«ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет (г.Архангельск) Минздравсоцразвития»ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯXIV межрегиональная межвузовская учебно-методическая конференция«Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе»23 апреля 2009 г.Секция 3. «Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования»Секция 4. «Инновационные методы и технологии профориентационной деятельности в Северном государственном медицинском университете»Сборник тезисов и материаловАрхангельск2009УДК 378.147ББК 74.58И 66 Печатается по решению Методического совета факультета довузовского образования Северного государственного медицинского университета № 4 от22 марта 2009. Ред. коллегия: Меньшикова М.В., Ширикова Т.С.Технический редактор: Ширикова Т.С..XIV межрегиональная межвузовская учебно-методическая конференция «Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе» 23 апреля 2009 г. Секция 3. «Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования». Секция 4. «Инновационные методы и технологии профориентационной деятельности в Северном государственном медицинском университете»: Сборник тезисов и материалов XXIV межрегиональной межвузовской учебно-методической конференции «Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе» 23 апреля 2009 г.– Архангельск, 2009.- 64 с.В сборнике представлены материалы, посвященные проблемам учебно-методической, научно-исследовательской и профориентационной работе в системе довузовской подготовки СГМУ.© Коллектив авторов, 2009.© Факультет довузовского образования, 2009. Содержание стр. Секция 3. «Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования»Меньшикова М.В. Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования Северного государственного медицинского университета.^ Вешнякова Т.З. Особенности методики преподавания и методическое обеспечение уроков английского языка в профильных медико-биологических классах.^ Гашинская Е.Н. Проекты, как инновационный метод обучения в системе довузовского образования.Громенкова Л.В. Использование информационных технологий и ИИП «КМ-Школа» при обучении физике на старшей ступени обучения.Катрич Е.Р. Исследовательская деятельность на уроках математики.Курицын С.Н. Экспресс-курсы как одна из форм подготовки абитуриентов.^ Лавринова А.П., Меньшикова М.В. Компетентностный подход при изучении биологии в системе довузовской подготовки. Лопатина М.Н. Воспитание нравственных качеств врача через уроки литературы. Мартынова Н.Н. Организация летнего химического практикума в профильных медико-биологических классах.^ Меньшикова М.В., Ширикова Т.С. Удовлетворенность слушателей подготовительных курсов факультета довузовского образования СГМУ учебным процессом.Онкина О.И. Использование компьютерных презентаций на уроках биологии.Орлова Г.В. Преподавание латинского языка в системе довузовского образования.Смирнова М.Н. Актуальные вопросы подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку (ЕГЭ).^ Стопина О.А., Потехина С.А. Развитие качеств творческой личности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).Ширикова Т.С. Введение модульно-рейтинговой системы в учебный процесс на вечерних подготовительных курсах.^ Секция 4. «Инновационные методы и технологии профориентационной деятельности в Северном государственном медицинском университете»Завьялова Н.В. Инновационные методы и технологии профориентационной деятельности в Северном государственном медицинском университете.^ Петрушенко И.В. Система профориентационной работыв МОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска.Пирогова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников.^ Сазонова Е.В. Профессионально ориентированное тестирование в АГТУ – шаг в надежное будущее.Соловьева Н.А. Профориентационный и образовательный консалтинг в системе непрерывного медицинского образования^ Федотова Л.А., Морозова А.Н. Формирование профессиональных интересов учащихся в общеобразовательном учреждении. 5811151821222526283335374043454850535759 ^ Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования Северного государственного медицинского университетаМ.В.Меньшикова,к.б.н., декан факультета довузовского образования СГМУ (г.Архангельск)За 15 лет структура довузовской подготовки СГМУ накопила положительный опыт по подготовке абитуриентов не только к сдаче предметов вступительных экзаменов, но решению задачи адаптации школьников к студенческой жизни и профориентации. Довузовское образование на этапе определения будущей профессии ориентирует старшеклассников таким образом, что наряду с их личными потребностями и пристрастиями учитывались запросы работодателей и государства, при этом ориентация проводится как на потребности сегодняшнего дня, так и на краткосрочную и дальнесрочную перспективу. На данный момент система довузовского образования испытывает определенные трудности на фоне углубляющего процесса реструктиризации довуза в России в период перехода к ЕГЭ и усиления влияния проблем, связанных с демографической ситуацией в стране. Факультет довузовского образования имеет цель — поднять уровень подготовки абитуриентов и старшеклассников так, чтобы она отвечала запросам современного