Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил

Министерство образования и науки РФ
Институт экономики, права
и естественных специальностей
Кафедра экономической теории,
 экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КАК ПРОЦЕСС КООРДИНАЦИИ РЫНОЧНЫХ СИЛ»
Выполнила:студентка 1 курса ОДО
Обухова К.И.
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доц.
Слепцова Е.В.
Краснодар2005
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….3
1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
          1.1  Сущность спроса и предложения            
1.1.1 Понятие спроса……………………………………………………5
1.1.2 Понятиепредложения…………………………………………..10
          1.2  Законы спроса и предложения
                   1.2.1 Закон спроса. Изменение кривойспроса…………………..…..14
                            1.2.2 Два объяснения законаспроса…………………………….……20       
                   1.2.3 Закон предложения. Изменение кривой
                            предложения……………………………………………………..22
         
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯКАК ФАКТОР
  РАЗВИТИЯ РЫНКА
          2.1  Равновесная цена. Воздействие спроса
                 и предложения на цену………………………………………………….29
         2.2  Кривые совокупного спроса и совокупногопредложения
                   2.2.1Отрицательный наклон кривой
                             совокупного спроса…………………………………………….35
                   2.2.2Кривая совокупного предложения
в долгосрочном и краткосрочном                        периоде………………………………………….………………39
         2.3  Взаимосвязь совокупных спроса и
      предложения…………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………….46
Списокиспользуемых источников………………………………………………….49
Введение
В условиях рыночнойэкономики производители и потребители для осуществления своей экономическойдеятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являютсяспрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядрорынка.
Как известно, равновесиеозначает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектовэкономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагаетсбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсови их распределения между членами общества, то есть сбалансированностьпроизводства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно,спроса и предложения.
Особенность рыночногомеханизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элементтеснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом,воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса ипредложения способствует координации рыночных сил и выступает целью даннойработы.
Задачи, стоящие переднами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий изаконами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации  изменения объема и характера спроса и предложенияв зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложениевоздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса исовокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
Предметом курсовой работывыступает совокупность экономических отношений, возникающих междупроизводителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействияспроса и предложения.
Работа состоит извведения, двух разделов, первый из которых раскрывает спрос и предложение какэкономические категории, а второй – взаимосвязь этих категорий как факторразвития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические ианалитические выводы, списка используемых источников.
Наиболеепопулярными источниками, послужившими отправной точкой для наших рассужденийстали: «Курс экономики» Б.А. Райзберга, «Принципы экономикс» Н.Г. Мэнкъю,«Экономика» С. Фишер и др., «Экономика»         А.С. Булатов, «Экономическая теория (политэкономика)» В.И. Видянина,    Г.П. Журавлевой, из которых взято большинствоопределений.
1 Спрос и предложение какэкономические категории
1.1    Сущность спроса и предложения
1.1.1Понятие спроса
Спрос – это отражениепотребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить.Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя изэтого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе.Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купитьтовар [23 с. 107].
Спрос – это платежеспособнаяпотребность покупателей в данном товаре при данной цене [16 с. 79].
Спрос – это запросфактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товараза имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги [6 с. 88].
Таким образом, спросом   называется количество товара, которое хотяти могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможныхценах на этот товар [20 с. 113].
Механизм рынка позволяетудовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них вобществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами ипревратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективногопользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане безисключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственноеуправление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций ит.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
Итак, мы согласны, что вобществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностейудовлетворяется посредством реализации спроса.
Мы знаем, что на величинуспроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического,социального и технологического характера. Спрос на товар, например, можетувеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей.Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередьинтересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя своижелания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо восновном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем напотребление.
Количество вещей,покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, темменьше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этоготовара будет куплено при прочих равных условиях.
Отметим, что междурыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос,всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничиваетспрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливаетвозрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемоготовара можно отразить на графике.
Предположим, что при цене5 руб. за сдобную булочку всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единицэтого товара, при цене 4 руб. – 10 единиц, при цене 3 руб. – 12 единиц, прицене 2 руб. – 15 единиц и при цене 1 руб. – 20 единиц. Если цены за единицутовара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляетсяспрос (Q), — по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.
Спрос не остаетсянеизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объемаспроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда,когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда,когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:
 SHAPE  * MERGEFORMAT
  Р, руб.
       
