Язык животных и методы его изучения 2

–PAGE_BREAK–

Олька

17:49, 31 мая 2005

(cамым хвастливым голосом)Ну мой котик — «голубой»! В смысле «русский голубой»…:-))))
И тоже умеет двери открывать :-)))
Он вообще терпеть не может закрытые двери — просто Плачидо Доминго отдыхает — у закрытой двери каждые раз исполнялась ария на тему «Вы чё закрылись? Мясо, поди, едите без меня?!»
Дочка решила пойти по стопам Куклачева. Я наблюдала сцену обучения кота: на чистом русском языке, с вкраплениями подростковых жаргонизмов, «мадмуазель Куклачева» объясняла коту, что для того чтобы открыть дверь, нужно повиснуть на ручке двери. При этом она показывала сама, как это делается — стоя на четвереньках. Потом стала «вешать» кота на дверной ручке. Кот норовил убежать, но дрессировщица была настойчива.
Что вы думаете! через несколько дней — кот таки научился открывать двери! Сначала минут по 5 прыгал на дверную ручку, потом приспособился за один прыжок. Сейчас открывает двери «одним мизинцем» — один изящный прыжок … и на пороге котик: «Вы не звали — а мы приперлись…»
Теперь, когда у нас остаются ночевать гости — мы их всегда предупреждаем — это не приведение по ночам ходит — это кот!

Elsa

00:25, 29 мая 2005

Мирра
когда я болела жуткой формой ветрянки, а во взрослом возрасте это довольно жестоко,
———-
Не поверите, но я переболела такой же формой ветрянки месяца три назад. Знаю эту гадость не понаслышке.
Но моего любимого кота Лёлика не было со мной, чтобы подбодрить. Прошлым летом он погиб смертью храбрых, съев на улице какую-то живность, она у него застряла в пищеводе. Потом он не перенес опрерации, умер в ветлечебнице. То, что у кошек есть интеллект — безусловно. По их манере поведения, когда они чувствуют себя в доме хозяевами, а нам только разрешают жить с ними, можно судить, что они уверены в том, что превосходят нас в уме. Добывать себе пищю Лёлик научился, когда ушел гулять на пасху (он не был кастрирован) и гулял 1,5 года, не давая о себе знать. Потом в один из вечеров, он подошел ко входной двери и просто сказал «мяу», я открыла дверь: на пороге стоял наш гулящий кот. Он меня узнал сразу, сам же был грязный и ободранный с рваным ухом, поэтому я побежала за его фотокарточкой, вставленной в рамочку, чтобы сверить морду-лица. Но вовремя опомнилась, стало стыдно, что я, как в милиции, не поверила Лёлику, который меня узнал сразу. Кот же побежал к своей кормушке, на ходу, мурлыча и ласкаясь. И зажили мы счастливо, пока весной он  не вышел на охоту птиц, на чем и погорел. Но его жизнь не была напрасной он научил нас любви и преданности, и мы его никогда не забудем, как всех котов и кошек, живших у нас. Я живу с котами и кошками всю жизнь. Уже родился для нас новый котеночек, младший братик Лёлика, а мама их, от моей Петербургской кошки Феди, про которую у меня есть отдельный рассказ, за который я даже получила приз, из рук самого Куклачова. Но это другая история :-)))

Gray

12:21, 28 мая 2005

И в чем заключается отличие этой породы от других?
===
В необычайном интеллекте.
Кот, конечно, не говорит… Но нашу речь прекрасно понимает, и помнит, кто что сказал. Смешно выражает возмущение, если сказали, по его мнению, «неправильно».

