Зачет как одна из форм контроля знаний учащихся по алгебре в 8 классе Выпускная квалификационная работа по специальности 050201 Математика Шараповой Яны Николаевны Специальность 050201 Математика Группа М-51 отделение: очное Руководитель: Л.Г. Янкина преподаватель математики и методики математики 2008
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы проверки знаний, умений и навыков на уроках математики 1.1 Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся 1.2 Методика проведения зачетных уроков Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике в 8 классе 2.2 Анализ аналитической работы по подготовке к эксперименту 2.3 Апробация и описание эксперимента Заключение Литература
Приложения Введение Обучение – это целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков [2]. Для обучения большое значение имеет установление уровня обученности школьников – уровня определенных стандартов необходимых знаний, для того чтобы была непрерывная система образования, нужно проверять и оценивать знания и умения своих учеников по всем пройденным темам и разделам.
Опрашивать их по изученному материалу, проводить письменные проверочные работы, диктанты, тестирования, а также и зачетные уроки. Далее оценивать результаты проверки в баллах или оценочных суждениях. Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенной за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, с акцентировать на нем внимание, скорректировать в
случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала. Тематический контроль знания учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях. С целью тематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Однако задачу такого урока не следует ограничивать только
осуществлением функций контроля, урок должен и обучать учащихся – совершенствовать их знания, умения и навыки. Проверке подвергается основное из пройденного по части темы, по учебной теме в целом. При этом контроль не должен быть односторонним – проверять следует как сами знания, так и умения их применять. Лучших результатов достигаются те учителя, которые ориентируются в первую очередь на проверку уровня развития учащихся, а не на проверку их памяти.
Проблемой необходимости проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике занимаются многие педагоги и научные работники в области дидактики: Ю.Я. Яковлев, В.А.Оганесян, Ю.М.Колягин, А.В.Соколова, В.В.Пикан и другие [2]. В своих трудах они рассмотрели теоретические вопросы проверки знаний, умений и навыков учащихся старших классов. В педагогической литературе мало освещается проблема введения зачетной
системы. В периодических изданиях, журналах и газетах время от времени можно найти небольшие статьи, посвященные зачетной системе проверки знаний, умений и навыков. Публикации, посвященные вопросу использования различных форм контроля можно найти в газетах «Математика» и в журнале «Математика в школе». Они знают представление о применении тестирования, математических диктантов и тематических зачетов в 8 классе. Однако все эти публикации появляются нерегулярно. Данная тема заслуживает должного внимания, так как без прочного усвоения знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся. В этом помогают проведение зачетных уроков. Цель исследования: выявить зависимость качества образования от зачетной формы контроля знаний на уроках алгебры в 8 классе. Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 8 класса.
Предмет исследования: педагогические условия проведения зачетных уроков с использованием различных форм проверки знаний, умений, навыков учащихся по алгебре 8 класса. Контингент: учащиеся 8 класса. Задачи исследования: – Проанализировать методическую литературу по данной теме; – Изучить разные формы проверки знаний, умений и навыков на зачетном уроке; –
Разработать и апробировать зачетные уроки в 8 классе. Гипотеза: если на уроках алгебры в 8 классе систематически использовать зачетную форму контроля учебных достижений школьников, то это положительно скажется на качестве их знаний в данной предметной области. Глава 1. Теоретические основы проверки знаний, умений и навыков на уроках математики 1.1 Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся Методов закрепления знаний очень много.
Иногда достаточно, если сам учитель кратко повторит основные положения проработанного материала, выделяя главное, существенное [16]. Главное в проверке знаний не столько то, чтобы проверить объем и качество усвоения материала, сколько в том, чтобы быть в курсе того, как развивается мышление ученика. Как протекает этот мыслительный процесс -легко или трудно, прямым или окольным путем человек идет к цели; формально или осмысленно применяет соответствующие правило, принцип, закон; использует предложенный учителем способ решения или избирает собственный; строго придерживается того узкого круга фактов, примеров, доказательств, которым оперировали на уроке или что-то добавляет свое. Все это при чисто практическом способе проверки знаний большей частью остается скрытым от контроля учителя. Существует два основных метода проверки знаний, умений, навыков учащихся на уроках математики. Устная работа, которая в свою очередь разделяется на устный опрос и фронтальный.
Письменная работа, куда входит: письменная работа, тест и контрольная работа. Устная работа Наиболее хорошим методом проверки знания фактического материала и качества мышления школьника является устный опрос. При проведении устного опроса учитель стремится проверить, насколько учащиеся овладели учебным материалом, и, кроме того, вовлечь, по возможности всех учащихся в активную работу. Все это можно выяснить, слушая ответ ученика [8].
