Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства в системе транспорта

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1. Задачи бухгалтерского учетадеятельности субъектов малого предпринимательства в системе транспорта. 4
2. Методология и постановка учетадеятельности субъектов малого предпринимательства в системе транспорта. 11
Заключение… 26
Список использованной литературы… 27
Введение
В условиях рыночной экономики в период предоставлениясамостоятельности организациям резко возросла роль бухгалтерского учета, как уникальногоисточника для принятия обоснованных управленческих решений в достижении цели организации.Для достоверной оценки ее финансового и имущественного положения передбухгалтерским учетом стоят задачи формирования достоверных данных для расчетапоказателей деятельности организации, а также обеспечения этой информациейвнутренних и внешних показателей. Одним из крупных разделов бухгалтерскогоучета хозяйственной деятельности организации является учет основных средств,которые составляют важную часть материально-технической базы организации.
Основные средства представляют собой материализациюкапитальных вложений. Задача использования производственных фондов — обеспечитьнепрерывность производства, поэтому они и называются производственными.Проблема эта несет две стороны. Первая связана с уменьшением массы потребленныхв процессе производства средств производства; Вторая – с уменьшениемавансированных для производственно – хозяйственной деятельности фондов. Общаясумма потребленных производственных фондов за анализируемый периодсоответствует затратам средств труда (амортизация) и предметов труда на выпускпродукции. Авансированная сумма производственных фондов — это такая из сумма,которая обеспечивает одновременное пребывание производственных фондов во всехсвоих натуральных формах и на всех стадиях хозяйственной деятельности.
Увеличение основных производственных фондов, повышение фондообеспеченностиорганизаций способствует росту производительности труда и увеличениюпроизводства продукции. Темпы роста, эффективность использования иоборачиваемость основных производственных фондов – факторы, влияющие на уровеньрентабельности и финансовое состояние организации. Для организации небезразлично, сколько собственных средств вложено в основные фонды. Всовременных условиях увеличивается маневренность организаций в отношениисоздания и использования средств труда, повышается роль кредита в формированииосновных средств. Экономический кризис 90-х годов в РФ привел к тому, чтосильно осложнилась ситуация, складывающаяся в сфере накопления основногокапитала, ибо масштабы и характер инвестиционных процессов в существенной мере,определяют не только размеры и темпы производства, но и важнейшие структурныепропорции в экономике. Возросшие и продолжающие расти издержки производства,высокие нормы процента на судный капитал и неуверенность в дальнейших перспективах,усилившаяся нестабильность на мировых рынках, значительно повысили степеньриска для инвесторов и осложнили реализацию программы капиталовложений.
/>1. Задачибухгалтерского учета/> деятельности субъектовмалого/> предпринимательства в системе транспорта 
Субъектами малого предпринимательства являются предприятия счисленностью занятых до 250 человек. Законодательная и нормативная базыразвития и совершенствования малого предпринимательства являютсяосновополагающими для решения политических, экономических (в том числе ифинансовых), социальных и других вопросов становления малого бизнеса в нашейстране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести вопросыучета и налогообложения субъектов малого предпринимательства. Известно, чтовопросы методологии учета на малых предприятиях решались и до 1995 года.Например, Минфином СССР 2 июля 1991 г. письмом № 40 были распространены Рекомендациипо ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малыхпредприятиях. На протяжении многих лет ведущим специалистом в областибухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса является ВолковН.Г. (бывший заместитель нач. Управления методологии бух. учета и отчетностиМинфина РФ). Поэтому, как один из главных методологов в области бухгалтерскогоучета, он является автором многих публикаций в этой области.
Анализируя и обобщая документы Минфина и публикацииметодологов в области бухгалтерского учета малого бизнеса, можно сформулироватьзадачи субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:
— совершенствование законодательной и нормативной базы
— унификация и упрощение учетных регистров
— упрощение рабочего плана счетов
-совершенствование документооборота и минимизация количествабухгалтерских документов (форм учета)
— сокращение форм отчетности
-упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключениястатей, не являющихся значительно информативными для государственных органов.
— значительно упростить налогообложение, что позволитустранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетамналогов. [1]
Это есть основные задачи, которые являются наиболееактуальными в настоящее время.
