В В Е Д Е Н И Е
Одним из основныхаспектов судебно-правовой реформы, усиленными темпами внедряемой в общественнуюжизнь является широкое обновление нормативной базы деятельности правоохранительных органов. В частности, принят новый УПК, изучение которого позволяет сделать вывод о совершенствовании его положений в сторонусоответствия многим стандартам правового государства. При принятии Кодекса были учтенынаучные рекомендации, выработанные в течении десятилетий в доктрине уголовного процесса.
Изменения и нововведения коснулись также институтов предварительного и судебного следствия, которые, будучицентральными институтами уголовного процесса требуют особого подхода.Законодательное совершенствование норм, регламентирующих предварительноеи судебное следствие служат развитию правового регулирования общественных отношений в данной области, отвечает политике укрепления правовыхоснов государственной и общественной жизни, создаёт подлинные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Осуществление правосудия по уголовным делам предполагает тщательное ивсестороннее исследование фактических обстоятельств дела, которое проходит двеосновные стадии – предварительное следствие и судебное следствие. Выяснениеособенностей каждой из этих стадий, конкретизация задач, стоящих перед ними,правильное освещение действительного соотношения предварительного и судебногоследствия имеют исключительно важное значение для улучшения качестваследственной и судебной работы, укрепления законности в уголовномсудопроизводстве. Конечные цели предварительного и судебного следствиясовпадают с общими целями правосудия. То, что предварительное и судебноеследствие проводят различные органы своими специфическими способами и методами,обусловлено, именно тем, что перед каждым из них стоят свои особые задачи, ароль и значение указанных стадий процесса определяются характером этих задач.
Актуальность избранной мною темы магистерскойдиссертации предопределяется тем, что сравнительное изучениефункций предварительного следствия исудебного следствия, взаимодействиерассматриваемых стадий,помогает определить эффективность следственной исудебной деятельности, их взаимосвязь и взаимовлияние, поскольку онопоказывает, как должны конкретизироваться задачи уголовного судопроизводства наотдельных его этапах, чтобы максимальноиспользовать преимущества каждого из них.
Цель исследования – теоретический анализ положенийуголовно-процессуального закона, а также судебно-следственной практикиотносительно взаимосвязи и взаимодействия предварительного и судебногоследствия, обобщение имеющих место в теории уголовного процесса научных полемикпо данной проблеме, выработка научно-обоснованных рекомендаций посовершенствованию закона.
Деятельностьправоохранительных органов, в частности предварительного расследования и суда,всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той илииной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самымнепосредственным образом складываются на обеспечении безопасности личности,общества и государства, реализации их законных интересов. В этом смысле особоезначение приобретает тщательное изучение институтов предварительных и судебныхследствий.
29 января 2001 года трёхцветный флагАзербайджанской Респуб-лики возвысился перед зданием Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Это историческое событие имеет не только символический характер, но и обусловило принятие нашей страной обязательств по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности, а также всей правовой системы в целом. Вступление Азербайджана в Совет Европы является важным шагом на путипостроения правового государства, непременным условием которого является высокий уровень качества работыправоохранительных органов.
ГлаваI
Предварительное следствие и судебное следствие вуголовном процессе.
§ 1 Понятие и сущность предварительного следствияи судебного следствия в уголовном процессе.
Предварительное расследование — самая большая по срокам и количествусоставляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно наэтой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, тоименно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие соследователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбужденияуголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органовпредварительного следствия и дознания, так как их главная задача не толькопредупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.
Основанная на законе, принципахи общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей(органов дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплениюправопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительногорасследования без достаточных к тому оснований также, как и решение стоящихперед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являютсягрубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу,государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Пока еще нередки случаинарушения сроков предварительного расследования, осуществления таковогонекомпетентным органом, игнорирования процессуальной самостоятельностиследователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительномурасследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и безвозбуждения уголовного дела.
Необоснованное производствопредварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе спреступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органовпредварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительносовершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличияк тому необходимости вызываются в полицию, иные правоохранительные органы.
Необоснованный отказ отприменения средств стадии предварительного расследования часто подрываетпринцип неотвратимости ответственности, создает возможность не изобличеннымпреступникам совершать новые, подчас более жестокие преступления, вовлекать вних других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственныхорганов.
По этой и иным причинам следуетуделить особое внимание стадии предварительного расследования.
Следующая за стадиейвозбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем неменее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и о возбужденииуголовного дела можно говорить в разных значениях.
