ВВЕДЕНИЕ
На общее положение дел всфере налогообложения определяющее влияние оказывает уровень её защищённостиили безопасности.
Налоговаябезопасностьопределяется как некое состояние налоговой системы, при котором обеспечиваетсянепрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образованийпосредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении еёугроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налоговогозаконодательства. Обеспечение налоговой безопасности осуществляется в рамкахэкономической безопасности соответствующими правоохранительными органами.Непосредственно обеспечение налоговой безопасности возложено на ФСЭНП, котораяпризвана выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления иправонарушения.
Нарушениязаконодательства о налогах и сборах и их наиболее опасная форма – налоговыепреступления. Они представляют собой одну из главных угроз дляэкономической безопасности государства. Это обусловлено тем, что подобныепосягательства наносят вред системе налогообложения, разрушают существующиемеханизмы формирования доходов бюджета. В своей совокупности указанныепротивоправные действия составляют такое общественно опасное социально-правовоеявление, как налоговая преступность. Объединяет налоговыепреступления и правонарушения объект их посягательства, которым являютсяохраняемые налоговым и уголовным законом отношения по поводу взимания налогов ииных обязательных платежей, а также осуществления контроля над своевременностьюи полнотой их уплаты.
Становление современнойроссийской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговыхпреступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результатенеисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегоднонедополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налоговполучило широкое распространение, носит массовый характер и является главнойпричиной непоступления налогов в государственную казну. Недобор налогов ибюджетный кризис, судя по всему, приобретают в России хронический характер. Статистикасвидетельствует, что преступные посягательства, направленные на уклонение отуплаты налога на прибыль, составляют 43,6% от общего числа налоговыхпреступлений; налога на добавленную стоимость – 28,4%; налогов, уплачиваемых вдорожные фонды, — 6,7%; подоходного налога с физических лиц – 3,7%; акцизов –1,2%; налога на имущество предприятий – 0,9%. Из этого следует, что налоговыепреступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которыепредусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет.
Основные причины,определяющие состояние преступности в экономической сфере, достаточно хорошоизвестны:
· общее ослаблениегосударственности;
· свёртываниегосударственного контроля и регулирования экономической деятельности;
· созданиеобстановки экономического хаоса;
· отставаниесоответствующей законодательной базы;
· резкоеимущественное расслоение населения и утеря социально значимых ориентиров;
· пассивностьправоохранительных органов.
Касаясь причин уклоненияот уплаты налогов, специалист в области финансового права П.М. Годме выделялсреди них экономические, политические, технические и моральные. С подобнымподходом можно согласиться, однако, принимая во внимание то, что налог являетсяне только экономической, но и юридической категорией, следует дополнить этот переченьправовыми причинами. Кроме того, в этом случае нельзя не учитывать и причиныорганизационного характера, так как определённой компетенцией в сференалогообложения наделён ряд органов государственной власти. Это предполагаетвзаимодействие между ними, а следовательно, и наличие соответствующих проблем.
Данная работа посвященаобщим вопросам юридической ответственности за налоговые правонарушения всоответствии с принятым Налоговым Кодексом РФ. Уместно отметить, что именносуровость мер ответственности за нарушения российского налоговогозаконодательства до принятия первой части Налогового Кодекса РФ стала одним изсамых серьезных оснований для начала кампании по реформированию всей налоговойсистемы России в целом.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (глава 15НК РФ по состоянию на 5 марта 2009г.)
Современное состояниероссийской правовой системы таково, что каждый из видов нарушенийзаконодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отрасльюправа: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому взависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности заправонарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТмК РФ,КоАП РФ или УК РФ соответственно.