Разумеется, задач значительно больше и они глубже, так какнеобходимо, прежде всего, исходить из общих задач реформирования бухгалтерскогоучета в нашей стране. Как известно, ведущими специалистами в области учета иналогообложения такая работа в настоящее время проводится. Например, с 1998года Минфином РФ готовятся документы системы нормативного регулированиябухгалтерского учета в связи с переходом отечественной практики организации иведения бухгалтерского учета на принципы, заложенные в международных стандартахфинансовой отчетности. Эти документы вводятся, начиная с 1 января 1999 г., иимеют 3 уровня:
I уровень документов — это законодательный. К ним относятсяФедеральные Законы, Указы Президента, постановления Правительства, ГражданскийКодекс РФ. Основополагающим является Федеральный закон «О бухгалтерскомучете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.
II уровень документов — положения Минфина РФ, которыеявляются нормативными стандартами (ПБУ)
III уровень документов — это методические указания, приказы,письма Минфина и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросамибухгалтерского учета.
На особый уровень выделен IV уровень документов — эторабочие документы предприятия, определяющие его учетную политику вметодическом, организационном и технических направлениях.
Важной проблемой является не только формулировка задачибухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства всистеме транспорта, а и проблема их решения, реализация задач.
В настоящее время эти проблемы нельзя называть решенными, ноони в той или иной мере решаются. Рассмотрим их решение по отдельным позициям:
1. Согласно п.2 Типовых рекомендаций единые методологическиеосновы и правила, которыми следует руководствоваться малым предприятиям приорганизации и ведении бухгалтерского учета, установлены Федеральным законом №129-ФЗ, согласно которому (п.3 Типовых рекомендаций) руководитель МП, накоторого возложена ответственность за организацию бухучета и соблюдениезаконодательства, может в зависимости от объема учетной работы вестибухгалтерский учет лично. Данная норма отсутствует в прежнем Положении обухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденная. ПриказомМинфина РФ 01 26 12 94 № 170, и в прежних Указаниях. Кроме того, руководитель,как и прежде, может создать бухгалтерскую службу как структурное подразделениево главе с главным бухгалтером. [2]
Ввести в штат должность главного бухгалтера.
Передать ведение бухгалтерского учета специализированнойорганизации или бухгалтеру-специалисту на договорных началах.
В соответствии с типовыми рекомендациями малые предприятиямогут применять для документирования хозяйственных операций следующие формы:
а) формы, содержащиеся в альбомах унифицированных формпервичной учетной документации
б) ведомственные формы
в) самостоятельно разработанные формы, содержащиесоответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным Законом №129-ФЗ.
Применение упрощенной формы бухгалтерского учетарекомендуется Типовыми рекомендациями малым предприятиям с простымтехнологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказанияуслуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц, а не 300, какранее (отметим, что при численности 5 человек только по начислению заработнойплаты и соответствующих налогов и взносов в фонды бухгалтеру за месяц предстоитсделать 21 проводку). При этом МП предлагается разрабатывать собственныйрабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций на основетипового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностипредприятий. Рабочий План счетов утверждается при принятии учетной политики.
В примерный рабочий план счетов, рекомендованный типовымирекомендациями, введен счет 83 ” Добавочный капитал”, чего не было впредыдущих Указаниях. Также переименован счет 88 «Фонды специальногоназначения».
— в счет «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)»
— в раздел «Капиталы и резервы».
Малым предприятиям, использующим упрощенную формубухгалтерского учета, Типовыми рекомендациями предложен следующий порядокотражения основных хозяйственных операций на основе рабочего Плана счетов.
Учет основных средств и нематериальных активов ведется насчете 01 обособленно, на отдельных субсчетах Амортизационные отчисления пообъектам основных средств, а также по объектам нематериальных активовотражаются на счете 02. Суммы амортизации основных средств определяются погодовому расчету исходя из применяемых малым предприятием:
— способов начисления.
— норм амортизации, утвержденных в установленном порядке.
— первоначальной (восстановительной) стоимости основныхсредств.
Отметим, что согласно п.4.2. ПБУ 6/97 «Учет основныхсредств», утв. Приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65 н, начиная с 1 января1998 г. амортизация основных средств начисляется организациями (в т. ч. малымипредприятиями) одним из 4 способов:
— линейным способом.
