ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИМЕДИАИНДУСТРИИ»
Специальность «ДИЗАЙН»
монотипия графический эстампдеотипия кляксография
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Выполнение монотипии иприменение её в графическом дизайне»
Омск – 2010.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОНОТИПИЯ КАК ВИДГРАФИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1.1 История возникновения и развитиямонотипии
1.2 Классификация монотипии
1.3 Основные приемы создания эстампав монотипии
1.3.1 Деотипия
1.3.2 Негативная монотипия
1.3.3 Акваграфия
1.3.4 Акватипия
1.3.5 Флоротипия
1.3.6 Декалькомания
1.3.7 Кляксография
1.4 Современные тенденции применениямонотипии как прикладного вида искусства
ГЛАВА ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Использования монотипии впечатной продукции на примере упаковки для парфюма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
монотипияграфический эстамп деотипия кляксография
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвященамонотипии – предмету, достаточно не освещенному специальной литературой, или, скорее,освещенному более литературой естественнонаучной, чем искусствоведческой.Причиной ли тому простота техники, которая действительно интуитивна в пониманиии не требует особых познаний, или примитивность ее (которая очень спорна), илиотносительная ее невостребованность современным искусством – на самом деле нетак уж и важно.
Что же такое монотипия?В общем, монотипия — это техника нетиражного живописного эстампа, печати содним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенноневозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За болееточным описанием данной техники обратимся к словарным определениям:
Монотипия (греч. «monos»– один и «typos» – отпечаток) – графическая техника плоской печати,не связанная с процессами гравирования.
Монотипией принятоназывать также произведение искусства, полученное путем перенесения изображенияс не гравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка илипутем прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами.
Цель данной работы –исполнение работы в технике монотипия и применение её для создания объектаграфического дизайна.
Основные задачи – изучить,насколько это возможно, технику монотипии, её значение, обозначить возможностиприменения, технологии выполнения и наиболее широко осветить аспекты работы вэтой технике.
ГЛАВА I. МОНОТИПИЯ КАК ВИД ГРАФИЧЕСКОЙТЕХНИКИ
1.1 История возникновения и развитиямонотипии
Как и любая другаяграфическая техника, монотипия имеет свою историю и хорошо отработаннуютехнологию. Принято считать временем появления монотипии XVII век, хотя ещё сXI в. известны оттиски китайской гравюры с многих досок, без чёрного контура,что свидетельствует о применении простейших приёмов монотипии.
Как самостоятельнаяграфическая техника она долгое время не признавалась и являлась вспомогательнымприёмом в других техниках. Пробы получить цветной оттиск с травленой доскиудались голландскому художнику Геркулесу Сегерсу в XVI в. Выполненную офортнымспособом доску художник покрывал разноцветными красками. Это была перваяпопытка объединить монотипию с офортом. Эксперименты Сегерса дали емувозможность получить с одной доски неповторимые по цвету эстампы. Это былоначалом многих графических техник, в том числе цветной монотипии. Под влияниемСегерса Рембрандт изучал и использовал не только технику офорта, но имонотипию. Подобные эксперименты Сегерса наложили отпечаток на творчествомногих художников. Приёмы монотипии в раскрашивании своих офортов использовалитальянский живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 –1663/65).Сохранилось около двадцати его монотипий.
Прошло более столетияпосле первых попыток создать цветную монотипию, прежде чем английский поэт,гравер и художник книги У.Блейк (1757 – 1827) открывает её снова.
У.Блейк нашёл свойспособ печати, используя монотипию в сочетании с офортом. На медную доску оннаносил рисунок лаком. Чистые участки доски Блейк глубоко протравливалкислотой. Контуры рисунка рельефно выступали над гладким фоном. После этогохудожник накатывал краску на доску и получал оттиск. Так была найдена новаяграфическая техника – выпуклый офорт, или цинкография.
У.Блейк выполнялмонотипии как самостоятельные произведения, а также использовал её приёмы вбольшинстве своих гравюр, однако равноправного положения эта графическаятехника ещё не получила.
