–PAGE_BREAK– Параграф 2.
Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.
Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.
После появления ныне действующего УПК в течение30 лет перечень органов дознания был неизменен. Однако в начале 90-х годов появились новые учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания. Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях, предусмотренных статьями188, 189, 190, 193 и194 УК). Более того, учеными постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания.[17]
Тем не менее, хотелось бы остановиться подробно на деятельности органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи, которые поставлены перед нами при написании данной работы.
Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать: начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо, производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания помогает следователю в применении технических средств, он ос
тается должностным лицом органа дознания (лицом, производящим дознание), но ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного процесса представители любого органа дознания, в производстве которого находятся материалы предварительных проверок либо уголовные дела, в настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают назначение в уголовном судопроизводстве представляемых ими учреждений.
Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления (сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе, предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие.
Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением.
Также одним из основных видов деятельности органов дознания является оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует направленность и цель оперативно-розыскных мер: ” На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений”.
Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они должны руководствоваться федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».[19] В нем перечислены конкретные мероприятия, которые могут проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними задач по расследованию и пресечению преступлений:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Оперативные работники используют следующие методы, направленные на раскрытие преступлений: преследование преступника по горячим следам, опросы свидетелей-очевидцев на месте происшествия, применение служебно-розыскной собаки; розыск преступника по оставленным им следам и предметам.
Поподробнее хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Преследование преступника по горячим следам чаще всего связано с осмотром места происшествия. Чем детальнее обследовано место совершения преступления, тем больше материалов может быть добыто для установления личности преступника. Но преследование по горячим следам не откладывается до завершения осмотра. Оно начинается сразу после выявления данных, говорящих о направлении, в котором скрылся преступник. Такие данные дают следы ног преступника, первоначальные показания свидетелей. Преследование по горячим следам поручается работникам милиции, принимающим участие в осмотре. В этих случаях целесообразно применение служебно-розыскной собаки.
Обследование (прочесывание) местности применяется в тех случаях, когда имеются данные о том, что на ней может скрываться преступник. Как и преследование по горячим следам, обследование местности обычно применяется одновременно с осмотром или вслед за ним. Прочесывание любой территории требует затраты значительных усилий, поэтому оно проводится только в случаях настоятельной необходимости и лишь при условии, когда существует возможность сплошного прочесывания местности, а следовательно, когда для этого имеется достаточной количество людей. Между участниками обследования обязательно устанавливается та или иная связь: зрительная, голосовая, радиосвязь и т.д.
Опрос свидетелей-очевидцев на месте совершения преступления и в микрорайоне в целом обычно производится работниками милиции еще до прибытия следователя. С его прибытием опросы продолжаются, но уже под его руководством. Следователю немедленно передается вся полученная информация. Ее значение для розыска порой оказывается решающим, если же этой информацией пренебречь, легко утратить нити, ведущие к преступнику.[20]
Принятие решения о производстве оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности обстоятельства:
— наличие возбужденного уголовного дела;
— сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
— данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
— информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
— данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. Несомненно в этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. ст. 1O8-109Уголовно-процессуального кодекса РФ как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справкой, составленной на имя непосредственного руководителя.
Сейчас хотелось бы остановиться на вопросе легализации данных, полученных в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Эта информация может быть признана доказательством только после проверки её процессуальным путем. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, доказать ее истинность, объективность и достоверность и перепроверить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы.[21]
Как известно, любое следственное действие должно быть тщательно подготовлено и приоритет использования на этой стадии материалов, как правило, отдается содержащимся в оперативно-розыскной информации. Подобная информация помогает наиболее оптимально определить время, место, участников следственного действия, привлечь необходимые технические и транспортные средства, задействовать специалистов, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения отдельного следственного действия.
Принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий заложена в нормах уголовно-процессуального кодекса. Например, в соответствии с ст.108 УПК РФ одним из оснований возбуждения уголовного дела является непосредственное обнаружение признаков преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух ситуаций:
— работник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального события;
— оперативный сотрудник определенное время изучал и документировал преступную деятельность.
Если в первом случае поведение сотрудника правоохранительного органа фактически не отличается от действия любого другого гражданина, ставшего очевидцем преступления, то во второй ситуации речь идет о составлении определенного документа (рапорта), содержащего сведения о совокупности фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточных для вынесения решения о возбуждении уголовного дела по данному факту. Особенность этого основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что, как правило, представленные оперативным работником материалы не требуют дополнительной проверки на основании ст. 109 УПК РФ, а представляют собой достаточно полный отчет о произведенных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление признаков преступной деятельности. Нередко это касается выявления и расследования замаскированных преступлений в сфере экономики, в незаконном обороте оружия и наркотиков.
На основании этих документов оперативный сотрудник, по согласованию с руководителем органа дознания (начальника органа внутренних дел) может принять следующее решение:
— самостоятельно возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса о подследственности оперативный работник либо самостоятельно производит дознание по делу, либо после выполнения неотложных следственных действий передает уголовное дело по подследственности в следственный аппарат органов внутренних дел или прокуратуры;
— передать материал в установленном порядке в следственное подразделение для принятия решения по существу: для возбуждения уголовного дела, направления по подследственности или по территориальности или для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.[22]
Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников органа дознания не ограничивается рамками этапа дознания. После передачи уголовного дела следователю они привлекаются для оказания последнему помощи. Следователь свои поручения (указания) дает органу дознания. Однако исполняет их конкретное лицо, которое в литературе иногда называется лицом, производящим дознание. Он выступает в таком качестве, несмотря на то, что деятельность им осуществляется на предварительном следствии, а дознание завершено. Но одинаков ли статус лица, производящего дознание, и лица, исполняющего поручения, указания следователя?
У последнего, несомненно, нет многих полномочий лица, производящего дознание, а значит, несмотря на связь его полномочий с компетенцией лица, производящего дознание, он обладает иным процессуальным статусом.
Согласно действующему закону поручения следователя должны даваться в письменном виде. В силу этого требования сотрудник органа дознания будет обладать такими полномочиями с момента получения им письменного поручения следователя с резолюцией на нем начальника учреждения, названного в ст. 117 УПК РФ.
Однако иногда следователь дает устные поручения. В этих случаях сотрудник органа дознания свои отношения со следователем должен строить, учитывая следующие моменты. Не получив письменного поручения, он не имеет под своей деятельностью уголовно-процессуальной базы. Доказательственная сила протоколов проведенных им следственных действий на суде может быть поставлена под сомнение. В деле будет отсутствовать документ, подтверждающий, что в момент их оформления сотрудник органа дознания действовал по поручению следователя, в порядке ст. 119 УПК.[23] Поэтому в зависимости от значимости закрепленных в протоколах сведений такое обстоятельство может повлечь отрицательные последствия процессуального характера, вплоть до возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. [24]Поручения даются органу дознания, а значит, начальник соответствующего учреждения их исполнение может поручить любому сотруднику, который обязан осуществлять функцию органа дознания. Вместе с тем предпочтительно осуществление указанных в поручении действий сотрудником, который ранее производил предварительную проверку либо неотложные следственные действия по делу.
Так как поручение дается органу дознания, то и ответственность за некачественное и с превышением срока выполнение всех отмеченных в нем мероприятий несет как исполнитель, так и руководитель учреждения. Сопроводительное письмо, с которым материал исполненного поручения направляется следователю, готовится лицом, производящим дознание, а подписывается от имени всего учреждения его начальником.
