Физика на компьютере Классы: X-XI.Количество часов: 136 (2 ч в неделю).Профиль: физико-математический.Место курса в образовательном процессе Инновационные преобразования, происходящие в современном обществе, затронули все сферы человеческого общества, включая и сферу образования, – появляются новые дисциплины, пересматривается содержание действующих учебных предметов, разрабатываются новые методики изложения материала с применением компьютерной техники. Инновации создают как положительный, так и отрицательный эффект. Последний выражается, например, в падении интереса к ряду фундаментальных школьных дисциплин, чьи позиции каких-то десять лет назад казались незыблемыми. Одной из таких дисциплин является физика: если ранее ей уделялось пристальное внимание, на ее изучение отводилось достаточное количество часов, были популярны физические кружки, олимпиады, вечера, КВН, то ныне данный школьный предмет влачит жалкое существование. Даже незначительное сокращение количества часов на его изучение повлекло существенные перемены. У учителя стало меньше времени на мотивацию изучения тех или иных элементов физики, практически не осталось времени на применение элементов занимательности и включение в объяснение исторического материала. Прагматизм, царящий в школьном образовании, привел к падению уровня знаний в области физики. Из данной ситуации есть несколько выходов. Один из них базируется на применении в процессе изложения материала компьютерной техники и программ с физическим содержанием. На данном этапе развития школьного образования проводить полноценные компьютерные уроки со всем классом и по физике, и по информатике не представляется возможным, поэтому подобные занятия можно реализовать либо на факультативах, если речь идет о VII–IX классах, либо на элективных курсах, если это касается старших классов. Элективным курсом, на котором физический материал изучается с использованием компьютерной техники, может стать курс «Физика на компьютере».Концепция курса Курс направлен на повышение интереса учеников к школьной физике через применение компьютерной техники. В нем используются и методы информатики (моделирование, решение задач на компьютере), и методы физики (эксперимент, решение количественных и качественных задач с физическим содержанием), и общепедагогические методы (лекция, беседа, демонстрация). Подобное интегрированное наполнение призвано повысить качество обучения и помочь выпускникам школ с определением выбора дальнейшего жизненного пути. Преподавание курса может быть осуществлено учителем физики совместно с учителем информатики. Если учитель физики имеет соответствующую подготовку по работе с прикладным программным обеспечением компьютера, то он сам может преподавать этот курс. То же самое относится и к учителю информатики, хорошо владеющему физикой. Курс проходит параллельно базовому курсу физики, и в нем рассматривается как основной, так и дополнительный материал, а также материал, который был исключен из учебников в ходе последних преобразований. Основным прикладным программным обеспечением курса являются электронные справочники по физике и программы для проведения физических экспериментов («Живая физика», «Открытая физика», «Физика в картинках»), дополнительно применяются системы программирования, табличные процессоры (Excel) и специализированные программы (математические пакеты Mathead, Eureka и др.), имеющиеся в распоряжении учителя.^ Учебные цели и задачи курса Формирование навыков применения компьютерной техники в физических исследованиях; повышение интереса к физике; совершенствование знаний и умений, полученных в основных курсах физйНси и информатики; расширение представлений об экспериментальном методе познания окружающей действительности, роли и месте компьютерного эксперимента в физических исследованиях; выработка умений применять компьютерную технику для проведения компьютерного эксперимента и решения задач с физическим содержанием; . /, закрепление представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач; подготовка к обоснованному выбору профессии.