Кузбасский Институт Экономики и Права Юридический факультет Кафедра правовых дисциплин Взаимодействие органа следователя и органа дознания (Уголовно-процессуальное право) Оглавление. 1. Введение 2. Глава 1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания 3. Глава 2. Правовые основы и формы взаимодействия 4. Глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела 5.
Глава 4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования 6. Заключение 7. Использованная литература Введение В России ежегодно совершается около 10 млн. преступлений. Официально регист¬рируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того мень¬ше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование.
Причем из 30 тыс. убийств и покушений на убийст¬во, не раскрывается 6-7 тыс. Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности
правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания. Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия орга¬нов предварительного расследования. То, что каждое третье преступ¬ление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профессиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное
дело у следователей и работников ор¬ганов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции. Зачастую сотрудники органов предварительного расследова¬ния не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поруче¬ний органам дознания допускается постановка задач, которые выхо¬дят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов
дознания, соотношения последних с компетенцией милиции и других органов расследования. Глава 1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания. Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Взаимодействие – это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность
действий. Под взаимодействием основанная на законе совместная или со¬гласованная по целям, времени и месту деятельность органов и долж¬ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства. Взаимодействие призвано решать следующие задачи: 1. Расследование и раскрытие преступлений; 2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресече¬нию преступлений, и принятие мер по их предотвращению. Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками: – общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно¬стью. Следователь и работники органа дознания по своему служебно¬му положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре¬ступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих
ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач; – различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания – главным образом на установление источников доказательственных фактов, реа¬лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след¬ственных действий. Последние (за исключением осмотра места про¬исшествия) производятся следователем после возбуждения
уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу. Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме¬роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво¬дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом – по по¬ручению следователя может производить следственные действия; – специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ¬ностью.
Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага¬ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ¬ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха¬рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем; –
самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю¬щей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро¬иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави¬симость каждого из сотрудничающих органов; -повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество
и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств. Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу¬ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулирова¬нии их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства
властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юриди¬ческих лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаи¬модействия между органами дознания и следствия присущ метод вла¬стных предписаний. Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда
и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить раз¬розненными, разобщенными действиями. Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предпо¬лагает наличие определенного режима данного взаимодействия; под¬держание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совер¬шенствование в целях обеспечения все большей эффективности непо¬средственной правоохранительной деятельности.
Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступно¬стью. Одной из задач взаимодействия органов дознания и сле¬дователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определен¬ное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия.
Организация взаимо¬действия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств. Организация взаимодействия между органами дознания и сле¬дователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимо¬действуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют по¬ступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются
предвидеть ее измене¬ния, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений. Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз¬можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ¬няются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме¬тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффектив¬ность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия.
Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности. Глава 2. Правовые основы и формы взаимодействия Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой ос¬новой взаимодействия служит
Конституция РФ, законы РФ и издавае¬мые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве. Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельно¬сти» от 12.08.95г.; 3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопро¬сам организации следственной работы;
4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла¬шения, которыми определяются конкретные направления, формы и ме¬тоды взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще¬ствления; 5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительны¬ми органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также до¬говоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую кон¬кретизацию с учетом местных условий.
Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле¬дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. К основным принципам относятся: 1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако¬на; 2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления,
его процессу¬альная самостоятельность в принятии решений; 3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе¬го законодательства); 4. Плановость взаимодействия; 5. Непрерывность взаимодействия. Рассмотрим указанные принципы более подробно: 1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе
давать поручения и ука¬зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст¬венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными. 2. Организующая роль и ответственность следователя за свое¬временное и качественное расследование преступления, его процессу¬альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа¬ев, когда необходимо
получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно¬сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон¬кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра¬ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот¬ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя. При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея¬тельности, нельзя отводить роль только пассивных
исполнителей ре¬шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя¬тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле¬дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи¬ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан¬ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо¬бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи¬вают объективную проверку и реализацию такой
информации. На стадии предварительной (до следственной) проверки мате¬риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе¬ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру¬гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со¬ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело¬вых контактов.
Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре¬дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем. 3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме¬тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя¬тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару¬жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет
те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис¬пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий. 4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей¬ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст¬венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих
функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча¬стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то¬гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив¬но-розыскных
мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз¬но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож¬ных следственных действий. Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.
5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ¬лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де¬ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме¬жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются: 1. Поручение следователя органу дознания о производстве ро¬зыскных и следственных действий 2. Содействие органа дознания следователю в производстве от¬дельных следственных действий 3.
