Ядерный потенциал Франции

–PAGE_BREAK–В первой половине 60-х годов экономика Франции была на подъеме. Поэтому правительство для реализации второй военной программы на 1965-68 года выделило значительно большие финансовые средства, что позволило стабильно финансировать развитие стратегических ядерных сил.
В истории развития французских стратегических ядерных сил третью военную программу можно смело считать этапной. В июле 1971 года началось развертывание первой эскадрильи в составе девяти БРСД S-2 (баллистические ракеты средней дальности), которая заступила на боевое дежурство в апреле следующего года. Сразу же приступили к вводу в строй второй эскадрильи. Была осуществлена модернизация бомбардировщиков IV и их боевого оснащения.
29 февраля 1972 года правительство принимает Декрет о перспективном строительстве ВМС Франции до 1995 года. В нем определялось, что подводный ракетоносный флот должен стать основой национальных стратегических ядерных сил. С этого момента большая часть финансовых средств, отпускаемых на развитие стратегических вооружений, стала направляться на строительство и оснащение подводных ракетоносцев. Еще в 60-х годах, когда формировалась программа строительства подводного ракетоносного флота, был заложен поэтапный путь ее реализации. Это позволило плавно наращивать ядерную мощь ВМС. В январе 1972 года на боевое патрулирование в Норвежское море вышла первая французская ПЛАРБ «Редутабль» — головная в серии из пяти единиц, а годом позже — вторая «Террибль». Обе были вооружены баллистическими ракетами «М1». Третья лодка, получившая наименование (в сентябре 1974 года она вышла на боевую службу), первой получила ракеты М2[15]. По своим боевым характеристикам ракеты М1 и М2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС (стратегические ядерные силы) Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.
Таким образом, уже кначалу 1970-х годов прошлого века Франция располагала классической ядерной триадой. Одновременно велось научное обоснование французской доктрины использования ядерного оружия. В 1972 году был принят первый стратегический документ, определяющий приоритеты и цели национальной оборонной политики Франции, а также средства и пути достижения этих целей, — «Белая книга по вопросам обороны» (Livre Blanc sur la Defence)[17]. Французское военно-политическое руководство тогда определило для своих стратегических ядерных сил главную цель — сдерживание войны. В качестве возможной формы их применения было выбрано — нанесение всеми имеющимися носителями массированного ядерного удара (концепция «все или ничего») по объектам промышленного потенциала противника (концепция «удара по городам») при любом нападении агрессора. Именно поэтому в военном строительстве Пятой республики приоритет всегда отдавался стратегическим ядерным вооружениям.
В период президентства В. Ж. д’Эстена основные принципы деголлевской ядерной стратегии сохранились. Однако наметились и первые шаги в эволюции внешнеполитического курса Франции, направленные на сближение с США и НАТО. Так в 1974 году, в Оттаве, делегация Французской республики признала взаимосвязь ядерных сил Великобритании и Франции в общей системе сил сдерживания Североатлантического блока. В 1976 году вместо концепции «все или ничего» официально принимается концепция «реалистического сдерживания на всех уровнях». Это давало толчок развитию тактических ядерных средств. Французский президент признал возможность ведения коалиционной войны в Европе. Изменяются задачи национальных стратегических ядерных сил. Теперь уже руководство Франции считает, что они не могут быть применены в качестве ответа на любую форму агрессии, а только в случае атомного нападения. По оценкам официальных лиц к 1978 году был достигнут первоначально запланированный уровень количественного развития СЯС в соответствии с принципом «достаточности», который генерал Ги Мери (видный военный теоретик) определял так: «… уровень развития СЯС должен означать способность нанести противнику «ущерб», который был бы как минимум равен объему выгод агрессора в случае его успеха»[18].
В это же время ведутся опытно-конструкторские работы над новыми образцами стратегических вооружений, такими как БРСД мобильного базирования SX и баллистическая ракета для подводных лодок «М4» с разделяющейся головной частью. Основными направлениями их развития приняты: повышение точности стрельбы и мощности ядерного заряда, увеличение дальности полета, создание современных РГЧ. В октябре 1981 года Совет обороны принимает решение о строительстве седьмой ПЛАРБ нового поколения. Пришедший к власти в октябре 1981 года президент Ф. Миттеран подтвердил, что Франция не намерена отказываться от реализации этих программ. К 1983 году французские стратегические ядерные силы в своем составе имели 33 стратегических бомбардировщика, 18 БРСД S-3 и пять ПЛАРБ с 80 баллистическими ракетами М20. Для них имелся 131 ядерный заряд суммарной мощностью 103,9 Мт[19]. В очередной военной программе на 1984-88 годы предусматривалось выделение финансовых средств на ввод в строй атомной ракетной лодки «Энфлексибль» с БРПЛ М4, а также на работы по перевооружению этими ракетами четырех ПЛАРБ типа «Редутабль». С выполнением военной программы 1984-88 годов произошел качественный скачек возможностей национальных стратегических ядерных сил. К этому времени на пяти ПЛАРБ имелось 80 ракет «М4» с 480 боевыми блоками индивидуального наведения[20]. В течение следующих пяти лет на них постепенно устанавливались БРПЛ модификации «М4С» с повышенной дальностью стрельбы. Шестая ПЛАРБ «Редутабль» с ракетами «М20» выводится в резерв.
