Загадки "массового сознания"

’. Существует ли на самомделе это явление в ранге чего-то осознанного или под ним скрывается нечтодругое?
Е.В.Мохов, к.т.н.
Общеизвестентак называемый эффект стадности, который проявляется у людей и животных привыполнении ими каких-либо действий или поступков. Но на фоне чего онпроисходит? Что заставляет всех овец идти за бараном, гусей лететь за вожакомстаи, митингующих выкрикивать одни и те же лозунги, а разгневанную толпу«линчевать» преступника (даже если он и не совершал преступления)?
Пообщеизвестному определению:
«Массовоесознание — это один из видов общественного сознания, наиболее реальная формаего практического существования и воплощения; особый специфический вид сознанияобщества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент(совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознаниябольшого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых),однако несводимый к ним.» [1]
Подобноеопределение было дано не путем исследований и анализа выводов о причинах, покоторым это явление существует, а путем простой компоновки последствий, которыевытекали от проявления действий «массового сознания».
Ошибочнаятрактовка этому понятию была дана теми, кто и не мог даже подумать опервопричинах, способствующих возникновению этого явления. Причины нужно былоискать, анализируя другие направления человеческой психологии, а политологи ифилософы, занимаясь только своей узкой сферой деятельности, смогли лишьконстатировать факт наличия этого явления, приписав его к загадкаминдивидуальной особенности поведения человека. А природу и причину проявления«массового сознания» им так не удалось разгадать.
Междутем, это явление — никакая не загадка, а его существованию есть простейшеенаучное объяснение.
Одноживое существо подчиняется воле другого. Как это называется? Правильно, — гипноз.
Но,говоря о гипнозе, мы часто имеем в виду нечто сверхъестественное, типа:”… он к нему подошел, загипнотизировал и сказал: «Вот тебе десятка,разменяй мне ее, как сотню по полтиннику», — и тот так и сделал”.Такие ситуации иногда имеют место, но в основном это — исключения.
Наиболеечасто гипноз — это естественное следствие применения определенных навыков.
«Чтобыпредставить себе, что такое «гипноз», достаточно вспомнить школьныйкурс анатомии и физиологии человека — теорию И.П. Павлова с ее процессамивозбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все просто: в состояниибодрствования в коре преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна — процессторможения, а гипноз — это очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кораспит, но команды гипнотизера поступают в мозг через этот очаг, и, посколькуспящий мозг не может критически осмыслить их — гипнотизируемый выполняет этикоманды, тут же забывая об этом.» [2]
Ногипноз по Павлову — это всегда ситуация, характерная для сна. И чтобы привестичеловека в гипнотическое состояние и начать им управлять, его нужно перед этим«усыпить» (термин «гипноз», введенный в XVIII веке Брэдом, погречески — «сон»). А раз человека надо усыплять, то кто-то заснет, акто-то — нет. Следовательно, одни будут «гипнабельны» (гипнабельность- способность конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и«внушаемы» (внушаемость — способность конкретного человека выполнятьприказы гипнотизера неосознанно), а другие нет.
Ноне все работает в рамках павловской теории.
Насамом деле, — нет людей, совсем не поддающихся гипнозу, как и нет людей, совсемне способных научиться гипнотически воздействовать на других. Вряд ликто-нибудь мог бы предположить, что у американца, страдающего дальтонизмом,лишенного музыкального слуха, перенесшего полиомиелит и прикованного кинвалидной коляске, есть способности к гипнозу. Но этот человек — МилтонЭриксон, стал одним из лучших гипнотизеров мира и дал свое имя новомунаправлению в искусстве влиять на людей, положив начало так называемомуэриксонианскому гипнозу…
Основагипнотического воздействия по технике эриксонианского гипноза заключается в«подстройке» под объект внушения.
«[2]С. Горин: Когда мы общаемся с кем-нибудь и хотим, чтобы человек принял нашуточку зрения или почувствовал по поводу какого-то события то же, что и мы, унас есть два пути. Первый путь — убеждение, логические аргументы, второй — внушение. В обыденной жизни мы пользуемся и тем и другим без всяких семинаров,и вроде бы понимаем, каким способом достигаем своих целей, хотя это не всегдалегко определить. Давайте все же для Ясности определимся в понятиях. Итак,убеждая, мы привлекаем какие-то логические аргументы: «Я прав поэтому,поэтому и поэтому». В таком случае, что такое «доверие» спозиций убеждения, логики? Что значит: «Я этому человеку доверяюсознательно».
