СОДЕРЖАНИЕ. Введение.
1. Размер вывоза капитала изРоссии……………………………
Оценка вывоза капитала…………………………………
2. Основные факторы вывозакапитала из России.
Главные причины вывоза капитала из России……………………………………………………
Каналы, по которым происходит вывоз капитала изРоссии……………………………………………………
2.3. Факторы вывоза капитала из разныхстран……………
3. Мероприятия по пресечению вывоза капитала………………
Заключение.
Используемая литература.
РЕФЕРАТ.
ТЕМА:Вывоз капитала и его особенности на современномэтапе.
Курсовая работа по дисциплине: “Экономическаятеория.”
Орский гуманитарно-технологический институт.
Филиал Оренбургского государственного университета.
В объеме курсовой работы 19страниц.
В курсовой работе освещаются масштабы проблемывывоза капитала из России, проводится сравнение с ситуацией в других странах, ирассматриваются различные варианты решений. Дается оценка вывоза капитала из России,а сопоставление с данными из других стран с переходной экономикой иразвивающихся стран позволяет рассмотреть российский опыт в международномконтексте. Указываются основные факторы, причины, и каналы по которымпроисходит вывоз капитала.
ВВЕДЕНИЕ.
Переход к рынкув России начался несколько лет назад, но массовый вывоз капитала из страныпродолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Сам фактзначительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретныхразмеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономическойтеории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих егоизбытком, в страны с недостатком капитала.
Издержкиоттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговойбазы и контроля над денежными агрегатами – все это ложиться тяжелым бременем наобщество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В тоже время отток капитала может быть как симптомом, так и средствомпротивозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально вРоссии. Наконец, многие сообщения в прессе указывают на возможность того, чточасть средств, предоставляемых, международными финансовыми учреждениями простопереправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах взарубежных банках. Таким образом, вывоз капитала, по всей вероятности, такжеподрывает общественную поддержку программ МФУ в России.
Средиглавных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивуюполитическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационныйхарактер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежноеобеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный оттоккапитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм всчетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовыхплатежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мерконтроля.
В своемстремлении ограничить вывоз капитала из России органы государственной властиполагаются на стратегию, объединяющую два подхода. Во-первых, при помощиэкономических реформ, многие из которых проводятся в рамках программ,финансируемых МФУ, предполагается устранить главные причины вывоза капитала.Во-вторых, меры регулирования капитала используются для пресечения конкретныхканалов вывоза капитала; вслед за кризисом августа 1998 года усилия в этомнаправлении были активизированы.
Освещаяпроблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах,экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикойпереходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достигбеспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала впресечении оттока средств из страны в течении последних нескольких леточевидна, хотя можно допустить, что непосредственно после кризиса августа 1998года удалось несколько смягчить остроту этой проблемы. Окончательно преодолетьвывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшениепринципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а такжеукрепление банковской системы; что меры регулирования капитала сопряжены сдорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частьюсреднесрочной стратегии; а также то, что в ближайшей перспективе структурурегулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер.
1.РАЗМЕР ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ.
1.1. ОЦЕНКА ВЫВОЗА КАПИТАЛА.
По принятомуопределению отток капитала включает все виды оттока средств, превышающиенормальное перемещение капитала в соответствии со стратегией диверсификациимеждународного портфеля. Данное определение охватывает все случаи оттокакапитала в результате преступных действий; отток средств, заработанных законнымобразом, но противоречащих закону в силу нарушения мер регулирования капитала(или уклонения от уплаты налогов); а также вполне законный отток средств всоответствии с действующими правилами, но вызванный неэкономическими факторами,например политической неопределенностью. Данная, более широкая концепция оттокакапитала используется здесь по двум причинам. Во-первых, все случаи оттокакапитала неблагоприятным образом отражаются на показателях макроэкономическойдеятельности страны. Во-вторых, на основании имеющихся данных практическиневозможно различить случаи оттока капитала в результате преступной деятельности,случаи незаконного (но не преступного) вывоза капитала и вполне законноеперемещение средств за пределы страны. В более широком смысле, поскольку нетединого общепринятого показателя, с точностью отражающего понятие оттокакапитала, здесь используется ряд параметров, призванных обеспечить верностьосновных выводов независимо от используемого показателя.