Важное значение имеет устный опрос для развития математической речи учащихся: ведь это чуть ли не единственный вид речевой практики ученика на уроке. Для решения этой задачи большое значение имеет характер заданий и вопросов учителя. Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения: объясни, как ты решил эту задачу, это уравнение. Полезно включать задания на сравнение: сравни решение примеров, сравни эти трапеции и т. д. Сознательно ли усвоен материал — помогают выявить нетрафаретные задания, особенно задания к
решению жизненных задач (сравнить площадь пола в классе и коридоре и т. п.). При устном опросе дети высказывают свою мысль. Нужно учить высказываться, грамотно оформлять свою мысль. При рецензии ответа используется схема: -все ли существенное освещено в рассказе; -сумел ли ученик добавить что-либо к учебнику; -насколько последовательно изложил рассказ; -аргументированы ли умозаключения; -правильно ли сделан вывод; -оценить речь учащегося. Ученики к ответу должны готовиться по схеме (по плану): -главная мысль; -аргументы для ее развития; -вывод. Устный опрос позволяет обстоятельно выяснить знания учащиеся, однако он требует много времени, что ограничивает возможность проверить большое количество учащихся. Кроме того, в устном опросе вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируются. Это мешает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, ответы оного
и того же ученика, данные в разное время учебного года. Но, несмотря на эти недостатки, устный опрос – исключительно ценный элемент урока, если его структура проработана в деталях [8]. Проводя любой вид опроса учитель обязан создать такую психологическую обстановку опроса, при которой отвечающий ученик чувствовал бы себя совершенно спокойно, непринужденно, бодро, чтобы его ничто не нервировало, не подавляло, не мешало.
Только при этом условии возможно объективное, полное и глубокое выявление истинных знаний учащегося и, справедливая оценка, которую он должен получить. Следовательно, устный опрос важный этап урока – зачета, так как проверяются не только знания, но и формируется математическая речь. Фронтальный опрос – это, в сущности проверочная беседа учителя с классом. Учитель задает классу вопросы, отдельные учащиеся коротко отвечают на них [18].
Обычно прибегают к проверочной беседе тогда, когда не предполагается специально оценить знания учащихся, но необходимо восстановить в их памяти те или иные явления, закономерности, определения. Нередко учителя и эту форму проверки знаний используют для учета успеваемости, так называемый балл составляется из совокупности всей работы ученика на уроке, в том числе и из ответа на проверочной беседе. Это определенным образом повышает ответственность учащихся, дисциплинирует их. Проставление оценок за активное участие в проверочной беседе возможно при условии, что ответы учащегося дают достаточное основание для определенного вывода. Одной из проблем фронтального опроса является недопонимание смысла проверочной беседы. Ее иногда проводят только затем, чтобы не упрекнули, что на уроке отсутствовал опрос. В результате проверочная беседа превращается просто в беглый опрос по самым разнохарактерным и случайным
вопросам «прошедшего, предпрошедшего и давно прошедшего». Вопросы в этом случае логически никак не связаны, никакой цельной картины знаний учащихся не выясняют. Пользы в таком опросе, конечно, немного. Подготавливая проверочную беседу с классом, надо совершенно отчетливо представлять себе, с какой конкретной целью она предпринимается. В главном назначении проверочной беседы является подведение прочного фундамента под усвоение материала,
который предстоит изучать учащимся. Поэтому ее обычно и проводят перед изучением нового материала. Письменная работа Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка. Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как: – гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика; – позволяет проверить знания темы сразу у всех учащихся; – дают возможность увеличить число проверок знаний каждого
ученика; – четко показывают учителю характер отдельных недочетов в знаниях учащихся; – требуют от учащихся большой точности и самостоятельности в выражении своих знаний; – усиливают в учащихся чувство ответственности за результат работы [19]. Письменные проверочные работы полезно проводить без специальной подготовки к ним учащихся. Это позволяет объективно проверить прочность усвоения знаний учащимися и предохраняя учащихся от возможной перегрузки домашними учебными заданиями дни, предшествующие письменным проверочным работам, перегрузки, которая происходит от того, что учителя перед этими работами заставляют учащихся специально повторять к ним соответствующий материал. Проведение письменных проверочных работ без специальной подготовки уменьшает волнение учащихся, что очень существенно для объективности проверки. Таким образом, письменная проверка является одним из важных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы в последние годы в России широко используются тесты [6]. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, но работа по созданию тестов их эффективности достаточно сложная и долгая. Анализ научной литературы позволяет выделить два основных вида тестов: психологические (тесты интеллекта) и педагогические (тесты достижений или тесты успешности).
Подробнее рассмотрим тесты достижений. Тесты достижений использовались на различных этапах процесса обучения математике: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний и др. Выступая как инструмент оценивания, тесты достижений, тем не менее, имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – объективный и более качественный способ оценивания и, во-вторых, показатели тестов ориентированы на измерение степени и определение уровня усвоения ключевых
понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков учащихся. Контрольные работы ориентированы лишь на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний [17]. Хорошо известно, что одним из методов проверки состояния обученности учащихся являются итоговые письменные контрольные работы различных видов [25]. При разработке содержания контрольной работы необходимо правильно определить ее цели с точным учетом времени проведения. При этом очень важно учитывать момент процесса обучения, в который проводится контрольная работа. Помня, что процесс овладения умениями, навыками – длительный. Из этого следует, что подход к определению целей проведения работы должен быть продуманным и осторожным. Каждая итоговая контрольная работа проводится по окончании изучения темы. К концу изучения темы, с одной стороны, остаются недоработанными еще какие-то вопросы, а с другой стороны,
в ходе работы над этой темой продолжалось закрепление, отработка и совершенствование навыков, приобретавшихся еще при изучении предыдущих тем. В итоговых проверках выявляются такие качества знаний учащегося, как прочность осознанность, оперативность, которая предполагает способность ученика применить одно и тоже умение в ходе решения задач различного содержания. Итоговый контроль нацеливает учащегося на долгосрочное усвоение важнейшего материала, а учителю дает
возможность проверить прочность овладения опорными умениями и навыками. При определении цели проведения контрольной работы необходимо учитывать реальный момент процесса обучения и избегать постановки непостижимых целей. Цель проверки состоит не в том, чтобы «поймать» ученика на чем-то, а в том, чтобы убедиться, что дети действительно усвоили основные вопросы темы. Определив цель, нужно продумать отбор знаний, отвечающих цели.
