Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях

Оглавление
Введение
1.   Законодательное обеспечение свободысовести и вероисповедания в России
2. Правовые пробелы в религиознойсфере
3. Религиозная ситуация в современнойРоссии изменения, тенденции, противоречия
Заключение
Список литературы

Введение
Говоритьо взаимоотношении политики и религии — это значит, по существу, обсуждатьособую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. Содной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человекавопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой жестороны — неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества,государственного строя, его способность обеспечить демократические права своихграждан, исключить всякое — правовое и практическое — насилие над ихубеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использованиеличных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальномупрогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшемпоказателе демократичности и гуманности общества.
Упомянутыевопросы тем более требуют внимательного рассмотрения, что каждое общество,государство (точнее, правящие круги) по-своему понимают, по-разному толкуют и,главное, осуществляют практические действия в сфере взаимоотношения религии иполитики. Именно поэтому лишь тщательное и объективное изучение позволяетпонять, чем вызваны эти различные трактовки и действия, насколько они на деледемократичны и гуманны, наконец, в чьих интересах они осуществляются. Например,без учёта религиозного фактора трудно понять подоплёку ряда политическихдействий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и, даже вмировой политике. Известно, например, что в разных районах планеты периодическивозникают острые социально-политические катаклизмы (например, в ЛатинскойАмерике, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий (Иран-Ирак), гдев качестве ведущей причины (по крайней мере на поверхности событий) фигурируютрелигиозные мотивы. Цель реферата: показать степень взаимодействия религии иправа в формирующемся гражданском обществе и проанализировать сложившуюся религиозно-правовуюситуацию в России.
Внастоящее время в России происходит формирование гражданского общества,закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этимбольшое значение для будущего России приобретает характер складывающихсявзаимоотношений между людьми, придерживающийся различных мировоззренческихориентаций, в том числе между верующими и неверующими, между различнымирелигиозными вероисповеданиями друг с другом и их отношений с государством влице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими.Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако вобщественной жизни страны в постсоветский период отчётливо проявляютсятенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение вгосударстве на правах “религии большинства”, “господствующей в данном регионерелигии”, попытка создания политических объединений по вероисповедальномупризнаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеетместо также стремление использовать властные структуры государства для борьбы сведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для Россиирелигиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т.д.
Определённыепроблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно дажесказать, что на место “воинствующего атеизма” приходят элементы “воинствующегоклерикализма”, которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозныхорганизаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормыповедения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православнойцеркви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционногораспространения ислама, ламаизма. Так в частности, предпринимаются попыткипоставить под вопрос светский характер школьного образования через введениецикла учебных дисциплин, таких как “Закон Божий”, “Основы религии”, изучениекоторых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии наоснове разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что вданной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаютсяразличных мировоззренческих ориентаций неверующие, представители различныхвероисповеданий — ислам, иудаизма, православия и т.д.

