Кафедра истории и социологии Контрольная работа по предмету «Социология» на тему: «Зачем молодежи интернет?» Пермь 2009 Содержание Введение 1. Интернет + Молодежь =? 2. Интернет-зависимость 3. Зачем молодежи интернет? Выводы Список литературы Введение Об Интернете мы слышим повсюду. Сегодня это слово владеет умами миллионов. Понятие
Интернета является достаточно молодым, оно развивалось в течение последних десяти лет. Возможно именно в этом причина того, что основным его пользователем является молодая или относительно молодая часть населения. В данной контрольной работе я хочу ответить на вопрос: « Зачем же все таки молодежи интернет?» Ведь сегодня эта тема очень актуальна. Потому как, в принципе, в социальной сети Интернет, большее количество времени проводят люди от 15
до 25 лет. На сегодняшний день молодежь не представляет своей жизни без интернета. 1. Интернет + Молодежь =? ИНТЕРНЕТ (Internet inter + net объединение сетей) всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные
и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации. Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений. «Сетевое поколение» это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни. Человечество вступает в новый информационный этап своего развития, и сетевые технологии играют в нем огромную роль. Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей
и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах. К такому выводу пришли исследователи из аналитической компании IDC, основываясь на результатах опроса жителей. Хотелось бы “копнуть” глубже и узнать мнение самой молодежи, что они думают, каковы их приоритеты. Для этого обратимся к опросу, который был проведен американскими социологами. Опрос проводился в трех странах: России,
США и Бразилии. Выяснилось, что Интернет вызывает у современных подростков почти сплошь положительные эмоции. Его называют «забавным», «необходимым», «безопасным», «помогающим поддерживать связь», «удобным». В то время, как телевидение респонденты определили, в первую очередь, как «неудобное» и «скучное». Впрочем, американские подростки по поводу телевидения в своей стране высказывались не столь категорично, в отличие от своих сверстников в России и Бразилии.
Безусловно, различные культуры накладывают свой отпечаток, и в каждой из трех стран подростки используют Интернет по-разному. В США и России респонденты, как правило, заходят в сеть ежедневно, в то время, как юным бразильцам это удается гораздо реже. В США и Бразилии молодежь чаще использует Сеть для совершения покупок в Интернет-магазинах и на онлайн-аукционах, в России большее число подростков считает Интернет источником новостной информации. Интернет становится для нынешнего поколения тем, чем для предыдущего было телевидение. Отличие лишь в том, насколько более функциональна Сеть – помимо источника новостей и развлечений, например, это еще и огромный онлайн-магазин. Главные преимущества Интернета – его коммуникативная составляющая и социальная природа. Интернет делает возможным общение в самых разных форматах, от видеосеминара до сетевой игры, а также
предоставляет бесконечные возможности для самовыражения и социальной адаптации – от авторского блога до онлайновых консультаций врачей и преподавателей. Но, несмотря на все, то хорошее и полезное, что несет в себе Интернет, нельзя забывать о спаме и вирусах. Каково мнение молодежи о безопасности Интернета? В этой возрастной группе, как правило, отсутствуют представления о потенциальной опасности
Интернета или его связи с асоциальным поведением. С риском и опасностью ассоциируют Интернет, по данным исследования, лишь те молодые люди, которые никогда не пользовались Сетью. Исследование дает нам повод сделать вывод о значимости Интернета для молодежи. 2. Интернет-зависимость Интернет открывает нам столько возможностей и экономит такое количество времени, что мы не можем отказать себе в удовольствии использовать это чудо техники.
Чем же хорош этот Интернет? Вот лишь небольшой список тех возможностей, которые он нам “открывает”: * Студенты и школьники уже давно забыли о существовании библиотек постольку, поскольку Интернет предоставляет любую нужную им информацию. Подчас даже, кажется, что Интернет в скором будущем окончательно и бесповоротно вытеснит библиотеки из жизни общества; * Мы имеем возможность получения самой новой, самой “свежей” информации о том, что происходит в мире; * Новейшие музыкальные хиты, фильмы, являющиеся лидерами продаж, становятся доступны для скачивания и дальнейшего просмотра; * А также многочисленные чаты, которые дают возможность многочасового общения с друзьями и коллегами по работе; * Электронная почта, которая в отличие от обычной почти мгновенна; За это и многое другое молодежь так любит Интернет. Благодаря тем возможностям, которые он дает, Интернет владеет не только умами, но и сердцами людей.