Приступая к составлению контрольной работы по теме, учителю целесообразно вернутся к началу изучения темы, восстановив в памяти с помощью учебника, методических рекомендаций, своих конспектов уроков все, чему он учил, что и на каком уровне должны были усвоить дети, составить примеры на каждый из изученных приемов, не упуская ни одного из них. Наряду с определением цели отбором содержания контрольной работы немаловажен и выбор соответствующих форм организации контроля. Не следует перегружать работу большим количеством заданий и нельзя гнаться за быстротой их выполнения. Это может отрицательно сказаться на результатах. Следует помнить, что цель проведения проверки в этом случае – не скорость выполнения вычислений и не максимальный объем однотипичных примеров, а знания алгоритма письменного вычисления и умения его применять [24]. Задания могут быть различным: это могут быть отдельные карточки с записанными на них примерами, на
которых детям останется только написать ответ; можно провести проверку и в форме арифметического диктанта. Очень удобно использовать простейших перфокарт, которые накладываются на страницу тетради или лист бумаги, где пишут только ответы, располагая их в столбик, а перфокарты с примерами сохраняются для последующего использования. Не исключается и комбинированная работа, когда часть примеров дается в описанной выше форме, а часть – в форме письменной работы ( в число заданий включаются те случаи, по которым формирование
навыка только началось). Это будет рационально и интересно, но необычно. Следует знать, что итоговая проверка может проводиться как в форме устного зачета, так и в форме обычной контрольной работы. Из таблицы видно (приложение 1), что каждая из форм проверки имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Если включить оба вида проверки знаний, умений и навыков в урок, то проверка будет более глубокой и полной. Оба вида проверки можно совместить в уроке-зачете.
Структура урока-зачета очень сложна, возникает очень много трудностей при подготовке и проведению, существует мало методик и рекомендаций для проведения данного типа проверки знаний. Для разработки зачетных уроков была изучена методика проведения зачетных уроков, выделены отрицательные и положительные стороны работы. 1.2.Методика проведения зачетного урока Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки [1]. С помощью зачетов проверяется овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим, их можно разделить на тематические и текущие [10]. Тематические зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в
целом. Учитель заранее определяет задания для тематического зачетного урока, которые включает теоретический и практический материал, продумывает этапы урока и их количество, занимательный материал. Зачетный урок такого типа состоит из нескольких этапов: 1 этап – проведение словарного диктанта, где учащимся предлагается написать под диктовку 10-15 слов, после чего работа каждого ученика будет оценена учителем;
2 этап – математический диктант, который может включать задания разного характера: знание математических формул, определений, нумерации, сравнение чисел, знание математических операции между числами и нахождение их значения; 3 этап – мини-экзамен, где вначале дается инструктаж учителя о его проведении, затем дети получают билеты, которые содержат один теоретический вопрос, подготовка к которому занимает время в течение 1-7 минут, а затем отвечают на вопрос билета учителю или ученику-экзаменатору;
4 этап – письмена работа, включающая тесты, контрольную работу, решение задач и примеров, заданий занимательного характера в виде викторины, решения кроссвордов. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения по небольшим, законченным темам. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется проводить целый урок [10]. Структура урока-зачета: 1 этап – опрос по определениям 10-15 минут. 2 этап – решение контрольной работы или теста. Оба вида зачета можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая,
что подобные им необходимо будет решать на зачете [10]. Структура урока-зачета, прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, их категории и систем, от них к усвоению все более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной науки.
Этой последовательности должны соответствовать основные звенья урока данного типа [26]. Возникает очень много трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков: – необходимо проверить теоретические знания: определения, формулы, алгоритмы, теоремы и т.д. В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать 1 или 2 часа; – проблема любого контроля знаний: подсказки и списывание.
Поэтому традиционные два варианта заданий на письменной или практической работе заставляют задуматься об адекватности оценки знаний и умений; – еще одна проблема заключается в том, что учитель не сможет принять теорию сразу у всех детей, поэтому на практике привлекала студентов, а на уроках можно воспользоваться помощью учеников старших классов, они повторяют тему в целом на более высоком уровне по сравнению с предыдущим годом и после повторения могут принимать теорию у учеников или принимают ученики, которые сдали теорию быстрее всех. Приходиться учить детей общению на зачете, воспитывать уважение младших к старшим, доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим; – каждый ученик индивидуален, с собственной психологией, развитием, отношением к учебной работе, знаниями, умениями, к каждому надо подобрать свой «ключик», чтобы полнее и глубже выявить знания, умения, научить конструировать ответ; – скорость работы учеников разная, поэтому перед зачетным уроком нужно продумать дополнительный материал,
а также нужно продумать систему оценивания и пересдачу зачетного урока. Структура урока-зачета. Одной из наиболее сложных для учителей задач является четкое определение рациональной структуры и методики урока–зачета [19]. Этот урок может отличаться по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся.
Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы итоговых зачетов (3-4 в год). Разрабатывая урок-зачет следует придерживаться следующего плана. Этапы подготовки и проведения урока-зачета: 1. Предварительная подготовка к уроку-зачету. 2. Проведение урока-зачета. 3. Подведение итогов и внесение корректив.
1 этап – предварительная подготовка. Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения: – понимание, запоминание, воспроизведение материала; – применение знаний и умений в знакомой ситуации; – применение знаний и умений в новой ситуации. Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разбирались. 2 этап- проведение зачета. В свою очередь зачетный урок должен идти поэтапно: 1. Организационный момент. В это время идет приветствие учителя, настрой на работу учащихся. Учитель отвечает на возникшие вопросы, озвучивается инструктаж проведения зачета.
2. Выполнение работы. Можно использовать различные формы проведения зачета: письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д. и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. 3 этап – подведение итогов. Обычно за зачетный урок ставят две оценки: за практическую и теоретическую при выставлении оценок успеваемости
руководствуются утвержденными органами народного образования нормами оценок (приложение 2), но оценка может состоять из полученных ребятами баллов при решении и ответе, которые в свою очередь суммируются, и выставляется оценка [8]. Большое внимание уделяется анализу результатов зачета. В результате устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и
недочеты следует устранить. Применение этой системы убеждает в том, что через зачет должны пройти все школьники, так как: – проверка знаний есть форма контроля учебной работы учащегося. Проверяются организация и методика его домашней самостоятельной работы, качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу, или иначе, качество усвоения программы; – проверка знаний есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков; – проверка знаний есть форма воспитания у учащихся навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется. – результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, поэтому освобождение от зачета повлечет за собой неравные условия для учащихся;
– проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание; – сильные ученики, уверенно владеющие опорными знаниями, быстро выполняют обязательный уровень и имеют возможность проявить себя в решении более сложных заданий и получить повышенную оценку. Данные рекомендации помогут при подготовке урока-зачета, если учитель предусмотрит
все трудности подготовки, то урок даст высокий результат учащихся. Для того чтобы эффективно оценить знания, умения и навыки учащихся нужно использовать различные методы проверки в целостности в виде зачетных уроков. Рассмотрев виды контроля входившие в зачетный урок, а также методику проведения, можно составить систему зачетных уроков по алгебре 8 класса. В следующей главе будет проведен эксперимент целью которого является: выявить зависимость качества
образования от зачетной формы контроля знаний на уроках алгебры в 8 классе. Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике в 8 классе 2.1 Анализ аналитической работы по подготовке к эксперименту Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся, не фиксируется проверка, а письменной проверкой за небольшое количество времени мы можем проверить знания всех учащихся, также фиксируется проверка и результаты, но не развиваем математическую речь и учащиеся не учатся выражать свои мысли. Поэтому проверку знаний эффективнее проводить в виде зачетных уроков.
В ходе работы было проведено анкетирование учителей математики (приложение 3): 1. Вековшинина О.В. – учитель математики высшей категории лицея №1 г. Кунгура, стаж работы 22 года, окончила Пермский педагогический институт. Ведет алгебру, геометрию, внеклассную математику с 6-9 класс, работает по традиционной системе с углубленной подготовкой математики по учебнику Мордковича А.Г. и
Атанасяна. 2. Соловьева Н.А. – учитель математики первой категории Уинской общеобразовательной школы, окончила Пермский педагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, алгебру, геометрию 7-9 класс, работает по традиционной системе, в своей работе использует различную методическую литературу, а также с мультимедийными средствами. 3. Воронкова Н.И. – учитель математики первой категории школы №10 г.
Кунгура, окончила Пермский педагогический институт. Преподает математику в 5 классах и алгебру с геометрией в 8 классах, работает по традиционной системе, используя учебники Мордковича А.Г. и Виленкина. 4. Гедровец Ж.Н. – учитель математики первой категории школы №16 г. Кунгура, окончила Пермский пелагогический институт.
