Язык и речь чести, справедливости и доброты: юро-лингво-дидактический аспект

Контрольнаяработа
По дисциплине: Русский язык и культураречи
На тему:
Язык и речь чести, справедливости идоброты: юро-лингво-дидактический аспект
 

Содержание
Введение
1. Язык как средство культурно-национальной идентификации
2. Государственная и этническая идентичности
3. Семейно-родовые ценности
4. Роль фольклора в формировании нравственных ценностей
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 
В жизни каждого человекасуществует определенная система ценностей. реализует ценностное отношение кмиру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностьюявляется для человека всё, что имеет для него определённую значимость,личностный или общественный смысл. Ценности могут иметь как общечеловеческийхарактер, так и конкретно-исторический, т.е. быть значимыми для отдельнойчеловеческой общности в определённый период её исторического развития.
Ценности выражаютопределенные типы отношений между людьми, и именно таких отношений, которые неразъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самогосебя, а напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность,нация, общество в целом.
С точки зрения субъекта,признающего некое понятие за ценность, можно разграничить индивидуальные,групповые, этнические (национальные) и общечеловеческие ценности. Одними изнаиболее значимых ценностей для человека являются ценности семьи, рода, а такженациональные ценности.
Те или иные социальныегруппы или коллективы (семья, дружеская компания, партия, сословие,интеллигенция в широком смысле слова, крестьянство, духовенство, люди городскойили сельской культуры) могут обладать особенностями в конфигурации ценностей,однако существует определенная базовая система ценностей, характеризующая нациюи определяемая общностью исторической судьбы, географическим пространствомобитания, преимущественным характером хозяйственной деятельности и многимидругими факторами. Этническая система ценностей как таковая не вербализируетсяобществом, не представляется в виде набора принципов, она выражается в языке, вавторитетных текстах и может быть реконструирована на основании оценок, которыедают тому или иному понятию члены социума.
Целью моей работыявляется анализ ценностных установок, представленных в языке. Для достиженияэтой цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть язык каксредство культурно-национальной идентификации;
— проанализироватьформирование государственной и этнической идентичностей
— оценить значениесемейно-родовой культуры на жизнь человека

1. Языккак средствокультурно-национальной идентификации
 
Язык не случайно называютзеркалом культуры. В нем отражается не только реальный мир, окружающийчеловека, не только реальные условия его жизни, но и определенная системаценностей народа, его обычаи, традиции, а также видение мира. Язык хранит всебе культурные ценности – в пословицах, поговорках, в фольклоре, вхудожественной литературе, устной и письменной речи. Язык является передатчикоми носителем культуры, он передает достижения национальной культуры, хранящейсяв нем, из поколения в поколение. Язык не существует вне культуры, овладеваяродным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опытпредшествующих поколений.
Язык и человекнеразделимы. Язык не существует вне человека, и человек не существует внеязыка. В каком-то смысле человек подчинен своему родному языку: он смладенчества попадает под влияние и власть языка родителей и вместе с языкомусваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива, членом которогоон совершенно случайно, не имея никакого выбора, оказался.
О соотношениинациональной культуры и личности написано много представителями разных наук:психологами, культурологами, социологами. В связи с этим хотелось быпроцитировать строки из книги E. М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык икультура»: «Человек не рождается ни русским, ни немцем, ни японцем и т. д., астановится им в результате пребывания в соответствующей национальной общностилюдей. Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры,носителями которой являются окружающие люди»
Человек родился и спервой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его сокружающим миром, навязывая ему то видение, ту картину, которую «нарисовали» донего и без него. Через некоторое время он начинает осознавать, что помимо егородного языка существуют и другие. Ко мне это осознание пришло в три года,когда к нам приехала в гости бабушка, чувашка по национальности. Она пела мнена ночь колыбельную на чувашском языке. Слова этой колыбельной до сихсохранились в моей памяти.
Сĕм вǎрманĕкаш та каш,
Сулхǎн çилĕваш та ваш.