Таким образом, у лица, исполняющего поручения (указания) следователя, имеются полномочия производить в пределах установленных сроков и компетенции органа дознания следственные действия и розыскные мероприятия, вытекающие из содержания поручения (указания), т.е. полномочия носят строго ограниченные пределы.
В настоящий момент лицо, исполняющее поручение следователя, вправе самостоятельно (если того требует следователь) производить:
— любые виды осмотра,
— выемки,
— обыска;
— допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей;
Нецелесообразно ограничивать круг следственных действий лишь вышеперечисленными.
Будет разумно, если в законодательном порядке расширить полномочия лиц, производящих дознание, наделить их дополнительными правами. По аналогии со ст. 127 УПК РФ в одной из частей данной нормы разумно отразить следующее: «Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить все неотложные следственные действия, а также давать другим органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Поручения и указания лица, производящего дознание, даются в письменной форме и являются для исполнителя обязательными».
Также нуждается в более полной проработке вопрос о допустимости в качестве доказательств таких документов, как, например справка эксперта, составленная до возбуждения уголовного дела. Так на практике часто встречаются случаи, когда в органы внутренних дел поступают материалы из ГИБДД по подозрению в незаконном изменении идентификационных номеров автотранспортных средств. Без проведения экспертизы данный вопрос не может быть разрешен, но по действующему УПК такая экспертиза запрещена. И органы дознания вынуждены нарушать требования законодательства и проводить экспертные исследования, оформляя результат справкой эксперта, что с нашей точки зрения понижает её значение. И лишь только на основании этой справки принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела. [25]
Параграф 3.
Процессуальное положение специалиста и эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии предварительного расследования.
Для получения полной и объективной информации по расследуемому делу следователю необходимо иметь познания во всех областях знаний, которые доступны нашей цивилизации. Но понятно, что человек не может быть профессионалом во всех отраслях науки. Поэтому для получения всего объёма информации следователь должен прибегать к помощи специалистов в какой либо области научных или технических знаний. Научно-технический прогресс, чьим основным принципом является служение на благо всех людей, предоставил свои достижения и в руки тех, кто совершает противоправные деяния. И для того, чтобы эффективно бороться со злоупотреблениями, совершаемыми с использование специальных знаний им необходимо противопоставить специальные знания, находящиеся на службе уголовного судопроизводства.
В российском уголовном процессе такими субъектами являются эксперты и специалисты. Именно к ним обращается следователь за помощью в решении вопросов, в которых не компетентен сам.
Так как же трактуется понятие эксперта и специалиста в российской юридической науке?
ЭКСПЕРТ — лицо, обладающее спец. знаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы.[26]
В РФ деятельность эксперта регулируется процессуальным законодательством и положениями об экспертных учреждениях. Экспертами могут быть сотрудники экспертного учреждения, занимающие штатную должность, работники к.л. др. учреждений (предприятий, орг-ций), привлеченные для производства экспертизы по конкретному уголовному или гражданскому делу, или иные сведущие лица, не заинтересованные в исходе дела.
По поводу толкования понятия «специалист» в научной литературе можно встретить различные мнения. Одна точка зрения такова, что специалист является участником процесса, который привлекается для содействия в осуществлении процессуальных действий.[27]
Другие авторы считают, что специалист выступает в роли консультанта, либо технического исполнителя и его деятельность проходит под руководством лица, производящего следственное действия, способствуя лишь обнаружению и изъятию доказательств по делу.[28]
Нам представляется более правильной вторая точка зрения т.к. специалист поступает в полное распоряжение и подчинение следователя, и именно следователь планирует проведение следственного действия, советуясь со специалистом лишь в технической стороне вопроса.
Для более чёткого понимания статуса специалиста необходимо остановиться на его правах и обязанностях.
При проведении следственных действий /в первую очередь осмотра места происшествия/ он обязан:
— явиться по вызову лица, производящего расследование;
— ознакомиться с обстановкой и задачами проводимого следственного действия;
— выполнить все законные требования следователя или старшего в следственной группе по обнаружению, фиксации и изъятию вещественных доказательств;
— описать все изъятые следы и способы их фиксации для занесения данных сведений в протокол следственного действия;
— провести предварительное исследование изымаемых следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления;
— давать пояснения по поводу выполняемых им действий.
При этом специалист вправе, во-первых, делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств и, во-вторых, самостоятельно определять технические особенности фото- и видеосъемки /дистанция, ракурс съемки, вид освещения и т.д./, а тактические особенности съемки /выбор объектов, способ, последовательность/ определяются по согласованию со следователем.
Специалист, участвуя в следственном действия, предупреждается об ответственности лишь за отказ или уклонение от выполнение своих обязанностей, здесь не говорится о том, что специалист предупреждается о даче заведомо ложных справок, уточнений и т.п., так как эти формы деятельности специалиста не играют такой роли, как заключение эксперта, а имеют значение только для осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Как отмечалось выше, не следует забывать и то, что специалист при осуществлении своей деятельности, в основном оказывается в подчинении у следователя; он не вправе без разрешения следователя совершать какие-либо действия, направленные на изменение обстановки, на оперирование вещественными доказательствами и т.п. В этом смысле специалист – лицо процессуально вспомогательное, а эксперт — процессуально самостоятельное /так как эксперт проводит исследование представленных в его распоряжение доказательств самостоятельно и лишь поставлен в рамки заданных ему вопросов/.
Остановимся на правовом статусе эксперта, а также рассмотрим его положение при производстве предварительного следствия и для начала определить задачи, которые должны выполнять экспертно-криминалистические учреждения.
Основными задачами, стоящими перед экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
1.Применение криминалистических средств и методов по заданиям следственных и оперативных аппаратов подразделений дознания органов внутренних дел для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов и других вещественных доказательств;
2.Внедрение в работу органов внутренних дел и прокуратуры криминалистических средств и методов, обеспечение их активного использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
3.Организационное и методическое руководство нижестоящими экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел.[29]
Для сравнения положения эксперта и специалиста необходимо рассмотреть права и обязанности эксперта, которые закреплены в ст. 82 УПК.
Эксперт при проведении исследовании и даче заключений по материалам, поступающим на экспертизы, обязан:
— явиться по вызову лица, производящего расследование, и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то эксперт обязан:
– принять к производству экспертизу, поручаемую ему руководителем экспертного подразделения;
— применить все рекомендованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для правильного и научно обоснованного разрешения поставленных перед ним вопросов;
— сообщать органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения;
— выявлять по материалам экспертиз условия, способствующие совершению преступлений и предоставить в установленном порядке свои предложения по их устранению.
К правам эксперта можно отнести следующие:
– знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
— группировать и уточнять поставленные перед ним вопросы, не изменяя их смысла, а при необходимости обращаться к лицу, назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания;
— заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
— с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда присутствовать при производстве допросов и других следственных и судебных действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
– обжаловать действия и решения руководителя экспертного учреждения, нарушающие его права.
Однако, эксперт не вправе:
— решать правовые и иные вопросы, выходящие за пределы его специальных познаний;
— использовать для обоснования выводов заключения сведения ли материалы по данному делу, ставшие ему известными из непроцессуальных источников;
— самостоятельно отыскивать, изымать и использовать для производства экспертизы материалы, не представленные ему в установленном законом порядке;
— проводить исследования, способные вести к полному уничтожению объектов, либо к изменению их внешнего вида или основных свойств, не согласовав этот вопрос с лицом, назначившим экспертизу.
