Закономерности и принципы обучения в педагогике

Оглавление:
1. Характеристикаосновных отраслей педагогической науки
2. Закономерностиобучения (общие и частные)
3. Сущностьи характеристика принципов воспитания, особенности реализации на занятияхфизической культурой, учебно-тренировочной деятельности (на примере одногопринципа)
Задача №2
Список литературных источников

1.Характеристика основных отраслей педагогической науки
Общественныйпрогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасовинтеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Несоставляет исключения и область образования. По мере роста запасов новыхзнаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходитрасширение отраслей педагогики. Возникают новые отрасли теоретических иприкладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новыхобластях педагогики.
В общепринятыйперечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящеевремя принято включать довольно значительное их число. В целом эта структуравыглядит следующим образом.
Ясельнаяпедагогика изучает закономерности и условиявоспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельнойпедагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией,физиологией, медициной.
Дошкольнаяпедагогика представляет собой науку о закономерностяхразвития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее времясуществуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методикавоспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развитияребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов подошкольному воспитанию и образованию.
Педагогикашколы относится к самым богатым и развитымотраслям науки о воспитании. Школьная педагогика как наука является базой дляпостроения вузовской педагогики, которая выступает основой формированияучительского и преподавательского профессионализма.
Педагогикапрофессионально-технического образованияпредставляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерностиподготовки рабочих высокой квалификации.
Педагогикасреднего специального образования каксамостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Ее теоретическийфонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных иприкладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогикавысшей школы в системе педагогических наук занимаетособое место. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации:доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчикиконцепций, создатели инновационных технологий.
Производственнаяпедагогика изучает закономерности обученияработающих, переориентации их на новые средства производства, повышения ихквалификации, переучивание на новые профессии.
Исправительно-трудоваяпедагогика содержит теоретические обоснования иразработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенныепреступления. Другое ее название — «педагогика пенитенциарныхучреждений».
Сравнительнаяпедагогика исследует закономерностифункционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различныхстранах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальныепедагогические науки: сурдопедагогика,тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы,принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых,имеющих отклонения в физическом развитии.
Лечебнаяпедагогика сравнительно новая отрасль педагогики.Развивается она на границе с медициной. Обучение и лечение в их оптимальномсочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методическихразработок. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука.
Военнаяпедагогика вскрывает закономерности, осуществляеттеоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения ивоспитания военнослужащих всех рангов.
Социальнаяпедагогика содержит теоретические и прикладныеразработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Впоследнее время укореняется понятие «второго образования», котороедают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения.
Педагогикатретьего возраста разрабатывает систему образования,развития людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится встадии становления. Многие педагогические разработки для создания оптимальнойреализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режимажизнедеятельности ведутся на границах медицины и такой специфической отраслизнаний, как геронтология.
Выводы:
Современноенаучное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения.Педагогика делится на ряд отраслей: история педагогики; педагогика среднейшколы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей,профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика;социальная педагогика; андрагогика; дефектологическая (коррекционная)педагогика (имеет подразделения на тифлопедагогику, сурдопедагогику,олигофренопедагогику); сравнительная педагогика; семейная педагогика;пенитенциарная педагогика. Такова внутренняя система педагогики, появлениеновых отраслей которой порождается развитием общества и науки.
2. Закономерности обучения (общие и частные)
Общие закономерностипроцесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложныхтолкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а такжелаконичностью и точностью формулировок.
К общимзакономерностям процесса обучения относят:
1. Закономерностьцели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества;б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностейпедагогической науки и практики;
2. Закономерностьсодержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: а)общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального инаучно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровняразвития теории и практики бучения; д) материально-технических и экономическихвозможностей учебных заведений;
3. Закономерностькачества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а)продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характераи объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействияобучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;
4. Закономерностьметодов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний инавыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г)возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е)материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса;
5. Закономерностьуправления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивностиобратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующихвоздействий;
6. Закономерностьстимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутреннихстиму­лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических,педагогических) стимулов. Сфера действия частных (конкретных) закономерностейобучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса.
Сфера действия частных(конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельныекомпоненты учебного процесса. Таким образом к частным закономерностям обученияотносятся:
1.Дидактические (содержательно-процессуальные)закономерности.
1.Результатыобучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.
2.Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональнаколичеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
3.Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональнатрудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
4.Результаты обучения  находятся в прямой пропорциональной зависимости отосознания целей обучения обучаемыми.
5.Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости дляучащихся усваиваемого содержания.
6.Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств, от способарасчленения учебного материала на подлежащие усвоению части, от способавключения учащихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).
2. Гносеологические закономерности.
1.Результаты обучения пропорциональны умению учащихся учиться.
2.Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной (познавательной)деятельности учащихся.
3.Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямопропорциональна объему практического применения знаний, умений.
4.Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объемавзаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).
5.Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи,носителем которых является изучаемое качество объекта, от регулярности исистематичности выполнения учащимися домашних заданий.
6.Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональнойзависимости от потребности учиться.
3.Психологические закономерности.
1.Продуктивностьобучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности иучебным возможностям учащихся, а также количеству тренировочных упражнений,интенсивности тренировки, уровню познавательной активности yчащихся, уровню истойкости внимания учащихся.
2.Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способностиучащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальныхсклонностей обучаемых.
3.Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностеймышления обучаемых.
4.Продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти.
5.Обученность прямо пропорциональна обучаемости.
6.В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшается.
4.Кибернетические закономерности.
1.Эффективностьобучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2.Качество знаний зависит от эффективности контроля.
3.Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
4.Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимовыполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережаютв мозгу саму деятельность;
5.Социологические закономерности.
1.Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми оннаходится в прямом или непрямом общении.
2.Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательныхконтактов.
З.Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды»,интенсивности взаимообучения.
4.Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности,вызванной соревнованием.
5.Престиж учащегося в классе зависит от: а) позиции, которую он занимает; б)роли, которую он исполняет; в) академических успехов и достижений; г)индивидуальных качеств.
6.Организационные закономерности.
1.Эффективность обучения зависит от организации.
2.Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду,своим учебным обязанностям.
3.Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
4.Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
5.Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственнойдеятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М.В.Антроповаи др.).
6.Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.
Выводы:
Все закономерности,действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, теже, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы,— частными (конкретными). Современной науке известно большое количествоконкретных закономерностей. В числе конкретных закономерностей процессаобучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические,психологические, кибернетические, социологические, организационные.
3. Сущность и характеристика принципов воспитания,особенности реализации на занятиях физической культурой, учебно-тренировочнойдеятельности (на примере одного принципа)
Под понятием «принципы»в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которыеотражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагогазанимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
В теории и практикефизического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общиепринципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы,выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например,спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую системупринципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципыфизического воспитания. К ним относятся:
1. Принципвсестороннего и гармоничного развития личности. Всестороннее развитиеличности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническомразвитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, таки в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливаетмногосторонний характер воздействий на человека в процессе физическоговоспитания и предопределяет органическую связь между различными видамивоспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всехслучаях физического воспитания.;
2. Принцип связифизического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основнуюсоциальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию- готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физическоговоспитания эта закономерность свое специфическое выражение;
3. Принципоздоровительной направленности физического воспитания. Идея укрепленияздоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципаоздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующееположения: ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихсяфизическими упражнениями; обязательность и единство врачебного ипедагогического контроля.
Если говоритьнепосредственно о реализации принципов на практике (урок физическоговоспитания), то целесообразно раскрыть это на примере принципа всестороннего игармоничного развития личности.
Всестороннее развитиеличности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническомразвитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, таки в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливаетмногосторонний характер воздействий на человека в процессе физическоговоспитания и предопределяет органическую связь между различными видамивоспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всехслучаях физического воспитания.
Принцип всестороннего игармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1) Обеспечение единствавсех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность;
2) Обеспечение широкойобщей физической подготовленности.
В процессе физическоговоспитания — в силу физического и духовного развития человека — существуютогромные возможности для реализации задач умственного нравственного иэстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личностивключает следующие основные требования:
 – строго соблюдатьединство различных сторон воспитания
 – обеспечивать широкуюобщую физическую подготовленность
Требования общейфизической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развитиячеловека — неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическаяподготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служитнеиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
Выводы:
Педагогические процессытакже как и социальные подчинены законам, которые в педагогике называютсязакономерностями. На этих закономерностях основаны принципы педагогическогопроцесса — ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению,конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов. Например,принцип связи обучения с реальной жизнью общества требует и определенногонабора школьных учебных предметов, и соответствующих тем, и многого другого.Принципы системы физического воспитания тесно связаны между собой. Они сохраняютсвое значение руководящих положений только в единстве.
Ведущим являетсяпринцип связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражаетосновную закономерность физического воспитания в нашей стране. Принципвсестороннего развития личности в системе физического воспитания выражает однуиз главных потребностей физического образования — необходимость формированиялюдей со всесторонне развитыми физическими и духовными способностями.