Всего комментариев 53
Перейти на страницу: 1 2

Попугай, который умеет спрягать глаголы

(http://www.lenzoo.ru/russian/zoo/?id=1515&p=20):
Серый попугай по имени Нкизи со словарным запасом в 950 единиц, чувством юмора и телепатическими способностями, вынуждает ученых переосмыслить свое отношение к диалогу между человеком и животными.
К вящему удивлению ученых, эта птица, привезенная 6 лет назад из Африки, способна различать времена глагола, употреблять слова в соответствии с контекстом и изобретать новые возможности для описания незнакомых явлений – как это делают маленькие дети.
Например, по поводу аромотерапии, которой увлекался его владелец, нью-йоркский художник, Нкизи выразился так: «Это маленькое вонючее лекарство»
Нкизи также способен увязать фотографическое изображение с реальным объектом, и когда встретился с исследователем приматов доктором Джейн Гудолл, которую до этого видел на фотографии вместе с питомцами, поприветствовал ее так: «Получила шимпанзе?»
В эксперименте, записанном на видеопленку репортером BBC, Нкизи, глядя на цветные открытки, употреблял соответствующие их содержанию слова в три раза чаще, чем это могло быть по теории вероятности.
По мнению профессора Дональда Брума из Кембриджского университета, все это является доказательством неизвестных до сих пор возможностей интеллекта животных.
По материалам онлайнового издания Ananova www.mignews.com/
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Общение и язык животных

(http://razvlekon.h1.ru/Obshenie%20i%20jazhyk%20animals.htm):

Позы, акустические сигналы, касания, химическая (“обонятельная”) информация(фрагмент из лекции по курсу «Общая психология»)

Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных с ганглиозной нервной системой, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества. (Под “языком” будем понимать всякую систему сигнализации, всякое средство передачи информации).

Так, было установлено, что пчела, возвращаясь в улей со взятком и совершая определенный узор движений (“танец”), информирует тем самым все пчелиное сообщество о расположении медоносных цветов.

“Язык” животных с ганглиозной нервной системой – это позы, акустические сигналы, химическая (“обонятельная”) информация, всевозможные касания.

Поведение насекомых в сообществе поражает наблюдателя общей целесообразностью и согласованностью. Однако эта согласованная целесообразность обусловлена стереотипными реакциями животных, принимающих информацию. В их реакциях нет ни малейшего осмысливания, никакой переработки информации; сразу после получения сигнала возникает выработанное в эволюции действие. То есть большинство коммуникационных взаимодействий у животных формируется не в процессе научения, а на основе сочетания врожденных способностей одних особей передавать жизненно важную информацию, а других – адекватно на нее реагировать. Классический пример такого рода – общение взрослых серебристых чаек со своими птенцами. Вылупившийся птенец клюет красное пятно у основания клюва взрослой чайки, что вызывает у нее отрыгивание частично переваренной пищи в рот птенцу. Здесь пример двухстороннего обмена информацией, то есть общения.

В сообществе высших животных (птиц, млекопитающих) существуют определенные формы взаимоотношений. При этом всякое объединение животных в какое-либо сообщество неизбежно вызывает появление “языка”, необходимого для контакта членов сообщества.

Во всяком сообществе установлено биологически рациональное неравенство – сильные животные подавляют слабых. Сильным достается лучшая часть пищи, они наиболее свободно держатся среди членов сообщества. Слабые животные, являясь добычей животных других видов, служат гарантией спасения лучших экземпляров своего вида. Слабые животные, в свою очередь, располагают средствами, обеспечивающими им относительную безопасность внутри сообщества. К числу таких средств относится особая “поза подчинения”, которой животное, терпящее поражение в столкновении с более сильным противником, сообщает о неспособности продолжать борьбу.

Так, австрийскому этологу Лоренцу удалось наблюдать следующую ситуацию: молодой волк, чувствуя прилив сил, напал на вожака стаи. Однако матерый волк очень быстро дал почувствовать молодому претенденту на место вожака, что клыки у него еще достаточно крепки. Молодой немедленно принял позу подчинения: подставил под пасть разгоряченного соперника свою шею, то место, которое обычно так охраняют животные в борьбе. Воинственный пыл матерого моментально остыл – подействовал инстинкт, выработанный в течение жизни тысяч поколений.

