Юридические свойства и функции Конституции РФ

/> 
Курсовая работаЮридические свойства и функции Конституции РФ2004
СодержаниеВведение ………………………………………………………………………Глава 1. Юридические свойстваКонституции…………………………
1.1.           Конституция — основной закон государства…………………………
1.2.           Юридическоеверховенство…………………………………………
1.3.           База текущегозаконодательства………………………………………
1.4.           Особый порядокпринятия и изменения……………………………
Глава 2. ФункцииКонституции……………………
2.1.     Учредительная…………………………………………………………..
2.2.     Организаторская……………………………………………………….
2.3.     Внешнеполитическая…………………………………………………
2.4.     Идеологическая……………………………………………………….
2.5.     Юридическая…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Введение
Вжизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что онарегулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом игосударством, закрепляет основы общественного строя, принципы организациигосударственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждетсяправовая и политическая система.
Вне всякогосомнения, конституция – явление демократического порядка, посколькуустанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничиваетпроизвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а темболее последовательная реализация, является фактором стабильности,определенности в развитии общественных отношений.
Конституция,выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентациюнаиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения взначительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основеучета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальнойсоциокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитическихприоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержатконцентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политикигосударства.
В самом общемвиде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающийволю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) обществаи закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя игосударственной организации соответствующей страны.[1]
В этомопределении сразу можно отметить некоторые черты или свойства конституции, атакже ее функции, рассмотрение которых и является основной целью данной работы.В работе автор отметит присущие всем конституциям основные признаки и функции,а также рассмотрит их применительно к Конституции РФ.
При написанииработы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной тематике и трудытаких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А. Кравец и т.д.

Глава 1. Юридические свойства КонституцииРФ
Юридическиесвойства конституции — это признаки ее как основного закона государства.
 
1.1.Конституция — основной закон государства
Любаяконституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов,является законом и обладает всеми его чертами.[2]Конституция — принимаемый либо народом непосредственно, либо высшимпредставительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющийважнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное,многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силуРоссийского государства.
Внашей стране Конституция — это один акт. В науке конституционного  праваосновной закон, представленный одним актом, принято называть «писанойконституцией». Если же у государства нет такого единого акта, а имеющимконституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупностиобычно именуют «неписаной конституцией» (например, Великобритания).
Важнои то, что очень часто текст конституции провозглашается как «Конституция(Основной Закон)» государства. Такого наименования не имеют и не могутиметь политические и правовые документы. Все предшествующие Конституции нашегогосударства назывались именно так. Однако слова «Основной Закон» неиспользованы по отношению к действующей Конституции РФ, и это вряд липравильно.
Внекоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Ониназываются обычно «конституционными законами». Если официально рольтаких актов обозначена как дополнения к конституции, конечно, их в совокупностис нею можно рассматривать как единую «писаную конституцию». Тем болееесть основания так сказать в случае, если конституционный закон заменяет собойчасть норм конституции, перестающих действовать.
Еслиже конституционными законами считать акты, изданные по кругу вопросов,указанных в конституции, или развивающие ее положения, — так, считают некоторыеавторы[3] — это еще никак не означает, что появляются акты, равные конституции, даже еслив ней самой часть таких актов поименована «конституционнымизаконами».
ПосколькуКонституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральныхконституционных законов (ФКЗ), возникают вопросы: что представляют собой этизаконы, можно ли их считать частью Конституции РФ?
