Введение в языкознание/лингвистику

ш п а р г а л к и п о к у р с у ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕЛИНГВИСТИКУ краткие о т в е т ы на 1 8 вопросов 1 Язык как предмет языкознания. Разделы яз-я. Связь яз-я с др. науками. Язык – важнейшее средство человеческого общения без языка не было бы самого человека. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки, но лидером среди них является яз-ние. Яз-е лингвистика – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре,

о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Яз-е как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных гуманитарных наук. Яз-е тесно связано с рядом соц. история, психология, география, археология, этнография и естеств. наук. антропология речевой апарат математич. и филосовскими науками. Яз-е социология социолингвистика яз-е психология психолингвистика матем. лингвистика и др.

Разделы по параметрам Яз-е – многоаспектная наука тк язык сам по себе разнообразен и сложен. Яз-е делится как наука на общее изуч вопросы присущ любым языкам мира и частное изуч либо отдельн языки либо группы языков, теоретическое и прикладное применение лигвистич знаний на практике. 2 Знаковый характер языка знаковая ситуация. Понятие лингвистич знака. Свойства знака. Отличие естественного языка от искуств знак сичтем.

Общение людей подразумевает наличие знаковой ситуации те общяясь мы не используем те предметы о которых идт речь, а используем вместо них заменители – слова, называющие предметы и свойства. Чел. язык имеет знаковый характер и является системой знаков. Изучением разл знаковых систем чел речь, язык жестов, азбука морзе итд занимается наука Сениотика. Знак имеет форму и содержание – это двухсторонняя сущность обладающая планом выражения и
планом содержания. Он способен сигнализировать об удалнных во времени и пространстве событиях. ЗНАК план выражплан содерж – его форма и лексичграматич значение Знаки слова, морфемы, словосоч, предлож. Буквы и фонемы – НЕ знаки. СВОЙСТВА линг знака 1 Он материален облан воспринемаемой формой. 2 Знак – 2-х сторонняя сущность имеющая 2-е стороны означаемое и означающее.

3 Знак противопост другим знакам в рамках данной знаковой системы живой мртвый. Язык – внутреорганизованная совокупность знаков, связанных опр отнош. Знак не существует вне этой связи. 4 Языковой знак имеет произвольный и условный характер. Смысл придатся знаку в результате его историч функционирования. Одно и тоже значение денант на разн языках звучит по разному.

Произвольный характер знака тесно связан с его устойчивостью вещь меняется е название остатся. Знаки языка оторваны от конкретн ситуаций – 2-ая сигнальная система по Павлову. Одни и теже знаки могут иметь разную значимость nice kettle of fish. Ассиметрия языка – отсутствие однозначного соответствия между содержанием и планом выражения – один смысл выраж несколькими формами одна и таже форма может быть связана с несколькими значениями.

В отличии от фонем знаки сосчитать НЕЛЬЗЯ. Из огранич числа не знаком можно построить неогранич число знаков. ОТЛИЧИЯ от исскуств знак систем эсперанто, сольресоль, интерлингва и др. 1 Искуств имеют вспомогательный характер наряду с естественными – универсальными средствами общения. 2 Кол-во содержаний котор может передать естеств знак система безгранично тк ест знаки многозначны, что нельзя сказать о неестеств. 3 естеств язык – всегда более сложен, чем не естеств.

4 В искуств языках вс очень логично, а естеств часто нерационален, хотя он самая совершенная форма общения. 3 Природа и сущность языка соотнош идеального и материального, социального и биологического. Соотношения языка и речи. Точки зрения 1 Язык как живой организм рождается-развивается-умирает. Значит язык – явление биологическое нет Индия, 1920 г девочки-волки 2 Язык – соц явление, важнейшее средство человеческого общения.
3 Язык – идеальное явление, выражение божественного Вначале было слово Но ведь в языке идеальное его значение тесно переплетено с материальным его формой. Соотношение язка и речи Язык социален, речь индивидуальна. В языковом коллективе каждый подченяется своей речью языку. Язык связан с коллективом, но не зависит от индивидуальных особенностей речи.

Индивид не может изменить язык, хотя язык развивается благодаря речевым новшествам индивида. Язык существует потенциально в мозге индивида в виде граматич системы, а речь лишь реализация этих возможностей. Язык манифестируется в речи. Язык идеален, устойчив и абстрактен. Речь материальна, конкретна и мимолтна. Язык производство конкретных высказываний мыслительными и речевыми аппаратами, а язык – это правила и модели. Но язык и речь очень тесно взаимосвязаны.