Особое развитие цветнаягравюра получила в первой четверти XIX в… Творческий поиск увлекает художниковмногих стран Европы. В России цветным офортом занимались Г.Скородумов иИ.Селиванов. Монотипные приёмы в гравюрах используются все большим количествомхудожников, но потенциальную возможность монотипии глубже почувствовалфранцузский художник Э.Дега. Благодаря ему монотипия начинает самостоятельнуюжизнь. Дега одним из первых оценил ее практическую значимость и создал большуюсерию работ в этой технике. Точное их количество не определено, известно,только, что их более двухсот. Эту технику художник применил и в своих работахпастелью. Э.Дега был великим экспериментатором. Он первый стал использовать вмонотипии прозрачную доску, чтобы контролировать ход работы, и применять самыеразличные инструменты. Дега делал рисунок заостренным концом кисти и палочки,лезвием мастихина. В поисках нужной фактуры и эффекта он растирал краску надоске пальцем, использовал тампоны из разных по фактуре тканей. СтремлениеЭ.Дега объединить монотипию с другими техниками приводило его к новымоткрытиям. Монотипия привлекала художника возможностью технической ихудожественной импровизации, увлекал сам процесс появления произведения.
Дега не оставил пособияпо монотипии, но его работы подтолкнули развитие этой техники. Она началапоявляться на выставках как самостоятельный эстамп. В печати публикуются статьиоб особенностях монотипии. Расширяется круг художников, которые работают в этойграфической технике. Делают по несколько монотипий К.Писсарро, А.Матисс,П.Гоген. В Японии художник О.Касиро использует в качестве печатного блокапластик, газеты, картон, верёвку, резину, листья деревьев, ткань, древесныйуголь и даже плавники рыб.
На рубеже XIX и XX в.монотипия находит своих сторонников не только в Японии и Европе, но и наамериканском континенте. В технике монотипии работают Ф.Дувенек, Дж.Бил,П.Тольман, Дж.Слоун, Ч.Даль, М.Бразил, Прендергаст и др.
Среди русских мастеров,которые не дали погибнуть этой технике, значится имя выдающегося мастера Е.С.Кругликовой. Будучи в Париже, в период с 1909 по 1935 год она сделала около 500оттисков монотипии, из которых около 400 пейзажи, фигурные композиции,натюрморты и более ста оттисков на тему «Цветы».
Монотипии Кругликовой –не только нововведенный прием печати отдельного оттиска с металлической доски,но и своеобразный прием живописного начала в графике. Художница повторнооткрыла данную технику. Дело Кругликовой в России продолжили её многочисленныеученики – Ю.Великанов, М.Ижевский, И.Королев, Я.Кутателадзе, А.Незинова,Н.Павлова и др.
В ХХ веке художникиобращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития,когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году ученикЕ. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительствуэлектростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают поиски вобласти цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.
Александр Шевченко, егоученики Ростислав Николаевич Барто и Валерий Каптерев также посвятили этомуискусству значительную часть своих творческих помыслов.
В 1929-1930 годах А.Шевченко посетил Аджарию и Азербайджан. Здесь его поразило всё – люди, укладжизни, природа. Для передачи новых впечатлений ему потребовались непривычныесредства художественной выразительности, и Шевченко обратился к монотипии, скоторой познакомился еще в мастерской Е. Кругликовой в Париже. Монотипии А.Шевченко отличаются богатством колорита, изысканностью и гармоничностью.Увлечение Шевченко монотипией совпало с его поисками лаконизма в живописи. Этатехника стала своеобразной лабораторией, где художник выразил свое«монументальное» видение мира. Он часто работал сухой кистью испичкой, которой подчеркивал нужный ему контур, а для создания сложной фактурыпользовался куриной лапкой. Монументальность, конструктивность и обобщенностьформ стали ведущим принципом для нового этапа творчества А. Шевченко.