Для производства сравнительных идентификационных исследований помимо вещественных доказательств-следов искомых лиц или предметов, изъятых с места преступления, необходимы образцы- отображения свойств проверяемых объектов. Следы преступления возникают в процессе расследуемого события стихийно. Следователь может лишь обнаружить и сохранить ту информацию, которая уже содержится в следах преступления. Сравнительные образцы являются продуктом целенаправленной деятельности следователя и суда, от которой в значительной степени зависит их количество и качество, как объективные предпосылки успешного исследования.[30]
Особенно большое значение количество и качество сравнительных образцов приобретают в сложных случаях исследования: при недостатке содержащейся в следах информации, маскировке идентификационных признаков, разрушений следов и т.п. Анализ экспертной и следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачи заключений и вероятных заключений является недоброкачественность представленных на экспертизу материалов, в частности сравнительных образцов. Поэтому следователю целесообразно при получении образцов посоветоваться с экспертом. Они вместе должны решить вопросы о наилучших способах и методах получения и закрепления сравнительных образцов.
Взаимодействие по делам,возбужденным в результате реализации оперативных материалов, происходит в наиболее тесном контакте следователя и специалиста, так как в данном случае проведение следственных действий без участия сведущих лиц практически невозможно. Здесь ряд авторов определяют формы взаимодействия в зависимости от проводимого следственного действия. Зуев Е.И. указывает, что кроме участия специалист может помочь следователю провести правильный отбор документов, подлежащих изъятию при обыске или выемка, оказывает ему содействие в применении поисковой техники с целью выявления тайников, применяет по указанию следователя фотографическую, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру и иную криминалистическую технику.[31]
В ряде следственных действий и производстве экспертиз, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений оказывают содействие предварительному следствию и в иных формах, которые не предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, и данные, полученной на их основе факультативны для следователя, поэтому представляется целесообразным назвать эти формы содействия непроцессуальной помощью. Здесь можно говорить о классификации форм взаимодействия по основанию закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве на процессуальные и непроцессуальные. К непроцессуальным можно отнести следующие формы:
Во-первых,консультации, которые могут охватывать самый обширный круг вопросов: от методики применения научно-технических средств, разъяснения возможностей того или иного вида экспертиз, технических способов хранения вещественных доказательств до вопросов тактики проведения следственных действий — как получить образцы для сравнительного исследования, как провести следственный эксперимент или осмотр собранных доказательств и так далее. При этом инициатором консультации может быть как следователь, так и сведущее лицо,когда оно желает обратить внимание следователя на то или иное обстоятельство (это тоже можно рассматривать как форму непроцессуального взаимодействия).
Во-вторых, сообщение справочных сведений по факту проверки материалов дела по криминалистическим учетам. Обычно справки (отношения) составляются в письменной форме, однако по действующим нормативным положениям такие справки к уголовным делам продолжение
–PAGE_BREAK–не приобщаются и, следовательно, не обладают доказательственным значением. Возможно предоставление справки и в устном виде.
В-третьих, организационно-техническое содействие, например, упаковка и консервирование вещественных доказательств для длительного их хранения при уголовном деле, сообщение условий хранения, приведение врабочее состояние научно-технических средств, которые следователь предполагает применить при производстве следственных действий, и иная деятельность сотрудника экспертно-криминалистического подразделения, которая облегчает деятельность следователя. Однако, не все формы использования специальных познаний автоматически превращают обладателя этих познаний вспециалиста по делу. Например, переводчик, фототехник, содействуют проведению соответствующего следственного действия и фиксированию получаемых при этом данных, исполняют сугубо техническую работу, котораяне превращает их в специалистов впроцессуально-правовом смысле.
Так, фотографирование места происшествия в большинстве случаев требует применения приемов съемки, соответствующих уровню подготовки техника-лаборанта. Следовательно, это могут делать и те лица, которые не являются специалистами в процессуально-правовом смысле.
Причины отвода эксперта и специалиста схожи и закреплены в ст. 67 УПК РФ:
Эксперт не может принимать участия в производстве по делу:
1) при наличии оснований, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса; предыдущее его участие в деле в качестве эксперта не является основанием для отвода, т.е.если он является потерпевшим, свидетелем и
т.д. или имеются обстоятельства, которые позволяют считать, что специалист прямо или косвенно заинтересован в исходе дел
2) если он находился или находится в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
3) если он производил по данному делу ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;
4) если он участвовал в деле в качестве специалиста, за исключением случая участия врача — специалиста в области судебной медицины, в наружном осмотре трупа;
5) в случае, когда обнаружится его некомпетентность.
Как мы видим, законодатель запрещает совмещение функций эксперта и специалиста, что на практике иногда имеет отрицательное значение, но нам представляется, что необходимо рассмотреть все случаи совмещения функций сведущих лиц.
Ситуация «эксперт – эксперт» не вызывает сомнений: в соответствии с п1 ст.67 УПК РФ эксперт, ранее проводивший экспертизу, может в случае необходимости вновь выполнять по этому же делу Функции эксперта / проводить как первичные, так я повторные и дополнительные экспертизы» зачастую основываясь на материалах своих же первичных исследований. Тем не менее, законодатель не усматривает в данной ситуации оснований для предположения о возможной необъективности эксперта.
Ситуация «специалист – специалист» предусмотрена ст. 66 УПК РФ, в соответствии с которой специалист может привлекаться к участию в следственных действиях по делу без каких-либо ограничений в их количестве / за исключением отвода специалиста по основаниям ст59 УПК РФ/. Ситуация аналогична предыдущей, так как не изменяется вид процессуальной деятельности сведущего’ лица,
В отличие от вышеуказанных, в ситуации «эксперт — специалист» имеется существенное изменение процессуального положение лица, совмещающего данные функции. Тем не менее, в УПК РФ нет прямого упоминания о данной ситуации, а лишь имеется отсылка к положениям ст.67 / Отвод эксперта /. Практика же идет по пути признания возможности совмещать функции эксперта и специалиста.
И, наконец, последняя ситуация: ” специалист — эксперт “, как уже указывалось, запрещена уголовно-процессуальным законом. Стремление законодателя понятно: обеспечить беспристрастность и объективность эксперта; в связи с тем, что он, ранее участвуя в следственном действии по данному делу в качестве специалиста, уже составил себе какое-то мнение.
Но думается, что законодатель перестраховывается, ведь специалист побывав, например, на осмотре места происшествия лучше представляет обстановку, знает те данные, которые по различным причинам не попали в протокол. А ведь для проведения экспертизы важны все детали и мелочи, которые сложно восстановить при изучении протокола осмотра места происшествия. И на практике, эксперт неоднократно вынужден обращаться к следователю или специалисту, выезжавшему на осмотр за разъяснениями деталей. Хотя логичнее было бы просто поручать проведение экспертизы лицу, которое присутствовало на осмотре места происшествия в качестве специалиста.[32]
Исключение из вышеописанного порядка составляют лишь медики участвующие сначала при осмотре в качестве специалиста, а при проведении судебно-медицинской экспертизы в качестве эксперта.
