Выбор оптимальной ценовой политики на предприятии

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПОвсероссийский заочный финансово-экономический институт
 
Отчет о прохождениипроизводственной (преддипломной) практики
Выбороптимальной ценовой политики на предприятии

План-график прохождения производственной преддипломной практики
Цель практики: ознакомление с деятельностью организации.Сбор, обработка и обобщение материала по выбору оптимальной ценовой политикина предприятии на примере ООО «ДЛ — Холдинг»
Конкретные вопросы, подлежащие изучению:
1. Дать технико-экономическую характеристику исследуемого объекта. Привестиосновные экономические показатели объекта за последние 3 года.
2. Собрать и проанализировать практический материал за последние 3 года(2007-2009 гг.) по теме выпускной квалификационной работы ( 2 глава ВКР)
3. По результатам анализа второй главы выявить проблемы. Вскрыть конкретныенедостатки исследуемого объекта.
4. Сформулировать предложения по совершенствованию работы объекта в соответствиис планом ВКР по 2-ой и 3-ей главе.
5. Сделать экономическую постановку задачи для поиска оптимального решения(для 3-ей главы)
Сроки прохождения практики: с 01.10 по 25.11.2010 г.
Отчет по практике предоставить до 30 ноября 2010 г.
Защита отчета (по расписанию) до 7 декабря 2010 г.

/>Содержание
1.Краткая технико-экономическая характеристика ООО «ДЛ-Холдинг».
2.Анализ ценовой политики ООО «ДЛ-Холдинг»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
2.2.Анализ цен и системы ценообразования
2.3 Анализ факторов, влияющих на ценовую политику предприятия
3.Проблемы и недостатки, выявленные в результате анализа
4.Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия
5.Экономическая постановка задачи для поиска оптимального решения
Список литературы
Приложения
 

1. Краткаятехнико–экономическая характеристика ООО «ДЛ-Холдинг»
ООО «ДЛ-Холдинг» — официальный представитель ООО «Торгового дома «Кама»и официальный дилер ведущих предприятий РФ и стран СНГ по выпуску автошин, такихкак ООО «Сибур-Русские шины», ХК «Амтел» ОАО «Белшина», ОАО «Днепрошина», а такжепо продаже аккумуляторов марок «ВСА» ООО «Аккумуляторные технологии» г. Иркутск,ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» г. Тюмень, ОАО Кайнар г. Талды-Корган.
ООО «ДЛ-Холдинг» на протяжении 13лет активно работает на рынке Российской Федерации и стран СНГ. Партнерами организацииявляются: ОАО «ТНК», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Славнефть», ОАО АНК «Башнефть»,ООО ТД «Евразхолдинг», ООО ТД «Мечел», ОАО «Северсталь», ОАО «Сибнефть», ОАО «Газпром»и многие другие. ООО «ДЛ-Холдинг» является лауреатом премии «Российский НациональныйОлимп» за 2005 год.
Основными видами деятельности ООО «ДЛ-Холдинг» по Уставу являются:
— деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментомтоваров;
— оптово- розничная продажа торговля автомобильными деталями, узламии принадлежностями;
— организация перевозок, предоставление транспортных услуг, арендатранспортных средств;
— и др.
Фактически организация осуществляет оптововую продажу автошин, автомобильныхдисков и аккумуляторов.
Учредителем является физическое лицо, доля вклада которого составляет10 тыс. руб.
Юридический адрес общества: г.Уфа, ул. Революционная, 92/4.
В своей собственности ООО «ДЛ-Холдинг» арендует административное здание- площадью 665 кв.м. и склад площадью 1780 кв.м., расположенных по адресу: г.Уфа,Орджоникидзевский район, Площадка Маслоблока ОЛ НУНПЗ.
Организационная структура организации представлена на рисунке 1.1.
/>
Рисунок 1.1. Организационная структура ООО «ДЛ-Холдинг»
Во главе предприятия стоит генеральный директор, которому подчиняютсякоммерческий и финансовый директора.
Генеральныйдиректор общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе даетуказания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Права и обязанностигенерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью Обществаопределяются Должностной инструкцией. К компетенции генерального директора Обществаотносится:
— осуществление оперативной работы Общества и формирование аппарата управления,
— обеспечение составления отчетов, балансов, смет и планов Общества,
— представление Общества перед третьими лицами,
— распоряжение имуществом и средствами Общества и так далее.
Генеральномудиректору непосредственно подчиняются финансовый и коммерческий директоры.
— обеспечение потребности бизнеса в деньгах;
— планирование и координация деятельности предприятия;
— обеспечение эффективности организации;
— обеспечение всех заинтересованных лиц информацией, необходимой для принятия решений.
— обеспечение экономической безопасности предприятия.
Подруководством финансового директора общества работает бухгалтерия, которую возглавляетглавный бухгалтер.
Бухгалтерскийучет ведут два бухгалтера, которые обрабатывают всю первичную документацию и составляютбухгалтерскую отчетность. Согласно учетной политике, учет ведется путем двойнойзаписи на счетах бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов, утвержденномуПриказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 года № 94н. Бухгалтерский учет имущества,обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Документированиеимущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение отчетности осуществляетсяна русском языке. Учет ведется на компьютере с применением бухгалтерских программ.Бухгалтерский учет в организации ведется одновременно с налоговым учетом. При оформлениихозяйственных операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов,утвержденные соответствующими постановлениями Госкомстата. При оформлении хозяйственныхопераций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документовприменяются формы первичных документов и формы внутренней отчетности, утвержденныеруководителем организации.
Коммерческий директор возглавляет службу сбыта.
Основными задачами отдела сбыта являются изучение спроса и установлениетесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов иформ реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукциипотребителю в нужное время; контроль над ходом реализации продукции в целях снижениякоммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотныхсредств.
Организация отдела сбыта ведется по признаку: «по видам товаров» итребует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множествомтоваров.
Структура отдела сбыта включает отдел оперативной отгрузки.
К производственным подразделениям отдела сбыта относится товарный склад,на котором работают грузчики и кладовщики.
В таблице 1.1 показана структура и динамика основных экономическихпоказателей организации за 2007-2009 года.
Таблица 1.1 -Основные показателидеятельности ООО «ДЛ-Холдинг»Показатели Сумма Абсолютное изменения ( Темп прироста (%) 2007 год 2008 год 2009 год 2008 год 2009 год 2008 год 2009 год 1. Выручка (нетто) от продажи товаров (работ, услуг), тыс. руб.) 62863 59101 73958 -3762 14857 -6 25 2. Себестоимость проданных товаров (работ, услуг), тыс. руб.) 62760 59036 70145 -3724 11109 -6 19 3. Прибыль (убыток) от реализации товара, тыс. руб.) 103 65 3813 -38 3748 -37 5766 4. Чистая прибыль, тыс. руб.) 78 53 24 -25 -29 -32 -55 5. Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.) – – – – 6. Фондоотдача – – – – 7. Среднесписочная численность работников, чел. 25 24 30 -1 6 -4 25 8. Производительность труда, руб. 2515 2462 2465 -53 3 -2,1 0,1 9. Запасы, тыс. руб. 2515 6344 4910 3829 -1434 152,2 -22,6 10. Дебиторская задолженность, тыс. руб. 185,5 198 1755,5 12,5 1557,5 6,7 786,6 11. Кредиторская задолженность, тыс. руб 309 471 2253,5 162 1782,5 52,4 378,4 12.Коэффициент оборачиваемости запасов 25 9,3 15 -15,7 5,7 -62,8 61,3 13. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 339 298 42 -32 -256 -12,1 -85,9 14. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 203 125 33 -78 -92 -38,4 -73,6
По приведенным в таблице 1.1 показателям можно сделать вывод о том,что выручка, полученная ООО «ДЛ-Холдинг» за 2008 год от реализации продукции составила59101 тыс. руб., что меньше на 3462 тыс. руб. (или на 6%), чем в 2007 году. В 2009году выручка от реализации повысилась на 14857 тыс. руб. (или на 25%) по сравнениюс 2008 годом и составила в абсолютных показателях 73958 тыс. руб., то есть больше,чем данные 2007 года. Причиной снижения выручки отреализации в 2008 году является отсутствие маркетинговой политики на предприятиив условиях жесткой конкуренции на рынке продажи деталями для автомашин. Возросшийинтерес покупателей к продукции предприятия в 2009 году был достигнут за счет размещениярекламы, а также применение скидок к товарам.
Себестоимость реализованноготовара в 2008 году составила 59036 тыс. руб., что на 3724 тыс. руб. (или на 6%)меньше по сравнению с 2007 годом. В 2009 году данный показатель составил 70145 тыс.руб. или на 11109 тыс. руб. (или 19%) больше чем в 2008 году. Следует здесь отметить,что темпы роста товарооборота превышают темпы роста себестоимости товара, что положительнохарактеризует финансовую деятельность организации.
Прибыль от реализации товараза 2008 год составила 65 тыс. руб. – это меньше показателя предыдущего года соответственнона 38 тыс.рублей и в 2009 году 3813 тыс. руб. или больше показателя предшествующегопериода соответственно на 3748 тыс. руб. Темп роста прибыли от реализации продукциив 2008 году составил 63 % к уровню 2007 года, а также ниже темпов роста выручкиот реализации. В 2009 году отмечается резкий рост прибыли, в связи с тем, что вырославыручка от продажи товаров и снизилась себестоимость проданных товаров.
Надо отметить, что производительность труда на предприятии составляетоколо 2500 руб. на человека и сохраняется на этом уровне все три.
Далее таблица 1.1 показывает значительное снижение оборачиваемостиактивов и пассивов предприятия. Так, к примеру, в 2007 году коэффициент оборачиваемостизапасов составил 9,3, то есть ниже чем в 2007 году(25 ) и в 2009 году (15 ). Этообъясняется тем, что в 2008 году на складе имелись запасы устаревших товаров и говорито не эффективности продаж продукции.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает скоростьее оборота. С каждым годом её скорость уменьшается: если в 2007 году она составляла185,5, то в 2008 году – 198, а в 2009 году – уже -1755,5, что очень негативно характеризуетдеятельность предприятия.
В целом деятельность ООО «ДЛ-Холдинг»можно признать эффективной, так как по результатам работы имеются положительныепоказатели: повышение выручки от реализации продукции к концу 2009 г., увеличениеприбыльности сделок и размеров валюты баланса предприятия. Однако увеличение такихпоказателей как дебиторской и кредиторской задолженности в дальнейшем может иметьдля ООО «ДЛ-Холдинг» негативные последствия. Это можно отчетливо наблюдать на рисунке1.1.
/>
Рисунок 1.1. Диаграмма динамики финансовых показателей ООО «ДЛ-Холдинг»

