Взгляды Фридриха Ницше на общество и государство

–PAGE_BREAK–Глава 2.  Общая характеристика немецкой классической и постклассической  философии
Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии проявляется это, а том что,  за чуть более чем 100 лет ей удалось:

·                    глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

·                    совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма[8], на который в дальнейшем мы обратим особое внимание, так как именно представителем иррационализма являлся Фридрих Ницше;

Немецкая же классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим, по крайней мере, некоторые из ее характерных черт: Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры;

·                    Немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

·                    Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

·                    В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток.

·                    Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

·                     Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию и. т. д.

·                    Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. [9]

Но тут возникает некоторая проблема – характерная черта интеллектуальной жизни девятнадцатого века это — разрыв между художественными и научными занятиями.

Если раньше мыслители занимались наукой и искусством с позиций общего принципа гармонии, то в XIXвеке под влиянием романтизма возникла жесткая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его экспериментами, казалось, подавляет дух свободы и исканий, который требуется от художников. Научный подход не позволит открыть секреты природы. В то же время появилось расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние науки поднимают новые социальные проблемы этического характера. Содержательной линией сравнения классики и современности может стать интерпретация взглядов на предмет философии, объектом методологического сравнения становятся стили мышления. Картина мира не таинственна и постижима имеющимися в распоряжении деятельного человека средствами.

Немецкая классическая философия с точки зрения современной философии характеризуется как некая общая ориентация, идейная стилистика мышления.

Классика интерпретируется в качестве культурно-философского методологического стандарта, применения субъективной способности человека полагания  своего Бытия в мире.

Во второй половине 19 века под влиянием романтиков с их субъективизмом, возрастает интерес к проблемам нерационального вообще.

Именно во второй половине 19 века появляется так и называемая «иррационалистическая» философия Фридриха Ницше и не только. К немецкой классической философии обращаются, отыскивая в ней нерациональное или иррациональное. И потому можно сделать некоторые выводы, что немецкая классическая философия:

·                       повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

·                       особое внимание уделила проблеме развития;

·                       значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

·                       взглянула на историю как целостный процесс.[10]

Что же касается постклассической философии –  послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX — начала XX в то, по словам научных деятелей П.В. Алексеева и А.В. Панина под постклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 столетии  вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления. Реальная история 18 и 19 вв. не востребовала классическую философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей в ней разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни[11].

По мнению других исследователей еще одним фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага.

Динамичный XIX век  ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта постклассической философии. Постклассическая философия и «философия жизни». Представители постклассической философии выступали против классического идеала рациональной философии Нового времени. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма о котором будет рассказано в следующей главе[12].

Вывод.

В заключении главы нужно сказать, что немецкая философия конца 18 — середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, «чистейшем» виде: она, по словам Гегеля: «Средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире»[13]. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем.

Немецкая философия конца 18 — середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда — и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Анализ иррационализма Ницше
Иррационали́зм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.[14].

«Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека» –  говорится в учебнике по философии Чумакова А.Н. и Бучило Н.Ф[15].  Иррационалистическими считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше. В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» — экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

Произведения Ф. Ницше  написаны в блестящей афористической литературной форме. В них то излагается «воля к власти» и «сверхчеловек», идеи «вечного возвращения» и «нигилизма». Нигилизму, думаю, нужно уделить в работе особое внимание.

Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил ” роковые ” вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме. По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на ” большую ” политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом… и все…). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира… на бумаге…

Генезис своего нигилистического учения Ницше усматривал:

1) в «физиологическом вырождении», «испорченности» человечества;

2) в «гибели христианства от его морали»;

3) в «невозможности провести до конца толкование мира»;

4) в «упадке» науки и философии;

5) в  «саморазложении», «антинаучности» современного естествознания;

6) в «ничтожестве» («неискренности» ) политического и экономического «образа мыслей», в «анархизме» и «национализме»;

7) в «абсолютной неоригинальности положения искусства в современном мире». 

Ницше различает нигилизм «активный» («знак повышенной мощи духа»)  и «пассивный» (падение и регресс мощи духа, буддизм). Пассивный нигилизм, по мнению мыслителя, подталкивает людей к осознанию того, что нет, не существует никакой истины. Активный же нигилизм призывает познавать некую истину как вид воли к власти и как ценность особого ранга  (подробнее об этом — ниже).

Суть нигилистического учения Ницше  сводится к тому, что все происходящее происходившее и то, что произойдет в мироздании, на Земле, в истории, в человеческом обществе, в индивидуальной уме абсолютно бессмысленно, бесцельно, напрасно[16].

 Уже в первых произведениях Ницше важную роль играет установка философа – «радикальный аристократизм, видящий в великих людях цель истории и связанный с ним дуализм господ и рабов». «Согласно этому мы должны понять, — писал Ницше, — установить как сурово звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры»[17].

«Воля к власти» — это не только определенное мировоззрение, названное ницшеанством; это не только в определенном смысле оригинальная идеалистическая гносеология; это и критерий значимости явлений общественной жизни. Именно в этой последней роли она выступает в ницшеанской концепции познания, истории, нравственности, трактовки судеб человечества. «Что хорошо? — Все, что повышает чувство воли, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? — Все, что происходит из слабости». Мораль подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему, следовательно, ее следует отбросить. Воля к власти — основа права сильного. Демократия, «масса», «слишком многие» составляют оппозицию ей. «Право сильного» — основа власти мужчины над женщиной, «женское» принижает волю к власти, а потому всякое стремление к равенству прав полов есть признак упадка. Эти ходы мыслей неоднократно повторяются у Ницше, резюмируясь, в конечном счете, в понятия «переоценки ценностей» и «сверхчеловека»[18]. Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику мо­рали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предпо­лагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и целостный поток бытия. Характеризуя жизнь как «спе­цифическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти»[19].

Общим местом работ о Ницше, созданных в течение целого столетия, стали разоблачение, опровержение, уничтожающая критика учения о сверхчеловеке. Суть подобных суждений сводится к тому, что сверхчеловек произвольно объявляется неким средостением между человеком и зверем, регрессивно отбрасывающим человечество к дочеловеческому (звериному, антигуманному) состоянию. Исследователи забывают (не принимают во внимание) то, что у Ницше исключительно много словесной игры, осознанных намерений провоцировать читателя противоположными по смыслу, но одномоментными афоризмами, сознательно вводить его в обман. Ядро смысла ницшевских высказываний тщательно камуфлируется, скрывается, прячется в ворохе мишурных (площадных зачастую) вербальных изысков и словесных уловок.

Вывод.

Фридрих Ницше являлся одним из самых ярких представителей иррационализма в своем времени. Иррационализм предполагает понимание мира по средствам веры,  инстинктов, чувств. В данном случае это напрпавление  в философии является своеобразной интеллектуальной  реакцией на тот самый кризис и попытка преодолеть его.

    продолжение
–PAGE_BREAK–