Японская экономическая модель

Мордовский государственный педагогическийинститут имени М. Е. ЕвсевьеваРефератна тему :Японская экономическая модель
                                                    Выполнил:
                                    студент 301группы 
                                        ф-та Истории иправа
                       Костин Е. М.
                                 
                                           Проверил: Косарев И. А.Саранск 2002
План :
Введение
1.) Особенности Японской экономической модели роста
2.) Политика сбережения в Японии 
3.) Политика кредитования в Японии
4.) Инвестиционная политика Японии 
Заключение
Список литературы Введение
Хотяразговоры о «японском чуде» в общем почти прекратились, феноменяпонской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почемустрана с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишеннаяприродных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двухдесятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с нимии политические) позиции на мировой арене? Сохраняя роль мирового лидера помногим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этомдемонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимсяусловиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базетехнологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействиитехники, технологии и экономических и социально-политических факторов. Особуюроль в Японской модели экономического роста уделяется инвестициям, системесбережения и кредитования, но вначале рассмотрим, что же из себя представляет ина чём основана Японская экономическая модель.
1.) Особенности Японской экономическоймодели роста
Экономическая основаразвития Японии и новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии наначальных этапах практически одинакова. Частично трансформированная японскаямодель принята в других странах, идущих по пути Японии. Но эти пути нельзясчитать абсолютно идентичными, так как отдельные страны обладают различнымэкономическим потенциалом и уровнем развития.
Хозяйственное развитиеЯпонии базируется на четырёх принципах:
1.) Жестокое государственноерегулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
2.) Ярко выраженнаяэкспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений иинвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортностьхозяйства);
3.) Широкое привлечение иностранногокапитала ( в первую очередь для развития научно-технического прогресса);
4.) Создание крупныхнациональных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качествапродукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.
Перечисленные принципы неявляются «изобретением» восточно-азиатских стран, они апробированы во многихстранах с рыночной экономикой. «Чисто» восточно-азиатский инструмент в данноймодели – широкое использование психологических (поведенческих) традицийнаселения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях, набазе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:
1.     жесткая дисциплина;
2.     исключительное трудолюбие;
3.     удивительная аккуратность;
4.     настойчивость, терпение;
5.     минимальные потребности;
6.     ярко выраженное чувствоколлективизма
(противовес западному  индивидуализму);
7.     преданность работодателю;
8.     подчинение и уважениестарших;
9.     понимание своего места;
10.                  желание учиться.
Для Япониихарактерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.
В компаниях неотмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний окладдиректора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самогонизкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.
На социокультурных традицияхбазируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. По этомуЯпонии больше учёных, чем во всей Европе.
Благодаря принятию всех этихпринципов и ценностей в начале 50-х годов, в разрушенной и ослабленной Японииначался быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала всекапиталистические страны.
Ускорению роста способствовало:
Во-первых,широкое обновление изношенного и устаревшего заводского        оборудования. Теперь в Японии 2/3оборудования – новейшее. Страна расширяет собственные научно-техническиеисследования.
Во-вторых,одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.
В-третьих,государственно-монополистический капитализм всемерно способствовал перестройкеяпонской промышленности: государство приняло на себя значительную частьрасходов по реконструкции и новому строительству предприятий, предоставиламонополиям налоговые льготы и широкий кредит.
В-четвёртых,когда расходы на армию были малы, государство имело возможность вкладыватьденьги в промышленность, но под давлением реакционных сил Японии пришлосьвозрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств изхозяйства.
Сейчаспромышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья иразработке высоких технологий.
2.) Политика сбережения вЯпонии
В начале 50-х годов жесткоецентрализованное распределение финансовых ресурсов было прекращено. С серединыдесятилетия частные банки уже имели прочную базу для расширения— кредитования,так как стали быстро расти сбере жения и вклады. Норма сбережения домашниххозяйств составила в 1955 г. — 11.9%; в 1960 г. — 14.5; в 1965 г.-15.8; в 1970г.-17.7; в 1975-22.8 после чего пошла на убыль, но и сейчас удержи вается науровне 15-17%.
Основные факторы быстрогороста нормы сбережений с середины 50-х годов таковы.