Ответыиз зала: Ну, я его хорошо знаю, или уже вел с ним дело…
С.Горин: То есть, во-первых, сознательное доверие никогда не возникает с первойвстречи. Да, сознательно я могу доверять кому-то, если я уже вел с ним дела,раза три он уже выполнял свои обещания, и вот в четвертый раз он мне что-то предлагаетили что-то просит, и я уже знаю, что верить ему можно — три раза он меня необманул… Таким образом, сознательное доверие — это просто статистическийподход, прогноз на будущее на основании прошлых событий. А что такоенеосознанное, подсознательное доверие — «он мне что-то предложил, и ясразу ему поверил», не так ли? Возможны, конечно, варианты исполнения — такой: “… и я, дурак 60-летний, ему поверил”. Или женский вариант:«Он мне сказал, и я за ним пошла». Об этом говорят еще:«Окрутил, околдовал» — можно другие слова найти, но главным будет то,что подсознательное доверие с логикой никак не совмещается, это разныекатегории. Не знаю, как в коммерции, но в гипнозе основной является именно этавторая категория — подсознательное доверие. Ее называют раппортом (в терминахклассического гипноза раппортом называют связь гипнотизера и гипнотизируемого,но вы скоро поймете, что это — то же самое явление). Для того, чтобыподействовало внушение, надо сначала создать раппорт, то есть создать очагсверхбодрствования в коре головного мозга, о чем я вам говорил раньше. И длятого, чтобы это сделать, есть несколько простых приемов…» [2]
Сама«подстройка» состоит из нескольких этапов: подстройка к позе, подстройка кдвижениям, подстройка к стилю ведения диалога и т.п.
Всвое время по телеэкранам прошел фильм «Колдунья», который был снятпо мотивам рассказа Ивана Куприна «Олеся». Там есть интересныйфрагмент:
«Чтобы вам такое показать? — задумалась она.
Нухоть разве вот это: идите впереди меня по дороге… Только смотрите, необорачивайтесь назад.
Аэто не будет страшно? — спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрытьбоязливое ожидание неприятного сюрприза.
Нет,нет… Пустяки… Идите. Я пошел вперед, очень заинтересованный опытом,чувствуя за своей спиной напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя около двадцатишагов, я вдруг споткнулся на совсем ровном месте и упал ничком.
Идите,идите! — закричала Олеся. — Не оборачивайтесь! Это ничего, до свадьбызаживет… Держитесь крепче за землю, когда будете падать. Я пошел дальше. Ещедесять шагов, и я вторично растянулся во весь рост. Олеся громко захохотала изахлопала в ладоши.
Нучто? Довольны? — крикнула она, сверкая своими белыми зубами. — Верите теперь?Ничего, ничего!.. Полетели не вверх, а вниз.
Какты это сделала? — с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к моейодежде веточек и сухих травинок. — Это не секрет?
Вовсене секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй, вы непоймете… Не сумею я объяснить…
Ядействительно не совсем понял ее. Но если не ошибаюсь, этот своеобразный фокуссостоит в том, что она, идя за мною шаг за шагом, нога в ногу, и неотступноглядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшемумоему движению, так сказать, отождествляет себя со мною. Пройдя таким образомнесколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстояниивпереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту,когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдругделает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек долженнепременно упасть… Только много времени спустя я вспомнил сбивчивоеобъяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенных имнад двумя пациентами Сальпетриера, профессиональными колдуньями, страдавшимиистерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи изпростонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какуюпускала в ход хорошенькая полесская ведьма…»
Этаподстройка к движениям давно известна узкому кругу колдунов. Благодаряэриксонианскому гипнозу этот навык стал доступен широким массам гипнотизеров.
Новсе это — осознанная техника введения человека в транс.
Выходит,если придерживаться действий, которые в комплексе обеспечивают внушение поотношению к другим объектам, до этого будет вполне достаточно. И лишь действий.
