Является ли коммуникабельностьпрофессионально важным качеством для преподавателя в вузе?
На мой взгляд,коммуникабельность является профессионально важным качеством для любогопреподавателя, в том числе преподавателя в вузе, так как деятельность преподавателя,в какой бы форме она ни проходила, в первую очередь связана с общением слюдьми, что требует в любом случае коммуникабельности. Даже письменная речь принаписании учебника требует некоторой коммуникабельности, но этот случайрассматривать не будем, т.к. это уже не совсем деятельность преподавателя ввузе, во всяком случае, большинства преподавателей она не касается. Что жекасается рядового преподавателя, то у него можно условно выделить две группывидов деятельности, которыми он занят именно как преподаватель: непосредственнопреподавание и контроль. В рамках первого выделяются лекции и семинары, которыесвязаны с разными видами общения. На лекции общение в основном монологично.Здесь требуются некоторые из сторон коммуникабельности (об этом речь пойдетниже). Семинары могут протекать в разной форме. Иногда они дублируют лекции(т.е. преподаватель просто читает еще одну лекцию без активности студентов). Вэтом случае требования к коммуникабельности как в случае лекций, с учетом того,что аудитория гораздо меньше. Другой случай, когда преподаватель вступает вдиалог со студентами и в той или иной степени отдает им инициативу. В этомслучае требуется развитие других сторон коммуникабельности. Хочется добавить,что, возможно, стиль ведения семинара находится в какой-то связи с развитиемкоммуникабельности.
Виды контролямногообразны. Можно однозначно сказать, что контроль письменных работ либо нетребует коммуникабельности вообще, либо требует, но в небольшой степени (еслипреподаватель должен давать обратную связь). Остальные виды контроля требуютбольшой степени коммуникабельности, т.к. общение происходит небольшими группамиили один на один, но это уже другие стороны коммуникабельности.
Кроме того,коммуникабельность требуется для личного общения со студентом в качественаучного руководителя. Эта деятельность требует самой большой степеникоммуникабельности. Чтобы хорошо работать вместе со студентом вучебно-исследовательской деятельности в течение нескольких лет, надо вступить сним в более тесный контакт, чем простое общение в рамках предмета, а это вбольшей степени зависит от преподавателя, чем от студента.
Можнорассмотреть отдельно разные стороны коммуникабельности по следующей схеме:умение быстро устанавливать контакт по своей инициативе с незнакомыми людьми;вежливое располагающее общение; умение убеждать; умение выступать публично;потребность в общении; хорошо поставленная речь; грамотная речь; умение слушатьи адекватно реагировать в течение разговора.
Что касаетсяумения быстро устанавливать контакт, то оно необходимо преподавателю во всехтех случаях, когда он общается со студентами в форме диалога, т.е. во всехслучаях кроме лекции. Преподавателю в любом случае будет гораздо легчевыполнять свою деятельность, если у него будет контакт со студентами, а так каквсе студенты изначально незнакомы ему, то, значит, это качество необходимо. Чтокасается лекции, то на ней тоже иногда бывает необходимо входить в контакт состудентами (например, при демонстрации какого-нибудь небольшого эксперимента наодном человеке), так что здесь это качество не будет лишним.
Вежливоерасполагающее общение необходимо при любом виде преподавательской деятельности.Оно создает эмоционально положительный образ преподавателя у студента, чтоповышает интерес к материалу, процессу обучения вообще и создает дополнительнуюмотивацию. Кроме того, оно само по себе является образцом и учит студента вестисебя подобным же образом, что необходимо ему будет в жизни вообще и в егопрофессиональной деятельности тоже может пригодиться (если это студентпсихологического, педагогического вуза, юридического и т.д.). Особенно этокачество необходимо при всех устных формах контроля, и чем ответственнееэкзамен (зачет, коллоквиум и т.д.), тем более оно необходимо. Правда, не всепреподаватели согласны с такой точкой зрения, некоторые думают, что наоборот,надо ввести студента в ситуацию стресса. Но это вопрос более широкого характерао том, в какой степени надо строить обучение на отрицательном подкреплении.
Умение убеждатьнеобходимо в первую очередь при монологичных формах общения, т.е. когдапреподаватель объясняет студентам какой-либо учебный материал. Надо отметить,что умение убеждать именно убеждение, а не внушение, т.е. студенту предлагаетсяне готовое мнение, а цепочка доказательств. Познакомившись с точкой зрения,студент может согласиться с ней или нет, т.е. подвергнуть ее критическойоценке.
Умениевыступать публично необходимо при ведении семинаров, но особенно – припроведении лекций. Работа с большой аудиторией – это особое умение, безкоторого очень сложно обойтись при чтении лекций.
Потребность вобщении у преподавателя просто должна быть хоть в какой-то степени, т.е.общение с людьми не должно вызывать у него негативных чувств. Это касается всехвидов преподавательской работы.
Хорошопоставленная и грамотная речь – несомненно, должны быть присущи преподавателю ввузе. Во-первых, такую речь легче воспринимать и понимать. Во-вторых, как вышеуже указывалось насчет вежливого располагающего общения, студент в той или иноймере обучается сам правильно говорить. Отработанная речь необходима при любомвиде преподавательской деятельности, но особенно при монологичных формахобщения, в первую очередь, на лекциях.
Умение слушатьи адекватно реагировать необходимы при диалогичных формах общения, в частности,на семинарах и, особенно, при устных формах контроля. Эти два умения даютвозможность преподавателю давать адекватную обратную связь студенту. А это даетему возможность правильно оценивать свою работу.
Таким образом,в разных видах деятельности преподавателя в вузе необходимы разные стороныкоммуникабельности, но она в любом случае является профессионально важнымкачеством для него.