образования, чтобы в медицинский вуз пришел подготовленный студент, адаптированный к требованиям высшей школы. В 2008-2009 учебном году мы решаем следующие задачи:1. Повышение качества подготовки абитуриентов через повышение профессионализма педагогов.2. Расширение возможностей дополнительного образования школьников:- за счет открытия предпрофильных и профильных классов разных профилей (медико-биологический, естественно-научный, социально-психологический, социально-экономический и химико-фармацевтический);- увеличение количества обучающихся на факультете с 8 класса;- в виде ранней профессиональной и профильной медицинской подготовки (Школа «Юный медик») и обучения латинскому языку.3. Повышение уровня знаний абитуриентов через проведение установочных сессий для слушателей заочных подготовительных курсов, создание новых методических пособий по предметам вступительных испытаний.4. Повышение качества подготовки абитуриентов через проведение научно-исследовательской работы (НИР) со слушателями факультета.5. Информирование работодателей о вузе, специальностях вуза и возможности обучать будущего специалиста как в системе довузовской подготовки, так и на конкретной специальности вуза. Прежде всего, нужно отметить тот факт, что в системе довузовского образования СГМУ работают высококвалифицированные преподаватели-предметники. Среди них есть кандидаты наук, Заслуженные учителя РФ и педагоги с высшей категорией. Это – золотой фонд нашего факультета, специалисты, которые имеют не просто глубокие научные знания по своему предмету, но и владеют методикой преподавания, а также находят новые пути решения задачи – поднятия качества уровня абитуриентов. В следующем учебном году на подготовительных курсах планируетсявведение модульно-рейтинговой системы, которая поможет повысить мотивацию слушателей к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы. Администрация факультета проводит активную работу по расширению возможностей дополнительного образования школьников. В этом учебном году начали свою работу социально-психологический 10 класс МОУ СОШ №51 г. Архангельска и предпрофильные 8 и 9 естественно-научные классы при Североонежской средней школе. В течение марта-апреля месяцев 2009 г. проводится предварительная работа с администрацией и педагогами школы МОУ СОШ №37 г. Архангельска по открытию 8 класса информационного профиля. У нас разработаны учебные планы и рабочие программы для создания социально-экономического и химико-фармацевтического классов.Продолжает работать профориентационная школа «Юный медик» в г.Архангельске. В этом учебном году занятия по медицинской подготовке проводились на базе Центра доклинической подготовки, оснащенном фантомами. Состоялся второй выпуск в Североморском филиале. В апреле 2009 году школу закончили 26 учеников 8-10 классов.Обучение латинскому языку – одна из форм ранней профориентации абитуриентов, важный этап введения в медицинскую профессию,- ведется на факультете третий год. За это время прошли апробацию рабочие программы, как для профильных медико-биологических классов, так и для школы «Юный медик».Третий год для слушателей заочных подготовительных курсов проводятся установочные сессии. Во время занятий разбираются наиболее трудные темы, даются рекомендации по выполнению контрольных работ. Для более успешного обучения, а так же для оптимизации процесса обучения в профильных классах и на подготовительных курсах изданы новые методические пособия по биологии, химии и русскому языку. С 2000 года учащиеся профильных классов и слушатели подготовительных курсов активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, выступают с докладами не только на школьных, городских и областных конференциях, но и на международной сессии молодых ученых. Кроме того, учащиеся второй год участвуют в городском конкурсе научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости «Жизнь без дурмана». Конкурс проводится в рамках социально-экономической целевой программы Архангельской области «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами на 2008-2010 годы». В конкурсе было заявлено 14 работ, среди которых 5 школьников, 3 студента, 4 аспиранта вузов г. Архангельска, 2 сотрудника центра «Надежда». Первое место среди школьников занял ученик медико-биологического 11 класса гимназии №6 г. Архангельска Дьячков Павел, а второе место его одноклассница Чапурина Юлия. Помимо призовых мест экспертное жюри выделило работы по следующим номинациям: – «Первые шаги в науке» Дьячков Павел, ученик 11 класса МОУ ОГ № 6; – «Самый молодой участник» Ивкова Анастасия, ученица 10 класса социально-психологического профиля МОУ СОШ № 51. В 2008 году при факультете довузовского образования было создано научное общество «Малая академия», которое является общественной организацией университета, формируемое из слушателей, проявивших склонность к научной деятельности. Замечено, что проведение научно-исследовательской работы повышается качество подготовки абитуриентов. В век развития информационных технологий школьники активно пользуются Internet-ресурсами. В течение этого учебного года администрация факультета работает над организацией дистанционного обучения слушателей факультета довузовского образования по предметам вступительных испытаний в Интернет-школе. Предполагается участие школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах, которые будут проводиться в университете. На сайте СГМУ сотрудники факультета общаются с нашими потенциальными абитуриентами на форуме, отвечают на разнообразные вопросы, проводят рекламную кампанию.