Введение
Каждыйисторический период времени имеет свои измерения, свои горизонты предвидения,свою высоту инновационных волн, меняющих лицо общества. Бывают периодысравнительно плавного, эволюционного развития, вялотекущего времени, когдабудущее предопределено сложившимися в прошлом тенденциями, его очертанияпредставляются довольно четко, горизонт предвидения и стратегических действийнедалек, а инновационный поток напоминает скорее зыбь в период штиля илинебольших волнений. Но наступает эпоха шторма и радикальных перемен, когдабудущее затягивает завеса неопределенности, очертания окружающего мирастановятся зыбкими, инновационные перемены приобретают характер девятого валаили цунами, сметающего устаревшее на своем пути.
Именнов такую эпоху бурных перемен вступило человечество на рубежетретьего тысячелетия. Все стороны привычной жизни и динамики обществарадикально меняются. Мир становится неузнаваемым и требует нового понимания состороны ученых, долгосрочной стратегии государственных и политических деятелей,лидеров бизнеса, иного образа мыслей и действий ныне преобладающего поколения,несущего историческую ответственность как перед прошлыми, так и перед будущимипоколениями. В эпоху радикальных перемен предвидение будущего и основанная нанем долгосрочная стратегия становятся весьма сложным делом – но и жизненнонеобходимым, судьбоносным. Отказ государственной, деловой, научной элиты отдальнего видения долгосрочного стратегического горизонта почти наверняка ведетперенаселенный корабль цивилизации, страны к блужданию в бурном море перемен, потереперспектив, к цивилизационной и национальной катастрофе. Это убедительноподтвердили последние два десятилетия ушедшего века. Особенно актуальнапроблема выбора долгосрочной стратегии для России. Цивилизация, достигшаявершины своей тысячелетней истории в 50–60_е годы ХХ в., распалась из-задопущенных стратегических ошибок, неправильно выбранного курса, двинулась – не вперед,к постиндустриальному обществу XХI в., а назад, в эпоху первоначальногонакопления капитала и стихийной игры рыночных сил, политическойраздробленности. Расплачиваться за ошибки правящей элиты пришлосьмногострадальному народу.
Стратегиина пороге третьего тысячелетия
Впервые годы нового столетия с трудом удалось несколько поправить курс,остановиться у пропасти и даже попятиться назад от нее. Но слишком многоеутрачено за короткий период, инерция распада и потери конкурентоспособностипродолжает действовать. И до сих пор нет внятной долгосрочной государственнойстратегии, обеспечивающей преодоление тяжелых последствий национальной катастрофы90_х, выход на просторы глобализированного, постиндустриального мира XXI в. Вближайшие годы перед учеными, государственными деятеля и, деловыми лидерамистоит историческая задача (и ответственность) выбора долгосрочной стратегииразвития страны, как минимум, на первую половину наступившего столетия.Достаточно четко прорисовываются контуры двух вариантов этой стратегии рыночногои инновационно-прорывного.
Инерционно-рыночнаястратегия покоится на идеологии неолиберализма ирыночного фундаментализма, уповает на всемогущество рынка при пассивной ролигосударства, отказавшегося от выполнения своей стратегически-инновационнойфункции, на дальнейшее открытие экономики для ТНК, использующих страну как источникэнерго-сырьевых ресурсов и рынок сбыта своей продукции. Следствием такойстратегии будет откатывание страны на периферию мирового научно-технологическогопереворота и экономического прогресса, дальнейшая потеря конкурентоспособностиэкономики и ее подчинение авангардным странам и ТНК, новые бедствия дляистощенного предыдущими экспериментами большинства населения, растущая угрозапотери самостоятельности страны. Мы стоим на позиции необходимости выбора иреализации стратегии инновационного прорыва, концентрацииусилий народа, государства, бизнеса на освоении принципиально новых,конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновлениякритически устаревшего производственного аппарата, перехода к инновационномупути развития страны, повышения роли и ответственности государства за выбор иреализацию стратегии, за освоение и распространение новых поколений техники итехнологий, за эффективность интеграционных процессов, за содействие повышениюинновационной активности предпринимателей, ученых, конструкторов, инженеров –молодого поколения, которому предстоит принимать судьбоносные решения иосуществлять их в предстоящие десятилетия. Только на этой основе можнообеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития. Предлагаемаявниманию читателей книга направлена на то, чтобы обосновать выбор долгосрочнойстратегии инновационного прорыва, доказать его необходимость, раскрытьсодержание, пути, механизмы и последствия осуществления. Это не толькофундаментальный теоретический труд, в основе которого лежит парадигма циклично-генетическойдинамики общества, становления гуманистически-ноосферной постиндустриальнойцивилизации и возрождения российской цивилизации. Доказать необходимость выбораи раскрыть содержание стратегии инновационного прорыва, сделать ее приемлемойдля руководителей политической и деловой элиты страны, для нового поколения россиян.