Но, к сожалению, совершенства не существует, и Интернет из сего правила не исключение. “Обратной стороной медали” является появление такого феномена, как Интернет-зависимость. Что это за болезнь и как ее лечить? Сегодня Интернет-зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания. Однако, специалистов, помогающих от него избавиться, в
России мало – всего несколько человек. Число «Интернет-больных» с неумолимой скоростью растет. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, число больных исчисляется миллионами россиян. Что же это за недуг – Интернет-зависимость? Каковы его корни и симптомы? По словам врачей, мерцание монитора вызывает нарушения зрения, снижение аппетита. Привычка взбадриваться кофе или чаем расстраивает желудочно-кишечную систему.
Пребывание в замкнутом и пронизанном электромагнитными полями помещении ведет к расстройству иммунитета. Затекающие ноги, приученные к одной и той же позе, провоцируют головные боли, нарушения опорно-двигательной системы, проблемы с сердцем, сосудами и мочеполовой системой. Но это только вершина айсберга, если копнуть глубже – вызревают проблемы в психике. Эта проблема – проблема сетевой болезни – привлекла внимание медиков еще в 1994 году. Тогда американский психиатр Кимберли Янг разместила на своем веб-сайте специальный вопросник и получила около 500 ответов от посетителей. Согласно разработанным г-жой Янг критериям, авторы примерно 400 ответов были признаны Интернет-зависимыми. В конце 90-х в США и Европе открылись первые консультативно-психотерапевтические службы по проблематике IAD (Internet Addiction Disorder – «зависимость от
Интернета»). В эти же годы вышли первые монографии по данной проблеме. Кимберли Янг приводит четыре признака зависимости от Интернета: 1. навязчивая потребность проверить электронную почту; 2. постоянное желание очередного выхода в Сеть; 3. жалобы близких на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером; 4. сетования на растущие расходы на
Интернет. Одним из первых психиатров, обративших внимание на проблему, был Марк Гриффитс. Он делит Интернет-зависимых на две группы. К первой относятся «аддикты (зависимые) первого порядка», они чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры или пребывания в чате. Компьютер для них – средство получить социальное вознаграждение. Во вторую группу входят «аддикты второго порядка», которые используют компьютер для бегства от серьезных
проблем к своей «виртуальной» жизни. Однако, это деление весьма условно. Интернет переполнен соблазнами, их так много, что глаза просто “разбегаются”. Какие из них являются фаворитами? На сегодняшний день, согласно результатам исследований психологов, чаще всего Интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), играют в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%).
И совсем небольшой процент людей использует Сеть по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей. Этот опрос лишь подтверждает тот факт, что людей, в большей степени, привлекают развлечения. Сколько же их, людей, заболевших этой новой и пока малоизученной болезнью? Число увязших в Сети растет в России сумасшедшими темпами. По данным Фонда «Общественное мнение», предположительно, к концу этого года интернет-аудитория в России достигнет 40,3 миллионов пользователей, уровень проникновения составит 28,6%. По количеству пользователей мы выйдем на второе место в мире. Среди российских пользователей Интернета 65% – люди от 18 до 34 лет. Следует отметить, что нашими социологами учитывались только совершеннолетние граждане, тогда как аналогичные западные исследования включают в статистику подростков.
Значит, реальное количество россиян в Сети еще больше. Соответственно, и зависимых. По самым скромным подсчетам, их среди нас – не менее 15 млн. Десять признаков того, что вы Интернет-зависимы: – Вы просыпаетесь в три утра, чтобы сходить в ванну и на обратном пути проверяете электронную почту. – Вы делаете себе татуировку: "Это тело лучше смотреть в
Netscape Navigator 1.1 и выше". – Вы называете ваших детей Eudora, Mozilla и Dotcom – Выключая модем, вы испытываете ужасающее чувство пустоты, как будто вас только что бросил любимый человек. – Во время полета в самолете вы проводите половину времени с ноутбуком на коленях и …ребенком на багажной полке. – Вы решаете остаться в колледже еще на год другой из-за бесплатного доступа в Интернет. – Вы смеетесь над людьми с модемами 2400-бод. –
Вы начинаете использовать "смайлики" в обычной почте. – Последний человек, с которым вы познакомились, был в JPEG-формате. – У вас сломался компьютер. Вы не выходили в Интернет уже в течение двух часов. Вы начинаете нервничать. Вы берете телефон и набираете номер провайдера вручную.
Вы жужжите, изображая модем. Вам удается подключиться к сети! Как мы видим, Интернет-зависимостью страдают миллионы и миллионы. Чем можно это объяснить? Наверное, главенствующим фактором, благодаря которому Интернет-зависимость получила такое широкое распространение, является анонимность в Сети. Люди, как правило, не называют своего настоящего имени, предпочитая клички – «ники». Психологи считают, что человек в Сети сбрасывает свою социальную маску, здесь он может не бояться, что кто-то узнает обо всех его фобиях, комплексах и тайных влечениях. С другой стороны, пользователь может подобрать себе какую угодно маску – женщина “бальзаковского” возраста может строить глазки подростку, изображая юную девушку. Каждый может найти ту роль, которая прельщает его больше всего.
