Законность как правовая категория и социальное явление

Законность как правовая категория и социальноеявление
Висторическом плане представления о законности возникли намного позже самихзаконов (божественных, естественных, человеческих) и формирования политическойвласти. Первопричиной становления законности можно рассматривать необходимостьлегализации деятельности политической власти как необходимого условияподержания баланса интересов человек – общество – государство. Историявозникновения и развития категории «законность» непосредственно связана свозникновением и развитием государства. Этим и объясняется обращениепредставителей отечественной юридической науки в процессе изучения феноменазаконности к наиболее ранним периодам развития государства и права.
В развитиипредставлений о законности можно условно выделить следующие исторические этапы:дореволюционные представления о законности, социалистическая законность,постсоциалистические (или современные) представления о законности.
Появлению иутверждению в государственной и общественной практике понятия «законность» вРоссии способствовало образование Указом Петра 1 от 12 января 1722 годапрокуратуры, отвечающей за строгое и точное соблюдение всех установлений,исходящих от государя, а затем и от высших государственных органов. Строгоесоблюдение законов государства, надзор за которыми был возложен на прокуратуру,в последующем стало трактоваться как надзор за законностью, а сама законность –как точное и строгое соблюдение действующих законов. Реформы Петра 1 положилиначало истории становления практической законности: он не только ввел в Россиипонятие законодательства, создал специальный орган для обеспечения законности,но и определил ее сущность как выражение воли верхов, обеспечении их интересовна основании строгого соблюдения законов.
В периодцарской России внимание общества и правовой науки было направлено на попыткипроникнуть в суть понятия законности, на оценку существовавшего положения вобласти законности. К чертам, характеризующим состояние российской законноститого времени, следует отнести: предпочтение государством силовой концепцииобеспечения исполнения законов; высокий уровень организации карательныхорганов; негативное общественное отношение к соблюдению законности; открытоенеуважение к закону или правовой нигилизм. Именно в связи с этим положением вобществе в 1912 г. В. Набоков писал: «Чтобы говорить о законности,нужно, прежде всего, прочно и незыблемо установить само понятие закона…Конституционный принцип законности будет подорван, если власть управления –верховного или подчиненного – станет вторгаться в область, по существу принадлежащуювласти законодательной. И тем самым будет нанесен тяжелейший удар идеезаконности. Здесь подчеркивалась значимость соблюдения принципа разделениявластей для обеспечения законности.
Тогдапонятие законности сводилось, прежде всего, к подзаконности самогосуществования государственной власти, необходимости осуществления деятельностив соответствии с законами, исходящими от народа и защищающими естественныеправа и свободы людей. Но эта концепция на деле оказалась несостоятельной.
Излагаясвое видение законности, представитель дореволюционной юридической науки Б.А. Кистяковскийпишет: «Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всехдействий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом ихнеотъемлемых прав. Таким образом, последовательное осуществление законноститребует, как своего дополнения, свобод и прав личности и, в свою очередь,естественно вытекает из них как их необходимое следствие».
С началомсоциалистического периода истории нашей страны в силу объективных причинпроисходит еще большее смешение подходов к пониманию законности. Некоторые изученых считали, что в революционное переходное время, при отсутствии твердогописаного закона, было бы лицемерно всюду ссылаться на законность, в связи с чемпредпочтение было отдано термину «закономерность» действия, которую необходимооценивать с точки зрения справедливости большинства трудового населения.
Вопрос онеобходимости установления законности был поднят в 1922 году в связи спроведением судебной реформы, принятием законов об адвокатуре и прокуратуре.Однако основополагающим принципом деятельности судов, адвокатуры и прокуратурына тот момент было революционное правосознание, а лишь затем применениезаконов. Позднее была выдвинута идея о господстве целесообразности над формойправа. Такую позицию подтвердил и полностью узаконил в формулировках«революционная целесообразность» и «пролетарское чутье» XV съезд ВКП(б), состоявшийсяв декабре 1927 г.
Содержательномупониманию законности, сложившемуся в советское время, способствовало то, чтодругое время обеспечение законности ассоциировалось с деятельностью органовпрокуратуры. Подытожила и на долгое время определила понимание законности точказрения В.И. Ленина о характере и пределах законности, высказанная им в егописьме «О «двойном» подчинении», в частности: «законность не может бытькалужская или казанская, а должна быть единая всероссийская», «…законностьдолжна быть одна…».[1]
«Социалистическаязаконность – неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовыхактов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественнымиорганизациями».[2]Проблемы социалистической законности в отечественной юридической наукеразрабатывали такие ученые, как С.С. Алексеев, Н.Г. Александров, Н.В. Витрук,Н.Н. Вопленко, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева,Н.С. Малеин, С.В. Поленина, П.М. Рабинович, И.С. Самощенко,М.С. Строгович, А.Я. Сухарев, Ю.А. Тихомиров и др.
