Выборочный метод в современной таможенной статистике

–PAGE_BREAK–Проверка документов и сведений
Проверка документов и сведения является одной из основных форм таможенного контроля и направлена на установление их подлинности, правильности их оформления и достоверности содержащихся в них сведений.

Если, при проведении документального контроля, сотрудником таможенного органа установлена недостаточность сведений в представленных документах, либо имеются основания сомневаться в их достоверности, то он вправе мотивированно, в письменной форме, запросить дополнительные документы и сведения. В запросе указывается, конкретно, какие документы и для каких целей должны быть представлены и в какой срок. Этот срок должен быть достаточным для получения этих документов. Если отсутствие документов и сведений влияет на принятие решения о выпуске товаров, то уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление с указанием, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска (приказ ГТК от 28.11.03 № 1356, п.46[[1]]).

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ГТК России от 16.09.03 № 1022[[2]]
Устный опрос
Форма таможенного контроля, которой в той или иной степени сотрудники таможенных органов применяют постоянно, общаясь, при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, с водителями транспортных средств, представителями склада временного хранения (СВХ), декларантами и иными заинтересованными лицами. При этом Кодекс (ст.368 ТК РФ) устанавливает, что оформление объяснений указанных лиц в письменной форме не требуется.
Получение пояснений
В отличие от устного опроса, получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения установлена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323[[3]]. Пояснения берутся об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями (ст.269 ТК РФ). Как одна из мер по минимизации рисков – получение пояснений, предусмотрена при срабатывании ряда профилей рисков, например: профиль риска № 11/291104/00049, доведенный до таможенного органа письмом ФТС от 29.11.04 № 01-06/8822дсп.

Таможенное наблюдение
Как определено в статье 370 ТК РФ «Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».

Эта форма таможенного контроля не так часто применяется в местах доставки и таможенного оформления, но в пунктах пропуска на границе и в местах въезда внутри страны она применяется постоянно и в большинстве случаев является основой для принятия решения о проведении других, более углубленных, форм контроля.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) — форма таможенного контроля, при котором должностными лицами таможенного органа проводится лишь внешний визуальный осмотр объекта контроля. При этом, если объект контроля размещен в зоне таможенного контроля, то осмотр может проводиться в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в их отношении. Акт таможенного осмотра может составляться или нет в зависимости от результата осмотра и желания лица, обладающего полномочиями в отношении объекта контроля.

 В местах доставки товаров и транспортных средств таможенный осмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение досмотровых операций, каждого транспортного средства поступающего в зону ответственности данного таможенного органа. Проверяется условия соблюдения процедуры внутреннего таможенного транзита – целостность грузового отсека транспортного средства, средств таможенной идентификации. Акт осмотра при этом не составляется, а вносятся лишь соответствующие отметки в бланк «Подтверждения о прибытии транспортного средства».

Но, если таможенный осмотр необходимо провести в соответствии с мерами по минимизации риска, доведенного до таможенного органа в бумажном виде, то его результаты, оформляются актом таможенного осмотра, форма которого установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166[[4]] (приложение 2).

Например: Письмом ФТС от 18.04.05 № 01-06/12064 до таможенных органов доведен профиль риска № 11/180405/00125. Областью риска является возможность заявления недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах путем представления при таможенном оформлении недействительных документов, подмены документов или их подделки в целях уменьшения величины причитающихся к уплате таможенных платежей. Среди мер, по минимизации риска, предусмотренных к проведению в местах доставки и таможенного оформления товара, есть и таможенный осмотр, который проводится должностными лицами досмотровых подразделений во время завершения процедуры ВТТ и направлен на проверку целостности средств таможенной идентификации и грузового отсека транспортного средства.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Таможенный досмотр – самая распространенная и, на мой взгляд, самая эффективная форма таможенного контроля. Именно досмотр позволяет решать одну из главных задач таможенных органов — задачу борьбы с контрабандой и незаконным перемещением товаров, через таможенную границу страны.

Статья 372 Таможенного кодекса определяет порядок применения этой формы таможенного контроля. Кратко основные положения:

Таможенного досмотр – процедура, направленная на идентификацию (проверку) товаров и транспортных средств и проводиться должностными лицами таможенных органов в присутствии, как правило, владельца груза (его законного представителя) и сотрудника СВХ в зоне таможенного контроля которого, проводится досмотр. Кроме них, также может присутствовать и представитель перевозчика (водитель транспортного средства). Несмотря на то, что обязательность присутствия при досмотре указанных лиц, определяется отдельно, в любом случае, таможенный досмотр не может проводиться вообще без участия свидетелей. Кодексом определены случаи, когда таможенный орган может проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, но в этих случаях, таможенный досмотр проводится в присутствии понятых.

В местах доставки и таможенного оформления товаров досмотр проводится после регистрации грузовой таможенной декларации, хотя в отдельных случаях допускается проведение таможенного досмотра и до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Форма акта установлена Приказом ГТК от 20.10.03 № 1166 (приложение 2). В нем, кроме самих результатов, указываются и все сведения о причинах досмотра, должностных и присутствующих лицах, где проводился, когда, какие технические средства при этом использовались и др.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю.
Личный досмотр

В статье 373 ТК РФ личный досмотр определен как исключительная форма таможенного контроля. Действительно, личный досмотр – это особая форма таможенного контроля, проведение которой связано с вторжением в сферу личных прав и свобод граждан, поэтому каждое ее проведение требует решения начальника таможенного органа (заместителя), причем в письменной форме. При этом должны быть основания предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного порядка.

Личный досмотр как форма таможенного контроля применяется, в основном, в пунктах пропуска физических лиц через таможенную границу в аэропортах, речных и морских портах, на пограничных переходах. В местах доставки товаров и транспортных средств внутри таможенной территории данная процедура не применяется.
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков

Статья 374 ТК РФ закрепляет данную форму таможенного контроля, которая заключается в проверке наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Отсутствие указанных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров. Примером такого рода товаров могут являться подакцизные, маркируемые товары, в частности алкогольная продукция, с содержанием этилового спирта свыше 9% и сигареты.

Вообще, данная форма таможенного контроля является специфической и узконаправленной, не уверен, что ее стоило выделять в отдельный вид. Вполне возможно было проводить ее в рамках таможенного досмотра.

    продолжение
–PAGE_BREAK–