Ведет математику в 5-6 классах, а также алгебру с геометрией с 7-11 класс. Работает по учебнику Виленкина, Мордковича А.Г. и Атанасяна. Цель анкеты состояла в том, чтобы узнать: – какими методами пользуются учителя при проверке знаний, умений учащихся; – пользуются или нет зачетной системой при проверке знаний, умений учащихся; – как относятся к урокам такого типа; – что видят положительного и отрицательного в этих уроках; – какие новые методы проверки известны; После анализа анкет было выявлено: – учителя считают, что контроль знаний является частью процесса обучения. Контроль повышает качество знаний, их систематизацию, создает основу для стимулирования деятельности учащихся; – к урокам такого типа относятся положительно, так как в зачетную систему входят различные методы контроля и за один или два урока можно проверить теорию и практику. Уроки такого типа развивают: математическую речь, память, внимание, мышление; – зачетной
системой пользуются мало, так как возникает много трудностей при подготовке уроков такого типа, а полной методики в литературе не встречали. Анализ анкетирования показал необходимость разработки зачетных уроков по алгебре за курс 8 класса, так как при проведении уроков такого типа идет комплексная проверка знаний, то есть включаются несколько методов контроля, а также повышается качество знаний учащихся. Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач по данной теме была проведена экспериментальная
работа, которая проходила в три этапа: 1 этап: Констатирующий эксперимент. Цель: выявить качество знаний 8а и 8б класса лицея №1 г. Кунгура. По темам: «Алгебраические дроби», «Квадратичная функция», «Квадратные уравнения», «Действительные числа». 2 этап: Формирующий эксперимент. Цель: разработать, провести и апробировать зачетные уроки в 8а классе. 3 этап: Контрольный эксперимент. Цель: выявить уровень знаний в 8а классе, в котором проходили
зачетные уроки и в 8б классе, который работал с практической частью зачетного урока. Исследование проходило на базе лицея №1 г. Кунгура. Были взяты два класса: 8а-экспериментальный, учитель математики высшей категории Вековшинина Ольга Вячеславовна и 8б-контрольный, учитель математики высшей категории Горбунова Надежда Сергеевна. Характеристика экспериментального 8а класса. Уроки алгебры и геометрии в данном классе преподает Вековшинина О.В обучаются 27 человек: 15 мальчиков и 12 девочек. Класс занимается по традиционной программе с углубленным изучением математики. Данный класс спокойный, трудолюбивый, отзывчивый, старательный, много различных наград в спортивных мероприятиях, интеллектуальных играх, внешкольных конкурсах.
На уроках активно обсуждают новую тему, решение заданий, особенно отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (Герасимов, Еремин, Сафонов, Мичкова, Окунева). Класс занимается по учебнику Мордковича А.Г в который входят учебник и задачник. Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются, лекции ведутся в отдельных тетрадях. Характеристика контрольного класса.
Уроки алгебры в данном классе преподает Горбунова Н.С обучаются 27 человек: 14 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной программе с углубленным изучением математики. Данный класс отличается от других невнимательностью на уроках, но активностью в школьных мероприятиях. Занимаются по учебнику Мордковича А.Г в который входят учебник и задачник.
На уроках отличаются особой активностью (Борисова, Еремин, Мальгин). Систематически проходит занимательная математика, которая идет по учебному плану в обязательном порядке. Проанализировав учебный план по алгебре 8 класса, учащиеся к концу учебного года должны: Знать: – тему: «Алгебраические дроби», то есть основные понятия, свойства алгебраических дробей, правила; – тему: «Квадратичная функция», то есть свойства функции, определение функции, графики
функций; – тему: «Квадратные уравнения», то есть основные понятия, алгоритмы, формулы, теоремы; – тему: «Действительные числа», то есть основные понятия, математическую символику, тождества. Уметь: – составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; – выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; – применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; – решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения; – решать текстовые задачи алгебраическим методом, а также решение задач, приводящих к квадратным и простейшим рациональным уравнениям; – находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком; – определять свойства функции по ее графику, применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
Понимать: – существо понятия математического доказательства, примеры доказательств; – существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов; – как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Эксперимент заключался в том, что при проведении зачетных уроков в одном из классов, а именно в 8а
лицея №1, улучшается рейтинг успеваемости, идет лучше подготовка к экзаменам, так как урок несет несколько функций: – готовим учащихся к сдаче экзамена в конце учебного года (приложение 4); – развиваем математическую речь, память, внимание; – готовим детей к сдаче ЕГЭ. 2.2 Апробация и описание эксперимента 1 этап: Констатирующий эксперимент. Был проведен в начале учебного года срезовый тест (приложение 5) по остаточным знаниям.
Если посмотреть на диаграмму (приложение 6), то видно, что успеваемость в 8а и 8б классе находиться на одном уровне. 2 этап: Формирующий эксперимент. Были разработаны и проведены в конце каждой четверти, как итоговая проверка знаний учащихся зачетные уроки в экспериментальном 8а классе. В контрольном 8б классе были проведены только контрольные работы, взятые из зачетных уроков. Анализ урока-зачета по теме: »Алгебраические дроби» (1-я четверть) Урок проводился в 8а классе (приложение 7). План урока: 1. Мини экзамен по определениям. 2. Математический диктант. 3. Устный счет. 4. Проверочная работа по карточкам. Первый этап урока. Мини экзамен по определениям. Учащиеся рассаживаются по одному за парту. Учитель диктует вопросы, а ребята записывают ответы на листочках.
В результате чего из 27 человек на «5»-59%, »4»-34%, »3»-7% (приложение 8). Преобладающая оценка «5», можно сделать вывод, что определения учащиеся знают хорошо. Второй этап урока. Математический диктант. Учащиеся получают карточку с вопросом, в течение 5 минут готовится: формулирует ответ на вопрос, подготавливает доказательство теоремы, вывод, затем отвечает устно. В результате чего из 27 человек на»5»-63%, «4»-37% (приложение 8).
