Закон о генеральной схеме планирования территории Украины

«Закон о генеральной схеме планирования территории Украины» Выполнил Студент МО-12 Исаков А. В. Харьков План Введение. 1. Задачи, определяющие необходимость разработки и принятия Закона о генеральной схеме планирования территории Украины. 2. Общие сведения о содержании и структуре

Закона. 3. Краткое изложение разделов Закона «О генеральной схеме планирования территории Украины» 1. Раздел «Общее положение» 2. Раздел «Состояние использования территории Украины». 3. Раздел «Направления использования территории Украины». 4. Раздел «Реализация Генеральной схемы». 4. Контроль над ходом выполнения Закона. Заключение.

Список использованной литературы. Приложение. Генеральная схема планирования территории Украины. Планировочная структура и виды преимущественного использования территории. Введение Закон «О генеральной схеме планирования территории Украины» был принят в феврале 2002 года [1]. Принятию этого закона предшествовала очень большая подготовительная работа по описанию территории Украины. В этой работе приняли участие сотрудники 13 министерств, а также

ученые и специалисты около 40 институтов [2]. На разработку проекта было израсходовано 1,5 миллиона гривен. В результате был создан документ, отражающий существующее в настоящее время положение по использованию территории Украины и ее природных богатств, вскрыты недостатки в этой сфере, определены перспективные направления развития территории Украины на период до 2020 года. В процессе исследований рассмотрены такие сферы деятельности, как промышленность, сельское хозяйство,

транспорт, экологическая сеть, туризм, отдых и т.д. По имеющимся сведениям, при подготовке законопроекта учитывалось более 250 факторов — рельеф, полезные ископаемые, геологическая структура, климат и многие другие [2]. На основании полученных материалов были сделаны выводы, где и что можно строить и развивать, а где — наоборот, сворачивать. В результате вся территория
Украины была разделена на зоны, при этом в Законе определено, как следует развивать каждую зону. 1. Задачи, определяющие необходимость разработки и принятия закона о генеральной схеме планирования территории Украины Отметим, что люди издавна занимались описанием территорий, на которых они проживали. Например, первые описания земель в России появились в IX веке [3]. Они касались главным образом монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения

духовенства имуществом, в частности, землей. В период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в Западной Европе и в России описание земель имело следующие основные цели: 1) юридическую – определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений; 2) сельскохозяйственную – устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.); 3) финансовую – определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной

съемки и оценки угодий. Как следует из материалов, прилагаемых к закону «О генеральной схеме планирования территории Украины», необходимость разработки этого документа определялась следующими задачами:  выполнить анализ состояния использования территории Украины;  определить основные направления использования территории Украины;  выработать предложения по реализации

Генеральной схемы. Важно отметить, что Генеральная схема разработана в соответствии с законами Украины и другими нормативно-правовыми актами по вопросам использования территорий с учетом экономических, географических, исторических, экологических, демографических особенностей регионов. Положения Закона о Генеральной схеме отвечают принципам заключительных документов Конференции Организации Объединенных Наций о развитии населенных пунктов и соответствующим рекомендациям
Европейской экономической комиссии ООН и Совета Европы. 2. Общие сведения о содержании и структуре Закона Принятый документ содержит текстовую и графическую часть. По своей структуре Закон состоит из четырех разделов (текстовая часть) и тридцати карт (графическая часть). Разделы имеют следующие названия: Раздел I.

Общее положение. Раздел II. Состояние использования территории Украины. Раздел III. Направления использования территории Украины. Раздел IV. Реализация Генеральной схемы. Рассмотрим последовательно содержание каждого из этих разделов. 3. Краткое изложение разделов Закона «О генеральной схеме планирования территории Украины» 1. Раздел «Общее положение» В разделе «Общее положение» поясняется назначение

Закона о генеральной схеме планирования территории Украины. В Законе «О генеральной схеме планирования территории Украины» дано следующее определение [1]: «Генеральная схема планирования территории Украины определяет приоритеты и концептуальные разрешения планирования и использования территории страны, совершенствования систем расселения и обеспечения устоявшегося развития населенных пунктов, развития

производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, формирования национальной экологической сети». Таким образом, Генеральная схема является основополагающим документом, определяющим будущее территории Украины. По словам Юрия Палеха, руководителя базового центра геоинформационных систем ГНИИ проектирования городов «Дiпромiсто», одного из разработчиков Генеральной схемы, «Генеральная схема – это регламентирующий документ, а не запрещающий или разрешающий»[2].