Во-первых, в результате перехода кжесткой финансовой политике резко снизился уровень инфляции. С 1949 г. прирешающей роли оккупационной администрации (так называемая «линияДоджа») обеспечивалась сбалансированность всех элементов государственныхфинансов: общего и специальных счетов центрального бюджета, местных бюджетов,финансов бюджетных организаций и предприятий.
Во-вторых, чрезвычайно низким былисход ный уровень финансовых активов домашних хо зяйств, причем эти активы былив значительной мере обесценены высокой инфляцией. Как только инфляцию удалосьобуздать, у людей возникло естественное стремление эти активы нарастить.
В-третьих, в 50-е годы стали заметнорасти до ходы. Это было связано как с достаточно успеш ной политикойцеленаправленного стимулирова ния ключевых отраслей, так и с тем, что война вКорее (1950-1953 гг.) создала существенный до полнительный спрос на продукциюяпонской про мышленности.
В-четвертых, существенную роль сыгралде мографический фактор: низкий удельный вес жи телей старших возрастов,которые, как правило, сберегают меньше всех.
В-пятых, росту сбережений способствовала японскаяпрактика выплаты бонусов (премиаль ных). Фактически все японские фирмы выплачивают в середине года своим работникам крупные единовременные бонусы (равные,как правило, двух-трехмесячной зарплате), что подталкивает людей класть этиденьги «на книжку».
В-шестых, те, кто сберегает,пользовались оп ределенными налоговыми привилегиями. В част ности, долгое времяпроценты по небольшим (до 3 млн. иен) почтовым вкладам не облагались на логом.С 1988 г. эта привилегия была в основном отменена. Она продолжает действоватьтолько для вкладчиков старше 65 лет.
Наконец, в-седьмых, сберегать побуждалисравнительная неразвитость потребительского кредита и до последнего времениневысокие уровни государственных пенсионных выплат.
Подавляющая часть сберегаемых средств осе дала навкладах в банках, а также в государствен ной почтово-сберегательной сети (такназывае мые почтовые сбережения, о которых речь пой дет ниже). Неразвитый рынокценных бумаг и предельно жесткий контроль за оттоком финансовых ресурсов зарубеж фактически не оставляли иных вариантов. В то же время вкладчик верил внадежность национальных банков и тем более почтово-сберегательной сети. Этобыло связано, в частности, с усилением надзора над банками со стороныМинистерства финансов и с жестким контролем Банка Японии.
В Японии, как известно, Банк развитияработает на сбережениях граждан, которые аккумулируются сберегательнымикассами, затем собираются под контролем Минфина в централизованный фонд, и тотв административном порядке передается в использование Банку развития Японии,Экспортно-импортному банку и еще 4-м институтам развития. Чтобы там ни говорили о пользе иностранных инвестиций (а они, безусловно, важны инужны), главный источник инвестиций — национальный капитал, т.е. сбережения.Основной фактор, определяющий размеры сбережений — это уровень доходанаселения. Растет национальный доход — растут и сбережения. Разумеется, этазависимость не прямая. На нее влияет склонность населения к «воздержаниюот трат», что зависит не только от экономической мотивации. Например, вАнглии только 8% доходов идет на сбережения, а в Японии — более 30%.Например,70% банковского капитала Японии составляют денежные сбережения, личныесбережения граждан. Передача личных сбережений этой мощнейшей финансовойимперии означает существование между ними прочного доверия. Здесь не нужны никлятвы, ни даже законы, потому что правовые нормы можно изменить. Важнаобстановка надежности и действенности законов, порядка и доверия к ним.
3.) Политика кредитования вЯпонии
Ещес конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по линии Фондавосстановления, правительство и Банк Японии вместе с частнымикредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать,стратегического курса на создание мощной и на дежной системы кредитованияпроизводства, в которой важную роль играют как частные, так и государственныеинституты. Можно выделить три основные составляющие этого курса.
Во-первых, последовательнопроводилась в жизнь идея, что частные кредитные институты должны бытьнадежными, а их финансовое со стояние — здоровым. Под руководством государ ствашла работа по ликвидации «плохих» (нелик видных) активов. В этихцелях использовалась и часть внутренних накоплений банков, уменьшал ся уровеньих уставных капиталов и т.д.
Во-вторых, формироваласькредитно-финансовая система, основанная на разделении функций между разнымитипами специализированных кредитных институтов. Идея заключалась в том, чтобыкредитование всех секторов экономики и все виды кредитования были обеспеченыспециализированными институтами, то есть чтобы были удовлетворены всепотребности во всех видах кредита.
