Юридическая помощь и ее организация. НотариатВопрос № 1 Юридическая помощь: содержание и значение
Потребностьв получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практическинет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бызнать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе,приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения вгосударственные или иные органы, участии в деятельности общественныхорганизаций, выборах в парламент, получении государственных пенсий и социальныхпособий и др. — везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста.
Всоответствии с ч.1 ст.48 Конституции РФ[1],каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Вслучаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Реализациязакрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна безвключения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свободчеловека, в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированнойправовой помощи.
Реализацияправа каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом, требует знания об этих запретах. Не все члены общества обладаютюридической информацией и могут защищать свои права в соответствии с законом,их предоставившим.
Вквалифицированной юридической помощи нуждаются различные субъекты общественныхотношений: граждане, государственные, общественные, частные, акционерные идругие организации.
Определитьорган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составитьсоответствующий документ, — задача юристов. Составление документов, участие всудах в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц вгражданском судопроизводстве, оказание юридической помощи лицу, привлекаемому кадминистративной ответственности, — все это требует квалифицированнойюридической помощи.
Прирассмотрении вопросов юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав исвобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом.
Квалифицированнуююридическую помощь каждый может получить от различных организаций:
суда;
прокуратуры;
нотариата;
специализированныхобщественных и государственных организаций (общественных объединенийпотребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);
юридическихслужб в учреждениях, предприятиях, организациях;
частныхдетективных служб;
частныхорганизаций (ООО, АО и т.д.), а так же, индивидуальных предпринимателей безобразования юридического лица, специализирующимися на оказании юридическихуслуг;
общественныхприемных органов власти, местного самоуправления;
патентныхповеренных;
адвокатуры(в том числе, иностранных государств).
Суды в силусвоего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц иорганизаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска илизаявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибокпри подаче документов, — в своих определениях указывают на порядок внесений исправленийи устранения недостатков.
То жеразъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приемезаявлений и обращений граждан.
Юридическиеслужбы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти иместного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях,общественных объединениях. В них работают юристы, знающие спецификусоответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определеннуюправовую помощь и работающим там сотрудникам.
Так,например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих»[2],юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации:
органамивоенного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных(должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным своенной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военнойслужбы;
органамипредварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которыхнаходится уголовное дело.
Частьпотребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основызаконодательства России о нотариате[3] от11 февраля 1993 г. возлагают на нотариат защиту прав и законных интересовграждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренныхзаконодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Приотсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершаютдолжностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершениеэтих действий.
Ряд норм обоказании юридической помощи населению по государственной и общественной защитеправ потребителей содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей»[4]от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 9 января 1996 г). В нем, например,предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальныеорганы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случаеобнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощипотребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, ихассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение правпотребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания,участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей.
Оказаниеюридической помощи гражданам и организациям является основной задачейадвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатскаядеятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая напрофессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим июридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а такжеобеспечения доступа к правосудию. В то же время адвокатура не преследуеткоммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни былостремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее.
Работа пооказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческимиорганизациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью,однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи свостребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующейкоммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшемразвитии.
В настоящиймомент в российском законодательстве сложилась ситуация, при которой четкихтребований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует,что способствует нарушению права граждан на получение квалифицированнойюридической помощи, так как, по сути, процесс ее оказания выведен из-подконтроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право. Поэтомупредставляется, что существовавший ранее порядок лицензирования деятельности пооказанию платных юридических услуг должен быть восстановлен. При лицензированиидеятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкиетребования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшееюридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менеетрех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществлениесоответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия.Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США длятого чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патентадвоката. [5]
Исходя изсмысла законодательства можно сделать вывод, что в свете проводимой современнойполитики государства на построение правового государства, его деятельность насоздание условий по обеспечению квалифицированной юридической помощьюфизических и юридических лиц, относится к числу важнейших конституционныхположений.
Вопрос № 2. Адвокатура. Формы адвокатских образований
Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов,созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.
Как ужеуказывалось ранее, в соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеетгарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. Вслучаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.
Услуги,оказываемые адвокатурой, носят особый характер — они относятся к сфере защитыправа. В этом смысле адвокатура является в широком смысле словаправоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Вовсех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение,когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовойспор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвокатаи обеспечивает реализацию этого права.
Адвокатура — некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорарыадвокатов — это не прибыль, а оплата их труда.
Адвокатура — не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое оторганов власти. Адвокаты — не чиновники, а люди «свободной профессии». Толькопри таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав иинтересов граждан, полемика с государственным обвинением, выявление ошибокследствия и суда[6].
Общая задачаадвокатуры — оказание юридической помощи — конкретизируется в отдельных видахэтой помощи, к которым относятся:
·консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
·составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
·представительство в судах, других государственных органах и организациях погражданским делам и делам об административных правонарушениях;
· участие вуголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего,гражданского истца и гражданского ответчика;
· участие вкачестве представителей в Конституционном Суде Российской Федерации;
· защитаправ граждан при оказании им психиатрической помощи;
· участие вкачестве представителя доверителя в третейском суде, международном коммерческомарбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
·представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств,международных судебных органах;
· участие вкачестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголовногонаказания и в налоговых правоотношениях;
· иная незапрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрацииюридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом иотчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).
Задачакаждого адвоката и адвокатуры в целом — не оказание содействия суду, а защитаправ и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Нообъективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих передправосудием. Адвокат — не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересыкоторого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нуженадвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призванпоспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективнодеятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатомнельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав изаконных интересов конкретного клиента[7].
В основеорганизации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм,защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления вадвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры инедопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайнасведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративностьи равноправие адвокатов. [8]
Гуманизм — основополагающийпринцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для служениячеловеку, — защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья,свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политическихправ. Адвокат, как и врач, — представитель одной из самых гуманных и социальнополезных профессий.
Законностькак требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность вести защитуили представительство только законными средствами; отстаивать законные интересыклиента; немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другимиучастниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого(подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению(или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и другихправоприменительных органов.
Добровольностьвступления в адвокатуру и членства в ней связана с тем, что адвокатура — негосударственный орган, а добровольное объединение юристов-профессионалов,оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическоеобразование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Постановлениеоб отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Адвокат вправе влюбой момент выйти из коллегии.
Самоуправлениеадвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими деламисамостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатови предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.
Независимостьадвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела состороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда),общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатурыи адвокатов — обязанность органов государства.
Корпоративностьозначает объединение адвокатов в профессиональные организации, где все адвокатысоблюдают определенные этические нормы[9].
Адвокатскаятайна — необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключалобы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бынедоверие к адвокату.
В содержаниеадвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату заюридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения опреступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемыеобвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, еслинет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производствеследствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого(подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения,почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенныеадвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном илиадминистративном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке междуадвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье[10].
В ст.8Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации», «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказаниемадвокатом юридической помощи своему доверителю». Это положение, универсальноепо своему характеру, распространяется на деятельность адвоката во всех формахсудопроизводства.
Существуютгарантии сохранения адвокатской тайны: 1) требование закона не разглашатьсведений, сообщенных в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридическойпомощи (ч.2 ст.53 УПК[11]); 2)запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого и иного адвоката- об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнениемобязанностей защитника и представителя (пп.1, 2 ч.3 ст.56 УПК); 3) запретдопрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому (или иному) делуи об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнениемобязанностей представителя (п.3 ч.3 ст.56 УПК); 4) разрешение встреч защитникас обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине.
К субъектамсохранения тайны относятся адвокаты и в предпроцессуальный период ихдеятельности, т.е. до заключения соглашения о защите или представительстве (неподлежат оглашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы,составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения).
Адвокатобязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смертилица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат егореабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласиеправопреемников.
Досьеадвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должныхраниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, неимеющих отношения к адвокатуре.
Адвокат — этолицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус,позволяющий ему осуществлять все формы адвокатской деятельности. Адвокат невправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной,преподавательской и иной творческой деятельности. Однако он может заниматьруководящие должности в сфере науки, преподавания, искусства, а также вобщественных организациях.
Адвокатскаядеятельность не является предпринимательской. Адвокатами не могут быть, вчастности, индивидуальными предпринимателями.
Адвокатыиностранных государств вправе оказывать юридическую помощь на территории РФлишь по вопросам права данного иностранного государства, например, приразрешении правовых споров между гражданами (юридическими лицами) России и этихгосударств. Эти адвокаты заносятся в специальный реестр, который ведет МинюстРоссии.
Правомочияадвоката в различных формах судопроизводства определяются соответствующимпроцессуальным законодательством. Для участия в уголовном, гражданском или иномделе адвокат должен иметь удостоверение личности, выдаваемое органами Минюстана основании заключения адвокатской квалификационной комиссии, и ордер наисполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием(бюро, консультацией и др.).
Адвокатимеет ряд прав, реализуемых в различных формах судопроизводства, и вне его[12].Государственные органы, должностные лица, общественные организации обязанывыдавать адвокату запрошенные им документы (справки, характеристики и т.д.) илиих заверенные копии.
Адвокатвправе привлечь к поиску необходимых ему сведений, предметов, документовсотрудников частных сыскных служб и своих помощников. Сведения, полученныеадвокатом, обнаруженные им предметы и документы становятся доказательствамипосле представления их следователю, прокурору или суду и приобщения к делу. Припроведении опросов лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся кделу, адвокат не вправе убеждать их в необходимости отказа от дачи показанийили их изменения и навязывать им свою позицию по делу.
Специалисты,приглашенные адвокатом на договорной основе, оказывают ему техническую помощьпри поисках доказательств, помогают правильно сформулировать вопросы эксперту,высказывают свое мнение по вопросам, подлежащим разрешению по делу. Заключенияспециалистов-правоведов, не являясь доказательствами, помогают адвокатуобосновывать заявляемые им ходатайства и оценивать заключения экспертов.
Адвокатвправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях,обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания его подстражей) без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Адвокат вправеснимать копии с материалов дела, в котором он участвует, в том числе сприменением технических средств.
Адвокат неможет участвовать в деле и подлежит отводу, если он прямо или косвеннозаинтересован в исходе расследования или разбирательства дела в суде, вчастности если он участвовал в деле в качестве судьи, арбитра, прокурора,следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является поданному делу потерпевшим или свидетелем; был должностным лицом, компетенциюкоторого входило принятие решения в интересах данного лица; состоит вродственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало илипринимает участие в расследовании или рассмотрении данного дела; оказываетюридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данноголица (ч.4 ст.6 Федерального закона № 63-ФЗ).
Адвокат невправе принимать поручение, имеющее заведомо незаконный характер, например, спомощью сфальсифицированных документов признавать сделку состоявшейся. Однакоадвокат не вправе отказаться от защиты лишь на том основании, что обвиняемыйсовершил тяжкое преступление. Но если обвиняемый доверительно сообщил адвокату,что он действительно совершил инкриминируемое ему преступление, а официальносвою вину отрицает, то адвокат при определении позиции по делу должен исходитьиз имеющихся в деле доказательств. При их недостаточности для осуждения адвокатобязан настаивать на вынесении оправдательного приговора. Если же, по мнениюадвоката, собранных по делу доказательств достаточно для осуждения, то он можетпосоветовать клиенту признать вину в его же интересах. При несогласииобвиняемого с таким советом он может отказаться от защитника. Независимо оттого, рассказал или не рассказал обвиняемый своему защитнику о совершенном импреступлении, адвокат не вправе, за исключением случаев, когда он убежден вналичии самооговора, занимать по делу позицию вопреки воле доверителя. Еслиобвиняемый свою вину отрицает, адвокат не вправе утверждать, что вина доказана.В противном случае адвокат оставил бы своего клиента без юридической помощи ипревратился бы во «второго обвинителя». В любом уголовном деле при тщательномего изучении могут быть обнаружены противоречия, пробелы, слабыедоказательства, процессуальные нарушения, недостаточно проверенные версии, начто должен обратить внимание адвокат, не противопоставляя себя подзащитному[13].
Закон, какбыло замечено, допускает только один случай расхождения в, позициях обвиняемогои защитника. Но обвиняемый сохраняет право от такого защитника отказаться, хотяв случаях, предусмотренных в ч.2 ст.52 УПК РФ, он не обязателен для органоврасследования и суда.
Законзапрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность[14]. Надополагать, что и гласное сотрудничество тоже недопустимо. Сотрудничество сорганами ОРД подрывало бы доверие граждан к адвокатуре.