^ Формы организации учебных занятий Учебный процесс в рамках курса организуется в форме учебной исследовательской деятельности. Курс делится на блоки, каждый из которых связан с определенным разделом школьного курса физики. Прежде чем приступить к работе с физическим материалом, рассматриваются прикладные программные средства, применяемые на занятиях. Они подбираются по усмотрению учителя. При подборе он должен руководствоваться объемом учебных часов, отводимых на изучение электива, уровнем подготовки учащихся, теоретическим наполнением курса. Обязательно должна проходить работа с программами, с помощью которых проводится демонстрация опытов и реализуется виртуальный лабораторный эксперимент, а также решаются задачи с физическим содержанием и моделируются физические процессы, явления и объекты. После рассмотрения большей части блоков ученики знакомятся со способами работы с программами для оформления результатов исследований (или повторяют их) и приступают к оформлению полученных результатов. Последний блок курса является необязательным и реализуется учителем в том случае, если имеется доступ к сети Интернет. Занятия блока призваны сформировать у учеников навыки поиска информации с физическим содержанием в глобальной сети. В рамках курса предполагается рассмотрение некоторых разделов базового курса физики, материал которых изучается в старших классах и изучался ранее в VII–IX классах. Такой подход позволяет, во-первых, показать ученикам различные пути исследования одних и тех же задач, во-вторых, актуализировать знания учащихся в области физики и информатики. Преподавание каждого блока реализуется по следующей схеме: дается теоретический материал, с использованием электронных изданий проводятся демонстрация и компьютерный эксперимент. Материал обязательно снабжается историческими сведениями об этапах развития физики, становлении физической науки, биографиями ученых. Излагать исторический материал может как учитель, так и ученики, предварительно подготавливая доклады по заданной теме. В ходе эксперимента учащиеся должны убедиться в истинности значения физических величин, обнаружить, соответствующие эффекты, проверить факт существования той или иной закономерности протекания явления. На следующем этапе разбираются решения задач с физическим содержанием. При анализе уделяется внимание как методам решения, так и технологии реализации решения на компьютере. Каждое занятие заканчивается выдачей домашнего задания, основное назначение которого – повторение теоретического материала и разработка алгоритмов решения задач по физике. Алгоритмы разрабатываются для реализации различными прикладными программными средствами. В процессе прохождения курса ученики накапливают материал, а на его завершающей стадии оформляют полученные результаты с применением текстовых редакторов. Для повышения качества восприятия полученных результатов используются возможности программ компьютерной графики. По оформлению результатов исследования учитель делает вывод о сформированности у учащихся умений по курсу.^ Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса Учащиеся: знают виды прикладных программных средств персонального компьютера и владеют навыками работы с типовыми ППС; имеют представление о способах обработки различных видов информации; умеют решать задачи с физическим содержанием; знают схему решения задачи на компьютере и без него; умеют ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами; владеют навыками оформления документов.^ Содержание обучения Программные средства, применяемые при обучении физике. Физический вычислительный эксперимент. Роль эксперимента в познании окружающей действительности. Возможности компьютерной техники при проведении физических исследований и экспериментов. Программные средства компьютера, применяемые для проведения виртуального эксперимента («Живая физика», «Виртуальная физика», «Открытая физика»). Приложение Electronics Workbench. Математическое моделирование физических процессов. Программные средства компьютера, применяемые для моделирования (табличные процессоры, системы программирования, математический пакет Math-cad). Физическая задача. Количественные и качественные задачи. Различные приемы и способы решения физических задач. Схема решения задач с физическим содержанием. Программные средства компьютера, применяемые для решения задач (табличные процессоры, системы программирования, математический пакет Eureka).Кинематика. Основная задача кинематики. Траектория движения. Векторные величины. Действия над векторами в «Открытой физике». Проекция вектора на ось. Координатный метод решения задач. Задачи о равномерном и прямолинейном движении точки. Задачи на преследование цели. Моделирование перемещения материальной точки. Движение с постоянным ускорением. Скорость движения с постоянным ускорением. Равномерное движение точки по окружности. Равномерное и равноускоренное вращение. Задачи на ускорение.Динамика. Опыты Галилея по изучению движения тел. Законы Ньютона. Сила тяжести и вес. Вес тела в движущемся лифте. Изучение движения планет с помощью компьютерного моделирования. Невесомость. Навигация на орбите: движение спутника в поле Земли. Падение тел. Изучение полета тела, брошенного под углом к горизонту, с помощью компьютерного моделирования. Силы упругости. Законы Гука. Задачи о грузах на пружине. Свободные и вынужденные колебания. Изучение движения маятника с помощью компьютерного моделирования. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Движение по наклонной плоскости. Решение задач на движение твердого тела под действием нескольких сил.Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Упругие и неупругие соударения. Соударение упругих шаров, Моделирование падения шарика на абсолютно упругую наклонную плоскость. Реактивное движение. Моделирование движения ракеты.Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Хаотическое движение. Силы взаимодействия молекул. Кинетическая модель идеального газа. Механическая модель диффузии газа. Распределение Максвелла. Решение задач с межпредметным содержанием. Газовые законы. Изобарные, изохорные, изотермические процессы. Адиабатический процесс. Термодинамические циклы. Изотермы реального газа. Задачи на построение графиков зависимостей. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Испарение и конденсация. Кипение жидкости при низком давлении. Задачи на давление. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Основы термодинамики. Цикл Карно. Построение модели тепловой машины.Основы электродинамики. Электростатика. Заряженные тела. Электризация тел. Электрическое поле точечных зарядов. Взаимодействие точечных зарядов. Силовые поля системы электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Задачи на определение силы взаимодействия. Построение моделей взаимодействия.Движение зарядов в электрическом поле. Решение качественных задач. Законы постоянного тока. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Параллельное и последовательное соединения проводников. Цепи постоянного тока. Построение графиков зависимостей. Задачи на расчет сопротивления в электрических цепях. Виртуальные эксперименты с электрическими схемами в Mathcad. Моделирование электрических цепей постоянного тока в Electronics Workbench. Задачи на электричество. Построение силовых линий электрического поля. Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле переменного тока. Магнитное поле кругового витка с током. Магнитное поле соленоида. Электромагнитная индукция., Опыты Фарадея.Колебания и волны. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Распространение механических волн. Интерференция механических волн.Оптика. Световые волны. Скорость света. Опыт Майкельсона по определению скорости света. Отражение и преломление света. Закон преломления света. Дисперсия света. Плоские и сферические зеркала. Задачи на прохождение света через несколько пластин. Моделирование хода лучей в зеркалах. Линза. Тонкая линза. Система из двух линз. Глаз как оптический инструмент. Зрительная труба. Интерференция света. Опыты Ньютона по интерференции света. Кольца Ньютона. Интерференционный опыт Юнга. Дифракция света. Зоны Френеля. Дифракционная решетка. Дифракционный предел разрешимости. Поперечность световых волн. Поляризация света. Поляроиды. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Относительность длины.Квантовая физика. Атомная физика. Квантовые постулаты Бора. Квантование электронных орбит. Серия Бальмера.Оформление результатов исследований. Создание иллюстраций в системах компьютерной графики. Средства работы с растровой и векторной графикой. Сканирование и редактирование изображений. Текстовый процессор Word и его возможности по оформлению результатов исследования. Построение диаграмм. Работа с табличными данными. Внедрение мультимедийных объектов.Поиск информации с физическим содержанием в сети Интернет. Сайты производителей электронных энциклопедий по физике («Фи-зикон», 1С, «Кирилл и Мефодий»). Сайты виртуальных лабораторий. Сайты по дистанционному обучению физике. Каталоги образовательных ресурсов по физике. Телеконференции по физике. Систематизация физических электронных ресурсов.^ Ожидаемые результаты обучения После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности: умеют планировать свою деятельность, связанную с решением задач из школьного курса физики с использованием прикладных программных средств компьютера; умеют описывать решаемые задачи на языке математических понятий, точно формулируя цель решения; •знают принципы построения моделей на компьютере и владеют навыками компьютерного моделирования в физике; знают роль вычислительного эксперимента в современном научном познании и имеют представление о возможностях и границах его применимости; умеют грамотно обрабатывать результаты измерений, формулировать вопросы и выводы по исследуемой проблеме, записывать результаты с учетом погрешности, правильно интерпретируя полученные результаты; знают способы применения информационных технологий в физике; владеют способами продуктивной деятельности.