1. Законодательное обеспечение свободы совести ивероисповедания в России
 
Правовойосновой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе можетслужить соблюдение принципа свободы совести. Совесть — это категория этики,характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль,самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать отсебя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самомобщем виде принцип свободы совести означает признание права человека насамостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях ипоступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом,постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовнойсвободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовнойжизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иныеорганизации. Реализация принципа свободы совести означает признаниенеобходимости установления в социальном взаимодействии в межличностныхвзаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости).
Международныеакты — документы ООН: “Всеобщая декларация прав человека” (10 декабря 1949 г.);“Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основерелигии и убеждений” (25 ноября 1981 г.); “Итоговый документ Венской встречипредставителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничествув Европе” (15 января 1989 г.); “Парижская хартия для Новой Европы” (21 ноября1980 г.) утверждает право каждого человека “на свободу мысли, совести, религиии убеждений”. Они послужили импульсом для изменения государственно-церковныхотношений в нашей стране. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон“О свободе вероисповеданий”, который гарантировал осуществление свободы совестив нашей республике. 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “Освободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёхразделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условиядеятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболееважные принципы осуществления свободы совести: 1) Равноправие гражданнезависимо от их отношения к религии; 2) Равенство религиозных организацийперед законом; 3) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающихреализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за ихнарушения; 4) Светский характер системы государственного образования.
Статья3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как правокаждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные иатеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственномусловии — соблюдении законов государства. В последующих статьях законауточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо правили установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждениев связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.
Принципотделения религиозных объединений от государства предусматриваетневмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы,определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельностьрелигиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законовстраны. Государство не должно финансировать деятельность религиозныхорганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В своюочередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, неучаствуют в выборах его органов власти и управления, в деятельностьполитических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие вполитической деятельности наравне со всеми гражданами.
Взаконе чётко сформулирован светский характер государственного образования. На основеэтого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим иневерующим. Государственное образование не преследует цели формированияопределённого отношения к религии. Это означает, что в государственных учебныхзаведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему,катехизация (разъяснение основ вероучения), хотя не исключается изложениеистории религии, её функции в жизни общества и человека. В равной меренедопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленноеформирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению иполучение религиозного образования возможно только на вне государственнойоснове. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать своиспециализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей и т.д.Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они непрописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выраженоотношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующимирелигию и не исповедующими её, между последователями различных религий.
Всерелигии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них непользуется какими-либо преимуществами или ограничениями.
Государствонейтрально в вопросах веры и убеждений.
Второйраздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиознуюдеятельность. Статья 7 закона предусматривает право выбирать, иметь и менятьрелигиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной илюбой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершатьрелигиозные обряды, добровольно вступить в религиозные объединения и выходитьиз них. Статья 8 определяет религиозные объединения как добровольныеобъединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместногоосуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют правообразовывать региональные или централизованные структуры со своими органамиуправления и подразделениями. В статье 11 указывается, что религиозные объединениянаделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава(положения) в Министерстве Юстиции или его органах на местах. Статья 14определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращеналибо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образовавшего,либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.
Религиозныеобъединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие иблаготворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество вмонастырях, скитах и т.д., паломничество и другие виды деятельности, которыесоответствуют определённым вероучения и предусмотрены уставом (положением)данного объединения. Раздел третий этого закона регулирует имущественные ифинансовые правоотношения религиозных объединений.
Вновом законе “О свободе совести и о религиозных организациях” есть, на мойвзгляд, и отрицательная сторона. По этому закону религиозной организациейпризнаётся религиозная организация, у которой имеется подтверждение еёсуществования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет,выданное местными органами местного самоуправления, или подтверждение овхождении в структуру централизованной религиозной организации того жевероисповедания, выданное указанной организацией (статья 9 (2)). На сегодняшнийдень не все религиозные организации могут доказать своё существование напротяжении последних пятнадцати лет, здесь необходимо также учитывать и то, чтопримерно до 1991 года у нас в стране велась атеистическая политика иследовательно многие религиозные организации появились совсем недавно. Всё этонаводит на размышления о том, что на отдельных местах могут быть созданытрудности для регистрации религиозной организации, то есть в очередной разпроявление бюрократизма. Можно даже сделать вывод, что в этом законелоббируется православие, так как оно многие годы было единственной разрешённойрелигией. Может сложиться ситуация при которой органы местной администрации непризнавая другие религиозные направления могут их попросту запрещать ссылаясьна существующий в законе пункт. Складывается монопольная влияние православнойцеркви на общество, что ограничивает свободу вероисповедания и является по сутиотступлением от провозглашённой в Конституции права каждого человека на защитусвоих прав и свобод.
Принципысвободы совести, сформулированные в законе “О свободе совести и о религиозныхобъединениях”, нашли своё конституционное закрепление в основном законе страны- Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства.
Согласностатье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободычеловека согласно общественным принципам и нормам международного права и всоответствии с настоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российскоегосударство светским государством, причём никакая религия не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статья 28 (2)гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные ииные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Статья 29 (2). Недопускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую,национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропагандасоциального, расового, религиозного или языкового превосходства.
Статья19 (2). Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формыограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности.
Статья59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Федерации несёт военную службу всоответствии с Федеральным законом. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовуюнорму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если егоубеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также виных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену еёальтернативной гражданской службой. Пока не принят Федеральный закон обальтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.
2. Правовые пробелы в религиозной сфере
Внастоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповеднойполитике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утвержденияв 1990 г. Законов СССР и РСФСР “О свободе совести и религиозных организациях” и“О свободе вероисповеданий” религиозная ситуация в корне начала меняться вреспубликах СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западнаямодель государственно-церковных отношений. Она стала основой российскогозаконодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующимгражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрациюрелигиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповеднойполитики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этогопроцесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ “Освободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г. государство не толькодекларирует свободу совести, но и содействует защите вероисповедных свобод. Сэтой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: вГосударственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФдействует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при ПравительствеРФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппаратеУполномоченного по правам человека работает отдел по религиозным вопросам икультурным правам. В субъектах Федерации, при президентах, в правительствах, вмэриях, в администрациях утверждены структуры, осуществляющие связи срелигиозными объединениями.
3. Религиозная ситуация в современной России: изменения,тенденции, противоречия
 