Уведомление следователя о результатах применения опера¬тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя¬зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег¬ламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются: 1. Создание следственно-оперативных групп и оценка ре¬зультатов
такого взаимодействия; 2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера¬тивным работником; 3. Согласованное планирование следственных действий и опера¬тивно-розыскных мероприятий; 4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем. Рассмотрим их более подробно: 1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе¬ративная группа – наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-
розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея¬тельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор¬мации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела.
Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя. Взаимодействие следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах происходит несколькими путями: 1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий; 2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера¬тивный работник, входящий в следственно-
оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры); 3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.). 54% опрошенных следователей расценивают работу в следст¬венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных
аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе¬ративных работников можно объяснить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу¬ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто¬роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согласованному плану.
Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма¬териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж¬дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле¬ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних
дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений. Следователь – руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова¬нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль¬ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы).
Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно¬сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе¬ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра¬бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку
промежуточным и конечным результатам работы. Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис¬тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе¬редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско¬вой и оперативно-розыскной работы. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности
(анализа, планирова¬ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель¬ности каждого ее работника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра¬боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова¬ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью
быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска – оперативный работник после ос¬мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп¬росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете¬лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен¬ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра¬вильную тактику
допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго¬товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по¬ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным – выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож¬но отнести и к оперативным работникам.
Взаимный обмен информацией между следователем и оператив¬ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав¬ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст¬ной, так и в письменной форме. Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в
необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по¬зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ¬ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения. Изучение дел и опрос практических работников показали, вза¬имный обмен информацией является необходимой
и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре¬ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго¬ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо¬ченных уголовного розыска – иногда, а остальные(12% и 2%) – не
рас¬полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ¬ствует установлению лица, совершившего преступление. Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен¬ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения. Согласованное планирование следственных действий и опера¬тивно-розыскных мер.
В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под¬готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва¬ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и
на лю¬бом этапе расследования преступления. Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан¬ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло¬жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий.
Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель¬ности по расследованию преступлений. Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Единый согласованный план рассматривается руководи¬телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на¬ходится дело. Разработка плановых мероприятий – совокупность орга¬низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических
рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто¬роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле¬мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро¬приятий. Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений.
Они обязаны ежене¬дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла¬новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор¬гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением. В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа¬ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки.
Ознакомление следователя с данными, полученными оператив¬но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления,
глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова¬ния. Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа¬лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста¬точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе:
время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст¬ва, сведения о лицах, причастных к преступлению. Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по¬зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе¬лов. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при
первоначальном их направле¬нии. Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет¬ные исполнители, Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор¬ганизующей
роли следователя в проведении расследования, самостоя¬тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо¬действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло¬дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо¬мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор¬ганов. Глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела
Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на началь¬ном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив¬ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо¬мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под¬следственном следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных
частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нор¬мативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообще¬ния о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места проис¬шествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.
В настоящее время дежурные части оснащены необходимой тех¬никой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, элек¬тронной почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотруд¬ников, что позволяет на высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляю¬щих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлени¬ях
поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части органов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими ин¬формации о преступлениях – письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст.
144 УПК) должно быть при¬нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме. Возбуждение уголовного дела – первая стадия уголовного про¬цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след¬ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по
мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче¬ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от¬сутствию обстоятельств, исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств
происшествия, ко¬торые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголов¬ного дела. УПК РФ определяет, что одним из следственных действий является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для ос¬мотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для за¬держания преступника.
В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчине¬ны постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед вытрезвители, которые он информирует обо всех происше¬ствиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодейст¬вие. Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле¬нии сообщения о преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении,
зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур¬ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма¬тивными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место про¬исшествия, его квалифицированный осмотр следователем – непремен¬ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу¬пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин¬формации о преступлении и преступнике, умелое использование
кото¬рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры¬тию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимо¬связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен¬ность которых зависят от полноты и качества осмотра Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются
быстрота и своевремен¬ность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц. Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной органи¬зационной
формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплекто¬вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо¬ватель является руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей на место происше¬ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет по¬рядок ее работы, обеспечивает согласованную
деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следова¬тель должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и осо¬бенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо
оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, эксперт-автотехник, а при осмотре мес¬та пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотруд¬ники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п. В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет прото¬кол осмотра, дает указания оперативному
работнику, эксперту-криминали¬сту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных дей¬ствий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и опера¬тивно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия. Таким образом, при осмотре места происшествия большое зна¬чение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участ¬вовавших в его проведении, четкое определение
характера их действий, своевременное взаимное информирование. Тактические особенности места осмотра состоят в том, что ме¬сто происшествия исследуется членами следственно-оперативной груп¬пы с разных точек зрения и с применением различной методики. Ины¬ми словами, это исследование носит комплексный характер. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-криминалисту.