Во-первых,Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она предусматривает ограниченныйкруг вопросов, по которым должны появиться эти акты. Поскольку перечень неявляется открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя.Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:
1) опорядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ,образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статусасубъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции);
2) опринятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
3) обобразовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
4) обизменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст.137);
5) огосударственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официальногоиспользования (ч. 1 ст. 70);
6) ореферендуме РФ (п. «в» ст. 84);
7) орежиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
8) очрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституцииговорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечениябезопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии сфедеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограниченияправ и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нетпрямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано какспециальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;
9) обУполномоченном по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103);
10) опорядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114);
11) осудебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);
12) оКонституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
13) оВерховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
14) оВысшем Арбитражном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
15)об отдельных частях судебной системы — об общих судах, арбитражных судах, овоенных судах и др. (ч. 3 ст. 128);
16) оКонституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
Сучетом перечня можно видеть следующий повод для введения категории«федеральных конституционных законов» в российскую Конституцию:подчеркнуть важность определенных вопросов, а требованием квалифицированногобольшинства для принятия таких актов обеспечить более взвешенный подходпарламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее истабильнее. Однако вряд ли можно сказать о том, что ФКЗ задуманы для того,чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую «большуюКонституцию». Текст самой Конституции в качестве высшей ценностивозвышается над всей системой писаного права, включая и федеральныеконституционные законы.
Внаучном обороте используется понятие «конституционноезаконодательство». Возникает вопросы: имеет ли оно право на существование,в каком смысле может использоваться, какое соотношение различных актов иконституции должно предполагать? Если понятие «конституционноезаконодательство» применяется для объединения всех источниковконституционного права и в этом плане не имеет какой-либо научной трактовки, топротив него возражений не возникает. Здесь на первом месте — интересы удобствадля пользователей. Если же в основе использования понятия — идея равенства сконституцией всех иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения всфере общественно-политического устройства и власти, против такой трактовки«конституционного законодательства» можно возразить.
Такжевозникает вопрос: не считать ли равными конституции или ее частью законы овнесении изменений и дополнений в конституцию, об исключении из нее каких-либоположений, о провозглашении конституции. Представляется, что нет основанийсчитать частью единого текста конституции законы, что-то в нее включающие иличто-то из конституции исключающие. Они выполнили свою служебную роль и темсамым исчерпали себя.
Чтокасается деклараций или законов о провозглашении конституций, введении их вдействие, у них свое назначение, ставящее акты, безусловно, на уровень самойконституции. Однако считать ли такие декларации, законы частью текстаконституции — зависит от того, что было конкретно решено на этот счет припринятии конституции. Например, принятая 30 декабря 1922 г. Декларация обобразовании Союза ССР была с некоторыми коррективами включена в КонституциюСССР 1924 г. 7 октября 1977 г. были приняты не только Конституция СССР, но такжеи Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении этой Конституции,Закон о порядке введения в действие Конституции СССР. Однако эти документы необъявлены частью данной Конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть разделвторой «Заключительные и переходные положения», как раз иопределяющий порядок ее введения в действие. Это также подтверждает вывод отом, что одно дело — научная оценка норм как конституционно-правовых, другоедело — их официальное существование в рамках отдельного акта либо как частиконституционного текста.
 
1.2.Юридическое верховенство
Юридическоеверховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ковсем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые вышефедеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституциии не могут ей противоречить.
Здесьследует отметить то, что в Конституции РФ (также и в других нормативных актах)намечены основные характеристики источников права в РФ;  в ней «нашлизакрепление множественность источников права, наличие между ними различныхвариантов связей и взаимоотношений. Это позволяет говорить о формированииименно системы источников права Российской Федерации».[4]
И.А.Кравец рассматривает два аспекта высшей юридической силы конституции –формальный и материальный.
«Формальный аспект высшей юридической силыозначает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься ссоблюдением конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционныминормами процедура не соблюдается, правовой акт может быть признанКонституционным Судом РФ не соответствующим Конституции.
Материальныйаспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах,предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию.Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иныхправовых актов конституционным положениям».[5]
Акты,конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое словопо какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-тоиное, содержать в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальномуаспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций,словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекаютиз самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстатиговоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.
Юридическоеверховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
 
1.3.База текущего законодательства
Кчислу юридических свойств конституции относится и то, что она является базойтекущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательстворазвивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальномрегулировании различных общественных отношений.