/>2. Анализ ценовой политики ООО «ДЛ-Холдинг»/> 2.1 Анализ финансовогосостояния предприятия
На основе финансовой отчетностиза два года осуществлен анализ состава, структуры, динамики капитала и активовпредприятия за период 2007-2009гг.
Анализ баланса начинается с построенияаналитической таблицы, содержащей укрупненные (агрегированные) статьи – итоги активови пассивов (таблица 2.1).
В 2007 — 2009 годах организациязначительно увеличила вложения средств в осуществление своей деятельности. Об этомсвидетельствует рост величины валюты баланса за анализируемый период с 3531 тыс.руб. до 9214 тыс. руб., а также относительный показатель – темп прироста, которыйсоставил в 2008 году 130,5%, в 2009 году 13,2%.
Таблица 2.1 — Состав, структураи динамика активов и пассивовНаименование показателя 2007 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % 2008 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % 2009 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, тыс. руб. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. Раздел I. Внеоборотные активы Раздел II. Оборотные активы 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074 Запасы 2515 71 6344 78 4910 53 152.2 -22.6 3829 -1434 НДС 453 13 1141 14 883 10 151.9 -22.6 688 -258 Дебиторская задолженность 152 4 244 3 3267 35 60.5 1238.9 92 3023 Денежные средства 411 12 411 5 154 2 -62.5 -257 ИТОГО АКТИВОВ 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074 Раздел III. Капитал и резервы 88 2,5 141 1,7 208 2,3 60,2 47,5 53 67 Раздел IV. Долгосрочные обязательства – – – – – – – Раздел V. Краткосрочные обязательства 3443 97,5 7999 98,3 9006 97,7 132,3 12,6 4556 1007 Займы и кредиты 3000 85 7500 92.2 5000 54.2 150 -33.3 4500 -2500 Кредиторская задолженность 443 12.5 499 6.1 4006 43.5 12.6 702.8 56 3507 ИТОГО ПАСИВОВ 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Величина активов возросла засчет вложений в оборотные активы (в 2008 году на 4609 тыс. руб. или на 130,5%, в2009 году на 1074 тыс. руб. или на 13,2%). Относительные показатели структуры активабаланса отражают, что на 100% актив состоит из оборотных активов в течение всегоанализируемого периода.
Пассив баланса характеризуетсяположительной динамикой итоговой величины раздела «Капитал и резервы» (в 2008 годуна 53 тыс. руб. и в 2009 году на 67 тыс. руб.), а также положительной динамикойразделов «Краткосрочные обязательства» (в 2008 году на 4556 тыс. руб. и в 2009 годуна 1007 тыс. руб.). Понижение удельного веса в валюте баланса итоговой величиныраздела «Капитал и резервы» в 2008 году с 2,5% на начало анализируемого периодадо 1,7% к концу периода является отрицательным фактом, так как в этом проявляетсяснижение укрепление финансовой независимости организации от заемного финансирования,что повышает уровень финансовых рисков. Однако к концу 2009 года положение данногопоказателя улучшилось и оно составило 2,3%.
В приложении 1 представлен детальныйанализ состава, структуры и динамики собственного и заемного капитала ООО «ДЛ-Холдинг»,из которого следует, что расширение финансирования бизнеса происходило за счет краткосрочногозаемного капитала. Источником этого служит существенный прирост краткосрочных кредитов(в 2008 году на 4556 тыс. руб. или на 132,3%, в 2009 году на 1007 тыс. руб. илина 12,6%). Также в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно возросла кредиторскаязадолженность – на 3507 тыс. руб. или на 702,8%. Такая ситуация говорит об ускорениифинансовой нестабильности организации и низком динамизме коммерческой деятельности.При том долгосрочные обязательства в организации в течение анализируемого периодаотсутствуют полностью.
В таблице 2.2 более детальнопредставлены показатели краткосрочной задолженности ООО «ДЛ-Холдинг».
Величина краткосроченной задолженностиувеличилась на 56 тыс. руб. (на 12,6%) в 2008 году и на 3507 тыс. руб. (702,8%)в 2009 году. Это связано с увеличением в 2008 году задолженности перед поставщикамии подрядчиками – на 27 тыс. руб. (или на 6,3%) и в 2009 году — 2778 тыс. руб. (на610,5%), а также в 2008 году задолженности перед персоналом – на 10 тыс. руб. (илина 66,7%) и в 2009 году задолженности перед внебюджетным фондом на 7 тыс. руб.(илина 77,8%) и перед бюджетом на 10 тыс. руб. (или на 100%). В целом существенных структурныхсдвигов в составе краткосрочной задолженности не наблюдается.

