Сибирский Государственный АэрокосмическийУниверситет
Факультет информатики и систем управления
Кафедра ИУСРЕФЕРАТ
«Выбор и обоснование структуры автоматизированнойсистемы управления – АСУ «Супермаркет»
Выполнил
Студент гр. ИУ-92 Чугайнов Н.Г.
Проверил
Ст. препод. Зайцева Е.А.
Красноярск 2003Содержание
Введение 3
АСУ«Супермаркет» 4
1. Общая схема построениясистемы 4
2. Функции, реализуемые подсистемамиАСУ 5
1. Работа с товарами 5
2. Работа с поставщиками 6
3. Работа с финансами 6
4. Работа с персоналом 7
5. Работа с хозяйственной частью 8
6. Управленческая работа 9
3. Обоснование структуры выбраннойАСУ 9
Введение.
В настоящее время Россия переживает период рыночных преобразований, входе которых старые, отжившие институты советского времени ломаются изаменяются новыми в соответствии с требованиями времени. Особенно бурнопроисходит экономический рост в сфере торговли, прошедшей в начале 90-х годовпериод первоначального накопления капитала и сейчас подтягивающейся до уровнямировых стандартов. Этот рост, в частности, находит проявление в сменехаотической неразберихи оптовых рынков и мелких киосков конкурирующими междусобой организованными сетями супер- и гипермаркетов. Для выживания в условияхжесткой конкуренции каждая подобная сеть супермаркетов должна представлятьсобой четкую систему, включающую в себя в качестве подсистем меньшего уровняотдельные узлы-супермаркеты и в значительной части автоматизированную. В данномреферате мы представим возможную структуру и состав АСУ типичного супермаркетатакой сети и попытаемся проанализировать ее с точки зрения разумностипостроения и целесообразности.
АСУ«Супермаркет».
1. Общая схемапостроения системы.
Любойсупермаркет, для продажи какого бы вида товаров он ни предназначался,представляет собой комплексное предприятие, в орбиту которого вовлекаются многиеи многие отрасли хозяйства. Самая общая принципиальная схема построения системыуправления супермаркетом имеет следующий вид:
Центром любой подобной АСУ всегда является мощныйэнергонезависимый сервер, хранящий информацию о деятельности всех подсистемсупермаркета в виде совокупности распределенных баз данных. Каждая база данныхсодержит одну или несколько информационных таблиц, содержание которыхопределяется названием БД и может различаться по внутренним характеристикам;одна и та же база данных может использоваться для работы различных подсистемпутем выделения из нее соответствующей информационной таблицы.
Из-за некритичности рассматриваемой АСУ во времени(определенные задержки в выполнении тех или иных операций не грозят системеаварийным сбоем и не подвергают опасности жизнь людей) система не содержитобъединенного пульта управления, информация на который выводится со всехинтегрированных подсистем и подвергается посекундному контролю опытныхоператоров; вместо этого каждая из подсистем включает в себя определенноеколичество оборудованных дисплеями оконечных рабочих мест, выводящиеся накоторые и снимаемая с которых информация строго систематизирована по своемухарактеру.
Каждая из подсистем супермаркета включает в себяпрограммное и аппаратное обеспечение, обеспечивающие: 1) извлечение данных изБД, связанных с соответствующей подсистемой; 2) запись в БД измененных илиновых данных; 3) связь с внешними устройствами, необходимыми дляфункционирования подсистемы. Разделение супермаркета на подсистемы необходимо для реализации на базекаждой из подсистем определенного подмножества функций, схожих по предметнойобласти; подобное разделение также необходимо с целью организации подразделенийАСУ, выполняющих контроль за подотчетной каждому из них подсистемой. Несмотряна то, что подсистемы связаны между собой совместно используемыми базамиданных, разделение по предметной области четко определяет круг задач,выполняемых каждой из подсистем.
2. Функции, реализуемые подсистемами АСУ.
1. Работа с товарами.
По характеру своей деятельности супермаркет –организация, целью которой является продажа населению продуктов и прочихтоваров широкого потребления с целью получения прибыли. В связи с этиместественным представляется отведение большинства реализуемых АСУ функцийсоответствующей подсистеме.
