Взаимоотношения налоговых органов с контролирующими органами

Содержание.
1. Сущность, задачи и правовые основы взаимодействия.
3 таблетированный аборт
2. Содержание взаимодействия.
9
Список использованных источников
15
1. Сущность, задачи и правовые основы взаимодействия.
Успешное решение задач, возложенных законом на феде­ральные органы налоговой инспекции, невозможно без их делового сотрудничества с Министер­ством внутренних дел, Федеральной службой контрразведки, Генеральной прокуратурой РФ, их подразделениями на мес­тах и другими государственными органами. Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена на­личием у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах своей ком­петенции соответствующими средствами и методами осущес­твляет сбор необходимой информации о криминогенной си­туации в экономике, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб государству, нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические интересы. Выявление и документирование уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, фактов корруп­ции требуют не только активности и профессионализма ра­ботников налоговой инспекции, но и содействия других государственных органов. Объединение усилий упомянутых служб в борьбе с налоговыми правонарушениями позволяет скон­центрировать их силы, средства и технические возможности, охватить поисковой работой большее число объектов, лучше использовать возможности, каждого из этих органов для вы­явления и разоблачения преступников.
Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении экономической бе­зопасности в пределах конкретной территории. Такое взаимо­действие осуществляется путем разработки и принятия со­вместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которы­ми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена по­ложительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
Под взаимодействием в узком смысле понимается ко­ординация действий налоговой ин­спекции с подразделениями органов внутренних дел, фе­деральной службы контрразведки, следователем, прокуро­ром в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии налоговых правонарушений и коррупции.
Основными задачами взаимодействия являются:
—обеспечение контроля за соблюдением налогового за­конодательства, правильностью исчисления, полнотой и сво­евременностью внесения в соответствующие бюджеты нало­гов, сборов и других обязательных платежей;
—выявление, раскрытие и расследование налоговых пре­ступлений;
—привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговые преступления и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненного ими государству;
—розыск лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;
—профилактика налоговых правонарушений;
—выявление и пресечение фактов коррупции в налого­вых органах и обеспече­ние безопасности деятельности сотрудников этих служб;
—повышение деловой квалификации кадров.
В процессе взаимодействия все стороны должны исходить из ряда общих положений (принципов). Важнейшими из них являются:
—соответствие совместной деятельности требованиям за­ кона и подзаконных актов. Стороны не могут решать задачи, запрещенные соответствующими нормативными актами, вы­ ходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные законом;
—самостоятельность каждой из сторон в выборе дозво­ленных законом средств и методов деятельности, в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты. Взаимодействие не должно приводить к командова­нию, а тем более подмене одного органа другим;
—взаимное доверие сторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн, неразглашении иных сведений, охраняемых законом. Стороны должны обеспечивать необходимую конфиденциальность, не допускать разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке, использовать полученную информацию и материалы. Любую информацию, затрагивающую интересы другой стороны, передавать иным орга­низациям только по согласованию с нею;
—плановость и непрерывность взаимодействия. Сторонам целесообразно согласовывать перспективное и текущее плани­рование по конкретным направлениям совместной деятель­ности, объектам налогообложения, уголовным и оперативно-розыскным делам;
—возмездность. При оказании помощи в выполнении некоторых видов работ (услуг) учитываются определенные материальные затраты, которые необходимо возместить сторо­нам, компенсировать понесенные ими издержки.
В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003г. с 01.07.2003г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а ее функции были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Так при Мини­стерстве внутренних дел создано главное управление по борьбе с экономи­ческими преступлениями Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям.
Теперь органам внутренних дел по экономическим налоговым пра­вонарушениям вменяется в обязанность:
• выявление, предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений;
• обеспечение безопасности деятельности государственных налого­вых инспекций, защиты их сотрудников от проти­воправных посягательств, при исполнении служебных обязанностей;
• предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Государственная налоговая служба РФ (ГНС) представляет собой систему инспекционных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах. Предмет её деятельности – контроль за правильностью исчисления налогов, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и тождественных налоговым платежей.
Система управления делится на три уровня:
1) федеральный – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
2) региональный – государственные налоговые инспекции субъектов федерации;
3) местный – государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах. Существует также система межрайонных налоговых органов, а также специализированных налоговых инспекций.
Это строго вертикальная система внутреннего подчинения с разделением по функциональному признаку (функции налоговых органов разного уровня имеют некоторые различия). К основным функциям налоговых инспекций местного уровня относятся:
обеспечение учета налогоплательщиков;
обеспечение контроля за выполнением налогового законодательства;
исчисление окладных налогов;
ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
применение мер по пресечению нарушений законов о налогах;
осуществление контроля за наличным денежным обращением;
применение мер для ликвидации убытков, нанесенных бюджету;
применение мер ответственности к нарушителям налогового законода­тельства;
осуществление учета, оценки и реализации конфискованного и т. п. иму­щества;
выполнение функции агента валютного контроля;
выполнение функции исполнительного органа по применению мер взыс­кания.