Освещаяпроблему оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах,экономисты пришли к выводу, что Россия, безусловно, является страной снедостатком капитала. Ее производственные и не производственные фонды изношеныи устарели. Государственные и местные бюджеты сводятся с дефицитом. Об остромдефиците капитала в России свидетельствует очень высокая реальная ставкапроцента за кредит, намного более высокая, чем в подавляющем числе государствмира. Так, в середине февраля 1999 года норма ссудного процента за валютныекредиты малому бизнесу находилась в интервале 18-30% годовых.
Российские изарубежные ученые и официальные организации предприняли ряд попыток определитьразмеры и структуру экспорта капитала из России. Эти оценки преимущественноосновываются на данных платежного баланса России, составляемого Центральнымбанком РФ.
В связи с тем,что внешнеторговая статистика, включая статистику услуг, и статистикамеждународных финансовых потоков между России и другими странами несколько летбыла в плохом состоянии, платежные балансы России в первые несколько летсуществования государства носили весьма упрощенный и малодостоверный характер.Достаточно отметить, что за 1992-1993 года платежные балансы России не включалиплатежные отношения со странами СНГ, которые занимали в этот период большоеместо во внешнеэкономических связях России.
Лишь с 1996 года платежные балансы Россииприобрели более достоверный характер. Уже в силу только одного этогообстоятельства расчеты на основе этих балансов, по крайней мере, до 1996 года,не могут носить обоснованного характера. Однако и после 1996 года сохраняютсясерьезные пробелы в статистике платежного баланса. К ним можно отнестиотсутствие учета объемов контрабандной торговли, занижение цен экспорта инекоторые другие методы искажения реальных денежных внешнеторговых потоковхозяйственными субъектами.
Другимисточником информации о величине экспорта капитала из России может служитьбаланс национальных счетов. Обычные данные этого баланса о чистом экспортетоваров и услуг основываются на данных платежного баланса. Однако до 1994 годаплатежный баланс не отражал торговлю со странами СНГ и в последующий периодтакже имел серьезные пробелы. В то же время сам объем валового внутреннегопродукта России и отдельных его составных частей, исчисляемый Госкомстатом РФ,вызывает сомнения в силу недостаточной достоверности послереформеннойстатистики вообще и наличия огромного теневого сектора экономики в частности.Учитывая ненадежность данных о внешних потоках России, Госкомстат РФ присоставлении баланса национальных счетов в течении ряда лет благоразумно опускалденные о текущих и капитальных трансфертах из России.
Также наиболеечасто для измерения оттока капитала используют показатели “горячие деньги” и“широкий”. Показатель “горячие деньги” – 1 определяется как чистые ошибки и упущения плюс чистые потокиактивов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельныхинвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органовденежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков.
“горячие деньги” – 2 определяются: чистые ошибки иупущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямыхиностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов заисключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственногоуправления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключениемпрямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственностибанков.
“Широкий” показатель определяется: чистые ошибки иупущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямыхиностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов заисключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственногоуправления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключениемпрямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности банковплюс чистые потоки инвестиционныхактивов и обязательств в виде ценных долговых бумаг.
По официальнойпредположительной оценке, отток капитала из России в 1994-98 годы составлялежегодно 11 млрд. долларов США. Для всех оценок оттока капитала из Россиихарактерна особо высокая степень неопределенности, что связано с относительнонизким качеством статистики платежного баланса. Тем не менее, эти данныепозволяют провести обоснованное сопоставление различных периодов и разныхстран.
По оценкам, использующим как показатель “горячих денег”,так и “широкий” показатель, отток капитала усилился в 1996-97 годах и остаетсязначительным. Ежеквартальные расчеты представляются менее надежными, но, согласнонекоторым оценкам, отток капитала несколько сократился после резкого падениякурса рубля с наступлением кризиса в августе 1998 года и введения, болеежестких мер контроля, но снова возрос вслед за ростом мировых цен на нефть.