Помимо обычных коммерческих банков (в Япониикрупнейшие из них — они кредитуют прежде всего крупных производителей — называют городскими, а менее крупные — региональными), действуют:                           
-банки долгосрочного кредита(только им предоставлено право мобилизовывать средства, выпуская банковскиеоблигации, что облегчает привлечение долгосрочных ресурсов), которые, вместе страст-банками, специализируются преж де всего на долгосрочном кредитовании :
— кредитные институты кооперативного характера (такназываемые банки взаимного кре дита, кредитные ассоциации и т.д.), которые вместе с региональными банками занимаются преж де всего кредитованием малогобизнеса;
— институты, специализирующиеся на креди тованиисельского хозяйства.
Специализированные кредитные институты, кроме того,активно кредитуют друг друга. Так, городские банки, испытывая нехватку ресурсовдля удовлетворения спроса на кредит со стороны крупных фирм, активно занимают уостальных кредитных институтов, как правило имеющих свободные средства.
И, наконец, третье направлениестратегии формированиякредитной системы — создание сильных институтов государственного кредито ванияи инвестирования.
             Важную роль в массированномкредитовании производства играло то, что государство регули ровало уровнипроцента по всем видам вкладов (либерализация процента растянулась на десятилетия). При этом отчетливо прослеживается тен денция к поддержанию процента нанизком уровне.До начала 70-х годов по каждому виду вкладов государствоустанавливало, как правило в законо дательном порядке, верхнюю границупроцента. Основы послевоенной системы регулирования были заложены в 1947 г.,когда начал действовать Временный закон о регулировании процента. Всоответствии с ним потолок процента по вкладам стал определять Политическийсовет (руководя щий орган) Банка Японии на основе рекомендации Консультативногосовета по регулированию процента. Первое время Банк расписывал по дробную шкалупотолков в зависимости от вида и срока вклада. С 1970 г. механизм регулированиябыл упрощен. Центральный банк устанавливал уже рекомендуемые рамки процента,своего рода коридор. В реальной жизни все банки фиксировали процент по верхнемууровню этого коридора.
Со второй половины 70-х иособенно в 80-е го ды стала набирать темпы либерализация процента, фактическизавершенная в 1994 г. Таким образом, в течение десятилетий Япония использова лапрямые регламентации процента по вкладам, стремясь держать его на низкомуровне.
                  Кредитование как факторбыстрого роста вряд ли сработало бы столь успешно, если бы не своеобразныйяпонский «коктейль» в макроэко номической политике: сочетаниежесткого бюд жета с использованием всех возможностей для кредитной экспансии.
С одной стороны, проводилась политика сбалансированности всех элементов государствен ных финансов. Скажем, в 1954 г.правительство установило потолок бюджетных расходов в 1 трлн. иен и сумелопродержать концепцию триллионного бюджета в течение трех лет. Когдаэкономический рост приносил в бюджет допол нительные доходы, правительствоиспользовало их для снижения уровней налогообложения, избе гая при этом ростарасходов. Аргумент для этого был весьма убедительный: рост бюджетных расходовлегко принимает необратимый характер, чего нельзя сказать о росте доходов.
С другой стороны, одновременно с ужесточе ниембюджетной политики Банк Японии стал, на пример, активно скупать у частныхфинансовых институтов облигации госзайма, тем самым по вышая уровеньмонетизации экономики и способ ствуя расширению кредитования.
В годы высоких темпов роста в стране наблю далосьявление, которое называли перекредитова нием. Частные кредитные институтыпредостав ляли кредиты (а также осуществляли вложения в акции и прочие ценныебумаги) в масштабах, пре вышающих сумму от сложения объемов привле ченных имивкладов и оплаченного капитала. Иными словами, давали производителям взаймыбольше, чем сами имели на руках. Разница же в основном погашалась займами уБанка Японии. В годы бурного экономического роста при улуч шениифинансово-экономических показателей фирм и в условиях жесткого«индивидуального» руководства коммерческими банками со стороны БанкаЯпонии перекредитование, можно сказать, себя оправдало. Его результатом сталинвести ционный бум произошедший в стране.                  