Первая встреча РостиславаБарто с Александром Шевченко произошла еще в 1924 году, когда молодой художникпришел на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Вместе с учителем он ездил на Кавкази в Дагестан. Монотипии Барто 1930-х годов созданы под сильным влияниемШевченко. Первое увлечение не оказалось случайностью, и художник до конца своейжизни работал в этой технике. Для Р. Барто характерны аналитический подход кработе и создание бесчисленных натурных зарисовок. В 1960-е годы в результатедлительных экспериментов он пришел к идее создания оттиска красками наакварельной основе. Своеобразие заключалось в том, что акварель, исполненную наплотной бумаге, Барто затем печатал под валом офортного станка на влажнуюбумагу. Этот способ давал возможность первоначально рисовать акварелью, но прижелании она могла стать и монотипией.
Творчество Валерия Каптереване менее ярко, но в интересующей нас области он не был столь последовательным ицелеустремленным, как Барто. Его ранние монотипии насыщены по цвету иэмоциональны по настроению. Они исполнены под сильным влиянием Шевченко, а вболее поздние годы художник к этой техник не обращался.
Искусством монотипии в1930-е годы увлекались многие. Так, Анатолий Суворов исполнил иллюстрации кповести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Своеобразие техники даловозможность художнику создать яркие выразительные образы.
К этому же времениотносятся и удивительные монотипии Артура Фонвизина. Его наездницы (он сраннего детства увлекался цирком) настолько воздушны, что, кажется, уже теряютсвою материальность.
В конце 1930-х годовбелорусский художник Борис Малкин создал ряд пейзажей – ранние,«плотные» по цвету, напоминают живописное произведение, более поздниеисполнены в сдержанной черно-серой гамме на белом фоне.
В конце 1950-х годовмолодая украинская художница Ада Рыбачук, попав на Север, на остров Колгуев,была поражена природой и жизнью народов этого региона. Выброшенные морем кускидерева произвели на художницу настолько сильное впечатление своей красотой,разнообразием, изысканностью линий, фактурой, что стали стимулом творческоговдохновения и были использованы в качестве материала для монотипий. Она создаларяд монументальных портретов и иллюстрации к эвенкийской сказке «МаленькийУняны».
Для ленинградскогохудожника Владимира Стерлигова в 1960-е годы монотипия оказалась«эпизодом», однако художник сумел оценить и понять специфику этойтехники. Он исполнил ряд очень красивых, изысканных по цвету листов свыраженным элементом импровизации.
Художники конца ХХ века,работающие в монотипии, в большинстве случаев ставят перед собой задачу поискафактурных и цветовых решений. Буйством красок, неудержимой фантазией отличаютсялисты Марии Раубе-Горчилиной. Художник декоративно- прикладного искусства, встанковой графике она показала себя мастером цвета и сложного орнамента.
Марина Кастальская вцикле «Сады» решает проблемы цвета и света в пределах черно-белойгаммы. Она создает строгие графические композиции с удивительно светящимисястволами деревьев, как бы подсвеченными внутренним светом. Такой эффектдостигается благодаря еле заметному сдвигу первого оттиска по отношению крисунку, сделанному на доске, (с одной доски делается два отпечатка на одну иту же бумагу). Монотипии Александра Лозового отличаются сложной многослойнойручной печатью. Его листы обладают эмоциональными свойствами, отражающимииндивидуальность автора. В этом заключается удивительное свойство монотипии –она непосредственно отражает характер и темперамент художника, как всерукотворные техники, и становится своеобразным его психологическим портретом,сохраняя элемент искусства гравюры – печать.
Вадим Фролов – гравер, вего арсенале – ксилография, гравюра резцом, сухая игла, меццотинто. Постоянныепоиски новых материалов, проникновение в их особенности и свойствахудожественной выразительности привели его к использованию готовых форм (отходыот металлического производства). Печатая с кусков металла (керн) разныекомбинации многими красками, он создавал затейливые композиции («Художники модель») – яркие по цвету, насыщенные светом (соответствующий цветбумаги), необычные по фактуре (отпечатки грубого литья).