«Выступаяв качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права,конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов,которыми обеспечивается проведение политических, культурных исоциально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным иэволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформированиегосударственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенныйхарактер».[6]
Нарядус этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативныхактов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующимиметодами:[7]
— прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральныхзаконов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретнопредусматривает принятие и многих федеральных законов — о гражданстве (ст. 6),о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;
— использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются«федеральным законом», не называя конкретный по наименованию илисодержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан наотдых, «работающему по трудовому договору гарантируются установленныефедеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничныедни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Данный вариант применяется весьмашироко в действующей Конституции — гораздо больше, чем предшествующимиосновными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественныхотношений посредством закона отдается предпочтение перед иными видаминормативных актов;
— говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношенийлибо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства,оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем егооргане. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация «устанавливаетфедеральные государственные образовательные стандарты» — понятно, что дляэтого необходим соответствующий нормативный акт;
— КонституцияРФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевиднаобязательность последующего текущего нормативного регулирования,обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46,«решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лицмогут быть обжалованы в суд» — то есть применение нормы без специальногозакона попросту невозможно.
ТакжеКонституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждангарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов идолжностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в формезакона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая.Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняетсязаконом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, алюбые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
«Такимобразом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольномногогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так иформально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов».[8]
 
1.4.Особый порядок принятия и изменения
Конституциюхарактеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия иизменения.
Относительнопринятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности иповышенного интереса общества: принятие конституции — это историческое событие.Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстомпроекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе«за» и «против» нового основного закона, как правило,интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычныхзаконов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко невсегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большимтиражом, и издаются отдельными брошюрами.
Особыйпорядок принятия конституций может состоять и в специальной организациимассового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционнойистории такие мероприятия проводились.
Наконец,особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции навсенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующейКонституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означаютпринятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретаетгосударственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официальногопровозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательнойкомиссией принятия конституции и вступления ее в силу.
Особыйпорядок изменения конституции — это специально усложненные процедурыпредставления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений внее.
В томслучае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимаетсяпарламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированногобольшинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения КонституцииСССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общегочисла депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного законадостаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующейКонституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятымбольшинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст.185).
Особыйвариант специальных требований — сделать так, чтобы, как говорится, отпало саможелание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Примерэтому — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотреннаяв главе 9 — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», т.е.,как пишет С.А. Авакъян, «создатели действующей Конституции РоссийскойФедерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования».[9]
Согласност. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могутвносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ,законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группачисленностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
Вуказанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституцииподелены на четыре части.
Перваячасть — это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2«Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Этиположения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентомРФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФи депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральнымконституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч.3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проектновой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумятретями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародноеголосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считаетсяпринятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявшихучастие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половиныизбирателей).
Втораячасть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). Всоответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятияфедерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции дляпринятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинствоголосов — не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этогонедостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Впостановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу отолковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в формеособого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.[10]В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок кКонституции Российской Федерации».[11]
Третьячасть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ.Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционногозакона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, обизменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертаячасть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области,города федерального значения, автономной области, автономного округа новоенаименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
КонституционныйСуд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г.[12]по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменениянаименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ наосновании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом)порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент используетполномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано,что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласиймежду органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такимиорганами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президентможет передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Глава 2. ФункцииКонституции РФ
Сущностьконституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие,достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами покоренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательствагосударства в жизнь общества и индивидов.[13]
Как пишетС.А. Авакъян, «функции конституции — различные проявления ее назначения. Ониотражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан,осуществлении задач государства».[14]
В наукеконституционного права, как правило, выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую;идеологическую и  юридическую.
 
2.1.Учредительная функция
Сутьэтой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренныхизменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развитияна следующем историческом этапе. Слово «учредительная» понимают в томсмысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результатдеяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений,созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для нихнеобходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Такимобразом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению кобщественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретнымгосударственно-правовым институтам и учреждениям.
Опытсобственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этапв социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию,естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.
Так,учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций другихсоветских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революциии прежде всего перехода политической власти — по терминологии того времени — вруки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР былозаписано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатурыгородского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советскойвласти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человекачеловеком и водворения социализма…».[15]
Учредительнуюфункцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полномсоответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Руководство стоявшей в то время увласти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теориивласти при социализме. Называть ее «диктатурой рабочих и крестьян»становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которогоранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да иобщество все более консолидировалось — трудящимися были все, особых различиймежду рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теориязрелого, или развитого, социализма. Родилось конструктивное воззрение на сутьвласти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне иинтеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а обществообразует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единуюполитическую систему.
Витоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенномдвижении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Какучредительный документ она юридически закрепила природу Советского государствакак общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян иинтеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширениесоциальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества,преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, ростэкономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединениеусилий всех государственных и общественных организаций в рамках политическойсистемы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.
Безусловно,учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом инесмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появилсяранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Законасостоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистическогопути развития и ее перехода на рельсы: в политике — к общедемократическиминститутам и политическому плюрализму, в экономике — к многообразию формсобственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан насредства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления иобихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) ирыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституциизаключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровнеФедерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничениеполномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправленияв РФ.
2.2.Организаторская функция
Даннаяфункция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутоеи ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулируетполитическую активность, нацеливает государственные органы и общественныеобъединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.[16]Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что оней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто быее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, атакже механизмы должны содержаться в самой конституции.
Важноеорганизующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы,многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялосьпредшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранеедействовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции являетсяфактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
Крометого, следует учитывать то, что конституция является документом прямогодействия — это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующееначало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникатьнепосредственно на базе конституции.
Сказанноев полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и кКонституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многихотношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловуюактивность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночномухозяйству; в политической — на свободное создание различных общественныхобъединений и политический плюрализм, в государственной — на реальноеразделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно котносительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционныминститутам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенствопалат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционноеправосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местноесамоуправление и т.д.).
2.3. Внешнеполитическая функция
Здесь уместнобудет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами.Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основыорганизации государственной власти, основы взаимоотношений государства иличности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
Близкок ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит втом, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, онодновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешнейполитике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., КонституцияРСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно — их небыло, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. иследовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в КонституцииРФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное:наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства,стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РФ составнойчастью ее правовой системы.
Крометого, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том,что за пределами государства она служит и как важный информационный источник.Конституция дает представление людям других стран, а также государствам имеждународным организациям о нашем общественно-политическом строе, структурегосударства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основахрегиональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д.Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политическойсистемы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление овозможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, чтоконституционные декларации и реальные шаги — не всегда одно и то же. И тем неменее, понять без Конституции сущность государства невозможно.
2.4.Идеологическая функция
Идеология вообще — это «системаполитических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальнуюдействительность, общество и отношения людей между собой. Характернаяособенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана спрактической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либопреобразование существующих в обществе порядков и отношений».[17]
Идеологическая функцияпроявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизньобщества путем распространения и утверждения определенных политических иправовых идей, представлений и ценностей.
Такаяфункция также присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этогоутверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в РоссийскойФедерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, нашадействующая Конституция — как бы деидеологизированный документ.
Действительно,идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатовкакого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далекоходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, непросто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являласьКонституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране напостулатах теории и практики социалистического и коммунистическогостроительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристикасуществовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Воттакой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь нашОсновной Закон 1993 г.
Однаков ином плане конституция просто не может не быть идеологическим — в смыслемировоззренческим — документом. Ведь практически каждое ее слово, всезакрепленные в конституции институты выражают видение желаемойсоциально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология вкатегорическом отрицании частной собственности (это делали советскиеконституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частнойсобственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ1993 г.).
Или,к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы сруководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведьтоже видны не только политико-организационные, но и идейные основыобщественно-государственной жизни.