После развертывания французских БРСД и первых ПЛАРБ с ракетами М1 средние бомбардировщики утратили свою лидирующую роль в структуре национальных СЯС, хотя и продолжали рассматриваться военно-политическим руководством страны в качестве важной составляющей ядерной «триады». От планов создания нового полноценного среднего бомбардировщика отказались. В этих условиях руководство ВВС продолжало поиски возможных путей улучшения боевых характеристик своих «Миражей». Так, планировалось заменить двигатели на более мощные, что дало бы прирост дальности полета на 15 % и улучшило взлетно-посадочные характеристики, оснастить самолет свободнопадающей термоядерной бомбой мощностью 200…300 кт и планирующей бомбой мощностью 50 кт с дальностью полета до 300 км.
В начале 80-х годов руководители стратегических ядерных сил Франции пришли к заключению, что «Мираж» IVA устарел и не удовлетворяет поставленным требованиям. В 1983 году началась разработка программы модернизации бомбардировщиков в вариант, получивший обозначение «Мираж» IVP, способный нести управляемую ракету ASMP с ядерной боевой частью и дальностью полета до 300 км, а также выполнять стратегическую разведку в условиях противодействия современных средств ПВО[21]. Дальность пуска ракеты позволяла наносить удар по выбранной цели без захода бомбардировщика в зону действия средств ПВО объекта поражения. Как и прежде, прорыв к рубежу пуска ракеты предусматривалось осуществлять на сверхзвуковом режиме полета с использованием малых высот.
Всего до декабря 1987 года модернизацию прошли 18 машин, состоявших на вооружении двух эскадрилий «Гасконь» и «Бретань» 91-й бомбардировочной эскадры стратегического авиационного командования[22]. В целом удалось несколько повысить живучесть бомбардировщиков, но стало очевидно, что пора искать им замену. Постепенно первоначальное число модернизированных самолетов уменьшалось за счет списания выработавших свой ресурс, а оставшиеся машины вряд ли смогли бы в случае необходимости эффективно справиться даже со скромными задачами.
В начале 90-х годов руководство стратегического авиационного командования пошло на развертывание в качестве носителей ракет ASMP новых истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000N. Основным достоинством новой двухместной машины была способность выполнять маловысотный полет в режиме следования рельефу местности. Небольшая дальность полета могла быть отчасти компенсирована дозаправкой в воздухе. В 1993 году французские ВВС имели 45 «Мираж» 2000N, входивших в состав САК (стратегическое авиационное командование)[23]. На их экипажи возлагаются задачи оперативно-тактического характера.
Во внешней политике Франции возобладал курс на дальнейшее сближение со странами НАТО. Французское руководство стремилось играть все большую роль в жизни Европы. Оно стремится навязать европейской общественности мысль, что ядерные силы Франции ответственны за судьбу европейской безопасности, для чего расширяется зона их потенциальной ответственности. Принимается концепция «глобального сдерживания», имеющая много общих черт с ядерной доктриной НАТО.
