Ювенал

С 70-х гг. I в. н. э. династия Флавиев в империи наступили более спокойные времена. Старопатрицианская аристократия была сломлена консолидация италийских, а затем и провинциальных землевладельцев, ставших служилым сословием, придала более монолитный характер и сенатской коллегии и реорганизованной по более строгому классовому принципу армии императоры сами являлись выходцами из италийской или провинциальной знати. Нервная атмосфера периода дворцовых интриг уступила место тяге к добрым правам и скромной семейственности.

В литературе этот поворот ознаменовался классицистической реакцией. Риторика выдвигает лозунг возвращения к манере Цицерона Квинтилиан М. Fabius Quintilianus, ок. 35-95, которое на практике сводится однако лишь к отказу от эксцессов нового стиля и поверхностным заимствованиям. Снова расцветает эпос с мифологической тематикой или по крайней мере с обильным мифологическим орудием литературной фиксации единичных фактов и мимолетных настроений

становится и художественное письмо. Сатиры Ювенала D. Junius Juvenalis, 47-130, см представителя средних слоев, вытесняемых со своих экономических и социальных позиций, рисуют мрачную картину жизни римского общества, роскошь и разврат богачей, унижения клиентов, нищету пролетариев, бедственное положение интеллигентных профессий, обезлюдение Италии. При меткости и реалистической силе отдельных зарисовок аффектированная моралистическая декламация

Ювенала не подымается до уровня социального протеста, на который не была способна представляемая им прослойка острие негодования сатирика не обращено против социальной системы он возражает против недостаточности подачек со стороны знати. ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ Decimus Iunius Iuvenalis ок. 55-60 – умер после 127, величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно.
В III сатире он называет себя уроженцем Аквина на юго-востоке Лация. Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора

Домициана, Ювенала которому было уже 80 лет в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет. В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.

До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк, которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод. В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу.

Пороки и преступления поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках

Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство.
IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное 661 строка и прославленное произведение

Ювенала. Поэт в ужасе его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт ничуть не лучше приходится историку адвокат, чтобы привлечь клиентов,

вынужден обставлять себя фальшивой роскошью преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя

и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом. Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема то, что человеческие влечения вредят самим же людям объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь.
Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам.

В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать.

В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию,

к их услугам ускоренное судопроизводство. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением.
От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses хлеба и зрелищ, mens sana in corpore sano в здоровом теле здоровый дух, знакомы всем и каждому.

Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании здорового духа в здоровом теле. ВАЛЕРИЙ Марк Марциал Martialis, Marcus Valerius Римский эпиграмматик Марциал,

Марк Валерий Martialis, Marcus Valerius, из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. н. э римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения Сенеками, семействами Юния Галиона и

Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои часто полные униженности и лести произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в

Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, Марциал возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь.
Еще в юности Марциал пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре – эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм Марцила, которые делятся на три группы не имеющая номера книга Эпиграмматон Epigrammaton liber, известная также под названием

Книга зрелищ Spectaculorum liber, в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I-XII из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г а кн. XII – в Испании в конце 101 или в начале 102 г Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного

Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки Xenia содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием

Гостинцы Apophoreta. Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI Марциал, видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм 1557, известное по последней редакции Марциала и им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы.

Марциал, одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира – Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев – рабов и ремесленников.
В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами Селий – прихлебатель-паразит, Фиденций – плагиатор и т.д.

Марциал говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей

земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом вслед за Катуллом, ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы Марциала отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается

через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя Марциал и ориентируется на творчество своих римских предшественников Катулла, Домиция Марса и др перенимая у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, Марциал проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы.
Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же Марциал является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время. План 1. Введение 70е гг.1в.до н.э. сатиры Ювенала 2. Основная часть Ювенал Марциал 3. Заключение 4. Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Тронский И.М. История античной литературы 2. WWW.mail.ru