Так, предварительноерасследование — это:
1.Вторая, следующая за возбуждением уголовногодела, стадия уголовного процесса;
2.Осуществляемая для решениястоящих в этот промежуток времени задач (определенного вида)уголовно-процессуальная деятельность следователя или (и) органа дознания;
3.Уголовно-процессуальныйинститут. Понятие предварительного расследования как стадии не относятся кчислу дискуссионных в юридической литературе, и определяется всемипроцессуалистами по существу одинаково. Под предварительным расследованиемпонимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процессасо своими задачами и границами.1
Однако иногда ученые не видятникаких различий между понятиями «предварительное расследование» и«стадия предварительного расследования».
А.А.Гарницкий считает:«Предварительное расследование — стадия уголовного процесса, в которойорганы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, вустановленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждениюпреступлений, проводят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных,а равно по установлению отсутствия события или состава преступления илиоснования для направления дела в суд».
«Под предварительнымрасследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия судопроизводстваначинается с принятия возбужденного дела в производство».2
Данные определения применимы кхарактеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться вотношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Предварительное расследованиеследует рассматривать, в основном, какдеятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признакиодноименных и стадии, и правового института.
Предварительное расследование(как деятельность), может осуществляться в двух формах. В форме: — дознания и — предварительного следствия. В литературе встречаются и другие позиции.Так вычленяется третья форма предварительногорасследования. П.С.Ефимичев таковой считает прото-кольную форму досудебной подготовки материалов.[1]
По-разному ученымивоспринимается сущность досудебной подготовки материаловв протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью дознания, другие — порядком проверки оснований к возбуждениюуголовного дела, третьи — административнойдеятельностью, самостоятельной формойрасследования. Более удачным представляется определениепонятия досудебной подготовки материалов впротокольной форме, как особого досудебногопроизводства.
Однако как бы мы не именовалиэту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определениеподведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признакиобъективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме- это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении.Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко выходитза пределы стадии возбуждения уголовного дела. Решение о наличии достаточных данных,указывающих на признаки преступления, — начало протокольного расследования.
Предварительное следствие,деятельность, содержание которой охватывает всю, от начала до конца, стадиюпредварительного расследования. Предварительное следствие направлено надосудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 68 УПКАР). Именно предва-рительное следствие впитало в себя максимум предусмотренныхзаконом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебныхстадиях уголовного процесса.
В отличие от дознанияпредварительное следствие по уголовным делам производится следователями,которые, как уже отмечалось, обладают процессуальной самостоятельностью.Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также ворганах внутренних дел, органах министерства национальной безопасности.Предварительное следствие согласно ст.ст. 215 и 430 УПК обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенныхнесовершеннолетними, или лицами, которые в силу своих физических илипсихических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а равнооб общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие можетиметь место и по преступлениям, по которым согласно закону производствотакового не обязательно. Следователь в данной ситуации вправе приступить куголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.
Основное «различие, — отмечает М.С.Строгович,— междудознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительноеследствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая поделам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования,вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся взакреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложныхследственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование делабыло произведено на предварительном следствии».[2]
Предварительноеследствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит изпроцессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себяпроизводство следственных действий, применение мер принуждения, привлечениелица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника,законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовногопроцесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое.Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двухмесяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном закономпорядке (ст. 218 УПК АР).
Согласно ст. 85 УПК АР припроизводстве предварительного следствия все решения о направлении следствия ипроизводстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, заисключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия ит.п.) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременноепроведение.
В случае несогласия следователяс указаниями прокурора опривлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объемеобвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела следователь вправепредставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своихвозражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора,или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
По делам, по которымпредварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой моментприступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполненияорганами дознания действий, предусмотренных ст. 214 УПК АР.
Следователь по расследуемым им делам вправе даватьорганам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственныхдействий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельныхследственных действий. Такие поручения и указания следователя даются вписьменном виде и являются для органов дознания обязательными.
Постановления следователя, вынесенные в соответствиис законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны дляисполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностнымилицами и гражданами.
Следователь вправе задержать идопросить лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям,предусмотренным статьями 147 и 148 УПК АР.
Следователь вправе при наличии к тому основанийпредъявить лицу обвинение в совершении любого, подследственного емупреступления. Это право следователя не может быть ограничено тем обстоятельством,что обвинение предъявляется в совершении не того преступления, в связи с обнаружениемпризнаков которого возбуждено уголовное дело.1
На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Онобязан возбуждать уголовное дело, избирать меру пресечения, выноситьпостановление о прекращении уголовного преследования, принимать иныепроцессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующихоснований. Следователь, также как и лицо, производящее дознание, должен выявлятьпричины преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать мерык их устранению. Если свои обязанности следователь не выполнил, суд укажет обэтом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований,поставит перед вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя.