Поэтому,вовсе не обязательно, если эти действия будут осознанными.
Здесьмы подходим к тем обыденным случаям проявления «массового сознания» или эффекта«стадности».
Вы,наверное, не раз замечали, что существует и обратный эффект гипноза. То есть,если подстройку осуществляет не гипнотизер под объект внушения, а наоборот — объект внушения под гипнотизера.
Впоследнем случае, под гипнотизером можно представить любого индивидуума,независимо от его гипнотических способностей.
Воткак это выглядит на практике в нашей обыденной жизни:
Зимой,темно, по узкой улочке тротуара, где скользко и много луж, есть островкиасфальта, по которым и ступают пешеходы. К остановке подъезжает автобус ивысаживает кучу пассажиров, которые потоком устремляются по этой узкой улочке,которая ведет к станции метро.
Народидет гуськом, друг за дружкой, чтобы ступать след в след за впереди идущим,поскольку довольно темно и можно точно ступать туда, куда он идет.
Чтоэто, как не этап подражания?
Адальше наступает такая ситуация, с которой встречались почти все в своей жизни.Ваш впереди идущий, вдруг спотыкается. В этот момент Вы неосознанно, находясь встиле автоматического подражения походке впереди идущего, либо такжеспотыкаетесь, либо чуть этого не делаете, но подсознательно чувствуете, чтохотели споткнуться.
Инымисловами, Вы сами себя загипнотизировали и подстроились под конкретный объект,подражая его действиям (в данном случае ходьбе).
Теперьдавайте проанализируем действия животных в стаде.
Возьмемстаю волков.
Встае, которая образуется только зимой в голодное для волков время, всегда нароль лидера выходит один волк (или волчица), поведению и командам которого(ой)подчиняются беспрекословно другие волки.
Нона чем основан принцип слепого подчинения волка?
Дляначала, следует выделить основные положения, которых придерживается волк зимой:
держатьсястаи, чтобы эффективнее охотиться;
вцелях собственной безопасности сторониться (бояться) того, кто сильнее тебя(другого волка);
Чтополучается в итоге?
Самыйсильный — это вожак стаи. Далее распределение главенствующей роли идет вниз поранжиру. Чтобы не вызвать агрессию со стороны другого, более сильного волка,более слабый должен ничем не подавать повода к ней. Для этого, нужно всего лишьподражать действиям более сильному (сопоставляя эту ситуацию с аналогией изнашей бытовой действительности, вспомните, что нас раздражает только тотчеловек, который выделяется чем-то из толпы — плохо пахнет или одет поособенному (раздет), или пляшет, когда все стоят смирно и т.п.).
Действиямвожака подражают более низшие по рангу, им подражают еще более низшие и т.д. Врезультате, стая идет за вожаком и подражает всем его действиям.
Когданаступит весна и брачный сезон, необходимость держаться в стае отпадет и вожакуже перестанет быть вожаком. То есть, не нужно будет слепо держаться рядом сболее сильным волком и подражать его поведению.
Аналогичнодействуют овцы в стаде, подражая более сильным баранам.
Ау морских львов и тюленей тактика подражания их поведению будет ассоциироватьсяс тем, что тот, кто им подражает — что зазывается «свой в доску». То есть, еслиВы пройдете походкой человека на двух ногах по берегу лежбища тюленей, то ониВас ассоциируют враждебно и сразу начнут нырять в море. А, если Вы начнете кним подползать, подстраивая свои действия под технику ползания у тюленей(имитируя тюленя), то сможете подползти к любому из них, и даже почесать егоспинку, не вызвав у них никакой паники или испуга.
Почемутак происходит? Потому, что тот, кто ползает, тот всегда свой и никакого вредане принесет. Любой, кто двигается по иному — потенциальный враг (например,белый медведь), если он схож по размерам с тюленем или крупнее его (к птицамэто не относится по причине их малости). Подобное положение отложилось всознании тюленей за миллионы лет эволюции.
Аналогичнопроявляется и эффект паники в стае любых животных. Если паникует одно, котороедо этого спокойно было подстроено под действия стада, тут же паникуют и всеособи стада.