В настоящее время достаточно четко вырисовываются два варианта содержания имеханизма реализации перспективной стратегии социально-экономического иинновационно-технологического развития России. Одну из них можно назвать инерционно-рыночной:она сформулирована в утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г.Программе социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2003–2005 гг.). Другая – стратегия инновационногопрорыва – отражена в утвержденных Президентом РФ 30.03.02 «Основахполитики Российской Федерации в области развития науки и технологий на периоддо 2010 г. и дальнейшую перспективу», предусматривающих переход кинновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов установкахПослания Президента РФ Федеральному собранию РФ о повышенииконкурентоспособности отечественной продукции и удвоении ВВП за десятилетнийпериод, в материалах совместного заседания Совета безопасности и ПрезидиумаГоссовета 24 февраля 2004 г. Эта стратегия научно обоснована в книгах идокладах Международного фонда Н.Д. Кондратьева, секции экономики Отделенияобщественных наук РАН, Института экономических стратегий, Отделения исследованияциклов и прогнозирования РАЕН и Российской инженерной академии, поддержанаСъездом инженеров России (декабрь 2003 г.). Рассмотрим более подробно исходныеположения каждой из названных стратегий.
Инерционно-рыночнаястратегия исходит из следующих основных положений.
1.Решающая роль рынка в социально-экономическом развитии страны,поскольку только рыночные механизмы, свободная
конкуренцияспособны отобрать наиболее конкурентоспособные
товарыи услуги, жизнеспособные предпринимательские силы.
Поэтомунеобходимо продолжить курс на вытеснение государства
изэкономики, сокращение его социальной функции. На это нацелена предложеннаяправительством в августе 2003 г. долгосрочная
программарыночных реформ, охватывающих все стороны жизни
общества.Но пока все реформируется – надежда на ускоренное
развитиеи рост эффективности откладывается на будущее.
2.Долгосрочными ориентирами в развитии экономики являются снижениеинфляции всеми возможными средствами, дальнейшая приватизация государственнойсобственности, уменьшение доли госбюджета в ВВП, сокращение государственнойподдержки инвестиций и инноваций, науки, образования и культуры, малоимущихслоев населения.
3.Увеличение открытости экономики, создание благоприятных условийдля деятельности иностранного капитала в национальной экономике, ориентация наЗапад во внешнеэкономических связях, устранение препятствий для подчинения ТНКи компрадорскому капиталу ряда отраслей экономики в расчете на то, что этоповысит их конкурентоспособность.
4.Отказ от стратегии прорыва из-за опасения, что это может повлечьошибки и потребует повышения активности государства, упование на эволюцию,отторжение стратегического и индикативного планирования. Неизбежным следствиемтакой стратегии будут невысокие темпы экономического роста и деградация структурыэкономики, свертывание научно-технического и инновационного потенциала. Инерционно-рыночнаястратегия лежит в основе утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г.Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу. Анализ правительственного прогноза позволяет сделать следующиевыводы. Предусмотренные в прогнозе темпы прироста ВВП на предстоящее пятилетие(4,8% по минимальному и 6,1% по максимальному вариантам) не обеспечиваютудвоения ВВП за десятилетие. Для достижения этого в следующем пятилетиинеобходимо обеспечить темпы прироста ВВП в 8,4–9,6 %, что с учетомтехнологической отсталости страны, критического уровня износа основных фондов ипредстоящего в начале следующего десятилетия мирового экономического кризисапредставляется весьма маловероятным. При заложенных в прогноз предпосылкахпрогнозируемые темпы роста ВВП окажутся недостижимыми. Темпы прироста продукциипромышленности намечаются на уровне 4,2–5,3%, сельского хозяйства – 3,5–4%.Доля услуг в структуре ВВП практически не изменится – 54,4 и 54,8. Однакосельское хозяйство подорвано, и вряд ли там можно ожидать ежегодного прироста3,5%, учитывая высокую зависимость от колебаний природных условий. Да и приростинвестиций на уровне 8,2% в год ниже, чем в 2003 г., и не может обеспечитькрупномасштабного инновационного обновления основных фондов. Расчеты наежегодный прирост прямых иностранных инвестиций на 9–13% могут оказатьсяиллюзорными. Опережающие темпы прироста импорта товаров (6,7–9,6%) по сравнениюс экспортом (0,2–4,1%) будут способствовать вытеснению отечественных товаров свнутреннего рынка и тормозить экономический рост.