Значимость решений и действий, предпринимаемых следователем, позволило законодателю за незаконное осуществлениенекоторых из них ввести уголовную ответственность.
Преступлением считается:
а) привлечение заведомоневиновного к уголовной ответственности (ст. 290 УК);
б) незаконное освобождение отуголовной ответственности (ст. 291 УК);
в) незаконное задержание,заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 292 УК);
г) принуждение к даче показаний(ст. 293 УК);
д) фальсификация доказательств(ст. 294 УК).
Совершение преступления неизбежно порождает рядправовых последствий, важнейшим из которых является возникновениеуголовно-правовых отношений между государством и лицом, совершившимпреступление.
Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том,что государство вправе и обязано определить основания и пределы ответственностилица за содеянное, основания освобождения от ответственности или поставитьвопрос о применении к виновному мер общественного воздействия. Совершивший жепреступление вправе законными средствами защищаться от необоснованногообвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязанподчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.
Однако до тех пор, пока орган государства(следователь, прокурор) не возбудит уголовное дело и не начнет производствопредварительного следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный,скрытый характер.
Уголовно-правовые отношения всегда предшествуютуголовно-процессуальным, являются их основой и в них реализуются. Иными словами,уголовно-процессуальные отношения есть способ практического примененияуголовно-правовых отношений, поскольку «процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление еговнутренней жизни».
Уголовно-правовые отношения без уголовно-процессуальных отношений немогут быть реализованы именно как правовые, т. е. основанные на праве,отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюденияуголовно-процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственноепринуждение), либо государственное, но не правовое принуждение[3].
Уголовно-процессуальные отношения возникают лишь смомента возбуждения уголовного дела — первой стадии уголовногосудопроизводства. Начиная с этого момента протекает конкретная процессуальнаядеятельность отдельных ее участников. Причем эта деятельность не может бытьбеспредельной, неопределенной или зависящей от усмотрения и желания самихучастников судопроизводства. Напротив, деятельности каждого участника присущиопределенные свойства, наличие которых обязательно, так как это гарантируетправовой характер этой деятельности и является необходимым условием выполнениязадач, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Основными свойствами процессуальной деятельностиучастников уголовного судопроизводства является ее правовой характер (т. е.точная регламентация нормами уголовно-процессуального закона). Участниками этойдеятельности выступают субъекты уголовно-процессуальных прав и обязанностей.Кроме того, уголовно-процессуальные действия участников процесса служат средствомреализации их прав и обязанностей, а их процессуальная деятельность приводит(или может привести) к возникновению новых, изменению или прекращению ранеесуществовавших уголовно-процессуальных отношений.
Уголовно-процессуальные отношения, так же как иуголовно-процессуальная деятельность, выступают только в форме правоотношений,органически связаны с последними, возникают, развиваются и прекращаются внеразрывной связи с уголовно-процессуальной деятельностью, характеризуютсяособым кругом субъектов, которые имеют специфичные права и обязанности.
Характер уголовно-процессуальных отношений наразличных этапах уголовного судопроизводства различен и определяется сущностьюи задачами данной стадии уголовного процесса. Так, при производствепредварительного следствия правоотношения между участниками этой стадииподчинены задаче быстрого и полного раскрытия любого преступления, изобличениякаждого преступника, чтобы ни один виновный не ушел от наказания и ни одинневиновный не был привлечен к ответственности, задаче предупреждения новыхпреступлений, выявления и устранения причин и условий, способствовавшихсовершению преступлений.
Рассматривая вопрос о деятельностиучастников процесса и их правоотношениях, нельзя упускать из виду и то, что припроизводстве следствия правоотношения между участниками этой стадии процессаскладываются так, что одним из участников двусторонних или многостороннихотношений всегда является следователь или прокурор. Однако «каковы бы ни быливзаимные процессуальные права и обязанности участников уголовногосудопроизводства, каждый из них так или иначе связан с компетентным органомгосударства (дознания, следствия, прокуратуры, суда), вне направляющей ирешающей роли которого невозможно осуществление взаимных прав и обязанностейучастников уголовного судопроизводства».[4]На предварительном следствии конкретным носителем прав и обязанностейкомпетентного органа государства… следует признать представителя органадознания или следствия, которому поручено расследование. Следственная и судебнаяпрактика убеждает нас в том, что строгое соблюдение участниками процесса —представителями государства прав других участников процесса — граждан, равнокак и в полную меру использование своих прав всеми участниками процесса,содействует успешной деятельности следственных и судебных органов по выполнениюзадач, поставленных перед ними.[5]
Конечно, нельзя отрицать и того, что участникипроцесса — государственные органы осуществляют свою руководящую, направляющую ирешающую роль в ходе уголовного процесса и его результатах.