Чтобы понять речь разных людей нужно знать единый язык. 4 Функции естественного языка. Др семиотические системы, их взаимодействие в чел. обществе. 1 Коммуникативная – основная соц функция языка тк естественный звуковой язык – главная форма общения которая дат возможность людям понять друг друга, это сила обеспечивающая существование и развития совр общества. 2 Позновательная – дат название окружающему, причм называются не отдельные предметы, явления,

признаки, а обобщнные понятия о них. Язык средство формирования и выражения мысли. 3 Экспрессивная функция языка – его способность выражать информациию, передавать е и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивная функция – единство информативной выражение и передача сообщения, эмотивной чувства и эмоции и волюнтативной волеизъявления говорящего функций языка. Из другихсемиотических систем выделяют 1 Вспомогательные языки ручная азбука, шрифт
Луи Брайля, мимика, танец – созданы в помощь инвалидам по зрению и слуху. 2 Специализированные системы сигнализации телеграфные азбуки, азбука Морзе, дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами, сочетаниями звуков и тд. 3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и тп. Напр. xRy x имеет отношение к y. Вс перечисленное используется как средсво общения.

Язык является всеобьемлющейи всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности. 5 Связь языка и мышления. Вербальность и авербальность иышления внутр речь. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Языковая картина мира и принцип культурно -национальной дополнительности языковых картин мира.

Язык и мышление – 2-а неразрывных понятия. Мышление – форма отражения объективной реальности в сознании человека. Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки 1 практически-действительное, 2 наглядно-образное, 3 словестно-логическое. Язык – материальная опора, средсто и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль толко тогда становиться мыслью, когда она высказана речью.

Еденицы языка связаны с еденицами логического мышления слово – понятие. Вербальностьавербальность Мысли без слов бывают В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые аккустические, а речедвигательные. Язык и мыщление диалектическое единство идеального и материального. По Павлову 1-ая сигнальная система – воздействие окружающего мира на чела, 2-ая – воздействие слов на чела. В 30-ые годы США возникает гипотеза лингвистической относительности
структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира, те каждый язык отображает свою собственную картину мира тк по разному членит окружаюший мир, время, пространство и тд. Напр В русском – прошнастбуд, а в английском эти 3 отрезка членятся на более дробные части. Снег, прямая и хоровод времени и др прим. Язык – зеркало между нами и миром. Т.о. языковая картина мира обеспечивает действие принципа духовно-эмоциональной дополнительности.

Хотя на окружает единый мир, представления о нм в разных языках отличаются. 6 Язык и общества природа и характер связей. Соц, территориальная и проч. дифференциация языка в соответсв. с разделением общесва на классы, слои, группы. Формы сознат воздействия общеста на язык языковая политика. Существуют разные взгляды на природу и характер языка 1 язык полностью зависит от общества, 2 язык независим от социальных факторов. Отечественные лингвисты придерживаются золотой середины.

Дифференциация это территор, соц, и проч деление языка. В результате дифф может делиться язык, вызывая появление родственных языков и диалектов. В классовом обществе язык может быть сильно фифференцирован. лик-возвыш, лицо-норма, рожа-вульгаризм деньги, бабы, лавэ. В разных ситуациях общения используются разные языковые средства. Яз. социализация – языковое вхождение в общество.

Различают спонтанное влияние на язык и сознательное воздействие на язык языковую политику. Это может быть как создание алфавитов и писменности, так и прогнозированние языкового развития и планирование языкового строительства, опираясь на социологическую теорию. Прим Татарстан, Европа. 7 Язык как историч категория. Связь развития языка с историей общества. Внешн факторы и внутр противореч как источник развития языка.
Теории происхождения языка. Формирование конкретн языков. Происхождение языка нельзя рассматривать в отрыве от происхож общества, самого человека и развит его сознания тк происхожд языка это сотавния часть этих проблем. Никто никогда не наблюдал, как появляется язык, поэтому все теории его возникновения умозрительны. Сложнось о первоначальной человеческой речи мы можем судить лишь на основании ряда коственных источников.

