Законодательная и исполнительная власть

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»

Вопрос 1.Органы законодательной, исполнительной власти, суд и контрольно-надзорныеорганы
 
ФедеральноеСобрание представляет законодательную власть Российской Федерации. ФедеральноеСобрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента исоответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так как это неустановлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом изаналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. ВГосударственной Думе через депутатов представлены все граждане РоссийскойФедерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации.Совет Федерации формируется из представителей органов государственной властисубъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны наоснове всеобщего прямого избирательного права). Таким образом, через СоветФедерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересысубъектов Российской Федерации.
Следуетособо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятиюфедеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельностьсосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся вГосударственную Думу; существует возможность преодоления несогласия СоветаФедерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, втечение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные емуГосударственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчествасостоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.
Согласност. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть РоссийскойФедерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший органисполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органамв новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеетпрактическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущемзаконодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органыисполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются вэту систему и кому они подчиняются.
Конституцияповышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 10). Вотличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководствоисполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетностьПравительства федеральным представительным и законодательным органам (Съездународных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституцияисходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации иподчиненности не предусматривает.
Характернымисвойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконностьи полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах КонституцииРоссийской Федерации.
Назначениемсудебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строяРоссийской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной иисполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости приисполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечениереализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданинасоставляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированныхкаждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенностьжилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.
Исключительностьсудебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной властиили управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющиекомпетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимноиспользовать полномочия государственной власти на применение в процессуальномпорядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти,уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершениипреступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначитьуголовное наказание.
 
Вопрос 2.Государство и местное самоуправление
 
Системный подход к любомусовременному государству предполагает, что каждое его структурное подразделениевзаимосвязано с другими и в то же время относительно независимо, обладая вконкретных ситуациях способностью по-своему реализовывать предоставленные емувозможности. Однако степень ответственности «структурных узлов», расположенныхкак по «горизонтали», так и по «вертикали», объем их возможностей далеко неодинаковы в разных государствах и зависят от многих политических, экономических,технических факторов, конкретных исторических условий.
Идеологияместного самоуправления отражает две объективные социальные потребности:необходимость эффективного управления делами общества и развитие демократии.Чем сложнее общество, тем труднее управлять экономическими и социальнымипроцессами из центра, поэтому издавна местное самоуправление связывалось сзадачей децентрализации управления, передачи на места вопросов, которые таммогут решаться наиболее успешно. Местное самоуправление предполагает заботу онепосредственных нуждах населения. Лучше всего эти нужды знает власть, напрямуюсвязанная с жителями городов и сел, что и обеспечивает заинтересованное, ответственноеи, следовательно, эффективное решение местных дел. С другой стороны, местноесамоуправление способствует обеспечению свободы личности, ее самовыражению,развитию в гражданах самостоятельности и предприимчивости. Знакомясь собщественными делами, участвуя в их решении, люди перестают надеяться только нацентральные власти и привыкают полагаться на самих себя.
Местноесамоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающеесамостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местногосамоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражениемнародовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционногостроя Российской Федерации.
Формированиеорганов местного самоуправления – дело самого населения соответствующегогорода, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могутбыть непосредственно избраны населением, другие – сформированы выборнымиорганами. Но при всех условиях они не могут назначаться «сверху», их состав недолжен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями илиутверждаться ими. Вмешиваться в решение этих дел государственные инстанции немогут; в противном случае должна наступать правовая ответственность занарушение Конституции. Будучи сформированы «снизу», органы местного самоуправленияне находятся в отношениях подчиненности к органам государственной власти и необязаны выполнять их предписания. Органы государственной власти могутдействовать рядом с органами местного самоуправления, но не вместо них.
Будучивыведены из системы органов государственной власти, органы местногосамоуправления остаются в системе государственно-властных отношений.Организационно отделенные от государственной власти, они с ней связаныфункционально. Самосознание и важнейшие полномочия органов местногосамоуправления определены актами органов государственной власти – федеральных исубъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики –экономической, социальной, экологической, в области культуры и др., могутнаделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализациигосударственных программ.
Вопрос 3.Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
 
Формациониый и цивилизационныйподходы – это подходы не только к делению государств на типы. Типологиягосударства на их основе – это частный случай формационного и цивилизационногоподходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
В основе формационного подхода лежитпонятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван«формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве егобазиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) инадстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.
В основе цивилизационного подходалежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному.Например, профессор Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурнуюсистему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности всоответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с темподдерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемыхдуховно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей».
Цивилизационный подход к типологиигосударства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данныймомент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого делениягосударств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишьпринципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературеуделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационногоподхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, егосоциальная природа определяются, в конечном счете, не столькообъективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами».Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства идуховно-культурной жизни общества: сущность государства определяется не толькореально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходеисторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями омире, ценностями, образцами поведения;
государственная власть какцентральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как частьмира культуры;
разнородность культур – во времени ипространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств,соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в другихусловиях.
Формационный подход являетсятрадиционным для марксистского обществоведения, в котором «общественнаяформация» – это исторический тип общества, основанный на определенном способепроизводства.
В марксизме, уже«усовершенствованном» российскими теоретиками-большевиками, – так называемом«марксизме-ленинизме», – выделялось пять общественно-экономических формаций:первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная икоммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой,феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации – социализму),соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий,феодальный, буржуазный и социалистический.
В своей основе формационный подход ктипологии государства является вполне здравым и полезным длягосударствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиесяна одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характернымнабором общих признаков (государства, независимо от времени их существования иместа дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны всвоих принципиальных характеристиках).
Вместе с тем в учебной литературеобращается внимание и на ряд недостатков формационного подхода как следствиеего догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят:
однолинейность в трактовкеисторического развития государственности как механической смены одного историческоготипа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с егомногообразием путей и форм государственного развития, с цикличностью этогоразвития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств);
игнорирование азиатского способапроизводства, для которого характерны:
а) общественная собственность наземлю и коллективный труд;
б) государственная собственность насредства производства;
в) господствующий класс в лицечиновничества, для которого основной «собственностью» является власть.
В литературе справедливо отмечается,что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит ввозможности раскрыть развитие общества и государственности через человека,через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности (В.Н.Хропанюк).
В литературе правильно отмечается,что в типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так иформационный.

Списоклитературы
 
1.      Конституция РФ.
2.      Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3.      Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4.      Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5.      Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6.      Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7.      Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8.      Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.