СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4 ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ 1. Основные понятия избирательной системы 2. Порядок проведения голосования 3. Порядок подсчета голосов 15 ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 18 ГЛАВА 4. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В ВЫБОРАХ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими. До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов.
Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем, ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем что в последние 10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти. Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 – 1990 гг когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с
выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев. Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России. Хочется отметить, что на сегодняшний день вышло множество
соответствующей литературы как учебного, так и научного характера. Особенно следует отметить фундаментальный труд «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» под ред. А.В. Иванченко. Этот учебник представляет собой первый опыт систематического изложения базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений. ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа»
(именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти. Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов. Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуаль¬ного руководящего представителя (например, президента стра¬ны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных ор¬ганизаций. Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления — региональные (областные), муници¬пальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес заслуживает классификация выборов со¬гласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие — ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многостепенные); с тайным — с открытым голосованием. Избирательная борьба — основное поле деятельности полити¬ческой партии в демократическом обществе.
Можно даже в опре¬деленном смысле утверждать, что демократические партии рожда¬ются и существуют для выборов. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электо¬рата. Электорат (от лат. elector — избиратель) — это контин¬гент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выбо¬рах. Например, электорат социал-демократических партий состав¬ляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему
и присуща неко¬торая относительная стабильность. От выборов к выборам элек¬торат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. Предвыборная программа кандидата на пост президента или партии на парламентских выборах включает обычно четыре раз¬дела: экономический, социальный, внутри- и внешнеполитический. Особенно чувствительны избиратели к социальному аспекту про¬граммы. Поэтому даже если ситуация требует применения эко¬номических «кнутов», соискателям народного благоволения следу¬ет припасти для народа и социальные «пряники». Расплывчатость программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они исходят, но иногда она неизбежна. Хо¬рошо украсить программу яркими, звучными лозунгами, завора¬живающим названием, с тем, чтобы воздействовать не только на ралы своих склонных к преувеличениям политиков.
Для многих выборы — не более чем позум, но и на эмоции избирателей. Разумеется, далеко не все избиратели наивно верят и предвы¬борные посулитическое шоу, к котором це¬нится состязание улыбок и остроумие его участников, т.е. на пер¬вый план выдвигается имидж, но уже в самом поверхностном, обы¬вательском смысле. Избирательная кампания — весьма дорогостоящее мероприя¬тие. В результате пре¬имущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат.
Кульминацией избирательной кампании является день набо¬ров. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы сама про¬цедура голосования есть тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем либо тогда, когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не сложилась, не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой куль¬турой, политической или общей. День выборов – это как бы пик, апофеоз, праздник демократии.
Но нередко он становится объектом манипуляции политических элит и их лидеров. Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, оп¬ределением и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификации итогов голосования. Избира¬тельное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институ¬тов, и регулирует такие общественные отношения, которые складыва¬ются, при выборах Президента Российской Федерации, де¬путатов законодательных (представительных) органов власти Федера¬ции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-
правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конститу¬ционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: 1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов феде¬рального значения, автономной области, автономных
округов; 2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; 3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие орга¬низацию и порядок выборов в различные органы государственной влас¬ти и органы местного самоуправления: • Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гаран¬тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; • Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; • Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»; • Федеральный закон Российской
Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; • другие законы; 4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведе¬ния выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются поста¬новлениями Государственной Думы и Центральной избирательной ко¬миссии. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Фе¬дерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов
и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо¬совании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучас¬тию в выборах, а также на его свободное
волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон¬сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать со¬действие гражданину Российской Федерации в реализации избиратель¬ных прав, установленных законом. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из¬бирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран¬ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде¬ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан¬ные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель¬ных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином
Российской Федерации пассивного избира¬тельного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российс¬кой Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Уста¬навливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы го¬сударственной власти субъектов
Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Пре¬зидента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах гла¬вы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тай¬ным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за во¬леизъявлением избирателя. ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ 2.1. Основные понятия избирательной системы В научной литературе термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях — широком и узком. В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных
с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного)
права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества. Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. majorite — большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают.
Эта система — единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.
Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов
голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются
хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными.
Избежать этого возможно различными способами. Первый способ — так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) — цифру 2 и так далее.