Кроме “языка” поз, касаний, существует еще “язык” слышимых сигналов. Описана сложная сигнализация у врановых птиц, дельфинов, обезьян. Издаваемые звуки выражают эмоциональное состояние животного. Анализ голосовых реакций шимпанзе показал, что каждое звукопроиведение обезьяны связано с определенной рефлекторной деятельностью. Установлено несколько групп звуков: звуки, издаваемые при еде, ориентировочно-оборонительные, агрессивные, звуки, связанные с проявлением половых функций и другие.

Животные одного сообщества ориентируются на голосовые реакции друг друга. Голосовые реакции дополнительно информируют членов сообщества о состоянии собратьев и тем самым позволяют ориентировать поведение внутри сообщества. Голодные перемещаются туда, где раздается аппетитное похрюкивание, издаваемое поедающим что-либо животным; на агрессивные звуки дерущихся обезьян мчится вожак, чтобы навести в стаде порядок; тревожный сигнал опасности срывает с места все стадо.

Также большую роль в коммуникации животных играют химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений.

Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифические вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в период размножения.

Некоторые химические сигналы используются, главным образом, для межвидового общения. Например, отвратительный запах, разбрызгиваемой скунсом жидкости отпугивает людей, собак и многих других потенциальных врагов этих животных. Аромат цветущих растений привлекает к ним насекомых-опылителей. Это также пример межвидовой химической коммуникации.

Одного только нельзя обнаружить в “языке” животных – “язык” животных, в отличие от людей, не может служить средством передачи опыта. Поэтому даже если предположить, что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр в своем индивидуальном опыте найдет ряд способов наиболее легкого добывания пищи, то он будет не в состоянии передать свой опыт средствами, имеющимися в арсенале “языка” животных.
–PAGE_BREAK–
Общение и язык животных

(http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=123&tek=15113&issue=188):

УЧЕНЫЕ ИЗ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ И ЭВОЛЮЦИИ им. А.Н. СЕВЕРЦЕВА СЧИТАЮТ, ЧТО РЕЧЕВОЙ СИГНАЛ АФГАНСКОЙ БОРЗОЙ ЖАКЛИН СООТВЕТСТВУЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

ВНЕЗАПНО ЗАГОВОРИВШИЙ ПОПУГАЙ МОЖЕТ ДОВЕСТИ ДО ИНФАРКТА, ОСОБЕННО ЕСЛИ ПТИЦА НЕ ПРОСТО БАНАЛЬНО ПОПРОСИТ КУСОЧЕК САХАРУ, А ПРОИЗНЕСЕТ ЧТО-НИБУДЬ ВРОДЕ «ТРЕБУЮ ПЕРЕВЫБОРОВ». А ВИДЕЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ГОВОРЯЩУЮ КОШКУ ИЛИ СОБАКУ? НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ЛУЧШЕ ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ПИТОМЦАМ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ.

Всем знакомо то детское удивление, которое возникает при виде попугая, способного разговаривать, считать, выбирать. Умения попугаев, ворон, пересмешников кажутся просто волшебством, особенно когда они преподносятся под соответствующим соусом. Однако ученые думают иначе.

– Если говорить о пернатых, загадок почти не осталось, – рассказала «Родной газете» ученый секретарь Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН Наталья Феоктистова. – После того как ученый Алис Пиперинг из США 20 лет непрерывно исследовала способности серого жако Алекса, ей удалось «разговорить» птицу до такой степени, что словарь попугая превысил 2000 слов. И это не предел, хотя с птицами он почти достигнут. Пересмешники обладают огромными способностями в звукоподражании, однако их мыслительные способности крайне малы.

