Академиятруда и социальных отношений
Курганскийфилиал
Социально-экономическийфакультет
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине: «Региональная экономика»
на тему:«Задачи региональной политики России»
Студент гр.
Преподаватель(к.э.н., доцент)
Курган – 2009
Содержание
Введение
1 Региональная политика – основные понятия
2 Основные направления деятельности региональной политикиРоссии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все государства мираболее свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чемот обязательств перед территориальными сообществами. Все большее числогосударств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностьюотказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка,ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических,антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде игосударственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественныхорганизаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и необеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и,главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостностьстраны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иныхрегиональных кризисов, за развитие всех территорий государства как средыжизнеобеспечения всего народа.
Все это — обычная нормаполитики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования.Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды кореннойломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, чтоименно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальнымперенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаютсянеисчислимыми бедствиями для народа.
Приходитсяконстатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашейвнутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существомпроблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурнойпрактикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития.Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства ирегионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модельотношений экономических.
Нестабильность обстановкине оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии ипонуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многомвынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- имежрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный«заколдованный круг», и выход из него возможен только при сильнойполитической воле к упорядочению государственного регулированиятерриториального развития. Результатом этого упорядочения, основанного нанепротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержаниигосударственного регулирования, должна стать система организационно-правовыхмеханизмов, способных реально воздействовать на процессы территориальногоразвития в интересах России, ее регионов и ее народа.
Указанные механизмыреализуются в различных формах государственной селективной поддержки субъектовфедерации и муниципальных образований.
Это — специальноорганизуемые органами государственной власти действия политического, правового,социального, финансового, экономического или иного характера.
1 Региональнаяполитика – основные понятия
Региональная политика –система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижениязаданных целей. Важно учитывать, что региональная политика«субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – этополитика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутьюявляется частичное перераспределение ресурсов между регионами в целяхсглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизациитерриториальной структуры общества.
Основными элементамирегиональной политики являются следующие.
Налоговая политика –определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему регионаи режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика –механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и ихперераспределения между регионами.
Ценовая политика –государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этогорегулирования.
Инвестиционная политика –мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов,распределению бюджетных капиталовложений.
Структурная политика –система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
Институциональнаяполитика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностьюв регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
Социальная политика –определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижениявнеэкономических целей.
Выделяют такие уровнирегиональной политики:
Федеральный – определение«объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании ссистемой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональныхпроблем;
Региональный – выбормодели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающаяотказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и«консервативная» модель, предполагающая сохранение в той или инойформе государственного контроля.
Под региональнойполитикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органовгосударственной власти по управлению политическим, экономическим и социальнымразвитием регионов страны, а также механизм их реализации. Под региономпонимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностьюприродных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерациилибо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Основными целямирегиональной политики в Российской Федерации являются:
— обеспечениеэкономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма вРоссийской Федерации, создание единого экономического пространства;
— обеспечение единыхминимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантированиесоциальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации,независимо от экономических возможностей регионов;
— выравнивание условийсоциально-экономического развития регионов;
— предотвращениезагрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения,комплексная экологическая защита регионов;
приоритетное развитиерегионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
— максимальноеиспользование природно-климатических особенностей регионов;
— становление и обеспечениегарантий местного самоуправления.
2 Основныенаправления деятельности региональной политики России
Региональная политика какединое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положенияокончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работуорганов государственной власти по созданию и отладке механизмовфункционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Главное врегиональной политике — социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненныйхарактер. Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, длякоторого выделяют три категории: первичный риск (вероятность) обособления иотделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ, третичный риск(опасность отделения) для регионов. Целями региональной политики федеральныхорганов в области информационного взаимодействия должно быть: формированиеединого правового пространства в этой области, активизация деятельностисубъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспеченииинформационной безопасности на своей территории, содействие развитиюрегиональной среды распространения сообщений.