Наиболеечасто нам встречается ситуация, когда на ветке или проводе сидят голуби. И еслиодин вдруг взлетает (не важно почему — из-за опасности или из-за того, чтоувидел корм), то другие, либо тоже взлетают и летят за ним, либо вздрагивают,если осознают, что голубь улетел не из-за возможной опасности. Причем,улетевший голубь вовсе не занимает главенствующую роль в стае. Просто он сидел,подстроившись под других. То есть, все голуби находились в стадии общегогипнотического состояния спокойствия, подстроившись под одно и тоже действие — сидение.
Всреде людей также встречается подобное поведение.
Например,Вы сидите в вагоне метро. Сидите не один. Напротив Вас сидят и другие люди. Всетупо смотрят в сторону друг друга. Проходит немного времени и один из сидящихзевает, широко открыв рот. Каковы Ваши действия?
ЕслиВы сидели также, как и он (в том же положении, в той же стадии спокойствия,смотрели примерно в том же направлении), то Вам также захочется зевнуть илидаже Вы это сделаете неосознанно и автоматически.
Или,например, другой случай. Вы сидите вечером в комнате и смотрите с кем-то рядомтелевизор. Если сидящий рядом захочет спать, то захотите и Вы, поскольку ужедавно подстроились к его сознанию. А если Вы смотрите этот же фильм, находясь вдругой комнате, то уже спать не захотите.
Этазакономерность давно уже была подмечена.
Сдемонстрантами и митингующими на улице также происходит нечто подобное.
Ине важно, за что выступаем и по какому поводу митингуем. Схожая, но неодинаковая позиция с митингующими у Вас — единичного демонстранта, могла бытьтогда, когда Вы осознанно шли на митинг. Но когда Вы уже пришли туда и постояликакое-то время, позиция и поведения у всех митингующих стали одинаковыми. Если стрибуны оратор выступит с лозунгом, то все этот лозунг подхватят «на ура», дажеесли призовут громить магазины. Но, чтобы толпа подхватила лозунг еще лучше,нужно, чтобы его подхватил кто-то из толпы (из «своих»). Для этого в толпуорганизаторами митинга часто вводят «призывал», которые подхватывают лозунгиоратора. Как правило, толпа неосознанно повторяет их действия.
История«Дикого Запада» знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешалапойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновныйчеловек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватныедействия, направленные не на подражание толпе.
Когдаже тем, кто линчевал человека предлагали совершить аналогичные действия, но ужев одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что смогут это сделать.
Поэтой же причине психологической особенности поведения человека, на расстрелприговоренного выводили по 6 и более человек с ружьями. Когда они стреляли, токаждый из них в тайне надеялся, что попала не его пуля, а другого стрелявшего(то есть убил не я, а другой), что более спокойно воспринималось его нервнойсистемой и не откладывалось в ящик «угрызений совести».
Инаоборот, после ликвидации практики «нескольких ружей» и введении «одиночногопалача», который расстреливал смертника выстрелом из пистолета в затылок, упалача-одиночки стали проявляться сильные эмоциональные стрессы, которые дажепосле длительных курсов реабилитации не снимались.
Такимобразом, можно сделать вывод об отсутствии так называемого «массовогосознания», поскольку это не сознание — а массовое однотипное поведениеиндивидуумов, находящихся в одной или нескольких стадиях эриксонианскогогипноза. И если не менять само название явления «массового сознания», тонеобходимо хотя бы по иному трактовать формулировку определения этого понятия.При этом необходимо осознать причины, которые движут человеком, когда онпопадает под влияние «массового сознания», что порой бывает очень важно дляправильной трактовки судом тех или иных поступков подсудимого.
Список литературы
ПОЛИТОЛОГИЯ.Энциклопедический словарь. Изд. Московского Коммерческого Университета, 1993 г.
СергейГорин, «А вы пробовали гипноз?» (Практическое руководство по применениюгипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговлеи повседневной жизни). — СПб.:, 1985. — 208с.
РичардБендлер, Джон Гриндер, «Наведение транса»
РичардБендлер, Джон Гриндер «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевыхстратегий». Перев. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 256 с. ISBN5-87224-072-1 й Р.Бендлер, Д. Гриндер и И.М.Ребейко, перевод на русский язык,1988.
А.Н.Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека/Проблемы развитияпсихики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru