–PAGE_BREAK–Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal — словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.
І.2.2 Дружеское общение Дружеские отношения можно определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба, могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными – все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.
Существуют различные виды дружеских отношений. К примеру, выделяют духовную дружбу — взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым такие отношения дают своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Существует творческая дружба – когда оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.
Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе куда-либо или хотя бы просто болтать о том, о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.
Очевидно, что именно так называемая будничная дружба является основной целью формирования дружеских отношений в рабочем коллективе. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
І.3 Мотивация: понятие и механизм Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели (рис. 1).
Рис. 1 Модель мотивации
Рассмотрим более подробно приведенные в схеме составляющие мотивации.
Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной). В сфере мотивации общения это потребности в независимости, уважении, власти и любви, а в сфере мотивации деятельности — потребности «быть автором», в истине, в предвидении и в смысле. Фрустрация потребности в любви, которую можно также назвать «потребностью в чувстве общности» (А. Адлер), приводит к акцентуации прочих потребностей в сфере мотивации общения и к соответствующему защитному поведению. Тогда независимость достигается посредством социального отчуждения («Компьютер»), уважение – посредством демонстрации имиджа превосходства («Задавака») или прислуживания («Заискиватель»), а власть – посредством агрессивного преследования («Обвинитель») или поучений («Спасатель»).
Потребность — это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Аля многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.).
Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присуши человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.
Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь -это го, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.
Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения.
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата [9]:
Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.
Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.
Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.
Шаг 4. Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.
Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.
Глава ІІ ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ ДЕЛОВОГО И ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ІІ.1. Формирование выборки и описание этапов исследования Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные коммерческие и производственные цели, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения.
Респондентам был предложен опросник (см. Приложение 1). Им предлагалось ознакомиться с десятью предложенными мотивами и оценить их согласно собственной мотивации достижения делового и дружеского общения в их коллективе.
Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе редакции газеты бесплатных объявлений, состоящем из 12 человек, в число которых входят один руководитель (главный редактор), четверо технических работников и семеро сотрудников отдела рекламы.
Возрастной состав членов коллектива: от 21 до 55 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Выборка была ограничена социальным заказом (табл. 1)
Таблица 1.Описание выборки
№ п/п
пол
возраст
должность
образование
1
муж
39
главный редактор
высшее
2
жен
55
главный бухгалтер
высшее
3
муж
53
ответственный секретарь
высшее
4
муж
35
специалист верстки
среднее
5
муж
28
компьютерный дизайнер
высшее
6
жен
46
начальник отдела рекламы
среднее
7
жен
32
рекламист
среднее
8
жен
21
рекламист
высшее
9
жен
47
рекламист
высшее
10
муж
41
рекламист
среднее
11
муж
38
рекламист
высшее
12
муж
43
рекламист
высшее
ІІ.2. Результаты исследования В результате первой части исследования были выявлены следующие коммерческие и производственные цели, которые ставит перед собой коллектив. В них входит получение прибыли за счет издания рекламной газеты. Для достижения коммерческого успеха газета должна пользоваться большим спросом, для чего было принято решение размещать в ней бесплатные частные объявления. Повышение же тиража автоматически ведет к повышению интереса со стороны потенциальных рекламодателей.
В общих чертах работа рекламного отдела выглядит следующим образом: шесть штатных «рекламистов» занимаются приемом бесплатных объявлений, сопровождают работу большого и непостоянного штата рекламных агентов, которые и занимаются поиском платной рекламы, а также «ведут» нескольких старых и постоянных клиентов-рекламодателей. Начальник отдела занимается общими организационными вопросами и разрабатывает новые тактические методики привлечения рекламодателей.
Штатный коллектив газеты небольшой — 13 человек (плюс секретарь, на должность которого во время исследования пришел новый человек и, в силу положения «новичка» в коллективе, не принимал участия в исследовании). Специфика работы заключается в сложности налаживания дружеских взаимоотношений между работниками — большое влияние оказывает экономическая конкуренция. В прошлом не раз разгорались конфликты на почве того, что «рекламисты» не могли «поделить» доходных рекламодателей. В настоящее время приняты специальные «конкурентные» правила, которые позволяют избегать наиболее острых конфликтов.