Россиястала страной поликонфессиональной, религиозного плюрализма. Вот как выглядитполиконфессионализм, или религиозный плюрализм, на таблице, подготовленной(российским отделением МАРС — проф. Красиковым А. А.) на основе официальныхданных Министерства
юстиции РФ огосударственной регистрации централизованных и местных религиозных объединенийРоссии по состоянию в 2002 г. (по федеральным округам):
Конфессии
Конфессии
Федеральные округа РПЦ Старообрядцы Католики Протестанты Мусульмане Иудеи Буддисты Прочие Всего Центральный 4030 74 30 1056 54 82 26 433 5785 Северо-западный 1026 18 39 561 15 24 8 111 1802 Южный 1154 27 42 673 860 30 47 166 2999 Приволжский 2570 83 28 642 1755 34 11 146 5269 Уральский 584 17 12 282 254 23 3 78 1253 Сибирский 834 29 90 557 89 31 90 156 1876 Дальневосточный 317 13 21 409 11 19 10 108 908 Итого 10515 261 262 4180 3038 243 195 1198 19892
Вхарактеристике поликонфессионализма надо отметить его присутствие во всехсубъектах федерации, на региональном уровне. Подтвердим это некоторымиконкретными данными, касающимися той или иной региональной религиознойситуации. Возьмем хотя бы один из субъектов федерации с преобладающим русскимнаселением и где всегда преобладало православное население. К настоящемувремени в Костромской области, кроме 170 организаций РПЦ, зарегистрированы 5старообрядческих организаций, 2 иудейские, 1 мусульманская, 5 евангельскиххристиан-баптистов, 1 евангельских христиан, 5 христиан-адвентистов седьмогодня, 12 христиан веры евангельской (пятидесятников), 2 Свидетелей Иеговы, 1религиозная группа Новоапостольской церкви. Без регистрации действуют группы“Сахаджа-йоги”, “Хранители пламени” или “Наука изреченного слова”, религиозно-экологическиеобщества “Единение”, и “Анастасия”. В Костроме также имеются представителиЦеркви сайентологии, Общества сознания Кришны, Веры Бахаи, католицизма и ЦерквиОбъединения (Муна). По нашим наблюдениям за развитием религиозной ситуациитакое многообразие существует во многих регионах России.
ВРоссии действует сильное правозащитное движение. Немало общественныхорганизаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известныхорганизаций, пожалуй, является Евразийское отделение Международной ассоциациирелигиозной свободы (МАРС), Российская хельсинская группа, общественнаяорганизация «Мемориал” и др.
Помнению многих представителей правозащитного движения, ряда религиозныхобъединений, закон РФ 1997г. далек от совершенства. Более того, РоссийскаяХельсинская группа добивается отмены этого закона. Однако закон функционирует,на его основе регулируются государственно-конфессиональные отношения. В правительствеРоссийской Федерации создана и в течение нескольких лет работает группа поанализу и обобщению поступающих из регионов России предложений посовершенствованию закона. Предложения самые различные, есть над которымиследует задуматься законодателям, есть те, что вряд ли будут учтены, а есть ивовсе противоречащие конституционным принципам свободы совести. К примеру, изТатарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Естьпредложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительныморганизациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий вРоссии и приданию им особого статуса, предоставлением им отдельных льгот. Идетпроцесс дополнений, связанных с совершенствованием законодательства РФ освободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговыйкодекс. По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесенопредложение о передаче необходимой земли религиозным организациям вбезвозмездное и бессрочное пользование.
Однаиз благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации — это защита правверующих и продолжение улучшения законодательной базы.
Необходимоуказать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав. Вдоперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующихпрокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав. Кнастоящему времени, начиная с рубежа 80-90гг. ХХ века, уже рассмотрено немалоподобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз онвозвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.
Внастоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедныхсвобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенноэто было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.). В этот период вомногих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы инормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане,в Удмуртии…(в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения поразным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения правверующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения исоответствующей литературы. Только за последние несколько лет произошлонесколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельностинекоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощьюбутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви “Слово Жизни”; в ТутаевеЯрославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двухслужителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовалинекоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской областиместной милицией под руководством представителей городских властей былопрекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения,среди которых были женщины и дети получили психологические и физические травмы;попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономнойцеркви.
Существуетнесколько причин упомянутых рецидивов, самое главное из них — это отсутствиедолжной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а такжепотворство представителей светских властей к конкурирующим религиознымобъединениям, но именно к тем, кому власти отдают предпочтение.

