Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт дистанционного образования Контрольная работа по дисциплине «Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета» Вариант
3 Выполнил: студент 2-ого курса 4 семестра Специальность: «Финансы и кредит-3-2008» Шумков Антон Андреевич Заочно – дистанционной формы обучения Проверил (а): Когалым – 2010 СОДЕРЖАНИЕ Задания 3 Задача 4 Задача 8 Задача 10 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 Задания 1. Составьте схему государственных и муниципальных органов, осуществляющих финансовую деятель
ность в Российской Федерации. В системе органов исполнительной власти выделите органы общей, специальной и отраслевой компетенции. Какие исполнительно-распорядительные органы следует отнести к бюджетным, налоговым, валютным, страховым, кредитным и иным финансовым организациям? Какие из этих органов имеют территориальные структуры? Какие финансовые органы имеются в системе органов местного самоуправления? 2. По каким признакам можно классифицировать источники финансового права? Приве
дите примеры источников каждой классификационной группы. 3. При изучении налогового законодательства и бюджетной классификации определите основные признаки понятий и их отличительные особенности: «обязательные платежи», «налоги», «налоговые платежи», «неналоговые платежи», «неналоговые доходы». Покажите принципиальные отличия бюджетных и внебюджетных доходов, целевых и общих. Назовите сборы, пошлины и иные обязательные платежи, не являющиеся налоговыми доходами. Задача 1 Федерации Центральные органы государственной власти: Президент Российской Федерации ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Законодательная власть РФ:  Совет Федерации  Государственная Дума
Законодательная власть субъектов РФ: • органы республик:  Государственный Совет  Государственное Собрание  Народное Собрание  Законодательное Собрание  Парламент • Края, области и другие субъекты:  Государственная Дума  Дума  Областная
Дума  Собрание депутатов  городская Дума (г. Москва)  Законодательное Собрание и др.  ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Исполнительная власть РФ:  Правительство РФ  Федеральные министерства РФ  Государственные комитеты РФ  Федеральные комиссии Р
Ф  Федеральные службы РФ  Российские агентства  Федеральные надзоры РФ Исполнительная власть субъектов РФ:  органы, составляющие аппарат главы администрации управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации &#6148
5;территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность  СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ  Конституционный суд РФ  Верховный Суд РФ  Высший арбитражный суд  Федеральные арбитражные суды округов ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ  Прокуратура РФ  Центральный банк РФ  Счетная палата РФ  Центральная избирательная комиссия РФ  Уполномоченный по правам человека Органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления – президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Органы отраслевой компетен
ции, ведающие какой-либо одной отраслью управления – министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления. Органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение – органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др. Виды органов местного самоуправления: – представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, муниципалитет
, окружной сельский (поселковый) Комитет (Саратовская область); – исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком, мэрия. Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, председатель Совета, председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов
РФ. Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл Воронежская обл Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе муниципального образования. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение б
юджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты: 1. Бюджетные фонды (БФ). 2. Внебюджетные фонды ВБФ. 3. Децентрализованные Фонды (ДФ). 4. Страховые фонды. 5. Государственный и муниципальный кредит. 6. Валютно-денежная система (ВД
С). Задача 2 Наиболее крупные подразделения российского финансового права – части: Общая и Особенная. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы фина
нсового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение. Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более УЗКУЮ и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел "Правовое регулирование государственных доходов" – институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б
) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования’ и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования. В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выр
ажение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права. Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государс
твенной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. Задача 3 Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств с целью финансирования государства и муниципалитетов. Налоговые платежи – это обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет. Через налоговые платежи мобилизу
ются денежные средства в распоряжении органов государственной власти. Неналоговые платежи состоят из денежных сумм, выплачиваемых предпринимателями в виде штрафов, гонораров за авторские права, патенты, за право разработки недр и как неустойки. Неналоговые доходы бюджета по законодательству РФ – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; – доходы
от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; – доходы в виде финансовой пом
ощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; + иные неналоговые доходы. Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.
Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных ненал
оговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, пров
едение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы. В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством. Можно определить следующие основные отличия целевых бюджетных и внебюджетных фондов: – средства целевых бюджетных фондов вклю
чаются в соответствующий бюджет, а средства внебюджетных фондов не включаются в бюджет, поэтому они и называются «внебюджетные»; – бюджеты внебюджетных фондов устанавливаются отдельными законами по каждому фонду на каждый финансовый год, а величина финансовых ресурсов всех целевых бюджетных фондов определяется в законе о бюджете на финансовый год; – внебюджетные фонды по своим целям в большей мере относятся к социальным фондам, то есть, они решают общие задачи социального, пенсионного, медицинского обеспечения насе
ления. Что касается целевых бюджетных фондов, то они создаются для решения более узких общественных проблем, имеющих прикладной характер (финансирование работ, компенсация затрат, восстановление ресурсов, развитие региона, развитие новой государственной службы и т.д.); – внебюджетные фонды создаются на больший срок в силу своей большей общественной значимости. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюдж
ет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся: • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; • средства, полученные в результате применения мер гражданско-
правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.) • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов) • иные неналоговые доходы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Конституция РФ. 3. Налоговый кодекс РФ. 4. Бабич А.М Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮН
ИТИ-ДАНА, 2002. 5. Боровикова Е.В. Налоговое регулирование межбюджетных отношений в муниципальных образованиях. // Финансы. 2009 №1. – с. 20-23. 6. Бюджетная система Российской Федерации. / Под ред. М.В.Романовского, Врублевской. М.: Юрайт, 2002. 7. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. С.И. Лушина, В.С. Слепова. – М.: Экономистъ, 20079 – 763с. 8. Государственные и муниципальные финансы. / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДА
НА, 2007. – 319с. 9. Муниципальное право России / Под ред. А.Н.Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: «Закон и право», 2007. – 687с. 10. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского М.:ИНФРА-2006. 11. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Под ред. Е.Ю. Грачевой. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007. – 136с. 12. Тосунян Г.А Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: Учеб. пособие.— 2-е изд. — М.: Дело, 2002. — 224 с.