Петербургский художникВалерий Мишин использует для своих монотипий различные реально существующиепредметы (делает оттиски с них). Эти отпечатки он называет монопринтом или«остаточным реализмом», в латинской транскрипции – Residual Realism –сокращенно Re Re. Подобные опыты в середине 1930-х годов проводил при печати скартона Константин Кузнецов – правда, ограничиваясь листьями и травами. В.Мишин использует не только растительные мотивы: он часто обращается к мотивурыбы, использует иголки, нитки, пуговицы, кнопки, скрепки, булавки, располагаяих на тканях разной фактуры. Цвет он печатает сложно с нескольких досок, новсегда придерживается принципа графической ясности и четкости, никогда ненарушая плоскости листа («Ночь», «Радуга»). Монопринтпозволяет художнику дать волю фантазии, раскрыть свое видение окружающего ичерез зримые образы объяснить философию бытия.
Художники ХХ века неудовлетворяются традиционными методами использования технических возможностейгравирования. Еще в 1930-е годы Михаил Тарханов изобрел оригинальный вариантмонотипии, который назвал «акватипия». Вместо доски художникиспользовал поверхность воды. Масляная краска тонким слоем разливалась по воде,на нее накладывался лист бумаги. Касаясь слоя краски, он впитывал ее. Послеэтого лист снимали и высушивали. На изобразительном поле оставались самыепричудливые цветовые конфигурации. В них чаще всего угадывались пейзажныемотивы: лесной или скалистый пейзаж, водные глади, гроты и т.д. Используя перо,тушь, акварель, иногда карандаш, художник дорисовывал или усиливал контуры,благодаря чему возникали фантастические композиции. В некоторых случаях мастерпользовался этой техникой для создания разнообразных и очень красивых бумаг длякнижных форзацев.
Геннадий Трошков создаетсвой вариант монотипии. Ее особенность заключается в том, что в ней отсутствуеттрадиционная печать. На стекле или на литографском камне художник располагаеттипографские или масляные краски (преобладают интересующие его цвета). Затемкраска по фрагментам накатывается на мягкий валик из вальцмассы, с которогооттискивается (переносится) на бумагу. Это действие и заменяет печать.Полученный результат дорабатывается мастером кисточкой с временным наложениембумажных масок. Такой лист однозначно уникален. При этом творческий процесс неможет быть прогнозирован и остается спонтанным, непредсказуемым,импровизационным. Многослойные цветовые сочетания мастер называет«Мимолетности».
В технике монотипииработала эстонская художница Леа-Тути Лившиц. Именно на базе ее стохатипий былаобнаружена в 2000 году В. М. Лившицем фрактальная природа монотипии.
Таким образом, можновидеть, что монотипия как разновидность техники гравюры претерпела значительныеизменения по сравнению с тем, какой она была в начале XX столетия. Чем ближе кXXI веку, тем сложней становится ее технология, тем больше усложняется фактураоттиска и цветовое решение композиции. Начало XXI века ознаменовалосьиспользованием абстрактных форм, что, пожалуй, наиболее свойственно этому видуимпровизационного искусства. Развитие монотипии в этом направлении даетнеожиданные и яркие творческие решения.
1.2 Классификация монотипии
Сегодня известно многосамых различных видов монотипии:
— деотипия;
— акватипия;
— акваграфия
— негативная монотипия;
— кляксография;
— флоротипия (терминпредложен Л.Антимоновым);
— декалькомания.
Монотипию иногда считаютсамостоятельным видом художественного творчества, соединившим в себе играфические, и живописные качества. По характеру изображения и способу печатимонотипия близка к графическим техникам, по возможности получения оттенковцвета и колористическому богатству она не уступает живописи, а в получениифактур может превзойти графику и живопись.
В зависимости от способов полученияизображения монотипию можно разделить на два основных вида. Для первого их ниххарактерно то, что изображение художником полностью регулируется. Второму видумонотипии присуще получение сложных и красивых эффектов и фактур, всегда являющихсяоткрытием. Но художник не всегда может предугадать и предвидеть окончательныйрезультат изображения. Поэтому этот вид монотипии частично применяется в техместах композиции, где необходимо соответствующее фактурное пятно, или если онявляется подготовительным этапом будущей работы художника.