В 2008-09 учебном году факультет стал Региональным представителем Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии». С конца марта 2009 года для наших абитуриентов организовано компьютерное апробационное тестирование «К-ЕГЭ Подготовка», которое адаптирует абитуриента к сдаче экзаменов в виде ЕГЭ.Одной из задач факультета является информирование работодателей о вузе, специальностях вуза и возможности обучать будущего специалиста как в системе довузовской подготовки, так и на конкретной специальности вуза.Не секрет, что не все абитуриенты, поступившие на первый курс СГМУ, закончат его. Не достаточно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Важно уметь учиться в высшей школе. Поэтому коллектив факультета продолжает активную работу по открытию новых профильных классов, профориентационной школы «Юный медик», подготовительных курсов на территории Северо-западного региона. Мы сотрудничаем с работодателями, которые заинтересованы получить студента, способного обучаться в вузе, закончить его и вернуться в свою республику или область грамотным специалистом.^ Особенности методики преподавания и методическое обеспечение уроков английского языка в профильных медико-биологических классах.Т.З.Вешнякова,учитель английского языка МОУ «Общеобразовательнаягимназия №6» город Архангельск В современном обществе стремительно растёт потребность в изучении английского языка: увеличивается количество сфер повседневного и профессионального общения, которые требуют наличия у участников общения значительного запаса специализированной лексики и умения её правильно использовать, а также определенного объёма фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере, в частности, в сфере медицины и здравоохранения. В настоящее время значительно увеличился поток медицинской научно-технической информации, предназначенной для обмена; осуществляются международные программы по совершенствованию системы здравоохранения. Российские врачи, а также студенты медицинских образовательных учреждений все больше принимают участие в международных научных встречах и программах по обмену и обучению специалистов. Учитывая действительную потребность учащихся профильного медико-биологического класса в изучении английского языка для своей дальнейшей академической и профессиональной деятельности, мы предлагаем им учебный курс английского языка, состоящего из двух компонентов: базового курса на основе учебника ‘New Millennium English’. Английский язык нового тысячелетия» для 10-11 классов и элективного профессионально-ориентированного курса «Медицинский английский». Особенности методики преподавания английского языка в медико-биологических классах нашей гимназии определяются тем фактом, что в эти классы приходят ребята из разных школ города с очень разным уровнем подготовки по английскому языку. Базовый курс «New Millennium English» одинаково доступен и интересен как для учащихся школ с углублённым изучением английского языка, так и для учеников из общеобразовательных школ. Это учебник нового поколения, позволяющий учителю работать творчески, с использованием инновационных технологий и успешно готовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку. Основное назначение курса «Английский язык нового тысячелетия». New Millennium English 10-11 – дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетентности у учащихся 10-11 профильных классов средних общеобразовательных учебных учреждений и достижение рабочего уровня владения английским языком.^ Основные характеристики курса: широкие и разнообразные межпредметные связи за счёт содержания речевого материала (текстов для чтения и аудирования, тематики и проблематики дискуссий, типов заданий, широкого применения проектной методики); многоуровневость, так как курс предполагает овладение как языковыми, так и речевыми аспектами коммуникации, а также формирование учащимся личностного отношения к обсуждаемым проблемам; полифункциональность, поскольку английский язык выступает и как цель обучения, и как средство осуществления разнообразной деятельности (например, проектной); направленность на формирование у школьников целостной картины мира; модульная организация процесса обучения, что позволяет расширять и сокращать учебный материал в зависимости от потребностей и возможностей конкретного класса; нацеленность на формирование личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира;^ Элективный предмет «Медицинский английскийИспользование информационных технологий и ИИП «КМ-Школа» при обучении физике на старшей ступени обучения.^ Л.В. Громенкова,учитель физики МОУ СОШ №1г. Мирный Архангельской области В нашей школе, для изучения физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования, используется УМК, авторами которого являются Мякишев Г.Я., Сотский Н.