Анализ законодательства, а также изучение следственнойпрактики и процессуальной литературы дают основание сделать вывод о том, чтоучастником предварительного следствия в уголовном процессе должен быть признан тот субъект уголовно-процессуальнойдеятельности, который:
1) осуществляетпрактическую деятельность по выполнению всех или некоторых задач, стоящих передданным этапом уголовного судопроизводства;
2) участвует восуществлении одной или нескольких уголовно-процессуальных функций;
3) выполняетопределенные обязанности или отдельные процессуальные действия, а также пользуетсясоответствующими правами для отстаивания
4) ныхинтесредством доказывания,средством фиксации доказательств или же средством общения между другимиучастниками данной стадии процесса. Причем для признания участникомпредварительного следствия вовсе не требуются все указанные свойства или ихсовокупность, а достаточно лишь одного из них.
Уголовный процесс невозможно представить без решениявопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, без обвиняемого. Внастоящее время при осуществлении уголовно-процессуальной деятельностидопускается много нарушений. По отдельным делам органы дознания ипредварительного следствия не устанавливают мотив, способ совершения преступления,все эпизоды преступной деятельности, всех лиц, принимавших участие в совершениипреступления, данные о личности обвиняемых; не определяют характер и размерпричиненного ущерба и не принимают мер к обеспечению его возмещения, а также невскрывают причин и условий, способствующих совершению преступления. Не всегдаобъективно, всесторонне и полно проверяются показания обвиняемых, версии осовершении преступления другими лицами. По отдельным делам допускаютсянарушения прав обвиняемого и других участников процесса, обвинениепредъявляется с нарушением требований ст. 224 УПК АР, отмечаются и иныеупущения!
Проблема реальногоосуществления прав личности, их гарантии, защита и фактическая реализацияприобретают в настоящий период возрастающее значение. В уголовномсудопроизводстве защите подлежат основные права человека — его свобода, честь идостоинство. Справедливо отмечено, что “всякое преувеличение значенияуголовного преследования за счет умаления гарантий прав личности неминуемоведет к осуждению невиновных и, наоборот, преследование при соблюдении всехгарантий — обязательное условие изобличения и наказания действительновиновных”.[6]
В связи с определением понятия предварительногоследствия следует акцентировать внимание на одном сугубо историческоммоменте. В свое время следователи состояли при судах, что давало возможностьнекоторым процессуалистам, таким, к примеру, как А.Я. Вышинский утверждать,что предварительное следствие — это деятельность следственных судей илисудебных следователей, то есть судебная. Большинством же ученых, и этовытекает из самой структуры уголовного процесса, признается внесудебныйхарактер предварительного следствия.
Зачем эта апелляция к историческим фактам? Она необходимапотому, что исследование доказательств и сейчас вправе осуществлять суд. Частьсудебного разбирательства так и называется «судебное следствие». Темне менее, следует различать это понятие и понятие «предварительное следствие»,они отличаются не только по субъектам, осуществляющим деятельность, но и по средствам, целям, месту и роли в уголовномпроцессе этих видов деятельности.
Перед тем, как определить понятие и сущностьсудебного следствия, необходимо исследовать судебное разбирательство. Судебноеразбирательство – это стадия уголовного процесса, которая следует запредварительным расследованием и назначением дела к слушанию в суде. Судебноеразбирательство представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседаниисуда первой инстанции. Только в результате судебного разбирательства обвиняемый может быть признан виновным в совершениипреступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным иоправдан. Решение суда о признании лицаневиновным и назначении ему мерынаказания либо об оправдании невиновного излагается в приговоре.
Судебное разбирательство – это стадия уголовногопроцесса, которая следует за предварительным расследованием и назначением делак слушанию в суде. Судебное разбирательство представляет собой рассмотрениеуголовного дела в заседании суда первой инстанции. Только в результатесудебного разбирательства подсудимый может быть признан виновным в совершении,преступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным иоправдан. Решение суда о признании лица виновным и назначении ему меры наказаниялибо об оправдании невиновного излагается в приговоре.