Практика показывает, что оптимальным вариантом работы с объектами, подлежащими судебно-медицинской экспертизе, является создание в следственных бригадах специальных групп. В состав таких групп включаются прокуроры-криминалисты, следователи, специалисты. Задачи последних — выполнение действий, предваряющих проведение экспертиз. В число таких действий входят: осмотр трупов, выемка и осмотр снятой сних одежды, освидетельствование потерпевших и подозреваемых, выемка и осмотр одежды подозреваемых, осмотр обнаруженных на местах происшествий вероятных орудий преступлений и других объектов, выполнение комплекса действий по идентификации неопознанных трупов, вынесение постановлений о назначении необходимых экспертиз, подготовка для их проведения соответствующих объектов и образцов для сравнительного исследования, а также их упаковка. Они же обеспечивают доставку объектов и образцов в судебно-экспертные учреждения.
Перечень вопросов, адресуемых экспертам, в обязательном порядке обсуждается со следователями, непосредственно расследующими конкретные преступные эпизоды. Им же передаются полученные заключения экспертов, сообщается другая информация, которая может иметь значение для объективного расследования. В свою очередь, участникам специализированных групп сообщается полученная следователями и имеющая отношение к исследованиям вещественных доказательств информация, передаются изьятые объекты, работа с которыми может дать искомый результат.
Глава 2.
Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Параграф 1.
Виды оперативно-следственных групп и взаимодействие в их составе.
Как известно, раскрытие и расследование умышленных убийств, большее количество которых совершается в условиях неочевидности, является одной из основных задач следственного аппарата органов прокуратуры.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации «разового» взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости — концентрации усилий группы на решающем участке.
В различных регионах по разному сложилась практика по данному вопросу. Так, в одних регионах следственно-оперативные группы приступают к расследованию сразу после получения информации об убийстве, совершенном в условиях неочевидности, с осмотра места происшествия. В других — такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после убийства, если к этому времени работники местных правоохранительных органов не раскрыли преступление.[33]
В практике правоохранительных органов сложились определенные группы следственных и следственно-оперативных групп. В то же время в юридической литературе попыток четкой классификации не предпринималось. А такая необходимость имеет практическое значение, поскольку позволяет в каждом случае с учетом обстоятельств принять законное, обоснованное и своевременное решение.
Первое упоминание о возможности применения группового расследования содержится в ч. 3 ст. 129 УПК РСФСР, принятого в 1960 г. В нем предусматривалось проведение расследования сложного или большого по объему уголовного дела несколькими следователями. Вопрос же о возможности объединения в одной группе следователей и сотрудников дознания даже ни возникал. В значительной мере это объясняется отсутствием в то время следственного аппарата в МВД, где взаимодействие всегда носило более интенсивный характер. Идея организационного объединения следователей и оперативных работников милиции и одну группу появилась позже, когда стало очевидным преимущество подобной организации, все более распространявшейся на практике.[34]
Приказ Генерального прокурора СССР от 30 июня 1962 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью и нарушениями закона» уже отмечает положительное значение опыта расследования преступлений несколькими следователями с привлечением к работе сотрудников органов дознания.
Правовой основой создания СОГ в современный период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например,Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» и Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изменениями от 13 февраля 1997 г.),[35] в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:
— обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
— всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
— осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц,
Если деятельности следственных групп было посвящено последнее диссертационное исследование в 1968 г., то научные разработки о функционировании следственно-оперативных групп не проводились вообще.
До настоящего времени следственная и следственно-оперативная группы считались принципиально разными организационными формированиями. Однако, по нашему мнению, эти структуры имеют общую методологическую основу и их проблемы должны решаться совместно, хотя отсутствие общей правовой базы делает данную задачу затруднительной. Для наглядности приведем общую схематическую структуру существующих групп для расследования преступлений. Поскольку групповому методу расследования посвящено достаточно исследований, в настоящей работе рассматриваются наиболее спорные вопросы, в большей степени связанные со статусом и видами следственно оперативных групп. При всем несходстве разных уголовных дел, индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений создаваемые для их расследования следственные группы могут быть разделены на несколько видов по ряду оснований.
Так, В. Коновалов предлагает классифицировать группы по структуре на простые (из двух и более следователей одного подразделения и ведомства) и сложные (с дифференциацией на ряд подгрупп, т.е. многоуровневое формирование).[36]
Можно квалифицировать оперативно-следственные группы по объему и сложности структуры:
супербригады и бригады большого состава;
бригады среднего состава;
бригады малого состава.
По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.[37]
Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Постоянно действующая группа создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.
На практике постоянно действующие следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь. Совершенно иначе решен вопрос о постоянно действующих следственно-оперативных группах. В то же время руководящие документы МВД и Генеральной прокуратуры не упоминают постоянно действующие следственные группы как конкретные формирования для расследования какой-либо категории дел.
Предварительное следствие по конкретному делу поручается «нескольким следователям», т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).[38]
В настоящее время в МВД и Генеральной прокуратуре созданы и функционируют уже более полутора лет совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что «несколько следователей» и «следственная группа» по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо, скажем, к 40 следователям.
Таким образом, под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что следственная группа, состоящая из следователей, может быть только единовременная, т.е. на период расследования конкретного уголовного дела.
До создания в России единого следственного аппарата особенно актуальной является проблема формирования «смешанных» групп
На практике и в теории уголовного процесса дискутировался вопрос о создании объединенных следственных групп органов прокуратуры и внутренних дел.
Возникает вопрос: во всех ли случаях создания смешанной следственному группы (включающей в состав следователей прокуратуры, МВД и ФСБ) следователь прокуратуры должен назначаться старшим. В законодательном порядке данный вопрос также не урегулирован. Нет на этот счет каких-либо инструкций Генеральной прокуратуры. По нашему мнению, нет никаких оснований во всех случаях однозначно назначать следователя прокуратуры старшим группы. Вопрос должен решаться только с учетом деловых и профессиональных качеств всех членов следственной группы. Например, в многоэпизодном уголовном деле о кражах, хищениях в составе группы, как правило, большинство следователей МВД, имеющих достаточный опыт расследования таких преступлений. Но один или несколько эпизодов обычно поручаются прокурором следователю прокуратуры, В этом случае имеет смысл старшим назначить следователя милиции.
В юридической литературе высказывалась мысль о том, что для ускорения расследования сложных уголовных дел целесообразно в состав следственной группы включать оперативных работников органов дознания.[39]
В Законе на это прямо не указано, и понятие «следственно-оперативная группа» не упомянуто и не раскрыто. Создание и деятельность следственно-оперативной группы принципиально отличается от проведения следствия но делу несколькими следователями и от направления ими поручений органу дознания о выполнении отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий
Можно выделить два вида следственных групп по форме участия в них оперативных работников органов дознания. Первые — взаимодействующие с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания; вторые — взаимодействующие с постоянно выделенным составом оперативных работников. На наш взгляд, вторые — более приближены к модели следственно-оперативной группы, При этом считается, что для создания следственно-оперативных групп специальное постановление не должно выноситься, а надо, чтобы соответствующий руководитель ведомства издал приказ, где бы были выделены для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. В постановлении о создании оперативно-следственной группы должно быть предусмотрено, что поручения и указания о проведении отдельных следственных и розыскных действий будут выполняться конкретным органом дознания.[40]
Оперативно-следственные группы создаются и выполняют определенные задачи. Для создания таких групп произвольно расширяется имеющееся правовое поле, что, строго говоря, приводит к нарушению законности.
В следственной практике сложились определенные виды ОСГ.
На наш взгляд, классифицируя общий массив следственно-оперативных групп, можно выделить такие основные виды.