Пряморазличные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органовв системе государственной власти, подотчетности им всех других государственныхорганов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях ихвзаимного влияния друг на друга (Конституция РФ 1993 г.).
Переченьпримеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституциязакрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческиеидеалы — это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировалисьсоответствующие воззрения каждого члена общества.
2.5.Юридическая функция
Юридическаяфункция заключается в том, что конституция является основным источником права,содержащим исходные начала для всей правовой системы.
Сутьэтой функции конституции заключается в том, что она:
— становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или новогоэтапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);
— сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия можетбыть исходной почвой для их возникновения;
— дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новыхнормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положенияконституции.
Сказанноев полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является«заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, длядетализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых,но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна изадача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве ОсновногоЗакона «забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которойнадо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и втом числе потому, что она содержит набор благих идей, но не нормнепосредственного юридического действия».[18]/> Заключение
Подводя итог,следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основнымисточником любой отрасли национального права, и в первую очередьконституционного.
Юридическими признаками конституции являются:
1. Высшаяюридическая сила: все нормативные правовые акты не должны противоречить конституции.При этом действие конституции распространяется на всю территорию. К сожалению,«на современном этапе проблема обеспечения высшей юридической силыКонституции окончательно не решена. Не всегда выполняются решенияКонституционного Суда РФ, во многих субъектах Российской Федерации пока несозданы региональные органы конституционного (уставного) контроля. Отсутствуетзаконодательно установленная процедура признания законов субъектов РФнедействующими судами общей юрисдикции. Но, как говорится, процесс идет».[19] 2. Особый порядок принятия иизменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либоКонституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятииновой Конституции РФ. При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, адля того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения опоправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы,предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; В отличие от гибких конституций,предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ — жесткаяКонституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено. 3.Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Этозначит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведеныв соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ейпротиворечат). В то же время Конституция требует издания большого числа новыхнормативно-правовых актов. 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормыне нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если инуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Еслиже акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отменытакже действует соответствующая норма Конституции.
Функцииконституции отражают роль основного закона в политике, жизни общества играждан, осуществлении задач государства Выделяются следующие виды функций: учредительная; организаторская;внешнеполитическая; идеологическая и юридическая.
Юридическиесвойства конституции характеризуют ее и отражают наиболее значимые особенности;функции конституции – это основные ее направления, которые отражают ее роль вгосударстве.
/>Библиография
Нормативно-правовые акты
1.  Конституция РФ  (принятана всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета» от 25 декабря1993 г. N 237.
2.  Федеральный законот 4 марта 1998 г. «О порядке применения и вступления в силу поправок кКонституции Российской Федерации» //«Российская газета» от 10 марта1998 г.
3.  ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// «Российская газета»от 14 декабря 1995 г.
4.  ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толкованиистатьи 136 Конституции Российской Федерации//«Российская газета» от 9ноября 1995 г. Литература
1.  Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД,«Сашко», 2000.
2.  Авакьян С.А.  Политическиеотношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы иперспективы//«Журнал российского права», 2003, N 11.
3.  Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра. 2001.
4.  Иванов С.А.Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта РоссийскойФедерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002.
5.  Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2001.
6.  Конституционноеправо. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд.Норма. 2000.
7.  А. КравецВерховенство конституции — принцип конституционализма//«Журнал российскогоправа», 2002, N 7.
8.  Кутафин О.Е. идр. Государственное право России: учебник. М., 1996.
9.  Морозова Л.А.Конституционное регулирование в СССР. — М.: Юрид. лит., 1985.
10.           Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.А. Окунькова. — М.:Издательство БЕК, 1994.
11.           Сравнительноеконституционное право. М., 1996
12.           Стрекозов В.Г.,Казанченцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации:учебник. М., 1997.
13.           Теориягосударства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-еизд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2001
14.           Чиркин В.Е.Конституционное право: учебное пособие. М., 1997.
15.           Эбзеев Б.С.Конституция и правовое государство. М., 1997.