С математическим диктантом ребята справились практически на отлично. Третий этап урока. Устный счет. Учащиеся делятся на два варианта, каждому выдается карточка с заданиями. В течение 15 минут решают задания. В итоге получили такие результаты: «5»-48%, «4»-45%, «3»-7% (приложение 9). Четвертый этап урока. Проверочная работа. Раздаются карточки с заданиями на 4 варианта, учащиеся в течение 15 минут решают и сдают работу. В результате, чего получили: «5»-55%, «4»-45% (приложение 9).
С проверочной работой ребята справились. Выделим положительные и отрицательные стороны урока: «+» «-« Урок построен методически грамотно: тема, цель, методы. не хватило времени для итога в конце урока Урок занимает главное место в разделе учебного курса. для лучших показателей, нужно провести коррекцию знаний, и обратить внимание на навыки устного счета, применение теории на практике. Четкое распределение времени на каждый этап урока. математическая речь того, кто принимал зачет. Контроль осуществлялся в разных формах. заранее не подготовили студентов для принятия зачета. Учащиеся доказывали теоремы устно, тем самым развивали математическую речь. Все задачи, поставленные на уроке были выполнены Осуществлялся индивидуальный подход. Использовалась взаимооценка учащихся. Все задачи, поставленные на уроке были выполнены. Мы видим из таблицы, что на уроке-зачете не только проверялись знания и умения учащихся, а также развивалась
речь, память, мышление. Таким образом, зачетный урок показал достаточный уровень знаний теоретического и практического материала учащихся (приложение 10). В 8б классе вместо зачетного урока проводилась только проверочная работа, такая же, как и в 8а. После проверки практической работы были получены следующие результаты: Оценка Количество человек % «5» 10 37% «4» 10 37% «3» 7 26%
Работа вызвала трудности, так как не было проверки теории и основных формул перед решением практической работы. Анализ урока-зачета по теме: «Квадратичная функция» (2-я четверть) Урок проводился в 8а классе (приложение 11). План урока: 1. Математический диктант. 2. Повторение свойств функции. 3. Контрольная работа. Первый этап урока. Математический диктант.
Учащиеся рассаживаются по одному за парту, каждому, дается карточка с вопросами, и в течение 15 минут учащиеся отвечают на вопросы письменно. Можно сделать вывод, что из 27 человек на «5» – 50%, «4» – 45%, «3» – 5%. Посмотрев на диаграмму (приложение 12) видно, что большинство учащихся с вопросами справились. Второй этап урока. Повторение свойств функции. Учащиеся распределяются на два варианта и каждому варианту, дается задание,
10 минут готовятся, затем отвечают. Этот этап урока дал такие результаты: «5» – 50%, «4» – 40%, «3» – 10%. По результатам (приложение 12), видно, что свойства функции учащиеся знают не очень хорошо, в связи с этим нужно повторить все пройденные свойства. Третий этап урока. Контрольная работа. Контрольная работа дается на один вариант, в течение 30 минут учащиеся решают и сдают работу. В итоге получены такие результаты: «5» – 55%, «4» – 45%. Практическая часть у учащихся затруднений не вызвала (приложение 12). Посмотрев на диаграмму (приложение 13) можно сказать, что практический материал усвоен хорошо, а теория вызвала затруднение. В связи с этим учителю рекомендуется провести работу по отработке и коррекции знаний учащихся, и обратить внимание на некоторые ее моменты, а именно: – повторить свойства функции; – закрепить знания по различным видам функции; – повторить, как задается функция.
При проведении зачетного урока были отмечены положительные стороны: – использовались различные формы работы; – были подобраны дополнительные задания; – студенты заранее подготовлены; – подготовлен заранее раздаточный материал. К недостаткам урока можно отнести: – в контрольной работе делать меньше заданий; – внимательно слушать ответы учащихся. В 8б классе вместо зачетного урока проводилась контрольная работа. После чего были получены такие результаты: Оценка
Количество человек % «5» 10 37% «4» 9 34% «3» 8 29% Работа вызвала затруднения, так как были не внимательны, плохо знали теорию. Анализ урока-зачета по теме: « Квадратные уравнения» ( 3-я четверть) Урок проводился в 8а классе (приложение 14). План урока. 1. Мини экзамен по определениям. 2. Решение теста.
3. Повторение формул, терминологический диктант. 4. Контрольная работа. Первый этап урока. Мини экзамен по определениям. Учащиеся распределяются на два варианта, каждому дается карточка с вопросами. Результаты первого этапа работы получились следующие: «5» – 70%, «4» – 30%. Из диаграммы (приложение 15) видно, что с мини экзаменом учащиеся справились.