Участие Франции в процессе разоружения
5 марта 1970 года вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Его смысл, заключался в том, что страны, не присоединившиеся к договору, не имеют права на получение помощи в развитии ядерной энергетики, а так же производств, в которых в той или иной мере задействованы расщепляющие материалы[24]. Ядерных держав на тот момент было пять: СССР, США, Франция, Великобритания и Китай. США, Великобритания и СССР стали депозитариями данного договора. Китай и Франция присоединиться к данному договору отказались. Франция ссылалась на то, что её ядерный арсенал по сравнению с ядерными арсеналами СССР и США незначителен. Даже если сравнивать количество ядерных испытаний, проведенных странами, то за период с 1945 по 1995 год, то есть за 50 лет, прошедших после Второй мировой войны, Франция произвела 210 ядерных взрывов, что, безусловно, меньше, чем 715 ядерных испытаний, проведённых Советским Союзом, и 1051 — осуществлённых США. Однако это примерно в четыре раза больше, чем аналогичный показатель у Великобритании и Китая[25]. Франция подписала и ратифицировала договоры Тлателолко (1967) и Раротонга (1985) по созданию безъядерных зон на территории Латинской Америки и Карибского бассейна, южной части Тихого океана и Африки, и соответственно приняла на себя обячзательства по разоружению и нераспространению. Однако ядерные силы Франции просуществовали без изменений до конца 1980 — начала 1990-х годов, когда ядерная триада претерпела существенную реорганизацию, которая представляет собой значительный односторонний вклад Франции в общемировые процессы разоружения и нераспространения. Этот период стал переломным в истории развития и формирования ядерных сил Франции. В 1991-1992 годах французы достигли исторического потолка в 538 ядерных боезарядов, после чего началось неуклонное снижение количественных показателей их ядерного арсенала. Однако уже в 1989 году правительством Франции было принято решение о значительном сокращении стоящих на дежурстве мобильных стратегических ракет класса «земля-земля» типа «Адэс» (Hades), а позднее, в 1992 году, о полном демонтаже не только этих ракет, но и мобильных стратегических ракет предыдущего поколения типа «Плутон» (Pluton). Демонтаж ракет «Плутон» был закончен в 1993 году с большим опережением намеченного графика, тогда как демонтаж ракет типа «Адэс» был завершён к марту 1998 года[26]. По завершении этих работ во Франции терминологически исчезло разделение понятий тактического и стратегического ядерного оружия. Кроме того, в 1991 году была прекращена программа разработки ракеты класса «земля-земля» нового поколения S45. А в 1996 году были сняты с боевого дежурства и демонтированы все 18 стратегических ракет наземного базирования типа S3D, развёрнутые на полигоне, находящемся на юго-востоке Франции в департаменте Воклюз на плато Альбион[27]. Что особенно важно и в целом не присуще процессу ядерного разоружения, Франция — единственная среди ядерных держав — закрыла центр ядерных исследований, мощности по обогащению урана и ликвидировала мощности и испытательные лаборатории на атоллах Муруроа и Фангатауфа[28].
Тот факт, что все эти изменения произошли именно в 90-х годах XX века, не случаен. В 1991 году распался Советский Союз, на протяжении всей «холодной войны» воспринимавшийся как военная угроза национальной безопасности Франции. Распад СССР привёл к необходимости радикального пересмотра ядерной политики.
Направление этого пересмотра было обусловлено несколькими факторами. Одновременно с исчезновением опасности со стороны Советского Союза более очевидной стала угроза распространения ядерного оружия. С момента испытания своего собственного ядерного заряда в 1960 году до начала 1990-х годов Франция последовательно отказывалась от участия в переговорах о контроле над ядерными вооружениями, апеллируя к гигантской диспропорции в количественных и качественных характеристиках вооружений самой Франции и вооружений двух ядерных сверхдержав — СССР и США. Но с изменением стратегического контекста обновились и подходы к политике контроля над вооружениями.
Выступая 3 июня 1991 года с трибуны Организации Объединенных Наций, президент Миттеран представил «план контроля над вооружениями и разоружения»[29]
3 августа 1991 году Ф. Миттеран заявил о присоединении Франции к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), членом которого Франция до этого времени не являлась, несмотря на то, что участники договора признавали её в качестве ядерной державы. В дальнейшем Франция приняла активное участие в подготовке конференции 1995 года по рассмотрению и продлению этого договора.
После 1995 г. Франция пошла на ряд крупных (по французским масштабам) шагов в области разоружения, таких как снятие с вооружения ядерных авиабомб AN-52, ликвидация наземных баллистических ракет на плато Альбион (Albion) и ракет малой дальности «Плутон» (Pluton), свертывание программы оснащения вооруженных сил ракетами «Адес», перевод стратегических ядерных сил на более низкую степень боеготовности (с нескольких минут до нескольких дней). В общей сложности Франция сократила свои ядерные силы на 15%, а средства доставки — на 50%[30].
В 1992 году Франция ввела мораторий на ядерные испытания, а во второй половине 1990-х годов в связи с развитием компьютерных технологий стало возможно полностью отказаться от реально работы с ядерными материалами. Однако неустойчивость системы международных отношений в этот период вывела в разряд угроз для национальной безопасности Франции нестабильные режимы в близлежащих странах, терроризм, непрекращающийся конфликт на Ближнем Востоке. Всё это подтолкнуло Францию пойти на проведение в нарушение моратория серии ядерных испытаний в 1995—1996 годах на атоллах Муруроа и Фангатауфа с целью, как её обозначил президент Франции Жак Ширак, обеспечить надёжность, эффективность и безопасность ядерного арсенала[31]. Все вышеописанные мероприятия были направлены на то, чтобы определить новую роль ядерного оружия в соответствии с реалиями изменившегося мира.
    продолжение
–PAGE_BREAK–