Заключение
 
Такимобразом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своейстабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новыетенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединенияхнаходится в стадии совершенствования. Поступают просьбы отдельных верующих иправозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона(1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторыхпредставителей госорганов и религиозно-общественных организаций, вовсепересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какой-либоофициально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторыепредставители духовенства (Московской патриархии) уже определяют православиекак „господствующее в российском государстве”, обращается внимание набольшое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительствохрамов и часовен не только в независимых, но и в государственных, учреждениях.
Вгосударственно-конфессиональных отношениях наблюдается тенденция особогоподхода со стороны государства к реализации принципа равенства всех религиозныхобъединений перед законом, предполагающего равное отношение к нимгосударственных структур. Уже выстраивается некая иерархическая модельпредпочтений государственных организаций в отношении к религиозным объединениям(церквям и общинам) даже в содействии им в деле благотворительности исоциального служения.
ВРоссийской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовыепредпосылки осуществления каждой личностью права на свободу совести ивероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций.Разумеется, проблемы создания правовых гарантий для полного выражения каждымчеловеком собственного мировоззрения как фактора личной духовной свободысуществуют, и их разрешение есть важнейшая задача государства и общества наближайшие годы.
Список литературы
1. Дозорцев П.Н.Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.
2. Баглай М.В., ТумановВ.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 415.
3. Авакьян С.А. Свободавероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та.Серия «Право». 1999. № 1. С. 9.
4. Вишнякова И.Н.Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореф. дис. …канд юрид. наук. М., 2000.
5. Розенбаум Ю.А. Кразработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советское государство иправо. 1989. № 2.
6. К разработке проектаЗакона СССР о свободе совести (отклики читателей) // Советское государство иправо. 1989. № 6.
7. Лупарев Г.П. Свободасовести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религияи право. 2002. № 2.
8. Себенцов А.Е, КовалевА.А., Калинин В.Н. Свобода религии для человека // Международная жизнь. 1990. №12.
9. Комментарий кКонституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. иперераб. М., 1996.
10. Баглай М.В., ТумановВ.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
11. Кудрявцев А. И.Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века:конституционно-правовой аспект. Дис. канд. ист. наук. М.: РАГС, 1999.
12. См.: Колосова Н.М.Конституционно-правовой статус человека и гражданина // Конституционноезаконодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.
13. Григонис Э.П.,Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. СПб., 2002.
14. Ковлер А.И.Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002.
15. Нерсесянц В.С. Общаятеория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.,1999.
16. Ловинюков А.С.Свобода совести: анализ, практика, выводы // Государство и право. 1995. № 1.
17. Черемных Г.Г. Свободасовести в Российской Федерации. М., 1996.
18. Права человека: итогивека, тенденции, перспективы. М., 2002.
19. Международные акты о правахчеловека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н.,проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002.