Закономерности воспитания культуры безопасности студентов

Мошкин Владимир Николаевич Алтайская академия экономикии права, г. Барнаул
 Калачев Геннадий Анатольевич Барнаульскийгосударственный педагогический университет, г. Барнаул
Лапаева Анна Ивановна Барнаульский государственныйпедагогический университет, г. Барнаул
Встатье на основе результатов теоретического и экспериментального исследованияизложены выводы о социально-педагогических, педагогических, воспитательных, дидактическихи методических закономерностях воспитания культуры безопасности студентов.
Наоснове общих положений о закономерностях обучения и воспитания, раскрытых вработах Ю.К. Бабанского, В.И. Андреева, И.Я. Лернера, сформулируем основныеаспекты анализа проблемы закономерностей воспитания культуры безопасностистудентов.
Исследованиевоспитательных закономерностей направлено на определение связей объективных, существенных,повторяющихся, необходимых.
Важновыяснить закономерности воспитания культуры безопасности с использованиемфилософских категорий: «взаимодействие», «связь», «единство», «противоречие», «причина»,«функционирование», «развитие», «содержание», «форма» и т.д.
Исследованиезакономерностей воспитания позволит определить существенные характеристики воспитанияс применением основных категорий педагогики: «цель воспитания», «содержаниевоспитания», «средства воспитания», «результаты воспитания», «диагностика ввоспитании», «стимулирование в воспитании» и т.д.
Изучениезакономерностей воспитания способствует выявлению социально-педагогических, общепедагогических,воспитательных,  дидактических и методических закономерностей.
Впубликациях по проблемам педагогической валеологии, методике обучения ОБЖ, теориивоспитания и обучения проблема закономерностей воспитания культуры безопасностидо настоящего времени специально не анализировалась. Е.А. Бабенкова, Э. Антюхин,М. Сулла, Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина, В.И. Дятлова излагают некоторыевыводы о принципах обучения БЖД, валеологического воспитания, однако данныепринципы не раскрывают специфические закономерности воспитания культурыбезопасности. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследованиязакономерностей воспитания культуры безопасности в педагогическом процессе. Наоснове проведенного анализа рассмотрим следующие группы педагогическихзакономерностей: социально-педагогические, педагогические, воспитательные, дидактическиеи методические.
Социально-педагогическиезакономерности определим как связи (объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся)воспитания с социальными явлениями и процессами, оказывающими влияние напедагогический процесс. К такого рода связям относятся влияние экономики нацели и содержание воспитания, обратное влияние воспитания на развитие экономики,взаимосвязь политики, религии, идеологии, рекламы, искусства, права и т. д. своспитанием. Социально-педагогические закономерности влияют на цели, содержание,формы, методы воспитания культуры безопасности. К таким закономерностямотносятся следующие взаимосвязи:
Развитиеобщества, приводящее к изменению содержания вредных и опасных факторовжизнедеятельности человека, обусловливают тенденции изменения целей исодержания воспитания культуры безопасности.
Экологическийкризис, разрушение природной среды обусловливает изменения целей и содержаниявоспитания культуры безопасности.
Военно-техническоеразвитие общества, приводящее к изменению существующих и появлению новыхглобальных факторов риска, влияет на процесс возникновения и изменения целей исодержания воспитания.
Криминализацияобщества, изменение характера криминальных рисков ведут к изменениями целей исодержания воспитания культуры безопасности.
Изменениехарактера вредных и опасных факторов на производстве, быту, сфере досуга, спортивнойдеятельности и искусстве приводит к развитию целей и содержания воспитаниякультуры безопасности.
Измененияв содержании и формах реализации контркультуры деструктивности обусловливаютизменение целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Названныечастные закономерности являются составляющими более универсальной взаимосвязи, котораяявляется обобщенной социально-педагогической закономерностью. Даннаязакономерность может быть сформулирована следующим образом: изменение в ходесоциального (экономического, политического, военно-технического и т.д.)развития общества состава и характера действия вредных и опасных факторовобусловливает изменение целей и содержания воспитания культуры безопасностистудентов.
