МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра практической психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Я–КОНЦЕПЦИЯ И СТИЛИ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнилстудент социально-психологического факультета 1152 группы Будилов Е.В.
Научныйруководитель профессор, доктор психологических наук
ПодымовН.А.
Белгород 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3–5
Глава 1. Теоретические основы изучения “Я-концепции”в юношеском возрасте и стили поведения в конфликтных ситуациях
1.1Проблема самосознания
6–11
1.2 Понятие о конфликте: сущность, виды, функции.
12–20
1.3 Стили поведения в конфликтах
21–32
1.4 Характеристика юношеского возраста
33–35
Глава 2. Экспериментальное исследование связи “Я-концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Организация и методы исследования
36–41
2.2 Анализ результатов
42–50
2.3 Методические рекомендации
51–54
Заключение
55–56
Литература
57–59
Приложения
60–67
ВВЕДЕНИЕ
Юность –определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическоесодержание этого этапа связано с развитием самосознания, формированиямировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлениемво взрослую жизнь.
Важнейшую рольв формировании целостной личности играет “Я–концепция”. Это относительноустойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая какнеповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой онстроит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Каждый человекимеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себесейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Дляюношеского возраста характерной особенностью является устремленность в будущее.
Как“Я–концепция” влияет на социализацию, так и социальное окружение, в своюочередь, содействует формированию “Я–концепцию” индивида.
Восприятиеюноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоанализ (анализ личныхдостоинств и недостатков), социальные ценности, ожидание, идеалы, опыт социальногоповедения (в том числе и в конфликтных ситуациях) влияют на формирование“Я–концепции”.
Проблеме самосознания уделялось значительное внимание, ейпосвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований такимиученными, как, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Спиркин.
Всевышеизложенное обуславливает актуальность изучения особенностей и видовконфликтных ситуаций, стилей поведения в них, а так же их возможное влияние наформирование “Я–концепции” в юношеском возрасте.
Изучение теоретического материала позволило намсформулировать проблему: влияет ли “Я-концепция” на стиль поведения вконфликтной ситуации и социальный статус старшеклассника.Решение проблемы и составило цельнашей работы: изучить влияние “Я–концепции” на стиль поведения в конфликтнойситуации и социальный статус старшеклассников.
Объектомнашего исследования является самосознание в старшем школьном возрасте.
Предметисследования – связь особенностей “Я-концепции” в старшем школьном возрасте со стилем поведения вконфликтной ситуации.
Анализлитературы позволил нам выдвинуть гипотезу, заключающуюся в том, что встаршем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связанс особенностями “Я-концепции”.
Цель и гипотеза исследованияопределили его основные задачи:
1) провеститеоретический анализ литературы по данной проблеме;
2) изучить“Я–концепцию” учащихся в юношеском возрасте;
3) изучитьстили поведения в конфликтных ситуациях;
4) изучитьсвязь между особенностями “Я-концепции” и стилем поведения в конфликтнойситуации;
5) разработатьметодические рекомендации старшеклассникам по умению регулировать конфликтныеситуации.
Все выше изложенное обусловилоприменение в данном исследовании следующих взаимопроверяющих, взаимодополняющихметодов:
– методнаблюдения;
– методбеседы;
– экспериментальныеметоды;
– методобобщения независимых характеристик;
– методанализа и интерпретации: уровневый анализ, сравнительный анализ; корреляционныйанализ.
При обработке данных использовалсястат. пакет программы Microsoft Excel97.
Исследование проводилось в среднейшколе №21 города Белгорода в 1999 – 2000г.г. В исследовании принимали участие 106 учащихся старших классов, 55 человек– учащиеся двух 10х классов и 51 человек – учащиеся двух 11хклассов.
Практическая значимостьпроведенного исследования состоит визучении “Я–концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтныхситуациях в новых социально-психологических условиях, что может послужитьосновой для дальнейших исследований.
Практическую значимость так жепредставляют методические рекомендации, полученные в результате проведенныхзанятий по разрешению конфликтных ситуаций.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
“Я-КОНЦЕПЦИИ”В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ИСТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЯХ
1.1 ПРОБЛЕМАСАМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Всем известно, что человек сталчеловеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными. В ходе такогообщения происходила передача социальных норм, вместе с которыми ребёнокусваивал значимые для него точки зрения других людей. Именно на этом усвоенииизвне основаны определения самосознания некоторых зарубежных психологов (Дж.Мид, Фихте). При рассмотрении данныхопределений чётко прослеживается влияние бихевиористического направления впсихологии. Так самосознание определяется ими как преобразованное и присвоенноечеловеком сознание его другими. Это полностью отвечает формуле поведения S– tn – R, если за стимулпринять мнение других относительно индивида, то ответной реакцией будет сформировавшеесясамосознание.