При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Другой способ, более распространенный, — перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов, или, как выражается наш
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем Федеральном законе так и предусмотрено). Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров
Явная несправедливость по отношению к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы.
К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами, в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти
неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными. Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений.
Как же происходит распределение мандатов при пропорциональной системе? Для этого существуют различные методы. Один из них заключается в определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным метром), то есть того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.
Определяется квота разными способами. Следует особо отметить институт, который позволяет партиям нарушить пропорцию при распределении мандатов и получить наибольшее количество голосов. Это институт — объединения в блоки. В результате всех приведенных способов партия (преодолевшая в соответствующих случаях заградительный пункт) получает какое-то число мандатов в представительном органе. Возникает вопрос: кто из кандидатов списка получит эти мандаты? Обычно партия устанавливает очередность кандидатов в списке, в соответствии с которой кандидатам достаются мандаты. Очевидно, что чем ближе кандидат находится к началу списка, тем выше его шансы стать депутатом. Первыми по списку идут лидеры партии, а затем остальные кандидаты, чье место определяется степенью их близости к лидерам или их ценностью для лидеров. Однако то, что избиратель не может влиять на отбор кандидатов на так называемые мандатные места в списке,
вызывает многочисленные нарекания, ответом на которые в ряде стран явилось введение преференциального голосования. Суть этого института заключается в том, что избиратель, голосующий за партийный список кандидатов, получает право указать в нем кандидатов, избрание которых было бы для него особенно желательно, то есть определить свои предпочтения (преференции) в рамках списка. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей,
отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещенный на мандатное место, этого мандата не получит. Система единственного передаваемого голоса в теории считается самой справедливой, так как позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако ее распространению препятствует определенная техническая сложность определения результатов выборов.
Выглядит система следующим образом. В многомандатном округе каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего — вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует. После установления общего числа проголосовавших или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными. Однако обычно такие кандидаты получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен.
Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями. Наконец, о смешанной избирательной системе мы говорим в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В Российской Федерации применяется смешанная из¬бирательная система:
мажоритарная (как относительного большинства при выборах половины депутатов Государст¬венной Думы, так и абсолютного большинства при выбо¬рах Президента РФ) и пропорциональная (при выборах другой половины депутатов Государственной Думы). Так, например, нижняя палата парламента состоит из 450 человек, из которых 225 избраны по мажоритарной системе; остальные по пропорциональным партийным спискам. порядок выборов
Президента Российской Федерации, депутатов Госу¬дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, преду¬смотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непо¬средственно гражданами Российской Федерации в соответствии с фе¬деральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответст¬вии с федеральными законами, законами и иными нормативными пра¬вовыми актами законодательных (представительных) органов государ¬ственной власти субъектов Федерации. Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следова¬тельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя. Избирательная система и избирательное право
Российской Федера¬ции базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы прове¬дения выборов в Российской Федерации. 2.2. Порядок проведения голосования Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье.
Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О времени и месте голосования участковые избирательные ко¬миссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи¬тельно по тем или иным причинам будет отсутствовать
по месту сво¬его жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле¬на возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избира¬тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избира¬тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе¬чить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ¬явления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле¬теня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосова¬ния. Голосование производится путем нанесения избирателем в изби¬рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от¬носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль¬зу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)". По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается
проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001 году. Известен случай, когда на избирательном участке, было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избира¬тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании,
в том числе лицам, которые по состоя¬нию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут при¬быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби¬рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной из¬бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про¬голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко¬вой избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комис¬сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли¬чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби¬рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об изби¬рателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополни¬тельно вносятся в список. При проведении голосования вне помеще¬ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать воз¬можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже¬ние волеизъявления избирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается при¬сутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя¬тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого по¬мощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной
комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со¬держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира¬тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель
удаляется из помещения для го¬лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются пов¬лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 2.3. Порядок подсчета голосов Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко¬вой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете го¬лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не¬действительными избирательные
бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл¬летени не установленной формы. Члены участковой избирательной ко¬миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:  число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;  число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби¬рательной комиссией;  число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из¬бирательном участке в день голосования;  число погашенных избирательных бюллетеней;  число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про¬голосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избира