Ответственность занарушения законодательства о налогах и сборах – это охранительное правоотношение, возникающие наосновании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителемзаконодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительнойобязанности, связанной с лишениями личного и материального характера. Необходимоучитывать, что НК РФ, КоАП РФ и ТмК РФ содержат конкурирующие составы налоговыхправонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащегоодновременно признаки налогового и административного или налогового итаможенного деликта, приоритет имеют нормы НК РФ. Данный вывод основывается нанормах НК РФ. Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации оналогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законово налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливаетсянепосредственно НК РФ (подп.6 п.2 ст.1). В соответствии с п.1 ст.108 НК РФникто не может быть привлечён к ответственности за совершение налоговогоправонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, установленным НК РФ.Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборахохранительные правоотношения должны складываться только на основании норм НК РФи регулироваться институтом налоговой ответственности. Согласно ст. 106 НК РФ налоговымправонарушением признаётся совершенное противоправное (в нарушениезаконодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установленаответственность.
Данное определениесодержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаковналогового правонарушения:
1) противоправностьдеяния – налоговоеправонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства оналогах и сборах.
2) виновность – налоговое правонарушениесовершается виновно (умышленно или по неосторожности).
3) наказуемостьдеяния – совершениеналогового правонарушения влечёт для нарушителя негативные последствия в виденалоговых санкций.
Состав налоговогоправонарушения –установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупностькоторых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением. Объектналогового правонарушения составляют охраняемые законодательствомобщественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектомправонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или можетпричинить какой-либо вред. Объективная сторона налоговых правонарушенийпредставляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренныхнормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление)налоговых правонарушений в реальной действительности.Субъектом налоговогоправонарушения является лицо, совершившее нарушение налоговогозаконодательства и которое в соответствии с действующим законодательством можетбыть привлечено к ответственности.
Субъекты налоговыхправонарушений:
1. общие
— налогоплательщики:российские организации, иностранные и международные организации, созданные натерритории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных имеждународных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица безгражданства;
— плательщики сборов;
— налоговые агенты:российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;
— законные представителиналогоплательщика – физического лица;
— свидетели, переводчики,эксперты, специалисты и иные фискально-обязанные лица;
— организации ифизические лица, являющиеся адресатами установленных налоговымзаконодательством императивов (ограничений и властных предписаний),непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.
2. специальные
— может быть только лицо,прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налоговогоправонарушения. Например, субъектом такого правонарушения может быть толькоорганизация или индивидуальный предприниматель.
Статья 107. Лица,подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.
1. Ответственностьза совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица вслучаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
2. Физическое лицоможет быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушенийс 16-летнего возраста.
Статья 108. Общиеусловия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Никто не можетбыть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе,как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не можетбыть привлечён повторно к ответственности за совершение одного и того женалогового правонарушения
3. Предусмотреннаянастоящим Кодексом ответственность за деяние, совершённое физическим лицом,наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления,предусмотренного уголовным законодательством РФ.
4. Привлечениеорганизации к ответственности, за совершение налогового правонарушения неосвобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований отадминистративной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законамиРФ.
5. Привлечение лицак ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его отобязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его невиновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое кответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершенииналогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств,свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в егосовершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновностилица, привлекаемого к ответственности, толкуется в пользу этого лица
Статья 109. Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Лицо не может бытьпривлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения приналичии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствиесобытия налогового правонарушения;
2) отсутствие винылица в совершении налогового правонарушения;
3) совершениедеяния, содержащего признаки налогового нарушения, физическим лицом, недостигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
4) истечение сроковдавности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статья 110. Формывины при совершении налогового правонарушения.
1. Виновным всовершении налогового правонарушения признаётся лицо, совершившее противоправноедеяние умышленно или по неосторожности.
2. Налоговоеправонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, неосознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либосознательно допускало наступление вредных последствий таких действий(бездействия).
3. Налоговоеправонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, егосовершившее, не осознавало противоправного характера своих действий(бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этихдействий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
4. Вина организациив совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины еёдолжностных лиц либо её представителей, действия (бездействия) которых обусловилисовершение данного налогового правонарушения.