По мнению ученых, самыми умными птицами считаются вороны и серые жако, хотя по сравнению с млекопитающими их умственные способности крайне малы. Все те, кто держит домашних питомцев, будь то кошка или собака, знают, насколько развит интеллект у этих животных. Собаки запросто понимают ваши слова, идут, когда их зовут, скулят, когда нам плохо, и так далее. Единственное, что мешает нашим четырехлапым питомцам заговорить, – это строение их гортани, которое не позволяет им воспроизводить звуки человеческой речи.

Все было бы просто …если бы не появились свидетельства того, что некоторые собаки все-таки сумели перешагнуть порог, отделяющий их от человека. Известны случаи, когда собаки здоровались со своими хозяевами, просили есть и звали на прогулку, пролаивая «пойдем», причем вовсе не в виде «абыр-валг», как однажды описал собачью речь великий Булгаков.

– Иногда «высказывания» животных приводят меня в шок, – рассказал «Родной газете» заслуженный артист России, укротитель Эдгар Запашный. – Однажды я услышал, как орангутанг произнес слово «мама». Когда идешь по ночному цирку и слушаешь животных, с ума сойти можно! Все интонации, манеры неподражаемы. Бывает, что в «разговорах» зверей проскальзывают и человеческие слова. Доказать это в суде я не берусь, но разговоры ходят. Особенно разговорчивы львы, хотя переговариваются исключительно между собой: их семейные связи по-настоящему крепки.

Эволюция – это непрекращающиеся мутации. Ученые предсказывают, что в недалеком будущем эти мутации приобретут массовый характер. Тогда говорящими собаками и кошками нас уже будет не удивить. Но некоторые все равно будут вздрагивать, услышав воробьиный писк «хлебушка», доносящийся зимой с подоконника.

ГРЯЗНАЯ РУГАНЬ ДВОРНЯЖКИ

Пес по кличке Сабир из Благовещенска Амурской области знает 12 слов.

Правда, большинство из них ненормативные.Когда любимый четвероногий питомец сказал хозяйке Людмиле Кузнецовой матерное слово, удивлению женщины не было предела. Сабир – пес с «серьезным» характером. Слова он не копирует, а, как утверждает хозяйка, которая содержит в своей квартире еще нескольких собак и кошек, вылаивает совершенно осмысленно, пусть и немного картаво.

Людмила Кузнецова жалуется, что теперь приходят в гости не к ней, а к ее питомцу. Посмотреть на интересную собаку идут даже незнакомые люди. Сабир, конечно, может их запросто облаять. Но может и газету принести.

Для своих питомцев Людмила Кузнецова ничего не жалеет. На кроватки своим кошкам и собакам даже пододеяльники и подушки сшила. И теперь шутит, что в таких человеческих условиях любой заговорит. Правда, непонятно, почему тогда пес матерится?

ИГОРЬ БАКШЕЕВ, собкор Агентства Национальных Новостей Благовещенск, Амурская область

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Силаева, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН:

–Феноменальными способностями могут обладать далеко не все животные, а лишь «гении». Они такие же уникальные, как люди, перемножающие в уме пятизначные цифры. Конечно, подобных особей очень мало, и каждое «говорящее» или «поющее» животное представляет интерес для науки.

Коммуникативная речь животных

(Выдержки. Полностью работа — по вышеприведенной ссылке в названии).

Существует ряд теорий, объясняющих развитие речи. Прежде всего, они расходятся в вопросе о том, является ли речь чисто человеческим приобретением, и если является, то можно ли считать ее структуры универсальными и наследственными, или же они носят приобретенный характер и различны в разных культурах. В психологии имеется ряд теоретических направлений, в рамках которых проходит исследование данного вопроса. Можно выделить исследования П.Скиннера, выполненные с опорой на имитативный подход, разработанный в рамках бихевиоризма, генетическую теорию Ж.Пиаже, психосоциологическую теорию Л.С.Выготского, теорию деятельности А.Н.Леонтьева, теорию речевой деятельности А.А.Леонтьева, префермистскую теорию Н.Хомского.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоци­ями, например специальные жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблю­дения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и ми­мике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направлен­ные на другие предметы. Самый распространенный способ об­щения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начи­нают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезья­ны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональ­ных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-вы­разительных реакций, но также средством психологического кон­такта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по край­ней мере, в возрасте до полутора лет.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было призна­ков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочис­ленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными поня­тиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