Эс ан çуйǎх,ан çухраш,
Çывǎр пĕчĕкçĕчǎваш.
Тогда значение слов мнееще было непонятно, но бабушка кратко объяснила мне смысл. Позже, уже учась вшколе, я услышала текст этой колыбельной на уроке чувашского языка. В качествеперевода к ней приводилось близкое по смыслу стихотворение Аполлона Майкова.
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось подводой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволилпропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всёгонял?»
«Не гонял я волнморских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
В этом русскомстихотворении такие же яркие образы, та же плавность звучания и нежность, как ив чувашской колыбельной. Слова, когда-то услышанные на тогда еще незнакомомчувашском языке, облеклись в родную и удобную для восприятия форму на русскомязыке. Но тогда, в первый раз, непривычные слова чувашского языка, имеющиезнакомое значение, стали для меня настоящим открытием. До сих пор помнюзахватывающий зрительный образ, который при этом возникал: легкий прохладныйветер, убаюкивающий своим дуновением малыша.
Тогда для меня настоящимоткрытием стало существование других языков. Позже, начав посещать занятия поанглийскому языку, я поняла, какое многообразие языков существует в мире. Иностранныйязык казался мне своеобразным ключом к новому неизведанному миру.
Таким образом, язык — этофилософия мира, это синтетическое представление об этом мире. Каждый язык — этозапечатленная в его особенностях система знаний о мире, видение этого мира, егопонимание. Но при этом для каждого человека важнейшую нравственную ценностьпредставляет тот язык, который для него является родным, тот, который способствует наиболее полному самораскрытиюличности.
2.Государственная и этническая идентичности
языкэтнический фольклор нравственный
Выдающийся ученый Р.У.Сперри, обосновал положение о том, что «мир, в котором мы живем, движим нетолько бессознательными силами, но также, — и в более решающей степени, — человеческими ценностями… и что борьба за спасение планеты становится, вконечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка». Ценности, родилисьв истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человекуустоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочиваютдействительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся спредставлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смыслчеловеческой жизни.
Особое место в жизничеловека занимают этнические и семейные ценности. Существует определеннаябазовая система ценностей, характеризующая нацию и определяемая общностьюисторической судьбы, географическим пространством обитания, преимущественнымхарактером хозяйственной деятельности и многими другими факторами.
Сущность любого делениягрупп состоит в различиях между ними. Разговор о любой национальной спецификеможет возникнуть только тогда, когда мы начинаем сравнивать как минимум дванарода, две разные культуры. И лишь то, что при этом сравнении не совпадает — вязыке, поведении, быте, искусстве — и является национальной спецификой.
Этнический облик каждогонарода неповторим. Существует много мифов о различиях в способностях итемпераменте этнических и расовых групп и социальных классов. Вдействительности, однако, нет оснований считать, что предполагаемые различиявключают в себя что-либо сверх культурных и исторических различий.
Все народы равны. Но«равны» не значит «одинаковы». Возможно, главная ценность разделениячеловечества на этносы и состоит в том, что их культуры различны. Благодаряэтому мир — многоцветная палитра, пестрая мозаика, состоящая из различныхкрасочных элементов этнических культур. Можно ли представить унифицированно безнациональныймир? Тогда его «культурная карта» была бы одноцветна и скучна.
Но как же определитьпринадлежность человека к тому или иному этносу? Человека, прежде всего,следует относить к той этнической группе, с которой он сам себя отождествляет. Такимобразом, основной признак принадлежности к этносу субъективен — этническоесамосознаниекак ощущение себя членом определенного.
А как же определяетсянациональность человека? Ряд современных ученых связывают нацию с определеннымнародом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания исоциальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности копределенному государству. Исходя из этого, под национальностью понимаетсяисторически сложившаяся общность людей, имеющих свои отличия друг от друга. В определении слова «национальный», это понятие сравниваетсяс понятием «государственный». Так ли это?
На самом деленациональность не определяется местом рождения. Если место рождения человека покаким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, чтоон принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельствоничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».