Врядли удастся надолго удержать высокие темпы прироста реальных располагаемыхдоходов населения (6,9–8,1%), превышающие темпы прироста ВВП (4,8–6,1%). К томуже социальные затраты в связи с ухудшением демографической структуры населениязначительно увеличатся. Попытки переложить на население затраты социальнойсферы путем сокращения доли бесплатных услуг и социальных трансфертов рано илипоздно вызовут растущую социальную напряженность в обществе.
Заложеннаяв программу правительства тенденция сокращения доли консолидированного бюджетав ВВП с 26,5% до 22,5% (в развитых странах, по данным Всемирного банка, онасоставляет до половины ВВП) по сути означает отказ государства от активнойинновационной и структурной политики, от поддержки базисных инноваций впроизводственной сфере. А без такой поддержки, как показывает опыт авангардныхстран, невозможно осуществить научно-технологический переворот и обеспечить конкурентоспособностьотечественной продукции. Из сказанного можно сделать вывод, что реализующий рыночнуюстратегию прогноз, содержащийся в программе правительства, на деле необеспечивает ускорение темпов экономического роста, инновационную модернизациюосновных фондов и повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающейпромышленности. Более того, при инерционной стратегии намеченные темпы роста,скорее всего, окажутся недостижимыми. И хотя в программе записаны правильныеслова о том, что главной задачей государственной политики в области науки иинноваций является эффективное использование научно-технического потенциала дляразвития инновационной экономики, предлагается стимулировать инновационнуюактивность, создать целостную национальную инновационную систему, готовитькадры для инновационной сферы и т.п., – все это может оказаться суммой добрыхпожеланий, не подкрепленных реальными ресурсами и не обеспечивающих переход к инновационномутипу развития экономики.
Следовательно,предложенный правительством прогноз умеренных темпов роста ВВП представляетсядаже чрезмерно оптимистическим при реализации инерционно-рыночной стратегии. Реальныерезультаты реализации этой стратегии для страны окажутся намного хуже. Странана десятилетия будет отброшена на периферию мирового экономического и научно-техническогопрогресса, окажется объектом эксплуатации ТНК в союзе с крупным компрадорскимкапиталом. Усилится угроза социальных конфликтов и политических потрясений. Вэтом случае сбудется прогноз, предложенный В.Л. Иноземцевым вдокладе на международной конференции 1999 г.: «Современный индустриальный мир (аРоссию в среднесрочной перспективе можно видеть не более чем индустриальнойстраной) развивается на основе западных инвестиций и технологий и экспортапродукции в постиндустриальные страны. Мы убеждены, что в следующем столетииРоссия не выйдет на мировые рынки как поставщик новых интеллектуальныхтехнологий. С гораздо большей вероятностью она станет поставщиком самых обычныхпотребительских товаров, производимых на дочерних предприятиях западныхкорпораций».
Споправкой – вряд ли постиндустриальным странам потребуются российскиепотребительские товары: им нужны скорее энергоносители, минеральное и лесноесырье и рынок сбыта для своей готовой продукции.
Сущностьстратегии инновационного прорыва
Стратегияинновационного прорыва строится на иных посылках ипредусматривает другие последствия.
1.Общей закономерностью развития экономики и ее материально-техническойбазы является инновационное обновление используемых технологий ипроизводимой продукции как основы экономического роста и удовлетворенияпостоянно растущих потребностей в разнообразных и качественных товарах иуслугах. Особенно очевидным и приоритетным это становится в условияхформирования постиндустриального общества, основанного на знаниях, т.е.инновационного по своему характеру.
Именнотакой характер приобретает экономика XXI в.
2.Инновационное развитие экономики осуществляется неравномерно-циклично.Сменяют друг друга восходящие волны и падения инновационной активности наразных фазах циклов – среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских) исверхдолгосрочных (цивилизационных). Примерно раз в десятилетие в лидирующихстранах и отраслях происходит смена поколений техники (технологий); раз вполвека – смена преобладающих технологических укладов; раз в несколько столетий– технологических способов производства. Каждой смене предшествуюттехнологический и экономический кризисы, которые преодолеваются путем инновационногообновления, волны базисных и улучшающих инноваций.
Впервой половине XXI в. в авангардных странах развертываются переход кпостиндустриальному технологическому способу производства, становление ираспространение адекватного ему шестого технологического уклада, который будетопределять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых (а в условияхглобализации – и на внутренних) рынках. Чтобы не оказаться на периферии этоготехнологического переворота и не потерять конкурентоспособность своейпродукции, перспективной инновационной политике России следует ориентироватьсяна распространение современного пятого уклада и пионерное освоение отдельных направленийперспективного шестого уклада, на повышение на этой базе конкурентоспособностиотечественных товаров, освоение новых рыночных ниш как основы высоких темповэкономического роста, роста уровня и качества жизни населения.
3.Первоисточниками инновационно-технологического прорыва являются наука иизобретения
Перспективнаяселективная научно-техническая политика должна быть направлена нафинансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторскихработ, формирующих базу для техники и технологий новых поколений, на отбор иподдержку освоения крупных изобретений, гарантирующих конкурентоспособностьотечественной продукции на внутреннем и мировом рынках на перспективу, а такжена защиту и реализацию интеллектуальной собственности.
Предстоитпреодолеть тенденцию деградации и структурной деформации научного потенциаластраны; не возвращаясь к прежней практике развития исследований широкимфронтом, осуществлять селективную научную политику, поддерживая прежде всего научныешколы, формирующие постиндустриальную научную парадигму, закладывающиефундаментальные основы и конструкторскую базу для освоения и распространенияприоритетных направлений шестого технологического уклада, для решения назревшихсоциально-демографических и экологических задач. Необходимо омоложениенаучного, конструкторского и инженерного корпуса страны путем повышения привлекательноститруда в этих сферах для молодежи, реальной интеграции вузов с научными ипроизводственными организациями.
4.Основой освоения и распространения инноваций служат инвестиции в основнойкапитал
Главнаязадача инновационно-инвестиционной политики – как государственной, так икорпоративной – состоит в придании инвестициям инновационного характера. Толькона этой базе можно обеспечить финансовую базу для инновационного прорыва,конкурентоспособность товаров и услуг. Ориентация на принципиально новыетехнологии пятого и шестого укладов позволит осуществить модернизацию экономикина современной научно-технической базе, заменить физически и моральноустаревшие основные фонды во всех сферах экономики на новейшие эффективныетехнологические системы, обеспечивающие сбережение ресурсов и повышениеконкурентоспособности продукции. Учитывая, что в 90-е годы в минимальнойстепени осуществлялось обновление основного капитала, в предстоящие десятилетиянеобходимо обеспечить опережающий рост инвестиций (за счет всех источников,включая и бюджетные), ориентацию их на освоение приоритетных базисныхинноваций.
5.В условиях глобализации и открытости экономики инновационно-технологическийпрорыв опирается на интеграционные механизмы, носит глобальныйхарактер. При выборе приоритетных направлений этого прорыва следует не только учитыватьглобальные тенденции технологической динамики, но и активно включаться в нихпутем расширения экспорта и импорта патентов и технологий, привлечения прямыхиностранных инвестиций и стратегических партнеров; выработки общейинновационной стратегии СНГ, ЕврАзЭС, Союза Беларусь–Россия; формирования попрорывным направлениям собственных ТНК и стратегических альянсов для освоенияниш мирового рынка – и не только в энергосырьевом секторе, как это делаетсясейчас, но и в высокотехнологичном секторе. Следует повысить долю России намировом высокотехнологичном рынке с нынешних 0,3% до 2–3% к 2020 г. и 4–5% к2050 г., в том числе и за счет использования интеграционных механизмов в инновационнойсфере; обеспечить положительное сальдо во внешней торговле технологиями; наоснове развитых механизмов защиты интеллектуальной собственности добитьсямногократного увеличения поступлений мировой интеллектуальной квазиренты.
6.Инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основепартнерства государства, предпринимателей, творческих личностей и общества; каждыйиз партнеров выполняет свои функции в этом прорыве.
7.Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационногопрорыва, который включает следующие основные элементы.
7.1.Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического,научно-технического и инновационно-технологического развития, учитывающиециклично-генетические закономерности, периодическую смену технологического иэкономических способов производства, преобладающих социо-культурного строя,технологических и экономических укладов, поколений техники (технологий),основанные на теории предвидения Н.Д. Кондратьева, теориисоциальной и культурной динамики Питирима Сорокина, развитыесовременными российскими учеными и представленные в разработанных Международнымфондом Н.Д. Кондратьева методических рекомендациях по прогнозированию сменытехнологических укладов и поколений техники. Необходимо сочетаниесверхдолгосрочных (до полувека), долгосрочных (на 20–30 лет) и среднесрочных(до 10 лет) прогнозов, взаимно увязывающих цикличную динамику различныхэлементов общества, оценивающих сроки и характер предстоящих эпохальных ибазисных инноваций в мире и в России.
7.2Выработка на высшем государственном уровне долгосрочной инновационнойполитики и стратегии, ориентированных на технологический прорыв, на переходк инновационному пути развития страны. Исходные положения для этого заложены вутвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основах политики РоссийскойФедерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года идальнейшую перспективу». Надо идти дальше. Инновационная политика должна занятьключевое место приразработке перспективной социально-экономической,научно-технической и инвестиционной политики и стратегии государства, ориентируякак государственный и частный сектора экономики, так и государственные органына базисные инновации современного пятого и перспективного шестоготехнологических укладов.