              С1984 г. правительством осуществляются программы кредитования в целяхпривлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР). Указаннаядеятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притокуиностранных инвестиций». В настоящее время семь таких центров действуют внутристраны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и пятьза рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне).
Как правило, кредиты по линии ЯБРпредоставляются по льготной ставке тем компаниям, доля иностранного капитала вкоторых составляет более 50% средств, расходуемых на приобретение земельных участков,оборудования, зданий или строительство этих последних.
В 1996 г. МВТП сняло условие,ограничивающее предоставление кредитов ЯБР только теми проектами, которыесвязаны с внесением первичных инвестиций в шесть отраслей с высокимитехнологиями (электроника, системное машиностроение, высокочистые химическиевещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерныхпрограмм). Теперь главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, длякоторых отпускаются кредиты ЯБР, состоит в том, чтобы они «содействовалиобменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры,необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии».
В 1996 г. ЯБР начал осуществление новойпрограммы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты имирасходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий. С 1996г. стало также возможным получение иностранными инвесторами кредитов ЯБР дляинвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капиталекомпании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ееприобретения.
                В целях содействия развитиюпромышленности и более равномерному размещению промышленных предприятий, в томчисле с иностранным участием, создана правительственная Корпорациярегионального развития Японии (КРРЯ). Действуя совместно с главами местныхорганов власти, Корпорация организует распродажу земельных участков подсоздание «индустриальных парков» и «научных городов-технополисов». Кроме того,КРРЯ осуществляет кредитование особо оговоренных видов производства, вчастности проектов, связанных с созданием компьютерных программ в 23 районахТокио, финансирует работы по переводу предприятий или отдельных их производствиз Большого Токио, Кинки и Тюбу в периферийные районы. Кредиты КРРЯ такжепредоставляются компаниям, которые планируют вложить свои средства в районыугледобычи. Корпорация предоставляет иностранным инвесторам информационные иконсалтинговые услуги по вопросам размещения предприятий, а также организуетпроведение с их участием семинаров и симпозиумов в Японии, странах ЗападнойЕвропы и США .
Аналогичные услуги для иностранныхпредприятий и их филиалов в Японии оказывает и Японский центр размещенияпроизводства. Этот центр, в деятельности которого главное место занимаетподготовка соответствующих обзоров и проведение исследований, предоставляеттакже вторичные гарантии для Организации развития технополисов, котораяосуществляет кредитование предприятий, планирующих развернуть свою деятельностьв одном из 26 японских технополисов.
Особая система льгот существует дляпредприятий, занятых осуществлением венчурных проектов. Этими льготами могутпользоваться иностранные инвесторы, желающие обосноваться на японском рынке иобладающие технологиями, которые либо отсутствуют, либо не имеют широкогораспространения в Японии.
Кредитные гарантии по такого родапроектам предоставляются Центром венчурного предпринимательства. Объем гарантийдостигает 80% суммы кредита или 80 млн. иен для одного проекта, срок гарантии —не более восьми лет, плата за гарантию — 2%. Похожая система кредитных гарантийдействует в отношении мелких и средних предприятий, занятых исследованиями иразработками на стыке различных областей знания. В этом случае максимальныйобъем гарантий составляет 40 млн. иен за один проект и плата за гарантию — 1%.
Параллельно с системой гарантий Центравенчурного предпринимательства действует также система кредитных гарантий,предоставляемых Фондом совершенствования промышленной структуры. Эти гарантии применимыв отношении облигаций и кредитов, используемых в целях приобретения илимодернизации оборудования, необходимого для какого-либо нового проекта, а такжев целях приобретения оборотных средств, требующихся для обеспечения нормальныхусловий его осуществления. Максимальный объем гарантии — 1,5 млрд. иен. В 1996г. норма гарантии была увеличена с 70 до 80% суммарного объема облигаций икредитов. При этом с 1966 г. Фонд отменил прежнее требование о необходимостиобеспечивать дополнительную гарантию со стороны предприятия с надежнымкапиталом для тех случаев, когда в качестве залога используются права наинтеллектуальную собственность. Тем не менее важным условием предоставлениягарантии является в этом случае требование о том, что проект должен быть одобренв соответствии с положениями Закона о временных мерах содействию импорту ипривлечению иностранных инвестиций.
