1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ На современном этапе общественного развития психологическая наука все глубже проникает во все сферы человеческой деятельности. Знание закономерностей психики по-зволяет человеку более эффективно организовывать свою деятельность, правильно строить свои отношения с другими людьми, выяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Данные психологии используются в решении многих проблем, в том числе при совершенствовании работы юридических
учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений. На стыке психологических и юридических наук возникла новая отрасль знания – юридическая психология. Она включает в себя правовую психологию (психологию правовой социализации личности, формирование правосознания и законоисполнительного поведения, психологические аспекты правотворчества), психологию гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства, криминальную психологию (психологию личности преступника
и преступного поведения), а также психологию судопроизводства и исправительную психологию. Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и профессиональную культуру следователя, судьи, адвоката, способствует выработке и совершенствованию их деловых и интеллектуальных качеств, юридической и гражданской зрелости, правовой убежденности, осознанию социальной значимости своей профессии. Усвоение фундаментальных вопросов юридической психологии помогает лучше познать личностные особенности
обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков, наладить с ними необходимые контакты, построить рациональные отношения на доверии и взаимном уважении. Основная цель учебной дисциплины "Юридическая психология" – сформировать психологическую составляющую профессионального мышления будущего специалиста в области права. Указанную цель призваны реализовать следующие задачи: 1. охарактеризовать сущность юридической психологии как научной и прикладной дисциплины, изучающей проявление и использование психологических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также ознакомить с ее со-временными достижениями и тенденциями развития; 2. дать представление о проблемах юридической психологии и раскрыть возможные пути их решения; 3. показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;
4. сформировать психологические установки деятельности будущих юристов; 5. раскрыть систему основных психологических понятий и категорий, необходимых для профессиональной деятельности в области права; 6. воспитать потребность в самосовершенствовании личности и постоянном профессио-нальном развитии, получении профессионально значимых навыков и умений. Учебная дисциплина "Юридическая психология" базируется на общей психологии.
Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с юридическими науками. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий ( вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, поскольку она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.
Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирова-ния. Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание будущими юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям, знание которых важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и пра-воохранения. Изучая юридическую психологию, будущий юрист познает психологические особенности отражения человеком правозначимых явлений, проблемы формирования правосознания индивида и социальных групп, закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и деви-антного поведения личности, психологические факторы криминализации личности.
Юридическая психология вооружает будущего специалиста в сфере права системным анализом поведения различных участников криминального события, структурным под-ходом к организации следственной и судебной деятельности. Программа дисциплины «Юридическая психология» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» – 021100. В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база юридической психологии,
ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы правовой психологии, а именно правовая социализация личности, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, психологические аспекты фор-мирования правосознания и правоисполнительного поведения; излагаются общие пробле-мы психологии, особенности психологии личности и основные закономерности проявления психики в поведении человека; выявляются психологические возможности предварительного следствия, психологические особенности обвиняемых,
потерпевших и несовершеннолетних в судебно-следственном процессе; обосновываются подходы к организации и методам проведения судебно-психологической экспертизы; определяются аффективные состояния, возникающие в процессе правонарушения, и дается их экспертная оценка; конкретизируются психологические установки деятельности юристов в след-ственной практике, судебной, прокурорской и адвокатской работе и требования к их профессионально значимым качествам; оцениваются психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства. Изучив дисциплину «Юридическая психология» студенты должны:  познать природу психики человека, специфику психических закономерностей в право-вом регулировании, изучить механизмы психической регуляции поведения и деятельно-сти;  получить умения и навыки анализа психологической характеристики личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, установки, социальная направленность и другие характеристики) и деятельности различных субъектов правоотношений,
их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения, научиться использовать их в интересах повышения эффективности собственной деятельности;  овладеть приемами анализа и оценки уровня развития собственной психологических возможностей, способами использования полученных по юридической психологии в прак-тике. Содержание программы учебной дисциплины представлено восемью логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных
источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике. В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ юридической психологии, психологии профессиональной деятельности в сфере права, раскрывается структура и содержание основных направлений прикладной юридической психологии. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о юридической психологии, В процессе самостоятельной работы студенты должны: • усвоить язык юридической
психологии и понятийный аппарат; • закрепить наиболее важные разделы юридической психологии; • овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методо-логии и методике изучаемой дисциплины; • приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих правовое значение; • выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ РАБОТ ( для студентов заочной формы обучения) Наименование Темы Объем работы студентов 4 года 6 лет Всего Аудиторные Сам. Аудиторные Сам. Лек-ции Конс. Лекции Конс. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема 1. Предмет, методы и структура юридической психо-логии. 1 4 1 4 Тема 2. Психология права. 4 1 4 Тема 3. Психические феноме-ны и их проявление в сфере права.