Основныеположения инновационной стратегии следует закрепить в документах Федеральногособрания РФ, Президента и Правительства РФ, опубликовать и настойчиво проводитьв жизнь.
Национальнаяинновационная система
Вутвержденных Президентом РФ 20 марта 2002 г. Основах политики РоссийскойФедерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года идальнейшую перспективу в качестве важнейшей задачи этой политики, неотъемлемойчасти экономической политики государства определено формирование национальнойинновационной системы: «Национальная инновационная система должнаобеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней,организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики
винтересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целяхреализации стратегических национальных приоритетов страны». Видимо, стоило быдополнить перечень участников системы творческими личностями и институтами гражданскогообщества, а также определить главную функцию этой системы на предстоящиедесятилетия – реализацию стратегии инновационного прорыва.
Целисоздания НИС – реализация провозглашенной в том жедокументе цели государственной политики в области развития науки и технологий,т. е. обеспечение перехода к инновационному пути развитию страны наоснове избранных приоритетов. А достижение этой цели, как было показано впредыдущих главах, невозможно без реализации стратегии инновационно-технологическогопрорыва, ориентированной на повышение конкурентоспособности отечественнойэкономики и продукции на базе распространения поколений техники (технологий)современного (пятого) технологического уклада и своевременного пионерногоосвоения некоторых направлений перспективного (шестого) уклада. Такова главнаяцель и миссия формируемой НИС, если мы не хотим, чтобы она превратилась в очереднуюбюрократическую смену вывесок при сохранении тенденций технологическойдеградации и инновационной импотенции.
СодержаниеНИС. Исходя из поставленной амбициозной цели создаваемаясистема должна носить сквозной и многоуровневой характер и включать следующиеэлементы по стадиям инновационного процесса и уровням управления, ориентируя ихвзаимодействие на конечные результаты.
Постадиям инновационного процесса НИС должна обеспечить оптимальноевзаимодействие:
•фундаментальных и поисковых естественнонаучных и научно-техническихисследований, направленных на открытие новых закономерностей в развитииприроды, техники и обществаво взаимодействии с природной средой и путейиспользованияэтих закономерностей в решении актуальных глобальных и национальныхпроблем, становлении ноосферы и устойчивом развитии. С началом экономическихреформ 90-х годов прежняя национальная инновационная система была практическиполностью сломана. Государство отказалось определять инновационно-технологическиеприоритеты и финансировать их реализацию – даже, казалось бы, в такихбесспорно важнейших для государства областях, как национальная безопасность.Обязанность инновационного развития возложили на бизнес. Однако и бизнесперестал заниматься не только базисными, но и улучшающими инновациями: ему былоне до того. Предприниматели были заняты дележом государственной собственности,попали в тиски галопирующей инфляции, неплатежей, налогового пресса, давлениямафиозныхструктур. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Ииностранные инвесторы отнюдь не горели желанием поддержать угасавшуюроссийскуюинновационность: им незачем растить для себя конкурентов. Напротив, они делаливсе возможное, чтобы задавить, обанкротить российскиевысокотехнологичные предприятия. Витоге этих устремлений инновационнаяактивность многократно сократилась в количественном и качественном отношении,конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынкахрезко упала, эти рынки захватывались технологически более совершеннымиконкурентами.
Совторой половины 90-х годов предпринимались робкие попытки реанимацииинновационного полутрупа. Были утверждены концепция инновационного развитияРоссии на три года, перечень приоритетных направлений развития науки и техникии критических технологий (многие из них в весьма расплывчатом виде), увеличеныгосударственные заказы на военную технику. Но реально мало что изменилось.Государство по-прежнему отказывается сколько-нибудь существенно поддерживатьинновации в гражданском секторе экономики, взяло курс на опережающее развитиеимпорта. Продолжается падение конкурентоспособности продукции обрабатывающихотраслей. Поэтому нет оснований говорить, что национальная инновационнаясистема в России уже создана, осталось ее завершить. Она находится только вначале пути, и до конца не ясно, какую же перспективную стратегию избралогосударство – инерционно-рыночную или инновационно-прорывную. В первом случаеособой надобности в такой системе нет либо достаточно навесить на существующую неупорядоченностьсвежую вывеску со словом «система». Во втором случае предстоит большая работапо разработке концепции системы, ориентированной на инновационный прорыв, и еепрактическому формированию вопреки сопротивлению стратегически близорукого ипривыкшего к имитации деятельности и к безответственности за конечныерезультаты бюрократического аппарата. А это потребует сильной политическойволи, овладения стратегическим мышлением и инновационным искусством, немалыхзатрат и не одного десятилетия. Зато при этом реально изменится траекториясоциально-экономического развития и Россия займет достойное (хотя инелидирующее) место в клубе технологических держав.