Дежурная следственно-оперативная группа
Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня. Как единица она фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на месте всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления «по горячим следам». В состав группы входят следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, эксперт-криминалист судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с тем имеются и отрицательные аспекты в их работе. Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося «рабочего контакта» ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.
Постоянно действующая следственно-оперативная группа.
Она создается совместным приказом прокурора области и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.).
Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия и расследования конкретного преступления.Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовного розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно-оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрании образцов, дактилоскопировании большого числа лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.
Руководитель СОГ (бригады), включенные в нее следователи и сотрудники оперативных подразделений составляют в установленном порядке план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей сотрудников, входяших в группу, нередко приводит к тому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратуры лишь оформляет или подписывает процессуальные документы, составленные оперативными уполномоченными (и том числе и от его имени).[41]
Но по мере развития группового метода расследования превалирующей функцией оперативных работников, включенных в группу следователей, становится собственно оперативно-розыскная работа Специфическая по своему содержанию, она, при сохранении ведущей роли следователя, позволяет широко использовать методы, находившиеся на вооружении органов дознании.
Несмотря на сдержанное отношение к организации совместных бригад, они находят все большее распространение. Однако отсутствие, надлежащей правовой регламентации приводит к тому, что руководящая роль следователя в них в ряде мест утрачивается. [42]
Законодательно не отражено изменившееся содержание группового метода расследовании преступлений, что, с одной стороны, не приостанавливает объединения в одной группе следователей и оперативных уполномоченных милиции, а с другой — до сегодняшнего дин не способствует правильной организации их совместной работы по делу.
Вследствие отсутствия убедительной законодательной регламентации взаимодействие следователей и оперативных работников органов внутренних дел совершенствуется самой практикой.
Оперативные работники постоянно стали входить в состав групп следователей для осуществления «тесного» взаимодействия со следователями и выполнять львиную долю работы по раскрытию преступления.
Параграф 2.
Взаимодействие следователя и специалиста при осмотре места происшествия.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, заключающиеся в непосредственном восприятии, исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия, относящихся к делу следов и объектов, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события, механизма преступления и отдельных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.[43]
Осмотр места происшествия является одним из основных процессуальных действий, в ходе которого происходит обнаружение следов преступления, а также изъятие вещественных доказательств.
Задачами осмотра являются:
-получение процессуально-закрепленной информации (фактических данных) об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему;
-фиксирование в протоколе материальной обстановки, в которой произошло исследуемое событие;
-обнаружение, фиксирование и изъятие материальных следов преступления (следы рук, ног, орудий взлома, транспортных средств, пятен крови, а также орудия преступления и других предметов, брошенных или потерянных преступником,
-выяснение связи следов и иных объектов с лицом, совершившим преступление, потер певшим и иными лицами и объектами;
-получение исходных сведений для установления и розыска виновного, организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Осмотр места происшествия подразделяется на следующие стадии: подготовительную, ориентирующую (обзорную), детального исследования, заключительную. Осмотру всегда предшествует тщательная подготовка,
Подготовка к осмотру в свою очередь подразделяется на два периода. В первый включаются действия следователя до выезда на место происшествия, во второй — подготовительные действия по прибытии на место осмотра.
В первом периоде основной задачей следователя является ин-формационно-тактическое и материально-техническое обеспечение выезда па место происшествия. Необходимо получить возможно полную информацию о происшедшем и условиях, в которых предстоит работать. Следователь, прежде всего убеждается и том, что приняты все неотложные меры к устранению и предотвращению вредных последствий происшествия, оказана необходимая помощь пострадавшим, обеспечены надежная охрана места происшествия, неприкосновенность и сохранность следов. В случае ненадлежащего или недостаточного характера принятых мер следователь делает соответствующие распоряжения работникам милиции, представителям администрации предприятия.
Далее следователь уточняет, какие специалисты и иные лица будут необходимы для качественного проведения осмотра, и обеспечивает их вызов. Следователю следует помнить и о том, что, решая вопрос о целесообразности привлечения специалиста к участию в осмотре места происшествия, лучше перестраховаться, чем не уделить данному вопросу должного внимания. Практика показывает, что результативность осмотра при участии специалиста повышается.
По прибытии на местопроисшествия следователю нужно лично самому убедиться в том, что все неотложные меры по ликвидации последствий происшествия приняты, помощь пострадавшим оказана. При необходимости принимаются дополнительные меры по обеспечению охраны места происшествия, и сохранению следов, удалению посторонних, организации наблюдения за местом происшествия с целью выявления подозрительных лиц.
Следователь проверяет явку участников осмотра, проверяет подобраны ли понятые. Если же возникает, судя по ситуации, надобность в иного рода специалистах, обеспечивает их вызов.
Перед осмотром от работников милиции, очевидцев и лиц, первыми обнаруживших происшествие, нужно получить краткую информацию о том, что же произошло, кто к происшедшему может быть причастен.
Совместно со специалистом следователь знакомится с общей обстановкой на месте происшествия, организует преследование преступника по «горячим следам». [44] Следователь руководит действиями группы, контролирует и координирует их.
Одновременно, консультируясь со специалистом, изучает обстановку, осуществляет поиск, выявление, закрепление, изъятие и оценку вещественных доказательств, а также составляет протокол осмотра места происшествия.
В ст. 173 УПК говориться, что следователь производит осмотр места происшествия в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Таким образом, закон возлагает функцию по сбору и закреплению доказательств на следователя.
Специалист обязан участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные познания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств.[45] Содержание этих статей обязывает следователяна месте происшествия неограничиваться пассивной ролью лица, лишь фиксирующего в протоколе обнаруженные специалистом следы, а принимать непосредственное участие в их обнаружении и направлять деятельность специалиста в нужном следователю направлении. Однако на практике, несмотря на четкую регламентацию УПК действий каждого участника осмотра места происшествия всю работу по обнаружению и фиксации следов следователи нередко перекладывают на плечи специалистов. Такая позиция следователей неправильна не только с точки зрения несоответствия ее УПК, но и потому, что задача доказывания по уголовному делу лежит всё-такина следователе, а нена специалисте, У следователя может быть иная точка зрения о произошедшем, отличная от позиции специалиста.
Начиная осмотр места происшествия, следователь, совместно со специалистом должен определить его границы. При этом желательно, чтобы первым был произведен общий осмотр, особенно на малой площади, во избежание безвозвратной потери следов совершения преступления. Следователь должен предложить специалисту-криминалисту первым исследовать место совершения преступления. Следователь должен выяснить какие изменения в обстановке произошли к моменту окончания преступления и какие меры были приняты для охраны данной обстановки. Для этого выясняются все обстоятельства дела путем опроса потерпевших, свидетелей: об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, о лицах, принимавших в нем участие, об орудиях преступления и другие. При этом он не должен приходить к окончательному выводу о характере совершенного преступления, будь то на основе своих собственных предположений или на основе того, что ему пришлось услышать. У него не должно быть никаких предвзятых мнений. Он должен действовать методически и по плану, тщательно наблюдая за происходящим и точно фиксируя все обстоятельства в протоколе осмотра места происшествия. Часто следователи лишь поверхностно описывают те участки, на которых, по их мнению, не может быть следов преступления, но в период осмотра зачастую нельзя точно определить, что имеет отношение к преступлению, а что не имеет.