— способом уменьшения остатка.
— способом списания стоимости по сумме чисел лет срокаполезного использования.
— способом списания стоимости пропорционально объемупродукции (работ).
Выбранный способ указывается организацией в учетной политикена текущий финансовый год. Однако не следует забывать, что в соответствии сподп. «х» п.2 Положения о составе затрат по производству и реализациипродукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложенииприбыли, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от11.09.98), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационныеотчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам,утвержденным в установленном порядке. В настоящее время продолжают действоватьЕдиные нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основныхфондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 №1072. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на сумму излишненачисленных амортизационных отчислений, исходя из применяемого малымпредприятием с 1 января 1999 г. способа начисления, необходимо при составленииналоговой отчетности скорректировать сумму налогооблагаемой прибыли (Справка опорядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога офактической прибыли», строка 4.23). [3]
Наряду с линейным способом начисления амортизации малоепредприятие, как и раньше, может списывать дополнительно в формеамортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основныхсредств со сроком службы более 3 лет.
При выбытии основных средств малое предприятие, применяющееупрощенную форму бухучета, списывает их стоимость через счет 02, как и былоранее рекомендовано Указаниями. Однако Типовыми рекомендациями сделаноследующее уточнение: «В случае продажи объекта основных средств выручка отреализации относится на кредит счета 99 „Прибыли и убытки“». Вто же время этот документ не содержит рекомендаций по отражению выявленного прибезвозмездной передаче основных средств финансового результата на счетахсобственных источников малого предприятия.
Учет капитальных вложений и производственных запасов. Учеткапитальных вложений Типовыми рекомендациями и Указаниями рекомендовано вести сприменением счета 08 «Капитальные вложения»: по дебету счета 08 скредита счета 01 (51, 52, 90 и др.) отражаются расходы по строительству илиприобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков иподрядчиков, а по кредиту счета 08 в дебет счета 01 списываются учтенныезатраты.
На счете 10 «Материалы» малыми предприятиямиучитываются производственные запасы. Учет материалов рекомендовано вести пометоду средневзвешенной себестоимости.
Хотелось бы напомнить, что с 1 января 1999 г. при учетепроизводственных запасов малым предприятиям следует руководствоватьсяПоложением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственныхзапасов» ПБУ 5/98, утв. Приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25 н.
Учет затрат, связанных с производством и реализациейпродукции (работ, услуг), осуществляется малым Предприятием с использованиемсчета 20 «Основное производство». В этом счете малыми предприятиямиучитываются все затраты по их видам (оплата труда, материалы, амортизация идр.), по объектам учета которыми могут быть затраты в целом по предприятию, повидам продукции (работам, услугам), местам производства, лицам, ответственнымза производство, и т.п. Общехозяйственные расходы малое предприятие можетсписывать ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ,услуг) при наличии условно-постоянных расходов.
Учет готовой продукции, товаров и реализации продукции(работ, услуг). Учет готовой продукции и товаров (счета 40,41) ведется малымипредприятиями на счете 41 «Товары» Причем товары, приобретаемые дляпродажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения (разд IIIПБУ 5/9) с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешеннойсебестоимости. [4]
Учет реализации продукции (работ, услуг) и другогоимущества, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляетсямалыми предприятиями на счете 90 «Продажи».
Учет дебиторской и кредиторской задолженности малымпредприятиям рекомендуется вести в развернутом виде на счете 76 «Расчеты сразными дебиторами и кредиторами». Отметим, что для аналитического учетаорганизации к счету 76 следует открыть соответствующие субсчета.
Все финансовые вложения учитываются малыми предприятиями насчете 58 «Финансовые вложения» с разбивкой в аналитическом учете надолгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года).
Учет финансовых результатов и их использование Согласно п.18Типовых рекомендаций финансовые результаты и их использование, отражаемые насчете, могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли иубытки» с открытием на счете 99 субсчета «Использованиеприбыли». В течение года малыми предприятиями делаются записи: по кредитусчета с нарастающим итогом показывается прибыль, а по дебету — ееиспользование.
По завершении года на дату составления бухгалтерскойотчетности в бухгалтерском учете на суммы использованной прибыли производитсяуменьшение прибыли, а полученная сумма перечисляется на счет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» В бухгалтерскойотчетности малого предприятия отражается нераспределенная сумма прибыли илинепокрытый убыток отчетного года.
Учитываемые ранее малыми предприятиями, согласно предыдущимУказаниям, на счете «Фонды специального назначения» суммы от дооценкиимущества, стоимость безвозмездно получаемого имущества и тому подобныеизменения имущественного состояния теперь в соответствии с Типовымирекомендациями отражаются на соответствующих субсчетах счета 83«Добавочный капитал». [5]
 2. Методология и постановка учета деятельностисубъектов малого предпринимательства в системе транспорта
Малому предприятию (МП) рекомендуется вести бухгалтерскийучет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета (всоответствии о Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета длясубъектов малого предпринимательства):
— единой журнально-ордерной формы счетоводства дляпредприятий
— журнально-ордерной формы счетоводства для небольшихпредприятий и хозяйственных организаций
— упрощенной формы бухучета.11ри ном М11 самостоятельновыбирает форму бухучета из утвержденных соответствующими органами.
Бухгалтерский учет малых предприятий, применяющих журнально-ордерную форму учета. [6]
Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности иприменению регистров бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 22.12.95 № 131малому предприятию рекомендовано вести бухгалтерский учет с применением единойжурнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 0803.60 № 63 (п.1.6. Указаний) Эти журналы-ордера громоздки, для их заполнениятребуются значительные затраты ручного труда счетных работников.
В связи с этим проф. Черником И.С. разработаны ирекомендуются для применения малыми предприятиями журналы-ордера упрощеннойформы с накоплением в них месячных кредитовых и дебетовых оборотов.
Они открываются и ведутся по каждому счету бухгалтерскогоучета и построены следующим образом: в верхней части журнала-ордера по каждойхозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счета с указаниемкорреспондирующих счетов по дебету; в нижней части — в разрезе номеровжурналов-ордеров указываются обороты по дебету счета с указаниемкорреспондирующих счетов и оборотов по кредиту.
Количество журналов — ордеров определяется рабочим планомсчетов организации.
Месячные итоговые данные журналов-ордеров переносятся вГлавную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена однастрока.
Счета в Главной книге открыты в последовательном порядкеномеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета.Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимнойпроверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и длясоставления отчетного баланса.
Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутуюкорреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.
Значение Главной книги еще и в том, что она позволяетустановить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь междусчетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения вбухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, засоблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовойкорреспонденции счетов.
Главным недостатком журнально-ордерной формы учета, на нашвзгляд, является ее неэффективность для автоматизации, так как из-замногографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объёмэкраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.
Применение журнально-ордерной формы учета значительноупрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводитсяколичество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерныхведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.
Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главнойкниги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдениемспособа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетовГлавной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главнойкниги. Некоторые бухгалтеры считают, что поэтому отпадает надобность всоставлении оборотной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговыеданные Главной книги в баланс.
Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива вэтом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильностисделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не толькооборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетическогоучета
И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости,учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерскийбаланс и другие формы отчетов.
Методология бухгалтерского учета в
малых предприятиях в системетранспорта, применяющих упрощенные формы учетных регистров.
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием(МП) может вестись по:
— простой форме бухучета (без использования регистровбухучета имущества МП)
— форме бухучета с использованием регистров бухучетаимущества МП.
Простая форма бухгалтерского учета.
Малые предприятия, совершающие незначительное количествохозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), неосуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратамиматериальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрациитолько в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем- Книга) по форме № К-1.
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда сработниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести такжеведомость учета заработной платы по форме № В-8.
Книга (форма № К-1) является регистром аналитического исинтетического учета, на основании которого можно определить наличие имуществаи денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определеннуюдату и составить бухгалтерскую отчетность. [7]
Книга является комбинированным регистром бухгалтерскогоучета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счетаи позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом онадолжна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующихстатей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости,открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учетаопераций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весьотчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. Напоследней странице записывается число содержащихся в ней страниц, котороезаверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного заведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печатималого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетногопериода (начало деятельности предприятия) По каждому виду имущества,обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе 3 «Содержание операций» записываетсямесяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основаниикаждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этогомесяца.