Между тем, в большинствеслучаев, ребенок, рожденный в одной местности, принадлежит к кореннойнациональности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной инетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежатк титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности,потому что она там преобладает (эвенки, кето).
Человек принадлежит к тойнациональности, к которой принадлежат его родители. Возьмем далекий от Россиипример чистокровной бразильской семьи. Ребенок в этой семье никогда не сможетстать американцем по национальности. Следовательно, национальность определяетсяв большинстве своем смешением кровей, а не влиянием окружающего мира. Можноперенять другую религию, поменять веру, но национальность — раз и навсегда.Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, чтосвоей национальности нельзя стесняться и считать её недостатком.
Как же, исходя из этихутверждений, определить свою национальность? Я родилась в городе КозловкаЧувашской Республики, моя мама – русская, а отец – чуваш. К какойнациональности я должна себя отнести?
Со смешанными семьямитруднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно.Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждениечеловека — кем он себя считает, если имеет «разных» родителей.
Я считаю себя русской понациональности, для меня российская идентичность более значима, чем этническая.
Вопрос идентичности внастоящее время является достаточно острым в российской политическойдействительности. Под идентичностью понимается ощущение принадлежности илисвязи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса,языковая группа, партия и т.п) или культурой, традицией, идеологией(религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п). Одни из самыхзначимых идентичностей – это гражданская идентичность (связь со страной,большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом или национальнойидентичностью, и это этническая (на более привычном языке – национальная)идентичность или принадлежность). Последняя означает связь со своей этническойобщностью, культурой и языком.
В чем же для менявыражается российскаяидентичность? Прежде всего – в осознании принадлежности к российской нации.Одним из значимых моментов этногосударственной идентификации для меня наряду стерриторией, местом рождения, природой и родным языком является история нашейстраны, прошлое русского народа.
Делая вывод над всемвышесказанным, необходимо отметить, что какова бы не была важностьнациональности и этнической принадлежности, это не является причиной дляконфликтов. Главное в человеке не национальность, а его моральные ичеловеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводомдля дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения.
Наиболее перспективнымдля современного мира, в том числе и для России, является подход, который видитэтнокультурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации,включая существование культурной сложности на уровне индивида и на уровнеколлектива. Другими словами, существуют и должны быть признаны наукой игосударственной процедурой социо-культурная общность российский народ илироссияне, чья этническая идентичность может определяться, в том числе исложными словами: русский помор, украинец-русский, татаро-башкирин и т.п.Безусловным является и то, что два типа групповой идентичности (по культуре ипо гражданско-политическому сообществу) также сосуществуют и не являютсявзаимоисключающими, т.е. русский и россиянин, татарин и россиянин, чеченец ироссиянин и т.п. — это абсолютная норма, как бы не старались этнонационалистыподвергнуть сомнению российскую идентичность, выраженную в слове россиянин.
3.Семейно-родовые ценности
 
«Зародившись в “Я”,национальность находит свое развитие в “СемьЯ”» — это высказывание оченьточно выражает значение семьи в жизни человека. Наряду с национальнойидентичностью, основную ценность для человека представляет принадлежность ксемье, роду. «В человеке нет ничего, что было бы выше его рода. В нем-то и воплощаетсяего род. Воля рода — сам человек, и воля отдельного человека не отлична от волирода. Конечно, отдельный человек может стремиться всячески обособляться отобщей жизни; но это может обозначать только то, что в данном случае приходит краспадению и разложению жизни самого рода, разлагается сама жизнь данного типаили в данное время или в данном месте. Так или иначе, но всегда жизньиндивидуума есть не что иное, как жизнь самого рода; род — это и естьединственный фактор и агент, единственное начало, само себя утверждающее вразличных индивидуумах», — так описывает А.Ф.Лосев значение рода для человека вкниге «Родина».