Н., Буховцев Б.Б. Этот методический комплекс позволяет обеспечить в полной мере изучение теоретических основ курса физики в рамках обязательного минимума физического образования. В качестве дополнительного источника мною используется УМК, серия учебников для углубленного изучения физики, авторами которого являются Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. Данный комплект позволяет решать задачи повышенного уровня сложности, относящиеся к заданиям уровня «С». Для формирования знаний, умений и навыков по темам курса мною используются ИК – технологии. Формы использования компьютеров в процессе обучения физике. 1. Передача информации при объяснении нового материала:- информационные слайды, слайд-шоу;- слайд-задания на исправление ошибок;- мотивация и актуализация знаний, создание проблемных ситуаций на уроке; (использование видеозадачника по физике) Во время уроков – семинаров, уроков обобщения по отдельным темам учащиеся участвуют в создании презентаций или отдельных файлов. Создание презентаций позволяет учащимся научиться выбирать главное из большого потока информации, обобщать и делать выводы о значимости физических открытий. Наиболее удачными оказались презентации по темам, связанным с применением физической теории в технике – «Тепловые двигатели», «Двигатель внутреннего сгорания», «Применение электромагнитных волн». Данная работа осуществлялась как отдельными учащимися, так и творческими группами, итогом этой работы была устная защита презентации. Работая в группах, ребята учатся самостоятельно распределять формы работы, выбирать тот вид деятельности, который им ближе (поиск материала, создание компьютерной презентации, публичное выступление). 2. При проверке знаний:-тесты для индивидуального опроса;-тесты для фронтальной работы;-репетиторы по отдельным курсам физики; Для закрепления изученного материала и текущей проверки знаний используются различные формы тестовой проверки знаний. Тематические тесты можно использовать для закрепления полученных знаний с последующей проверкой выбранных ответов и обсуждением результатов. Для индивидуальной работы учащихся я создаю тесты с использованием программного продукта «Microsoft Office at school». Данная программа позволяет создавать тесты, производить быструю проверку и анализировать неверные ответы. За урок можно осуществить индивидуальную проверку знаний как минимум пяти учащихся. 3. При компьютерном эксперименте:-применение компьютера в демонстрационном эксперименте как средства измерения;-видеофрагменты физических экспериментов, для которых нет базы в школе;-моделирование физических процессов с помощью компьютерных технологий; (использование демонстрационного оборудования «Лаборатория L-микро»); Использование компьютера в демонстрационном эксперименте позволяет устанавливать количественные зависимости между физическими величинами, исследовать физические законы. В отличие от обычного физического эксперимента погрешности измерений при работе с компьютером малы и выводы из эксперимента соответствуют физическим закономерностям. Отдельные темы по физике (например, механические явления) содержат достаточно трудоемкие, малоинформативные эксперименты. Существенную помощь в повышении качества усвоения учебного материала оказывают программные комплексы «Физика», «Открытая физика», позволяющие создавать интерактивные компьютерные модели. Эти модели помогают в развитии у учащихся правильных концептуальных и визуальных моделей основополагающих физических принципов, формируют у учащихся устойчивую связь между концептуальными основами физики и абстрактными понятиями. 4. Использование интернет – ресурсов в процессе подготовке и проведения урока. 5. Использование единой образовательно-информационной среды информационный интегрированный продукт «КМ-школа» для организации образовательного процесса. С этого года в нашей школе с целью оптимизировать и модернизировать процесс обучения внедряется ИИП «КМ-Школа». Этот программный продукт позволяет использовать возможности информационных технологий в образовательном процессе, повысить интерес школьников к физике, помочь учащимся влиться в мировое информационное пространство, повысить качество знаний учащихся. Использование ИКТ технологий позволяет учащимся адаптироваться в информационном пространстве, получить навык работы с интернет – ресурсами, что пригодиться учащимся при обучении в вузе. В рамках этой программы учитель может создавать уроки с использованием слайдов, создавать тесты любого типа. 6. С целью подготовки к ЕГЭ на уроках и в рамках элективного предмета по физике использую CD диски – «Готовимся к ЕГЭ», «Интенсивный тренинг-курс» для индивидуальной работы. (Программные продукты фирм 1С, Физикон, Дрофа, Просвещение, Microsoft Office at school, Эксмо, Новый диск) Подготовка учащихся старшей ступени обучения требует не только научить школьников применять компьютерные технологии, но и самостоятельно проводить физический эксперимент. Работа в профильных политехнических и медико-биологических классах требует создавать такие условия работы, при которых учащийся захотел, и смог бы усвоить физические знания. Для повышения эффективности обучения важно, чтобы школьник стал активным соучастником образовательного процесса. Поэтому использование ИК-технологий опирается на разноуровневое обучение. Задания, предлагаемые учащимся дифференцированы по уровню сложности: базовый, программный, продвинутый. Использование технологии разноуровнего обучения позволяет каждому ученику добывать знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знаний, как индивидуально, так и в группах. Происходит рост мотивации ученика, рост познавательной активности, стремление ученика перейти на более высокий уровень познания. ^ Исследовательская деятельность на уроках математикиЕ.