1 10 1 10 Тема 4. Криминальная пси-хология. 1 10 1 10 Тема 5. Психология предва-рительного следствия. 1 10 1 10 Тема 6. Психология судебной деятельности по уголовным де-лам. 1 8 1 7 Тема 7. Исправительная (пени-тенциарная) психология. 5 1 5 Тема 8. Психология граждан-ско-правового регулирования и гражданского судопроизводст-ва.
1 5 1 4 Количество аудиторных ча-сов. 6 4 8 4 Количество часов самостоя-тельной работы. 56 54 Всего часов на освоение учебного материала. 66 Формы контроля: Промежуточный – контрольное задание; рубежный –экзамен 3.ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Антонян Ю.М Еникеев М.И Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений М 1996. 2. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя
Волгоград, 1976. 3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций М 1988. 5. Енгалычев В.Ф Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. 2-изд Калуга-Обнинск-Москва: Изд-во КГПУ К.Э.Циолковского,1997. 6.
Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Учебник для вузов М 1996. 7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов М 1996. 8. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии М.: Издательство НОРМА, 2001. 9. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов М.: Издательство НОР-МА,2001. 10. Еникеев М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. -М.: Издательство ПРИ-ОР,2001. 11. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психологическая экспертиза М.: Изд-во МГУ, 1999. 12. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и паталогия М 1982. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. 14. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы
М.: Юнити-Дана, 2000. 15. Пищелко А.В Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста М 2001. 16. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов/под ред. Проф. А.М.Столяренко М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. 17. Ратинов А.Р. Психология для следователей М 1967. 18. Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии: В 2т Т.1-М 1989. 19. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник М.: Юрист,1995. 20. Юридическая психология: Учебник для вузов/ В.Васильев 5-е изд перераб. и доп. –СПб.: Питер,2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 21. Андреева Г.М. Социальная психология. –
М 1998. 22. Андреева Антонян Ю.М. Преступность среди женщин М 1992. 23. Антонян Ю.М Гульдан В.В. Криминальная патопсихология М 1991. 24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека М 1990. 25. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности М.: Изд-во МГУ, 1974. 26. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология допроса. –
М 1990. 27. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология обыска и выемки. -М 1986 28. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология следователя. -М 1988. 29. Игошев К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения Горький,1974. 30. Котов Д.П Шиханцов Г.Г. Психология следователя Воронеж,1997. 31. Мариновская И.Д. Антисоциальное поведение несовершеннолетних с психическими аномалиями
М 1994. 32. Психология. Словарь. /Под редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского- 2-е изд исп. и доп М.: Политиздат, 1990. 33. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характе-ров Самара: Изд. дом “Бахрах”, 1997. 34. Ратинов А.Р Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого: Методическое пособие М 1988. 35. Сафуанова Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практ. пособие М 1998. 36. Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам: Учебно-практическое пособие М.: БЕК,1997. 37. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы взаимодействия следователя и участ-вующих в деле лиц
Саратов, 1984. 38. Хьелл Л Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и примене-ние) СПб.: Питер Пресс, 1997. 39. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология М.: Зеркало, 1998. 40. Юридическая психология/ Сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой СПб: Питер, 2001. 41. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В.Романов, Е.В.Романова. –М.:
Юрист, 2000. 42. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология М 1971. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, методы и структура юридической психологии. Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Предмет юридической психологии и ее задачи. Место юридической психологии в системе научных отраслей знания. Система (структура) юридической психологии.
Методы юридической психологии. Методы научного исследования. Методы психо-логического воздействия на личность. Методы судебно-психологической экспертизы. История возникновения и развития юридической психологии. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в
ХХ веке. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский период. Литература: 3, 6, 7, 9, 10, 16, 19, 20, 40, 41. Вопросы для самоконтроля. 1. Что изучает юридическая психология ? Каковы ее цели и основные задачи? 2. Укажите элементы, составляющие структуру юридической психологии? 3. Дайте характеристику методов, используемых в юридической психологии? 4. Каковы предпосылки и истоки развития юридической психологии? 5. Как развивалась отечественная юридическая психология? 6. Укажите приоритетные проблемы отечественной юридической психологии на совре-менном этапе. 7. Назовите основные тенденции развития зарубежной юридической психологии в XX ве-ке. Тема 2. Психология права. Правовая психология как отрасль юридической психологии.
Предмет правовой пси-хологии и ее задачи. Социально-регулятивная сущность права. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества. Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы. Понятие правосознания. Функции правосознания – познавательная, оценочная, регулятивная.
Правосознание как система индивидуального, группового и общественного сознания, отражающая правовую действительность. Особенности правосознания в период социальной реформации общества.