РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РФ
УРАЛЬСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Челябинскийинститут
Кафедраэкономики и менеджмента
Выбор стратегии развития организацииЧелябинск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Стратегическоеуправление организацией
1.1 Определениестратегического управления
1.2 Определение миссии ицелей организации
1.3 Анализ и выборстратегии
1.4 Реализация стратегии
1.5 Процесс выборастратегии организации
Глава 2. Стратегияразвития «ОАО Челябинский молочный завод»
2.1 История основания иразвития «ОАО Чебаркульский молочный завод»
2.2 Оценка факторов,влияющих на деятельность предприятия
2.3 Стратегия развитияорганизации
Заключение
Список литературы
Введение
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентнойборьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменениепозиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитиеинформационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменениероли человеческих ресурсов и другие причины привели к возрастанию значениявыработки стратегии развития организации.[1]
А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в областистратегического планирования, считает, что стратегия – «это определениеосновных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий,распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». В менеджментестратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направлениеразвития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающейсреде, приводящие организацию к ее целям. Стратегия представляет собой наборправил, которыми руководствуется организация при принятии управленческихрешений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целейорганизации.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятиедолжно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться насильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяютсяразличные модели.
Единойстратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна всвоем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой,так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, еепотенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара илиоказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Такжерассматривается стратегия развития предприятия молочной промышленностиЧелябинской области 0А0 «Чебаркульский молочный завод» — его цели и задачи,выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данная организация, длярешения поставленных перед нею задач.
Глава 1. Стратегическоеуправление организацией
1.1Определение стратегического управления
Стратегическоеуправление – это такое управление организацией, которое опирается начеловеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство назапросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременныеизменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды ипозволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организациивыживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
В условияхжесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не толькоконцентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатыватьдолгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать заизменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что вдействиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводитзачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что,во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, чтоокружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественныхизменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностейи ресурсов организации.
Стратегическоеуправление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанныхуправленческих процессов:
1. Анализсреды.
2. Определениемиссии и целей.
3. Выборстратегии.
4. Выполнениестратегии.
5. Оценкаи контроль выполнения.
Анализ средыобычно считается исходным процессом стратегического управления, так какобеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. Анализсреды предполагает изучение трех ее частей:
1. Анализмакроокружения включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояниеэкономики; правовое регулирование и управление; политические процессы;природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества;научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
2. Конкурентнаясреда анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутриотрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможнойзамещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренцииведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
3. Анализвнутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, накоторый может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижениясвоих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верносформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не толькопроизводит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своимчленам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая дляних социальные условия и т. п. Внутренняя среда анализируется по следующимнаправлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; научныеисследования и разработки; производство, включающее организационные,операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы;маркетинг; организационная культура.[2]
1.2Определение миссии и целей организации
Определениемиссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегическогоуправления, состоит из трех подпроцессов: определение миссии фирмы; определениедолгосрочных целей; определение краткосрочных целей.
Основнаяобщая цель предприятия – четко выраженная причина его существования –обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссиядетализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры дляопределения целей и стратегий на различных организационных уровнях.Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
· выяснение,какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
· определениерабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
· выявлениекультуры фирмы.
Некоторыеруководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации.Для них эта миссия кажется очевидной – получение прибыли. Но если тщательнообдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссиистановится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляетсобой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация являетсяоткрытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будетудовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработатьприбыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтомуименно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.[3]
Долгосрочнаяцель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам.Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из плановорганизации, который следует завершить в пределах года.
Цели будутзначимой частью процесса стратегического управления только в том случае, еслиони правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению.Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшееруководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражаютценности руководства и реалии фирмы.
Определениемиссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционируетфирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегиюповедения.
1.3 Анализи выбор стратегии
Этот процесссчитается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемоворганизация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовыватьсвою миссию.
Определениестратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которойнаходится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированиюстратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
При определениистратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами,связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнеспродолжить; в какой бизнес перейти.
Перваяобласть связана с лидерством в минимизации издержек производства. Втораяобласть выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции.Третья область определения стратегии относится к фиксации определенногосегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Все многообразиестратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют вреальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий,каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней ивнешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбираетту, а не другую стратегию.
Стратегию ограниченногороста применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией.При этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» икорректируются на изменяющиеся условия.
Стратегия ростачаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейсятехнологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышенияуровня развития над уровнем предыдущего года.
Стратегия сокращениявыбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей нижеуровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когдапоказатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию кухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированнаястратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив –ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, какправило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют внескольких отраслях.
Базовыестратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процесседоводки конкретным содержанием.[4]
1.4Реализация стратегии
Выполнениестратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешногоосуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень частонаблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществитьвыбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ исделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения вовнешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление неможет должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализациистратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
Для успешнойреализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы былихорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как пониманиятого, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализациистратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств передфирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не толькосвоевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегииресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок ификсировать достижение каждой цели.
В процессе реализациистратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляетзакрепленные за ним функции.
Оценка иконтроль выполнения стратегий является логически последним процессом,осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечиваетустойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, исобственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:
· определениетого, что и по каким показателям проверять;
· оценкасостояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативамиили другими эталонами;
· выяснениепричин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
· корректировка,если она необходима и возможна.
При контролевыполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику,обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, вкакой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Этопринципиально отличает стратегический контроль от управленческого илиоперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнениястратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильностьвыполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том,возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли ихреализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатамстратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.
1.5 Процессвыбора стратегии организации
Пpoaнaлизиpoвaввнeшниe oпacнocти и нoвыe вoзмoжнocти, пpивeдя в cooтвeтcтвиe c нимиopгaнизaциoннyю cтpyктypy, pyкoвoдcтвo opгaнизaции пpиcтyпaeт к выбopycтpaтeгии.
Выбopcтpaтeгии – цeнтpaльный мoмeнт cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния. Обычнo opгaнизaциявыбиpaeт cтpaтeгию из нecкoлькиx aльтepнaтивныx вapиaнтoв.
Пpoцeccвыбopa cтpaтeгии cocтoит из этaпoв paзpaбoтки, дoвoдки и aнaлизa (oцeнки). Нaпpaктикe эти этaпы тpyднo paздeлить, тaк кaк oни пpeдcтaвляют coбoй paзныeypoвни oднoгo пpoцecca aнaлизa, нo иcпoльзyют paзныe мeтoды.
Нa этaпepaзpaбoтки фopмyлиpyютcя cтpaтeгии, пoзвoляющиe дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй.Глaвнoй зaдaчeй дaннoгo этaпa являeтcя paзpaбoткa вoзмoжнo бoльшeгo чиcлaaльтepнaтивныx cтpaтeгий, пoзвoляющиx дocтичь пocтaвлeнныx цeлeй. Этo знaчитeльнopacшиpяeт выбop и пoзвoляeт нe пpoпycтить пoтeнциaльнo лyчший вapиaнт. Пoэтoмyк paбoтe пpивлeкaютcя нe тoлькo выcшиe pyкoвoдитeли, нo и мeнeджepы cpeднeгoзвeнa.
Слeдyющийэтaп выpaбoтки cтpaтeгии зaключaeтcя в дoвoдкe oбщeй cтpaтeгии дo ypoвня ee aдeквaтнocтицeлям paзвития opгaнизaции вo вceм иx мнoгooбpaзии.
Рeшaющиммoмeнтoм выбopa cтpaтeгии paзвития являeтcя aнaлиз и oцeнкa aльтepнaтивныxвapиaнтoв.
Зaдaчa oцeнкизaключaeтcя в выбope тaкoй cтpaтeгии, кoтopaя oбecпeчивaлa бы мaкcимaльнyюэффeктивнocть дeятeльнocти фиpмы в бyдyщeм для дocтижeния ee глaвныx цeлeй.Пpoиcxoдит нaпoлнeниe oбщeй cтpaтeгии кoнкpeтным coдepжaниeм.
Стpaтeгичecкийвыбop дoлжeн быть ocнoвaн нa чeткoй кoнцeпции paзвития opгaнизaции, a caмaфopмyлиpoвкa — oднoзнaчнoй и яcнoй. Знaчимocть выбopa oпpeдeляeтcя тeм, чтoвыбpaннaя cтpaтeгия нa длитeльнoe вpeмя oгpaничивaeт cвoбoдy дeйcтвийpyкoвoдcтвa и oкaзывaeт глyбoкoe влияниe нa вce пpинимaeмыe им peшeния. Пpиэтoм дoлжны пpинимaтьcя вo внимaниe мнoгoчиcлeнныe фaктopы: pиcк, oпыт пpoшлыxcтpaтeгий, влияниe влaдeльцeв aкций, фaктop вpeмeни и т.п.