При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной вКниге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записиодновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учетасоответствующих видов имущества и источников их приобретения.
В течение месяца на счете 20 «Основноепроизводство» в графе «Затраты на производство — дебет»собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершениимесяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяцапродукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Реализация»с отражением соответственно в графах Книги «Затраты на производство — кредит» и «Реализация — дебет», при этом в графе 3 Книги«Содержание операции» делается запись — «Списаны затраты напроизводство реализованной про-дукции».
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг)выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация — кредит», и оборотом по графе «Реализация — дебет».
Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:
в графе 3 делается запись «Финансовый результат замесяц»
в графах «Сумма», «Реализация — дебет»(если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование — кредит» или«Реализация — кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ееиспользование — дебет» показывается сумма финансового результата за месяц.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотовпо дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должныбыть равны итогу средств, показанному по графе 4.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотовсредств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо покаждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета сиспользованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Транспортное предприятие, осуществляющее производствопродукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственныхопераций следующие регистры бухгалтерского учета:
Ведомость учета основных средств, начисленныхамортизационных отчислений — форма № В-1.
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а такжеНДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2
Ведомость учета затрат на производство — форма № 3
Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № 4
Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5
Ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата)
Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6
Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7
Ведомость учета оплаты труда — форма № В-8
Ведомость (шахматная) — форма № В-9
Каждая ведомость, как правило, применяется для учетаопераций по одному из используемых бухгалтерских счетов. [8]
Сумма по любой операции записывается одновременно в двухведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (вграфе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредитукорреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. Иобеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующихоперацию) делается запись на основании форм первичной учетной документации осути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться ссоответствующими данными первичных документов, на основании которых былипроизведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в которомони заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. Вконце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами,производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям,относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учетаотчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).
Обе формы лишь условно считаются простыми. Их заполненияявляется достаточно трудоемким процессом при ведении учета ручным (неавтоматизированным) способом.
При принятии решения транспортным предприятием при учетедоходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактовхозяйственной деятельности и использовании кассового метода учета следуетучитывать следующее.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции,работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только вчасти оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда,начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.
При использовании транспортным предприятием кассового методаучета доходов и расходов по дебету счета 41 «Товары» обособленноотражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическаясебестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг).
При поступлении денежных средств дебетуются счета учетаденежных средств в корреспонденции с кредитом счета 90 «Реализация»,а в случае выполнения обязательств иным способом (договор мены, зачет взаимнойзадолженности и т п) дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» в корреспонденции со счетом 90 «Реализация».
Основным учётным регистром при этом методе учёта является«Книга учёта доходов и расходов»
В графе 4 этой книги «Доходы» раздела 1«Доходы и расходы» отражаются все поступления субъекту выручки,полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малогопредпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходовв виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходоввключаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в видефинансовой помощи. [9]
В графе 6 «Расходы» раздела 1 «Доходы ирасходы» отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в пункте 2статьи 3 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учетаи отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 указанногоФедерального закона вычитаются из валовой выручки:
— стоимость использованных в процессе производства товаров(работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров,топлива. Стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета налогана добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений,уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услугтоварных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы затранспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями
— эксплуатационные расходы — расходы на содержание иэксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений,помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности
— стоимость текущего ремонта — затраты на текущий ремонтоборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений,используемых для производственной и коммерческой деятельности
затраты на аренду помещений, используемых дляпроизводственной и коммерческой деятельности
— затраты на аренду транспортных средств К транспортнымсредствам, в частности, относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушныеи прочие транспортные средства, используемые для производственной икоммерческой деятельности
— расходы на уплату процентов за пользование кредитнымиресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центральногобанка Российской Федерации плюс три процента).
— стоимость оказанных услуг.
— сумма налога на добавленную стоимость, уплаченнаяпоставщиком.
— отчисления в государственные социальные внебюджетныефонды.
— уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины илицензионные сборы.
В графе 7 показываются затраты, не предусмотренные в пункте2 статьи 3 указанного Федерального закона, в частности расходы на оплату труда,амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активом ималоценным и быстроизнашивающимся предметам.