Заключение
Острейшая,судьбоносная проблема для России начала XXI в. – выбор и последовательнаяреализация долгосрочной стратегии, опирающейся на внутренние источникироста. С каждым годом становится все более очевидным, чтоупование на благоприятную конъюнктуру мировых рынков опасно, что этаконъюнктура в любой момент может резко измениться, как не раз бывало в прошлом.Тогда потоки мировой нефтегазовой ренты иссякнут, страна лицом к лицу окажетсяс обветшавшим основным капиталом, неконкурентной продукцией обрабатывающихотраслей, засильем ТНК во многих секторах экономики, с лишенной стратегическоговидения правящей и деловой элитой. Пока не поздно, пока гром не грянул – нужнокруто менять курс, приняв в качестве главного ориентира стратегиюпрорыва, инновационного обновления экономики. И сделать это должно,прежде всего, государство, ответственно выполняя свою стратегически-инновационнуюфункцию – главную функцию капитана огромного, потрепанного бурями икризисами корабля в бушующем океане.
1.Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва являетсяэкономическим, научно-техническим, социальным и нравственным императивом длясовременной России, ее политической, деловой, интеллектуальной элиты.
Экономическимимперативом – поскольку только на основе радикальногоинновационного обновления критически устаревших основных фондов и выпускаемойпродукции возможно обеспечить конкурентоспособность российской экономики,высокие устойчивые темпы экономического роста, увеличения доходов предприятий,государства и населения. Это тем более необходимо, что в условиях глобализациии развертывающегося научно-технологического переворота планкаконкурентоспособности на мировом (а значит, и на внутреннем) рынке в ближайшиедесятилетия существенно поднимется, и тот, кто отстанет, потеряет позиции,окажется под контролем мощных ТНК.
Научно-техническимимперативом – ибо только на основе освоения ираспространения кластера базисных и волны реализующих и улучшающих инновацийсовременного пятого и перспективного шестого технологических укладов возможносохранить и реструктуризировать научно-технический потенциал страны, обеспечитьей достойное место в глобальном научном и технологическом пространстве. Безрастущего спроса со стороны реальной экономики и энергичной поддержкигосударства, без интенсивной интеграции академической и отраслевой науки, вузови обновляющегося производства Россия надолго потеряет некогда лидировавшие вмире, а ныне стареющие научные школы, когорты активных изобретательских иинженерных кадров, постоянно подпитывавшихся талантливой, устремленной ктехническому творчеству молодежью, на десятилетия окажется на дальней перифериимирового научно-технического прогресса.
Социальнымимперативом – так как только на основе роста продажинновационных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках можно обеспечитьвысокую занятость квалифицированного труда, достойный уровень доходов дляработающих и пенсионеров, понесших крупные потери в результате антисоциальныхрыночных реформ 90-х годов, необходимые ресурсы для реализации масштабныхсоциальных программ. Лишь при реализации стратегии инновационного прорыва ст. 7Конституции РФ, гласящая, что Российская Федерация – социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека, из красивой фразы превратится в реальнуюдействительность.
Нравственныйимператив – поскольку поколение 90-х годов, получив внаследство от предыдущих поколений мощный, технологически развитый, хотя истареющий экономический и научно-технический потенциал, за сравнительнокороткий срок бездарно растратило значительную часть этого наследства, чтопривело к структурной и технологической деградации экономики, предельнойсоциальной поляризации, и залезло в долг будущим поколениям, хищническииспользуя природные ресурсы и наращивая внешний и внутренний долги, потерявзначительную часть цивилизационных ценностей. Только на основе реализациистратегии инновационного прорыва возможно добиться перелома сложившихся весьмаопасных тенденций, передать следующим поколениям возрождающуюся страну,занимающую достойное место среди локальных цивилизаций четвертого поколения.
2.Россия имеет реальные предпосылки для реализации стратегии инновационногопрорыва, перехода на путь инновационного развития на основе избранныхприоритетов.
Во-первых,пока еще сохраняющийся мощный, многогранный интеллектуальный, научно-техническийпотенциал, полученный в наследство от предыдущих поколений, – передовыенаучные и конструкторские школы, высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленногокомплекса, запас эффективных технологий двойного назначения, значительный фондотечественных изобретений. Правда, этот потенциал быстро стареет и истощается,и если его не привести в ближайшее время в действие, он может быть безвозвратноили надолго утерян.