Длясоветского периода в целом было характерным сопряжение определения законностисо строительством социалистического экономического базиса и требованиемгосударства к своим органам, должностным лицам и гражданам.
Профессор И.С. Самощенкоподчеркивал, например, что «законность» как особое общественное явлениеозначает не просто реализацию требований права в отдельных конкретных случаях,это – господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, вотношениях между властью и личностью».
Характернымичертами современной юридической науки являются многообразие научных подходов копределению понятия и содержания законности и приверженность ксоциалистическому пониманию законности.
Определениезаконности только как строгого исполнения официальных законов упрощаетпроблему: тогда достаточно иметь развитую систему законодательства иэффективный репрессивный механизм принуждения в случаях нарушения закона.Признак обязанности исполнения законов является необходимым, но недостаточнымдля определения законности. Законность должна пронизывать не только поведениеисполнителей законов, но и деятельность законодателей, т.е. правотворческуюдеятельность. Поэтому необходимо обеспечивать соответствие юридических законовобъективно существующим социальным связям, уровню экономики, организационнойзрелости, культуры, морально-этическим нормам, общественному сознанию. Оподлинной законности можно говорить лишь с учетом неразрывного единства еевнешней стороны – строгого исполнения законов и внутренней – наличие правовыхзаконов высокого качества.
Всовременных условиях общественного развития законность существует только там,где осознанно и неуклонно соблюдаются установленный в государстве действительнодемократический порядок издания законов и подзаконных актов, а сами законы иподзаконные правовые акты по своему содержанию являются демократическими,содержащиеся в них предписания неуклонно соблюдаются всеми государственными имуниципальными органами, общественными организациями, должностными лицами игражданами. Иначе говоря, исполняется требование соблюдать и исполнять законы,которое носит всеобщий характер, а также эффективно действует системагосударственного и общественного контроля за точным исполнением законов.
Влитературе одним из преобладающих является мнение о том, что под законностьюследует иметь в виду исключительно требование соблюдать законы и только законы,а упоминание в понятии законности подзаконных нормативных актов ведет кумалению законов.[3]Такая точка зрения искусственно сужает пределы содержания законности, неучитывает особенности ее практического приложения к правовому регулированиюадминистративных, трудовых хозяйственных и других общественных отношений.
Законностьпредставляет собой сложное и многообразное явление и пронизывает все стороныжизни общества и государства. Формы ее проявления в различных сферах жизнимногочисленны. Прав Д.А. Пономарев, утверждая, что законностьявляется обществоведческой категорией и выходит за рамки юриспруденции. Онауходит в сферу формирования государственно-организованного общества, ибоувязана с такими понятиями, как «демократия», «справедливость», «равенство» идр. законность выступает формой реализации воли, интересов народа какединственного источника власти.
При такомпонимании законности становится очевидным обнаруженный социологическимиисследованиями факт, что именно разнообразные неправовые явления «в 76% случаевявляются факторами, препятствующими реализации норм права». Без включенияправовой категории «законность в широкий социальный, обществоведческий контекстневозможно понять, с помощью каких средств осуществляется перевод правовыхтребований в социальное поведение.
Односторонностьподходов к трактовке законности вызвала подмеченную Б.И. Пугинским и Д.Н. Сафиуллинымтакую болезнь юридической науки, как «ориентированность на промежуточныйрезультат – подготовку правовых актов». Далее они пишут: «В монографиях,журналах не найти информации о том, как обеспечить выполнение законодательныхактов, …какие приемы и методы для этого использовать», не говоря уже оразработке методологии законности, включая причинный комплекс неэффективностиправовых норм.
Законностькак правовую категорию следует рассматривать в нескольких основных аспектах.
Прирассмотрении отправных начал, основ деятельности государственных органов,общественных организаций, должностных лиц и поведения граждан имеет место однаобщественная связь, когда законность выступает в качестве важнейшего принципаорганизации и функционирования общества и государства, который проявляется в т,что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественныморганизациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшеговыполнения законов и подзаконных актов, что их точное и неуклонное исполнениеобеспечивается общественными и государственными мерами. Принцип законностивыступает в качестве правовой основы государственной и общественной жизни.
В этомсмысле законность выступает как принцип осуществления властных функций, принципдеятельности государственного аппарата. Но «законность едина, и она одинаковообязательна для всех – и для органов власти, и для граждан».