Р.Катрич,учитель математики и информатики МОУ «Североонежская средняя общеобразовательная школа»п. Североонежск Плесецкого района “Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, – писал еще И.Г.Песталоцци. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В инновационных образовательных практиках меняется и содержание образования: на первый план выходит не учебный предмет, а компетенции как выработанные обобщённые способы действия. В концепции стандартов общего образования второго поколения актуализируется деятельностный подход. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением…Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Исследовательская деятельность учащихся при изучении вопросов статистики является примером деятельностного подхода. С 2006/07 учебного года изучение содержательной линии «элементы статистики, комбинаторики теории вероятностей» стало обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Поэтому вопросы изучения статистической обработки данных вошли в рабочую программу по математике для групп предпрофильной подготовки естественно-научного профиля. Мы живем в веке информационных технологий, а значит, повсюду нас окружает информация. Объемы её очень велики, поэтому люди стремятся систематизировать, преобразовать данные, представляя их в максимально удобном виде – то есть они занимаются дизайном информации. Дизайном информации занимается наука статистика. Одна из основных задач статистики состоит в надлежащей обработке информации. На протяжении нескольких уроков учащиеся изучали статистические характеристики, учились проводить статистические исследования. Тема итогового урока- «Статистика- дизайн информации», на уроке учащиеся должны были подтвердить/опровергнуть данное утверждение. Для работы ребята были распределены на 5 групп, каждой дано задание (задача с практическим содержанием), включающее сбор информации, её систематизацию, наглядное представление, выработку прогнозов. Естественно, что обработать информацию предлагалось с помощью приложения MS Exel . Итак, кратко о работе групп: 1 группа «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает»- за 10 дней до выборов на должность главы нашего поселка группа проводила опрос среди жителей об их предпочтениях. Прогноз совпал с реальными результатами. 2 группа «Компьютер друг или враг?» В течение 10 дней учащиеся класса отмечали, сколько времени проводят за компьютером. Полученную информацию предлагалась обработать и соотнести результаты с рекомендуемыми нормами. 3 группа «Росточек». В школе прошли медицинские осмотры, и учащиеся получили данные о росте учащихся 8 –х классов. Полученную информацию предлагалась обработать и соотнести результаты с рекомендуемой высотой столов и стульев в кабинетах восьмиклассников. 4 группа «Звездный час». Участникам группы предлагалось получить информацию о дате рождения восьмиклассников и выяснить, к каким знакам зодиака относятся ребята. Результаты соотнести с предложенным гороскопом «Знак зодиака и выбор профессии». Данная группа состояла из ребят, имеющих низкий уровень познавательных способностей, поэтому и задание им дано достаточно неоднозначное. Следует признать, что выступление этой группы вызвало большой интерес, а учащиеся отлично справились с поставленной задачей. 5 группа «Учись учиться». В течение 10 дней учащиеся класса отмечали, сколько времени выполняют домашнее задание. Полученную информацию предлагалась обработать и соотнести результаты с рекомендуемыми нормами. Кстати, выяснили, что на подготовку домашнего задания большинство тратит мало времени. «Слишком мало», -так прокомментировал полученный результат участник группы. Все полученные результаты (графики распределения выборки, полигоны частот, гистограммы) с помощью локальной сети компьютерного класса, мультимедиапроектора участники группы представили учащимся класса, которые оценили работу каждой группы. Таким образом, восьмиклассники пришли к выводу, что «Статистика-дизайн информации», а работа в MS Exel существенно облегчает обработку информации. Принимая тезис: “Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает”. (Георг Зиммель), мы понимаем и то, что развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…^ Экспресс-курсы как одна из форм подготовки абитуриентовС.Н. Курицын,Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)При факультете довузовского образования Северного государственного медицинского университета уже в течение нескольких лет действуют экспресс – курсы.