Обязанностиадвоката состоят в том, что он должен: честно, разумно и добросовестноотстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными закономсредствами; постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, исполнятьрешения органов адвокатской палаты (при несогласии с ними он может обратиться всуд); соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката (проект такого кодексаимеется); отчислять из получаемого им вознаграждения средства на общие нуждыадвокатской палаты и содержание соответствующих кабинета, коллегии, бюро.
Всоответствии со своим статусом, адвокат также обязан участвовать в уголовномсудопроизводстве по назначению органов расследования, прокурора и суда, а такжеоказывать юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законом. Однакозащита по назначению, осуществляемая почти по половине уголовных дел, может бытьболее эффективной, если будут изысканы ресурсы для повышения оплаты трудаадвокатов за участие по этим делам. [15]
Статусадвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическоеобразование, полученное в учреждении высшего профессионального образования,имеющем государственную аккредитацию, либо имеет ученую степень по юридическойспециальности. Такие лица должны иметь стаж работы по юридической специальностине менее двух лет либо пройти стажировку в одном из адвокатских образованийпродолжительностью от одного года до двух лет. В этих пределах срок стажировкиустанавливает Совет адвокатской палаты по рекомендации квалификационнойкомиссии с учетом индивидуальных особенностей абитуриента (уровня знаний,возраста, характеристик с места работы или учебы и др.). Не могут претендоватьна статус адвоката недееспособные, ограниченно дееспособные и лица, имеющиенепогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
В стажработы по юридической специальности, необходимый для приобретения статусаадвоката, включается работа в качестве: судьи; должностных лиц государственныхи муниципальных органов, сотрудников Судебного департамента, для замещениякоторых требуется высшее юридическое образование; преподавателей юридическихдисциплин высших и средних учебных юридических заведений; сотрудниковнаучно-исследовательских учреждений, имеющих высшее юридическое образование; адвокатаи помощника адвоката; нотариуса.
Адвокатвправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерациибез какого-либо дополнительного разрешения, а также на территории другихгосударств при наличии соответствующих международных соглашений.
Лицо,удовлетворяющее указанным требованиям и желающее приобрести статус адвоката,должно обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты и представитьей необходимые документы[16]. Квалификационнаякомиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверкедостоверности полученных от претендента документов и сведений. После завершенияпроверки квалификационная комиссия принимает решения о допуске гражданина кквалификационному экзамену. Отказ в допуске может быть обжалован в суд.
Положение опорядке сдачи квалификационного экзамена и перечень вопросов, предлагаемыхпретендентам, разрабатывается и утверждается советом Федеральной палатыадвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы(тестирование) и устного собеседования. Вопросы охватывают несколько отраслейправа. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок и не ограничиваетсявозрастом адвоката. Претендент, успешно сдавший экзамен, приносит присягу и сэтого момента становится членом адвокатской палаты.
Территориальныйорган Минюста ведет реестр адвокатов субъекта Федерации. После присвоения лицустатуса адвоката квалификационная комиссия сообщает об этом территориальномуоргану юстиции, который вносит данные об адвокате в региональный реестр ивыдает адвокату удостоверение, которое является единственным документом,подтверждающим статус адвоката. Адвокат вправе состоять в адвокатской палатетолько одного субъекта Федерации и осуществлять свою деятельность только водном адвокатском образовании (кабинете, бюро и др.). Адвокат вправе изменитьчленство в адвокатской палате одного субъекта Федерации на членство вадвокатской палате другого субъекта Федерации. В этом случае данные о немисключаются из реестра одного субъекта Федерации и включаются в реестр другогосубъекта Федерации. Соответственно адвокат сдает прежнее удостоверение личностии получает новое. Этим оформлением занимаются территориальные органы юстиции.
Включениеадвокатов в реестр и исключение из него — это форма учета, облегчающаягражданам доступ к адвокатуре, а через нее и к суду, но никоим образом неспособ государственного контроля за адвокатурой. Органы Минюста не вправеотказать адвокату во внесении его в реестр и выдаче удостоверения, если онполучил статус адвоката решением квалификационной комиссии.
Решения оприостановлении и возобновлении статуса адвоката Совет палаты доводит досведения территориального органа юстиции для внесения соответствующих сведенийв региональный реестр.
Прекращениестатуса адвоката равнозначно его исключению из адвокатской палаты. Решение обэтом принимает Совет этой палаты субъекта Федерации.
Федеральныйзакон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»отказался от деления адвокатуры на коллегии, как «традиционные», так и«параллельные», и установил, что в каждом субъекте Федерации действует однопрофессиональное объединение адвокатов — палата. Палата имеет свой органуправления — Совет и состоит из структурных подразделений — кабинетов, бюро,коллегий и консультаций. Адвокат вправе выбрать только одну из этих форморганизации адвокатуры. Об избранной форме адвокатского образования адвокатобязан уведомить Совет палаты, а тот — региональный орган Минюста.
Адвокатскийкабинет создает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскуюдеятельность индивидуально. Ему могут оказывать содействие помощники итехнические сотрудники, не имеющие адвокатских полномочий.
Обучреждении кабинета адвокат уведомляет Совет адвокатской палаты, сообщая приэтом сведения о себе, месте нахождения кабинета, способа осуществлениятелефонной, телеграфной связи между кабинетом и советом палаты. Кабинет неявляется юридическим лицом, но учредитель кабинета вправе открывать счета вбанках, иметь печать, штампы и бланки. Соглашение об оказании юридическойпомощи заключается между адвокатом — учредителем кабинета и доверителем. Адвокатвправе иметь кабинет в собственных и арендуемых жилых помещениях (с согласиянаймодателя).
Коллегияадвокатов лишь по названию похожа на существовавшие до сих пор коллегии. Коллегияадвокатов состоит из двух или большего количества адвокатов любой численности. Коллегияадвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, иучредительского договора.
Коллегиясостоит из учредителей и членов. В учредительском договоре учредителиопределяют условия передачи коллегии своего имущества, которое после передачистановится собственностью коллегии; порядок участия в деятельности коллегииучредителей и членов; условия приема в коллегию новых членов; права учредителейи членов; условия выхода из коллегии учредителей и членов.
При выходеиз коллегии учредитель имеет право на выделение определенной доли собственности.
Коллегияимеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы,бланки. Коллегия вправе иметь свои филиалы, в том числе на территориях другихсубъектов Федерации и иностранных государств, если это предусмотрено законодательствомэтих государств (п.10 ст.22 Закона об адвокатской деятельности).
Коллегияявляется представителем состоящих в ней адвокатов по их расчетам с доверителями.Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатом иклиентом, однако они регистрируются в документации коллегии. Таким образом,коллегия осведомлена о суммах получаемых адвокатом гонораров. Коллегия не можетбыть преобразована в коммерческую организацию.
Адвокатскоебюро составляют два или большее число адвокатов. В отличие от коллегии ихобъединяет партнерство. Адвокаты, учредившие бюро, заключают партнерскийдоговор, в котором указываются: срок действия договора; порядок принятияпартнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иныесущественные условия[17].
Управляющийпартнер ведет общие дела адвокатского бюро, заключает соглашения об оказанииюридической помощи клиентам, за исключением случаев, когда такие соглашениязаключает другой партнер по доверенности, выданной ему всеми остальнымипартнерами.
Партнерскийдоговор может быть расторгнут или один либо некоторые партнеры могут выйти изэтого договора. С момента прекращения партнерского договора его участники несутсолидарную ответственность по неисполненным обязательствам.
В остальномпорядок деятельности адвокатского бюро определяется правилами, установленными вотношении адвокатских коллегий.
Юридическаяконсультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа властисоответствующего субъекта Федерации в случаях, когда на территории одногосудебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одногофедерального судью. Число мировых судей в расчет не принимается. Судебныерайоны пока не созданы, поэтому необходимо ориентироваться наадминистративно-территориальное деление страны.
Юридическиеконсультации в основном рассчитаны на оказание юридической помощи по назначениюдознавателя, следователя, прокурора, суда, а также на оказание некоторых другихуслуг (жалобы, заявления, бесплатная правовая помощь некоторым категориямграждан и т.д.).
Юридическаяконсультация является некоммерческой организацией, создаваемой в формеучреждения в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Существуюттри формы оплаты труда адвоката. Первая форма — гонорар адвоката, получаемый отклиента на основании заключенного ими гражданско-правового договора (адвокат — представительдоверителя).
Изполучаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на: 1) общие нужды палаты;2) содержание адвокатского образования, где он работает; 3) страхованиепрофессиональной ответственности; 4) иные расходы.
Вторая форма- оплата труда адвоката, назначенного дознавателем, следователем, прокурором,судом без заключения соглашения с клиентом, осуществляемая из средствфедерального бюджета. Дополнительное вознаграждение этим адвокатам может бытьвыплачено из средств адвокатской палаты.
Третья форма- бесплатная защита интересов лиц, указанных в законе (участников войны,несовершеннолетних и др.), и лиц, которых сама адвокатура освобождает от уплатывознаграждения, о чем уже говорилось.
Адвокатвправе пригласить помощника на условиях трудового договора. Помощник не вправезаниматься адвокатской деятельностью. Он может оказывать адвокату лишьорганизационно-техническое содействие.
Адвокат,имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Ими могутбыть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок стажировки — отодного года до двух лет. Стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатскойдеятельностью, но он может вести гражданские дела по доверенности при наличиисогласия доверителя, участвовать в изучении уголовного дела и под руководствомадвоката выполнять некоторые другие обязанности.
Новый законзакрепил статус адвоката, который отвечает современным реалиям. В обществебытует мнение, что адвокаты за большие деньги готовы перевернуть реальность сног на голову, чтобы в целях больших заработков выгородить преступника,соответственно препятствуя осуществлению правосудия. Но это не так.
Адвокат,защищая своего доверителя, тем самым осуществляет функцию контроля заправильностью производства процессуальных действий на всех стадияхсудопроизводства, что является залогом соблюдения законности в отношении егодоверителя.
Адвокатскаяпалата субъекта Российской Федерации представляет собой объединение всехадвокатов субъекта федерации, которая создается не для совместногоосуществления юридической помощи, а для обеспечения корпоративных интересов. Безтакой интеграции невозможно добиться реальной независимости адвокатуры какнеобходимого условия адвокатской деятельности. При этом под корпоративнымиинтересами следует понимать не интересы отдельных адвокатов и даже немеханическое сложение интересов входящих в корпорацию адвокатов. Частныйинтерес отдельного адвоката может в некоторых случаях даже противоречитьинтересам адвокатского сообщества как такового.
Дляобеспечения нормального функционирования адвокатуры как корпорации необходимы,в частности, обеспечение доступности юридической помощи на всей территорииРоссийской Федерации и обеспечение бесплатной юридической помощью отдельныхкатегорий клиентов. По понятным причинам выполнение этих задач далеко не всегдасовпадает с частными интересами отдельных адвокатов. Поэтому адвокатская палатадолжна осуществлять как представительство и защиту интересов адвокатов ворганах государственной власти, органах местного самоуправления, общественныхобъединениях и иных организациях, так и контроль за профессиональнойподготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности,соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Будучинегосударственной и некоммерческой организацией, адвокатская палата не являетсяобщественной организацией, так как, во-первых, не основана на добровольностивхождения в нее адвокатов и, во-вторых, не может быть ликвидирована ни по волеее членов, ни по решению каких-либо государственных органов. Членство в адвокатскойпалате является обязательным условием допуска к адвокатской деятельности. Адвокатскоесообщество в лице квалификационной комиссии при соответствующей адвокатскойпалате, наделенной правом присвоения статуса адвоката, и совета адвокатскойпалаты, наделенного правом прекращения статуса адвоката, само формирует свойкадровый состав. Такой способ формирования корпорации характерен дляюридических сообществ при необходимости обеспечения независимости членовкорпорации. Так же как и адвокатская палата, не подлежат ликвидации нинотариальная палата, ни тем более судейское сообщество.
Адвокатскаяпалата является единственной формой объединения всех адвокатов субъектаРоссийской Федерации независимо от организационной формы адвокатскогообразования. Поэтому на совет адвокатской палаты закон возлагает определениепорядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качествезащитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органовпредварительного следствия, прокурора или суда, и в иных случаях; доведениеэтого порядка до сведения указанных органов, а также адвокатов; контроль за егоисполнением адвокатами.
Онидействуют на основании общих положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. N63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации».