Обладая некоторымнавыком и зная, что изображение зависит от толщины и состава краски, нанесённойна доску, от качества и фактуры бумаги, на которую переносится изображение, отсилы давления, от затраченного на работу времени, от степени и скоростивысыхания красочного слоя, художник может достичь необходимого эффекта взаконченной работе.
По цветовому решениюмонотипию можно разделить на:
— монохромную;
— полихромную.
Монохромная монотипия,как правило, выполняется одним цветом и чаще всего черной типографской илиофсетной краской.
Полихромная монотипиянасыщена большим количеством цвета и выполняется разнообразными красками(акварель, масляные и гуашевые, офсетные, типографские). Безграничное множествоспособов и приемов работы в монотипии дает возможность каждому художникуэкспериментировать и открывать свои методы, использовать новые и новые приемы,получать в эстампе своеобразные графические фактуры и цветовые эффекты.
В зависимости отпоставленной задачи изображение можно получить светлыми линиями на тёмном фоне,напоминающими ксилографию или фотографический негатив (негативная монотипия), атакже темными линиями и штрихами, напоминающими литографию или технику мягкоголака, но с присущей только монотипии фактурой.
Средством выраженияв монотипии, как и в других видах художественной практики, являются линия,штрих, пятно, фактура и цвет, однако метод их использования имеет своюспецифику.
1.3 Основные приемы создания эстампа вмонотипии
Процесс создания эстампаво всех видах монотипии различен.
1.3.1 Деотипия
Самой доступной манероймонотипии является деотипия (от греч. «de» –отделение, удаление и «typos»–отпечаток).
Материалы:
— стекло, пластик;
— газеты;
— ватман;
— краска;
— эскиз рисунка;
— разбавитель (скипидар);
— чистая тряпка.
Для получения деотипиибез применения пресса или станка печатные формы могут быть изготовлены иззеркального или оконного стекла толщиной 5-6 мм. Для этого стекло нарезают накуски нужных форматов и зачищают фаски наждачной бумагой. Можно изготовитьтакже печатные формы из асбестовой плиты.
Для снятия отпечатка спечатной формы при помощи пресса или офортного станка необходимо использоватьдоски, изготовленные из материалов, устойчивых к сильному давлению. Это могутбыть: металлические плиты толщиной 2-3 мм (медь, латунь, цинк, нержавеющаясталь и др.), белый пластик, оргстекло, ДВП, плотный картон и др. Лучшимиматериалами для изготовления досок являются оргстекло и пластик, которые нетребуют большого труда при обработке и позволяют делать хорошего качестваоттиски. Для досок, толщина которых превышает 2 мм, необходимо изготовитьспециальные рамки. Готовится рама для каждой печатной формы отдельно. Величинаее должна быть больше печатной формы на 22 см по ширине и высоте. На поляхрамки слева и снизу на расстоянии 2 см от ее края чертятся линии, указывающиеразмер эстампа и его размещение на плоскости, что дает возможность использоватьпечатную форму при выполнении горизонтальных и вертикальных композиций иэкономно расходовать бумагу.
В работе над деотипиейиспользуют набор различных инструментов:
— иглы;
— деревянные ипластмассовые палочки;
— костяные, пластиковыеили резиновые гребешки;
— куски фетра;
— фломастеры;
— щетинные и колонковыекисти;
— картон;
— зубные щетки;
— тампоны из разныхфактурных материалов;
— валики и др.
После того, когда всеподготовлено (рисунок на кальке, бумага, инструменты, краска), поверхностьдоски протирают тонким слоем льняного масла или керосином. Офсетная илитипографская краска раскатывается на стекле и затем валиком наносится на доскутонким красочным слоем темного тона. В зависимости от количества и консистенциикраски, а также от толщины и фактуры бумаги, линии и штрихи будут получаться неравнозначными: чем тоньше красочный слой и тоньше бумага, тем тоньше можнополучить штрих и линию. В зависимости от нажима инструментов на бумагу, наоттиске будут получаться более темное или светлое пятно, толстые или тонкиештрих и линия.