Следователь и специалист, во время общего осмотра определяют те объекты, которые необходимо визуально зафиксировать, определяют тактические и технические особенности фотографирования. Однако, следует заметить, что съемку можно и нужно производить во время общего осмотра, так как, во-первых, это не потребует лишних затрат времени и необходимости по второму разу осматривать место происшествия, и во-вторых, за время проведения общего осмотра в обстановке места происшествия могут произойти необратимые изменения. Поэтому тактику проведения фотосъемки следователю, совместно со специалистом, следует определять исходя из конкретных обстоятельств дела.
Стадия детального исследования заключается в последовательном изучении обстановки места происшествия в соответствии с выбранным направлением движения по отдельным узлам (участникам), каждый из которых выделяется определенной совокупностью пространственно или информационно взаимосвязанных объектов и следов. [46]Такой метод исследования называется узловым. Двигаясь последовательно, переходя при осмотре от одного узла к другому, следователь не должен упускать из виду участки местности или помещения, расположенные между ними, — там могут находиться значимые для расследования объекты и следы (окурки, оторванная пуговица, следы ног и т.п.).
В стадии детального исследования объекты и следы сначала изучаются путем статического, а затем динамического исследования. Статический метод заключается в исследовании и фиксации обстановки места происшествия и отдельных ее элементов в том виде, в каком они находились к началу осмотра. Этот метод применяется также и при ориентирующем исследовании. Изучение ведется визуально, объекты не передвигаются, и их положение не изменяется. В статическом состоянии объекты фотографируются специалистом методом узловой и детальной фотосъемки, а затем с помощью измерений фиксируется положение каждого из них относительно неподвижных ориентиров обстановки и других объектов. Измерения и описания должны быть такой полнотыи точности, чтобы впоследствии на их основе можно было легко восстановить место расположения любого объекта и следа.
При использовании динамического метода допускаются любые перемещения объектов и изменениеих положения. Однако поднимать и брать в руки объекты надо осторожно, советуясь со специалистом, чтобы не повредить следы, не оставить отпечатковсвоих рук и не занести частицы своей одежды. Статический и динамический методы чередуются при исследовании объектов, находящихся в границах определенного узла, что создает наиболее оптимальный режим использования материальной обстановки.
При обнаружении следов, подлежащих изъятию, следователь и специалист совместно решают вопрос о возможности изъятия их в натуре или необходимости получения копии. При этом учитываются как размеры объекта, так и обстоятельства совершенного преступления.
При осмотре места происшествия были обнаружены следы бурого вещества похожего на кровь на линолиуме. Следователь по предложению специалиста принял решение вырезать куски покрытия со следами, а не снимать отпечатки, т.к. это могло разрушить вещественные доказательства. Впоследствии это дало возможность получить хорошие результаты при проведении экспертизы.[47]
Многие вещественные доказательства упаковываются следователями с нарушениями не только УПК, но и инструкций экспертных учреждений по упаковке. Так, микрочастицы (в последнее время они вообще стили все реже изыматься) часто упаковываются вместе с другими следами. Так, имеют место факты, когда вместе упаковываются веши, принадлежащие убийце и жертве. Так при расследовании убийства Т. с места происшествия следователь изъял мужскую сорочку и пиджак, поместив всё в одну коробку, специалист же не проконтролировал процесс упаковки вещественных доказательств. Впоследствии оказалось, что сорочка принадлежит жертве а пиджак убийце, но проведение экспертизы уже было бесполезно так как вещи соприкасались между собой Часто вещества биологического характера упаковывают в целлофан, и в результате необратимых химических процессов это приводит в дальнейшем к невозможности проведения экспертизы.
Иногда вещественные доказательства просто теряются следователями в процессе ведения уголовного дела. Всех этих ошибок можно было бы избежать, если бы следователи более добросовестно относились к выполнению своих служебных обязанностей.
Если, в результате применения того или иного способа изъятия следы или объекты, на которых следы находятся, могут быть повреждены, специалист обязан предупредить об этом следователя. Перед любым изъятием следов производится их детальная фотосъемка с применением масштаба, а также узловая фотосъемка для того, чтобы зафиксировать общий вид следа и его расположение на объекте-носителе. Во время осмотра при наличии хорошо заметных следов необходимо принять меры к обнаружению малозаметных, так как именно такие следы нередко имеют большую идентификацию и доказательственную значимость, чем легко обнаруживаемые.
Нередко при расследовании преступлений требуется не только обнаружить и изъять материальные объекты, но и произвести их исследование, используя такие изменения в материальной обстановке места происшествия, которые могут безвозвратно исчезнуть и восстановить которые, допустим, при следственном эксперименте крайне затруднительно. В частности, при расследовании преступления с использованием компьютерных сетей следователь, пытаясь самостоятельно войти в компьютерную базу данных, может уничтожить соответствующую информацию. Специалист, несомненно, с этой задачей справится лучше.
В ряде случаев при осмотре места происшествия могут быть обнаружены такие материальные объекты, исследование которых невозможно без стационарных технических средств, лабораторных условий. Такие исследования не являются экспертными, это — предварительные исследования, хотя при их производстве используется лабораторное оборудование.
В уголовно-процессуальном законе деятельность специалиста вне места происшествия, в лабораторных условиях или в экспертном учреждении причисляется к разряду экспертных исследований. В ряде случаев на основании запросов следователя лабораторное исследование материальных объектов производят вследза осмотром места происшествия, процессуально оформляя результаты этих действий специальной справкой с ограничительной надписью «В уголовное дело не вшивать», что влечет негативный результат — утрату важных, порой невосполнимых доказательств. При этом неоправданно прерывается процесс изучения материальных объектов, и дублируются исследования, проведенные на месте происшествия, где исследуемый объект уже был частично осмотрен, визуально исследован и описан.[48]
При составлении следователю протокола осмотра места происшествия специалист оказывает необходимую помощь в описании следов, сообщая следующие сведения: место нахождения следов, применявшиеся для их выявления криминалистические средства, количество следов, их вид, форму, размеры, индивидуальные особенности, способы дополнительной фиксации следов. Если данному обстоятельству не уделить должного внимания, то последствия могут оказаться неблагоприятными для следователя. Так, обнаружив на месте преступления следы рук на дверном косяке, следователь не внёс в протокол данные о том с внешней или внутренней стороны двери обнаружены отпечатки. В последствии это дало возможность преступнику сказать, что он был рядом, но находился по другую сторону двери и не входил в комнату. Это обстоятельство осложнило процесс доказывания.[49]
Значение осмотра места происшествия определяется тем обстоятельством, что нередко его результаты позволяют оценить объективность, полноту и достоверность имеющихся оперативных материалов и при положительной оценке предыдущей работы оперативного сотрудника могут явиться базой, основой планирования раскрытия преступления. Кроме того, все обнаруженные впоследствии в ходе других следственных действий материальные следы преступления (в частности, во время обысков, выемок) сравниваются с информацией, полученной при осмотре места происшествия. Обнаружение объективных связей между предметами, обнаруженными в ходе различных следственных действий и оперативных мероприятий, позволяют решать вопрос об относимости этих предметов к конкретному лицу и о причастности заподозренного лица к преступной деятельности.
Параграф 3.
Взаимодействие следователя и эксперта при назначении и производстве экспертизы.
В последнее время при расследовании преступлений и изобличении виновных все большее значение приобретает криминалистическая экспертиза. Не только расширяется круг её объектов, но и значительно выросло количество проводимых исследований. Результаты экспертизы имеют очень важное значение для процесса доказывания.