Семейно-родовая культурачеловеческого сообщества и особенно русская семейно-родовая культура сегодняподвергаются величайшему негативному воздействию. Мы имеем многочисленныепримеры недооценки и явного пренебрежения к тому, что несли в себетысячелетиями сформированные традиции быта, семейно-родовых отношений,преемственности поколений. Семейно-родовая культура всегда играла и играетсегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её рольдолгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, рольвоздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходятестественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию.2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и толькообщество в целом в предельно узком временном диапазоне. Теперь в этой чреденаучных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья.Причём этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и большевнимания
В чем же выражаютсяценности рода для каждого из нас? Для меня – это память о предках, семейныетрадиции и истории, передающиеся из поколения в поколение. Говорят, чтородители продолжают жить в своих детях. Память предков, «родовая» память, живетв каждом из нас, от наших предков нам передаются определенные внешние признаки,черты характера, склонности, способности.
В детстве мне всегдахотелось, как можно больше узнать о своих предках, я расспрашивала о нихбабушку и она рассказывала мне, все, что могла вспомнить. А сейчас уже не укого спросить. Тяжело сознавать, что так много сведений об истории нашего родаутрачено. Моя тетя пыталась узнать больше о прошлом нашего рода, проводяисследования в архивах. Ей удалось найти довольно интересную информацию:прародитель нашего рода Елизар Елизарович служил в Семеновском полку во временацарствования Петра I. Он был евреемпо происхождению и родился в городе Армавир (сейчас относится к Краснодарскомукраю). Больше подробностей о нем узнать не удалось.
В моей памяти сохранилосьмного историй нашей семьи довоенного и военного времени. Моя прабабушка состороны мамы, Екатерина Александровна Ветлужских (в девичестве Шашина),происходила родом из купеческой семьи. При советской власти их семья былараскулачена. Репрессированы были и родители другой прабабушки, Любови ФедоровныВинокуровой (в девичестве Сбоевой). Они были сосланы в лагеря и впоследствии,отбыв срок, вернулись в родные места. Прабабушке тогда пришлось очень тяжело, унее не осталось ничего, даже детей было нечем кормить. А время было тяжелое,военное. Из пятерых ее детей выжили тогда только трое, включая мою бабушку. Нои после войны семью прабабушки преследовали несчастья. Вернувшись с ВеликойОтечественной войны без единой царапины, ее муж, Николай Романович Винокуров,погиб от руки односельчан. Он был бригадиром тракторной бригады, требовал отколлектива колхоза выполнения партийного плана. Многим это было не по нраву,его подстерегли в лесу и задушили противники советской власти. Прабабушка тогдадолго не могла оправиться от горя. Прадедушка Алексей Григорьевич Ветлужских сражалсяв битве при Курской дуге, был тяжело ранен в бою и так до конца и не оправилсяот ранения. Его, в отличии от других прадедушек, я хотя бы немного знала. Новоспоминания из детства довольно смутные, а так хотелось бы знать и помнитьбольше. Говорить о предках можно до бесконечности. История рода заслуживаеттого, чтобы о ней писали, чтобы ее помнили. Сейчас, мы как никогда нуждаемся втом, чтобы возродить традиции бережного отношения к памяти предков.
Делая вывод, следуетзаметить, что в сегодняшних непростых обстоятельствах общество, практическистихийно, пытается вернуться к ценностям семейно-родовой культуры, состраданиюсудьбам предков, покаянию перед свершившейся исторической несправедливостью.Сегодня архивы заполнены людьми, желающими найти свои родовые корни, реальныеследы жизни и деятельности предков. Архивисты и генеалоги активно помогают им впоиске документов и составлении родословий. Создаются пособия по архивнойработе, образованию и воспитанию в аспекте изучения и освоения традиционнойсемейно-родовой культуры в семье, в образовательных учреждениях. Таким образом,налицо духовно-нравственная и благотворная потребность общества в том, чтобынайти и возродить те первоначальные источники русской цивилизации, которые быливыработаны предыдущими тысячелетиями истории – «животворящую» семейно-родовуюкультуру единого великого русского народа.