Результатом этого, видимо, и стало то, что именно «экономические» мотивы назывались наиболее весомым фактором достижения позитивных деловых и дружеских отношений в коллективе. Причем этот фактор имеет больший вес у «рекламистов» по сравнению с технической частью персонала. Но наибольший вес он имеет для главного редактора, который является и одним из собственников газеты (см. данные табл. 2).
Таблицы 2. Результаты опроса
Мотив
Относительный вес мотива, %
Всего
Руководство
Техперсонал
Рекламисты
Экономические мотивы (зарплата, прибыль)
79
100
75
79
Возможность работать творчески
63
50
75
57
Самостоятельность в работе
63
0
63
57
Возможность заниматься интересным делом
63
100
50
57
Возможность общения
63
100
50
57
Возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда
63
0
63
64
Гарантии социальной и экономической стабильности
50
100
50
43
Возможность влиять на результаты работы коллектива
38
100
25
36
Возможность занять лидирующие позиции
33
50
25
43
Возможность продвижения по службе
25
0
13
36
Следующим мотивом является возможность работать творчески, причем «пальму первенства» здесь держит технический отдел, который в основном занимается созданием рекламного образа, т.е. творческой работой. Возможно, благодаря такой высокой мотивации эта рекламная газета и стала одним из лидеров среди своих конкурентов в этом виде бизнеса. Тем не менее, для руководства редакции и для «рекламистов» этот мотив не играет столь большой роли.
Среди подобных «средней важности» мотивов находится самостоятельность в работе; возможность заниматься интересным делом (удивительно, но столь высоко оценивший возможность творчества в своей работе, технический персонал заметно ниже поставил этот мотив); возможность общения и возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда.
Низкий вес и у мотива социальной и экономической стабильности. Это, возможно, объясняется особым статусом деятельности по поиску и привлечению рекламы, которая по своей сути является «негарантированной» и сродни, скажем, рыбалке: можно сколько угодно знать «рыбные» места и постоянно прикармливать потенциальную добычу, но на результаты рыбной ловли влияют очень много факторов, которые не подвластны рыболову: погода, рыбаки по соседству, гуляющие по берегу люди и вообще как ветер подует. Многие «рекламисты» со стажем говорили что, для того, чтобы успешно работать в рекламе, нужно отказаться от стремления к стабильности и научиться принимать поражения.
Таким же низким весом для достижения благоприятной атмосферы в коллективе является и возможность влиять на работу других членов коллектива, желание продвинуться по службе и возможность занять лидирующие позиции. Впрочем, сама специфика работы в рекламной газете не много оставляет возможностей для карьерного роста.
Невысокое значения мотивации общения подтверждает сложившееся состояние дел, при котором в данном коллективе не особо развиты дружеские взаимоотношения. Есть несколько небольших «очагов» приятельства, но они редко когда выходят за рамки общения в течение рабочего времени. Руководитель редакции (который сам считает этот фактор очень важным) осуществляет целый ряд мер по сплочению коллектива. Так, к примеру, в нем уже стали традицией поездки на природу на майские праздники, совместные празднования Нового года, 8 марта и т.д. Тем не менее, до сих пор нередки случаи, когда свой день рождения сотрудник не отмечает в редакции (или отмечает его в «узком» кругу).
Высокое значение мотива самостоятельности в работе еще раз подтверждает слабое развитие как деловых, так и дружеских отношений в коллективе. В то же время, еще одним негативным фактором в достижении той цели является и низкое значение мотива социальной стабильности (и, как следствие этого, — высокая текучесть кадров).
Проведенное исследование показало, что большие шансы у усилий, направленных на налаживание благоприятных именно деловых отношений, так как у опрошенных выявилось относительно высокие потребности в материальной отдаче, в самоактуализации, в достижении. Потребности же в принадлежности к социальной группе, во власти и оказании влияния, в безопасности не столь ярко выражены.
Для достижения дружеских отношений в коллективе можно было бы порекомендовать руководству проводить не только редкие праздничные или выездные мероприятия, но и, к примеру, ввести определенные психологические разгрузочные паузы (перерыв на кофе и т.д.), во время которых можно расслабиться, обменяться шутками. Все это в комплекте принесет ожидаемый положительный результат в работе этой организации.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового и дружеского общения является необходимым для современного бизнеса. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при достижении поставленных профессиональных целей.
продолжение
–PAGE_BREAK–