Таблица 2.2 — Состав, структура и динамика краткосрочных обязательствНаименование показателя 2007 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % 2008 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % 2009 г. (тыс. руб.) Удельный вес, % Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, тыс. руб. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 1. Поставщики и подрядчики 428 96,6 455 91,2 3233 80,7 6,3 610,5 27 2778 2. Задолженность перед персоналом 15 3,4 25 5,0 17 0,4 66,7 -32,0 10 -8 3. Задолженность перед внебюджетными фондами 9 1,8 16 0,4 – 77,8 9 7 4. Задолженность перед бюджетом 10 2,0 20 0,5 – 100,0 10 10 5. Прочие кредиторы 720 18,0 – – 720 ВСЕГО КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ 443 100 499 100 4006 100 12,6 702,8 56 3507
Исходя из методики расчета оборачиваемости (отдачи) собственного капиталаи обязательств, представленной в приложении 2, рассчитаны данные показатели и отраженыв таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Показатели оборачиваемости (отдачи) собственного капиталаи обязательствПоказатель Коэффициент оборачиваемости Средняя продолжительность одного оборота в днях 2008 год 2009 год Абсолютные изменения 2008 год 2009 год Абсолютные изменения Собственный капитал 516 424 -92 0,7 0,8 0,1 Заемный капитал 10 9 -1 35 41 6 Кредиты и займы 11 12 1 32 30 -2 Кредиторская задолженность 125 33 -93 3 11 8 Задолженность поставщикам и подрядчикам 134 40 -94 3 9 6
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Из таблицы 2.3 можно наблюдать, что в 2009 году произошло снижениеоборачиваемости собственного капитала и заемных средств, за исключением кредитови займов. Причиной тому послужила увеличение среднегодовых показателей баланса в2008 году большими темпами, чем выручка от продаж.
Анализ данных вышеприведеннойтаблицы показал, что все показатели эффективности капитала (коэффициенты оборачиваемости)(за исключением кредитов и займов) уменьшились, а, следовательно, отдача капиталау организации низкая. Указанный коэффициент показывает, какую сумму выручку организацияполучила на каждый рубль финансового источника того или иного вида.
Таким образом, в целом можноконстатировать о снижении эффективности использования капитала ООО «ДЛ-Холдинг»и ухудшении финансовых результатов.
Далее в приложении 3 представленаоценка величины чистых активов, из которой следует, что на конец анализируемогопериода величина чистых активов ООО «ДЛ-Холдинг» составила 208 тыс. руб., что на67 тыс. руб. больше, чем на 01.01.2009, темп роста составил 47,5%. Положительнаядинамика данного показателя свидетельствует о наращивании средств учредителей, участвующихв формировании имущественного комплекса организации. В свою очередь это укрепляетфинансовую независимость ООО «ДЛ-Холдинг», повышает ее рыночную стоимость и способствуетповышению инвестиционной привлекательности.
Положительным моментом здесьможно отметить то, что величина уставного капитала ООО «ДЛ-Холдинг» не превышаетчистые активы, то есть соблюдаются требования норм гражданского права: ст.99 ГКРФ и ст. 20 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Анализ активов баланса организациипроведен в соответствии с данными таблицы, представленной в приложении 4.
Анализ показал, что показателив первом разделе активов отсутствуют. По итогам второго раздела баланса наблюдаласьположительная динамика. Величина оборотных активов ООО «ДЛ-Холдинг» на конец 2008года составила 8140 тыс. руб., что на 4609 тыс. руб. ( или на 130,5%) больше 2007года, и на конец 2009 года 9214 тыс. руб., что на 1074 тыс. руб. (или на 13,2%)больше 2008 года.
Наибольший удельный вес в составеоборотных активов занимают запасы, которые полностью состоят из «готовой продукциии товаров». Их величина на конец 2007 года составила 2515 тыс. руб. (или 71,2%),2008 года 6344 тыс. руб. (или 77,9%), 2009 года 4910 тыс. руб. (или 53,3%). Приэтом темп прироста составил в 2008 году 152,2%, в 2009 году – 22,6%. Рост запасов свидетельствует о снижении степени производственно-коммерческогориска по текущим операциям за счет дополнительной иммобилизации средств в остаткитоварно-материальных ресурсов.
Также существенный темп приростав 2008 году составил такой показатель как НДС — 151% (или на 688 тыс. руб.) и составилсумму в размере 1141 тыс. руб., а в 2009 году показатель снизился – -258,% (илина 22,6 тыс. руб.) и составил 883 тыс. руб.
Существенный рост удельного весав течение анализируемого периода показал такой показатель как «дебиторская краткосрочнаязадолженность» с 4,3% до 35,5% в связи с тем, что на большую часть реализуемоготовара предприятие предоставляло отсрочку.
Сами денежные средства организацииуменьшилась в 2009 году на 257 тыс. руб. и их остаток на конец 2009 года составил154 тыс. руб.
За 2009 год организация осуществиладополнительные вложения в оборотные активы на 2841 тыс. руб., среднегодовая величинакоторых составила в 2009 году 8677 тыс. руб. Увеличение произошло по всем видамоборотных активов за исключением денежных средств, при этом наиболее существенновозросли среднегодовые остатки краткосрочной дебиторской задолженности, которыесоставили в 2009 году 3511 тыс. руб., что на 3313 тыс. руб. больше, чем в 2008 году.В целом оборачиваемость повысилась, о чем свидетельствуют показатели оборачиваемости.Так, увеличение оборота почти всех оборотных средств позитивно отразилось на значениекоэффициента оборачиваемости, который повысился на 19,1 и составил в 2009 году 42,раза при его значении 35,6 раза в 2008 году.
О увеличении оборачиваемостисвидетельствуют также снижение средней продолжительности одного оборота в 2009 годупо сравнению с 2008 годом. В целом период оборота оборотных активов снизился на15,8 дня, в том числе запасов на 0,9 дней, дебиторской задолженности на 92,9 дня.Такая ситуация положительно характеризует деятельность ООО «ДЛ-Холдинг» в отношениииспользования оборотных активов. Однако при этом период оборота денежных средствповысилась на 81,7 дня.
Уровень ликвидности баланса ООО«ДЛ-Холдинг» определена на основании группировки активов и пассивов бухгалтерскогобаланса (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Группировка активови пассивов для оценки ликвидностиНаименование показателя Строка баланса (форма № 1) 2007 г. (тыс. руб.) 2008 г. (тыс. руб.) 2009 г. (тыс. руб.) Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, тыс. руб. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. Наиболее ликвидные активы (А1) 250+260 411 411 154 -62,5 -257 Быстро реализуемые активы (А2) 240+270 152 244 3267 60,5 1238,9 92 3023 Медленно реализуемые активы (А 3) 210+220 2968 7485 5793 152,2 -22,6 4517 -1692 Труднореализуемые активы (А4) 190+230 – – – – – – – Валюта актива баланса 300 3531 8140 9214 130,5 13,2 4609 1074 Наиболее срочные обязательства (П1) 620 443 499 4006 12,6 702,8 56 3507 Краткосрочные обязательства (П2) 610 3000 7500 5000 150,0 -33,3 4500 -2500 Долгосрочные обязательства (П3) 590 – – – – – – – Собственный капитал (П4) 490+640 88 141 208 60,2 47,5 53 67 Валюта пассива баланса 700 3531 8140 9214 130,5 13,2 4609 1074
Исходя из представленных в таблице2.4 показателей можно наблюдать, что на конец 2009 года в бухгалтерском балансеорганизации наметилась положительная тенденция, направленная на повышение его ликвидности.Однако баланс предприятия не является ликвидным,поскольку не соблюдается два из четырех неравенств в 2007 – 2009 годах, то это А1>= П1; А2 >= П2. В 2007 год А1=411/>П1=443,А2=152 />П2=3000; в 2008 году -А1=411/>П1=499, А2=244 />П2=7500; в 2009 году — А1=154/>П1=4006, А2=3267 />П2=5000
Далее наосновании данных группировок, статей актива и пассива баланса произведен рассчеткоэффициентов ликвидности организации и отражен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Показатели ликвидностиНаименование 2007 год 2008 год 2009 год Нормативное значение Коэффициент абсолютной ликвидности >0,2 0,119 0,051 0,017 Коэффициент быстрой ликвидности >1 0,119 0,051 0,017 Коэффициент текущей ликвидности >=2 1,026 1,018 1,023
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
После проведения коэффициентногоанализа ликвидности можно сказать, что все коэффициенты ликвидности ниже нормативныхкоэффициентов. Данное обстоятельство связано с тем, что организация использует длясвоей деятельности кредиты банков и заемные средства, а также тем что ООО «ДЛ-Холдинг»,несмотря на получение прибыли в 2007-2009 годах, не может на данном этапе хоть вкакой-то мере существенно влиять данными средствами на показатели своей ликвидностипо причине их недостаточности.
Далее представлен расчет коэффициентовфинансовой устойчивости организации, который занесен в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 –Коэффициенты, характеризующиефинансовую устойчивостьПоказатель Нормативное значение 2007 год 2008 год 2009 год Изменения в абсолютных величинах, тыс. руб. 2008 г. 2009 г. 1. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами >0,1 0,025 0,017 0,023 -0,008 0,006 2. Коэффициент финансовой независимости (автономии) >0,5 0,025 0,017 0,023 -0,008 0,006 3. Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами 0,6-0,8 0,035 0,022 0,042 -0,013 0,02 4. Коэффициент финансирования >=1 0,025 0,018 0,023 -0,007 0,005 5. Коэффициент финансовой устойчивости 0,6-0,8 0,025 0,017 0,023 -0,008 0,006
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Как видно из таблицы 2.6 в течениеанализируемого периода ни один из коэффициентов финансовой устойчивости организациине укладываются в оптимальное значение. Коэффициент финансовой независимости (автономии)ежегодно соответствует показателю 0,02 и свидетельствует о том, что удельный вессобственного капитала очень мал относительно состава валюты баланса, и характеризуеторганизацию с негативной стороны. Об этом же свидетельствует и такие коэффициентыкак обеспеченности собственными источниками финансирования, а также коэффициентфинансовой устойчивости, то есть в организации не применяется принцип самофинансирования.
В отношении коэффициента обеспеченностизапасов собственными средствами можно констатировать также отрицательный момент,создающий ситуацию возникновения риска, связанного с финансированием медленно реализуемыхматериальных активов за счет заемных средств.
Коэффициент финансирования недостигает нормативного значения на протяжении всего периода более чем на 0,08 ед.,то есть подтверждая факт финансирования организации в большей части за счет заемныхсредств.
Итак, высокаядоля заемных средств в структуре пассивов ООО «ДЛ-Холдинг» отрицательно сказываетсяна конечных показателях финансовой устойчивости и платежеспособности для сглаживания,которого требуется хорошая организация системы риск-менеджмента.
Далее произведен расчет показателейрентабельности предприятия.
Все данные представлены в таблице2.7.
Анализ показателей рентабельностидеятельности показывает снижение показателя экономической рентабельности, финансовойрентабельности и повышение рентабельности продаж и рентабельности продукции.
Таблица 2.7 — Анализ рентабельности (%)Показатель 2007 год 2008 год 2009 год Рентабельность общих активов (ROA) (экономическая рентабельность),% 2,3 0,9 0,3 Рентабельность собственного капитала (ROE) (финансовая рентабельность), % 103.3 46,3 13,7 Рентабельность продаж (ROS), % 0,2 0,1 1,8 Рентабельность продукции, % 0,2 0,1 1,9
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Данное снижение обусловлено снижениемприбыли организации и повышением размера собственного капитала.
Повышение же рентабельности продукцииговорит о улучшении эффективности хозяйствования, что дало возможность при болеенизком уровне роста выручки получать большую валовую прибыль.
Таким образом, по результатаманализа финансового состояния организации можно сделать следующие выводы: имущественноеположение предприятия упрочилось, в целом предприятия ликвидно, рентабельно и динамичноразвивается./>2.2 Анализ цен и системы ценообразования
ООО «ДЛ-Холдинг» реализует аккумуляторы и автошины на весь модельный ряд автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Процессом ценообразования на предприятии занимается финансовый директорсовместно с бухгалтерией.
Анализ организации по продаже номенклатуры продукциихарактеризуется следующими показателями в динамике, отраженными в таблице 2.8.