Задача№2
Для того, чтобыразобраться в представленной ситуации, необходимо использовать знания изобласти возрастной психологии. Так, нам известно, что одной из отличительныхособенностей людей старшего возраста является костность взглядов. Этовыражается в невозможности принять чужую точку зрения, отказаться от своих ужесформировавшихся и устоявшихся взглядов и принципов.
Учитывая данныйфакт, можно предположить, что практически все предложенные варианты действийучителя, связанные с переубеждением бабушки (рассказ о том, что в данномвозрасте многие начинают дружить, объяснение, что основную роль в воспитанииребенка играет семья и т.д.) окажутся неэффективными. Также неудачными будутварианты, связанные с переводом темы разговора, юмористические замечания овремени юности бабушки.
На мой взгляд,молодой учительнице в данной ситуации можно предложить полностью согласиться сбабушкой, пообещать присматривать за внучкой. Очень эффективным в данном случаеоказывается такие приемы: похвалить бабушку за внимательность, сделать ейкомплимент, попросить у бабушки, учитывая ее опыт совета – как реализоватьвоспитательную работу с одним учеником или классом на практике. Такие действиядадут пожилой женщине понять, что с ее мнением считаются, не противоречат, априслушиваются. Возможно, что учитель таким образом завоюет авторитет иуважение у бабушки.

Списоклитературных источников
 
1. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогическихколледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России,1998.- С.3-31.
2. ПодласыйИ.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с. 
3. ПрокопьевИ.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович.– Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.
4. ПуйманС.А. Основные положения курса педагогики / С.А.Пуйман. – Мн.: «ТетраСистемс»,2001. – 256 с.
5. Физическоевоспитание: Учебник для студентов Вузов. М.: Высшая школа, 2003, — 436 с.