Заключение эксперта — это его письменное сообщение о ходе и результатах проведенного исследования и о его выводах по поставленным перед ним вопросам.
Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные познания. Экспертиза выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела. Она позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел весь арсенал современных научно-технических средств и является основным каналом внедрения в судебно-следственную практику достижений научно-технической революции.
Первоначальное взаимодействие следователя и сведущего лица, направленное на получение новых доказательств по уголовному делу — экспертного заключения, осуществляется еще в процессе предшествующих производству экспертизы следственных действий (осмотр места происшествия, отбор образцов для сравнительного исследования и т.п.). На данной стадии, когда уже известны объекты исследования, необходимо четко определить его предмет, то есть вопросы, которые необходимо решить и факты, которые будут подтверждаться, либо опровергаться в процессе исследования.
Эксперт, выступая в качестве специалиста-медика, ещё на месте происшествия обязан выяснить у следователя, какие он собирается ставить вопросы на разрешение экспертизы, а при затруднении или личной просьбе следователи составить или откорректировать их. Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений могут заранее разработать перечень наиболее типичных вопросов для того, чтобы каждый следователь в любой момент мог этим воспользоваться.
Очень важным вопросом является хранения вещественных доказательств. Если специалист, позаботившись об упаковке тех или иных специфических объектов, не предупредит следователи об условиях хранения, исключающих их порчу или уничтожение, то его коллегам уже нечего будет исследовать .
Помогая следователю в назначении экспертизы эксперт прежде всего должен выяснить, что следователь хочет установить (конечно, не в том смысле, какое заключение следователь желает получить). Он может дать консультацию по вопросам возможностей экспертиз и наличию тех или иных технических средств в экспертно-криминалистическом подразделении, а также в вышестоящих подразделениях вплоть до экспертно-криминалистческого центра МВД РФ. Так при расследовании взрыва, произошедшего в г. Калининграде, у следователя возникла необходимость проведения экспертизы для выявления следов взрывчатых веществ на вещах обвиняемого. Такого рода экспертизы проводятся с применением хроматографа в Москве. Следователь отправил постановление о назначении экспертизы и вещественные доказательства почтой, и через некоторое время заключение эксперта было готово.[50]
Обычно в экспертно-криминалистических отделениях районных отделов внутренних дел г. Калининграда проводят трассологические, дактилоскопические экспертизы и исследования холодного оружия, исследование документов. Та, из 756 экспертиз, проведенных в экспертно-криминалистическом отделе ОВД Ленинградского района за 1998 год, 235 трассологических, 380 дактилоскопических, 67 экспертиз холодного оружия, 45 технических исследований документов, 29 баллистических экспертиз.[51]
При назначении экспертизы лучшим является тот вариант, когда следователь поручает начальнику экспертно-криминалистического подразделения на его усмотрение назначить лицо, которое будет проводить исследование.
Необходимо отметить тот факт что специалист, закончив совместно со следователем осмотр места происшествия, не должен отстраняться от дальнейшего участия в деле. Он прежде всего должен проследить, движение вещественных доказательств (следов), изъятых с места происшествия. Для этого существует графа в журнале осмотра места происшествий о назначении и производстве экспертизы по материалам осмотра. Специалист должен обращать внимание на факты отсутствия заключений экспертов по материалам осмотровмест происшествий, проводимых задолго до проверок и оповещать об этом следователя. Не редки случаи, когда инициатива назначения экспертизы принадлежит эксперту.
Довольно часто следователи недостаточно эффективно используют материалы, собранные при осмотре места происшествия. Не все найденные следы отправляются на экспертизу, в постановлениях о назначении экспертиз следователи не ставят перед экспертами вопросы, ответы на которые могли бы существенно прояснить картину преступления или дать дополнительную информацию о преступнике. “Так, при назначении трасологической экспертизы по следам обуви, следователи чаще всего ограничиваются кругом вопросов о пригодности данного следа для дальнейшей идентификации, хотя данный вид экспертизы, помимо ответа на поставленный вопрос, может дать ценную информацию о размере обуви и росте человека оставившего след. Но в силу того, что следователи в постановлении о назначении экспертизы данные вопросы не ставят, а эксперты не могут выходить за рамки поставленных передними вопросов, эта существенная информация остается без внимания.”[52]
Приступая к производству экспертизы, эксперт должен убедиться в том, что на исследование представлены именно те объекты, которые указаны в постановлении следователя, а также проверить их упаковку.
Все вопросы, вызывающие сомнения, должны обсуждаться со следователем, или, если это невозможно, найти свое отражение во вводной части заключения. То же касается и вопросов, поставленных на разрешение экспертизы: если эксперт не может связаться со следователем для их корректировки или уяснения сущности, то он оставляет вопросы в редакции следователя, но берет их в кавычки и указывает на это.
Эксперт в порядке инициатива вправе отразить в своем заключении обстоятельства дела, в отношении которых вопросы ему не были поставлены, и проинформировать следователя о возможности разрешения таких вопросов. Примером того может послужить дело по обвинению К. в изнасиловании П. Биологическая экспертиза на нижней рубашке П. установила сперму, которая по групповым свойствам могла принадлежать К. В процессе исследования эксперт-биолог обратил внимание на повреждения, располагавшее сверху донизу на передней стороне рубашки. В постановлении о назначении экспертизы говорилось, что это повреждение — результат разрыва, который был произведен К. в момент совершения насилия над П.
Однако эксперт-биолог нашел на краях повреждения в нижней части рубашки ровные участки, которые могли образоваться не при разрыве, а разрезе ткани. Данное обстоятельство выходило за рамки биологической экспертизы, и отражения в заключении эксперта-биолога не нашло. О нем эксперт устно проинформировал следователя и рекомендовал назначить трассологическую экспертизу.[53] Такие рекомендации могут даваться сведущим лицом и в процессе участия в следственном действии ( осмотре места происшествия), и по окончании предварительного исследования изъятых следов.
Очень часто эксперты сталкиваются с проблемой нехватки информации. Те несколько строк в постановлении о назначении экспертизы, которые касаются обстоятельств дела, не могут дать полного представления об обстановке на месте происшествия, расположении следов и так далее.
Эксперт может в этом случае потребовать от следователя предоставления ему материалов дела, но только тех, которые непосредственно касаются исследуемого объекта.
Так, эксперт, получив на исследование следы перчаток и участка кожного покрова, решил выяснить, каким образом мог быть оставлен последний. Запросив у следователя протокол осмотра места происшествия, эксперт установил, что все следы были обнаружены на внутренней поверхности оконного стекла и располагались в вершинах воображаемого равностороннего треугольника, причем отпечаток располагались в основании. На основе этого он предположил, что след участка кожного покрова мог быть оставлен кожей лба. Запросив у следователя образцы для сравнительного исследования, эксперт установил лицо, оставившее данные следы.[54]
В криминалистической и процессуальной литературе высказывались рекомендации о целесообразности ограниченного ознакомления эксперта с обстоятельствами дела, чтобы избегать их отрицательного влияния на мнение эксперта. Отдельные авторы рекомендуют знакомить эксперта с обстоятельствами дела в самых необходимых пределах.
Однако, практика и приведенный выше пример показывают, что наиболее полное ознакомление эксперта с материалами дела не только не будет помехой его объективности, нои, наоборот, позволит ему наиболее точно и плодотворно провести исследование. Эксперт не может знакомиться только с теми материалами дела, которые действительно могут повлиять на заключение.