Поддержка развитиярегионов — одна из главных функций региональной политики, но сначала нужнорассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фонеобщенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян,неоднородность российских регионов). От советского периода Россия унаследовалабольшие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутостив международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни. Россиядолжна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапомсуществования нынешней территориальной системы страны и что на смену стратегиирасширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможностьсконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем дляпоследующего выхода во внешний мир в новом качестве. Поэтому, осуществляягосударственное регулирование регионального развития главное внимание должнобыть, обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственногорегулирования и селективной поддержки регионального развития. В общем, новаярегиональная стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития иразмещения производственных сил России, который включает инвариантный прогнозтерриториального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а такжепрогнозной оценки экономического и социального развития регионов. Отмечается,что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу спротиворечиями регионального развития. Вполне вероятна такая ситуация, чточерез некоторое время в стране одновременно будут присутствоватьдопромышленные, промышленные и постпромышленные типы экономики регионов, чтонеизбежно будет ослаблять экономическую спаянность страны. Большое вниманиерегиональной политики должно быть уделено экономическим механизмам еереализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономическихотношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессенемыслимо. Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источникиресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях:федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономическойполитики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принциповрегиональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства,территориальной справедливости. В общем, потенциал структурной перестройкиэкономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока неявляется устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных иэнергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будетвестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следуетожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развитияфинансово-бюджетной системы.
Особое место всовременной региональной политике занимает политика в отношении так называемыхпроблемных регионов. В целом субъекты — ”доноры” являются не столькобогатыми, сколько потенциально мощными; ”нулевые” — среднеразвитыми;”реципиенты” — слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федеральногобюджета фактически потворствует неравноправию субъектов Федерации. Для Россиинеприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие длявсех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделениепроблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокойконцентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые;сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные;районы нового хозяйственного освоения. Проблемные регионы должны статьобъектами государственного регулирования, при этом должен быть определен иофициально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональныхпроблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Всерегионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные исамообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионамосуществляются на федеральные деньги, главная задача программы — остановитьразбег по уровню развития регионов.
Кредитно-денежная ибюджетная политика в отношении регионов является одним из самых главныхинструментов региональной политики в России. Отмечается необходимостьосуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства впользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций.При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степениполитикой самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако,отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов. В результатебез кардинального пересмотра региональной инвестиционной политики, отношения куправлению субфедеральной, муниципальной собственностью, к расходованиюбюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программысоциально-экономического развития, без жесткой позиции в учете этойсобственности и эффективного ее использования преодоление кризисных явленийтого или иного региона России практически невозможно.
В современной Россииочень обострились межнациональные отношения. Одна из задач региональнойполитики — снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в — деятельности общества должны быть:
1) последовательнаяреализация конституционных норм о равноправии субъектов Федерации,
2) создание реальныхусловий для действительно свободного диалога культур. Одним из принциповгармонизации межнациональных отношений в РФ должна стать незыблемостьисторически сложившихся границ всех субъектов Федерации.
Отдельно я выделил статьипо региональной экологической политике, значение которой для общего состоянияэкологии в стране неоценимо велико. В условиях, когда субъекты Федерациирасполагают широкими полномочиями по управлению природопользованием и охранеокружающей среды, государство сохраняет за собой законодательные икоординирующие функции. Важнейшим инструментом такого регулирования и являетсярегиональная экологическая политика.
Не менее важна ирегиональная политика в области образования, науки и техники. Отмечается, чтодецентрализация, регионализация управления вузами является важнымстратегическим направлением общей политики регулирования высшего образования. Внастоящее время происходит переориентация российских государственныхуниверситетов на более активное обслуживание региональных нужд. Главные чертыновой концепции высшего образования в РФ: увеличение количества институтов ирегионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегиихозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательныхпрограмм. Проводимая ранее региональная политика государства предопределиларазвитие производств первого технологического уклада в районах спреимущественно сырьевой ориентацией. В стране нет ни одного крупногоэкономического района, где бы преобладали производства второго и третьегоуклада. Переход к более высоким технологическим укладам, являясь основойрегиональной научно-технической политики, основывается на развитииресурсосберегающих технологий.