Таможенные органы – это правоохранительные органы исполнительной власти, выполняющие свои задачи и функции в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделённые в связи с этим специальными властными полномочиями в области установления, контроля и взимания налогов и тождественных им платежей. Вертикаль таможенных органов состоит из Государственного таможенного комитета РФ, региональных таможенных управлений, таможней, таможенных постов. В зависимости от месторасположения различают таможни пограничные и внутренние.
Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации – разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. Минфин России выполняет следующие функции в налоговой сфере:
разработка мер финансового и налогового стимулирования предприни­мательства;
подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации;
обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета;
участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
участие в подготовке инструкций и методических материалов по вопро­сам налогообложения;
участие в решении вопросов об избежании двойного налогообложения; разработка с участием таможенных органов методологии, ставок и по­рядка взимания таможенных пошлин;
методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.
Образована единая централизованная система органов федерального казначейства, которая включает: Главное управление федерального казначейства Минфина России; территориальные управления по субъектам Российской Федерации; территориальные органы по городам и районам.
Главная задача казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» – в республиканский, областной, городской (районный) бюджеты.
Казначейство осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных уплаченных налогов и иных платежей.
2. Содержание взаимодействия.
Несовершенство налогового законодательства, рост налоговых правонарушений прямо противоречит интере­сам экономической безопасности страны, негативно воз­действуют на процесс перехода к цивилизованным ры­ночным отношениям. Сложившееся положение требует усиления борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Наряду с другими мерами решение этой задачи в значительной степени зависит от взаимодей­ствия всех звеньев системы, обеспечивающих экономи­ческую безопасность государства, в первую очередь, на­логовых органов и криминальной милиции.
В юридической и специальной литературе проблема взаимодействия различных правоохранительных служб и подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью исследовалась многопланово. Обосновывая методический подход к определению понятия взаимодействия, одни ав­торы понимают под этим основанную на законах и подза­конных актах, согласованную по цели, месту и времени деятельность оперативных и других служб по борьбе с преступностью, присущими им силами, средствами и ме­тодами. Дру­гие исследователи, корректируя указанную дефиницию, вводят в нее такой признак, как деятельность «равноправ­ных структурных подразделений и служб по совместному решению, стоящих перед ними задач». Третья группа авторов взаимодействие по­нимает, как сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в организации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов, присущих компетентным субъектам.
Ряд исследователей раскрывают сущность взаимодей­ствия через определение структурно-содержательных признаков (элементов). Так, А. А. Парамонов раскрывает сущность взаимодействия через следующие признаки:
1. Общность целей и задач борьбы с криминальными проявлениями и иными правонарушениями. Данный признак взаимодействия основывается на нормативно-правовом определении задач и функций правоохрани­тельных и контролирующих органов. В юридической лите­ратуре сочетание задач и функций определяется как предмет ведения, полномочия, или как компетенция каждого органа государственного управления, регулиру­емых законами, иными нормативными актами.
2. Общность объекта, на который направлено взаимо­действие при выявлении, предупреждении и раскрытии правонарушений. Родовым объектом экономических пре­ступлений являются общественные отношения в сфере экономической деятельности государства и других хозяй­ственных субъектов.
3. Согласованность мероприятий и действий взаимо­действующих субъектов, которая определяется их компе­тенцией в борьбе с преступностью и может проявляться в функционально скоординированных по целям и зада­чам автономном осуществлении различных мероприятий либо проявляться в совместном решении конкретных оперативно-тактических задач выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В первом случае согласован­ность взаимодействия вытекает и основывается на нор­мативно-правовых актах, определяющих основные задачи и компетенцию взаимодействующих субъектов, поэтому является постоянно действующим признаком. Такое со­гласование А. А. Парамонов определяет как фунщионалнов взаимодействие. По своей сущности оно является пер­вичным и определяющим другие виды и формы согласо­ваний. Согласование же действий при решении конкрет­ных оперативно-тактических задач может основываться как на нормативных актах, так и разово-договорных от­ношениях. Такой вид согласованных действий компетент­ных субъектов определяется им как инициативно-времен­ный. В действительности нередко взаимодействие строится на предписаниях правовых актов. Однако под воздействи­ем конкретной ситуации инициативно-временное согла­сование приобретает доминирующий характер. Предпи­санный в нормативных актах порядок взаимодействия не всегда срабатывает, а инициативно-временная форма со­гласованности может активно развивать и дополнять пра­вовые предписания. С одной стороны она выступает как вынужденная мера реагирования на объективные процес­сы развития криминальной ситуации, а с другой — доб­ровольной инициативой профессионального понимания своих функциональных обязанностей представителями единой правоохранительной системы государства.