           5   
         
           4
           3
          
           2
         
           1
            5             10           15            20             Q, ед.
D
Рисунок 1 – Спрос
Условныеобозначения:
D– кривая спроса.
1. Изменение вкусов покупателей.Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышаетспрос на кроссовки и велосипеды.
2. Изменение числа покупателей.Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационноеоборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровнярождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Изменение дохода. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такиенормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такиетовары низкой категории, как капуста, репа, восстановленные автомобильныешины,  ношеная одежда.
4. Изменение цен на товары-субститутыи комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример:снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездкиавтобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос навидео кассеты.
5. Изменение в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в ЮжнойАмерике порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самымповышает текущий спрос на кофе.
         А,например, увеличению спроса на нефть в США в настоящее время способствуюторганизационно-технические (низкий уровень налогообложения энергоресурсов),  демографические (рост численности населения)и технологические (рост моторизации) факторы [25 с. 146].
Графическиизменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение жеспроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Этопредставлено на рисунке 2.
Так приизменении цены с P1до P2, когда все факторы, кроме цены, постоянны,движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количествопокупаемого товара от Q1до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают большепродукции при каждой цене. Так, при той же цене P1покупатель будет приобретать уже количество товара,равное Q2 > Q1.
 SHAPE  * MERGEFORMAT
    Р, руб.
            Р1
            Р2
        Q1                 Q2                                   Q, ед.
D1
D2
1
2
Рисунок 2 –Изменение величины спроса изменение спроса
Условныеобозначения:
   1 – изменение объема спроса;
                                                  2 –изменение спроса.
Целесообразно отметить,что спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменениюфакторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициентэластичности спроса.
Коэффициентэластичности спроса по ценеопределяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемоготовара (в %) к снижению цен (в %), расчет производится по формуле (1) [23 с.109].
                                                        Q%
                                         Kэ с =             ,                                                        (1)
                                                         P%
где                           Кэс –коэффициент эластичности спроса, %;                     
                                  Q% — процентное изменение количестватовара;
                                  P% — процентное изменение цены.
Эластичностьспроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р).Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены(Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичномспросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижениецены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет оединичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице.И, наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q) падает, то мы имеем дело с неэластичнымспросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).
Эластичностьспроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, на которыхбольше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров являетсясоль, так как ее нельзя заменить другим товаров. Эластичность спроса на товарытем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнеепотребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. Наэластичность спроса оказывают влияние возможность  доступа к товару. Чем более ограничен этотдоступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичнымстановится спрос на товары с течением времени.
Наэластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, напримердоходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу,которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или другой товар кизменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходупоказывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении(уменьшении) доходов потребителя на 1% [23].
Итак,спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах илиуслугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и,с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах«доступного» диапазона.
Эластичныйспрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателямиотносительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокаяэластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любомуизменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменениевеличины спроса меньше процентного изменения цены.
Знаниеэластичности спроса по цене имеет важное значение для поведенияпредпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителювыгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать.Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену нанего, так как только в данном случае выручка может увеличиться.
1.1.2Понятие предложения
Предложение – это совокупность товаров сопределенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могутили намерены  продатьпроизводители-продавцы [23 с. 110].
Предложение– это совокупность товаров, выносимых производителем на рынок [16 с. 92].
Предложение– это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителяпроизвести и поставить на рынок определенное количество данного товара [5 с.104].
Предложениеможно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которыепроизводитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке покаждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периодавремени [8 с. 67].
Шкалапредложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой.Другие факторы, такие как цены производственных ресурсов и имеющиесяпроизводственные технологии, которые могут повлиять на объем предложенияостаются неизменными при построении шкалы предложения [17 с. 43].
Онохарактеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждыйданный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке,неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из нихзатратили на их производство меньше средств производства и труда. У других этизатраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке,все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получитьсамую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будутпытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличииконкурентов).
Отметим,что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами иколичеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Этузависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть осьабсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а осьординат обозначает движение цены (P), это изображено на рисунке 3.Предложение при цене 5 руб. за единицу товара составит 18 изделий, при цене 4руб. – 16 изделий, при цене 3 руб. – 12 изделий, при цене 2 руб. – 7 изделий ипри цене 1 руб. – ни одного изделия. График предложения получит форму кривойпредложения S(от “supply” – предложение).
  SHAPE  * MERGEFORMAT
  Р, руб.
           5
           4
           3
           2
          