«Семья это мост междупрошлым и будущим, живое звено отечественной истории. Сегодня наступило время,когда в наших силах восстановить утраченную связь поколений, воскресить забытыетрадиции. Мы можем, а потому — обязаны — это сделать, чтобы построить новуюРоссию на фундаменте, заложенном нашими предками, а полученные знания, какбесценное сокровище, передать потомкам» — так описывает значение семейныхценностей в жизни каждого премьер-министр России В.В.Путин.
О семейных ценностях ужебыло сказано выше, но хотелось бы подчеркнуть значение для человека не толькопамяти о предках, но также отношений с родными, которые находятся рядом.
Несомненно, примерродственников оказывает сильное воздействие на формирование жизненныхценностей, выбор пути в жизни. Формирование жизненных ориентиров во многомпроисходит не только на основании собственного опыта, но и опыта родных иблизких людей.
Для меня таким примеромстал мой дядя – Казаринов Александр Викторович, служащий региональногоуправления МЧС города Йошкар-Олы Марийской Республики. Долгие годы онсамоотверженно спасал людей во время пожаров. Возвращаясь утром с ночногодежурства, он часто рассказывал о тех, кого удалось спасти. Эти рассказынавсегда остались в моей памяти. За годы службы ему не было присвоено ни однойнаграды, но главное – не это. Главное – сознание того, что помогаешь людям,можешь спасти чью-то жизнь. Лучшая награда – людская благодарность.
Вдохновленная егопримером, я решила выбрать профессию, которая так или иначе связана свозможностью помогать людям. Именно поэтому я решила стать государственнойслужащей. Мне кажется, работая в государственных органах, я смогу принестипользу обществу.
Я понимаю, что работа вгосударственных структурах не всегда связана с возможностью помогать людямнапрямую, но, тем не менее, является важной составляющей жизни общества. Органыгосударственного управления способствуют сохранению порядка в обществе,упорядочивают политические и общественные процессы, устраняют противоречия вмеханизме осуществления государственной власти. Для меня большое значение имеетвозможность быть частью этого процесса.
Таким образом, влияниепримера родных в жизни человека довольно велико. Достижения родных могут статьценным источником жизненного опыта и осознать место каждого человека в жизни.
4. Рольфольклора в формировании нравственных ценностей
 
Повышенный интерес к моральнойпроблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры всфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинствадругого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности.Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всёвпитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. Исключительно важную роль вречевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. В русской имировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов длямаленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, Пушкина, Ш. Перро,братьев Гримм и много других гениальных творений, составляющих золотой фондлитературы. Они позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают в осмыслениисебя и окружающего мира. Эти произведения являются сокровищницей не только речии языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений иценностей.
В сказках весьпознавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественныеи воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по путицивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи ссоседними народами. Сказки впитали в себя все тонкости оценочного отношения кдействительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознанияфиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны,ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». Люди исчезали, нослова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, осталисьбессмертными».
Сказка будит воображениеребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказкидети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которыестановятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужночитать сказки – как можно больше.
Моей первой – и самойлюбимой – сказкой была сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его, князеГвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеде», которую часто читала мневслух мама. Я так полюбила эту сказку, что в два года уже рассказывала еенаизусть. Особенно мне нравилось рассматривать иллюстрации к сказке, выискиватьв них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаться к разглядываниюодних и тех же изображений. Иллюстрации помогали лучше представить содержаниетекста и понять его, позволяли «остановить мгновенье», ещё и ещё раз вернутьсяк любимому персонажу. Так что картинка в детской книжке – это не простоиллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста.
Большое значение дляпонимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важныдля детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своейосведомлённости и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, нои проживанию, присвоению. «Сказка о царе Салтане» — не исключение. В нейглавный герой совершает три попытки, чтобы достигнуть своей цели. Все этиповторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть вих художественный смысл.
И, конечно же, каждуюсказку нужно читать не один, а несколько раз. От многократного повторениясказка вовсе не надоедает, напротив, она становится всё более любимой и своей.Ребёнок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и неперестаёт волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоватьсясчастливому концу. В детстве я вновь и вновь просила почитать мне уже знакомыесказки, и интерес к ним с каждым разом только возрастал. Было необыкновенноувлекательно раз за разом проживать события сказки.