Хайкин А.В. (1993) считает, что вопреки бытующим представлениям, теории, обосновывающей необходимую связь формирования понятий с работой речевых механизмов 2-й сигнальной системы, И.П. Павловым создано не было. И делает вывод: тезис о невозможности появления способности к формированию понятий уже на дочеловеческом этапе эволюции у не обладающих словесной речью животных не является теоретически обоснованным утверждением.

По мнению Л.В. Крушинского, рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. В том, что животное, сразу без специального обучения, может принять правильное решение и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности. В качестве критерия рассудочной деятельности Л.В. Крушинским была выбрана способность животных оценивать состояние движущегося предмета и мысленно продолжать траекторию его движения и тогда, когда объект скрывается из поля зрения животного. Такое свойство было названо еще экстраполяцией.
На основании проведенных опытов Л.В. Крушинский разделяет различные виды животных по уровню элементарной рассудочной деятельности (способности к экстраполяции) на несколько групп:
первая группа — обезьяны, дельфины и бурые медведи;
вторая группа — красные лисицы, волки, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Со второй группой млекопитающих сравнимы вороны;
третья группа — серебристо — черные лисицы и песцы;
четвертая группа – кошки;
пятая группа — мышевидные грызуны и зайцеообразные. Хотя пасюки иногда решали предложенные задачи получше собак.

Л.В. Крушинский считал, что в момент решения поставленной перед животным задачей, оно пользуется несколькими простейшими законами. Во-первых, законом, который гласит, что всякий предмет воспринимаемый сейчас, продолжает существовать и после того, когда что-нибудь мешает его видеть. Во-вторых, через непрозрачное препятствие не пройти. В-третьих, окружающие предметы не всегда плоские и могут что-нибудь в себя вмешать. В четвертых, животное понимает, что приманка, вмещенная в объемную фигуру, при передвижении этой фигуры перемещается вместе с ней. А в пятых, при этом нужно понять, что объемная приманка может быть помещена в объемный предмет и никак не в плоский.

Особенно интересны процессы взаимоотношения животным между собой и человеком, которые свидетельствуют о возможности взаимодействия на уровне понимания. Так Вудраф и Примак (1979) изучали способность шимпанзе к намеренной коммуникации, создавая ситуации, в которых человек и шимпанзе могли кооперироваться или конкурировать при добывании пищи. Они сообщали друг другу посредством невербальных сигналов о том, где находится спрятанная пища. Когда человек помогал шимпанзе, отдавая ей всю найденную пищу, обезьяна успешно посылала и получала поведенческие сигналы о местонахождении пищи. Когда же человек и обезьяна конкурировали друг с другом и человек забирал себе найденную пищу, шимпанзе научилась вводить в заблуждение своего конкурента, не подавая ему нужных сигналов и не принимая в расчет подаваемые человеком поведенческие знаки, которыми он пытался сбить ее с толку. Такое поведение шимпанзе заставляет предположить, что они способны разгадать цели или намерения человека по его поведению и что у них есть определенные знания о том, как человек воспринимает их собственное поведение.

Любопытное наблюдение было описано американскими учеными о взаимодействии животным разного вида: барсук охотился на сусликов в подземных ходах, а койот приспособился при этом ловить тех из них, которые, спасаясь от барсука, выскакивали из нор. Добычливость койота при совместной охоте была на 37% выше, чем при охоте в одиночку. Нередко хищники были на расстоянии метра друг от друга или даже сталкивались. Агрессивности между ними не наблюдалось, хотя койот 6 раз отбирали добычу у барсука. Отмечено, что койот даже поощрял барсука переходить на новое место охоты притворными действиями, имитируя преследование жертвы или раскопку норы.