/>Таблица 2.8 — Объем продаж в натуральных единицах(штук)Продукт 22007 год 22008 год 2009 год Изменения абсолютные Темп прироста
2008
год 2009 год 2008 год, % 2009 год, % с/х шины 2627 1720 1314 -907 -406 -35 -24 Диски 2809 2320 2300 -489 -20 -17 -1 Легковые автошины 5970 5990 6900 20 910 15 Грузовые автошины 4690 3308 4580 -1382 1272 -29 38 Аккумуляторы 7020 6310 6360 -710 50 -10 1
Из таблицы видно, что в 2008 году сократился объем продажи почти всейпродукции: с/х шин на 907 шт. (или на 35%), дисков на 489 шт.(или на 17%) и грузовыхавтошин на 1382 шт. (или 29%), аккумуляторов на 710 шт. (или на 10%). Только позицияшин легковых автомашин пользовалась устойчивым спросом и более того увеличиласьна 20 шт.
В 2009 году положение по реализации продукции значительно улучшилосьпо причине предоставления покупателям дополнительных скидок. В результате даннойполитики количество проданных грузовых автошин составило в размере 4580 шт, чтона 1272 шт. (или на 38%) больше, чем в 2008 году. При этом спрос на с/х шины и дискипродолжал падать соответственно на 406 шт. (24%) и 20 шт.(1%).
Удельный вес каждого вида товара в общем объеме реализации представленона рисунке 2.3.

/>
Рисунок 2.3. Товарооборот продукции за анализируемый период
Информация о ценах реализации и ценах приобретения представлены в таблицах2.9 и 2.10.
/>Таблица 2.9 — Средняя цена реализации на предлагаемую продукцию
предприятием (руб.)Наименование продукции 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения абсолютные Темпы роста, % 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. с/х шины 3775 4530 4840 755 310 120 107 Диски 901 1108 1155 207 47 123 104 Легковые шины 2383 2645 3095 262 450 111 117 Грузовые шины 5360 6700 6785 1340 85 125 101 аккумуляторы 1574 1700 1967 126 267 108 116
Данные таблицы 2.10 говорят овысоких темпах роста цены реализации продукции, предлагаемой анализируемым предприятием.Это прежде всего вызвано резкими изменениями в себестоимости цены продажи, как следствиеудорожание самой продукции и высокие тарифы транспортных компаний.

Таблица 2.10 — Средняя цена приобретенияна предлагаемую продукцию предприятием (руб.)Наименование продукции 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения абсолютные Темпы роста, % 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. с/х шины 2794 3409 3876 615 467 122 114 диски 665 811 924 146 113 122 114 Легковые шины 1733 1924 2476 191 552 111 129 Грузовые шины 3962 4953 5428 961 475 125 110 аккумуляторы 1176 1270 1568 940 298 108 123
Рассчитаем коэффициент наценки по отношению к себестоимости для определенияверхней границы наценки на продаваемую продукцию.
Данные расчета разместим в таблице2.11.
/>Таблица 2.11 — Расчет коэффициент наценки по отношению к себестоимостиНаименование статей 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения абсолютные 2008 г. 2009 г. с/х шины 35 33 25 -2 -8 диски 35 37 25 2 -12 Легковые шины 38 37 25 -1 -12 Грузовые шины 35 35 25 -10 аккумуляторы 34 34 25 -9
Таким образом, на предприятии прослеживается тенденция к спаду наценки,что вызвано, прежде всего, с ростом конкурентов на рынке сбыта продукции.
 

Таблица 2.12 — Расчет коэффициентанаценки по отношению к цене реализацииНаименование статей 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения абсолютные 2008 г. 2009 г. с/х шины 26 25 20 -1 -5 диски 26 27 20 1 -7 Легковые шины 27 27 20 -7 Грузовые шины 26 26 20 -6 аккумуляторы 25 25 20 -5
Нижний уровень наценки, которая организация может установить при данныхценах реализации, отражены в таблице 2.12. В этой таблице имеют место тенденцияспада коэффициента. Наиболее выгодной для предприятия является поставка легковыхшин, так как они дают максимальную возможность увеличить прибыль на анализируемомпредприятии (рис. 2.4).
/>
/>Рисунок 2.4. Диапазон наценок на продаваемый товар
Естественно, что при проведении политики колебания цен в диапазоневерхних и нижних границ коэффициент повышения цены от продажи будет различным приего подсчете до снижения цены и после ее снижения. В рассматриваемом случае реальныйи первоначальные коэффициенты равны, поэтому у анализируемое предприятие нет возможностиварьировать по цене.
В связи со спецификой деятельности (торговля) анализируемое предприятиев своей деятельности, в качестве стратегии ценообразования использует «издержкиплюс накидка». На практике цену на предлагаемый товар продавцом приходится всегдаварьировать для достижения необходимого объема, поэтому используется дополнительныйметод ценообразование стимулирующий покупателя – это установление цен со скидкамии зачетами.
Напредприятие используются так же рыночные методы ценообразования. Ценность товарадля каждого покупателя определяется индивидуально. Проблема тактического ценообразованияможет быть рассмотрена под углом расхождения установленной цены на продукт (по каталогу,прайс-листу), цены по счету и фактической цены сделки. Расхождение упомянутых величинможет быть очень существенным, и не соответствовать стратегическим целям организации.
Сравнительный анализ стоимости продукции и прибыльность сделки длядвух покупателей представлен на рисунке 2.5.
Таким образом, анализ конечных цен продаж согласно рисунка 2.5 показал,что факторами, влияющими на конечную прибыль, оказались: скидки за большой объем,скидки за оплату наличными, скидки за своевременную оплату и кредитные условия.
При работе с постоянными клиентами учитываются дополнительные скидки:скидки постоянным клиентам; кредитные условия (отсрочка платежа); предоставлениебесплатных образцов продукции; надбавка за нестандартное исполнение товара; надбавказа срочность исполнения заказа; оплата доставки товара.

/>
Рисунок 2.5. Сравнительный анализ стоимости продукции и прибыльностьсделки для двух покупателей.
Использование затратного метода ценообразования без анализа рыночныхсоставляющих не позволяет эффективно осуществлять ценовую политику. Этот метод большеподходят для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можноили нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения окончательнойпродажной цены.
Обычные бухгалтерские системы не в состоянии предоставить верную информацию,поэтому для заключенных сделок часто сложно оценить, насколько цена могла бы бытьвыше, а для упущенных сделок в числе первых причин провала всегда предполагают слишкомвысокую цену: создается впечатление, что цены завышены.
Недостаток внимания к тактическому ценообразованию может привести нетолько к сниженной фактической цене продаж, но и к снижению объема продаж. Не обходимоучесть, что предоставление скидок при приобретении дорогого товара, будет восприниматьсяпотребителями как сигнал ухудшение качества, что приведет к позиционированию данноготовара наравне с его значительно менее дорогими заменителями.
/>2.3 Анализ факторов, влияющих на ценовуюполитику предприятия
Рынок по продаже автошин, дисков, аккумуляторов города Уфы имеет выраженныечерты рынка монополистической конкуренции. Это проявляется прежде всего в:
— большом количестве фирм занимающиеся аналогичным видом деятельностии острой конкурентной борьбе,
— дифференциации ассортимента и сопутствующих услуг,
— наличии неценовой конкуренции (широкая реклама в СМИ, световая идр. виды реклам);
— легкости проникновения на рынок.
Проанализируем более подробно такие факторы,влияющие на ценовую политику предприятия ООО»ДЛ-Холдинг» как спрос, конкуренция,поставщики и потребители.
Проанализируем более подробно такие факторы,влияющие на ценовую политику предприятия ООО»ДЛ-Холдинг» как спрос, конкуренция,поставщики и потребители.
1. Спрос.
Существенным параметром спроса является его эластичность. Для определенияэластичности спроса используют коэффициент эластичностиспроса по цене, который определяется по формуле:
/>,
где ЕрD – коэффициент эластичности спроса,
∆Q-изменение величины спроса(в %),
∆Р – изменение цены (в %).
Проведем расчет коэффициента эластичности спроса по цене на данныегруппы товаров.
К примеру, в 2007 году средняя цена на с/х шины в ООО «ДЛ-Холдинг»составляла 3775 руб. Это давало возможность реализовывать 2627 шт. в год. В 2008году цена товара поднялась до 4530 тыс. руб. или на 20% Это снизило средний объемпродаж до 1720 штук или на 35 %.
Коэффициент эластичности спроса по цене для с/х шин: -35/20 = 1,75.
Так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спросабольше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменениецены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Значения коэффициента эластичностиспроса по цене для всего ассортимента ООО «ДЛ-Холдинг» представлен в таблице. 2.13.
Таблица 2.13 — Расчет коэффициента эластичности спроса по цене для всего ассортимента ООО «ДЛ-Холдинг»Наименование продукции Темпы прироста спроса, % Темпы прироста цены, % Коэффициент эластичности цены 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. с/х шины -35 -24 20 7 1,7 3,4 Диски -17 -1 23 4 0,7 0,3 Легковые шины 15 11 17 0,9 Грузовые шины -29 38 25 1 1,2 38,0 аккумуляторы -10 1 8 16 1,2 0,1
Анализ таблицы 2.13 показал, что в 2008-2009 гг. на диски и легковыешины спрос оказался не эластичным, поскольку коэффициент эластичности цены составляетменьше 1. Другими словами, даже увеличение наценокна данную группу товаров не влечет к снижению спроса на них. Это и логично, посколькуколичество приобретаемых легковых автомобилей ежегодно увеличивается. Но коэффициентэластичности изменяется неоднозначно, в 2008 году на с/х шины (ЕрD=1,7), а в 2009 году на грузовые щины (ЕрD =38), то есть спрос на указанный товар эластичный, то есть солидное удорожание товара уже снижает спрос. Цена никакне повлияла на спрос таких групп товаров как в 2008 году легковые шины (ЕрD=0) и в 2009 году аккумуляторы (ЕрD=0,1).
В целом можно говорить о том, что спрос на товары ООО «ДЛ-Холдинг»является устойчивым, однако, в ценовой политике не учитывается соотношение спросаи цены на товар, что не позволяет предприятию более эластично реагировать на спроспродукции для получения максимальной доходности.
2. Конкуренция.
В Уфе несколько предприятий занимающихся продажей автошин, каждая изкоторых обладает небольшой долей всего рынка. Поэтому каждая из этих фирм имеетвесьма ограниченный контроль над рыночной ценой. Удельный вес в общем объеме товарооборотапо расширенному ассортименту представлена на рисунке 2.6.
/>
Рисунок 2.6. Предприятия, занимающие определенную долю на рынке сбытапродукции
Одним из основных конкурентов на рынке г. Уфы является предприятиеООО «Кама-Уфа». Преимуществом данного конкурента является то, что он более опытныйпродавец рассматриваемой продукции, а, следовательно, имеет более совершенную маркетинговуюполитику. Более того данный конкурент имеет приближенный ассортимент продукции всравнении с ООО «ДЛ-Холдинг» и цены данной фирмы незначительно ниже цен анализируемогопредприятия.
Суть неценовой конкуренции заключается в том, что «соперничество» междуфирмами проявляется не только в повышении или понижении цен на свои товары, но ив таких важнейших неценовых факторах как реклама, PR (паблик рилейшнз) и др.
В настоящее время не существует серьезных препятствий для «вхождения»на рынок для продажи автошин. Наличие стартового капитала, необходимых документов(лицензий, сертификатов и др.) позволят любому желающему начать свое дело. Но, несмотряна простоту и легкость выхода на данный рынок, лишь единицы, выполняют дилерскиеобязательства перед производителями, и остаются на долгое время конкурентно-способными.
3.Поставщики.
Таблица.2.13 — Выбор поставщика аккумуляторов