Сyщecтвyeтнecкoлькo мeтoдичecкиx пoдxoдoв, пoзвoляющиx oцeнить cтpaтeгичecкиeaльтepнaтивы paзвития фиpмы. Они мoгyт иcпoльзoвaтьcя лoкaльнo или вoпpeдeлeннoй кoмбинaции, в зaвиcимocти oт пocтaвлeннoй зaдaчи.
Глава 2. Стратегияразвития «ОАО Челябинский молочный завод»
2.1 Историяоснования и развития «ОАО Чебаркульский молочный завод»
ОАО«Чебаркульский молочный завод» расположен в благоприятной, богатойсельхозугодьями сырьевой зоне. Среди предприятий молочной промышленностиЧелябинской области «Чебаркульский молочный завод» являетсябесспорным лидером. Использование новейшего оборудования и современныхтехнологий позволяет регулярно расширять ассортимент выпускаемой продукции. Насегодня он составляет 45 наименований.
Кругпотребителей продуктов достаточно широк: от грудных детей до людей преклонноговозраста. Продукцию завод поставляет в торговые точки многих городовЧелябинской области: Миасс, Копейск, Златоуст, Чебаркуль, Челябинск и др.
Начало своезавод берет в 1929 году, когда, имея излишки молока на частном подворье, былорганизован закуп, выработка молочной продукции в Чебаркуле и в селах района.При тяжелом ручном труде вырабатывали небольшой ассортимент молочной продукции(молоко, сливки, творог). Поставляли на промышленные новостройки (Челябинскийтракторный завод и др.). В дальнейшем благодаря развитию молочногоживотноводства стала налаживаться молочная промышленность в районе. Началистроить сепараторные отделения в селах.
В 1965 годубыл пущен в Чебаркуле новый молочный завод. Имея богатые исторические традиции,опыт в молочном производстве, занимаясь постоянно техническим перевооружением,Чебаркульский молочный завод в составе Челябинского молочного комбината внастоящее время занимает передовые позиции в молочной промышленности области.
27 хозяйствУральского региона, богатых сельхозугодиями, поставляют на завод молоко, в томчисле 13 хозяйств из Чебаркульского района, 10 – из Башкортостана, 4 – издругих районов области. Завод постоянно наращивает объемы производства,ежегодно перерабатывая около 30 тысяч тонн молока. В 2002 году на предприятиибыло переработано 30712 тонн молока, изготовлено 339 тонн животного масла, 338тонн сухих молокопродуктов, 189 тонн сыра, 25556 тонн цельномолочной продукции.В 2003 году объемы выпуска продукции выросли на 24,8 процента. В дальнейшемобьемы производства молочной продукции продолжали наращиваться.
2.2 Оценкафакторов, влияющих на деятельность предприятия
К факторам,положительно влияющим на деятельность предприятия, относятся следующие:
· высокийобщий уровень качества и связанная с этим высокая конкурентоспособностьпродукции;
· широкаяинформированность покупателей о выпускаемой продукции и технологическихвозможностях завода;
· хорошаяразвитость сбытовой сферы и оптовой торговли;
· наличиегибкости и высокая реакция на новые коммерческие предложения;
· проведениедостаточно эффективной ценовой политики.
Остановимсяподробнее на каждом из данных факторов. Продукция Чебаркульского молочногозавода всегда славилась отличным качеством и не раз была награждена дипломамипрестижных конкурсов. Завод – победитель конкурсов «100 лучших товаровРоссии», «20 лучших товаров Челябинской области», ежегодныйучастник международных выставок-ярмарок «Агро», обладатель диплома Iстепени и золотой медали «За высокое качество продукции». Работа потехнологическому перевооружению и внедрению новых технологий на Чебаркульскоммолокозаводе продолжается по сей день. Закуплено современное оборудование, спомощью которого улучшено качество, увеличен ассортимент выпускаемой продукциии, соответственно, этим обеспечивается высокая конкурентная способностьпродукции.
Высокаяинформированность покупателей о выпускаемой продукции и технологическойвозможности завода достигается за счет участия во всевозможных выставках:областных и всероссийских. Также руководство завода ведет активную работу спотенциальными покупателями и населением, регулярно организовывая экскурсии назавод.
Реализуетсяпродукция 958 торговым точкам. Большинство из них – постоянные потребители.Конкурентов много, поэтому приходится постоянно быть «начеку». За долгие годыотработано качество продукции, расширяется ее ассортимент.
В городеЧебаркуле и санаторно-курортной зоне, где расположено множество баз отдыха,санаториев, детских оздоровительных лагерей, Чебаркульский молочный заводявляется основным поставщиком молочной продукции. Кроме того, продукцияпользуется большим спросом в Челябинске, Копейске, Златоусте, Миассе. Ежедневнозавод своим транспортом отправляет до 80 тонн молокопродуктов в эти города.