При заполнении раздела II «Расчет совокупногодохода» следует учитывать, что по строке «Валовая выручки»отражается сумма, начисленная на основе данных графы «Доходы» разделаI в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона, а по строке 6«Расходы» — сумма вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 3Федерального закона
Особенности бухгалтерского учета при переходе на уплатуединого налога. [10]
Федеральный закон от 29 12 95 № 222-ФЗ «Об упрощеннойсистеме налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства» не обеспечивал в должной мере решения задачи наиболееполного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малыхпредприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгамибез кассовых аппаратов и др.) не позволяли налоговым органам должным образом ихконтролировать, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода отуплаты налогов для развития теневого бизнеса. В связи с этим и было приняторешение о введении особого режима налогообложения отдельных предприятий ипредпринимателей, связанного с установлением так называемого вмененного доходаЭто решение имеет целью, с одной стороны, увеличить налоговые поступления, а сдругой — упростить процедуру расчета и сбора налогов.
Принципиальным отличием особого режима налогообложения спомощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частныхпредприятий, в т ч и введенной в конце 1995 г упрощенной системыналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объектуобложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетнымпутем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных идругих условиях При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающемуперечню формальных и легкопроверяемых, в первую очередь физических показателейдеятельности отдельных категорий налогоплательщиков
Весьма важно подчеркнуть, что с переводом отдельныхкатегорий предприятий и организаций на единый налог в значительной степениснижается их зависимость от субъективизма налоговых органов, чему в немалойстепени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода,независимые от мнения тех или иных должностных лиц
Введение единого налога на вмененный доход позволяет такжеболее полно определить налоговые поступления при утверждении бюджетов разныхуровней на финансовый год
Все юридические и физические лица, подпадающие подопределенные критерии, обязаны перейти на уплату единого налога вне зависимостиот их желания Исключение сделано только лишь для общественных организацийинвалидов, их региональных территориальных организаций, а также дляорганизаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественныхорганизаций инвалидов, и, кроме того, для предприятий и учреждений, единымсобственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.Этим налогоплательщикам предоставлено право добровольного перехода на уплатуединого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
Переход на уплату единого налога не освобождаетналогоплательщика от обязанности вести учет своих доходов и расходов, а такжесоблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций, а также отобязанностей, установленных действующими нормативными актами РоссийскойФедерации, по предоставлению в налоговые и иные государственные органыбухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Форма отчетности поединому Налогу устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В том случае, если налогоплательщик осуществляет нескольковидов деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога, то учетдоходов и расходов должен вестись раздельно по каждому виду деятельности.
Если налогоплательщики осуществляют наряду с деятельностьюна основе свидетельства об уплате единого налога также и инуюпредпринимательскую деятельность, то они обязаны вести раздельный бухгалтерскийедеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенныхвидов деятельности». Таким образом, законодательство установилообязательность перехода на единый налог на вмененный доход по тем видам деятельности,которые подпадают под действие Федерального закона.
Документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единогоналога, является свидетельство об уплате единого налога, которое выдаетсяналоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика Свидетельствовыдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня обращенияналогоплательщика в налоговую инспекцию.
При этом установлено, что на каждый вид деятельностивыдается отдельное свидетельство Налогоплательщикам, осуществляющимпредпринимательскую деятельность в двух и более отдельно расположенных местахна основании свидетельства (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельствовыдается на каждое из таких мест
Для организаций, имеющих филиалы или представительства,расположенные на территории субъекта РФ, свидетельства об уплате единого налогадолжны быть выданы по каждому филиалу или подразделению
При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр,который хранится в налоговом органе При этом законодательство не допускаетиспользования при осуществлении предпринимательской деятельности любых копийсвидетельства (в т ч нотариально удостоверенных)
В свидетельстве в соответствии с Федеральным законом «Оедином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» иПостановлением Правительства РФ от 03 09 98 № 1028 «Об утверждении формысвидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенныхвидов деятельности» указываются наименование организации или фамилия, имя,отчество налогоплательщика, вид или виды осуществляемой им деятельности, местоего нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов,открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому видудеятельности, сумма единого налога, физические показатели, характеризующиеосуществляемою им предпринимательскую деятельность, показатели базовойдоходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности,используемых при исчислении суммы единого налога. [11]
Свидетельство выдается на период, за которыйналогоплательщик произвел уплату единого налога.