п/п Наимен-е Прим-е изготовитель гарантия Изменение цены в зависимости от объема приобретения До 50 тыс.руб от 50 тыс.руб от 100 тыс.руб 1 6СТ-190 А с/з
КамАЗ,
МАЗ Аккумуляторные технологии 12 2595,01 2520,01 2445,01 2 6СТ-190 А с/з
КамАЗ,
МАЗ Саратовский АЗ 12 2710,01 2635,01 2560,01 3
6СТ-190 АП
с/з
КамАЗ,
МАЗ Тюменский АЗ 12 2735,01 2655,01 2580,01 4 6СТ-190 А с/з
КамАЗ,
МАЗ Кайнар ОАО 12 2265,01 2195,01 2135,01

Поставщиками предприятия являются ведущие предприятия РФ и стран СНГпо выпуску автошин, аккумуляторов, дисков. Рассмотрим деятельность предприятия привыборе поставщиков.
По результатам анализа, приведенного в таблице 2.13 становиться очевидным:что наиболее предпочтительным оказывается поставщик Тюменский АЗ, потому что онпредлагает одно из самых выгодных предложений по цене аккумуляторов в розничнойторговле, а при оптовых продажах пользоваться продукцией Кайнар ОАО. Аналогичнопроведем анализ поставщиков легковых автошин (таблица 2.14). Из таблицы 2.14 видно,что при продаже автошин марки 205/70R – 14б/к, представлен широкий спектр цен производителей.Наибольшую цену имеет товар производителя РОСАВА, низкая цена у ВШЗ, далее идут:Волтайр, БШК,
Таблица.2.14 — Выбор поставщика легковыхавтошин

п/п Наименование Прим-е изготовитель Изменение цены в зависимости от объема приобретения до 20 тыс.руб от 20 тыс.руб 1 205/70R -14б/к волга Волтайр 1035,01 966,01 БШК 1125,01 1052,01 РОСАВА 1185,01 1110,01 ВШЗ 905,01 844,01 Киров 1145,01 1071,01 2 185/65R-14 б/к ВАЗ МАТАДОР 1135,01 1059,01 УШЗ 960,01 898,01 БШК 890,01 830,01 РОСАВА 970,01 905,01 Амтел 1165,01 1088,01 Киров 860,01 800,01 ОШЗ 710,01 663,01 3 175/70R-13 б/к ВАЗ ЯШЗ 760,01 697,01 БШК 710,01 667,01 РОСАВА 740,01 711,01 Амтел 915,01 849,01 Киров 720,01 672,01 КрШЗ 610,01 568,01

Следующая позиция таблицы автошина 185/65R – 14 для ВАЗ. Высокая ценау производителя Амтел, МАТАДОР, далее следуют производители РОСАВА, УШЗ, БШК, Кирови ОШЗ. Следующая позиция таблицы. Высокая цена у производителя Амтел, ЯШЗ на автошину175/70R-13, далее — РОСАВА, Киров, БШК, МШЗ и КрШЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что высокие цены на товар у следующихпроизводителей: Амтел, РОСАВА, МАТАДОР, низкие — Киров, БШК, ОШЗ, КрШЗ.
Таблица.2.15 — Выбор поставщика автошинна грузовые машины

п/п Наименование Марка Применение Изгот-ель Изменение цены в зависимости от объема приобретения до 20 тыс.руб от 20 тыс.руб от 50 тыс.руб 1 370-508 (14,00-20) ОИ-25 УРАЛ АШК 5605,01 5495,01 5385,01 ОИ-25 УРАЛ Волтайр 7280,01 7140,01 7000,01 Я-307 Автогрейд БШК 8065,01 7910,01 7750,01 Я-307 Автогрейд ВШЗ 6785,01 6655,01 6525,01 2 300R-508 (11,00R-20) И-111АМ МАЗ, ИКАРУС БШК 4885,01 4785,01 4695,01 И-111АМ МАЗ, ИКАРУС Днепрошина 4985,01 4890,01 4790,01 И-111АМ МАЗ, ИКАРУС РОСАВА 4915,01 4820,01 4720,01 Д-ЗМА МАЗ, ИКАРУС ЯШЗ 5610,01 5500,01 5390,01 2 260R-508 (9,00R-20) ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ ВШЗ 3100,01 3040,01 2980,01 ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ БШК 3525,01 3455,01 3390,01 ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ ОШЗ 3570,01 3495,01 3435,01 ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ АШК 3380,01 3315,01 3250,01 ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ Днепрошина 3490,01 3325,01 3255,01 ИМ-142БМ КамАЗ, ЗИЛ РОСАВА 3485,01 3415,01 3350,01 ВИ-244-1 КамАЗ, ЗИЛ УШЗ 3160,01 3095,01 3040,01

Из таблицы 2.15 видно, что разница в цене производителей АШК и Волтайрна шину 370-508 (14.00-20) марки ОИ-25 значительно большая. Это связано с увеличениемсрока гарантии товара с 10 мес. до 14 мес. Разница в цене производителей БШК и ВШЗна шину 370-508 (14.00-20) марки Я-307 также велика. Только в данном случае БШКдает гарантию 10 мес., а ВШЗ -16 мес. Из позиции таблицы автошина 260R-508(9,00R-20)марки ИН-142БМ для КамАзов, ЗИЛов видно, что поставщиками с высокой ценой являются:БШК, ОШЗ, РОСАВА, Днепрошина, с низкой ценой ВШЗ, УШЗ.
Таблица 2.16 — Выбор поставщика с/х шин№ п/п Наименование
Марка
производитель Прим-е Изменение цены в зависимости от объема приобретения до 20 тыс.руб от 20 тыс.руб от 50 тыс.руб 1 28,1R-26 (720R-665) ВЛ-41 Тр-р К-701 16445,01 16120,01 15805,01 2 ФД-12 БШК Тр-р К-701 22395,01 21955,01 21530,01 3 ФД-12 Волтайр Тр-р К-701 19800,01 19415,01 19035,01 4 ФД-12 Днепр Тр-р К-701 20160,01 19765,01 19375,01
Из таблицы 2.16 видно, низкая цена на шину 28,1R-26 (720R-665) производителяВолтайр и высокая у БШК.
Проанализировав поставщиков, можно сделать вывод, что изготовителемс высокой ценой на товар являются: Тюменский АЗ, АМТЕЛ, РОСАВА, Днепрошина, ВАЗ;низкая цена на товар: Кайнар, Киров, БШК, ВШЗ, УШЗ.
Из таблиц видно, что диапазон цен на рынке продажи товара широкий.Установление цены на предприятии в целом зависит от занимаемой доли поставки конкретноговида товара. Такое направление позволяет предприятиям получать дополнительные скидкиот производителей и иметь отлаженную систему поставок. Предприятие поставляет полныйспектр автошин, дисков, аккумуляторов. При недостаточном штате в отделе сбыта, предприятиене справляется с поиском новых методов по снижению стоимости закупаемого товара(предоставление разовых скидок); широкий ассортимент предполагает производить закупу различных поставщиков, что снижает объем приобретаемого товара по каждому, лишаявозможность использовать льготные условия (дополнительная система скидок при определенномобъеме закупок, предоставление отсрочек по платежам), но в свою очередь позволяетпредоставить потенциальному покупателю возможность выбора необходимого ассортиментапродукции.
4. Потребители.
Для ООО «ДЛ_Холдинг» наиболее интересными и перспективными являютсяследующие два сегмента рынка потребителей:
географическая сегментация – это предприятия расположенные натерритории города Уфы, а также пригородной зоны;
демографическая – это крупные, средние и мелкие автотранспортныеорганизации или организации, имеющие автопарки.
Позицию продукции ООО «ДЛ-Холдинг» в географическом сегментепредставлена на рисунке 2.7.
/>