2. Раздел «Состояние использования территории Украины» В этом разделе рассмотрены следующие вопросы: 1) оценка состояния территории Украины в промышленном и сельскохозяйственном секторах экономики; 2) оценка санитарно-эпидемического и экологического состояния территории и уровня природно-техногенной безопасности; 3) оценка состояния и развития населенных пунктов.
Разработчики документа отметили наличие больших диспропорций при освоении территорий в промышленном и сельскохозяйственном секторах экономики. Диспропорции, в частности, характеризуются: – значительными площадями и низкой плотностью застройки производственных территорий; – нерациональным размещением производственных и жилищных территорий; – наличием значительных территорий, использование которых законодательно ограничивается (территория радиационного загрязнения вследствие аварии на

Чернобыльской АЭС, санитарно-защитные и охранительные зоны предприятий промышленности, транспорта и связи); – территориальным несоответствием размещения водоёмких производств местным водным ресурсам. Отмечен высокий уровень загрязнения окружающей природной среды многих регионов и наличие избыточной техногенной нагрузки на окружающую среду, т.е. промышленные объекты оказывают негативное влияние на природу. К недостаткам функционирования систем расселения относятся, в частности: – несогласованность

социального, экономического, градостроительного и экологического аспектов развития населенных пунктов и прилегающих территорий; – избыточная концентрация населения и производства в больших городах; – замедленное развитие большинства средних и малых городов, поселков и сел; – недостаточный уровень развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов. В заключительной части раздела сделан вывод о том, что основной причиной этих недостатков является

отсутствие научно обоснованной общегосударственной стратегии эффективного использования территории страны. 3.3. Раздел «Основные направления использования территории Украины» Принятый Закон о Генеральной схеме имеет большое значение потому, что в нем определены основные направления развития территории Украины. В этом разделе отмечено, что социально-экономическому развитию Украины способствует довольно большое количество предпосылок, в частности: – выгодное геополитическое
расположение в центре Европы; – достаточно благоприятные природно-климатические условия; – качественное состояние и высокая производительность земельных угодий; – значительные запасы минеральных ресурсов; – развитый интеллектуальный и научно-технический потенциал; – развитая сеть населенных пунктов; – наличие территорий с высоким потенциалом социально-экономического развития; – развитая инженерно-транспортная инфраструктура и значительная ее плотность. В этом разделе предложено все территории определять по видам

подавляющего использования. Предложена следующая схема деления территорий (см. Приложение): 1) территории с интенсивной, преимущественно промышленной, городской жилищной и общественной застройкой (зона урбанизации), в том числе: – с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения (центральная часть Донбасс, города с населением более 500 тыс. человек, а также города Севастополь, Симферополь и Херсон, их пригородные зоны); – с высоким уровнем производственно-градостроительного

освоения (пригородные зоны Киева, Черкасс, Чернигова, Житомира, Винницы, Полтавы, Сум и Кировограда, районы, которые окружают центральную часть Донбасса); – со средним уровнем производственно-градостроительного освоения (Красноперекопский, Керченский промышленные районы Автономной Республики Крым, Никопольский марганцеворудный бассейн и Западный

Донбасс; территории, которые прилегают к областным центрам и развитым промышленным центрам с населением более 50 тыс. человек); 2) территории преимущественно агропромышленного производства и сельской застройки (зона сельского хозяйства); 3) территории и объекты природно-заповедного фонда, леса, водно-болотные угодья, земли водного фонда, рекреационного и оздоровительного назначения, другие естественные территории, важные для сохранения биологического и ландшафтного многообразия (зона национальной экологической сети);
4) территории (зоны) радиационного загрязнения, в том числе отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля. Предусматривается на территориях: 1) зоны урбанизации, в том числе: – с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения – жесткое регулирование градостроительного развития с первоочередной реструктуризацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий; – с высоким уровнем производственно-градостроительного

освоения – регулирование градостроительного развития с модернизацией экономической базы и экологическим оздоровлением территорий; – со средним уровнем производственно-градостроительного освоения – регламентация градостроительного развития со стимулированием перестройки современной экономической базы и стабилизацией техногенных нагрузок; 2) зоны сельского хозяйства – обеспечение устоявшегося развития агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов, создание новых рабочих мест путем организации малых предприятий

по переработке сельскохозяйственной; 3) зоны радиационного загрязнения, в том числе: – отчуждения и безусловного (обязательного) отселения – запрещение всех видов хозяйственной деятельности, обеспечение соблюдения строгого природоохранительного режима и безусловного отселения жителей; – усиленного радиологического контроля – запрещение строительства новых и расширение действующих экологически опасных предприятий, внедрение ограничения на строительство заведений отдыха.

Таким образом, вся территория Украины разделена на зоны, для каждой зоны определены направления ее развития. В этом же разделе определены направления совершенствования систем расселения с целью развития населенных пунктов в соответствии с социальными стандартами проживания. Например, для городов Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Львова необходимо эффективное использование мощного социально-экономического потенциала
и преимуществ географического положения с их развитием как центров хозяйственной активности. Для малых городов и поселков, которые являются центрами сельскохозяйственных районов, необходимо развитие социально-экономического потенциала, связанного с обслуживанием сельскохозяйственного производства и сельского населения. Для сел необходимо создание условий для производительной занятости и увеличения доходов сельского населения, необходимо обеспечить их дорогами и сетями водо газо- и энергоснабжения.