Второй этап урока. Решение теста. Учащимся раздавался тест на два варианта. При проверке теста были получены следующие результаты: «5» – 60%, «4» – 35%, «3» – 5% (приложение 15). Большинство ошибок было допущено в 7 и 8 задании. Третий этап урока. Повторение формул, терминологический диктант. На этом этапе у учащихся проверялось знание формул и грамотного написания математических терминов. Работа дала 100% (приложение 16) результата работы. Четвертый этап урока. Контрольная работа. Последним этапом зачетного урока была контрольная работа. В итоге получили такие итоги: «5» – 70%, «4» – 25%, «3» – 5% (приложение 16). Работа не вызвала у учащихся затруднений. Результаты урока, показали, что теоретический материал по теме: «Квадратные уравнения» усвоен хорошо,
так как начитывались все лекции с подробным объяснением, также на каждом уроке повторялись все формулы и определения. С практикой учащиеся справились, так как с тестовой формой они знакомы, на практику отводились дополнительные часы, задания сложного характера решались на доске с полным объяснением. Урок прошел с методической стороны верно, в начале урока проведен инструктаж, учащиеся были правильно организованы на работу, использовались различные формы проведения, что позволило найти индивидуальный
подход к ученикам. На уроке не только проверялись знания, но и развивали математическую речь учащихся при доказательстве теорем, внимание при выполнении практической части, память пи проверке определений и формул. К недостаткам урока можно отнести: не был подобран дополнительный материал для, тех, кто решает быстрее всех. Таким образом, на зачетном уроке бы проверен весь материал по теме: «Квадратные уравнения». Учащиеся показали высокий уровень знаний (приложение 17).
В 8б классе была проведена контрольная работа, взятая из зачетного урока. В итоге: Оценка Количество человек % «5» 10 37% «4» 9 34% «3» 8 29% Урок-зачет по теме: «Действительные числа» (4-я четверть) Урок проходил в 8а классе (приложение 18). План урока. 1. Мини экзамен по определениям. 2. Математическая символика. 3. Контрольная работа. Первый этап урока. Мини экзамен по определениям. Учащиеся распределяются на два варианта, дается карточка с вопросами. В итоге получили: «5» – 88%, «4» – 12% (приложение 19). Учащиеся хорошо знают теоретический материал. Второй этап урока. Математическая символика. На этом этапе проверялась, на сколько учащиеся знают математическую символику,
в результате чего получили 100% результат (приложение 19). Третий этап урока. Контрольная работа. При проверки контрольной работы были получены следующие результаты: «5» – 75%, «4» – 20%, «3» – 5% (приложение 19). Диаграмма показала (приложение 20), что теоретический материал учащимися усвоен хорошо. Практическая часть вызвала затруднение у многих учащихся. В связи с этим учителю рекомендуется провести определенную работу по отработке и коррекции знаний учащихся,
и обратить внимание на некоторые ее моменты, а именно: – повторить определения по теме; – закрепить знания по решению упражнений различного рода. Таким образом, данный зачетный урок показал высокий уровень знаний теоретического и практического материала учащихся, выявил недочеты в работе по определенным моментам и определил пути их решения. При проведении зачетного урока были отмечены положительные стороны: – учащиеся были правильно организованы на работу; – продолжительная работа по формированию правильной математической
речи; – использовались различные формы проведения, что позволило найти индивидуальный подход к ученикам. К недостаткам можно отнести: – меньше заданий в контрольной работе; – объективно оценивать учеников. В 8б классе была проведена контрольная работа из зачетного урока. В итоге: Оценка Количество человек % «5» 11 41% «4» 7 25% «3» 9 34% 3 этап: Контрольный эксперимент. Была проведена в конце учебного года контрольная работа (приложение 21). Если посмотреть на диаграмму, то видно результаты в 8а классе выше, чем в 8б. Это можно объяснить тем, что 8а класс систематически готовили к зачетному уроку, то есть выдавались билеты, вопросы, которые учащиеся должны были выучить, готовясь к зачетному уроку. Так же зачетные уроки состояли из нескольких этапов: математический диктант, мини экзамен, терминологический диктант, контрольная работа, тест, проверочная работа по карточкам, что помогает эффективнее проверить
знания учащихся. При постоянном повторении материала 8а легче было написать контрольную работу. Данная работа доказала свою гипотезу: если на уроках алгебры в 8 классе систематически использовать зачетную форму контроля учебных достижений школьников, то это положительно скажется на качестве их знаний в данной предметной области. Заключение Проверка знаний, умений и навыков, учащихся от условий проверки знаний зависит, прежде всего, от качества и форм проверяемого материала.