Программы льготного финансированиядеятельности мелких и средних предприятий осуществляются по линии Японскойкорпорации кредитования мелких и средних предприятий. Корпорация предоставляетнесвязанные и специальные кредиты, в частности для приобретения основных иоборотных средств в сфере розничной и оптовой торговли тем предприятиям,которые стремятся расширить продажу импортных товаров.
Кредиты для закупки оборудованияпредоставляются в размере до 600 млн.иен по льготной ставке 3,15% за первые 270млн.иен на срок до пятнадцати (или, в зависимости от обстоятельств, додвадцати) лет с двухлетним льготным периодом. Кредиты на текущие расходы выделяютсяпо той же ставке в размере до 250 млн.иен сроком до пяти или семи лет сльготным периодом в течение одного года или, в зависимости от обстоятельств,трех лет.
Существует также система предоставлениякредитных гарантий за счет Ассоциации кредитных гарантий для мелких и среднихпредприятий Японии в случаях, если по решению глав местных администраций то илииное предприятие признается в качестве участника сделок с зарегистрированныминостранным инвестором. В этих случаях гарантии предоставляются по кредитам насумму до 2 млн.иен (до 420 млн. иен для кооперативов), гарантии по беззалоговымкредитам ограничены суммой в 20 млн. иен. При этом гарантии по таким кредитамили по кредитам без поручителя ограничены суммой в 5 млн. иен для физическихлиц или компаний с числом занятых не менее 5 человек (не менее 2 человек дляпредприятий сферы торговли и услуг).

4.) Инвестиционная политикаЯпонии
Япония активно занимается инвистиционнойполитикой, но на сегодня Япония по сумме привлеченных из-за рубежа средств невходит в число лидеров среди развитых стран, комплекс проблем, связанных симпортом капитала, все больше выдвигается на первый план экономической политикиправительства. Задача стимулирования притока прямых иностранных инвестиций вЯпонию впервые выдвинута в официальных документах в качестве одной изприоритетных.
На конец 1996 г. общий объемаккумулированных в Японии прямых иностранных инвестиций составил 41,8 млрд.долл. В настоящее время в Японии действует около 3000 иностранныхкомпаний, подавляющее большинство которых (60%) составляют мелкие и средниепредприятия с числом занятых не более 30 человек и объемом основного капитала,не превышающим 100 млн.иен. Большая часть иностранного капитала инвестируется вмашиностроение, химическую промышленность и производство лекарственныхпрепаратов. В последние годы наблюдается тенденция к расширению деятельностииностранных инвесторов в отраслях, связанных с высокими технологиями, —производством компьютерных программ и компьютерных систем,телекоммуникационного оборудования и других современных средств связи. Более40% всего аккумулированного капитала приходится на США, свыше 30% — на страныЗападной Европы. В последние годы приток иностранного капитала в Япониюприобрел особенно широкие масштабы. Согласно данным министерства финансов,прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годовв среднем на 200 млн. долл. в год, в 1985 г. составили 930 млн. долл.,
в 1987 г. — 2,2 млрд., в 1988 г. — 3,2 млрд., и в 1991 г. — 4,3 млрд. долл. Подвоздействием роста курса иены и в связи с крахом экономики «мыльного пузыря»объем поступления иностранных инвестиций сократился до 4,1 млрд. долл. в 1992г. и 3,1 млрд. долл. в 1993 г., затем возрос до 4 млрд. долл. в 1994 г. инесколько снизился (до 3,8 млрд. долл.) в 1995 г.
Несмотря на существенные изменения,происшедшие на рынке иностранных инвестиций в Японии за последние годы, рольиностранного капитала в экономике страны продолжает оставаться незначительной.В этом отношении Япония отстает от других промышленно развитых стран. В 1995 г.на компании с иностранным участием приходилось 1,5% общей выручки от продаж встране, 0,5% занятых и 12,1% импорта (или 3,4% без учета нефтяного импорта).Объем иностранных инвестиций на душу населения составлял всего 154 долл. посравнению с 775 долл. в Германии, 2172 долл. во Франции и 2889 долл. в США. Помнению членов японского Комитета по административным реформам, «разительнаянехватка прямых иностранных инвестиций в Японии свидетельствует о недостаточнойее привлекательности как арены экономической деятельности»
Впрочем, на взгляд экспертов, в самоепоследнее время инвестиционный климат в Японии становится более благоприятным.По имеющимся оценкам, у иностранных инвесторов появились определенныетехнические преимущества над японскими конкурентами, японские потребителиначали подвергать сомнению оправданность высоких цен в стране, операционныерасходы пошли вниз, японские компании стали проявлять большуюзаинтересованность в сотрудничестве с иностранцами, ослабли разного родаограничения на доступ иностранного капитала.