Высшиморганом адвокатской палаты, где решаются основные вопросы адвокатскогосообщества региона, является собрание входящих в нее адвокатов. В случае, когдапалата насчитывает более 300 членов, организовать проведение собрания собраниезатруднительно даже с точки зрения технической: непросто подобрать помещение,способное вместить не менее двух третей адвокатов палаты (численностьадвокатской палаты г. Москвы — 6629 адвокатов, более тысячи адвокатовнасчитывают адвокатские палаты Санкт-Петербурга и Московской области), намноготысячной аудитории невозможно обеспечить демократическое обсуждение дажесамых простых вопросов[18]. Поэтомув случаях, когда адвокатская палата насчитывает более трехсот членов, законпредписывает проведение не собраний, а конференций, т.е. собраний делегатов,избранных от адвокатских образований. Утверждение порядка определения нормпредставительства и порядка избрания делегатов на конференцию относится ккомпетенции предыдущей конференции.
Советадвокатской палаты формируется собранием (конференцией) и ему подотчетен. Числочленов совета определяется собранием (конференцией), но не может быть более 15человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем наодну треть.
Всоответствии со ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности…» Совет осуществляетследующие полномочия:
1) избирает из своего состава президента адвокатской палатысроком на четыре года и по его представлению одного или несколькихвице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента ивице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должностьпрезидента адвокатской палаты более двух сроков подряд;
2) в период между собраниями (конференциями) адвокатовпринимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статусадвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся наутверждение очередного собрания (конференции) адвокатов;
3) определяет норму представительства на конференцию и порядокизбрания делегатов;
4) обеспечивает доступность юридической помощи на всейтерритории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи,оказываемой гражданам Российской Федерации. В этих целях совет принимаетрешения о создании по представлению органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работыв юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;
5) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами,участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначениюорганов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда; доводитэтот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует егоисполнение адвокатами;
6) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средствадвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданамРоссийской Федерации бесплатно;
7) представляет адвокатскую палату в органах государственнойвласти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иныхорганизациях;
8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, втом числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучениястажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам;
9) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов сучетом заключения квалификационной комиссии;
10) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
11) содействует обеспечению адвокатских образованийслужебными помещениями;
12) организует информационное обеспечение адвокатов, а такжеобмен опытом работы между ними;
13) осуществляет методическую деятельность;
14) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции)адвокатов, формирует их повестку дня;
15) распоряжается имуществом адвокатской палаты всоответствии со сметой и с назначением имущества;
16) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии,штатное расписание аппарата адвокатской палаты;
17) определяет размер вознаграждения президента ивице-президентов, других членов совета адвокатской палаты и членов ревизионнойи квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием (конференцией) адвокатовсметы расходов на содержание адвокатской палаты;
18) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов натерритории соответствующего субъекта Российской Федерации;
19) дает в пределах своей компетенции по запросам адвокатовразъяснения по поводу возможных действий адвокатов в сложной ситуации,касающейся соблюдения этических норм, на основании кодекса профессиональнойэтики адвоката.
Советадвокатской палаты является органом управления юридического лица — адвокатскойпалаты. Как орган управления адвокатской палаты, совет не наделен теми правами,которыми не наделена и сама палата, в частности, правом заниматься адвокатскойдеятельностью.
Избранныйсоветом президент адвокатской палаты, помимо представительских функций, которыевозложены на него в соответствии с п.7 комментируемой статьи, долженосуществлять и текущее руководство работой совета:
организовыватьи планировать работу совета и обеспечивать подготовку вопросов для рассмотренияна его заседаниях;
председательствоватьна заседаниях совета;
распоряжатьсякредитами в пределах утвержденной сметы;
вестипереписку от имени совета с предприятиями, учреждениями, организациями иотдельными гражданами;
руководитьработой аппарата совета, осуществлять прием и увольнение работников аппарата;
осуществлятьконтроль за исполнением решений общего собрания (конференции) и советаадвокатской палаты.
Своиполномочия президент адвокатской палаты может перепоручать вице-президентам идругим членам совета в соответствии с утвержденным советом распределениемобязанностей.
Президентадвокатской палаты является по должности председателем квалификационной комиссиипри адвокатской палате.
Ревизионнаякомиссия является органом адвокатской палаты, формируется собранием(конференцией) адвокатов и подотчетна только собранию (конференции). Онаизбирается из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестрсоответствующего субъекта Российской Федерации.
Единственнойфункцией ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственнойдеятельностью адвокатской палаты и ее органов. Ревизионная комиссия проверяетсоответствие расходов адвокатской палаты на содержание аппарата советаадвокатской палаты, на содержание юридических консультаций, выплатувознаграждений членам совета, ревизионной и квалификационной комиссий, выплатудополнительных вознаграждений адвокатам, осуществляющим в случаях, предусмотренныхзаконодательством, адвокатскую деятельность бесплатно и по назначению, а такжедругих расходов, производимых адвокатской палатой и ее органами. Ревизионнаякомиссия не осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностьюадвокатских образований.
приадвокатской палате субъекта Российской Федерации создается квалификационнаякомиссия для формирования адвокатского сообщества путем присвоения претендентустатуса адвоката и путем дачи заключений о прекращении статуса адвоката.
Квалификационнаякомиссия не является органом адвокатской палаты. Содержащая в своем составе нетолько адвокатов, но и представителей государства и судей, квалификационнаякомиссия создается и функционирует при адвокатской палате. Квалификационнаяпалата, не являясь органом адвокатской палаты, ей не подотчетна — ни вкомпетенцию собрания (конференции) адвокатов, ни в компетенцию советаадвокатской палаты не входит заслушивание отчетов квалификационной комиссии.
К числузаконов субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок избранияпредставителей в квалификационной комиссии от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, относится Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 «Опредставителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии приАдвокатской палате города Москвы»[19].
Такимипредставителями могут быть граждане Российской Федерации — жители городаМосквы, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридическойспециальности не менее 5 лет.
ПредставителямиДумы не могут быть избраны: 1) депутаты законодательных (представительных) органовгосударственной власти и органов местного самоуправления; 2) государственные имуниципальные служащие; 3) лица, признанные судом недееспособными илиограниченные судом в дееспособности; 4) лица, стоящие на учете внаркологических или психологических диспансерах; 5) лица, имеющие неснятую илинепогашенную судимость в установленном законом порядке (ст.1).