По мнению Е.И. Мухина (1990) для рассудочной деятельности характерны некоторые особенности: решение задачи животными без предварительного обучения; повторение экспериментальной ситуации сразу воспроизводит точный ответ со стороны животного; найденный способ решения одной задачи относительно легко переносится в другие условия для решения более сложных, но в чем-то похожих задач.

Общение с животными с помощью языков-посредников — поистине революционное направление в этологии и психолингвистике, получившее название «тренировочно-языковых экспериментов» («language-training experiments»), началось с экспериментов Гарднеров (1969), обучивших шимпанзе Уошо американскому жестовому языку глухонемых — амслену (AMErican Sign LANguage).
Раньше предпринимались попытки научить человекообразных обезьян копировать человеческую речь, но выяснилось, что у этих животных нет голосового аппарата, пригодного для воспроизведения таких звуков. У шимпанзе и плода человека гортань расположена в верхней части голосового пути, тогда как у взрослых людей — в нижней его части. Такое расположение гортани дает человеку возможность изменять с помощью языка конфигурацию полости глотки и таким образом производить широкий спектр модулированных звуков. Зато обезьяны могут ворчать и щебетать, отправляя в рот плоды и листья, а человек не может одновременно есть, дышать и разговаривать, и рискует подавиться.
Гарднеры избрали принципиально новый путь, основываясь на том, что речь не является необходимой составляющей языка. Они исследовали языковые способности шимпанзе с помощью манипулирования зрительными символами, и могли судить о пределах этих способностей по уровню овладения животными символического, грамматически организованного языка, в котором слова представлены в виде жестов пальцев и руки. Уошо за 4 года освоила 132 знака и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2-5 слов. Первые такие комбинации были «Дай сладкий» и «Подойди открой». Позднее Гарднеры работали и с другими шимпанзе и те из них, которые обучались с самого рождения, учились значительно быстрее, чем Уошо. Эти замечательные работы подробно описаны в книге Ю.Линдена «Обезьяны, человек и язык» (1981).
При общении с обезьянами на «человеческом языке» использовались и другие модификации речи. Так, Д.Премак (1971) научил шимпанзе Сару, а впоследствии и других обезьян, «читать» и «писать», используя пластмассовые жетоны различной формы, которые символизировали слова. Они располагались на вертикальной магнитной доске, и Сара могла отвечать на вопросы, помещая на эту доску соответствующие фигуры. По своей конфигурации эти жетоны никак не напоминали те вещи, которые они символизировали. Например, был знак «яблока» (треугольник) и знак «фрукт вообще». Среди них были и знаки, обозначающие совершенно абстрактные понятия, такие как, например, знак «просьбы», знак условия («если, то»), знак отрицания, знак, обозначающий понятие «называется» и т.д., так что в целом запись на доске часто походила на маленькую компьютерную программу. Сара освоила 120 символов — в основном по собственной инициативе — могла выполнять команды и отвечать на вопросы, используя комбинации из нескольких символов.
Д.Румбо (Rumbaught, 1977) использовала другую методику обучения. Шимпанзе Лана научилась оперировать клавиатурой компьютера, с помощью которой на экран выводились символы слов. Компьютерная программа распознавала, соответствует ли правилам грамматики использование этих символов, или они употребляются неправильно; в соответствии с этим Лана получала подкрепление. Она имела возможность общаться с компьютером в любое время дня. Другие шимпанзе научились с помощью этого метода общаться друг с другом.