Действиепринципа законности предполагает наличие определенных правовых положений:
1)  Создание разветвленной и внутренне согласованной системы правовыхнорм, соединенных в четкие и определенные кодификационные сборники;
2)  Четкость правового статуса, определенность прав и обязанностейкаждого из участников правовых отношений;
3)  Правовая гарантированность неукоснительного исполнениязаконодательства, наличие организационно-правового механизма, обеспечивающегоисполнение законодательства, организационно-правовое обеспечение неотвратимостиответственности;
4)  Универсализм принципа законности.
Принципзаконности в обществе во многом выполняет роль социального ориентира,основополагающего начала, с которым каждый гражданин, общественная организация,государственный или муниципальный орган должны постоянно сверять своюдеятельность, чтобы обеспечить ей высокое правовое качество, последовательнодемократическое содержание, достижение высоких социально-экономическихрезультатов.
При анализезаконности с точки зрения путей и средств осуществления государственной власти,средств воздействия государственной власти на общественные отношения, поведениелюдей выделяется новая общественная связь, при которой законность выступает вкачестве метода государственного руководства обществом, позволяющегогосударственной власти обеспечить претворение в жизнь воли государства иинтересов народа.
Данныйметод позволяет важнейшие требования общественно-политической жизни облечьчерез законы в общеобязательные правила поведения и организовать людей на ихвыполнение. Назначение законности состоит в том, чтобы устанавливать и охранятьнеобходимые обществу отношения и порядки, чтобы запрещать, ограничивать ивытеснять нежелательное поведение. И в этом смысле законность – методгосударственного руководства (в первую очередь речь идет о деятельностигосударства, заключающейся в создании всех необходимых нормативных правовыхактов, организации их выполнения, контроля за правильностью их реализации).
Демократизмзаконности как метода руководства обществом проявляется в активном участиинаселения в осуществлении руководства обществом; в совместном (институтовгосударства и народа) определении необходимости принятия и определениясодержания законов; в непосредственном участии граждан в создании законов, ихисполнении и контроле за их исполнением. Поэтому законность пронизывает нетолько сферу реализации права, но и правотворческую деятельность.
Требованиязаконности в нормотворческом процессе состоят в обеспечении демократизации формнормотворчества, участии в нем широких слоев населения, обеспечивающемадекватность отражения в нормативных правовых актах тенденций общественногоразвития.
Для этоготребуется точность формулы закона, оперативность законотворческого процесса, быстротаи своевременность принятия, отмены или внесения изменений и дополнений, а такжепроверка жизнеспособности и целесообразности норм права. Немаловажное значениеимеет систематизация и кодификация норм права, обеспечивающие легкость иудобство пользования законодательством.
Законностькак правовой метод государственного руководства обществом действует при условииорганизации правильного претворения в жизнь нормативных актов.
Всвойственном правовому государству демократическом политическом режиме законностьпроявляет себя как его неотъемлемая составная часть и представляет собойсвоеобразный режим общественно-политической жизни, определенный образвзаимоотношений между органами государственной власти и населением, междуотдельными индивидами.
Характеризуязаконность посредством понятия «режим», необходимо отметить, что оно обозначаетв данном случае определенное состояние общественных отношений, содержаниемкоторых выступает уровень соответствия реальных общественных отношений законами подзаконным актам государства, а именно – правомерность.
Состояние(режим) юридической правомерности общественных отношений обычно характеризуетсяпри помощи понятия законности. Это находит выражение в их общей характеристике,в т.ч. при формулировании дефиниции.
Так, П.Е. Недбайлоопределяет: «законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всемобществом всех государственно-правовых актов»; «есть свойство общественнойжизни»; «прочный правовой режим».
И.С. Самощенко:«законность – это общественный режим, характеризующийся господством закона всистеме общественных отношений».
А.Ф. Гранин:«под законностью следует понимать отвечающий интересам социалистическогостроительства правовой режим неуклонного осуществления требований законов, иныхоснованных на законе нормативных правовых актов государства как в сфереправотворчества, так и в сфере реализации правовых норм».
Е.А. Лукашева:«четкое функционирование системы правового регулирования создает в обществеопределенный правовой режим – режим законности. Законность выступает в качествеобъективированного результата действия всех элементов системы правовогорегулирования: правосознания, системы правовых норм, различных способов ихреализации».
Такимобразом, законность рассматривается и как принцип, и как метод, и как режимформирования правового государства и гражданского общества, в основе которыхлежит точное исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативныхактов всеми государственными органами, общественными организациями, органамиместного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Однако ився совокупность таких определений оставляет открытыми многие аспекты понятиязаконности.