а) Генерация списков товаров, присутствующихна складах; эта функция необходима для быстрого определения товаров,закончившийся запас которых на витринах может быть оперативно пополнен безнеобходимости заказа новых партий товара поставщику;
б) Генерация списков товаров, отсутствующихна складах, для оформления поставщику соответствующего заказа;
в) Генерация списков товаров, имеющихся вналичии на складах и на витринах, срок годности которых истек; эта функциянеобходима для списания соответствующих товаров и оформления поставщику новыхзаказов на эти товары; при этом стоимость списанных товаров засчитывается вчистый убыток супермаркета;
г)Смена цен товаров в БД при изменении последних;
д)Автоматизированное начисление наценок на товары в соответствии с текущимэкономическим положением супермаркета;
е) Занесение в товарную БД наименованийтоваров, отсутствовавших в ней ранее, при поступлении соответствующих товаровот поставщика с последующим назначением этим товарам уникальныхидентификационных номеров и цен, определяемых поставщиком; увеличение числатоварных единиц при поступлении от поставщика товаров, присутствовавших в БД;
ж) Генерация списков уникальныхидентификационных номеров для расклейки на соответствующие товары;
з) Сверка идентификационных номеров товаровпри покупке последних пользователем супермаркета, автоматическое определениецен товаров по этим номерам и уменьшение числа соответствующих единиц товара вБД в соответствии с размером сделанной пользователем покупки. При этомстоимость купленных товаров записывается в чистую прибыль супермаркета.
Все указанные функции,кроме последней, выполняются операторами складского терминала; последняяфункция выполняется операторами торгового зала.
2. Работа с поставщиками.
Связь супермаркета свнешним миром происходит через поставщиков, организующих доставку определенныхтоваров в определенные сроки по предъявляемым им заказам. Также врассматриваемой АСУ играет роль понятие «поставщики оборудования» — организации, поддерживающиефункционирование технических систем супермаркета поставкой и ремонтомсоответствующей аппаратуры. Стабильность работы супермаркета в очень большойстепени зависит от четкости и согласованности поставок товаров и оборудования;функции, реализуемые данной подсистемой, таковы:
а) Автоматизированное составление спискапоставщиков, работа с которыми целесообразна по комплексному показателю,формируемому группой экспертов по изучению рынка;
б)Автоматизированная генерация договоров с выбранными поставщиками на поставкутоваров определенного ассортимента на определенный срок;
в) Автоматизированное продление договоров сзарекомендовавшими себя поставщиками и расторжение договоров с поставщиками, неоправдавшими возложенного на них доверия;
г) Оформление по спискам товаров, отсутствующимна складах или имеющим истекший срок годности, заказов тем поставщикам,договоры с которыми на поставку этих товаров были заключены; при этом стоимостьуказанных в договоре товаров засчитывается в чистый убыток супермаркета;
д) Автоматическое составление списков датприбытия транспорта с произведенными заказами для осуществления приема этихзаказов и отгрузки их на склад или отправки на витрины в соответствии сосписками имеющихся в данных местах товаров;
е) Автоматизированное составление списковоборудования, требующего ремонта в связи с истечением амортизационных сроков, исоставление по этим отчетам заказов поставщикам оборудования на заменуотработавших агрегатов новыми или ремонта соответствующих агрегатов поустановленной смете; при этом стоимость ремонта или стоимость новых агрегатовза вычетом стоимости старых засчитывается в чистый убыток супермаркета.
3. Работа с финансами.
Поскольку супермаркетявляется частным предприятием и главной целью его создателей является получениеприбыли, финансовой подсистеме в рассматриваемой нами АСУ должно уделятьсяособое внимание. Эта подсистема выполняет следующие функции:
а)Ежемесячное продление договора с банком, заключенного в начале деятельностисупермаркета, и автоматизированное составление соответствующей документации;
б)Автоматическая помесячная генерация бухгалтерских отчетов с информацией ополученных за месяц чистой прибыли и чистом убытке;
в)Автоматизированное начисление зарплат новоприбывшим сотрудникам, увеличение зарплат в зависимости от стажасотрудника и генерация платежных ведомостей для штатного и нештатного персоналасупермаркета в соответствии с Единой тарифной сеткой;
г)Автоматизированное составление смет на проведение ремонтных и прочихобслуживающих работ;
д)Автоматизированное составление документации, предназначаю-щейся для полученияденег из банка и отправления их в банк по истечении каждой недели;
е)Автоматизированное помесячное определение на основе чистой прибыли супермаркетасуммы, которая будет выделена в следующем месяце на экономическое развитиесупермаркета.
4. Работа с персоналом.