За последние годырегиональная политика в России сделала колоссальный рывок в своем развитии. Вцелом ряде статей прослежено, как развивалась региональная политика, отношенияЦентра и регионов за последние годы, анализируется процесс формированияфедеративного государства. Общепризнанной формулы региональной политики до сихпор нет. И это не случайно, ибо сведение сложного и противоречивого к простому ибезвариантному — одна из сложнейших задач всякой политики, стремящейся статьдейственной. Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьмив связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, спомощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Изданной методологической посылки следует: региональной политикой можно считатьлишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государствав отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами,учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляетвсе это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная политика — это отнюдь не совокупность региональных аспектов других политик; она не должнани быть первичной по отношению к ним, ни выступать их ”региональной” тенью.Региональная политика — это целостное звено политической основы общества, безкоторого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная средамогут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждойконкретной территории, оставаясь ”наедине” с государством, его экономической,внешней, внутренней и иной политикой.
Каждая политика не тольковыражает единые интересы, но и консолидирует интересы различные. Поэтому всякаяполитика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различныхинтересов. Региональная политика — не исключение, и она в той мере эффективна,в какой достигнут компромисс между региональными интересами государства иместными интересами самих регионов. И подобно идее мира во внешней политикеобъединительной идеей и государственной и местной региональной политики может идолжна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Региональная политика,намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться длясогласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственнолокализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий.Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособностьрегиональной политики на местах. Только при этих подходах может быть созданареальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местнойрегиональной политики, признающей как общую идеологию согласия, так и наличиеспецифических интересов у государства и регионов.
Главный региональныйинтерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативныхпроявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, какподдержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того,чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутреннийпотенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные ныне возможности государственнойпомощи. Истинной целью региональной политики отдельных регионов являетсяобеспечение полнокровного и сбалансированного существования на даннойтерритории человека, общества и природы.
Региональная политиканыне находится одновременно в правовом вакууме и в правовом хаосе.Потенциальное правовое поле региональной политики как таковой интенсивно ибессистемно заросло: за последние годы на Россию обрушена лавина законов,указов, постановлений и распоряжений, без серьезного друг с другом согласования.
Условием эффективногодостижения целей и решения задач, поставленных в рамках региональной политики,направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивогоэкономического роста на базе повышения конкурентоспособности российскойэкономики, в среднесрочной перспективе будет являться внедрение в экономическуюполитику федеральных властей целого ряда новых инструментов и механизмов,отражающих новый подход к региональной политике. Этот подход будет основан намаксимально полном использовании преимуществ федеративного государственногоустройства в проведении экономической политики.
Успешное решениепоставленных на среднесрочную перспективу задач требует выполнения рядаусловий, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новыхинструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.
Во-первых, необходимосоздание системы федерального мониторинга региональных социально-экономическихпоказателей. Такие приоритетные направления социально-экономических реформ, какактивная региональная политика, децентрализация экономики и бюджетной системы,должны сопровождаться созданием системы, позволяющей оперативно получать ианализировать информацию о состоянии экономики регионов и муниципальныхобразований, состоянии региональных и муниципальных финансов, показателях,характеризующих продвижение реформ в различных областях и связанных с нимипроблем. Помимо этого, система федерального мониторинга будет разработана ипостроена с учетом необходимости сбора информации и проведения типологизациитерриторий с целью обеспечения выполнения долгосрочных приоритетовтерриториального развития.
Система федеральногомониторинга также будет связана со сбором информации и анализом состояниянормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлениеминфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов врегионах и муниципальных образованиях. Помимо этого задачей мониторинга будетявляться выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса иосуществления инвестиционных проектов.
Помимо создания основыдля принятия решений в области экономической политики система мониторинга будетявляться инструментом выявления и распространения информации о лучшейрегиональной и местной практике. Разграничение полномочий между уровнями властии управления предполагает автономию региональных и местных властей в принятиирешений в рамках своей компетенции, что в свою очередь, создает предпосылки длясуществования различных региональных практик проведения реформ. Сбор информацииоб успешных региональных практиках, а также распространение указаннойинформации позволит значительно повысить эффективность проведения реформ вцелом по стране.