После нанесениякрасочного слоя печатная форма помещается в рамку. И вместе с рамой покрываетсялистом бумаги, поверх накладывается калька с рисунком. Кальку кладутизображением вниз. Просвечивающийся через кальку рисунок будет в зеркальномизображении, но при снятии окончательного варианта деотипии рисунок приобретаетхарактер первоначального изображения. Бумага и калька крепятся к раме скотчем.Любое случайное прикосновение пальцем или карандашом может дать нежелательноепятно или штрих на будущей работе.
Фактура линий,получаемых в этой манере, столь разнообразна и интересна, что после первогоопыта непременно возникает желание экспериментировать. Этот метод работы, как ивсе последующие, от начала и до конца – творческий и влечет своейтаинственностью.
1.3.2 Негативная монотипия
Монохромную монотипиюможно выполнить и другим способом. После снятия оттиска в манере деотипии напечатной форме образуются светлые следы в тех местах, где бумага прижималась кдоске различными инструментами. Уже непосредственно на доске с помощью тех илииных инструментов, можно нанести рисунок.
Доска с продавленнымрисунком кладется на поверхность офортного печатного станка, накрываетсябумагой, тканью и прокатывается.
Рисунок можно доделатьиспользуя валик, карандаши, кисти с красками и другой разнообразный материал.
1.3.3 Акваграфия
Акваграфия представляютсобой изображение, полученное с поверхности воды.
Данная техника известнаеще с XV века. В Турции и Персии она называлась «искусством облаков»(эбру). Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии,где его переняли фарсы, от которых оно и перешло к туркам. Другие же источникисообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев еепереняли турки. На Западе этот вид искусства носит название «турецкаябумага». Но и сегодня художники самостоятельно открывают для себя этотнеобычный способ получения отпечатка и даже пытаются его патентовать. Многимэто удается. Видимо из-за того, что существует большое количество способовмраморирования. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболеечасто встречаются два способа: раскраска по воде или размывка краски по клеевойоснове.
Наиболее простой способ —мраморирование масляной краской по воде, то есть перенесение цветового узора сводной поверхности на бумагу и другие материалы.
Для акваграфии применяютдовольно простые приспособления. Кювету или ванну соответствующей величинынаполняют водой. Масляные, литографские или печатные офсетные краски разводятсяскипидаром. Для лучшего удержания красок на поверхности воды добавляютконторский или казеиновый клей (можно и без клея). Каждую краску мешаютотдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски можно применять отдельноили смешивая их между собой. Из красок основными являются синяя, красная ижелтая, при умелом смешивании которых можно получить все желаемыедополнительные тона. При необходимости можно также применять черную, белую,золотую и серебряную (в виде порошка, насыпаются позже прямо на красочный слойкраски). Рекомендуется использовать краски светлых тонов.
Иногда в продаже можновстретить краски для художников, на этикетках которых написано «Краски длямраморирования». В своей основе это обычные акриловые краски на основеспециальных растворителей.
Нет необходимостиуточнять рецепты красочных смесей — они зависят от индивидуальности художника,его колористического чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета.
В наполненную водойванночку капают по очереди приготовленные краски, и они расплываются в воде,создавая нужный узор. Разнообразить узоры помогают палочки, кисти, полоскибумаги и т.д. Иногда достаточно просто подуть на воду.
Необходимо работатьбыстро. Если образовавшийся на поверхности воды узор удовлетворяет художника,то часть окрашиваемого листа или весь лист медленно и равномерно укладываетсяна поверхность воды. Сначала на воду накладывается один край бумаги, потом, подуге, второй. Через 5-10 секунд бумагу можно снимать — так же быстро и с одногокрая.
В качестве другогоспособа применяют клейстерную основу, что изменяет вязкость воды. Для основыприменяют исландский мох или киселеобразную жидкость из льняных семян. Болеепростой способ — делать основу из рисового или картофельного крахмала. Растворварят, процеживают и вливают в соответствующую ванну остывать.