В соответствии с ведомственными норма¬тивными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных веществен¬ных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминали¬стической информации, а также данных о применении криминалисти¬ческих средств и методов.
Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руко¬водством следователя, который вправе давать ему указания о проведе¬нии тех или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь исследования. Методику, тактику исследова¬ния и применения научно-технических средств при выявлении и фикса¬ции материальных следов преступления определяет сам специалист. Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от участников инспектора.
Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый инспектор мили¬ции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он ин¬формирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя
следственно-оперативной группы. Обязанность следователя собрать воедино разнообразные дан¬ные осмотра, проанализировать их в связи с полученными результата¬ми решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен бы¬стро и оперативно определить обстоятельства, при которых было со¬вершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу – в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оператив¬ных данных принимать меры к установлению и задержанию преступ¬ника.
В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев преступления и т.п.). Основная работа по установлению и розыску преступников воз¬лагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия осуществляет необходимые опера¬тивно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию
лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, органи¬зует розыск преступника по горячим следам. По поручению следовате¬ля производит следственные действия и оперативно-розыскные меро¬приятия. В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи¬модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе¬ративного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления,
приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников . Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно – через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосре¬доточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия. В соответствии с ведомственными нормативными актами, де¬журный по органу внутренних дел информирует
о происшествии пат¬рульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости инфор¬мируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его дви¬жения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования. В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор
информируют друг друга и де¬журную часть о данных, имеющих значение для выявления подозре¬ваемого и установления обстоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в ре¬шении организационных и тактических вопросов, связанных как с са¬мим выездом, так и с производством других, вытекающих из результа¬тов осмотра неотложных следственных и оперативно-
розыскных дей¬ствий. Большое значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по горя¬чим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия, когда следова¬тель и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания яв¬ляется самой целесообразной. Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является первоначальной
формой обмена информа¬цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные версии и составляется еди¬ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий
при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от дру¬га во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы чле¬ны следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о пре¬ступлении, а потом обсуждали их и планировали свои действия на бу¬дущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между со¬бой. Совместное обсуждение получаемой информации должно проис¬ходить еще при осмотре, и уже в ходе него
сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розы¬скных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгла¬дились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы об¬стоятельно их обсудить. Какова же роль следователя и оперативного работника в по¬строении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который каждый из них располагает в результате осуще¬ствления своих функций при осмотре места происшествия.
Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной об¬становке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потер¬певших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей
террито¬рии, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следо¬ватель до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей. После завершение осмотра, взаимодействие следователя и опе¬ративного работника продолжается вплоть до момента, пока следова¬тель, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом от¬пала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсу¬дить и проанализировать результаты осмотра
и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст¬вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред¬ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо¬ватель – если есть основания – немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо¬ты по раскрытию преступлений.
Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга¬ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. В большой степени результат этой работы зависит от инициа¬тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис¬шествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия
членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись.
Глава 4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов¬ного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ¬ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе¬ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен¬ные действия и оперативно-
розыскные мероприятия. Дополнение след¬ственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необхо¬димо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причи¬ненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д. Процессуальными формами взаимодействия являются: 1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий 2. содействие
органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий 3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника Поручение следователя органу дознания о производстве розы¬скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия
и состоит прежде всего сама идея взаимодействия. Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является: 1. Наличие возбужденного уголовного дела – основание прове¬дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач; 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) о признаках
подготавливаемого, совершенного или совер¬шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли¬вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше¬ния вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ; в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы: 1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.95 г.) 2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона) В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де¬лу оперативного учета, следовательно, и продолжается
до полного ра¬зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше¬нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра¬ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела.
К нему приобщается план следствен¬но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер¬работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру¬ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут¬верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.
В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложе¬на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо¬гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна¬ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы.
Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив¬но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со¬ответствующие подразделения ФСБ. Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея¬тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред¬ставляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразде¬ления проверяет ее, т.
к. она может быть минимальной, противоречи¬вой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, по¬ступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работ¬ника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обосно¬ванные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоя¬тельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, кото¬рое профессионально грамотной оперативный работник принял во внимание.
Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред¬варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ – пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения пе¬репроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого необходимо: а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица
на самом деле или же операппарат введен в заблуждение; б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифици¬рована; в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, ко¬торые следует предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту про¬верки,
так и в иных целях (пополнение картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы). В зависимости от содержания информации, общественной опас¬ности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оператив¬ный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом случае. По общему правилу оперработник, осуществляющий предвари¬тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси¬ровать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому
деду, а также излагать в соответствующих опера¬тивно-служебных документах результаты проведенных или провероч¬ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки. Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; за¬держан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее;
решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководи¬теля оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив. Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправ¬ного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий.
Возможно ис¬пользование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, на¬пример, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими. Поручение следователя органу дознания о производстве следст¬венных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются: 1. пределами самих поручений;
2. кругом тех следственных действий, проведение которых мо¬жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова¬теля. Прямых указаний о пределах поручений уголовно-процессуальный закон не содержит. Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного использования возможностей следователь в про¬цессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ¬ций.
В случае, когда необходимо взаимодействие, выход следует искать в разумном целесообразном привле¬чении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывает¬ся на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изо¬бличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступ¬ной деятельности.
Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко зна¬чительный объем следственной работы по делам находящимся в про¬изводстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполня¬ется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблени¬ем со стороны следователей своими
процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений оперработниками нередко относятся формально. На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперработникам производство того или иного следственно¬го действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработники проявляют инициативу в получении по¬ручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовест¬но, быстро и, как правило, при надлежащем качестве.
Под пределами поручений следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к уча¬стию в предварительном следствии, причем без ущерба для выполне¬ния и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях, когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех
же следственных действий, когда они непосредственно вы¬текают из розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы. Что касается следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в за¬висимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.
Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей производились работниками органов дозна¬ния по 76% изученных архивных уголовных дел, допросы потерпевших – по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки – по 6 %, задержания в порядке ст. 122 УПК – по 18%, освидетельствование – по 3,7 % и поручение об¬разцов для сравнительного исследования – по 2 % дел. На практике имеют место случаи, когда (особенно при производ¬стве розыскных действий) возникает срочная
необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение. Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения, то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но связанные с ним? Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к ко¬торым может привести отрицательный ответ
на этот вопрос. Напри¬мер, выполняя поручение следователя о выявлении соучастников обви¬няемого в квартирной краже, оперработники устанавливают одного из них в момент реализации или части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать возможности для установ¬ления связи со следователем и получения от него соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно скрыться.
О причинах производства того или иного следственного действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководи¬теля органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось. Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следова¬тель не может поручить органам дознания
производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производ¬ство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания . Работник органа дознания – непосредственный исполнитель поручения – вправе в пределах своей компетенции совершить диктуе¬мые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представля¬ется возможным немедленно установить связь со следователем и
полу¬чить от него соответствующее поручение. Содействие органа дознания следователю в производстве от¬дельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действи¬ях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следо¬вателю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное дей¬ствие, а также когда в связи с таким действием
возникает необходи¬мость осуществить функции, присущие органам дознания. В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться: 1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий; 2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия; 3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения от¬дельных следственных действий; 5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных след¬ственных действий; 6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направ¬ленных на повышение эффективности производства отдельных следст¬венных действий. Рассмотрим каждую из указанных форм:
1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных дейст¬вий. К этой группе форм содействия относятся: оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необ¬ходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов пре¬ступления и др. улик, имеющих значение для дела.
Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачас¬тую приводит к утере или уничтожению важных доказательств; оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где бу¬дет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы поме¬шать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обы¬ска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинте¬ресованными лицами искомых объектов.
С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска; сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием; сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда
имеются основания опасаться эксцессов со сто¬роны данного лица. 2. Непосредственное участие оперработника в производстве сле¬дователем отдельного следственного действия. УПК РФ не содер¬жит прямых указаний о праве следователя привлекать работников ор¬гана дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют
часть работы, входящей в содержание этого действия. Однако, каким бы ни было активным участие работников органа дознания в производстве того или иного следст¬венного действия, соответствующий протокол всегда должен быть со¬ставлен от имени следователя. 3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В каче¬стве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-криминалисты.
Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия. Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фикса¬ции и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть веще¬ственными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более
тщательного изучения и описания места происшествия. Второе место по степени оказания содействия занимают работ¬ники ГИБДД. Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также при производство следственного эксперимента. Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам
о поджоге и пре¬ступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) прово¬дится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания. 4. Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего
выполнения от¬дельных следственных действий. Хотя на практике научные и техниче¬ские средства при производстве отдельных следственных действий пре¬имущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находя¬щуюся в
ведении органа дознания фото аудио видеоаппаратуру. Для производства того ил