Рисунок 2.7- Продукции ООО «ДЛ-Холдинг» в географическом сегменте

Результаты рисунка 2.7 позволяют констатировать о том, что ООО«ДЛ-Холдинг» при средней цене на товар не может предложить свой товар покупателю«ближе» и доступней для него. Причиной тому является месторасположение торговогосклада предприятия.
Позиции предприятия на демографическом рынке отображена на рисунке2.8.
/>

Рисунок 2.8- Позиции ООО «ДЛ-Холдинг» на демографическом рынке
Рисунок 2.8 показал, что из-за проводимой предприятием товарнойполитики не имеется возможности обеспечить потребителей необходимым ассортиментомпродукции.
В заключение аналитической части следует сделать следующие выводы.
Во – первых, анализ финансового состояния показал,что предприятие осуществляет деятельность достаточно рентабельно, несмотря на высокиетемпы роста цен на приобретаемую продукцию.
Во-вторых, анализ ценовой политики раскрыл широкий диапазон цен нарынке продажи. Установление цены на предприятии в целом зависят от занимаемой долипоставки конкретного вида товара. Изготовителем с высокой ценой на товар являются:Тюменский АЗ, АМТЕЛ, РОСАВА, Днепрошина, ВАЗ; низкая цена на товар у: Кайнар, Киров,БШК, ВШЗ, УШЗ.
Управление ценовой политикой предприятия позволит в дальнейшем улучшитьфинансового состояния предприятия.

/>3.Проблемы и недостатки, выявленные в ходе проведенного анализа
В ходе проведенного анализа ООО«ДЛ-Холдинг» было выявлено ряд недостатков и проблем в системе ценообразования предприятия.
1. При анализе объемов продаж ассортимента продаваемой организацией продукцииустановлено незначительное сокращение в 2009 году по сравнению с 2008 годом такихтоваров как с/х шин (на 8%), дисков 8 шт. ( на 4%).
Ограниченный ассортимент продаваемыхтоваров ООО «ДЛ-Холдинг» также имеет негативные последствия в ценообразовании предприятия.
2. Анализ средних цен приобретения на предлагаемую предприятием продукциюпозволяет отметить влияние на темп роста цены реализации продукции.
3. На предприятии прослеживается устойчивая тенденция спада наценки, чтовызвано, прежде всего, ростом конкуренции на рынке сбыта.
4. Факторами, влияющими на конечную прибыль ООО «ДЛ-Холдинг», оказались:скидки за большой объем, скидки за оплату наличными, скидки за своевременную оплатуи кредитные условия.
При работе с постоянными клиентами используются дополнительные скидки:скидки постоянным клиентам; кредитные условия (отсрочка платежа); предоставлениебесплатных образцов продукции; надбавка за нестандартное исполнение товара; надбавказа срочность исполнения заказа; оплата доставки товара.
Однако, несмотря на то, что напредприятии используется широкая система скидок, при их формировании не учитываетсярентабельность продукции и сезонность продаж. Это также является нереализуемым резервомснижения цен на товары, предлагаемые рынку ООО «ДЛ-Холдинг».
5. Расчет коэффициента наценки по отношению к цене реализации показал,что среди всего ассортимента продаваемой продукции наиболее выгодной является поставкалегковых шин, так как они дают максимальную возможность увеличить прибыль на анализируемомпредприятии. Остальной ассортимент несет в себе сдерживающий эффект реализации,тем самым не позволяет предприятию получать выгоду в полном объеме.
6. Использование на ООО «ДЛ-Холдинг» затратного метода ценообразованиятакже является недостатком в ценовой политике предприятия. Указанное не позволяетучитывать текущее изменение спроса и конкурентное окружение. Метод надбавки «издержкиплюс» часто ведет к неоптимальным ценовым решениям. Его применение оправдано тольков том случае, когда при такой цене может достигаться запланированный объем сбыта.
Анализ факторов ценообразования ООО «ДЛ-Холдинг» показал ограниченность подходов к формированию цены; предприятие не учитываетспрос в полной мере, ориентируясь лишь на среднерыночные цены. В условиях высокойконкуренции такой подход в формировании цены не позволяет достичь конкурентных преимуществ,а значит и претендовать на расширение рынка сбыта. Его основной конкурент ООО «Кама-Уфа» занимает большую долю на рынкесбыта рассматриваемой продукции при не- высоких ценах, нежели чем у рассматриваемогопредприятия. Анализ поставщиков продукции позволил выявить не используемую возможностьдля ООО «ДЛ-Холдинг» — производить закуп у различных поставщиков, что в свою очередьне позволяет предоставить потенциальному покупателю возможность выбора необходимогоассортимента продукции. Анализ такого фактора как покупатели позволил выявить,что ООО «ДЛ-Холдинг» не может предложить свой товар покупателю «ближе» и доступнейдля него, а также у него не имеется возможности обеспечить потребителей необходимымассортиментом продукции.
Таким образом, анализ системы ценообразования ООО «ДЛ-Холдинг»показал что, предприятие не достаточно грамотно проводит ценообразование своеготовара.

/>4.Мероприятия по совершенствованиюценовой политики
В основе формирования ценовойполитики лежит цель предприятия. Для ООО «ДЛ-Холдинг» целью является максимизацияприбыли, так как предприятие имеет неустойчивое положение на рынке, то есть не слишкомуверено в своем будущем. Предприятию не хватает денежных средств для развития бизнеса,поэтому ему необходимо стремится к быстрому получению прибыли.
В целях дальнейшего совершенствованияценовой политики ООО «ДЛ-Холдинг» следует предложить следующие мероприятия.
1.  Для ООО «ДЛ-Холдинг» предлагается усовершенствовать систему действующихна предприятии скидок – добавить скидки на не рентабельную продукцию, скидки с учетомсезонности продукции.
Как уже былосказано выше для увеличения прибыли необходимо сократить объемы реализации низкорентабельнойпродукции, а именно сократить продажу с/х. шин и дисков и использовать систему скидокна них. На шины для легковых автомобилей и на аккумуляторы оставить скидки толькона увеличение объема. Предоставлением скидок можно стимулировать не только увеличениепродаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с покупателями.
Большую роль в предоставлении скидок должна играть сезонность, котораяпозволит более четко формировать запасы предприятия таких товаров как зимние и летниешины. Сезонность следует учитывать с применением коэффициента сезонности.
Зачастую потребности в расчете скидки для каждой конкретной сделкинет, поэтому можно предложить создание сетки скидок на предприятии. Менеджерам посбыту и клиентам компании удобней использовать сетку скидок, которая представляетсобой набор соотношений типовых условий сделки (объем и сроки) и предоставляемыхскидок.
2. Одним из внешних факторов, на который предприятию стоит обратить вниманиепри формировании ценовой политики это требования налогового законодательства.
Так, на основании ст. 40 Налогового законодательства РФ сделки с отклонениямиот рыночных цен в 20% подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. Основнойналоговой риск возникает при большой разнице между ценой сделки рыночным уровнем,поэтому ценовая политика должна быть направлена на минимизацию такой разницы. Наибольшеевнимание налоговых органов привлекают сделки с заниженными ценами реализации, чтопотенциально может способствовать минимизации платежей налога на прибыль.
Следовательно, основным способом избежать последствий в виде доначисленийналогов и пеней является обоснование решений относительно ценовой политики. Например,при использовании метода текущей цены необходимо указать во внутрифирменном постановлениивыборку конкурентов, по которой будет рассчитываться цены. Также предприятию целесообразноустановить конечную цену на продукцию в пределах 20% от рыночной с учетом скидкина маркетинговую стратегию. Такая скидка может быть рассчитана исходя из информацииоб уровне цен, которые использовали конкуренты при входе на этот рынок в прошлом,а также о периоде применения таких цен. По истечении указанного периода или ранеецена устанавливается на уровне цен конкурентов с учетом надбавок или скидок за качествопродукции.
3. Особую роль в ценовой политике ООО «ДЛ-Холдинг» должно отводиться разработке«Положения о скидках». В соответствующем положении должны быть описаны определениеи обоснование сроков применения пониженных цен, прогнозные цены реализации послеистечения этих сроков, риски, размеры скидок и приведенная стоимость данной стратегиив долгосрочной перспективе. Разработанная сетка скидок на предприятии должна бытьполно описана в «Положение о скидках», которое утверждается приказом директора попредприятию и передается в отдел продаж. Также ее используют при разработке бюджетакомпании.
Для того чтобы принятая система скидок работала, необходимоне только разъяснить менеджерам порядок расчета скидок, но и корректировать системумотивации. Нужно заинтересовать людей в применении вновь созданной системы. В заключениестоит отметить, что предоставление скидок за срочность и увеличение объема продажоправданно, когда компания нуждается в ускорении оборачиваемости денежных средстви имеет резерв производственных мощностей. Нет смысла предоставлять скидку, когдау компании избыток свободных средств или производственные мощности максимально загруженыи дополнительный объем реализации товара просто невозможен.
4. За должностнымилицами, отвечающими за ценообразование на предприятии, должна быть закреплена обязанностьпо периодическому (ежемесячному) проведению анализа цен конкурентов на аналогичнуюпродукцию в разрезе всех рынков ее реализации. Такой анализ должен содержать прейскурантныецены конкурентов, оценку качества и анализ потребительских свойств продукции. Необходимоежемесячное составление прогноза будущих долей рынка фирм-конкурентов и предприятия,а также влияние этих событий на ценообразование ООО «ДЛ-Холдинг». Также следуетмониторить рекламную деятельность конкурентов и их электронные ресурсы (сайты вИнтернете). Полученная информация должна храниться на предприятии до пяти лет.
5. Осуществление более полного анализа спроса на реализуемую продукцию. В целях снижения постоянных затрат на предприятии для анализа спроса ООО «ДЛ – Холдинг» можно воспользоваться услугами маркетинговой компании. Однако, при этом следует рассчитать экономическую эффективность данного мероприятия в целях выбора более оптимального решения.
Основные направления анализа спроса включают в себя:
·  объем спроса;
·  наличие потенциальных покупателей;
·  потребность в товаре;
·  возможность приобретения товара;
·  цена предлагаемой продукции;
·  время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
·  направления, рынки сбыта продукции.
При этом важную роль при обосновании необходимого уровня цен играют методы определения величины и возможной динамики спроса, которые используют аналитики. Эти методы могут быть различными по сложности и объему используемой информации о ценах и рыночной динамике. Перечислим данные методы.
·  Обработка статистической информации о продаже товаров на различных рынках или на одном рынке, но в разные периоды времени по разным ценам.
·  Постановка ценовых экспериментов.
·  Проведение опроса потребителей.
·  Построение экономико-математических моделей потребительского поведения.
6.ООО «ДЛ-Холдинг» необходимо выбрать такой метод ценообразования, который бы в максимальной степени учитывал стратегические цели предприятия. Предприятие в большей степени использует затратные методы поскольку в большей степени знает о своих затратах, нежели чем о спросе на свой товар. Это заставляет ее опираться на калькуляцию издержек при ценообразовании. В том случае, если организация начнет анализировать должным образом спрос на свою продукцию ей необходимо максимально использовать рыночные методы ценообразования, а также параметрические методы, что позволит предприятию более полно реагировать на изменения спроса и предложения на реализуемую продукцию.
7. В заключение в целях совершенствования ценовой политики ООО «ДЛ-Холдинг» следует предложить предприятию иметь несколько поставщиков реализуемой продукции, чтобы всегда иметь выбор наилучшей цены и качества.
При внедрении данных рекомендацийпредполагается оптимизация ценовой политики./>