Общаясь с другими людьми, человекнеизбежно должен был научиться общаться с самим собой. На основе рефлективнойдеятельности складывались и формировались более или менее чёткие представленияо себе. Некоторые психологи (Р. Бернс, Л. П. Гримак, К.К. Платонов) выдвинулипредположение о появлении субъективной части самосознания. В определениях,отражающих данную точку зрения, делается акцент на осознание и оценку человекомсамого себя. В последнее время всё более чаще в понятиях самосознаниеупоминается личностный компонент. Отечественные психологи отмечают, что самосознаниене имеет своей отдельной от личности линии развития и формируется вместе с еестановлением (Спиркин А.Г., Рубинштейн С.Л.).
На наш взгляд, основным мотивирующиммоментом в выделении тех или иных сторон в определении самосознания являетсянаправление психологии, которой придерживается тот или иной автор. Так,например, Фельдштейн Д. И. в развитие самосознания включает деятельныйкомпонент. Он указывает на то, что “только благодаря включению в практическуюдеятельность с собственной активностью и сотрудничеством с другими людьмипроисходит возникновение и развитие самосознания”[44, с.71].
В психологии под “понятием”подразумевается выделение существенных моментов определяемого явления. Такимобразом, нам необходимо выделить существенные стороны, влияющие на формированиеи существование такого явления как самосознание личности.
Во–первых, человеческое “Я” – явлениене физического, а социального и психологического порядка. Только при включениичеловека в общественные взаимоотношения с вытекающим из этого влиянием социумавозможно формирование самосознания.
Подтверждение этому можно найти вработах Э. Эриксона, предложившего генетическую теорию формированияэгоидентичности и параллельного формирования психосоциальной “групповойидентичности”. Следовательно, при отсутствии социальных отношений не происходитформирование самосознания. Так Куин и Мид подчёркивали ведущую роль социальныхвзаимодействий как источника “Я – концепции”.
Во–вторых, самосознание – этопроцесс, с помощью, которого человек познаёт себя и относится к самому себе. Входе данного процесса, как и любого другого, появляется продукт – представленияо себе, складывающийся в “Я – образ” или “Я – концепцию”.
В–третьих, самосознание необходиморассматривать как важный структурный компонент личности, благодаря которомучеловек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающейсреды, но и самостоятельно направлять собственную активность на овладениесоциальным опытом деятельности и поведения.
Итак, целью самосознания являетсясовершенствование основного и главного предназначения человека – его внешнейсозидательной деятельности.
Идея об уровневом строениисамосознания не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С.Кон, обобщив исследования генезиса самосознания предлагает выделять в “образе –Я” несколько автономных показателей, используя понятие установки. В целом “Я –образ” понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами:
– когнитивным(знания о себе);
– аффективным(отношение к себе);
– поведенческим(готовность к действию в отношении объекта).
Чеснокова И.И. различает 2 уровнясамосознания, используя критерий соотнесения знаний о себе.
1 уровень – происходит соотнесение врамках сопоставления “Я” и “другой человек”.
2 уровень –соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникаций, то есть врамках “Я и Я”[45, c.39].
В работе Е.Дикстейна высказывается идея о связи меры самоотношения с характеромсамосознания на различных уровнях, которые одновременно являются стадиями (5стадий).
Подробнаяуровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э. Эриксоном.
Столин В.В. заоснову уровнего строения брал характер активности человека, в рамках которойформируется и действует его самосознание. Человек одновременно являетсябиологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.Процессы самосознания обеспечивают активность человека на каждом уровне.
На уровнеорганизма активная деятельность происходит в системе “организм – среда”. Даннаяактивность обусловлена основными потребностями человека. Основным продуктомданного уровня является “схема тела”. Рост человека, его вес, здоровье, зрение,цвет лица и т. д. способны стать ведущими составляющими отношения к себе.Только тело является зримой и ощутимой частью нашего “Я” [42,с.96].