Резкий контрастмежду опытом оттока капитала из России и положением стран, более в которыхреформы протекают более успешно, не вызывает удивления. Согласноопределению страны Восточной иЦентральной Европы, первыми приступившие к реформам, включают Венгрию, Польшу,Словакию, Словению, Хорватию и Чехию. Отток капитала из этой группы странсоставлял в первые годы преобразований в среднем 15 долларов на душу населенияпо показателю “горячие деньги 1”, что намного меньше значения того жепоказателя в России. Более того, по мере закрепления результатов реформ ивозобновления роста производства в этих странах в 1993 году отток капиталапрекратился, а приток в страны этой группы составлял в среднем 75 долларов надушу населения в 1993-98 годах. По показателю “горячие деньги 2” положительнаятенденция была еще более отчетливой: отток, составлявший 60 долларов на душунаселения, сменился притоком, эквивалентным 90 долларам на душу населения.Качественная аналогичная динамика прослеживается и в случае использования“широкого” показателя. Подобный же опыт отмечается и в странах Балтии. Дляпервых лет реформ в этих странах (1992-94 годы) был характерен относительнонезначительный отток капитала (30-40 долларов США на душу населения), а свозобновлением экономического роста в 1995 году наметилась обратная тенденция.Тот факт, что Россия являет собой особый случай среди стран с экономикойпереходного типа, что на основании общего финансового счета более широкойгруппы стран с переходной экономикой только Россия является чистым экспортеромкапитала на протяжении последних нескольких лет.
Продолжительныйпериод оттока капитала из России напоминает ситуацию в Латинской Америке, когдас прекращением обслуживания долга Мексикой в 1982 году последовало десятилетиеоттока капитала. Хотя масштабы этого явления в данном случае были в среднемменьше, чем в России, отдельные страны все же испытали крайне высокие уровниоттока капитала. Так, отток капитала из Мексики в 1983 году превысил 250долларов на душу населения. Кризисные ситуации последнего времени в ЛатинскойАмерике не сопровождались той же степенью оттока капитала, хотя и здесь средниезначения существенным образом скрывают различия между отдельными странами.
Последней по времени и наиболееисчерпывающей из существующих в России оценок является оценка А. С. Булатова,основанная на данных платежного баланса России, исключающего, однако, данные оплатежных отношениях со странами СНГ за 1992-1993 года. Согласно этим расчетамэкспорт капитала из Росси составил за 1992-1-е полугодие 1999 года 363 млрд.дол. Наибольший экспорт капитала из России, по оценки Булатова, имел место в1996-1997 годах – около 50 млрд. дол., наименьший – в 1-м полугодии 1999 года –10,4 млрд. дол.
Докторэкономических наук Ханин Г. И. и экономист Суслов Н. И. разработалиальтернативный метод расчета определения реальной величены экспорта капитала изРоссии на основе альтернативной оценки объема и динамики производства иконечного использования валового национального продукта России. Этот расчетявляется развитием расчетов по альтернативной оценке динамикимакроэкономических показателей советской экономики за 1928-1987 года. Врасчетах, относящихся к советской экономики, для оценки реальной ее динамикибыли использованы достоверные данные о ее объеме, преимущественно натуральные,которые затем с помощью традиционных и новых методов, с использованиемкоэффициентов, взятых из экономики США на аналогичном уровне развитияэкономики, были преобразованы в показатели динамики. При этом для большейдостоверности использовалось несколько методов, которые дали близкиерезультаты.
Расчеты пороссийской экономике отличались двумя особенностями:
1. числоприменяемых методов было уменьшено, ибо выявлялась
близость результатов многих ранее применяемых методов;
2.расчеты динамики производства были дополнены показателями
использования валового национальногопродукта.
Расчеты носят предварительный характер и не претендуют наабсолютную точность. Полученные результаты по производству валового внутреннегопродукта за 1990-1996 года показывают падение валового внутреннего продукта на48%.
Динамикаотдельных компонентов конечного использования валового внутреннего продуктаопределялась на основе методов, позволяющих получить наиболее объективнуюоценку. Динамика объема накопления основных и оборотных производственных фондовисчислялось путем дефлятирования соответствующих компонентов балансанациональных счетов по индексу цен на инвестиционные товары для накопленияосновных фондов и дефлятора ВВП по накоплению оборотных фондов. Дефлятировалисьи другие компоненты конечного использования валового внутреннего продукта путемиспользования наиболее подходящих индексов цен.