Статья 111.Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
1. Обстоятельствами,исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния,содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствияили других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельстваустанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовойинформации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствахдоказывания);
2) совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком,физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при которомэто лицо не могло отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить имивследствие болезненного состояния. (Указанные обстоятельства доказываютсяпредоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию идате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговоеправонарушение);
3) выполнениеналогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменныхразъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросамприменения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределённомукругу лиц финансовым, налоговым или др. уполномоченным органом гос. власти(уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. (Указанныеобстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этогооргана, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которыхсовершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такогодокумента). Положение настоящего подпункта не применяется в случае, еслиуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостовернойинформации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговымагентом);
4) иныеобстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом,рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налоговогоправонарушения.
2. при наличииобстоятельств, указанных в п. 1 настоящей статьи, лицо не подлежитответственности за совершение налогового правонарушения.
Статья 112. Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
1. Обстоятельствами,смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения,признаются:
1) совершениеправонарушения вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств;
2) совершениеправонарушения под влиянием угрозы или принуждения в силу материальной,служебной или иной зависимости;
21) тяжёлоематериальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности засовершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства,которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признанысмягчающим ответственность.
2. Обстоятельством,отягчающим ответственность, признаётся совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с котороговзыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налоговогооргана.
4. Обстоятельства,смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налоговогоправонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающимдело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Статья 113.Срокдавности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
1. Лицо не можетбыть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, еслисо дня его совершения либо со следующего дня после окончания налоговогопериода, в течении которого было совершено это правонарушение, и до моментавынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срокдавности). Исчисление срока давности со дня совершения налоговогоправонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кромепредусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
1. Течение срока давностипривлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое кответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовалопроведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствиемдля её проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащихуплате в бюджетную систему РФ.
Течение срока давностипривлечения к ответственности считается приостановленным со дня составленияакта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случаетечение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня,когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выезднойналоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговойпроверки.
Статья 114. Налоговыесанкции.
1. Налоговая санкцияявляется мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Налоговые санкцииустанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах,предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
3. При наличии хотябы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежитуменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленнымсоответствующей статьёй настоящего Кодекса.
4. При наличииобстоятельства, предусмотренным пунктом 2 статьи 112, размер штрафаувеличивается на 100 %.
5. при совершенииодним лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкциивзыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менеестрогой санкции более строгой.
6. Сумма штрафа,взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента заналоговое правонарушение, повлёкшее задолженность по налогу (сбору), подлежитперечислению со счётов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора лилналогового агента только после перечисления в полном объёме этой суммызадолженности и соответствующих пеней в очерёдности, установленной гражданскимзаконодательством РФ
Статья 115. Срокисковой давности взыскания штрафа
1. Налоговые органымогут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации ииндивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотреныстатьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегосяиндивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотреныстатьёй 48 настоящего Кодекса. Исковое заявление о взыскании штрафа сорганизации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренныхподпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть поданоналоговым органом в течении шести месяцев после истечения срока исполнениятребования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачиуказанного искового заявления может быть восстановлен судом.
2. В случае отказа ввозбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налоговогоправонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня полученияналоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращенииуголовного дела.
В уголовном кодексетакже есть статьи налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:
Статья 198.Уклонениефизического лица от уплаты налога лил страхового взноса в государственныевнебюджетные фонды.
1. Уклонениефизического лица от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах вслучаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения вдекларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, либо инымспособом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетныефонды, совершённое в крупном размере, — наказывается штрафом в размере отдвухсот от семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработнойплаты или иного дохода осуждённого за период от пяти до семи месяцев, либоарестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок додвух лет.
2. То же деяние,совершённое в особо крупном размере или лицом ранее судимым за совершениепреступлений, предусмотренных настоящей статьёй, а также статьями 194 или 199настоящего Кодекса, — наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячиминимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногодохода осуждённого за период от семи месяцев до одного года, либо лишениемсвободы на срок до пяти лет.
Статья 199. Уклонениеот уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сорганизации.
1. Уклонение отуплаты налогов с организации путём включения в бухгалтерские документы заведомоискажённых данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплатыстраховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации,совершённое в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определённыедолжности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либоарестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок дочетырёх лет.