На свидетельство распространяются правила обращения сдокументами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актамиРоссийской Федерации. При этом предусмотрено, что при утрате свидетельства ононе подлежит возобновлению В таком случае на оставшийся период налогоплательщикувыдается новое Свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного».Плата за новое свидетельство не должна составлять более 20% стоимостисвидетельства на оставшийся период
При повторной утрате свидетельства оно может бытьприобретено налогоплательщиком за 100% стоимости на оставшийся период.
В настоящее время нет прямых указаний Минфина РФ, какуюформу бухгалтерского учета применять тому или иному предприятию. Например, вновом «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации» в разделе «Регистры бухгалтерскогоучета» есть запись: «Формы регистров бухгалтерского учетаразрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации,органами, которым федеральными законами предоставлено право регулированиябухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти,организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерскогоучета». Таким образом, речь идет о формах регистров, которые рекомендуютсяи не более.
Существуют «Рекомендации по применению учетныхрегистров бухгалтерского учета на предприятиях» (Письмо Минфина РФ № 59 от24.07.92 г) и «Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности иприменению регистров бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства» (утв. Приказом Минфина РФ № 131 от 22.12.95 г).Однако, хотя второй документ звучит как «указание», применение тойили иной формы бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. Вместе стем, при проверке предприятий налоговыми органами, возникают со стороныналоговых служб замечания и пожелания соблюдения обязательности рекомендуемыхМинфином РФ форм учета. [12]
Нам представляется, что бухгалтерский учет, с точки зренияего организации и отражения в учетных регистрах, должен быть максимальноупрощен.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется заквартал, полугодие, 9 месяцев и год в адреса и сроки в соответствии суказанными документами.
День представления малыми предприятиями бухгалтерскойотчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактическойпередачи по принадлежности.
Таким образом, стратегия программы реформированиябухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовойотчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от6.03.98 № 283, поэтапно реализуется. Это нашло отражение в последних документахМинфина России и касается кроме прочих и малых предприятий.
Заключение
Становление и развитие транспортных предприятий являетсяактуальной и перспективной проблемой в нашей стране и за рубежом. В этойпроблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Срединих, на наш взгляд, важными являются вопросы учета, отчетности,налогообложения. Поэтому, учитывая актуальность проблемы, в работе обобщены,определенным образом проанализирован материал по этой проблеме, даны оценки.
Отмечается большим положительным решением принятие«Федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы». Однако,даже весьма поверхностный анализ этой программы свидетельствует о том, чтонекоторые решения имеют недостаточную проработку. По всей вероятности,проработка будет осуществляться в рабочем порядке.
Разумеется, в рамках настоящей работы нами сформулированылишь наиболее общие, основные задачи. Глубокая и детальная проработка всехпоставленных нами задач должна осуществляться совместными усилиями теоретиков ипрактиков бухгалтерского учета и налогообложения.
В работе обобщен официальный и практический материал по:
— бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющихжурнально-ордерную форму учета
— бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющихупрощенные формы учетных регистров
— бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих другиеформы (варианты) упрощенной системы, в том числе:
1) при кассовом методе учета доходов и расходов
2) при переходе на уплату единого налога.
Список использованной литературы
1. Теория бухгалтерского учета: под ред. профессора ЛюбушинаН.П. -М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.
2. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Под ред.Е.А. Музиковского — М. Юрист, 2001
3. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерскийучет: Учебник. — М. Юрист, 2002
4.Р.А. Алборов ”Основы бухгалтерского учета” — М.:Издательство ”Дело и сервис”, 2002.
5. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю.А.Бабаева — М.: Юнити-Дана, 2002.
6. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. — М.:Андросов, 2000.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа:Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы, 2001.
8. Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. Безруких П.С. — 2-еизд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 1999.
9. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условияхрынка: система «директ-костинг». Теория и практика. — М.: Финансы истатистика, 2001.
11. Палий В.Ф., Соклов Я.В. Теория бухгалтерского учета. –М.: Финансы и статистика, 2002.