Раз уж мы говорим об Интернет-эпидемии, хорошо бы спросить: а есть ли против нее противоядие? Медики уверены, что существует врожденная предрасположенность к сетевой зависимости. Такие черты характера, как скрытность, замкнутость, физическая немощь имеют как социальный, так и генетический характер. Как правило, киберзависимый человек – это ранимый интроверт, страдающий фобиями, неуверенностью в себе и оттого ищущий безопасного общения. Наибольшей популярностью в использовании
Интернета является возможность мгновенного ухода от реальности, от эмоциональных проблем, даже от серьезных житейских сложностей (обилие работы, трудности в учебе, внезапная безработица, семейные неурядицы). Таким образом, Интернет – рай для людей, желающих убежать от действительности и скрыться в “виртуальном” мире, где можно желаемое выдать за действительное. Как вылечиться от этой злополучной болезни? Вы можете не верить, но так же, как и от алкоголизма и наркомании.
Большинство специалистов рекомендуют очную (индивидуальную или групповую) психотерапию, в процессе которой человеку дают возможность раскрыть неизвестные или забытые стороны человеческой реальной жизни. Признаком выздоровления считается, когда пользователь сам контролирует свое время, проведенное в сети, и оно не превышает 4-6 часов. Ученые-социологи всего мира в прямом смысле забили тревогу! Они пытаются грамотно ответить на многие вопросы. Почему люди спрашивают, как им поступить у обычных пользователей Интернета (которых они не видели и не знают кто вообще сидит за тем монитором), а не у высококвалифицированных специалистов со стажем? Почему молодые люди общаются в Интернете, а не в реальной жизни? Молодёжь практически разучилась говорить И это ужасно. Люди пропадают в Интернете (не говорю уже про игры), и из-за этого часто рушатся семьи.
Видеть спину, сидящего за компьютером любимого человека – невыносимо! Над этими и другими проблемами ученые ломают голову и ищут пути решения этих проблем. Замечали ли Вы за собой, что придя с работы (учебы), включаете компьютер, потом (пока он грузится) переодеваетесь Проверяете почту, включаете аську, отвечаете на все вопросы, а только потом занимаетесь своими делами? Если да, то почему? Если нет, то почему ученые всего мира обеспокоены этим вопросом?
3. Зачем молодежи интернет? Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет-магазинах. К такому выводу пришли исследователи из аналитической компании IDC, основываясь на результатах опроса жителей России.
Все опрошенные назвали Сеть удобной, забавной, необходимой и безопасной, в то время как телевидение стало для нынешних тинэйджеров неудобным и скучным. Если говорить о бизнесе, то далеко не вся молодежь начинает бизнес с интернета, но, начав бизнес, обязательно приходит в Сеть. Возможность предоставления огромного количества информации, легкий доступ к данной информации, дешевизна дают ей возможность применять интернет в различных целях, в том числе в бизнесе. Взаимодействие предпринимателей с Сетью поддерживает высокие темпы развития бизнеса и способствует появлению технически продвинутой молодежи. Компьютерные технологии облегчают процесс поиска и редактирования нужной информации. Это позволяет экономить время, всегда иметь под рукой справочные материалы. Молодежь в США использует Интернет в основном для получения информации о здоровье, а не для поиска игр и музыкальных записей. Ученые Фонда Kaiser Family провели опрос 1,209 американских юношей и девушек
возрастом от 15 до 24 лет и установили, что трое из четырех респондентов используют Интернет именно для получения информации о здоровье. Кроме этого, молодежь заходит в Сеть, чтобы прочитать электронную почту, новости, анекдоты и получить информацию об учебных заведениях. Исследование показывает, что Интернет в первую очередь используется для получения доступа к информационным ресурсам организаций здравоохранения.