В результатесравнения величены созданного валового внутреннего продукта в неизменных ценах 1990 года и пересчитанногопо компонентного объема использованного внутреннего продукта, включая объемчистого экспорта, выявилось в значительное повышение величины созданноговалового внутреннего продукта над величиной использованного внутреннегопродукта. Это расхождение было особенно значительным для 1991-1993 годов ипотом постепенно уменьшалось вплоть до 1996 года, когда величина расхожденияоказалась минимальной. Расхождения между величиной созданного и учитываемогоофициальной статистикой компонентного использования этого продукта былаинтерпретирована, как величена скрытого экспорта капитала из России.
Расчет величиныскрытого экспорта капитала из России за 1991-1996 гг.
млрд.руб. в ценах 1990 года.
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1. ВВП
644,2
612,0
520,2
454,1
380,0
361,7
337,1
2. Сбережения
197,1
190,3
210,1
137,6
79,0
93,0
78,0
3. Инвестиции
195,2
106,5
-39,0
5,9
0,0
38,7
28,6
В том числе:
В основные фонды
186,2
157,3
92,0
68,1
50,5
46,6
38,4
В запасы материалов и резервы
9,0
-50,8
-131,0
-62,2
-50,5
-7,9
-9,8
4.Чистый экспорт
1,9
83,8
249,2
131,7
79,0
54,3
49,4
5. В том числе официальные данные
1,9
3,7
31,2
38,6
33,4
34,7
38,0
6. Скрытый экспорт капитала
0,0
80,1
218,0
93,1
45,6
19,6
11,4
7. Чистый экспорт, млрд. дол.
3,6
161,1
479,2
253,2
151,9
104,4
95,0
8. Скрытый экспорт капитала, млрд. дол.
0,0
154,0
419,2
179,0
87,6
37,7
21,9
Завесь период объем только скрытого экспорта капитала оказался равным 899,6 млрд.дол., если исходить из паритета покупательной способности рубля и доллара в1990 году. Поскольку паритет покупательной способности рассчитывается по всемуобъему товаров и услуг, в том числе не вовлеченных во внешнеторговый и вообщерыночный оборот, указанный расчет может показать преувеличенные размерыскрытого капитала.
Наибольший вывоз капитала приходился на1991-1993 года. В этот период границы страны были буквально распахнуты настежьдля вывоза капитала и в тоже время были легко доступны источники такогоэкспорта. Из таблицы видно, что огромные размеры экспорт капитала совпадают согромным сокращением материальных оборотных средств и резервов, которые в целомна данный период уменьшились в 7 раз.
Хорошо известно, что в период команднойэкономики существовали чрезмерные запасы материальных ценностей напредприятиях. Они высвободились в связи с обвальным сокращением производства в1991-1993 годах. Особенно большое значение имело сокращение запасов материаловна оборонных предприятиях, где зачастую были сосредоточены очень ценныематериалы — цветные и редкоземельные металлы.
Очень существенно сократились, в томчисле вследствие прямого разворовывания, стратегические запасы сырья иматериалов, военной техники и боеприпасов. В дальнейшем эти легкодоступные источники постепенноисчерпались, соответственно сократились и размеры вывоза капитала из России. Втоже время на размере экспорта капитала сказалась и некоторое ужесточениевалютного и экспортного контроля после 1993 года и особенно в 1999 году, при правительствеЕ.М.Примакова.
Исчисленный объем экспорта капиталаявляется, конечно, колоссальным. Он, однако, не уникален. Имеется еще рядгосударств мира, где объем экспорта капитала значительно превышает годовойобъем ВВП. Главным образом это государства Азии и Африки, а также некоторыестраны Восточной Европы. Правда, накопленный объем утечки капитала из этих стран,особенно Азии и Африки, образовался за значительно большой период, что оченьсущественно.
Общий размер утечки капитала из Россииво много раз превысил объем иностранных инвестиций в российскую экономику ииностранной экономической помощи России в 90-е годы.
Экспорт капитала стал важнейшимфактором экономического кризиса в России. Он крайне негативно сказался науровне жизни населения, объеме капитальных вложений, сборе доходов бюджета,размере золотовалютных резервов.
2.ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫВОЗАКАПИТАЛА
ИЗРОССИИ.
Приопределении основных факторов вывоза капитала из России проводитсяразграничение между главными причинами оттока капитала и каналами, по которымэто происходит.
2.1.ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА
ИЗРОССИИ.
С самого начала перехода крыночной экономике Россия столкнулась с целым рядом проблем, которые сделалидостаточно рискованным хранение сбережений населения внутри страны и, наоборот,в значительной мере способствовали переводу личных сбережений за рубеж.Несмотря на то что был принят ряд мер по устранению этих проблем, качествореформ в этом направлении остается далеко неоднозначным.