Дополнительная информация, необходимая эксперту в процессе криминалистической экспертизы, может быть получена им при личном осмотре либо экспертном эксперименте на месте происшествии. Как бы ни были тщательно составлены протоколы осмотра места происшествия, экспериментов они не могут заменить непосредственного ознакомления с местом происшествия.
В соответствии со ст. 82 УПК РФ эксперт вправе обратиться к следователю с ходатайством о разрешении ему присутствовать при производстве различных следственных действий (повторный осмотр места происшествия, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и другие).
Это важно, в особенности, если некоторые объекты не могут быть доставлены эксперту ввиду их громоздкости или нецелесообразности нарушения единства обстановки, в частности, ввиду угрозы утратить целостное представление об их связи с нею. Разумеется, при таких действиях должен присутствовать следователь, с разрешения которого они, собственно, и проводятся. Об этом целесообразно заранее указывать в постановлении о назначении экспертизы.
Находясь на практике в прокуратуре Ленинградского района, автор настоящей работы выезжал в составе следственно-оперативной группы на осмотр места происшествия по факту обнаружения труппа г-на Т. На двери ванной комнаты были обнаружены отпечатки пальцев, которые возможно были оставлены убийцей. Следователь совместно со специалистом решили не изымать всю дверь, а лишь перенести отпечатки на дактоплёнку, исходя из того, что дверь имеет большие размеры, и нецелесообразно везти её в лабораторию.[55]
Если необходимо зафиксировать какие-либо фактические данные, необходимые для эксперта, их следует излагать в протоколе следственного действия. Опыт показывает, что эксперт в ряде случаев может дать заключение уже на основе осмотра и эксперимента на месте происшествия; иногда экспертиза проводится от начала до конца на месте происшествия. Если в процессе данных следственных действий сведущее лицо обнаруживает новые следы (например, микрообъекты) и, то оно приостанавливает производстве экспертизы, уведомляет об этом следователя, назначившего экспертизу, и обеспечивает сохранность выявленных следов; следователь, зафиксировав процессуальноих наличие и расположение, может назначить по ним новую экспертизу.[56]
Закон предусматривает и такую форму взаимодействия, как присутствие следователя при производстве экспертного исследования. Это может быть полезным, как следователю, так и эксперту. Следователь может наблюдать за ходом исследований, задавать вопросы, давать пояснения, касающиеся обстоятельств дела. Эксперт, в свою очередь, может давать пояснения, касающиеся проводимого исследования, уточнять вопросы и т.д. В общем, это является наиболее оптимальной формой взаимодействия, так как все вопросы решаются немедленно, что позволяет эффективно провести данное следственное действие. Однако, эксперт не вправе воспользоваться непроцессуальной информацией для обоснования своих выводов, даже если она получена от следователя. Если такая форма взаимодействия невозможна, то следователь вправе вызвать эксперта для допроса по неясным ему вопросам. Часто в своем заключении эксперт использует специальную терминологию, поэтому его допрос будет попросту необходим, в том случае, если следователь не обладает познаниями в данной области и не имеет специальной литературы.
Так, проходя стажировку в прокуратуре, автору приходилось допрашивать эксперта-медика БСМЭ Бушуева для разъяснения специфических терминов, употребленных в заключении эксперта, о причинах смерти полуторагодовалого Шалякина.[57]
Эксперту порой требуются в определенной степени властные полномочия, которыми он не обладает, и именно поэтому не может быть самостоятельного допроса экспертом свидетеля и других лиц, даже если им не будут получены новые факты и обстоятельства, а целью будет лишьих уточнение и разъяснение. В связи с этим при изучении экспертом объектов во вне лабораторных условиях целесообразно присутствие следователя что не превращает исследования в отдельное следственное действие и находит отражение в заключении эксперта.
Заключение.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть лишь основные проблемы, которые возникают при взаимодействии органов в процессе расследования преступлений. Необходимо отметить, что для разрешения озвученных проблем следует проводить работу по нескольким направлениям:
-юристам-теоретикам продолжать более тщательно исследовать эту тему, предлагая новые методы и способы взаимодействия, которые бы работали на практике, а не оставались лишь научными предложениями.
-требуется совершенствование законодательной базы по рассматриваемым вопросам,
-практикующим юристам необходимо применять в своей работе всё то, что уже наработано по вопросам взаимодействия органов, осуществляющих предварительное расследование
Как отмечалось выше, в работе были затронуты только основные проблемные вопросы, в основном те, которые часто встречаются на практике, и предложены возможные пути их разрешения:
1) Так процессуальное положение следователя требует значительной законодательной корректировки. Действующие положения законодательства о предъявляемых профессиональных требованиях к лицу, замещающему должность следователя, повсеместно не выполняются. Необходимо ужесточить процесс отбора кандидатов на должность следователя и неукоснительно выполнять требование закона об обязательном наличии у следователя высшего юридического образования. Вопрос о подследственности уголовных дел требует внесения изменений в УПК. Так дела схожие по составу преступления должны находиться в ведении следственного аппарата одного ведомства. Требует изменения ст.126УПК РФ, где в некоторых случаях подследственность изменяется, не только в зависимости от состава преступления, но и от квалифицирующих признаков.
2) Нам кажется, что необходимо в законодательном порядке расширить и конкретно обозначить полномочия лиц, производящих дознание, наделить их дополнительными правами. Было бы целесообразно, разрешить производство всех следственных действий, включая назначение экспертизы, что привело бы к ускорению процесса раследования преступления
3) Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей сотрудников, входяших в следственно-оперативную группу, нередко приводит к тому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратуры лишь оформляет или подписывает процессуальные документы, составленные оперативными уполномоченными. Требуется доработка действующих правовых актов, регламентация деятельности каждого участника группы.
4) При проведении осмотра места происшествия как следователю, так и специалисту необходимо планировать проведение этого следственного действия, правильно зафиксировать обстановку места происшествия, принимать меры к обнаружению и изъятию всех следов.
5)Законодателю необходимо пересмотреть свое отношение к вопросу о совмещении в период предварительного расследования функций специалиста и эксперта, что по нашему мнению не понизит объективность сведущего лица при вынесении заключения, а лишь даст ему возможность учесть все данные полученные следствием на первых шагах.
6) При назначении экспертизы следователь должен правильно поставить вопросы эксперту, если возникают сомнения, то посоветоваться по их формулировке. Следователем должно учитываться то обстоятельство, что существующие на данный момент технологии проведения исследований, а также неудовлетворительное обеспечение экспертных учреждений по материально-технической части приводит к тому, что у эксперта не всегда есть возможность дать категоричный ответ на поставленный вопрос.
И в заключение хотелось бы сказать, что основной целью деятельности всех правоохранительных органов в целом, является успешная борьба с криминалом. И от того, как будет построено их взаимодействие, как эффективно и быстро будут раскрываться преступления зависит благополучие всего общества. Поэтому необходимо предпринимать, не откладывая на завтра, конкретные меры для координации деятельности этих органов. Взаимодействие должно осуществляться не как самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальной задачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.
Список используемой литературы.
I. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.1994г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. 2000г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М. 2000г.
4. Закон РСФСР ” О судоустройстве РСФСР”. Ведомости Верховного Совета РСФСР N 28 1981 г. (с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 г.,16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г.)
продолжение
–PAGE_BREAK–