Недавно возлезавода был открыт оптовый магазин, так как существующая экспедиция уже несправлялась с возросшим объемом реализации. Это дало возможность жителям городаи расположенных рядом сел покупать большие партии товара по оптовым ценам.
Для описаниявлияния рынка молочной продукции на завод необходимо учитывать внешние поотношению к предприятию факторы, которые характеризуют деятельность различныххозяйствующих субъектов и органов управления:
· наличиепотенциальных конкурентов в рыночном «пространстве»;
· уровеньконкурентоспособности других участников рынка по продукции предприятий;
· количествопоставщиков, условия поставки материалов их заменителей, уровень предлагаемыхцен;
· влияниепокупателей на уровень цен и качество продуктов;
· степеньблагоприятствования на рынках продукции, выпускаемой предприятиями региона;
· особенностиналогового законодательства;
· степеньподдержки предприятий властными структурами.
Основнымиконкурентами Чебаркульского молочного завода являются Копейский, Коркинский,Южно-Уральский молочные заводы и Еткульский «Ореол». На территории Челябинскойобласти создан крупный молочный холдинг, в который вошли ОАО «Челябинскийгородской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» иОАО «Магнитогорский молочный комбинат». Все три предприятия занимаютдоминирующее положение на рынке. Совокупная доля ОАО «ЧГМК» и ОАО«Чебаркульский молочный завод» на рынке молочной продукции Челябинска в 2004году составила 48,8.
Сырьеваябаза, которой пользуется завод сейчас, давно сложилась: 80 процентов молокапоставляет Чебаркульский район. Выработаны свои механизмы, которые позволяютудерживать за собой сырое молоко. Это система доставки молока из хозяйства засвой счет и система кредитования сельхозпроизводителей. Пример: Кундравинское –второе по величине хозяйство в Чебаркульском районе – сейчас в упадочномсостоянии, но завод его поддерживает и кредитует.
Благодаряотлаженным связям, взаимовыручке, Чебаркульский молочный завод имеет стабильнуюсырьевую базу. 27 хозяйств Уральского региона поставляют ему молоко.
Чебаркульскиймолокозавод, чтобы поддержать сельских поставщиков, предоставил им крупныекредиты на производство молока, с возвратом сырьевым товаром в 2009 году. А дляэтого сам залез в долги. Сейчас нужно провести перекредитование, а новыекредиты банки не дают. Также завод минувшим летом вложил немалые средства втехническое переоснащение Валаамского приемного пункта (там установлены фреоновыеохладители), развивает закуп молока у населения.
Муниципальнаяподдержка предпринимательства ведется в Чебаркульском городском округе с 2001года, с момента принятия первой городской программы «Основные направленияразвития потребительского рынка в городе Чебаркуле на 2001-2005 годы».
В 2001 году вадминистрации городского округа в составе экономического отдела созданинформационно-консультационный центр (ИКЦ). Оборудовано рабочее место длясвободного доступа представителей малого и среднего бизнеса к справочнойинформации таких сфер, как законодательство, экономика и налогообложение («Гарант»,«Консультант-Плюс»). В ИКЦ установлена программа «Контур-Экстерн» для сдачиотчетности в налоговую инспекцию.
Осуществляетсябесплатное консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства.Сфера консультирования охватывает все стороны предпринимательской деятельности.
В августе2005 года для содействия развитию малого предпринимательства был созданобщественный координационный Совет по развитию малого предпринимательства приглаве Чебаркульского городского округа (ОКС). В его состав вошли 18 человек. Внастоящее время внесены изменения, в состав введены и представители среднегобизнеса. С момента создания Совета все проекты нормативных правовых актов проходятэкспертизу на заседаниях ОКСа. Заседания Совета проходят по мере поступлениявопросов. Круг рассматриваемых вопросов различен: от осуществленияпредпринимательской деятельности, до общественной жизни города.
ВтораяПрограмма «Развитие потребительского рынка на 2006-2010 годы» была принята сфинансированием на проведение конкурсов профессионального мастерства, семинарови выставок.
Собраниемдепутатов Чебаркульского городского округа утверждена целевая программаразвития малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы.
Наофициальном портале городского округа работает сайт«Информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства г.Чебаркуля». У субъектов малого и среднего предпринимательства имеется свободныйдоступ к городскому сайту «Муниципальный заказ» и они активно участвуют вконкурсах на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
Участие вобластных конкурсах и мероприятиях представителей малого и среднего бизнесаЧебаркульского городского округа осуществлялось при непосредственной поддержкеадминистрации городского округа.