Каждыйдепутат Московской городской Думы (далее — Дума) обладает правом внесениякандидатуры для избрания представителем Думы.
Всероссийскимсъездом адвокатов образуется Федеральная палата адвокатов. Федеральная палатаявляется общероссийской негосударственной некоммерческой организацией,объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основеобязательного членства.
Как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации,Федеральная палата создается в целях представительства и защиты интересовадвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления,координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровняоказываемой адвокатами юридической помощи.
Она являетсяорганизацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатскихпалат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органамигосударственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересыадвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средствфедерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовномсудопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органовпредварительного следствия, прокурора или суда.
Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеетсмету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Высшиморганом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов.
ПолномочияВсероссийского съезда адвокатов, перечисленные в п.2 статьи 36 Закона обадвокатуре, составляют исключительную компетенцию собрания (конференции). Толькосъезд вправе принимать устав Федеральной палаты адвокатов и кодекспрофессиональной этики адвоката, устанавливать нормы представительства насъезд, формировать совет Федеральной палаты адвокатов и принимать решение одосрочном прекращении полномочий его членов, избирать ревизионную комиссию, определятьразмеры отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палатыадвокатов, утверждать смету расходов на содержание палаты и отчеты орасходовании средств. Никакой иной орган, кроме Всероссийского съездаадвокатов, не уполномочен утверждать регламенты Всероссийского съезда адвокатови совета Федеральной палаты адвокатов, утверждать штатное расписание аппаратаорганов Федеральной палаты адвокатов палаты и решать другие вопросы, отнесенныеЗаконом к его ведению.
СоветФедеральной палаты адвокатов является ее исполнительным органом, действующим напостоянной основе и наделенным в связи с этим управленческими функциями,необходимыми для осуществления возложенных на него задач.
Онформируется Всероссийским съездом адвокатов в количестве 36 человек и емуподотчетен. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чемна одну треть. Вопрос № 3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью
Нотариатпредставляет собой систему государственных органов и должностных лиц, накоторых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствованиедокументов, выписок из них, придание документам исполнительной силы ивыполнение в установленном законом порядке других предусмотренных закономдействий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждани юридических лиц.
Нотариальныедействия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственныхнотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностныелица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с ихкомпетенцией.
Охрана правграждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредствомсовершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Основамизаконодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) предусматривается20 видов нотариальных действий, в их числе:
удостоверениесделок;
выдачасвидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
наложение иснятие запрещения отчуждения имущества;
свидетельствованиеверности копий документов и выписок из них;
свидетельствованиеподлинности подписи на документах;
свидетельствованиеверности перевода документов с одного языка на другой;
удостоверениефакта нахождения гражданина в живых;
удостоверениефакта нахождения гражданина в определенном месте;
удостоверениетождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
удостоверениевремени предъявления документов;
передачазаявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
принятие вдепозит денежных сумм и ценных бумаг;
совершениеисполнительной надписи;
совершениепротеста векселей;
предъявлениечеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
принятие нахранение документов;
совершение морскихпротестов;
обеспечениедоказательств;
выдачасвидетельств о праве на наследство;
принятие мерк охране наследственного имущества[20].
Этотперечень не является исчерпывающим. Законодательными актами РФ могут бытьпредусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действияклассифицируются по их направленности следующим образом:
направленныена удостоверение бесспорных прав;
направленныена удостоверение бесспорных фактов;
направленныена придание долговым и платежным документам исполнительной силы;
охранительныенотариальные действия, к которым обычно относят принятие мер к охране наследственногоимущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов нахранение[21].
Даннаяклассификация в известной мере носит условный характер, так как все безисключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.Но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата ееразличные направления.
Нотариальныедействия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов втом случае, если эти действия совершаются в соответствии с установленнымизаконом правилами. Между участниками нотариального производства возникаютвзаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурныхили процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этихправоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых закономинтересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а сдругой — обеспечивают реализацию нотариальной функции.
Нотариальнаяфункция не сводится лишь к совершению нотариальных действий. Удостоверениефактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан иорганизаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты(ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы. Нотариальнаяфункция является юрисдикционной функцией[22].Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретномунотариальному действию, применить соответствующую правовую норму. Все действиясовершаются в заранее установленной последовательности и по строгорегламентированным правилам, отступление от которых может привести к недействительностинотариального акта. Нотариус, оказывая физическим и юридическим лицамсодействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняя права иобязанности, а также юридические последствия совершаемых нотариальных действий,тем самым стабилизирует гражданский оборот, предупреждает возможность нарушенияправ и интересов его участников.
Рядюридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок требуют обязательногонотариального удостоверения. Аналогичные требования предъявляются к некоторымдокументам. В других случаях нотариальные действия по удостоверению бесспорныхправ и фактов совершаются в зависимости от волеизъявления граждан и организаций.Но и в этих случаях они совершаются по общим для всех нотариальных действийправилам, обеспечивающим соблюдение прав и интересов других лиц, законность иправопорядок[23].
Компетенциянотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих вгосударственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Обычноименно нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, выдаютсвидетельства о праве на наследство, принимают меры к охране наследственногоимущества, выдают пережившему супругу свидетельство о праве собственности вслучае смерти одного из супругов. В случаях отсутствия в определенныхместностях ведение наследственных дел и совершение обусловленных этимнотариальных действий возлагается приказом соответствующего органа юстиции нанотариусов, занимающихся частной практикой. Общими для всех нотариусов являютсяи правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов.В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе,нотариус, занимающийся частной практикой, несет по решению суда личнуюимущественную ответственность в случае причинения ущерба нотариальнымидействиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством или заумышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии, т.е. заразглашение тайны нотариальных действий. Для обеспечения реальности возмещенияпричиненного ущерба нотариус, занимающийся частной практикой, обязан страховатьсвою профессиональную ответственность[24].
Такимобразом, определяющим правовую природу нотариата признаком, следует считать егоюрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок иструктуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, составляющиеоснову нотариальной процессуальной формы.
В системеправоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом, нотариатдаже иногда называют органом предварительного, превентивного правосудия[25].
Нотариат исуд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля засоблюдением законности в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается.При совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд,руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписиосуществляется по правилам исполнительного производства и т.п.