Во-вторых,образовательный потенциал – наличие значительного количестваразносторонне подготовленных, творчески мыслящих и инициативных ученых,конструкторов, инженеров, программистов, менеджеров, экономистов. Это и естьисходная кадровая основа для базисных инноваций. Однако и она недолговечна.Значительная часть талантливой молодежи эмигрирует либо идет в сферыкоммерческой деятельности. Направленная на стандартизацию, переход на тестовуюсистему реформа образования ослабит творческую способность выпускниковроссийских школ и вузов находить неожиданные эффективные решения нестандартныхзадач.
В-третьих,высокий уровень обеспеченности страны разнообразными природными ресурсами избавляетот необходимости тратить крупные средства на их импорт, более того – даетдополнительные возможности (включая мировую природную ренту) для инновационногообновления экономики. Но для этого нужно не копить, откладывать средства «начерный день» в виде валютных резервов Центробанка и стабилизационного фондаправительства, а направлять весомую их часть на инновационное преобразование экономики,иначе «черный день» наступит быстрее и будет более разрушительным.
В-четвертых,Россия занимает выгодное геостратегическое положение. Она является ядромпока еще не полностью распавшейся евразийской цивилизации и может стать центроминновационной трансформации СНГ, совместных выступлений с инновационнойпродукцией как на внутренних рынках этих стран, так и на мировых рынках.Развивая научно-технологическое сотрудничество с быстро развивающимисяэкономиками Китая и Индии, страна может получить крупные рынки дляинновационной продукции. Находясь на выгодных транспортных путях Восток–Запад,Север–Юг, развивая международные транспортные коридоры, страна может получатьрастущий объем доходов (включая мировую транспортную ренту) для инновационнойтрансформации экономики.
В-пятых,разговоры о том, что Россия не имеет достаточных средств для инновационногопрорыва, являются обманом – вольным или невольным. В России сейчас имеется избытоккапитала, который не находит инновационно-производительного применения и вкрупных масштабах вывозится за границу. Инвестиции в основной капитал составилив 2003 г. около 72 млрд. долл.; однако нужно придать им инновационный характер.Капитал 25 российских миллиардеров, по оценке американского журнала «Форбс»,превышает 72 млрд. долл.; значительная его часть находится за рубежом. Валютныйрезерв Центробанка превысил 84 млрд. долл., однако он размещен в основном вдолларах и в американских ценных бумагах, обслуживает американскую, а нероссийскую экономику. К этому следует добавить стабилизационный фондправительства; не использованные остатки средств в региональных бюджетах вразмере 73 млрд. руб.; крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков, вмалой степени вкладываемых в инвестиции в основной капитал; значительныесредства на руках у населения. Экономика перенасыщена свободным капиталом; нехватает желания и умения использовать его для инновационного обновленияпроизводства.
3.Реализация стратегии инновационного прорыва требует квалифицированноговыбора стратегических приоритетов и выработки эффективного механизма ихосуществления
Обреченана неудачу попытка охватить все поле научно-технологического прогресса,распылив силы и средства. Необходимо выбрать сравнительно узкое полестратегий инновационного прорыва, исходя из четких критериев:технологических потребностей экономики, определения эффективных рыночных ниш;технологического уровня, перспективной конкурентоспособности инновационныхпродуктов и технологий; наличия отечественных заделов–фундаментальныхразработок, крупных изобретений, конверсионных технологий; уровня социально-экономическойэффективности инновационных продуктов и технологий. Включаемые в переченьнациональных инновационных приоритетов стратегии и проекты должны бытьподвергнуты инновационно-технологической экспертизе, конкурсному отбору иобщественному обсуждению. Потребуется разработка действенного механизмареализации избранных приоритетов в рамках национальной инновационнойсистемы.Этот механизм должен включать следующее: разработку, периодическуюкорректировку и продление долгосрочных прогнозов социально-экономического иинновационно-технологического развития страны с учетом мировых тенденций; выборприоритетов, разработку федеральных, региональных и межрегиональных стратегическихпланов и целевых программ, реализующих выбранные приоритеты; весомую государственнуюподдержку (прямую и косвенную) базисных инноваций в производстве и инноваций внерыночном секторе; защиту интеллектуальной собственности и созданиедостаточных стимулов для ее использования, особенно изобретений. Основнойпринцип этого механизма – инновационное партнерство предпринимательскогосектора, государства, творческих личностей и общества в осуществлениистратегического прорыва. Государство не может отказаться от прямой поддержки базисныхинноваций, ограничившись созданием правового поля (кстати, до сих пор нет ниодного федерального закона в области инноваций и инновационной политики) ифинансированием оборонных инвестиций. Государство должно активно выполнять однуиз важнейших своих функций – инновационно-стратегическую.