Челский язык уникален – обладает двойным членением, а высказывания делятся на дескретные части, котор могут комбинироваться. У животных нет двойного членения произносить челские звуки им не позволяет гартань. 1 Религиозн концепция происхожд языка – язык это дар богов и появился он такой, какой есть. Но уже мыслители античного мира пришли к выводу, что язык создан людьми Фусей – естественный характер языка, Тесей – условный характер языка.

2 Звукоподрожательная теория – язык возник в результате подражания звукам природы Лейбниц, Гердер, Гумбольд. lebenжить – приятно на слух. В слове звучание символьчно, имеет значение по природе вещей. Эта теория не состоятельна тк звукоподражательные слова в разных языках различны. 3 Междометная или рефлексная или гав-гав теория – происхождение языка обьясняется теми переживаниями,

котор испытывает человек. Эмоциональные выкрики междомения и жестикуляция переросли в символический язык Штейнталь, Дарвин, Кудрявский. Все домарксистсие теории подходили к вопросу упрощнно и общим для них является признание наличия языка жестов наряду со звуковым. 4 XVIII в Теория соц договора язык – сознательное изобретение людей. 2-а периода Природный выражение чувств и страсти, человек – часть природы и

Цивилизационный соц договорнность о языке с появлением гос-ва. Диодор Сицилийский, Адам Смит, ЖЖ Руссо, Ж. де Белле 5 Теория трудовых выкриров немец. философа Л.Науре XIX в – трудова версия междометной теории. Это важн шаг к правильному осмысл проблемы тк язык возник в результате совместн труд деят. Бюхер. 6 Марксистская теория – Ф.Энгельс Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны,
1876. Положения Возникновение чела, общества и языка – длит процесс эволюции сознание, членораздельная речь и общественность – существ признаки чела. Признание длительности процесса возникновения языка и многофакторности этого развития. Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Язык как средство общения, выражения и передачи мысли возникает только в обществе с производсмтв деят.

Высокоразвитый нервно-мышечный апарат – основа мыслит и речевой деят. 7 Гипотеза Яковлева и Микольского – человечество прошло путь ребнка учащегося говорить. Первобытный чел уже говорил словами-предложениями. Дальнейшее развит языка дифференцияция и интеграция. Путь национального языка 1 Диффер племенных диалектов 2

Общий язык племенного союза языковое разнообразие, но единые корни 3 Образование языков народностей 4 Формирование языка наций. 8 Значение письма в истории развития общества и языка. Происхож и основные этапы развития письма. Пиктограммы, идеограммы, фонография, слоговое и звуковое письмо. Письмо – вторая форма языка, дополнит средство общения.

Благодаря письму информация преодолевает пространсво и время. Сохраняется и передатся человеческий опыт, научные знания итд. Совр виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длит совершенствования первоначально созданного. Письмо зародилось 6000 лет назад. Этапы 0 Предметное письмо – предметы выступают как символы индейское письмо

Кипу и Вампум. 1 Пиктография pictus – картинное письмо. Схематические рисунки предметов и явлений окружающей действительности. Пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение. 7 индейских племн, 1849. 2 Идеография логограмы – изображение не предмета, а значения слова. Условный знак смысла. Возникает в гос-вах с храмовыми хоз-вами табличка фараона
Нармера, 3 тыс. лет до нэ. Идеографич принцип письма получил широкое применение при записи счта и мат понятий, что привело к созданию цифр и проч. научной символики, котор используется по сей день. Разновидность иероглифика. В начертании иероглифов сохранена связь с описываемым придметом. Тип письма, который отражает произношение слов, называется фонографией. Виды ф-ии 1 консонантно-звуковое слоговое – знаки представляют собой сочетание нескольких согласных

и одной гласной. Прим индийское письмо деванагари, арабское и эфиопское письмо. 2 вокально-звуковое – звуки в основном обозначают звуки речи. Прим рсское, англ письмо. 9 Алфавиты и графика. Происхожд греч алфавита. Латиница и алфавиты на лат основе. Кирилиа и алфавиты на е основе. Алфавит – совокупность букв какого-либо фонографич письма расположенного в порядке, который сложился

исторически. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению. Графика изучает соотношение букв и звуков р речи. В графике буквы получают звуковое значение в сочетании букв. 4 наиболее распостан алфавитн семьи лтинская 30, славяно-кирилловская 10, арабская 10, индийская 20. Египет, Финикия, Греция – родины первых алфавитов.