2. То же деяние,совершённое:
а) группой лиц попредварительному сговору;
б) лицом, ранее судимымза совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьёй, а также статьями194 или 198 настоящего Кодекса;
в) неоднократно;
г) в особо крупномразмере, –
наказывается лишениемсвободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определённыедолжности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
ГЛАВА 2. ВИДЫНАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
I. Понятие, функции и признакиналоговой ответственности
Понятие налоговойответственности –одна из основных категорий налогового права, её конструкция во многомопределяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системеправа.
Ответственность занарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками,свойственными финансово-правовой ответственности:
— основана нагосударственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций,установленных финансово-правовыми нормами;
— наступает за совершениевиновного противоправного деяния, содержащего признаки налоговогоправонарушения;
— субъектамиответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организациии физические лица;
— для правонарушителяналоговая ответственность выражается в определённых отрицательных последствияхимущественного характера;
— налоговаяответственность реализуется в процессуальной форме.
Поскольку нормыналогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальныхнорм, то и налоговая ответственность имеет две формы реализации:
1. позитивную(добровольную, активную)
2. негативную(государственно-принудительную, ретроспективную)
Для позитивнойответственности достаточно формального (нормативного) основания, посколькуона возникает не на основе налогового правонарушения а в силу добровольноговыполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
Добровольная форма реализации налоговой ответственностиимеет следующие юридические признаки:
— неразрывно связана снормой налоговой ответственности;
— является юридическойобязанностью, обусловленной правовым статусом налогоплательщика или иногообязанного лица;
— гарантированагосударственным принуждением;
— реализуется добровольнов виде правомерного поведения;
— одобряется со стороныгосударства;
— осуществляется в рамкахобщих налоговых правоотношений.
К сожалению, большинствоналогоплательщиков имеют низкую правовую культуру, и соблюдениезаконодательства о налогах и сборах не является для них типичным правиломповедения.
Нарушение норм налоговогоправа обуславливают существование негативной налоговой ответственности.
Наличие либо отсутствиегосударственного принуждения определяет факт существования налоговой ответственности.
Налоговую ответственностьследует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности,мер пресечения, мер защиты и т.д.
Налоговаяответственность существует в двух формах:
1. карательной(штрафной)
2. правовосстановительной(компенсационной).
Негативная налоговаяответственность имеет три основания:
1) формальное(нормативное), выражающееся в наличии системы норм законодательства о налогах исборах, устанавливающих составы налоговых правонарушений, права и обязанностиучастников охранительного налогового правоотношения, регулирующихответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок ипроцессуальную форму привлечения к налоговой ответственности;
2) фактическое,представляющее совершение субъектом налогового права противоправного деяния,нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;
3) процессуальное,заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органамигосударственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения оналожении санкции за совершение налогового правонарушения.
Составправоотношения налоговой ответственности представляет сложноесоциально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов:
— субъекты (участники)
— права и обязанности субъектов(участников)
— их действия (поведение)
— объект правоотношения.
В правоотношении, складывающемся относительноналоговой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государствов лице компетентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель.
Предостерегая организациии физические лица от совершения противоправных действий в налоговой сфере, налоговаяответственность преследует две цели:
1) охранительную, посредством которой ограждаетсяобщество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественныхситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;
2) стимулирующую,посредствомкоторой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.
Цели налоговойответственности реализуются в функциях:
Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном(компенсационном) и штрафном (карательном).
Социальная функция налоговой ответственности выражаетсяв осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредствомпобуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права.
Главное предназначениефункций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормальногодействия механизма правового регулирования налоговых отношений.
Таким образом, налоговаяответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершенииналогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властногопринуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложениидополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемыекомпетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Признаки налоговойответственности:
— материальные,характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налоговогоправоотношения;
-процессуальные,характеризующие механизм реализации материального охранительного правоотношенияпосредством производства по делу о налоговом правоотношении, осуществляемогокомпетентным органом согласно нормам НК РФ;
-функциональные,отражающие целенаправленность существования и применения налоговойответственности.