5 Экономическаяпостановка задачи для выбора оптимального решения
После выбора ценовой стратегиинаступает время принимать решение о ценах. Прежде всего встает вопрос о методахих расчета. Одним из таких методов, который в максимальной степени учитывает предложенныестратегические установки ООО «ДЛ-Холдинг» являются параметрические методы.
Параметрические методы ценообразованиябазируются на определении количественной зависимости между ценами и основными потребительскимисвойствами товара, входящего в параметрический ряд. Параметрический ряд представляетсобой группу товаров, которые однородны по функциональному назначению, конструкции,технологии изготовления, но имеют различия в потребительских характеристиках (например,для холодильников это мощность, размеры, объем морозильной камеры, энергоемкостьи т. д.).
Эти методы используются при обоснованиицен на новые изделия, а также для выявления соответствия уровня предполагаемой цены,рассчитанной на базе издержек производства, ценам, сложившимся на рынке.
Параметрические методы ценообразованиявключают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических оценок,метод корреляционно-регрессионного анализа, агрегатный метод.
Рассмотрим их содержание.
Метод сравнения удельных показателейиспользуется для расчета цены на товары, потребительская ценность которых характеризуетсяодним главным потребительским параметром (мощность, производительность, вес, продолжительностьслужбы и т. д.), а соотношение между товарами можно представить в виде формулы:

/>(1)
Тогда цена на новый товар рассчитывается:
/>(2)
или:
/>(3)
где Цн– цена нового товара,руб.;
Цб– цена базового товара, руб.;
Пб– значение основного параметра базового товара в принятых единицахизмерения;
Пн– значение основного параметра нового товара в принятых единицах измерения;
Цб/Пб– удельная цена единицы основного параметра качества.
Этот метод является наиболеепростым и применим к таким продукциям, где имеет значение какой-либо один, два параметра,а другие характеристики товара примерно одинаковы.
Метод балльных параметрическихоценок. Товар i, который предприятие собирается реализовывать на рынке, оцениваетсяпо параметрам, имеющим значение для потребителей (материал, исполнение, фурнитура,мода и т. д.), и каждому параметру присваивается ранговый номер по значимости: 1,2 и т. д.
Специалисты устанавливают длякаждого изделия весовой индекс (%) в зависимости от значимости, причем общая суммавесовых индексов равна 100 %, и оценивают свое изделие и изделия конкурентов по10-балльной системе. Умножив балл на весовой индекс и разделив на 100, получаютоценку каждого параметра, сумма этих параметрических оценок дает общую параметрическуюбалльную оценку изделия Пi. Выбрав изделие какой-либо фирмы Э в качестве эталона(изделие, которое лучше всего реализуется на рынке, что свидетельствует о соответствиицены и качества) и приняв полученную им общую балльную оценку за 100 %, определяютоценочный процент Оi других изделий по формуле:
Оi = 100: Пэ(взятого за100 %) × Пi. (3)
Цену изделия i определяют поформуле :
Цi = Цэ x Оi: 100 (4)
где Цэ – цена изделия,взятого за эталон, руб.
Метод корреляционно-регрессионногоанализа. Суть этого метода состоит в определении зависимости изменения цены от изменениянескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. Приэтом цену представляют в виде функции:
Ц = F (х 1, х 2… х), (5)
где х1, х2…хn – выбранные основные параметры качества товара.
Для построения функции составляютпараметрический ряд, т. е. накапливают исходную информацию о ценах и качественныххарактеристиках (параметрах) товаров. После статистической обработки исходных данныхметодом корреляционно-регрессионного анализа находят количественную зависимостьмежду изменением цены и изменением параметров и строят регрессионное уравнение связи,которое может иметь различный вид:
линейное:
у = а 0 + ∑аi xi; (6)
степенное:
у = а0+Пni xi; (7)
параболическое:
у = а0+ ∑ аixi + ∑ b i x2i, (8)
где у – цена, руб.
Зная качественные характеристикитовара и имея уравнение связи, определяют цену на него, подставляя в уравнение регрессиизначение показателей.
Параметрические методы целесообразноиспользовать на потребительском рынке реализации автошин, поскольку товар являетсяшироко дифференцированным и взаимозаменяемым.
К примеру, рассмотрим взаимозависимостьцены (Y) ООО «ДЛ-Холдинг» на шины для легковых автомашин в зависимости отизменения спроса (X) на них.
Таблица 5.1 Исходные данныедля анализаПериод Спрос на товар (Х), шт. Цена на товар (Y), руб.
X2 Х Y
2007
2008
2009
5970
5990
6900
∑Y=18860
2383
2645
6700
∑X = 11728
35640900
35880100
47610000
∑ X2=71521000
14226510
15843550
46230000
∑ХY = 76300060

Для нахождения параметров а иа1 решим систему нормальных уравнений:
/>/>
Подставим значения
/>18860 =3а + а1 * 11728
76300060 = а * 11728 +а1* 71521000
Решив уравнение, получаем
а = 5895; а1 = 0,100109;
Уравнение регрессии принимаетвид:
Y = а + а1х
Y = 5895+ 0,100109 X.
Используя полученные результатыпри определении прогнозных значений цены на шины для легковых машин, следует вместоХ подставить запланированный спрос, тогда Y будет отражать соответствующую ему величину цены.