С января 1992 г. для большинстваотраслей была введена система, предусматривающая не предварительные, какраньше, а последующие уведомления, направляемые иностранными инвесторами вминистерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности (МВТП)при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции».Либерализация выразилась и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этихуведомлений. Даже там, где сохранились предварительные уведомления, отсутствиеотказа через две недели после их подачи означает, что запрос инвестораудовлетворен.
В то же время доступ иностранныхинвесторов в те или иные отрасли регулируется государственными органами,учитывающими интересы охраны национальной экономической безопасности на основеправа, закрепленного за ними в Кодексе либерализации движения капитала ОЭСР.Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничиватьдоступ иностранного капитала в отдельные отрасли в силу особенностейнациональной экономики по представлении соответствующих обоснований в органыОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для сельскогохозяйства, рыболовства и лесоводства, горнодобывающей промышленности,нефтепереработки, кожевенного производства, воздушного и морского транспорта,трастового управления инвестициями.
Японское законодательство позволяетсамостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения дляиностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий посоображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областямотнесены производство вооружений и военной техники, авиационная промышленность,производство химических веществ двойного назначения, космические исследования,атомная энергетика и др.
Кроме того, на иностранных инвесторовраспространяется требование получения специального разрешения (лицензии)соответствующего министерства на занятия бизнесом в таких областях, как банковскоедело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство(газоснабжение и электроснабжение). Предпринимательская деятельность вуказанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждойотрасли отдельно. Положения этих законов в полной мере распространяются как надеятельность иностранных инвесторов, так и на японские компании.
Существуют и некоторые специальныеограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационнуюпромышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранныепредприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японскихкомпаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниямитакже не должно превышать 1/3.
Законодательство наделяет правительствоправом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителейили компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности непредоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.
Несмотря на существующие запреты иограничения, в Японии с 1980 г. не было случаев отказа на нотифицированныеинвестиционные заявки. В 1996,  36компаний подали уведомления об инвестировании в нефтяную промышленность, 3 — ввоздушный транспорт, 2 — в производство кожи и кожевенных изделий.
Среди основных законодательных актов,регулирующих иностранные инвестиции, следует отметить Закон о валютном обмене ивнешней торговле, который, в частности, определяет понятие «иностранныйинвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям»,включая сделки, связанные с импортом технологий, а также устанавливает порядоких осуществления и механизм контроля. Имеются также законы, принятые в связи сосуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализациюдеятельности иностранного капитала в Японии.
Так, в 1986 г. был принят Закон овременных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов сиспользованием возможностей частного сектора. Закон дает право предоставлятьширокие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров пообучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностраннымпредпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии, ит.д. В 1992 г. был принят Закон о временных мерах содействия импорту ипривлечению иностранных инвестиций, в результате чего стало возможнымзначительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи (в томчисле в области налогообложения и кредитования) иностранным компаниям, имеющимсвои филиалы в Японии.
Руководствуясь положениями законов,правительство разрабатывает и осуществляет конкретные меры, оформляемые, какправило, в виде отдельных решений кабинета министров или целевых программ,реализация которых нередко требует предварительного обсуждения и последующегопринятия в парламенте. Текущий контроль осуществляется соответствующимиминистерствами и ведомствами, разрабатывающими на основании правительственныхрешений собственные меры, которые оформляются и издаются в виде приказов,инструкций, циркуляров, рекомендаций, предупреждений, указаний и т.д., домельчайших подробностей регламентирующих весь процесс деятельности иностранныхинвесторов в стране.
Помимо правительственных органов,имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам регулирования деятельностииностранных компаний в Японии, существует целая сеть полуправительственных ичастных структур коммерческого и полукоммерческого характера, в частностибольшое число фондов, а также общественных организаций, ведущих многоплановуюработу, охватывающую широкий диапазон мероприятий (от финансирования различныхкоммерческих проектов до оказания содействия в