Греч алфавит сначала греки пользовались консонантным письмом. В 403 г до нэ при архонте Евклиде в Афинах вводиться классиц греч алфавит – 24 буквы 17 согласных, 7 гласных. Греки начали писать слева направо – изменилось написание букв Прим гимель стал Г гаммой. В эллинистический, римский и византийский периоды продолжалось усовершенствование алфавитного состава греч письма. Напр появляется прописное и строчное письмо.

На основе западногреческого письма возникает Латиница, а на основе восточногреческого – Кирилица. ЛАТИНИЦА на формирование латиноримского письма оказали влияние этруски и греч колонисты. Классич греч алфавит 23 буквы. Он получил широкое распостранение в западной Европе и оказал огромное влияние на формирование европейских языков VIII-XV испанский, португальский, англ, франц и др.
На сегодняшний день насчитывается 70 европейскихазиатскихафриканский алфавитов на лат основе. Для усовершенствования были введены диакритики галка над буквой и лигатуры tch, sh, sch. В 16 веке были добавлены буквы i и w. КИРИЛИЦА Славянский алфавит возник в конце IX-нач X вв. Было создано две азбуки кирилица и глаголица. Создателями азбук были болгарские македонские просветители-миссионеры

Кирил и Мефодий г. Солуни 862 г. По составу букв кирилица и глаголица почти совпадали. 43 буквы. Кирилица – творческая переработка византийского письма VII-VIII вв однако были включены и дополнительные свои буквы. Она плучила широкое распостранение у южных и восточных славян. 1707г – Петром I введн гражданский шрифт реформа азбуки.

1918г – дикрет о новой орфографии. Русский афавит 33 буквы. 10 Генеалогическая классификация языков. Понятие о родстве языков. Материальная общность корней и аффиксов родственных языкв регулярные фонетические соответствия, Языковая семья, группа, подгруппа. Индоевропейская семья языков, е основные группы. На земле насчитывается 2500-3000 языков. Существуют географич, генеалогич, типологич и функциональная

классификации языков. Генеалогич классификация охватывает почти все языки мира. Сущесвует спец генеалогич лингвистич систематика. Боппу, Востоков, Шлейхер, Дицу, Бенфей, Мюллер, Радлов и др. Родственными называются языки, которые возникнув из одного источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы и регулярн фонетич соответствия. Родство языков есть развитие от одного проязыка.

Тождество языков устанавливается с помощью сравнительно-историч метода. Степень родства может быть дальней и близкой. Семьй называется вся совокупность языков данного родства. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов группа и подгруппа. Ветвь или группа языковой семьи охватывает материально близкие языки. При больом кол-ве родственных языков появляются подгруппы.
Индоевропейская семья языков обьединяет писменные в том числе и мртвые, такие как санскрит и латынь и бесписменные языки. Они подразделяются на 10 групп. 12 Звуки речи как природная материя язка. Акустич, артикуляцион и функциональная стороны звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата. Звуковой строй языка звуки речи, правила их сочетания, их систему и звуковые законы изучает Фонетика. эта наука изучает слог, ударение и интонацию.

НО Звуки речи – это не только еденицы языка, сколько способ материализации едениц языка морфем, словоформ. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную сторону производство и восприятие фонетич стороны едениц звука. Ещ существует немаловажная функциональная общественная сторона звуков речи – их опозновательная и различительная роль в процессе общения. Выделяются 3 фонетич дисциплины акустика речи, физиология речи, фонология.

Звуки речи по физиологической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными органами речи. В зависимости от характера колебания различают музыкальные звуки тоны – возникает при ритмич колебанияхзвучащего тела и немузык шумы. Согласные состоят только из шумов, а гласные из шума и голоса. Звуки речи отличаются высотой, силой и длительностью. Тоны делятся на основные и резонаторные. Звук речи состоит из основного тона и обертонов.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Специальных органов для производства и восприятия звуков нет. Речевой аппарат – это органы чел организма, приспособленные для производства восприятия звуковой речи. В широком смысле это ЦНС, органы слуха и зрения, органы речи дыхательные органы, гортань и надгортанные области. Речь 2-я сигнальная система – одна из функций ЦНС. Дыхат органы лгие и бронхи источник воздушной струи трахея.
Дыхание произвольно. Гортань larynx – верхняя расширенная часть трахеи. В ней расположен голосовой аппарат. Два пирамидальных хрящя регулируют основные положения голосовых связок. Для образования речи важны 3 основных состояния связок 1 неречевое расслабленное положение для вдоха и произнесения глухих согласных. 2 Голосовое, сближенное, напряжнное положение – для гласных, сонорных и звонких согласных. 3 Связки сближены, но расслаблены, голосовая щель закрыта – для шпота,