II. Виды налоговых правонарушений иответственность за их совершение
Статья 116.Нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе.
1. Нарушениеналогоплательщиком установленного настоящим Кодекса срока подачи заявления опостановке на учёт в налоговом органе при отсутствии признаков налоговогоправонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечёт взысканиештрафа в размере 5 тыс. рублей.
2. Нарушениеналогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления опостановке на учёт в налоговом органе на срок более 90 календарных дней –влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Статья 117. Уклонениеот постановки на учёт в налоговом органе.
1. Ведение деятельности организацией илииндивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе –
— 20 –
влечёт взыскание штрафа вразмере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени врезультате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.
2. Ведение деятельности организацией илииндивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе более90 календарных дней — влечёт взыскание штрафа в размере двадцати процентов отдоходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90календарных дней, но не менее 40 тыс. рублей.
Статья 118.Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счёта в банке.
Нарушениеналогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления вналоговый орган информации об открытии или закрытии им счёта в каком-либо банке– влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Статья 119. Непредставлениеналоговой декларации.
1.Непредставлениеналогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срокналоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, при отсутствии признаковналогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи – влечётвзыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) наоснове этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня,установленного для её представления, но не более 30% от указанной суммы и неменее 100 рублей.
2. Непредставлениеналогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180дней по истечении установленного законодательством о налогах срокапредставления такой декларации – влечёт взыскание штрафа в размере 30% суммыналога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный илинеполный месяц, начиная со 181-го дня.
Статья 120.Грубоенарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушениеорганизацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектовналогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода,при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2настоящей статьи – влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
2. Те же деяния,если они совершены в течение более одного налогового периода – влекут взысканиештрафа в размере 15 тыс. рублей.
3. Те же деяния,если они повлекли занижение налоговой базы — влекут взыскание штрафа в размере10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей. Под грубымнарушений правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения для целейнастоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствиесчетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта, систематическое (два раза иболее в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение насчетах бухгалтерского учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежныхсредств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложенийналогоплательщика.
Статья 121. Нарушениеправил составления налоговой декларации.
Статья исключена. Федеральныйзакон от 9 июля 1999г. № 154-ФЗ.
Статья 122. Неуплатаили уплата сумм налога (сбора).
1. Неуплата илинеполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы,иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий(бездействия) – влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммыналога (сбора).
2. Деяния,предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершённые умышленно – влекутвзыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статья 123. Невыполнениеналоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Неправомерноенеперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию иперечислению налоговым агентом – влечёт взыскание штрафа в размере 20 % отсуммы, подлежащей перечислению.
Статья 124. Незаконноевоспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенногооргана, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или впомещении.
Статья утратила силу.Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ.
Статья 125. Несоблюдениепорядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на котороеналожен арест — влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Несоблюдениеустановленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или)распоряжения имуществом, на которое наложен арест — влечёт взыскание штрафа вразмере 10 тыс. рублей.
Статья 126.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществленияналогового контроля.
1. Непредставление в установленный срокналогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органыдокументов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и инымиактами законодательства о налогах и сборах – влечёт взыскание штрафа в размере50 рублей за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органусведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставитьимеющиеся у неё документы, предусмотренные настоящим кодексом. Со сведениями оналогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставлениятаких документов либо предоставление документов с заведомо недостовернымисведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательствао налогах и сборах, предусмотренного статьёй 135 настоящего Кодекса – влечётвзыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Статья 127. Отказ опредоставлении документов и предметов по запросу налогового органа.
Статья исключена.Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 154-ФЗ.
Статья 128. Ответственностьсвидетеля.
Неявка либо уклонение отнеявки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговомправонарушении в качестве свидетеля – влечёт взыскание штрафа в размере 1000рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомоложных показаний – влечёт взыскание штрафа в размере 3000 рублей.
Статья 129. Отказэксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговойпроверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложногоперевода.
1. Отказ эксперта,переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки – влечётвзыскание штрафа в размере 500 рублей.
