Задачи физической культуры и спорта

СодержаниеВведениеГлава 1. Задачи физической культуры
Глава 2. Функции и задачи спорта
Заключение
Список литературы

Введение
 
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые емув трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса,например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действияначали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились вфизические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнениязначительно расширило сферу их воздействия цна человека, и в первую очередь вплане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционногоразвития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовкедостигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зреломвозрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Такимобразом, осознание человечеством явления упражняемости и важности такназываемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связимежду ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формыорганизованного физического воспитания возникли в Древней Греции в видеспециального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть доНовейшей истории они оставались достоянием немногих представителейпривилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.
Цель данной работы –исследование задач, решаемых средствами физической культуры.
Задачи:
1)        рассмотретьзадачи физической культуры;
2)        изучить функции изадачи спорта.

Глава 1. Задачифизической культуры
Цельюфизического воспитания является оптимизация физического развития человека,всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств исвязанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственныхкачеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этойоснове подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другимвидам деятельности.
Для тогочтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решаетсякомплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которыеотражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развитиявоспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченныхрезультатов.
Кспецифическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачипо оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решениезадач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
—оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
—укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
—совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
—многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Всестороннееразвитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкаявозможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяетиспользовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразныхтрудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровьенаселения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправноеусловие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкогоздоровья и хорошего развития физиологических систем организма может бытьдостигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты,выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствованиетелосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаютсяна базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательныхспособностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному,неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматриваеткоррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки,пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействиесохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечениетелесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает вопределенной мере совершенство функций организма человека.
Физическоевоспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физическихспособностей, продлевая тем самым работоспособность людей.
Кспециальным образовательным задачам относят:
—формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
—формирование спортивных двигательных умений и навыков.
—приобретение базовых знаний научно-практического характера.
Физическиекачества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если онобучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируютсядвигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относитсявозможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой,оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так,непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания,передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивногохарактера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры вфутбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыковразвивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числетрудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек,тем легче осваиваются им новые формы движений.
Передачаобучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение иуглубление также являются важными задачами физического воспитания. К нимотносятся знания: сущности физической культуры, ее значения для личности иобщества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формированиядвигательных умений и навыков; техники физических упражнений, ее значения иоснов применения; укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.
Повышениефизкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру испорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения вфизкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно изпервостепенных значений.
Кобщепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачивыдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые.Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств,поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторнойфункции.
Высоконравственноеповедение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанныев процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелостьи другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, впроизводственную, военную и бытовую обстановку.
Впроцессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированиюэтических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало иразвитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физическоговоспитания эффективно решать и ити задачи.
Общепедагогическиезадачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификойизбранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цельфизического воспитания может быть достигнута при условии решения всех егозадач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннегогармонического развития человека.
Задачи,решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретноепреломление по профилю спортивной тренировки, общей ипрофессионально-прикладной физической подготовки. Причем можно отметить дванаправления конкретизации задач.
В первомслучае осуществляется конкретизация решаемых задач в соответствии синдивидуальными возможностями и особенностями занимающихся.Индивидуализированная конкретизация задач в физическом воспитании — делосложное, так как занятия физическими упражнениями осуществляются в формахгрупповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастныеи половые особенности, а также физическое развитие и уровень подготовленностизанимающихся.
Вовтором случае конкретизация задач осуществляется во временном аспекте, чтоозначает соотнесение их со временем, необходимым и благоприятным для ихрешения.
Исходяиз целевых установок в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в своюочередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализациикоторых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременномаспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднемспециальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи — на время отсравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебнаячетверть, полугодие, год).
Припостановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерностивозрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемостивозрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят.Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитыватьсенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функцийорганизма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия наданные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростковзаканчивается в 13—14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти жесроки. В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурноекатание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных техническихдействий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.
Вышеуказанноепозволяет говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можноосуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач всистеме образования и воспитания осуществляется от более общих (на весь периодобучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).
Конкретностьв постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловомвыражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы какунифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическомвоспитании.
В сферефизического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основномотражают нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двумаспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы,быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующиестепень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы обученности).
Нормативыфизической подготовленности должны быть доступны для каждого человека (если онздоров и не имеет изъянов в физическом состоянии организма). Доступность приэтом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены,они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к ихдостижению. Поэтому нормативы должны быть реальными — не завышенными, но и незаниженными.
Нормативнойосновой для общеподготовительного направления являются государственныепрограммы, а для спортивного направления — спортивная классификация.
Кромевышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют идругие способы. Одним из них является постановка индивидуализированныхдвигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четкоопределенных параметров (пространственных, временных, силовых).
Другимспособом конкретизации задач является перспективное, этапное иоперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) измененийсостояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособностиего систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Этоможно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости.Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показателиотражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показателивегетатики человека.
Каждыйтакой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостнымпоказателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание.Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны ихвзаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания,весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также дляобъективного контроля за их реализацией.
Глава2. Функции и задачи спорта
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойствавоздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развиватьопределенные потребности личности и общества.
Функции спортаможно условно подразделить на специфические (свойственные только ему какособому явлению действительности) и общие. К первым относятсоревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым внастоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение,такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития;оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функциясоциальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция иэкономическая функция.
Основуспецифики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, сутькоторой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении иобъективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний,ориентированных на победу и достижение высокого в личном плане спортивногорезультата и места в соревновании.
Фиксируемыев спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретаютширокое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных иобщечелоческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивныйэталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует,стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование.Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако втой или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовомуобщедоступному через систему специально организованных соревнований.
Дляспорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познаниемчеловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способовмаксимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена вспорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствоватьсистему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцысложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Необходимосовершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей всоревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапахмноголетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровеньмастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет, такимобразом, пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могутслужить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, чтонаибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не вкнигах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
Ксоциально-общественным прежде всего относят функции личностно-направленноговоспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности нетолько для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного,эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная силаспорта, высокие требования к проявлению физических и психических силпредставляют широкие возможности для личностно-направленного воспитаниядуховных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат вдостижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самогоспорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания иразвития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не самипо себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений,складывающихся в сфере спорта.
Так какспорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действеннымсредством физического воспитания, а благодаря занятиямпрофессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом втрудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативнаяфункция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние ифункциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено вдетском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом наразвивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрастезакладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятийфизическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной’ гигиены.Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелируетпсихическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, даетпознать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидацииотрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большаяроль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средствомоздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-техническогопрогресса с характерным резким уменьшением двигательной активности в трудовойдеятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организацииздорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется вмассовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивныхрезультатов.
Эмоционально-зрелищнаяфункция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себеэстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качествчеловека, граничащих с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложнокоординированные виды спорта, такие, кик спортивная и художественнаягимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела,технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все этопривлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелищахарактеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные иколлективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта»,понятного практически каждому.
Почтидля всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современныетехнические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому,что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а этоувеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Спортявляется одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь,приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Наэтом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфическиеспортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так илииначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта.Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность,усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивноедвижение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и вкачестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей иобъединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересови деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценкаспортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делаютего удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном миреэтот канал используется и в коммерческих целях.
Гуманизацияобщества в настоящий период развития человечества делает спорт факторомразвертывания международных связей, взаимопонимания и культурногосотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спортдавно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Неудивительно,что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров,а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийскоедвижение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следуетотметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяетоколо 200 национальных олимпийских комитетов.
Спортимеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства,вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются, прежде всего, в повышенииуровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизничеловека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовкакадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массовогоспорта и спорта высших достижений.
Экономическоезначение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ,эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, чтовкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основнаяценность нашего общества — это здоровье. И в этом аспекте роль спортанеоценима.
Заключение
Итак,всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека.Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяетиспользовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразныхтрудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровьенаселения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправноеусловие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкогоздоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть,достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты,выносливости, ловкости, гибкости.
Функции спортаможно условно подразделить на специфические (свойственные только ему какособому явлению действительности) и общие. К первым относятсоревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым внастоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение,такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития;оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функциясоциальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция иэкономическая функция.

Списоклитературы
1.   КоробейниковН.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993. –384с.
2.   Спортивнаяфизиология. /Под ред. Я.М. Коца. – М.: ФИС, 1986. – 240с.
3.   Физическаякультура. /Под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш. шк., 2000. – 383с.
4.   Физическоевоспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова и др. – Мн.: Полымя,1988. – 256с.
5.   ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.:Академия, 2003. – 480с.