Решаяэти вопросы, суд осуществляет правосудие. Судебное разбирательство являетсяспецифической процессуальной формой осуществления правосудия. Задачи судебногоразбирательства совпадают с задачами правосудия по уголовным делам. Судебноеразбирательство должно обеспечить установление обстоятельств дела всоответствии с тем, что имело место в действительности, правильную оценку этихобстоятельств с точки зрения уголовного закона и вынесение решения об уголовнойответственности виновного в совершении преступления или об оправданииневиновного. Предшествующие ему стадии уголовного процесса являютсяподготовленными к судебному разбирательству. Без них суд в судебном заседаниине может разрешить уголовное дела. Но они не предопределяют существа решениясуда. В судебном разбирательстве имеется больше возможностей для всестороннего,полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела. Этообусловлено тем, что в судебном разбирательстве находят наиболее полноевоплощение все принципы уголовного процесса, гарантирующие максимальновозможную достоверность результатов исследования и охраны прав граждан приразрешении уголовных дел.1
В целяхправильного разрешения дела в судебном разбирательстве проводится исследованиевсех обстоятельств уголовного дела и в результате тем самым обеспечиваетсяпроверка законности и обоснованности действий, выводов и решений органоврасследования.
В судебномразбирательстве производится новое исследование всех доказательств, собранныхна предварительном следствии. Но, кроме, того, суд рассматривает идополнительные доказательства, представленные участниками судебногоразбирательства или обнаруженные им самым. Все исследование доказательств всуде происходит при активном участии обвинителя, подсудимого, его защитника иих представителей. Участие в судебном разбирательстве этих субъектов процессаслужит осуществлению их прав, обеспечивает состязательность судопроизводства ипозволяет объективно оценить представленные суду материалы предварительногорасследования.
Суд в первойинстанции при рассмотрении дела непосредственно исследует доказательства поделу: допрашивает подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслуживает заключенияэкспертов и при необходимости допрашивает их, осматривает вещественныедоказательства, оглашает протоколы и иные документы.
Судебноезаседание по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенногодля отдыха. Рассмотрение теми же судьями других дел ранее окончания слушанияначатого дела не допускается.
Непрерывностьсудебного разбирательства способствует непосредственности и цельностивосприятия судом исследуемых доказательств, создает условия для формированияобоснование приговора, способствует тому, чтобы излагаемы в приговоре выводасуда, соответствовали, фактическим обстоятельствам дела и доказательствам,непосредственно рассмотренным в судебном заседании.
Каждое делодолжно быть рассмотрено в одном и том же составе судей. Если кто-либо из судейлишен возможности, продолжать участвовать в заседании, он заменяется другимсудьей и разбирательство дела начинается сначала (ст. 308 УПКАР).
Неизменностьсостава суда необходима, чтобы каждому из судей были обеспечены непосредственновосприятие всего происходящего в судебном разбирательстве, а также возможностьреально участвовать в судебном исследовании и принятии решения. Без этогонельзя гарантировать равенство судей и действительную коллегиальность прирассмотрении и разрешении дела.
Судебноеразбирательство проводится в устной форме. Это отличает его от других стадийуголовного процесса, где решения в основным принимаются на основе письменныхматериалов дела. В судебном разбирательстве вся необходимая информация должнавосприниматься на слух. Суд заслуживает всех участников процесса, свидетелидают показания только устно и отвечают на устно поставленные им вопросы,эксперты оглашают свои письменные заключения, суд должен огласить содержаниявсех письменных доказательств, иначе на них нельзя сослаться в приговоре.1
Уголовно-процессуальноезаконодательство определяет общий круг возможных участников судебногоразбирательства для любых дел. Процессуальное положение каждого из этихучастников также не зависит от характера дела. Поэтому круг участниковсудебного разбирательства, цели их деятельности в этой стадии и последствиянеявки регламентируются в числе общих условий судебного разбирательства.
Законустанавливает пределы судебного разбирательства, т.е. указывает, что может бытьпредметом судебного исследования и судебного решения по переданному в суд делуи какие вопросы, рассматривая дело, суд разрешить не вправе.
Пределысудебного разбирательства ограничены: а) по круг лиц и б) по содержаниюобвинения. Разбирательства дела в суде производится только в отношенииобвиняемых и по тому обвинению, в отношении которого вынесено постановлениесудьи о назначении судебного заседания (ст. 318.1 УПК). Суд не можетрассматривать дело в отношении лиц, которым не предъявлено обвинение. Суд невправе выйти за пределы обвинения, в отношении которого судьей было назначеносудебное заседание. При нарушении этих правил приговора подлежит отмене.
Ограниченныепределов судебного разбирательства продиктовано задачей, гарантировать законныйпорядок привлечения к уголовной ответственности, достоверное установление всехобстоятельств дела и право обвиняемого на защиту.
Поокончании подготовительной части судебного разбирательства председательствующимобъявляет о начале судебного следствия. Суд переходит к судебному следствию и втом случае, если в подготовительной части судебного разбирательства приняторешение об отложении разбирательства ввиду