадекватногопониманияПисания.
Теориибогодухновенности.
1. Интуитивнаятеория.
Вдохновениеявляется высшейточкой внутреннегосостояния, какбы проявлениемв человеке дара(как к музыкеи пр.). АвторыПисания — религиозныегении, которыеособо присущисреде еврейскогонарода. Т.о. этиавторы Библиини чем иным неотличалисьот др. религиозныхи философскихмыслителей.Библия — отражениеих религиозногоопыта и мышления.
2. Иллюминативнаятеория.
Нет особоговодительства, но человекполучает особуючувствительностьк религиознымвещам. ДеятельностьСв. Духа сводитсяк стимулированиюи этому увеличениювосприятия.Дух Св. являетсясвоего родастимулянтом, как чашка крепкогокофе (или LSD). ДухСв. работаетво всех, но вэтих людяхосоьенно.
3. Динамическаятеория.
Комбинацияусилий Богаи человека.Работа Св. Духаосуществляетсяв направленииписателя намысли или наконцепции, которые тотдолжен иметь, но позволяеттому самомунаходить словаи выражения.Автор обладаетуникальнойличностью, имеет своиособенности, писательскийстиль и пр., аработа Св. Духанаправляетего на идеи.
4. Вербальная(словесная)теория.
Влияние Св.Духа руководитвсем, в.т.ч. выборомслоев и выражений, выходя за рамкимысли. РаботаСв. Духа стольнапряженна, что каждоеслово есть то, которое Богимел ввидуупотребить.Однако, Бог недиктовал.
5. Диктовочнаятеория.
Бог фактическипродиктовалБиблию ее авторам.Ко всем фразамприменяетсяпрямое указаниеот Бога, следовательно, нет соответственныхстилей, которымиотличаютсяавторы. (Этоговзгляда придерживаетсянемного людей, но фактически, ряд авторовп.4 придерживаетсяп.5).
Носители:1- James Martineaw; 2 — …; 3 — Augustus H. Strong; 4 — J.I.Parcker;5 — John R. Rice.
{Цитатаиз тетради поСист. богословию_1с их критикой+ изложениетеории о. Лагранжапо: Князев, стр.115-116} Последняятеория не вполнеприемлема попричине еетомистскогоразделениямежду Богом, как первопричинойи вторыми причинами(человечеством)*****************************************************************************************************************************************************************************
**************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************рассужденияоб экзистенциальномвлиянии Писания, то увидим, чтодар б. не имеетотношениияк тому, что автормог знатьсамостоятельно.Б. ограничиваетсяобластью (знанияБога( и его действияв мире, и неисчерпывает(а то и вовсене имеет) своимвоздействиемпорожденияинтеллектуальногоакта. Соединивэто с материаломпредыдущейлекции об (. мыпридем к выводу, что дар боговдохновенияв сущностисвоей являетсякрайне специфическимпроявлениембожественногооткровения!
Мера боговдохновения.Каков же познавательныйавторитетПисания, в светерассмотренногонами?! Существуетточка зрения, что б. и авторитетраспространяютсяна все содержание(усвоение авторства, хронологияи т.п.). Это выводиз механическихтеорий б., предполагающийналичие у авторовнедоступногоего времениуровня знаний.Другие богословысосредотачиваютавторитет навопросахсотериологических, шире – на богословскомсодержании.
Несмотряна всеобщеев евангельскихкругах утверждениеполной б. Писаний, на практикесуществуетогромный спектрбогословскихпостроений.Смысл этогослова оказываетсярасплывчат.Под полной б.стоит понимать, что все Писаниеи каждая егочасть возниклипод особымруководством.Это не предполагаетлюбой конкретныйтип б., но толькото, что в результатеб. мы получилиПисание, какавторитетноеправило дляцерковной веры(и жизни).
При всем притом, проблемазаключаетсяне в принятииопределеннойтеории б. (котораязачастую, оказываетсяисторическиопределенной), не в том, гдевидится сущностьбиблейскогоавторитета, а в том, как человекиспользуетБиблию! (пр. разл.культов и сект).Факт в том, чтоочень большиегруппы христиандостигли устойчивостив ядре своихбогословскихсистем и единыв практикесвоего христианства.Это может датьнам некоторуюточку опоры, но и еще разнапомнит нам, что практическойпричиной несогласийоказываетсяименно определенныйметод интерпретацииБиблии. (Герменевтика— это другойкурс, но, вамясна его крайняяважность. Приэтом должензаметить, чтодля построенияпоследовательнойгерменевтическойконструкциинадо предварительнофилософски, или нет, проанализироватьчеловеческийфактор в собственнопостроенииподобной модели.)Необходимосоздать такойметод, которыйпозволит наиболееявно выражатьименно то содержаниеПисания, котороесоставляетсуть его авторитета(насколько этобудет возможнов свете предпринятогоанализа возможностейгерменевтики).Этот метод ибудет зеленойлинией богословскогодвижения!
Позволюсказать на этутему несколькослов. Основнымиаспектамибиблейскойгерменевтикиявляются историческийи богословский.На начальныхэтапах хр-вадоминировалбогословско-аллегорическихподход. Для насясно, что нельзяполностьюпренебрегатьисторическихаспектом, нои нельзя ограничиватьсяим. Одним изключей частопредлагаетсяиспользоватьметод новозаветногйинтерпретацииВЗ. Здесь действительнонходится удивительноесоотношениеэкзистенциальногои когнитивноготипа авторитета(о кот. мы говориливыше). Это нетак просто.Иногда кажется, что НЗ авторыпросто насилуютВЗ текст, чтобыи не отказатьсяот него и непотерять связиИисуса с иудаизмом.Здесь начиаетсяаллегористика.В сегодняшнемдне, при развитииисторическогометода и невозможностиаллегористики, герменевтическаяконструкция(общеевангельскогобогословия)определяетсодержаниеНЗ как провозвестиео выходе из ВЗсо Христом вЦерковь. Экстраполируяэто на общегерменевтическийуровень мыскажем, чтоизмерение, вкотором находитсяавторитетПисания, оказываетсяименно богословскимсодержаниемПисания; и решающимзвеном в истолкованииБиблии становитсяраскрытие тойбогословскойструктуры, которой обусловлентекст. Частовыражениебогословскойидеи занимаетбольшое пространствои нет никакойнеобходимостивыжимать “смысл”из каждогостиха, “богословскаяплотностьтекста – величинапеременная”.(Так, это виднопри анализекультовойпрактики Израиляв ее схожестис практикойокружающихнародов; да ииз сходствосвященныхтектстов. Именнобогословиеопределяетсуть практики, хотя, опять же, сам народ могзабывать это.)Откровениеполучено вконтексте ужесуществующейкультуры какданное Богомпониманиеистинных причинкультовойпрактики. Отсюдаследует необходимостьиспользоватьнебиблейскиекатегории придальнейшемразвитии органическойбогословскойсистемы, соответствующейсовременномуэтапу развитиямысли, в т.ч.богословской.
Финал: Флоровский; Откровениеи истолкование// Альфа и Омега,№1(8), 1996; цит. стр. 13, абз. (1((2(.