В данной работе был рассмотрен урок-зачет как одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся. В последние годы в теории и практике обучения математике вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным. Из выше проделанной работы можно сделать вывод, что применение зачетной системы контроля положительно сказывается на качестве знаний в данной предметной области, так как: – проверка знаний есть форма закрепления,
обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков; – проверка знаний есть форма воспитания у учащихся навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется; – проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание; Работа носит исследовательский характер, выявление зависимости качества образования от зачетной формы контроля знаний на уроках алгебры в 8 классе, который включает анкетирование учителей математиков разных школ и экспериментальной части. Из работы можно сделать вывод, что в контрольном классе, котором не проводились зачетные уроки, знания
остались на прежнем уровне. В экспериментальном классе, котором были проведены ряд зачетных уроков, повысился уровень знаний. В ходе написания выпускной квалификационной работы по теме « Зачет как одна из форм контроля знаний учащихся по алгебре в 8 классе» были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала положительный результат. Таким образом, разнообразие форм проверки знаний и их сочетания в системе зачетного урока повышает
эффективность усвоения учащимися учебного материала, так как при этом не только проверяется уровень усвоения знаний, и формируются многие навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения. Выпускная квалификационная работа может стать методическим пособием для студентов Кунгурского педагогического училища, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков или преддипломной практики. А также ею могут воспользоваться учителя математики, преподающие
в средней школе, стремящиеся повысить уровень знаний на уроках алгебры, используя для этого зачетные уроки. Литература 1. Акимова, З.В. Зачет на каждом уроке / З.В.Акимова // Математика в школе. -1994. -№ 1. -С.10. 2. Арнольд, В.И. Математика и математическое образование в современном мире /В.И.Арнольд // Математическое образование, -1997. -№ 2. -С.20. 3. Бантова, М.А Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математик в начальных классах /под ред. М.А.Бантовой. -3-е изд испр. -М.:Просвещение, 2000. -С. 154. 4. Батурина, Г.И Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учеб.пособие для студ. сред.пед.уч.заведений /Г.И.Батурина. -М.:Изд.центр «Академия», 1999, -С. 154-155. 5. Бигельдинова, Б.Н. Взаимопроверки на уроках математики /Б.
Н.Бигельдинова// Математика. -2001. -№ 10. -С.27-32. 6. Блинова, А.И. и др. Система тестов для математических классов /А.И.Блинова // Математика. -2002. -№ 13. -С. 13-15. 7. Богоявленский, Д.Н Меченская, Н.А. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский. -М.: Изд-во АПНРСФСР, 1999. -С.345. 8.
Быков, А.В. О технологии проведения зачетного урока / А.В.Быков // Математика в школе. -1998. -№ 5. -С.16. 9. Воскерчин, М.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников /М.И.Воскерчин. -М.: Сов.педагогика, 2000. -534с. 10. Генкин, Г.З. Тематический контроль по планиметрии:
Методические рекомендации /Г.З.Генкин М 1993 С.34. 11.Жохов, В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. Методические рекомендации для учителя / В.И.Жохов. -М.: Мнемозина, 2000. -С.43 5. 12.3аруцкая, С. Обобщающее повторение / С.Заруцкая // Начальная школа. -2000 № 13 С.5. 13.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока /
Ю.Б.Зотов. -М.: Просвещение, 2001. -С.102. 14.Иванова, Т. Примерное тематическое планирование / Т.Иванова // Математика. -2000. -№ 29, -С.1-20. 15.Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / сост. А.В.Соколова. В.В.Пикан, В.А.Оганесян. -М.:Просвещение, 1999 С.45. 16.Кабанова-
Меллер, Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников /Е.Н. Кабанова-Меллер М.: Изд-во АПНРСФСР, 1999 С.65. 17.Каменина, И.П Ордынкина. И.С. Качественный анализ проверки знаний / И.П.Каменина // Начальная школа. -2000. -№ 10. -С.95. 18. Каршакова, Л.Б Чуйкова, Н.В. Московское математическое общество о перспективах школьного курса /Л.Б.Каршакова // Математика в школе. -2001 № 13 С.13 19.Кобзева, А. Использование зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний/А.Кобзева //Математика. -1999. -№ 18. -С.13-14. 20.Мартынова, Г. Применение нестандартных уроков в обучении математики /Г.Мартынова // Математика. -2001. -№ 25. -С.30-32. 21.Минина,
Л. Тестовые задания /Л.Минина // Математика. -2001. -№ 29. С.5. 22.Никитина, В. Тематические зачеты /В.Никитина // Математика. -2001. -№10. -С.27-32. 23.Портнов, М.Л. Уроки начинающего учителя /М.Л.Портнов // Математика 2002. -№ 7. -С.5. 24.Сухарский, А. Тематический контроль /А.Сухарский //
Народное образование. -1999. -№ 12. -С.57. 25-Селевко, Г.К. Современные познавательные технологии /Г.К.Селевко. М.: 1998. 26-Темербекова, А.А. Методика преподавания математики /А.А.Темербекова М.:2003 С.11б Приложение 1 Сравнение устной и письменной проверки. Устная проверка Письменная работа «+» «-« Развивается математическая речь
Не развивается математическая речь Умение выражать и высказывать свою мысль Не выражают свои мысли «-« «+» Нельзя проверить всех учащихся За небольшое количество времени можно проверить знания всех учащихся Не фиксируется проверка Фиксируются проверка и результаты Приложение 2 Контроль и оценка результатов обучения в школе
Письмо Мин. общего и проф. образования от 19.11.98г. Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения. 1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в школе. Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом
за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомлённости школьника, сформированности познавательной, эмоциональной
и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимся знаний – умений -навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счёте, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это даёт основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдалённой перспективах, внесение необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота
и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать,
какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо формировать. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и
тревожности. Правильный организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции деятельности по проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов
педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные
пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и стороны ведомого. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что-то я делаю не так », «что нужно сделать, чтобы ») и осуществить корректировку
учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися. 2. Виды контроля результатов обучения. Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к ещё не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности
учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля: 1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку; 2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; 3) возможность получения более высокой оценки своих знаний.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за опре