4.Для реализации стратегии инновационного прорыва необходима консолидацияздоровых сил общества
Во-первых,это научно-техническая интеллигенция – ученые, конструкторы, инженеры,изобретатели, главной функцией которых является производство новых знаний и ихвоплощение в инновации. Эта часть общества в наибольшей мере пострадала в результатерезкого сокращения государственной поддержки и предпринимательского спроса. Ноона в последнее время активизируется. Формируются основы новой научнойпарадигмы, появляются значимые изобретения. Состоявшийся в ноябре 2003 г. Съездинженеров России показал признаки оживления инженерного корпуса. Интеграциянауки, вузов и производства, активная государственная научно-образовательнаяполитика, заинтересованность органов власти в научно-техническом обосновании иреализации стратегических инновационных приоритетов помогут приданию этомусоциальному слою роли инициатора инновационных прорывов.
Во-вторых,это растущий слой предпринимателей – как крупных, так и мелких, которыеначинают понимать, что без науки, без инноваций невозможно обеспечитьконкурентоспособность продукции, выжить и победить в конкурентной борьбе, чтоцелью предпринимательства в рыночной экономике является не максимальная текущаяприбыль, а устойчивое перспективное положение на рынке, возможность получатьинновационную сверхприбыль, осваивать новые и расширять существующие рыночныениши.
В-третьих,это часть государственных служащих, которые видят свое призвание и свойдолг в повышении конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивомросте на основе инновационного обновления, способны устоять перед соблазнами мздоимстваи реализовать инновационно-стратегическую функцию государства.
В-четвертых–и это главное, – новое поколение, поколение 20-х годов XXI в., котороевоспримет тяжелое наследие, оставляемое ему поколением 90-х годов ХХ в.,призвано осуществить инновационную трансформацию российской экономики.Важнейший долг ученых и преподавателей, средств массовой информации – помочь новомупоколению овладеть стратегическим мышлением, осознать возможности и путиперехода к инновационному пути развития.
Некоторыепризнаки показывают, что инновационное самосознание нового поколения постепенноформируется.
Следовательно,социальные силы, способные осуществить инновационный прорыв, в России есть, онипостепенно осознают свою миссию и консолидируются. Однако нельзя не замечать и противодействующихантиинновационных социальных сил. Это, прежде всего значительнаячасть не заинтересованного чиновничества во всех его разновидностях и навсех иерархических уровнях. Это большая часть олигархического капитала, вскормленногогосударством в период приватизации и паразитического первоначального накоплениякапитала 90-х годов. Это зарубежные ТНК и монополии и представляющие ихинтересы компрадорские слои, которые установили контроль над значительнойчастью российской экономики и препятствуют радикальным отечественным инновациямпри поддержке ВТО и других международных экономических организаций. Это лидеры мафиозныхструктур и наркобизнеса, которых устраивает нынешнее состояние дел.
Столкновениеэтих двух полярно направленных социальных сил на пространстве России определитее судьбу на ближайшие десятилетия. Исход этого противоборства в решающейстепени зависит от того, сумеет ли государство ясно осознать альтернативы,выбрать и эффективно реализовать стратегию инновационного прорыва. Но в сторонеот ответственности за исход этого противоборства не может остаться никто.Каждому сознательному гражданину предстоит принять участие в выборе иреализации стратегии инновационного прорыва. Только так может быть обеспечено достойноебудущее страны в глобальном мире XXI в., в гуманистически-ноосферном, инновационно-трансформированномпостиндустриальном обществе.
Список используемыхисточников
1.СорокинПитирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
2.Яковец Ю.В. Великиепрозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции трансформации общества в XXIвеке. М.: МФК, 1998.
3. Яковец Ю.В. Русскийциклизм: новое видение прошлого и будущего, 1999.
4. Тоффлер Элвин. Третьяволна. М.: АСТ, 1999.
5. Белл Даниел. Грядущеепостиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: 1999.
6.Моисеев Н.Н. Судьбацивилизации. Путь Разума. М.: МНЭПУ, 1998.
7. Яковец Ю.В. Циклы.Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
8. Глазьев С.Ю. Теориядолгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
9. Яковец Ю.В. Глобализацияи взаимодействие цивилизаций. 2_е изд.
М.: Экономика, 2003.
10. Стратегия научно-технологическогопрорыва. М.: МФК, 2001.
11. Яковец Ю.В., КузыкБ.Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2003.
12. Бестужев-Лада И.В. Альтернативнаяцивилизация. Единственное спасение человечества. М.: Алгоритм, 2003.