На уровнесоциального индивида самосознание отражает принадлежность человека к обществу.В ходе данной активности образуются социальные самоидентичности: половая,возрастная, гражданская, социально-ролевая. На данном уровне происходит постоянноесравнивание себя с другими при постоянно действующем внутреннем контроле завыполнением норм, которые влияют на принятие или отвержение другими данного индивида.
На уровнеличности активность субъекта направлена на самореализацию при ориентации насвои собственные способности, возможности и мотивы.
Все вышеизложенные уровни самосознания (по Столину В.В.) предполагают наличие знаний осебе, влекущих определенную активность на разных уровнях.
Как было ужезамечено, самосознание личности характеризуется своим продуктом, так какявляется процессом. Продукт принято обозначать как “образ Я”, который отражен вмногоплановых представлениях о себе. Такие представления соотносятся с разнымисферами проявления человека. И. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и многие другиевыделили различные формы представлений о себе дифференцированные в различных направлениях.
1. Посфере проявления человека. Такие как “социальное Я”, “физическое Я”, “интимноеЯ”, “духовное Я”, “публичное”, “моральное” и так далее.
2. Пореальности и идеальности (“реальное” и “идеальное”).
3. Повременному отрезку (“я в прошлом”, “я в настоящем”…)
Мнение большинства авторов сходны вубеждении главности “идеального Я”. В представлениях о том, каким человек хотелбы быть, часто скрывается отдаленная цель. Следствием нормального развитияявляется углубление в расхождении “идеального” и “реального Я”. Это происходитвследствие адекватной оценки своих возможностей и поставленной цели.
Из всего выше сказанного можноговорить об образе “Я” как результате апробации человека своих самооценок,притязаний и социально-психологических ожиданий в процессе жизнедеятельности.
Над вопросом о развитии самосознаниятрудилось не одно поколение психологов. На данный момент существует несколькоточек зрения на проблему возникновения самосознания.
Одни утверждают, что оно возникает вмладенческом возрасте, другие первичное появление относят к 2 – 3 годам (Л.И.Божович). Но независимо от того, что существуют различные взгляды на появлениесамосознания, исследователи самых различных школ и направлений сходны в одном,что развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолькоярко и наглядно и не вызывает сомнения в значении для формировании личности.
Развитие самосознания предполагаетизменение связей между его компонентами (когнитивным, эмоциональным иповеденческим). С возрастом происходит постепенное усиление интеллектуальногокомпонента, что в свою очередь ведет за собой изменения в эмоциональном иповеденческом компонентах. Подростковый возраст издавна считается периодомвозникновения “сознательного Я”. Это связанно с новой социальной ситуациейразвития, ведущим видом деятельности и новообразованиями данного возраста.
Социальная ситуация развития.Существенные сдвиги в физическом и психическом развитии – возникновение устаршеклассника ведущей потребности, выступающей в форме стремления квзрослости и самостоятельности. Он стремится удовлетворить эту наиболееактуальную, социально значимую потребность и занять достойное место средивзрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращатьсяк анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать сдругими и стремиться к самосовершенствованию. Таким образом самосознаниестановится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.
Ведущий вид деятельности. Какизвестно одним из основных разработчиков ведущих видов деятельности являетсяФельдштейн Д.И. Именно общественно полезную деятельность он относил коптимальному условию становления у юношей качественно нового уровнясамосознания. Данная деятельность отвечает основным потребностям, в нейпроисходит развитие общения, что позволяет развиваться у него общественно необходимымличностным качествам.
Многие исследователи (Л.И. Божович,Т.В.Драгунова, В.А. Крутицкий, Н.С. Лукин, М.И. Боршневский и др.) утверждают,что самосознание этого периода – важная стадия развития, продолжающая целостнуюонтогенетическую линию самосознания. Следовательно, данный возраст являетсясензитивным в отношении формирования и становления качественного нового уровняразвития “Я – концепции”, что обуславливает появление всеобщего интереса кличности старшеклассника не только со стороны психологов и педагогов, но и состороны самого ребенка.
1.2 ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ,
ФУНКЦИИ
Воспоминания о конфликтах как правиловызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки,порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение,что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а вособенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться сконфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего повозможности следует избегать.
Представители ранних школ управления,в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В нашевремя теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения,что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучшихвзаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлятьконфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе стольвелика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия,политология и, конечно, психология.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определенияконфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимаетформу разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут бытьскрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтомуопределим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Конфликт (от лат. conflictus– столкновение)– столкновение противоположно направленных,несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, вмежличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групплюдей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [30,с.152]
Отсутствие согласия обусловленоналичием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явногостолкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующиепротиворечия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуютдостижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынужденыкаким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтноевзаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получаютвозможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятиирешения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительныйхарактер.
Деление конфликтов на виды достаточноусловно, жесткой границы между различными видами не существует и на практикевозникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальныеоткрытые межгрупповые и т.д.
Рассмотренные конфликты могутвыполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основныефункции конфликтов представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Функцииконфликтов
Позитивные
Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом
Представление о побежденных группах, как о врагах
Стимулирование к изменениям и развитию
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных
после завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
Диагностика возможностей оппонентов
Сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений,то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующиеэффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными(деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины ивозможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликтымогут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими(беспредметными).
Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требованийучастников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределениеммежду ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихсяотрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие,становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться внереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим дляучастников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией.Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихсяотрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать,направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобныхконфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы,повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладениеприемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.
Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный;между личностью и группой; межгрупповой; социальный.
Внутриличностный конфликт.Этот тип конфликта не полностью соответствует данномунами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различныепсихологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиесянесовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могутпринимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевойконфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивыетребования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, женыи т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя можетобязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указаниевыпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то жесамое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первогоконфликта является рассогласование личных потребностей и требованийпроизводства, а второго – нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликтымогут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или,напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт.Это самый распространенный тип конфликта. В организацияхон проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной егопричиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которымиз-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладитьдруг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе такихконфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба заограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, времяиспользования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсахнуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем иподчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляетк нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желаетработать в полную силу.
Конфликтмежду личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормыповедения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступлениеот принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникаетконфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа— конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекаютпри авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт.Организация состоит из множества формальных и неформальныхгрупп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством иисполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальнымигруппами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласиямежду высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным иштабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченныересурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е.наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
—проявлениями “деиндивидуализации”,т. е. члены группы не воспринимают других людей какиндивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другойгруппы, которой приписывается негативное поведение.
Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
— проявлениями социального,межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу,повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, даютей отрицательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отсталые” и т. п.).Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать,“оправдывать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как“положительную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оцениватьчужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироватьсяот информации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”); тогда легчесохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликтаполезен обмен реальной информацией друг о друге;
— проявлениями групповой атрибуции,т. е. склонны считать, чтоименно “чужая группа ответственна за негативные события”. Объяснение причинсобытий резко различается для своей и чужой группы: 1) так положительномуповедению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываютсявнутренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они поступаютплохо, потому что они плохие”); 2) негативное поведение своей группы иположительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешнимиобстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивноеповедение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили обстоятельства”), анападения противников объясняют внутренними причинами (“они плохие люди”).Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешнеобусловленные (“у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойтина “мировую”) или порой воспринимаются как подвох, “ военная хитрость” (“что-тоздесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям”). Даже расколвнутри своей группы склонны объяснять действиями “чужой группы”, которые“вредят нам, строят заговоры против нас”.
Социальный конфликт —это ситуация, когда стороны(субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречатили взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихсяопределениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента:во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий,явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия;во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальныхобщностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальныхсубъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют своиразличные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, какправило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Таким образом, социальныйконфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличиепротивоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями являетсяосновой конфликта, его осевой линией.
Этот момент тесно связан с выяснением причин и природыконфликта, а также определением его границ: пространственных, временных,внутрисистемных. Пространственные границы конфликта определяютсяместоположением его участников (квартира, улица, дом, работа, регион и т. д.и т. п.). Временные параметры конфликта связаны с егопродолжительностью, включая начало и конец.
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремяусловиями:
1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другомуучастнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;
3) второй участник в ответ предпринимает активные действия противинициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.
Из этого следует, что конфликт начинается в случаепротивоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активнопротиводействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегданачинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило,предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качествезачинщика конфликта.
Перечень элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимо-несовместимость ценностей и интересовсторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов,интересов противоположной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
7) личностные особенности участников: агрессивность,авторитетность и пр.;
8) характер внешней среды, присут