Специальные опыты показали, что шимпанзе не обучаются манипулировать символами подобно тому, как цирковые животные научаются тому, что им следует делать в ответ на сигналы дрессировщика, а понимают смысл знаков. Часть экспериментов была организована так, что сами экспериментаторы не знали ответа на вопрос, предлагаемый обезьяне: она должна была называть объекты, показываемые на слайде, делая соответствующий знак находящемуся рядом человеку, который не видел этого слайда. Второй экспериментатор видел жесты обезьяны, тогда как сама обезьяна его не видела, при этом экспериментатор не видел слайдов. В этой ситуации Уошо дала правильные ответы на 92 из 128 вопросов. Интересно, что иногда обезьяны называли предметы спонтанно, например, шимпанзе Ним делал знак собаки, когда видел живую собаку или ее изображение или когда слышал собачий лай.
Аналогия с использованием речи состоит и в том, что шимпанзе оказались в состоянии комбинировать слова для обозначения новых понятий (в человеческом языке это свойство называется продуктивностью): например, Уошо использовала слова «candy drink» (конфета + пить) для обозначения арбуза, и «water bird» (вода + птица) для обозначения лебедя. Обезьянам оказались доступны переносы значений знака, иногда довольно тонкие. Так, Уошо назвала служителя, долго не дававшего ей пить, «грязный Джек», и это слово явно было употреблено не в смысле «запачканный», а как ругательство; шимпанзе называли также бродячего кота «грязным котом», а гиббонов — «грязными обезьянами». Люси применяла для обозначения невкусного редиса знаки «боль» и «плакать».
Огромная доля усилий Гарднеров и их коллег и последователей была направлена на выяснение грамматической организации предложений, продуцируемых шимпанзе. Так, Уошо, обращаясь к людям с просьбой выпустить ее или обнять, в 90 % случаев ставила местоимение «ты» перед «я» («ты щекотать я»). Описывая тестовые картинки, предъявляемые также и маленьким детям, обезьяны почти никогда не ошибались в порядке слов, обозначающих субъект и объект действия («кошка кусать собака» или «собака кусать кошка»).
Хотя далеко не все психологи, лингвисты и антропологи безоговорочно признали в лице Уошо примата, владеющего языком, сама обезьяна, нимало не сомневаясь, причисляла себя к людскому роду, а других шимпанзе называла «черными тварями». Человеком считала себя и Вики, которая была объектом первой попытки научить шимпанзе разговаривать, но так и не освоила членораздельную речь. Вики, зато понимала множество обращенных к ней просьб и умела классифицировать. Однажды, когда перед ней поставили задачу отделить фотографии людей от фотографий животных, свое изображение она уверенно поместила к изображениям людей, положив его поверх портрета Элеоноры Рузвельт, но когда ей дали фотографию ее волосатого и голого отца, она отбросила ее к слонам и лошадям.
На основе методик обучения обезьян зоопсихолог И.Пепперберг (Pepperberg, 1987) разработала оригинальный метод общения с попугаем Алексом (африканским серым жако), причем в качестве языка-посредника использовалась собственно человеческая речь. Известно, что попугаи могут произносить до 300 слов, варьировать слова в предложениях, использовать фразы ситуативно и вступать в ситуативные диалоги со своими воспитателями. Пепперберг впервые удалось поставить эксперименты, с помощью которых можно судить об уровне «языкового мышления» у попугая. Разработанный ею метод отличается тем, что в процессе обучения участвуют одновременно два обучающих человека. Один (основной) обучающий обращается как к человеку (второму обучающему), так и к попугаю. Второй обучающий является, с одной стороны, учеником и моделью для ответов попугая, а с другой — как бы его соперником. Алекс научился не только называть предметы, но и определять несколько форм (треугольная, четырехугольная), несколько цветов, а также указывать материал. Он может отвечать на вопросы, например, «Сколько здесь предметов? Сколько из них круглых? А сколько кожаных? Сколько черных?» У него также наблюдается ситуативная связь между негативной ситуацией и отрицанием «нет».
В целом, использование языков-посредников, сконструированных на базе человеческой речи, говорит о столь значительных резервах коммуникативных возможностей животных, какие трудно было представить себе 25 лет назад, до первых результатов, полученных в этой области. Тем более явно проступает парадоксальность ситуации, когда так мало известно о естественных языках животных.
–PAGE_BREAK–