Особенно в «Сказке о цареСалтане» меня привлекала их стихотворная форма. Красота звучания, игра рифмованныхслов, музыкальность ритмического текста буквально завораживали меня.Поэтические строки казались настолько ясными, звонкими и складными, что иххотелось постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами заучилисьи не забылись потом всю жизнь).
Также огромное значение всказке имела ее морально-этическая сторона, противостояние добра и зла. Тогда,конечно, эти ценности воспринимались неосознанно, но все же оказывали влияниена формирование оценочных суждений по отношению к окружающему миру.
Таким образом, глубокиеисторические корни, то, что сказки впитали в себя многовековой нравственныйопыт народа, делает особенно актуальным их использование сегодня, когда напервый план выступает введение ребенка в мир общечеловеческих ценностей, приобщениеего к истокам родной культуры.

Заключение
 
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития.
Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в себя желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением; ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом, включая, в это единство человечности весь мир. Ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными; подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же, как власть или богатство.
Ценностные ориентацииявляются важным компонентом передающегося по наследству традиционного знаниякаждого представителя этноса (в отличие от знания рационального, обусловленноголичным жизненным опытом). Основная масса этнокультурной информации(традиционного знания) усваивается (как осознанно, так и бессознательно) враннем возрасте вместе с языком.
Важность ценностныхориентаций в жизни того или иного этноса обусловило их «кодирование» в системенационального языка (лексики по преимуществу), определенных этническихустановках.
Важное место в системеценностей занимает государственная и этническая идентичности. Во все времена отдельный человек такили иначе связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, ккоторому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования ижизненного предназначения прежде всего в культуре своего народа. Поэтому мыможем причислить этнические ценности к разряду экзистенциальных. Значимость государственной,гражданской идентичности, так же, как и этнической формируется, если впроцессах категоризации участвуют элементы знания, которые для личностипредставляют ценность. Важный момент становления общероссийской идентичности –возможность совмещения идентичности гражданской и этнической. Наиболееперспективным для современного мира, в том числе и для России, является подход,который видит этнокультурное многообразие как многообразие форм человеческойидентификации, включая существование культурной сложности на уровне индивида ина уровне коллектива. Ценностные структуры, в соответствии с которыми людиконкретной этнической общности строят свое повседневное поведение и «выбирают»идеалы и смыслы, являются наиболее значимой частью сознания данного этноса.
Также значимое место всистеме человеческих ценностей занимают семейно-родовые ценности.Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русскогообщества ключевое значение. Тем не менее, её роль долгое время не осознаваласьобществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессысемейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что,безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. Два – три столетия в наукебыло принято определять только человека и только общество в целом в предельноузком временном диапазоне. Теперь в этой чреде научных объектов несколькозапоздало, но с полным правом появляется семья. Причём этому объекту с каждымгодом уделяется наукой всё больше и больше внимания.
Таким образом, внастоящее время общество наконец-то осознало значение этнических исемейно-родовых ценностей в формировании у каждого следующего поколенияспособности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, слюдьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданамисвоего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности ксознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Бурье П. Практический смысл. — М., 2006;
2.  Верещагин Е.М., Костомаров В.Г… Язык и культура. — М., 2006;
3.  Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа: Монография. — Краснодар, 2007;
4.  Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: «Новое литературное обозрение», 2006;
5.  Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2006;
6.  Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К.  Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М.: НОРМА—ИНФРА М, 2006.
7.  Общественное мнение – 2006. Аналитический Центр Юрия Левады. Данные исследования Будущее России: социальная сфера. — М., 2006;
8.  Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. – Смоленкс: СГПУ, 2007;
9.  Проекты законов о языках – экспертный анализ: Материалы круглого стола. – К., 2006;
10.  Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,
посвящённой Дню славянской письменности и культуры.- Смоленск: СГПУ, 2006;
11.   Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб: Наука, 2007.