2. Дача заведомоложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода – влечётвзыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Статья 1291.Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
1. Неправомерноенесообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствиис настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствиипризнаков налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 126 настоящегоКодекса — влечёт взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
2. Те же деяниясовершённые повторно в течение календарного года — влечёт взыскание штрафа вразмере 5000 рублей.
Статья 129. Нарушениепорядка регистрации объектов игорного бизнеса.
1. Нарушениеустановленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органахигровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторылибо порядка регистрации изменений количества названных объектов – влечётвзыскание штрафа в трёхкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленнойдля соответствующего объекта налогообложения.
2. Те же деяния,совершённые более одного раза – влекут взыскание штрафа в шестикратном размереставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объектаналогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговую преступностьнельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовымявлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба спреступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годыприобретала исключительно острый характер.
По нашему мнению, ореальных масштабах налоговой преступности свидетельствуют следующие показатели:
1. значительныйразрыв между официальными и реальными доходами населения;
2. очевиднаяразность между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемых имидоходами;
3. скрытая занятостьнаселения;
4. рост объёмаденежной наличности, находящейся в небанковском обороте;
5. обострениекризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организацийрассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамкахкоммерческой деятельности, а также с бюджетом;
6. снижениесобираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного ростапоступления налогов в бюджет;
7. увеличение изгода в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;
8. повышение объёмовкапиталов, незаконно ввозимых за рубеж.
Налоговая преступностьорганически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью ипредпринимательством. С ростом числа предприятий, основывающихся на частнойформе собственности, возникло острое противоречие между финансовыми интересамигосударства, с одной стороны, и интересами новых собственников – с другой.
Основные иэкономические причины кризиса, поразившего бюджетную и налоговую системы России, коренятсяза их пределами. К ним, прежде всего относятся падение уровня производства,снижение доходности предприятий, вывоз капитала за рубеж. В данном случае такженеобходимо учесть и то обстоятельство, что подавляющее большинствоотечественных предприятий-налогоплательщиков используют устаревшееоборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и немогут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию, как на внутреннем рынке, таки на внешнем. Всё это приводит в первую очередь к возникновению взаимныхнеплатежей, а затем к снижению возможностей уплачивать налоги.
Финансовое положениеналогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершенияналоговых преступлений. Одновременно и причиной, и следствием уклонения отуплаты налогов следует признать внебанковский оборот наличных денежных средств.Специалисты отмечают в этой связи, что в Российской Федерации объективнойреальностью является широкое использование операций, как с рублёвой, так и свалютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учёте и отчётности.Следствием этого является: уход от налогов; снижение доходов бюджетов всехуровней и государственных внебюджетных фондов; ухудшение экономическогоположения законопослушных налогоплательщиков; криминализация государства вцелом. Даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяетпредприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога надобавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Немаловажнымфактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, являетсянесовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовая причина).В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включаетв себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Дополнительныетрудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговоезаконодательство. К правовым причинам относится и несовершенство отдельныхналоговых механизмов. Практика свидетельствует, что наиболее уязвимым в этомсмысле является механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. В наименьшейстепени преступной деятельности подвержены имущественные налоги (налог наимущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), таккак сокрытие объектов недвижимости весьма затруднительно. С организационнымипричинами уклонения от налогообложения тесно соприкасаются причины техническогохарактера. К их числу, прежде всего, относят несовершенство форм и методовналогового контроля. К числу чисто технических причин мы относим и недостаткиприменения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов снаселением. Объективные причины налоговойпреступности тесно взаимодействуют с субъективными причинами. Последние причиныявляются не менее важными, а порой и определяющими в причинном комплекседетерминант налоговой преступности. Субъективные причины порождаются негативнымнравственно-психологическим фактором. Давно установлено, что нежеланиенаселения оплачивать налоги проистекает от убеждения, что проволочкой исопротивлением можно вовсе избавиться от их уплаты, и от подозрения, чтообложение слишком велико, или, что собранные суммы расхищаются или неправильнорасходуются, или же, что они неравномерно взимаются и распределяются. Уклонениеже от уплаты налогов отечественных налогоплательщиков во многом определяетсяналичием острых противоречий между интересами государства и общества, с однойстороны, и новыми частными собственниками – с другой. Принято считать, что чутьли не главным фактором, оказывающим негативное воздействие на настроенияналогоплательщиков, являются недостатки отечественной налоговой системы. Однакопредставляется, что нравственно-психологический фактор налоговой преступности взначительной мере определяется не издержками налогообложения, а общейнегативной нравственно-правовой атмосферой общества, стойким отрицательнымотношением населения к налоговой системе вообще, доминированием корыстныхмотивов в поведении преступников, а также пониженным уровнем их налоговойкультуры.
В результате многолетних дискуссий оконцепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетностькодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнутопонимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетнойсистемы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализациюналоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Ихуспешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы ипроведению эффективной государственной экономической политики. Кодификацияроссийского налогового законодательства предполагала обеспечение полнотыправового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшуюсогласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильностиналогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговыхправоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедури системы ответственности, создание условий для эффективного налоговогоадминистрирования. В принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года частипервой Налогового кодекса Российской Федерации удалось реализовать отдельныеранее обозначенные цели. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов.Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативностьформулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в рядеположений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах,а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налоговогокодекса Российской Федерации”, создают условия для произвольногоманипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицамиконституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленныхналогов и сборов. В данной ситуации представляется, что наибольший вред нанесЗаконодатель, не определившись с терминологией. “Поспешность, с которойпринимался данный документ, не могла не отразиться на его качестве.Противоречивость норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток,лексических и терминологических ошибок предоставляют все возможностинедобросовестным налогоплательщикам для произвольного манипулированияположениями Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс РФ содержит смысловые неточности,способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговойсистемы в России, а также на эффективность документально-проверочнойдеятельности налоговых органов”.
В частности вызывают сомнениеследующие моменты:
· Ст. 125 НалоговогоКодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка владения,пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом. Признаваяопределенный смысл в указанных нормах, нельзя не задаться вопросом: какимобразом налоговый либо таможенный орган может разрешить или не разрешитьвладение арестованным имуществом? Ситуация, при которой ограничивается правособственника пользоваться и распоряжаться арестованным имуществом, вполнепонятна и осуществима. Однако правомочие владения, в отличие от правомочияпользования и правомочия распоряжения, не зависит от волеизъявленияадминистративного органа и может быть прекращено лишь с прекращением правасобственности. С практической точки зрения, поскольку нарушить порядок владенияне представляется возможным, то нельзя привлечь к ответственностинедобросовестного налогоплательщика, нарушающего порядок пользованияарестованным имуществом (ст. 125 Налогового Кодекса РФ не предусматриваетответственности только за нарушение порядка пользования арестованным имуществом,а требует одновременного нарушения порядка, как пользования, так и владенияим);
· п. 5 ст. 101Налогового Кодекса РФ говорится об основаниях отмены решения налогового органасудом. Подобная формулировка представляется юридически некорректной, посколькуни суд общей юрисдикции, ни арбитражный суд не вправе отменить решениеналогового органа. Решение, не соответствующее требованиям законодательства,подлежит признанию недействительным, а не отмене;
· согласно п. 1 ст.104 Налогового Кодекса РФ на налоговый орган возлагается обязанность предложитьналогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции, что само посебе вряд ли может вызвать возражения. Однако не вполне понятно, почему такоепредложение должно реализовываться посредством направления требования об уплатеналога;
· пункт 3 ст. 104Налогового Кодекса РФ неоправданно ограничивает процессуальные права налоговогооргана, говоря о возможности направления в суд одновременно с подачей исковогозаявления ходатайства о наложении ареста на имущество ответчика в порядкеобеспечения искового требования. Между тем перечень мер по обеспечению иска,предусмотренных Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ и ГражданскимПроцессуальным Кодексом РСФСР, гораздо шире. Очевидно, более правильным являлосьбы упоминание о праве налогового органа заявить ходатайство об обеспечениииска. При этом такое ходатайство вовсе не обязательно подавать “одновременно сподачей искового заявления”, поскольку иск может быть обеспечен на любой стадииарбитражного или гражданского процесса;
· в соответствии сп. 6 ст. 108 Налогового Кодекса РФ каждый налогоплательщик считается невиновнымв совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим к законнуюсилу решением суда. В то же время абзац 2 п. 1 ст. 104 Налогового Кодекса РФпредполагает возможность добровольной уплаты налогоплательщиком налоговойсанкции во внесудебном порядке. Таким образом, буквальное следование п. 6 ст.108 Налогового Кодекса РФ неминуемо приводит к выводу о том, чтоналогоплательщик, добровольно уплативший налоговую санкцию, привлечен налоговыморганом к ответственности, не будучи виновным, в совершении налоговогоправонарушения;
· категорическоенесогласие вызывают нормы подпункта 3 п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НалоговогоКодекса РФ, предоставляющие налоговому органу право самостоятельно расширятьперечень обстоятельств, смягчающих ответственность и неограниченно уменьшатьразмер налоговых санкций. Данные нормы направлены, по своей сути, не на защитуналогоплательщика, а на установление произвола недобросовестных должностных лицналоговых органов. Предоставление таких прав суду не вызывает никакихвозражений, учитывая наличие многоступенчатой системы пересмотра судебных актовв апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В отношении актов, выносимыхналоговыми органами, ничего подобного Кодекс не предусматривает;
· ст. 106Налогового Кодекса определяет субъектом налогового правонарушения“… налогоплательщика,налогового агента и их представителей…”, однако лица, содействующиеналоговому контролю – эксперт, специалист, переводчик и свидетель фигурируют вгл. 16 Налогового Кодекса, ст. 128 и 129 в качестве субъектов налоговогоправонарушения, то есть налицо не полный состав правонарушения, и указанныестатьи применяться не могут.
Как видим, пока не удалось решитьодну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов вРоссийской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансовогогода, устранить противоречия в законодательных актах.
Список использованныхисточников и литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2009 (по состояниюна 5 марта 2009г.).
2. Налоговое правоРоссии: учебник / отв. ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Норма,2008.
3. Кучеров И.И.Налоги и криминал (историко-правовой анализ). М., 2000
4. Шмелёв Н.неплатежи – проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики,1997. №4.
5. Старченков П.Налоговая преступность в России катастрофически растёт // Независимая газета.1995. 24 мая.
6. Кошаева Т.О.некоторые вопросы ответственности за налоговые преступления // законность.1996. №1.
7. Криминология /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998.
8. Бернар И., КоллиЖ.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: В 2 т. Пер с фр. М., 1994Т.1.
9. Уголовный кодексРоссийской Федерации. М.: изд. Приор, 2002.
10. Есипов В.М.Криминальная экономика – наша главная опасность // Первая межведомственнаянаучно-практическая конференция ФСНП России: Сборник материалов. М., 1998.
11. Долгова А.И.Некоторые вопросы диалектики познания преступности и ее причин // Методологическиепроблемы изучения преступности и ее причин: Сборник научных трудов. М., 1986.
12. Годме П.-М. Указсоч.
13. Налоги иналоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
14. Карасёва М.В. Финансово-правоваяответственность // Финансовое право. Общая часть.
15. Кучеров И.И. Бюджетное право России:Учебник. М., 2002.
16. Крохина Ю.А. Бюджетное право ироссийский федерализм. М.,2001; Она же . Бюджетное право: вопросы теориии практики. СПб., 2002.
17. Постановление Конституционного СудаРФ от 15 июля 1999г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельныхположений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и законовРоссийской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» и «О федеральныхорганах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1999. № 30.
18. Основы налогового права:Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева, 2006.
19. Пети В. Трактат о налогах и сборах:Антология экономической классики. М., 1993.
20. Шаталов С.Д. Налоговый кодекс какгарант стабильности налоговой системы // Консультант. 1996.