Другие подобные наблюдения установили, что 60 процентов взрослых используют Сеть с той же целью. Согласно исследованию, половина опрошенных юношей и девушек ищут в Интернете информацию, относящуюся к сексуальному здоровью, беременности, болезнях, передаваемых половым путем, и СПИДе. Важными темами являются также отравления лекарствами и сексуальное насилие. Эксперты свидетельствуют, что доверительность и спокойствие, которые гарантирует
Интернет, делают его более предпочтительным источником знаний о сексе для молодежи. Вместе с тем исследование показывает, что 70 процентов опрошенных возрастом до 18 лет периодически посещают и порносайты, а 40 процентов отметили, что их поведение изменилось под влиянием полученной информации. Почти все утверждают, что информация о здоровье, предоставляемая Интернетом, является исключительно полезной, и читают ее серьезно. 17 процентов говорят, что верят большинству прочитанного о здоровье в Сети. Современная молодежь четко разделяет функции разных видов медиа. Интернет большинством респондентов воспринимается как основной информационный ресурс, в то время, как суперавторитетное для предыдущих поколений телевидение у молодежи вызывает куда меньше доверия и больше ассоциируется с развлечением. Интернет подавляющее большинство опрошенных ставило на первое место, и
среди СМИ и среди технологических новшеств. «Интернет дает идеальный инструмент для коммуникации, самовыражения и персонализации» подчеркивают социологи. При помощи электронной почты молодежь поддерживают контакт с родными и друзьями. Чаты, а также специализированные сайты по интересам, позволяют молодым людям со схожими интересами общаться и обмениваться информацией. Смайлики, личные Интернет-странички дают возможность представить себя пользователям сети другим.
Нынешний молодой пользователь тщательно просеивает сеть, выбирая из Интернета только то, что ему интересно. Таким образом, он формирует свое личное информационное пространство. Причем, особенно легко стало его формировать в последнее время, с появлением рассылок и RSS-трансляций(RSS (Really Simple Syndication) современного международного формата, разработанного для трансляции данных, распространяемых в Интернете (например, новостей и анонсов статей).
Еще одно важнейшее достоинство Интернета для подростков и молодежи – это то, что пользователь сети ощущает себя частью глобального медийного пространства, а не только жителем исключительно своей страны. Все вышеперечисленное в совокупности привело к тому, что интерактивные медиа, в первую очередь Интернет, для современной молодежи приобрели статус вещей, «без которых невозможно жить», и, что закономерно, укрепили за собой многие функции, которые раньше выполняли традиционные СМИ – радио, телевидение, печатные издания. И хотя молодежь пока еще смотрит телевизор и слушает радио, но она все чаще это делает посредством Интернета. В таких областях, как видеоигры, новые технологии, музыка, концерты и кино, авторитет Интернета для молодежи оказался особенно высок. Неудивительно, что большинством респондентов, опрошенных в ходе исследования, Интернет был назван основным информационным ресурсом.
На долю телевидения, когда-то формировавшего умы, остается функция развлечений. Чаще всего подростки и молодежь смотрят телевизор, если хотят «забыться и отвлечься». Не менее часто телевизор просто работает «фоном», в то время, как человек занимается чем-то еще. Сегодня Интернет отбирает у телевидения все больше и больше посетителей. К примеру, все больше фильмов скачиваются из сети и просматриваются посредством
DVD-плеера или на компьютере – таким образом, пользователь Сети не зависит от телепрограммы. И хотя эта тенденция пока не стала доминирующей, все больше молодежи идут именно этим путем. Газеты современная молодежь практически не читает: этот вид СМИ Интернет “убил” в первую очередь. Что же касается журналов, то они стали для подростков своего рода «портативным» вариантом Интернета. Их читают, когда к сети нет доступа, а также в тех случаях, когда
журналы пишут о вещах, попадающих в сферу интересов подростков – музыке, компьютерных играх. Что касается радио, то здесь, на удивление, мы видим заинтересованность подростков. Возможно, этот факт обусловлен возможностью слушать своих любимых исполнителей и не выпадать из круга общения. Выводы Но все-таки, стал ли Интернет «всем» для современной молодежи? Возможно, что это так. Возможно, лишив нынешнюю молодежь Интернета, мы получим беспомощное общество, больше напоминающее слепых котят. Пугающе, не правда ли? Если задуматься, Интернет гарантирует нам комфорт, а когда комфортно, придумывать что-то новое и “изобретать колесо” просто нет необходимости. Изучив литературу, я подтвердила свои гипотезы, но при этом еще и узнала много нового. Рекомендации Что делать? Кто будет делать? · Ограничить доступ к интернету лицам, не достигшим 18 лет,
· Ограничить время нахождения в социальной сети Интернет · Провайдеры · Родители Список используемой литературы 1. Кузнецов В.Н. «Социология молодежи», 2007 г с.335 2. Леонтьев Б. «Тонкости, хитрости и секреты Интернет», 1998 г с.192 3. Манько Ю.В Оганян К. М. «Социология молодежи»,
2008 г с.316 4. Шарикова А.В. «Методологические проблемы и практика изучения Интернета», 2005 г с.159