Во-вторых, повышениеуровня конкурентоспособности российской экономики в среднесрочной перспективетесно связано с содействием федеральных властей усилиям органов властисубъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, в томчисле – реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальнойинфраструктуры. Основными инструментами межрегиональной координации решений,принимаемых региональными властями в области экономической политики станут:
— координация разработкипрограмм федеральной и региональных программ социально-экономического развития;
— координация бюджетногопроцесса в рамках введения инструментов бюджетирования по результатам нафедеральном и региональном уровнях;
создание системысовместного финансирования инвестиционных проектов со стороны заинтересованныхрегионов и федеральных властей.
В-третьих, одним изнаправлений повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочнойперспективе является проведение реформы естественных монополий ижилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети,организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль ворганизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также ряда иных важныхв повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления.
Помимо своей значимостидля обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, местноесамоуправление является ближайшим к населению уровнем публичной власти, чтопозволяет рассматривать его также в качестве института самоорганизациинаселения и развития гражданского общества. Это свидетельствует о важностиместного самоуправления также и для решения задачи создания институтов,способствующих повышению темпов экономического роста.
В этой связи приоритетомПравительства будет являться активное содействие развитию независимых выборныхорганов местного самоуправления, повышение ответственности местных властейперед избирателями за принимаемые решения. Одновременно следует наделитьместные власти финансовыми гарантиями, обеспечивающими необходимую степеньавтономии в принятии собственных решений.
Следует учитывать, чтоближайшие несколько лет будут характеризоваться переходом к новой структуреорганов местного самоуправления. При этом система муниципальных органов власти,создаваемая в результате реформы, должна приобрести следующие основные характеристикиэффективного местного самоуправления:
— выборность главмуниципальных образований и представительных органов местного самоуправления,по возможности – напрямую населением соответствующих муниципальных образований;
— наличие автономии впринятии решений в рамках собственной сферы компетенции (в отношении вопросовместного значения);
— наличие финансовыхгарантий деятельности местных властей – собственных налоговых доходов иналоговых полномочий, формализованных правил финансовых взаимоотношений с органамигосударственной власти всех уровней;
— наличие механизмовответственности перед избирателями за принимаемые решения.
Для развития местногосамоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве обобщих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленныхна переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований.Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будетоперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости,принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы иповышение ее эффективности.
В-четвертых, реализацияочередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе имасштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработаннойсреднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуетсямноговариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью ихпоследствий. В этой связи, учитывая децентрализованный характер российскойэкономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, всреднесрочной перспективе произойдет расширение практики пилотных проектов пореализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующимраспространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.
Речь идет, прежде всего,о таких областях очередного этапа преобразований, как административная реформа,внедрение новых механизмов бюджетирования, финансовые взаимоотношения смуниципальными образованиями, механизмы реализации инфраструктурных проектов,развитие механизмов частно-государственного партнерства и др.
Для эффективногоиспользования инструмента пилотных проектов необходима разработканормативно-правовой базы, стимулирующей проведение экспериментальных пилотныхпроектов на региональном и местном уровне, а также использование и внедрение ихрезультатов. В ряде случаев будет производиться финансовая поддержка,направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороныфедеральных властей.
В-пятых, связанным спредыдущим вопросом региональной политики федеральных властей является проблемавнедрения эффективных инструментов создания стимулов для проведениясоциально-экономических реформ на региональном и местном уровне в увязке с решениемзадач, стоящих перед федеральным центром. Повышение самостоятельностирегиональных и местных властей в решении вопросов, находящихся в рамках ихкомпетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в связис проведением разграничения полномочий предполагает снижение вмешательствафедеральных властей в решения органов власти субъектов Федерации и местногосамоуправления в сферах их компетенции.
При этом федеральныевласти будут по возможности отказываться от избыточного федерального регулированияи прямого воздействия на органы власти нижестоящего уровня при решении вопросоврегионального и местного значения. Это не приведет к отказу от политики попроведению необходимых преобразований на всех уровнях власти и управления,однако формы реализации такой политики приобретут иной вид, в большей степенисоответствующий федеративному характеру российского государства.