Принято считать, что экспресс – курсы – это изобретение отечественной системы образования, а многие ВУЗы толерантно относятся к такой системе подготовки. Достаточно сказать, что такая форма предоставления образовательных услуг довольно широко применяется в Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственном институте русского языка им. Пушкина, Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, Московском педагогическом университете, МФТИ и других. Но неоспоримым остается тот факт, что эта форма не должна быть единственной при подготовке и организации довузовского образования.Основной целью экспресс – курсов является не только получение представлений о требованиях на вступительных экзаменах, но и адаптация абитуриентов к избранному вузу и подготовка к вступительным испытаниям.Кроме того, по словам многих специалистов, анализирующих работу по этому направлению, «подтянуть знания за несколько недель – реально».Экспресс – курсы – это интенсивные занятия по расписанию, без долгих пауз и остановок. В основе экспресс – обучения, как и на длительных занятиях, – базовая школьная программа в сжатой форме. Как правило, обучение строится на основе испытаний прошлых лет. С другой стороны, если школьник подготовлен неплохо, пойти на экспресс – курсы можно – они помогут систематизировать информацию, расставить акценты. Традиционными «плюсами» экспресс – курсов является следующее: школьникам помогут выстроить знания в систему, необходимую для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Если абитуриент не занимались на долгосрочных курсах, экспресс – программы – это последний шанс не только подготовиться к экзамену, но и привыкнуть к будущему месту учебы. Преподаватели подскажут, по каким учебникам лучше заниматься. На курсах регулярно проводят проверочные работы – это и репетиция экзаменов, и неплохая психологическая подготовка. Основным «минусом» является жесткое ограничение во времени. Преподавателю придется подавать материал в очень сжатой форме. И у него просто не будет возможности углубиться в конкретные темы, ответить на каждый вопрос и уделить достаточно внимания каждому слушателю. Проведение экспресс – курсов по отдельному предмету зависит от конкретной возможности вуза и многих других факторов.В медицинском университете дисциплина «Биология» является базовой. Дисциплина входит в состав перечня вступительных предметов при приеме в вузы данного профиля. Экспресс – курсы по предмету рассчитаны на 40 – 50 часов, в зависимости от длительности обучения.За этот период необходимо повторить 7 основных содержательных блоков программы:1. Биология – наука о живой природе.2. Клетка как биологическая система.3. Организм как биологическая система.4. Многообразие организмов.5. Человек и его здоровье.6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.7.Экосистемы и присущие им закономерности.Слушателям экспресс – курсов выдаются лекционные материалы и другие пособия, подготовленные преподавателями, на основании которых ведется повторение основного содержательного компонента программы. Это позволяет сэкономить время, необходимое для повторения наиболее важных и значимых тем программы.Особое внимание уделяется прорешиванию вариантов КИМ, причем как в режиме «on-lain», так и на бумаге с проверкой и комментариями преподавателя.Результаты работы экспресс – курсов показывают, что по эффективности подготовки они не уступают длинносрочным подготовительным курсам.^ Компетентностный подход при изучении биологиив системе довузовской подготовкиА.П.Лавринова , к.б.н.,доцент кафедры теории и методики предмета Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования; ^ М.В.Меньшикова , к.б.н.,декан факультета довузовского образования СГМУ (г.Архангельск) Актуальность внедрения компетентностного подхода в процесс обучения становится все более очевидной. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты. «Компетентностный подход в качестве результата образования рассматривает не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые». (Д.А. Иванов). Принимая и осваивая компетентностную модель образования учитель должен применять новые технологии в обучении, переосмыслить цели своей деятельности и освоить новые для себя позиции: тьютора, организатора самостоятельной работы, эксперта. Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов школьника, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание думать, ставить вопросы и проявлять независимое мышление. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те образовательные ситуации, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в группе (классе) «развивающей среды»: мотивация учащихся на реализацию той или иной работы; самостоятельная учебная работа школьников; формирование понятий и организация на их основе своих действий; система оценивания, которая помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их. В довузовской подготовке школьников по биологии используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить, что актуальным остается использование лекций. Преподаватель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания. Лекция формирует у учащихся умение внимательно слушать об
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…