Несмотря на то, чторабота супермаркета происходит под контролем автоматизированной системыуправления, рабочая сила находит в ней весьма широкое применение – как длявыполнения операций, непосредственно влияющих на функционирование АСУ (вводданных на терминалах и т.д.), так и для различной работы, не связаннойнепосредственно с автоматизацией (обслуживание, наладка и ремонт оборудованияторговых залов и складов, уборка помещений, разгрузка и пр.). Контроль рабочейсилы выполняется подсистемой работы с персоналом, включающей в себя следующиефункции:
а)Ведение списков сотрудников супермаркета, добавление в соответствующую БД новыхзаписей при поступлении на работу новых сотрудников и удаление записей из БД,соответствующих удаленным сотрудникам;
б)Автоматизированное ведение вспомогательной информации о сотрудниках (награды,поощрения, недочеты, замечания, выговоры, выслуга лет) необходимой дляформирования справок, выяснения соответствующей информации начальником отделакадров, увольнения не зарекомендовавших себя сотрудников и отправки на пенсиюсотрудников, отработавших свой срок;
в) Ежедневное формирование списков сотрудников,подлежащих увольнению, а также списков вакансий, подлежащих заполнению за счетприглашения новых сотрудников;
г) Ведение списков обязанностей сотрудниковсупермаркета; автоматизированное формирование на их основе должностныхинструкций для непосредственного донесения содержащейся в них информации досотрудников;
д) Формирование на основе вектораэкономического развития супермаркета должностей, заполнение которыхпредполагается в будущем; добавление списков обязанностей для этих должностей всоответствующую БД;
е)Ежедневные автоматизированные формирование и выдача торговому персоналу заданийпо обработке товаров (очистке витрин от просроченных товаров, перевозке соскладов и размещению на витринах новых товаров, смене ценников товаров)основанных на списках, сгенерированных в подсистеме работы с товарами;
ж)Ежедневные формирование и выдача ремонтному персоналу заданий по осмотру изамене отработавших деталей механизмов (формирование производится на основесписков, ведущихся подсистемой работы с хозяйственной частью);
з)Ежемесячная выдача охранному и обслуживающему персоналу плана действий наочередной месяц;
и)Автоматизированная генерация документации, необходимой для оформления отпусков,больничных и отгулов.
5. Работа с хозяйственной частью.
Как и любая современная организация, супермаркетудля нормального функционирования необходимо большое число различных машин,механизмов, агрегатов, оборудования. Для контроля над их состоянием вподсистеме работы с хозяйственной частью существуют следующие функции:
а) Добавление в БД«Оборудование» новых записей при поступлении от поставщиков оборудования всоответствии с произведенными заказами; обновление поля «Количество единицоборудования» при пополнении парка оборудования; удаление записей из БД при списанииоборудовании по истечении амортизационных сроков или же в случае повреждений,несовместимых с нормальным функционированием устройства;
б) Автоматическоевключение всех устройств и агрегатов при открытии супермаркета, отключение приэтом системы сигнализации; автоматическое выключение всех устройств и включениесистемы сигнализации при закрытии;
в) Автоматическоеведение для каждого из используемых устройств (компьютеров, кондиционеров,морозильников, холодильных шкафов, кассовых аппаратов, видеокамер, сканеров ипр.) списков частей, требующих регулярного профилактического осмотра и замены вслучае обнаружения оговариваемых неисправностей;
г) Автоматическаягенерация отчетов о состоянииоборудования на конец текущего рабочего дня.
6. Управленческая работа.
Поскольку супермаркетсуществует и развивается в жестком мире конкуренции, для его выживаниянеобходима четкая и целенаправленная работа управленческой группы,взаимодействующей со всеми подсистемами супермаркета путем принятиячёёёёёёёёёёёёёёёёёёёеёёёёёёёёЁЁЁЁЁёёёётёёёёёких решений или их совокупностей,вводящихся в систему в формализованном виде. Управленческая группа, какправило, реализует следующие функции:
а) Поквартальнаявыработка целевой стратегии развития на основе анализа рынка и стратегическихпоказателей конкурентов;
б) Формирование маркетинговых решений длярасширения кругов населения, охватываемых работой супермаркета;
в) Определение состава и структуры ассортимента,подлежащего закупке в ближайшем будущем;
г) Определение кругапоставщиков товаров и оборудования, внушающих доверие;
д) Определение целевых фондов вложения прибылей;
е) Составление списков оборудования, подлежащегозамене или модернизации в связи с моральным износом;
ж) Изменение структуры фонда рабочей силы всоответствии с выработанной целевой стратегией развития.
3. Обоснование структуры выбранной АСУ.
Выбраннаянами структурная схема автоматизированной системы управления супермаркетомдостаточно удобна как для рядового сотрудника, так и для инженера АСУ. Согласноэтой схеме, по которой весь супермаркет разделен на обозримое количествоподсистем, значительно упрощается поиск и локализация системных сбоев и ошибокв распределении потоков данных, а каждый сотрудник отвечает лишь заподведомственный ему, достаточно малый участок одной из подсистем. В связи сэтим выбор такой схемы построения АСУ «Супермаркет» следует признать удачным ирекомендовать его к выбору всех системоаналитиков.