^ Рекомендуемая литература Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Решение типовых задач по моделированию // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 1.Бронфман В. В., Дунин С. М. Когда оживает физика // Информатика и образование. 1998. №4.Бурсиан Э. В. Задачи по физике для компьютера. М.: Просвещение, 1991.Горбушин Д. Ш., баранин В. А. Виртуальные лабораторные стенды по физике//ИнформатИка и образование. 2003. №10.Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991.Гурский Д. А. Вычисления в MathCAD. M.: Новое знание, 2003.7. Дьяконов В. П. Справочник по MathCAD PLUS 6.0 PRO. M.: СКПресс, 1997.Дьяконов В. П. Справочник по применению системы Eureka. M.: Наука, 1993.Дьяконов В. П. Справочник по алгоритмам и программам на языке программирования бейсик для персональных ЭВМ. М.: Наука, 1987. Из истории физики / Сост. В. А. Тихомирова, А. И. Черноуцан. М.: Бюро Квантум, 1996. (Приложение к журналу «Квант». № 6–1996).Каганов В. И. Компьютерные вычисления в средах Excel и Math-cad. М.: Горячая линия–Телеком, 2003.Карлащук В. Электронная лаборатория на IBM PC: Лабораторный практикум на базе Electronics Workbench и Matlab. M.: Солон-Пресс, 2004.Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учеб. руководство. М.: Наука, 1985.Леонович А. А. Физический калейдоскоп, или Фрагменты из жизни замечательных людей, идей и понятий / Под ред. А. И. Черноуца-на. М.: Бюро Квантум, 1994. (Приложение к журналу «Квант». Вып. 2).Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.Окулов С. М, Основы программирования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.Оспенникова Е. В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента//Информатика и образование. 2002. №11.Пономаренко С. Adobe Illustrator 10. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. Практикум абитуриента: Электричество и магнетизм / Под ред. В. В. Можаева, А. И. Черноуцана. М.: Бюро «Квантум», 1998. (Приложение к журналу «Квант». №5–1994).Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Дрофа, 2003.Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М.: Наука, 1997.Семакин И. Г., Шестаков А. Л. Основы программирования. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1999.Туркин О. В. Использование электронных таблиц при исследовании физических моделей // Информатика: Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 17.Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений: М.: Лаборатория Базовых Знаний, 20(13.Угринович Н.Д. Информатика и инфог. мационные технологии: Учебник для 10–11 классов. М.: Лаборатория Баювых Знаний. 2003.Хеерман Д. В. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике. М.: Наука, 1990.Ходяков И. A. Mathcad 6.0 и Electronics Workbench 5.12 в средней школе // Информатика и образование. 1999. №7.Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. Школа в «Кванте»: Физика 9–11. Вып. 1 / Под. ред. А. А. Варламова, А. Л. Стасенко, А. И. Черноуцана. М.: Бюро «Квантум», 1995. (Приложение к журналу «Квант». №4–1995). Школьные учебники по физике.^ Рекомендуемые электронные издания 1С: Образование 3.0. Образовательный комплекс: Библиотека электронных наглядных пособий «Физика (7–11 классы)» («1С»), CD-ROM по курсу «Информатика и информационные технологии» (Н. Д. Угринович). Занимательная игра «Физикус – обучение с приключением» («МедиаХауз»). Интерактивные мультимедийные обучающие курсы «Практический курс Excel 2000», «Практический курс Excel 2003», «Практический курс Excel XP» («Кирилл и Мефодий»). Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Adobe Photoshop 5.0» («Кирилл и Мефодий»). Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»). Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Pascal+Delphi 5.6». Части 1–3 («Кирилл и Мефодий»). Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2000» («Кирилл и Мефодий»). Компьютерная проектная среда «Живая физика» (ИНТ). Курс «Волновая оптика на компьютере» («Физикой»), Курс «Молекулярная физика на компьютере» («Физикон»). Моделируемая компьютерная среда «Виртуальная физика» («Стратум»). Мультимедийный курс «Открытая физика 2.0» («Физикон»). Образовательный компьютерный курс «Физика в картинках» («Физикон»). Обучающая программа «Обучение: Visual BASIC 6.0» («Медиа-Сервис 2000»). Пакет программ «Фундаментальные физические опыты» (БелНИИ образования, Минск). Электронное издание «TeachPro Решебник по физике» («1С»).
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…