           1
            5       10       15      20                   Q, ед.
S
Рисунок 3 – Предложение
Условныеобозначения:                                  
S– кривая предложения.
Есликривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров,которое потребители желают купить, значит, кривая предложения характеризуетотношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, котороепроизводители изъявляют готовность произвести и продать. При этом, в отличие откривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. Привозрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Объемпредложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать занекоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от ценытовара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производствересурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий [17с. 43].
Степеньизменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичностьпредложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичностипредложения, рассчитываемый как отношение объема предложения (в %) к росту цен(в %), что показано в формуле (2) [23 с. 111].
                                                       Q%
                                         Kэп=                ,                                                         (2)
                                                        P%
Эластичностьпредложения служит показателем относительного изменения предложения (Q) в соответствии с относительнымизменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара (Q) остается неизменным, то мы имеемдело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара (Р)вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р) обусловливает увеличениепредложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Эластичностьпредложения меняется под воздействием технического прогресса, изменениякачественного и количественного состава используемых ресурсов. Усилениеограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара,ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Поспособности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют трипериода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Вкраткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения вобъеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результатеэтого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Криваяпредложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, чтопредложение в краткосрочном периоде абсолютно не эластично.
Всреднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос,используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большейнагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Криваяпредложения в этом случае отклоняется от строго вертикального положения внаправлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложениястановится положительной, больше нуля.
Вдолгосрочный период производители могут перестроить производство за счет заменыстарого оборудования на новое, более производительное, расширитьпроизводственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирмв отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичностьпредложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигаетмаксимальной величины [23].
Итак,товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагаетпроизводитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образуетпредложение.
Объемпредложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены.Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их наскладе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когдаже цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производителипостараются увеличить предложение товара.  
1.2    Законы спроса и предложения
1.2.1Закон спроса. Изменение кривой спроса
Врыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится кчислу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющегопроизносить слова «спрос» и «предложение», можно считать образованнымэкономистом.
Какизвестно, самые распространенные, обобщающие термины настолько емки имногогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере относитсяи к терминам «спрос» и «предложение».
Впринципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя,потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные дляпокупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребностьпокупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары илиуслуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатитьпокупку по ценам, находящимся в пределах возможностей покупателя.
Нарядус этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств иколичественных параметров, из которых выделим, прежде всего, объем или величинуспроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый какобъем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели(потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести занекоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемныйпоказатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны,намерены, будут приобретать по различным возможным ценам.
Какясно из приведенных определений и как следует из здравого смысла, объем спросазависит, прежде всего, от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них навеличины спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют «неценовыми».Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательнаяспособность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещенияданного товара другими. Сконцентрируем пока свое внимание на однофакторнойзависимости объема спроса от цены товара, полагая, что другие факторы остаютсянеизменными. Иначе говоря, выясним, каким образом величина спроса на товарзависит от цены товара при прочих равных условиях.
Отметим,что подобная постановка в определенном смысле достаточно абстрактна,теоретична. В реальных условиях экономической жизни трудно представитьситуацию, в которой цены изменяются в широком диапазоне, тогда как другиефакторы спроса: доходы покупателей, их вкусы, цены на товары-заменители –остаются неизменными, фиксированными. Ведь сами цены на товары изменяются взначительной степени под воздействием перемены указанных других факторов. Такчто выявление зависимости величины спроса на товар только от его цены естьприем, удобный для рассмотрения спроса в теоретическом аспекте, в рамках экономическойтеории, о чем, к сожалению, почти не упоминается в большинстве книг, учебных пособийпо экономической теории, «экономикс».
Законспроса проявляется в том, что припрочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мереувеличения цены товара [6 с. 89]. Математически это означает, что междувеличиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость(однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой Y= a/ x).
Признаем,что природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определеннаясумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньшетовара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее,так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взаменданного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражаетгенеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар вусловиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определеннымпределом.
Графическизакон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих вформе графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой,то есть шкалу спроса. В зарубежной литературе по экономике при построениикривых спроса в качестве аргумента рассматривается величина спроса, а вкачестве функции – цена, поэтому величина спроса откладывается погоризонтальной оси (оси абсцисс), а цена – по вертикальной оси (оси ординат).На наш взгляд, более естественно рассматривать цену в качестве аргумента, авеличину спроса – в качестве функции и откладывать их по соответствующим осям.Будем придерживаться этого правила, рассматривая зависимость спроса ипредложения от цены как аргумента независимой переменной. Если же ценастановится функцией, зависимой переменной, то она откладывается по вертикали.
Нестоль уж важно, по какой оси откладывать на графике каждую из двухзависимых  величин, от этого характерзависимости между ними не изменяется. Из этого соображения исходил, видимо, А.Маршалл, который в своей фундаментальной книге «Принципы политической экономии»располагал цену по вертикальной оси, а величину спроса – по горизонтальной, чемуи следуют до сих  пор большинство авторовкниг по экономической теории. Однако в математике принято откладывать погоризонтальной оси независимую переменную, а по вертикальной – зависимую.Поэтому в той мере, в которой цена является аргументом, а величина спроса –функцией, правомерно откладывать цену по горизонтали, а объем спроса – повертикали. Таким образом, расположение цены и объема спроса по осям координат можетварьироваться в зависимости от рассматриваемой ситуации. Типичные кривые спросапредставлены в виде графиков на рисунке 4.
Такоеизображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражениемспроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса (D– от слова “demand” – спрос).
Криваяспроса показывает, какое количество данного товара согласны купить покупателипри различных ценах, но при данном рыночном предложении, данных доходахпотребителей и т.д. [6 с. 356].
Награфике кривые отлого опускаются. Они иллюстрируют закон падающего спроса,который сформулировал Антуан Огюстен Курно в своей  работе «Исследование математическихпринципов теории богатства». Суть этого закона состоит в том, чтоесли цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка,то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынокпоступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена нанего уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении ценыи уменьшается при повышении цены [23 с. 108].
 SHAPE  * MERGEFORMAT
Q, ед.
     Q1
     Q2
    Q3
    Q4
    Q5
    Q6
     Р1         Р2         Р3           Р4         Р5         Р6     Р, руб.
D2  D0 D1
Рисунок 4 – Кривые спроса
Каквидно из графика D0,по мере увеличения цены от значения Р1 до значения Р6величина спроса уменьшится от значения Q1до значения Q6в соответствии с законом спроса. Подчеркнем еще раз,что кривая спроса характеризует зависимость объема, величины спроса только отцены при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг  всей   кривой  спроса, т.е.  изменяется не  величина спроса в зависимостиот цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, ростцен в связ