глхих гартаных и фарингиальных согласных. В ротовой полости зубы, альвеолы, тврдое и мягкое нбо, язычок, язык кончик, спинка и корень, нбная занавеска образуются разлисные шумы и резонаторные тоны, создатся тембр. Различаются активные и пассивные органы речи. 13 Артикуляция звука. Фазы артикуляции. Артикуляционная база языка. Акцент. Сравнит характеристика базы рус и англ языков.

Сравнит характеристика гласных и согласных. Артикуляция – работа всех органов речи, необходимых для произнесения звуков. Фазы артикуляции приступ экскурсия. органы принимают положение необходимое для произнесения звука, выдержка сохранение этого положения и отступ рекурсия. органы переходят в спокойное сост или готовятся к артикуляции след звука, конец артикуляции. Этот фазовый характер обьясняет наличие в языке африкат и дефтонгов.

Апикальная англ – кончик языка к альвеолам, Дорсальная рус – кончик языка к краям зубов. У каждого языа есть своя Артиуляционная база – сосокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков речи. Акцент – приобретение иностр уклада речи. Для рус арт-ой базы НЕ характерно ипользование глубоких произносит органов язычок, гортань, связки как в английском, а напротив характерно использ средней части языка палатализованные гласные.
В рус НЕТ увулярных кортавых и носовых гласных. Рус язык богат звонкими согласными, колебания связок сочетаются с ротовыми артикуляциями. Арти-ии рус языка малоэнергичны, закрытые и открыты гласные не различаются, ударные слоги звучнее неударных, в них происходит колич и кач рдукция, распостранена регрессивная ассимиляция. Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – Гласные и Согласные. Совокупность гласных образует вокализм, а совокупность согласных – консонтанизм.

Они и образуют систему фонем данного языка. Гласные и согласные различаются 1функционально различие в их роли в слогообразовании, например в слове столик 4 согл и 2 гласн котор образуют 2 слога. Гласный образует вершину слога явл сонантом, а согл сопутствует и явл консонантом, 2артикуляционо различие в напряжнности произносительного аппарата. При произнош гласн речевой канал открыт, а при согл напряжение локализовано, воздушной струе создаются

приграды. и мнее всего 3акустически гласные противопоставляются глухим согл и тп. 14 Принципы классификации гласных. Сравнит характеристика рус и англ гласных. Основами классификации гласных служат ряд и подьм языка работа губ, напряжение долгота. Ряд это часть языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Всего 3 ряда передний, средний и задний. Подъмом называется степень приподнятости языка при образ данного

гласнго. Три подъма верхний узкие гласные, средний средние гласн и низний широк гласн. По положению губ губные лабиализованны и негубные носовые и неносовые. Дефтонги нисходящие и восходящие – гласные со сложной артикуляцией, призносятся слитно в один слог. Воализм русского языка состоит всего из 6 фонем. ТАБЛИЦА 15 Принципы классификации согласных. Сравнит характерист рус и англ согл.
Классификация согласных более сложна, потому что согласных в языках мира болыне, чем гласных. В английском языке согласных 24 и 21 гласный такое увеличение гласных происходит за счет долгих гласных и дифтонгов, и русском языке 43 согласных при 6 гласных. Основанием классификации согласных, служат 4 основных артикуляционных признака способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.