/>/>/>/>/>/>/>Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия/ Пер, с англ. М.: ИНФРА-М, 2007 г.
3. Беляев В.И. Маркетинг:основы теории и практики: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009 г.
4. Беляевский И.К. Маркетинговоеисследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2008 г.
5. Герасименко В. Ценовая политика фирмы //Маркетинг. 2008. № 1.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования:теория, практика и методология. М.: Финпресс, 2007 г.
7. Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования»,М.: ИНФРА-М, 2008 г.
8. Данько Т.П. Управление маркетингом. М.:ИНФРА-М, 2008 г.
9. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководствопо сегментации рынка / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008 г.
10. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/Пер.с англ. СПб.: Питер, 2008 г.
11. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии.Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. М.: АСТ, 2007 г.
12. Певший Ф.М. Мировойрынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 2008 г.
13. Раис Э., ТраутДж. Позиционирование: битваза узнаваемость/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008 г.
14. Сенчагов В.К., АрхиповА.И. и др.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник, — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2009 г.
15. Цены и ценообразование,Под ред. И.К. Салимжанова, М.: ООО «Финстатинформ», 2008 г.
16. ЦацулинА.Н. Ценообразование в системе маркетинга.М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008 г.
17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия.М, 2009 г.
18. Шмидт Р.А., Райт X. Финансовые аспектымаркетинга / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
19. Все о маркетинге: Сборник материалов дляруководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-Центр,.2008 г.
20. Моисеева Н.К., Корпунин М.Г. Основы теориии практики функционально-стоимостного анализа. М., 2007 г.

Приложение 1
Состав, структура и динамикасобственного и заемного капиталаНаименование показателя 2007 г. (млн. руб.) Удельный вес, % 2008 г. (млн. руб.) Удельный вес, % 2009 г. (млн. руб.) Удельный вес, % Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, млн. руб. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 1. Капитал и резервы (собственный капитал) — всего 88 2,5 141 1,7 208 2,3 60,2 47,5 53 67 1.1. Уставный капитал 10 0,3 10 0,1 10 0,1 0,0 0,0 1.3. Резервный капитал 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1.4. Нераспределенная прибыль 78 2,2 131 1,6 198 2,1 67,9 51,1 53 67 1.5. Доходы будущих периодов 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2. Обязательства (заемный капитал) — всего 3443 97,5 7999 98,3 9006 97,7 132,3 12,6 4556 1007 2.1. Долгосрочные обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2.1.1. Кредиты и займы – 0,0 0,0 0,0 0,0 2.1.2. Отложенные налоговые обязательства – 0,0 0,0 0,0 0,0 2.1.3. Прочие долгосрочные обязательства – 0,0 0,0 0,0 0,0 2.2. Краткосрочные обязательства 3443 97,5 7999 98,3 9006 97,7 132,3 12,6 4556 1007 2.2.1. Кредиты и займы 3000 85,0 7500 92,1 5000 54,3 150,0 -33,3 4500 -2500 2.2.2. Кредиторская задолженность 443 12,5 499 6,1 4006 43,5 12,6 702,8 56 3507 ИТОГО СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074

Приложение 2
Показатели оборачиваемости (отдачи) собственного капитала и обязательств за год Показатель Коэффициент оборачиваемости Средняя продолжительность одного оборота в днях Собственный капитал Выручка от продаж/ средняя балансовая величина собственного капитала средняя балансовая величина собственного капитала х 360/ выручка от продаж Заемный капитал Выручка от продаж/ средняя балансовая величина заемного капитала средняя балансовая величина заемного капитала х 360 / выручка от продаж Кредиты и займы Выручка от продаж / средняя балансовая величина задолженности по кредитам и займам Средняя балансовая величина задолженности по кредитам и займам х 360/ выручка от продаж Кредиторская задолженность Выручка от продаж/ Средняя балансовая величина кредиторской задолженности Средняя балансовая величина кредиторской задолженности х 360/ Выручка от продаж Задолженность поставщикам и подрядчикам Выручка от продаж/ Средняя балансовая величина задолженности поставщикам и подрядчикам Средняя балансовая величина задолженности поставщикам и подрядчикам х 360/ Выручка от продаж

Приложение 3
Расчет чистых активов ООО «ДЛ-Холдинг»Показатель Cумма, тыс. руб. Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, тыс. руб. на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 1. Нематериальные активы 2. Основные средства 3. Незавершенное строительство 4. Доходные вложения в нематериальные ценности 5. Долгосрочные финансовые вложения 6. Отложенные налоговые активы 7. Прочие внеоборотные активы 8. Запасы 2515 6344 4910 152,2 -22,6 3829 -1434 9. НДС по приобретенным ценностям 453 1141 883 151,9 -22,6 688 -258 10. Дебиторская задолженность 152 244 3267 60,5 1238,9 92 3023 11. Краткосрочные финансовые вложения 0,0 0,0 12. Денежные средства 411 411 154 0,0 -62,5 -257 13. Прочие оборотные активы 0,0 0,0 ИТОГО активов для расчета чистых активов 3531 8140 9214 130,5 13,2 4609 1074 14. Долгосрочные обязательства 0,0 0,0 15. Краткосрочные кредиты и займы 3000 7500 5000 150,0 -33,3 4500 -2500 16. Кредиторская задолженность 443 499 4009 12,6 703,4 56 3510 17. Задолженность участников по выплате доходов 18. Резервы предстоящих расходов 19. Прочие краткосрочные обязательства 20. ИТОГО обязательств для расчета чистых активов 3443 7999 9006 132,3 12,6 4556 1007 ИТОГО ЧИСТЫХ АКТИВОВ 88 141 208 60,2 47,5 53 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Показатели состава, структурыи динамики активов ООО «ДЛ-Холдинг»Наименование показателя 2007 г. (млн. руб.) Удельный вес, % 2008 г. (млн. руб.) Удельный вес, % 2009 г. (млн. руб.) Удельный вес, % Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, млн. руб. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 1. Внеоборотные активы — всего 2. Оборотные активы — всего 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074 2.1. Запасы 2515 71,2 6344 77,9 4910 53,3 152,2 -22,6 3829 -1434 2.1.1. Сырье и материалы 2.1.2. Затраты незавершенного производства 2.1.3. Готовая продукция и товары 2515 71,2 6344 77,9 4910 53,3 152,2 -22,6 3829 -1434 2.1.4. Товары отгруженные 2.1.5. Расходы будущих периодов 2.2. НДС по приобретенным ценностям 453 12,8 1141 14,0 883 9,6 151,9 -22,6 688 -258 2.3. Дебиторская задолженность долгосрочная 2.3.1. Покупатели и заказчики 2.4. Дебиторская задолженность краткосрочная 152 4,3 244 3,0 3267 35,5 60,5 1238,9 92 3023 2.4.1. Покупатели и заказчики 2.5. Краткосрочные финансовые вложения 2.6. Денежные средства 411 11,6 411 5,0 154 1,7 0,0 -62,5 -257 2.7. Прочие оборотные активы ИТОГО активов 3531 100 8140 100 9214 100 130,5 13,2 4609 1074

Приложение 5
Расчет показателей оборачиваемостиактивовПоказатель актива Коэффициент оборачиваемости Продолжительность оборота, дни Совокупные активы Выручка от продаж/ среднегодовая балансовая величина активов Среднегодовая балансовая величина активов х 360/выручка от продаж = 360/ Коэффициент оборачиваемости активов Оборотные активы Выручка от продаж/Среднегодовая балансовая величина оборотных активов Среднегодовая балансовая величина оборотных активов х 360/ Выручка от продаж = 360/ Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Денежные средства Выручка от продаж/Среднегодовая балансовая величина денежных средств Среднегодовая балансовая величина денежных средств х 360/ Выручка от продаж = 360/ Коэффициент оборачиваемости денежных средств Краткосрочные финансовые вложения Выручка от продаж/ Среднегодовая балансовая величина краткосрочных финансовых вложений Среднегодовая балансовая величина краткосрочных финансовых вложений х 360/ Выручка от продаж = 360/ Коэффициент оборачиваемости краткосрочных финансовых вложений Дебиторская задолженность Выручка от продаж/ Среднегодовая балансовая величина дебиторской задолженности Среднегодовая балансовая величина дебиторской задолженности х 360/ Выручка от продаж = 360/ Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Приложение 6
Показатели оборачиваемости оборотныхактивовНаименование показателя 2008 г. (тыс. руб.) 2009 г. (тыс. руб.) Темп прироста, % Изменения в абсолютных величинах, млн. руб. /> /> 1. Среднегодовая балансовая величина оборотных активов, тыс. руб. — всего 5836 8677 48,7 2841 /> 1.1. запасов, включая НДС 5227 6614 26,5 1387 /> 1.2. долгосрочной дебиторской задолженности /> 1.3. краткосрочной дебиторской задолженности 198 3511 1673,2 3313 /> 1.4. краткосрочных финансовых вложений /> 1.5.денежных средств 411 283 -31,1 -128 /> 2. Выручка от продаж, млн. руб. 59101 73958 25,1 14857 /> 3. Продолжительность одного оборота всех оборотных активов, дней 10,1 8,5 -15,8 -1,6 /> 3.1. запасов, включая НДС 11,3 11,2 -0,9 -0,1 /> 3.2. долгосрочной дебиторской задалженности /> 3.3. краткосрочной дебиторской задалженности 298,5 21,1 -92,9 -277,4 /> 3.4. краткосрочных финансовых вложений /> 3.5. денежных средств 143,8 261,3 81,7 117,5 /> 4. Оборачиваемость всех оборотных активов, коэффициент, раз 35,6 42,4 19,1 6,8 /> 4.1. запасов, включая НДС 31,8 32,1 0,9 0,3 /> 4.2. долгосрочной дебиторской задолженности /> 4.3. краткосрочной дебиторской задолженности 1,2 17 1316,7 15,8 /> 4.4. краткосрочных финансовых вложений /> 4.5.денежных средств 2,5 1,3 -48,0 -1,2 />