Вадминистрации Чебаркульского муниципального района разрабатываются нормативныеправовые акты по снижению административных барьеров в сфере бизнеса,установлены экономически обоснованные ставки земельного налога, арендной платыза землю, коэффициент единого налога на вменённый доход.
Поддержка иразвитие малого предпринимательства остаётся одним из главных направленийработы органов местного самоуправления. Все это говорит о высокой степениподдержки Чебаркульского молочного завода со стороны властных структур.
2.3Стратегия развития организации
Такимобразом, Чебаркульский молочный завод в данное время является успешнымпредприятием, завоевавшим доверие потребителей своей качественной и вкуснойпродукцией. Для дальнейшего развития руководство завода выбрало стратегию наразработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Этастратегия часто применяется, когда предприятие имеет ряд успешных товаров,завоевавших большую популярность у потребителей. Необходимо разрабатывать новыеили модифицированные товары для существующих рынков, делая упор на улучшениекачества выпускаемых товаров. При этом осуществляются и другие мелкиеинновации, тесно связанные с уже внедренными товарами и реалицией их потребителям,лояльно настроенным по отношению к данному производителю и его торговым маркам.[5]На сегодня ассортимент выпускаемой продукции составляет 47 наименований:молоко, кефир, ряженка, бифидок, сметана, сыр, масло «Крестьянское»,творог и творожные изделия, сухое молоко и многое другое. Завод постояннонаращивает объемы производства, ежегодно перерабатывая около 30 тысяч тоннмолока. На заводе приобрели много современного оборудования, в том числегомогенизатор – установку, которая позволяет разбивать шарики жира в молокепочти до молекулярного размера. В результате молоко не отстаивается, егокачество его значительно повышается. Много лет назад одними из первых на заводеотказались от стеклянных бутылок и начали разливать продукцию в упаковки«Тетра-Пак», а сейчас дополнительно установили три автомата розлива продукции вполиэтиленовую пленку. Так же купили новый сепаратор, эмульгатор, три пастеризационно-охладительныеустановки, автоматы для фасовки сметаны в пластиковые баночки, холодильныеустановки для автотранспорта, поставляющего продукцию в торговые точки.
В скоромбудущем на заводе появится новая современная линия по расфасовке продукции впластиковые бутылки. Подобное оборудование уже работает в Свердловской области,а в нашей области «первооткрывателем» такой линии станет Чебаркульский молочныйзавод.
Заключение
Дляпредприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельностисущественно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, атак же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии несуществует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условияхрынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды,собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработкастратегии организации – не самоцель стратегического управления. Эта сложная итрудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия вдальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процессреализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей,руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты ибюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.
Стратегическоеуправление предусматривает не только тщательную проработку всех егонаправлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в егоразработке менеджеров всех уровней управления.
Планированиестратегии – вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий изатрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системыстратегического планирования – это постоянное внимание к нему со стороны высшихруководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь квыработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это вниманиеособенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации.
Для того,чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбратьхорошую стратегию, которая, в свою очередь должна строиться на сильных позицияхи использовании возможностей. Выбор стратегии фирмы осуществляется руководствомна основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы. Такжевыбор стратегии во многом зависит от стиля организационного поведения.
Чебаркульскиймолочный завод в данное время является успешным предприятием, завоевавшимдоверие потребителей своей качественной и вкусной продукцией. Для дальнейшегоразвития руководство завода выбрало стратегию на разработку новых продуктов длясложившихся и давно освоенных рынков. Завод постоянно наращивает объемыпроизводства, приобретает много современного оборудования, выпускает новуюпродукцию, отвечающую всем требованиям качества и вкусовым предпочтениямпотребителей.
Список литературы
1. Буров В.П. «Бизнес-план»,методика составления… М.: ЦИПКК, 1995.
2. Виханский О., Наумов А.Менеджмент: Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 1994.
3. Виханский О., Наумов А.Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М.,: Высшая школа, 1995.
4. Голубков Е.П. Маркетинг:стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
5. Доиль П. Менеджмент:стратегия и тактика. С.-П.: Питер, 1999.
6. Люкшинов А.Н.Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. М.: Колос, 1999.
7. Маркетинг в АПК, подредакцией Абрамовой Г.П. М.: Колос, 1997.
8. Мескон М., Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М.: Дело, 1998.
9. Пелих А.С. Бизнес-планили как организовать собственный бизнес. М.: Ось, 1996.
10. Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент. М.: Интел-Синтез, 1999г.