Способом артикуляции согл называется характер приодаления преграды и прпохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. 2 основных способа артикуляции смычка и щель. Смычные взрывные. п, б, т и др согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Щелевые фрикативные согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости. Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные смешанные

согласные. Их два вида с одной стороны, это сонорные носовые м, бокове л и дрожащие р, с другой – аффрикаты и аспираты. Образование аффрикат и аспират связано с длительностью согласного и его дополнительной артикуляцией. Согласные русского языка противопоставлены по звонкости-глухости. твердости-мягкости и смычностн-щелиниостн противопоставленность но краткости-долготе несвойственна русскому языку. Артикуляция аффрикаты начинается со смычки, за которой следует не взрыв, как при образовании б или

т, а щелевое преодоление смычки ц. Иначе говоря, приступ аффрикаты – смычный, а отступ – щелевой, причем аффриката ни по составным элементам, ни по длительности не равна чистым согласным данного языка. СМ ТАБЛИЦУ 1617 Комбинаторные изменения звуков в потоке речи синтагматика. Фонетические поцессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, сигармонизма. Видоизменение звуков в речевой цепи потоке речи называют фонетич звуковыми процессами.
Изменения звуков бывают комбинаторыми взаимодействие начала и конца артикуляции соседних звуков и позиционными положение звука в слове. Комбинаторные фонетич процессы охватывают главным образом согласные. Основными комбинаторными процессами являются 1 АССИМИЛЯЦМЯ – возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии и рекурсии сосед согл. Ассимиляция – уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции чаще всего уподобление

согласных по звонкости-глухости и тврдости-мягкости и по месту образования. Асс-я бывает полной оба звука становятся совершенно одинаковыми. Прим бесшумный или частичной уподобление лишь в одном компоненте артикуляции. Прим лавка. По направлению уподобления асс-я бывает прогрессивной прямой. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию последующего.

Прим hands handz и регрессивной обратной. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию предидущего. Асс-я гласных часто возникает в ненормативной речи и говорах хулиган-хулюган 2 ДИССИМИЛЯЦИЯ противоположна ассимиляции встречается значительно реже она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Прим вестиведу – с возникло в результате диссимиляции д. Прим доктор-дохтор 3 АККЛМОДАЦИЯ – это взаимодействие соседних гласных и согласных. в руссом, например,

после мягких согласных гласные становятся более передними. Прим люк, ряд. 4 СИНГАРМОНИЗМ – гармония согласных напоминает асс-ю гласных диэрезы выкидки – выпадение звука в сложном звуковом сочетании честный-чесный, эпентеза или протеза – вставка звука в опред сочетаниях нрав-ндравгвор. 11 Лингвистические антиномии Ф. де Соссюра. На лингвистику XXв огромн влияние оказало учение
Фердинанта де Соссюра от антиномиях Курс общей лингвистики. Антиномии – противоречие между двумя положениями, кажд из которых признатся логически доказуемым. 1-ая антиномия – противопоставление языка и речи. Лингвисты до С-ра предпологали, что язык и речь не одно и то же, но С-р впервые чтко разграничил эти понятия параллельно показав их тесную связь язык социален, а речь индивидуальна.

Язык – сист лигв знаков, которой каждый индивид вынужден подчиняться. Язык потенциально существует в мозгу. А речь – реализация этих потенциальных возможностей, те язык живт и манифестируется речью. На уровне фонетики в языке мы имеем дело с фонемами, а в речи фонема реализуется в бесчисленном море звуков фонема Д в речи то зук д, то т кид-коды. На граматическом уровне в языке мы имеем дело с обстрактными моделями словообразования , а в речи –

конкретное лексическое направление этой модели teacher, worker. В языке – модальная сочетаемость прилсущ, а в речи – лексическое наполнение этой модели blue eyez. Т.о. язык – правила, по котор строятся высказывания, а речь – эти высказывания. В этой 1-ой антиномии С-р подчеркнл важность изучения языка. Разделения языка и речи привело к образованию Парадигматических противопоставление эллементов в системе

языка. еденицы языка обьединяются в группы и Синтагматических обьединяют еденицы языка в их одновременной последовательности. глухойзвонкий, dollarbackz отношений языков. В иной тип отношений вступают элементы языка в речи. Сентагм отношения – взаимодействие в речи любых стоящих рядом элементов. Синхронный и диахронный подходы к изучению языка. 18

Позиционные изменения звуков колич и кач редукция частич и полн редукция. Историческое чередование звуков в отличие от живых. Безударные гласные подвергаются Редукции – ослаблению и изменению качества звучания. Она бывает количественной безударные гласные теряют в долготе и силе у,и,ы и качественной изменение бездарных гласных касается не только долготы и силы звука, но и его тембра о,а,э.
Сила редукции зависит от положения слога по отношению к ударению. by IL c 2001 il91mail.ru истфак РГПУ им. С.А. Есенина