4. Паритетность, которая означает равенство участву­ющих во взаимодействии субъектов (сторон), отсутствия их прямого подчинения друг другу, хотя и объединенных единством правовых целей и задач борьбы с противо­правными проявлениями. Паритетный характер таких от­ ношений позволяет сочетать выполнение самостоятель­ных функций каждым из взаимодействующих субъектов, определенных соответствующими правовыми актами, а также через осознанную необходимость инициативно оказывать прямое или опосредованное содействие в ре­шении профессиональных задач. Паритетность взаимо­действующих субъектов подчеркивает их автономность в принятии решений о его формах и методах, направленности и рациональности использования соответствующих сил и средств, имеющихся в их распоряжении.
5.Динамичность взаимодействия, проявляющаяся в не­ прерывном, планово-организационном процессе согласо­ванности действий. Этот признак обеспечивается системой организационных мер взаимодействующих субъектов по поддержанию непрерывности его планирования, своевре­менностью его корректировки по направленности, пере­группировки сил, средств и методов исполнения согласо­ванных мероприятий в зависимости от обстоятельств и си­туаций.
6.Персональная ответственность взаимодействующих субъектов, проявляющаяся в равной, индивидуальной ответственности за результаты проводимых или согласо­ванных действий.
Принимая в целом подход А. А. Парамонова к раскры­тию содержания взаимодействия, отметим, что структура элементов (признаков) указана им не совсем четко и не в полной мере раскрывает содержание взаимодействия. На­пример, общность целей и задачи борьбы с криминаль­ными проявлениями и иными правонарушениями, общ­ность объекта, на который направлено взаимодействие, характеризуют, по нашему мнению, такой элемент взаи­модействия как обоснованность и необходимость осуще­ствления такой работы правоохранительными и контроли­рующими органами.
Другие признаки, в частности, согласованность ме­роприятий и действий при взаимодействии, динамич­ность взаимодействия относятся к тактической стороне взаимодействия.
Нет необходимости отнесения к элементам взаимо­действия такого признака, как паритетность. Без этого не может быть и взаимодействия. Вряд ли можно согласить­ся с утверждением, что «взаимодействовать могут части и элементы системы, находящиеся в отношениях власти и подчинения». Такой вывод основан на формальном толковании управленческой категории «система». Тамо­женная служба и ОВД входят в единую правоохранитель­ную систему, однако они не обладают властными полно­мочиями в отношениях друг другом, а специализируются на выполнении общих задач как автономные структуры. Поэтому «паритетность» следует отнести не к элементам, а к принципам взаимодействия, к которым относится и «персональная ответственность взаимодействующих субъектов».
К основным структурным элементам взаимодействия, по нашему мнению, следует отнести:
* субъекты взаимодействия;
* обоснованность и необходимость взаимодействия;
* правовые основания взаимодействия;
* организационные формы взаимодействия;
* тактику взаимодействия;
* направления взаимодействия.
Раскроем эти элементы более подробно. Взаимодей­ствие в правоохранительной деятельности может осуще­ствляться с различными целями: для выявления, раскры­тия, расследования преступлений.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб госу­дарству, нередко связаны с совершением других посягательств на его эко­номические интересы. Выявление и документирование уклонения юриди­ческих и физических лиц от уплаты налогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не только активности и профессионализма ра­ботников внутренних дел, но и содействия других государственных орга­нов. Объединение усилий упомянутых служб в борьбе с налоговыми пра­вонарушениями позволяет сконцентрировать их силы, средства и техниче­ские возможности, охватить поисковой работой большее число объектов, лучше использовать возможности, каждого из этих органов для выявления и разоблачения преступников.

Рис. 1 Взаимодействие Госналогслужбы с министерствами и ведомствами по формированию налоговой политики
Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле – это деловое сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности в пределах конкретной терри­тории. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются при­оритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; про­ведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согла­сованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
Под взаимодействием в узком смысле понимается координация дей­ствий подразделений внутренних дел с налоговыми инспекциями, Феде­ральной службы безопасности, следователем, прокурором в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями, раскрытии налого­вых правонарушений и коррупции.
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)
3. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 “Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации”. Пункт 3
4. Ларичева В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. – М.: Экзамен, 2001 – 336с.
5. Налоговое расследование. Под общ. ред. Ю. Ф. Кваши. – М.: 1994 – 336с.