Для решения этой задачинеобходимо внедрение системы новых стимулов для проведения приоритетныхэкономических реформ на региональном и местном уровнях власти и управления,чему может способствовать использование следующих финансовых механизмов:
— межбюджетныетрансферты, выделяемые субъектам Федерации и муниципальным образованиям,реализующим согласованные с федеральным (региональным) центром программыэкономических реформ, использование накопленного опыта распределенияфедерального Фонда реформирования региональных финансов;
— более широкоеиспользование межбюджетных трансфертов, направленных на софинансирование состороны федерального бюджета расходов региональных и местных властей, связанныхкак с проведением экономических реформ, так и с использованием новыхинструментов экономической политики;
В-шестых, проведениеполитики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальномуровне
Кластерная политикахарактеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетейвзаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, в целяхупрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формахсовместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода на внешниерынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний иосновных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физическихконтактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек вразличных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.
К числу основныхнаправлений кластерной политики федеральных и региональных властей, следуетотнести:
— софинансированиеаналитических исследований структуры кластера, определение сильных и слабыхмест кластера, разработка плана развития кластера, включающего официальные целии стратегию;
— создание в кластерахцентров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечениезаинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
— реализация программсодействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместныхмаркетинговых исследований и рекламных мероприятий;
— повышение эффективностипрограмм профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностямикластера, в том числе через корректировку учебных планов учрежденийпрофессионального образования, совместную организацию программ переподготовки иповышению квалификации кадров, стажировок;
— содействиекоммерциализации результатов исследовательской деятельности;
— повышение требований ккачеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера, при осуществлениигосударственных закупок.
Реализация федеральнымиорганами власти политики содействия экономическому развитию территории, в т.ч.кластерной политики, требует формирования адекватных институтов реализациитакой политики, включая формирования агентств регионального и муниципальногоразвития, основными функциями которых должно стать создание структурмониторинга и анализа экономического развития, проведение обследованийпредприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализациястратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданиюновых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либопредприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействиеинновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущихпотребностей в специальностях для учреждений образования, привлечениеиностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействиетуризму.
Федеральное правительствобудет активно содействовать проведению кластерной политики на региональном имуниципальном уровне за счет поддержки пилотных проектов, распространениелучшей практики, разработке модельных нормативно-правовых актов и реализациипрофильных программ переподготовки кадров.
В-седьмых, развитиемеханизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурныхпроектов.
Правительство РоссийскойФедерации будет создавать стимулы для расширения использования региональном имуниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансированияинвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектовв области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве,здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметьразвитие практики максимального тесного взаимодействия с предпринимательскимиассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального)развития.
Заключение
Региональная политика — очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так ина субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политикетолько как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика — самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества ивсего государства.
Будущее России во многомопределяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой.Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов инаселения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем Россиикак единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политикаРоссийской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назреланеобходимость проведения не только различных экономических исоциально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной”региональной” реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена насохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектахгосударства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизнинаселения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик,превращение России в развитое правовое демократическое федеративноегосударство.
Как мне кажется,федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий иперераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее каккоординирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохраненияединого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же недолжны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должныиграть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, ароль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена.Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной вКонституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическимправам на ”республики”, ”области”, ”округа” — анахронизм, место которомув истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и своифункции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряженияи пользования землей).
Россия — особоегосударство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромнаятерритория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтомунужно искать не универсальную ”формулу” выхода из кризиса, а ”формулу”,учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многомспособствовать этому.
Списокиспользованной литературы:
1 Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика. – М.:Юнити-Дана, 2006
2 Петров Н.В., Смирнягин А.В., Трейвиш А.И. Региональноеразвитие России и задачи региональной политики.- М.: 2002.
3 Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика иуправление. – М.: Инфра-М, 2006
4 Юсупов К. Н. Региональная экономика. – М.: Кнорус, 2008