В отличие отсуда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариатвыполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав ипредупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельностьнотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договороблегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, посколькусодержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место еесовершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом,являются очевидными и достоверными. Предметом нотариальной деятельностиявляются дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходевыполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен бытьрассмотрен в суде. Суд также рассматривает жалобы на нотариальные действия илиотказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке исковогопроизводства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде[26].
Нормы,регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельнуюотрасль законодательства. Она самым тесным образом связана с такими отраслямизаконодательства, как гражданское, гражданское процессуальное, семейное,земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий,составляющих компетенцию нотариата, нотариусу приходится не только применятьзаконодательство о нотариате, но и обращаться к нормам указанных отраслейзаконодательства. Так, при удостоверении договора купли-продажи жилого дома иликвартиры нотариус руководствуется целым рядом норм гражданского, семейного,жилищного кодексов, разъясняет их содержание обратившимся к нему гражданам идолжностным лицам[27].
На должностьнотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическоеобразование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственнойнотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшиеквалификационный экзамен и получившие лицензию на право нотариальнойдеятельности.
Лицензия направо нотариальной деятельности (далее лицензия) выдается уполномоченными на тоорганами юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга втечение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решенияквалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерствомюстиции Российской Федерации. Квалификационная комиссия, принимающая экзамен улиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью,образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономных округов с участием представителейсоответствующих нотариальных палат.
Порядокназначения на должность нотариуса и прекращения им своих полномочий заключаетсяв следующем:
должностьнотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальнойпалатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальномокруге;
наделениенотариуса полномочиями на основании рекомендаций нотариальной палатыпроизводится Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции — наконкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии[28].
Увольнениенотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится всоответствии с законодательством о труде Российской Федерации.
Нотариус,занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либоосвобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальнойдеятельности в случаях:
· осужденияего за совершение умышленного преступления после вступления приговора взаконную силу;
·ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном закономпорядке;
· походатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарныхпроступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможностиисполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличиимедицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательнымиактами Российской Федерации (ст.12 Основ) [29].
Нотариальнаядеятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлеченияприбыли. Поэтому нотариусы не вправе: а) заниматься самостоятельнойпредпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной ипреподавательской, б) оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Государственныенотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или поего поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации,органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга. Как правило, они создаются в городах, а вкрупных городах — в каждом городском районе.
Нотариус,занимающийся частной практикой, вправе иметь контору. Он может открывать влюбом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественныеи личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников,распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершатьдругие действия в соответствии с действующим законодательством.
Присовершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несутодинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственнойнотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусамидокументы имеют одинаковую юридическую силу.
Контроль задеятельностью нотариусов в зависимости от его предмета подразделяется на двавида: а) контроль за совершением нотариальных действий; б) контроль заисполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
Контроль заправильностью совершения нотариальных действий, или контроль по существунотариальной функции, осуществляется судами. Суд в порядке исковогопроизводства рассматривает возникший между заинтересованными лицами спор оправе, основанный на совершенном нотариальном действии. В таком же порядке судырассматривают и требования о возмещении причиненного нотариусами, занимающимисячастной практикой, ущерба.
Контроль заисполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими вгосударственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, анотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контрольза соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы впорядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации[30].
Одной изноваций Основ является введение новых субъектов нотариальных правоотношений — стажераи помощника нотариуса, а также урегулирования их правового статуса[31].
Стажеромможет быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и претендующий насдачу экзаменов для получения лицензии на право нотариальной деятельности.
Засовершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий(дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий вгосударственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину поставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
Завыполнение тех же действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимаетплату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины,предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственнойнотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением междуфизическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
Государственнаяпошлина за совершение нотариальных действий поступает в местный бюджет, за счеткоторого содержатся государственные нотариальные конторы. Источникомфинансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой,являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий иоказание услуг правового и технического характера, другие финансовыепоступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежныесредства, полученные им, после уплаты налогов, других обязательных платежей, втом числе членских взносов в соответствующую палату поступают в егособственность[32].
Объединениемчастных нотариусов является нотариальная палата — некоммерческая организация,представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательномчленстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палатысубъектов Российской Федерации осуществляют наряду с другими ипублично-правовые функции. Нотариальные палаты образуются в каждой республике всоставе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономномокруге, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Нотариальныепалаты в обязательном порядке являются членами Федеральной нотариальной палаты,которая представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат.
Наряду сгосударственными и частными нотариусами нотариальные действия осуществляют ииные органы. Так, при отсутствии в населенных пунктах нотариусов нотариальныедействия выполняют должностные лица органов исполнительной власти. Объем данныхдействий определяется законом, например, удостоверение доверенностей,завещаний, свидетельство подлинности копий документов и выписок из них,подписей на документы и др.
За пределамиРоссийской Федерации нотариальные действия для российских граждан и организациймогут совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации,например, выдача свидетельства о праве на наследство, свидетельство подлинностиперевода документов с одного языка на другой, о нахождении гражданина в живыхили в определенном месте, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг,совершение морских протестов и др.
Завещания идоверенности, приравненные к нотариальным, могут удостоверяться и инымидолжностными лицами, например, командирами воинских частей и соединений,начальниками военных учебных заведений и учреждений, капитанами морских иречных судов, плавающих под флагом Российской Федерации, главными или дежурнымиврачами, начальниками исправительных учреждений.
Необходимоотметить, что за последние годы идет бурное развитие нотариата. Это обусловленоразвитием рыночных отношений в России, и, как следствие этого,гражданско-правовых отношений. Приватизация обусловила развитие рынканедвижимости, предприятий, сделки по которым требуют обязательногонотариального удостоверения.
Такимобразом, можно отметить, что нотариат является обязательным элементом рыночнойэкономики, и в дальнейшем нагрузка на нотариат будет только расти. Задача 1
Районныйсуд, рассмотрев гражданское дело по иску Суховой к Самсоновой о правесобственности на домовладение, вынес решение, которым признал, что Суховойпринадлежит 1/3 часть домовладения, а Самсоновой — 2/3 части. Одновременно судуказал, что раздел домовладения совладельцы могут осуществить сами, а в случаеспора обратиться с иском в Московский областной арбитражный суд.
Ссылаясь назакон, оцените решение районного суда.