Существует ряд причин экспорта капитала из России. Но главной из нихявляется уродливость сложившегося в России экономического механизма, прикотором собственники не заинтересованы в судьбе своего предприятия.Государство, как представителем интересов общества оказалось во властинебольшой группы олигархов и долгое время не предпринимало никаких усилий посокращению экспортного капитала из России.
·Макроэкономическая нестабильность, являющаяся в большой степени следствиемполитической нестабильности, порождает неуверенность в отношении будущейприбыли от инвестиций в России.
· Произвольныйи конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению отуплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их отналоговых органов.
· Недоверие кбанковской системе способствует переводу сбережений за рубеж.
· Слабостьинституциональных механизмов защиты прав собственности и широкораспространившаяся коррупция не располагают к накоплению активов в России.
· Наконец, внекоторых случаях приватизация создала возможности для руководителейпредприятий отчуждать находящиеся в их ведении активы и укрывать полученнуювыручку за рубежом.
Перечисленныеглавные причины создают стимулы для перевода (или хранения) капитала за рубеж,что осуществляется самыми различными путями.
2.2. КАНАЛЫ, ПО КОТОРЫМ ПРОИСХОДИТ ВЫВОЗ
КАПИТАЛАИЗ РОССИИ.
Каналы оттокакапитала из России хорошо известны и включают в себя следующие:
·Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно втопливно-энергетическом секторе.
Неверное указаниедоходов от экспорта достигается несколькими способами: (а) занижение сумм всчетах-фактурах при экспортных операциях; (b) контрабандный экспорт, доходы откоторого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета, и (с)осуществление экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженнымотпускным ценам, причем разница между ними и рыночными ценами остается воффшорной зоне.
Преимущественное сосредоточение российского экспорта вэнергетическом секторе превращает его в основной канал оттока капитала изРоссии. Именно “нефтяное проклятие” отчасти объясняет подобное сочетаниемедленного хода реформ, коррупции и оттока капитала из России. Очевидная взаимосвязьмежду интенсивностью оттока капитала из страны и ростом мировых цен на нефтьтакже подтверждает ту точку зрения, что отток капитала в значительной мереотражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей.
В 1995 году экспортные цены в России отставали от мировыхв среднем на 7 процентов для сырой нефти, на 29 процентов для нефтепродуктов, на 15 процентов для угля,на 11 процентов для природного газа, на 21 процент для алюминия и на 13процентов для меди. Эти статьи экспорта составляют до половины всей егоструктуры в России.
Слабостьтаможенного и пограничного контроля в государствах бывшего СССР в первые годыреформ облегчала отток капитала через этот канал. Например, некоторые страныБалтии превратились в центры реэкспорта товаров, незаконно экспортированных изРоссии.
· Завышениеразмеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов наимпорт товаров или услуг.
По сравнению сэкспортным механизмом, величину оттока капитала через этот канал оценить значительносложнее, поскольку структура российского импорта оказывается значительно болеедиверсифицированной, чем структура экспорта.
Указанные в контрактах цены импортируемых пищевых продуктов,таких как пшеница и подсолнечное масло, превышают мировые цены на 40 процентов.
· Фиктивнаяпредоплата по импортным сделкам.
Это еще один изважных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когда предприятиясоздаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основаниикоторого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средстваосуществляется, предприятие ликвидируется.
· Целый рядопераций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередкоосуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежныхбанков.
В ряде случаевграждане России также приобретают банки (обычно в тех странах, где отсутствуетстрогий надзор за банковской деятельностью) с целью открытия корреспондентскихсчетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттока капитала,практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации.
Некоторые изперечисленных каналов входят в число способов оттока капитала, рассмотренныхвыше, тогда как другие (такие как некоторые из форм предоставления невернойинформации о размерах экспортной выручки) являются дополнительными вариантами.
2.3. ФАКТОРЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА
ИЗ РАЗНЫХ СТРАН.
В данном разделе рассматриваются факторыоттока капитала в разных странах, которые позволяют более четко представитьситуацию в России и определить рекомендации по ее исправлению с учетоммеждународного опыта.