Перед подготовкойкрасочного слоя проверяется пригодность основы для избранных красителей. Есликапля опускается на дно кюветы, то она слишком жидкая. Если при передвижениипалочки в красочной поверхности краска перемещается, то основа слишком густая.В таком случае следует изменить консистенцию краски. Так называемая техника подмрамор, предусматривающая обработку красочной поверхности гребешком, требуетболее густой основы, техника «под турецкий мрамор» — более жидкой.При работе на клейстерной основе применяются анилиновые краски, тушь, темпера,различные красочные порошки, масляная и печатная краска. В качестверастворителя красок используют воду и скипидар. Для «турецкого способа»мраморирования раствор составляют из хозяйственного мыла и мыльного спирта.Иногда мыльная краска может помочь в получении интересных эффектов — напримересли удастся пустить на поверхности воды красочно-водные пузыри, то наотпечатке вы получите характерные формы.
Краски растворяются досметанообразной массы и разливаются на поверхности основы при помощимеханического движения гребешком или палочкой, организующего цветовуюповерхность. На нее затем капают другую, жидкую краску или скипидар и ожидаютих действия.
Для мраморирования, взависимости от задачи, подходят почти все механически изготовленныекачественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью и хорошейвпитываемостью. Не рекомендуется использовать глянцевые бумаги, так как краскас них соскальзывает.
По мере приобретенияопыта работы в этой технике можно так организовать движение краски в воде иобмакивание бумаги, что в результате будут получаться не только узоры, но икрасивые пейзажи, изображения цветов, животных, птиц и т.д.
Отпечатки, полученные втехнике акваграфии, можно дорисовывать вручную, способом монотипии илииспользовать в офорте.
1.3.4 Акватипия
Разводится гуашь иширокими мазками наносится изображение на бумагу. Желательно, чтобы рисунок былкрупным. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрывается черной тушью. Послевысыхания верхнего слоя рисунок проявляется в ванночке с водой. В воде гуашьсмывается с бумаги, а тушь лишь частично. Таким образом, на черном фонеостается белый рисунок со слегка размытыми контурами. При использовании данноговида монотипии бумага должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
1.3.5 Флоротипия
Сущность флоротипиизаключается в использовании растений и растительных материалов для полученияоттиска.
На доску наноситсякраска кисточкой или валиком. Слой краски не должен быть толстым. Можно нанестине однотонный цвет, а, например, с градацией – от черного до темно-зеленого. Наполучившейся доске располагается трафарет, листья, кусочки ткани. Чтобы ткань илистья лежали ровно, необходимо ту сторону, которая будет наружу, немногопромазать краской. Можно нанести отпечаток ладони и добавить рисунок,выполненный заостренным предметом.
После этого композицияпропускается через офортный печатный станок. Сначала кладется доска,накрывается бумагой, плотной тканью и прокатывается.
На отпечаток можнонанести правку используя для этого карандаш, валик с краской и другие подручныематериалы.
1.3.6 Декалькомания
Декалькомания (от франц.«décalcomanie»; по-английски часто называется «Letraset»— от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатныхоттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либоповерхность при помощи высокой температуры или давления. Используется длясоздания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике, для детскихпереводных картинок и др. Изобретена в России предположительно в 1860-х годах. Помимоутилитарного использования, применялась также в искусстве (Оскаром Домингесом,Максом Эрнсом и другими) и в науке (для создания фрактальных изображений и вдругих целях).
О.Домингес в 1936 предлагаетметод декалькомании — получение непредсказуемых цветовых пятен раздавливаниемкраски между двумя листами бумаги.
1.3.7 Кляксография
Кляксография являетсяодной из самых простейших и непредсказуемых манер монотипии. Выполняется онаследующим образом: наливается жидкая краска в центр листа, а затем бумаганаклоняется в разные стороны. В результате получаются цветные потеки.
Даже краткое знакомствос видами монотипии позволяет сделать вывод о ее огромнейших потенциальныхвозможностях в творчестве.
Эта интересная техникаимеет качества неповторимости и уникальности сделанного. Кроме этого, процессыработы над доской и печати открывают новые приёмы и способы полученияразнообразных эффектов. Это подталкивает к новым поискам, а синтез техническихприёмов рождает неповторимые ритмические и цветовые пятна. Монотипия удивляетне только необычностью фактур, цвета, она заставляет работать фантазию и думатьоб исключительности изобразительных средств этой техники.
1.4 Современные тенденции применениямонотипии как прикладного вида искусства
Сегодня во многихстранах мира монотипия вошла в жизнь как равноправная графическая техника.
Ежегодно в Санкт-Петербургепроводится Международный Фестиваль монотипии.
В 2010 году годуфестиваль был посвящен великому английскому поэту и монотиписту Уильяму Блейку,«одному из самых оригинальных художников в истории мировогоискусства».
Международный ФестивальМонотипии включает в себя множество различных мероприятий — выставку работсовременных художников, фотовыставку, конференцию, мастер-классы художников,концерты, вечера поэзии и др.
На фестивале представленыработы художников России, Украины, Белоруссии, Германии, Испании, США,Финляндии.
Способность графикибыстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника,развитие техники создают условия для использования монотипии в книжной графике,графическом дизайне, дизайне печатной продукции, дизайне одежды.
ГЛАВА ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Использования монотипии в печатнойпродукции на примере упаковки для парфюма
В процессе выполненияданной работы были изучены и использованы на практике различные способысоздания эстампа в монотипии. Полученное изображение было оцифровано посредствам сканирования и доработано в программе Photoshop. После чего яприступила к разработке упаковки.
Упаковка — основноймаркетинговый инструмент, помогающий завоевать внимание и лояльностьпотребителя к продукту. Упаковка должна раскрыть потенциальному покупателюосновные потребительские преимущества продукта, акцентировав внимание наценностях бренда.
Яркие и выразительныеоттиски, получаемые в технике монотипии, замечательно подходят для оформленияпродукции, основным потребителем которой являются молодые женщины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение- о прикладных аспектах монотипии, в каких сферах она может быть использована ит.п.
Во-первых,хотелось бы сказать о монотипии как об отдельной технике графического листа.Графическим листом, выполненным в технике монтипии, считается исключительнооттиск, получаемый при печати. Все остальное, каким бы оно ни было, — смешаннаятехника — любые доработки после оттиска превращают графический лист в таковую.Это именно выделяет монотипию в качестве отдельного искусства.
Смешанныетехники с использованием монотипии имеют возможность самого разнообразногоприложения. Монотипный оттиск может быть использован в создании графическоголиста. В частности, на большой графический лист может быть нанесен прозрачныймонотип через трафарет, или при создании фактуры могут быть использованыразличные печатные формы и цвета. Так же вариантом использования монотипии всмешанной технике может быть штамп.
Монотипия всмешанной технике может использоваться и в декоративном искусстве.
Кроме того,замечательные живописные работы можно получать при использовании масляноймонотипии.
Смешаннаятехника монотипии и компьютерной графики имеют большой потенциал, нонедооценены в графическом дизайне.
Такимобразом, монотипия — эффективная и интересная графическая техника с большимивозможностями, простором для фантазии и творческого исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХМАТЕРИАЛОВ
1. Дэвид Дэбнер; пер. с англ. В.Е. Бельченко. Школа графического дизайна -М.: РИПОЛ классик, 2007.-192с.
2. Ковешникова Н. А… Дизайн:история и теория: учеб. Пособие для студентов архитектур. и дизайн.cпециальностей / -2-е изд., стер. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 224 с.
3. Шимко В. Т. Основы дизайна исредовое проектирование: Учеб. Пособие – М.: Издательство «Архитектура-С»,2004. – 160 с.
4. http://www.cat-red.com/
5. http://hiero.ru/
6. http://kak.ru/
7. http://www.lookatme.ru/
8. http://www.monotypy.ru/