Имущество,находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на правеобщей собственности и может находиться в общей собственности с определениемдоли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) илибез определения таких долей (совместная собственность). [33]
Суд определил доли каждого собственника. В соответствии с ч.1 и3 ст.252 ГК РФ, домовладение, находящееся в долевой собственности Суховой иСамсоновой, может быть разделено между ними по их соглашению.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения оспособе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них,участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела внатуре своей доли из общего имущества.
Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможенбез несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности,выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другимиучастниками долевой собственности.
Такимобразом, суд, в соответствии с положениями ст.252 ГК РФ[34]корректно разъяснил совладельцам общего домовладения их право на его раздел вдобровольном или судебном порядке, согласно определенных долей (1/3 и 2/3).
Порядокобращения спорящих сторон в суд указан неверно.
На мойвзгляд, развитие данной ситуации возможно в 2-х направлениях и выбор одного изних определится приходом техника БТИ, который выдаст заключение о возможности(невозможности) выдела в натуре сторонам спора их долевой собственности, т. к. этосвязано с возможной перепланировкой, разделом мест общего пользования и т.д.
В случаевозможности раздела в натуре домовладения, спор о разделе будет разрешатьрайонный суд в соответствии со ст.24 ГПК РФ[35],т. к. требования будут связаны с имущественными отношениями.
Всоответствии с п.7 ч.1 ст.23 ГПК РФ, мировому судье подсудны дела обопределении порядка пользования имуществом. Поэтому судья, определившийарифметические (идеальные) доли в праве совместной собственности надомовладение, мог указать порядок обращения к мировому судье соответствующегоучастка для разрешения спора об определении порядка пользования недвижимымимуществом, если спор не был бы связан с определением права собственности нанего (т.е. при невозможности раздела дома в натуре). Это зависит от решениятехника, который и определит возможность или невозможность раздела домовладения.
Но в данномслучае, скорее всего, судья превысил свои полномочия, разъясняя в своем решениисторонам судебный порядок раздела домовладения и выходя за пределы исковыхтребований. Суд не мог знать, причинит ли раздел дома несоразмерный ущерб илинет без заключения техника. Скорее всего, женщины просто просили суд определитьих доли в совместной собственности.
Всоответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленнымистцом требованиям и может выйти за их пределы в случаях, прямо оговоренных взаконах.
Закон непредусматривает разъяснения истцам порядка дальнейших действий послеопределения долей в долевой собственности. Задача 2
Раскройтесодержание принципа независимости судей и подчинения их только закону. ВКонституции Российской Федерации и других законах предусмотрены гарантииосуществления этого принципа. Назовите их.
Всоответствии со ст.120 Конституции РФ и ст.5 ФКЗ «О судебной системе РоссийскойФедерации», судьи независимы и подчиняются только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону.
Независимостьсудей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральномузакону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешениясудами гражданских, административных и иных дел.
Независимостьсудей гарантируется мерами его правовой защиты, материального и социальногообеспечения. К этим мерам относятся:
предусмотреннаязаконом процедура осуществления правосудия;
запрет, подугрозой наказания ответственности чьего бы то ни было вмешательства вдеятельность по осуществлению правосудия;
установленныйпорядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
право судьина отставку;
неприкосновенностьсудьи.
Судья приисполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего,что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости ибеспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежатьк политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлятьпредпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи сдругой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной ииной творческой деятельностью.
Независимостьсудей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества,основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей,участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебнойдеятельности и др.
Судья, членыего семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, котороепринимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей.
СогласноФедеральному конституционному закону «О судебной системе РоссийскойФедерации» в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовыеакты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей(статья 5).
Независимостьсудей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществленииправосудия основываются на подчинении судей только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территорииРоссийской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия насудей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 г) / РГ от 25 декабря 1993 г. N 237;
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации»/СЗРФ от 6 января 1997 г. N 1 ст.1;
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/ СЗРФот 18 ноября 2002 г. N 46 ст.4532;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/ СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст.3301, от 29 января 1996 г. N 5 ст.410, от 3декабря 2001 г. N 49 ст.4552;
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ/ СЗРФот 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст.4921;
6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»/СЗРФот 1 июня 1998 г., N 22, ст.2331;
7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/СЗРФ от 10 июня 2002 г.,N 23, ст.2102;
8. Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4462-I(с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г) / РГ от 13 марта 1993г.;
9. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (вред. от 9 января 1996 г) / СЗ РФ, 1996, N 3, ст.140;
10. Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 «О представителяхМосковской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палатегорода Москвы»/ Тверская, 13. Газета Правительства Москвы. 2002. 19 ноября;
11. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный) (под ред. Г.А. Жилина) (издание 2-е, переработанное и дополненное).- М.: ТК Велби, 2004;
12. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации(Отв. ред. Г.П. Ивлиев), М.: Юрайт-Издат, 2002;
13. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) /Под ред. А.В. Гриненко — М.: ООО «ТК Велби», 2003;
14. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. — М.: «Былина»,2001;
15. Правоохранительные органы и судебная система в Российской Федерации. — М.:»Издательство ПРИОР», 1999;
16. Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическуюпомощь? /Российская юстиция — N 9, сентябрь 2000 г.;
17. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформированиероссийской судебной правовой системы/ Журнал российского права — N 7, июль 2002г.;
18. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? /«Адвокат», N 11, ноябрь 2004 г.;
19. Резник Г. В адвокатуре завелся вирус коммерции, но эпидемияпредотвратима/ Российская юстиция 1999, N 11;
20. Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическуюпомощь? // Российская юстиция — N 9, сентябрь 2000 г.;
21. Филиппов В. У защитника не должно быть прав больше, чем у подзащитного/Российская юстиция — N 7, июль 2000 г.;
22. Шаров Г.К. Юридические консультации и бесплатная юридическая помощь/«Адвокат», N 11, ноябрь 2004 г.;
23. Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата/ Российскаяюстиция — N 7, июль — 2001 г.;
24. Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат /Российская юстиция — 1999,N 11
25. Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели,принципы и полномочия // Российская юстиция — 1998, NN 6-7;
26. Жуйков В. Нотариат «разгружает» суды / Российская юстиция N 3,март 2000 г.;
27. Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов/Российская юстиция — N 4, апрель 2000 г.;
28. Сазонова М. Нотариат обеспечивает стабильность оборота недвижимости/Российская юстиция — N 4, апрель 2002 г.;