В разделе указаны территории, развитие которых нуждается в государственной поддержке. К ним относятся территории, имеющие особую хозяйственную, экологическую, научную, эстетическую ценность. Это, в частности, территории с критическим уровнем производственно–градостроитель-ного освоения и природно-техногенной опасности и низким уровнем обеспеченности природными ресурсами – территории Донбасса, территории городов с населением более 500 тыс. человек (Киева,

Харькова и др.), а также Севастополя, Симферополя и некоторых других. Определены направления развития социальной инфраструктуры. В Законе записано, что «с целью обеспечения граждан жилищем и социально-культурным обслуживанием в соответствии с гарантированными государством социальными стандартами» необходимо «наращивание объема жилищного строительства с повышением его качества и показателя средней жилищной обеспеченности», «развитие

сети заведений и учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры». Уделено внимание развитию инженерно-транспортной инфраструктуры. В частности, в Законе записано: «С целью удовлетворения потребностей населения и экономики в пассажиро – и грузоперевозках, в водных и энергетических ресурсах обеспечить: – эффективное использование мощного транзитного потенциала страны с интеграцией ее транспортного комплекса в европейскую и мировую транспортно-
коммуникационную систему; – создание национальной сети международных транспортных коридоров, которое будет обеспечивать связь главных научно-производственных и социально-культурных центров Украины с другими странами и будет стимулировать развитие территорий, прилегающих к этим транспортным коридорам; – строительство транспортных обходов городов с населением более 500 тыс. человек; – интенсивное развитие скоростных видов электротранспорта, организацию скоростного движения пассажирских поездов с

интеграцией сети железных дорог и автомобильных дорог Украины к европейской системе скоростных магистралей». В Законе определены направления по формированию национальной экологической сети как составной части Всеевропейской экологической сети. Выделим некоторые из этих направлений: а) создание объектов природно-заповедного фонда на территориях, которые отвечают условиям обеспечения охраны особенно ценных естественных

комплексов и объектов; б) увеличение площади существующих территорий и объектов природно-заповедного фонда; в) сохранение естественных ландшафтов на участках, которые имеют историко-культурную ценность; г) консервации деградированных и загрязненных земель со следующей их натурализацией; д) экологически целесообразное увеличение площади лесов. 3.4. Раздел «Реализация Генеральной схемы» В разделе «Реализация Генеральной схемы» приведены этапы реализации

Генеральной схемы. Реализация Генеральной схемы рассчитана на два этапа: 2001 – 2010 и 2011 – 2020 годы. Приведены конкретные мероприятия, которые предусматривается провести на каждом этапе. Например, на первом этапе предусматривается усовершенствование законодательного, научного, информационного, проектного, организационного обеспечения планирования территории на общегосударственном уровне. На втором этапе предусматривается осуществление мер относительно планирования территории в соответствии
с разрешениями Генеральной схемы и проведения мониторинга ее реализации. В Законе определены также механизмы обеспечения реализации Генеральной схемы. В документе записано, что «реализация Генеральной схемы обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством». С целью обеспечения реализации

Генеральной схемы поставлены задачи перед Кабинетом Министров Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроения и архитектуры. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам градостроения и архитектуры выполняет следующие задачи:  проводит мониторинг реализации Генеральной схемы;  обеспечивает подготовку проекта ежегодного доклада о состоянии реализации

Генеральной схемы и предложений о внесении в эту схему необходимых изменений и дает их Кабинету Министров Украины для принятия соответствующих решений;  определяет первоочередные меры относительно планирования территории с проведением оценки результатов их выполнения и стоимости и необходимые средства при подготовке проекта Государственного бюджета Украины на следующий год;  готовит предложения относительно разработки схем планирования

отдельных частей территории Украины и дает их на рассмотрение Кабинета Министров Украины;  согласовывает в установленном порядке нормативно-правовые акты, которые принимаются другими центральными органами исполнительной власти, по вопросам, которые касаются планирования и регулирования использования территорий. 4. Контроль над ходом выполнения Закона Сергей Гудим, автор статьи «Карта бита», размещенной в рубрике
«Государство и экономика» в газете «Бизнес», отмечает: «Руководить разработкой планов, судя по всему, будет Госкомитет строительства и архитектуры. В Законе ссылки на него нет, но именно он является “уполномоченным органом центральной власти по вопросам строительства и архитектуры”» [2]. Заключение Реализация предложенной в законе Генеральной схемы позволит эффективно использовать территорию Украины, её недра и водные ресурсы, промышленные и сельскохозяйственные объекты, а также повысить жизненный

уровень населения. Список использованной литературы 1. Закон Украины «О генеральной схеме планирования территории Украины». Киев, 7 февраля 2002 года. 2. Гудим С. Карта бита. Газета «Бизнес» № 7 (474), 18 февраля 2002 года. 3. Правовые основы и менеджмент земельного рынка. Учебно-методическое пособие.

М МосГУГК 1996. Приложение Генеральная схема планирования территории Украины. Планировочная структура и виды преимущественного использования территории Функциональные зоны: зона сельского хозяйства природно-заповедный фонд и курортно-рекреационные зоны урбанизированные территории со средним уровнем производственно-градостроительного освоения урбанизированные территории с высоким уровнем производственно-градостроительного освоения урбанизированные территории

с критическим уровнем производственно-градостроительного освоения территории отчуждения и безусловного отселения Проблемные ареалы: Из графических материалов к закону