Во-первых,имеющиеся исследования свидетельствуют о том, что отток капитала развивается нафоне неудовлетворительных макроэкономических показателей и недостаточногоразвития необходимых институтов. Используя ограниченную выборку стран спереходной экономикой, можно сделать вывод о том, что высокий уровень инфляции, большой дефицитбюджета, прогрессирующее снижение курса национальной валюты и низкие реальные процентныеставки ведут к увеличению оттока капитала. Изучение выборки из 18 развивающихсястран в период с 1978 по 1988 годы свидетельствует о том, что бюджетнаяконсолидация и выполнение программы стабилизации МВФ позволяют пресечь оттоккапитала.
Итоги сравнительного исследования развивающихся странотмечают взаимосвязь между оттоком капитала и диспропорциями финансовойполитики, которые приводят к завышению валютного курса.
Во-вторых,наиболее успешный опыт реформ в странах Центральной Европы, Балтии и ЛатинскойАмерики также свидетельствует о возможности значительного уменьшения или дажепреодоления оттока капитала путем неуклонного улучшения макроэкономическихпоказателей, проведения институциональных реформ или сочетания этих подходов. встранах Центральной Европы полное преодоление оттока капитала было связано соснижением уровня инфляции и повышением качества структурных реформ. В странахБалтии также был достигнут существенный прогресс по обоим направлениям, и,кроме того, осуществляется контроль за состоянием бюджетного баланса. В странахЛатинской Америки удалось достичь значительных успехов по сокращению бюджетногодефицита.
В-третьих,имеется взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала и показателямиэкономического роста. Основной трудностью при анализе взаимосвязи между оттокомкапитала и прочими переменными является правильное определение причинности,поскольку очевидно, что отток капитала может являться как следствием, так ипричиной неудовлетворительной макроэкономической ситуации. Тем не менеепредставляется весьма вероятным, что устойчивое улучшение макроэкономическихпоказателей в стране и укрепление организационно-правовой базы (в том числеукрепление политической стабильности, защита прав собственности и главенствозакона) позволят пресечь отток капитала.
По данным сравнительных исследований вразличных странах остается тем не менее не до конца понятным, насколькоэффективным являются меры регулирования капитала для предотвращения его оттока.Большинство имеющихся исследований указывает на то, что регулирование оттокакапитала и, в частности, меры количественного контроля, в большинстве случаевоказывается неэффективным. На основании выборки промышленно развитых иразвивающихся стран не обнаружили подтверждения тому, что меры регулированиякапитала способны оградить платежный баланс развивающихся стран. Мерырегулирования капитала не оказывают заметного влияния на отток капитала,бюджетный дисбаланс и осуществление программ МВФ. Хотя в ряде случаев мерыконтроля могут оказаться на короткое время эффективными, тем не менее инвесторыочень скоро находят пути для обхода этих ограничений. Следует добавить, что вомногих странах наблюдается тенденция сохранять меры регулирования капитала,что, по всей вероятности, характерно и для России.
Меры в областиполитики.
Главными причинами оттока капитала изРоссии являются политическая неопределенность, тяжелое бремя налогов,неразвитость банковской системы и чрезвычайно сильное влияние интересов крупныхмонополий в энергетическом секторе. Несмотря на то, что проблему оттокакапитала едва ли можно решить за короткое время, опыт других стран с переходнойэкономикой показывает, что эту тенденцию можно преодолеть всего за нескольколет, если для устранения главных причин этого явления будут предусмотренырешительные и серьезные реформы. Необходимы мероприятия, направленные наукрепление банковской системы, совершенствование системы налогообложения,улучшение методов управления и контроль за интересами крупных монополий вэнергетическом секторе. Провести такие реформы нелегко, но если не устранитьбазовых причин оттока капитала, преодолеть его не удастся.
3. МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ
ВЫВОЗА КАПИТАЛА.
Мероприятия, направленные на пресечениеоттока капитала из России, включал ряд мер валютного контроля. Хотя системамножественных валютных курсов была отменена в 1993 году, в начале переходногопериода существенные усилия прилагались к осуществлению контроля за внешнейторговлей. В 1992-93 годах была создана и впоследствии ужесточена системалицензирования экспорта “стратегического” сырья. В 1993-94 годах в России быловведено требование оформления “паспорта сделки” с подробным описаниемэкспортных операций, а позже появились и “экспортные сертификаты”. В 19