Помимовыше названной закономерности (которая включает в себя ряд более частныхзакономерностей) имеются и иные взаимосвязи и тенденции, оказывающие влияние нацели и содержание воспитания культуры безопасности. К такого рода взаимосвязямотносится следующая закономерность: прогрессивное, поступательное развитиеобщества (экономики, идеологии, искусства и т. д.) способствует повышениюэффективности воспитания культуры безопасности, поскольку создаются болееблагоприятные условия для совершенствования материальной базы воспитания, повышениякачества профессиональной деятельности воспитателей и т.д. Даннаязакономерность в качестве составляющих включает в себя более частныевзаимосвязи и тенденции.
Политическоеразвитие общества, интересы различных социальных групп, общественныхорганизаций, партий, политических движений в области личной и общественнойбезопасности влияют на цели и содержание воспитания культуры безопасности.
Деятельностьгосударственных органов, структур (министерство обороны, МЧС, министерствоздравоохранения, органы санэпиднадзора и т. д.), важнейшие функции которыхсвязаны с проблемами общественной безопасности и личной безопасности граждан, оказываетопосредованное и непосредственное влияние на постановку целей и отборсодержания воспитания культуры безопасности студентов.
Деятельностьорганов государственного управления народным образованием по внедрению (внекоторых аспектах по изъятию, устранению) курсов БЖД, валеологии в вузахспособствует изменению целей, содержания, средств воспитания культурыбезопасности в педагогическом процессе.
Законодательныемеры государства по подготовке населения в области защиты от чрезвычайныхситуаций прямо и косвенно влияют на цели, содержание, методы и эффективностьвоспитания культуры безопасности в вузе.
Отражениев средствах массовой информации проблем личной и общественной безопасностивлияет на цели и содержание воспитания культуры безопасности студентов.
Образноеосмысление и отражение проблем безопасности человека и общества в искусствевлияют на развитие процесса воспитания культуры безопасности студентов.
Развитиетеории БЖД, валеологии, медицины, психологии безопасности, гуманитарных иестественнонаучных знаний о безопасности человека и общества способствуетсовершенствованию воспитания культуры безопасности.
Развитиеправовых, мировоззренческих, нравственных основ безопасности в общественномсознании способствует изменениям в целях и содержании воспитания культурыбезопасности.
Разработкаи производство в промышленности новых средств безопасности (огнетушителей, противогазов,газовых пистолетов, фильтров для воды и т.д.) способствуют изменениям в целях исодержании воспитания культуры безопасности.
Организацияв системе высшего и среднего специального образования подготовки специалистов вобласти безопасности человека и общества (в том числе педагогов-валеологов, преподавателейкурса БЖД) обусловливает изменения в целях, содержании и средствах воспитаниякультуры безопасности.
Развитиекультуры безопасности в других странах, в иных социокультурных условиях (Запад,Восток, Ближнее зарубежье и т.д.) обусловливает процесс отбора и адаптациицелей и содержания воспитания культуры безопасности в условиях российскихвузов.
Развитиекультуры безопасности как социального явления способствует совершенствованиюсодержания воспитания культуры безопасности в вузе.
Вформулировках выше названных социально-педагогических закономерностей отраженысвязи (функции, тенденции, зависимости) социальных явлений с процессомвоспитания культуры безопасности в направлении от общества в целом к его части- воспитанию и обучению. Такого рода связи оказывают как позитивное, так инегативное влияние на содержание, средства и эффективность воспитания культурыбезопасности. Однако такие связи носят двусторонний характер. Воспитаниекультуры безопасности влияет на безопасность жизнедеятельности отдельногочеловека и на многие стороны жизнедеятельности общества в целом.
Сформулируемпедагогические закономерности, которые носят универсальный характер ипроявляются во всех типах воспитания, при решении разнообразных воспитательныхзадач. Данные закономерности являются объективными связями компонентоввоспитания, отражают тенденции развития воспитания, его движущие силы и условияэффективности:
Еслив педагогическом процессе деятельности педагога и воспитанников скоординированыи согласованы (по целям, содержанию, методам, темпу и т.д.), то этоспособствует эффективному воспитанию культуры безопасности.
Еслив педагогическом процессе деятельности педагогов (кураторов, преподавателей, тренерови т. д.) согласованы и скоординированы, то это способствует эффективностивоспитания культуры безопасности.
Еслив педагогическом процессе осуществляется систематическое планирование деятельностипедагога и воспитанников по подготовке к опасным и вредным факторамжизнедеятельности, то это способствует эффективности воспитания культурыбезопасности.
Еслив педагогическом процессе целенаправленно формируется мотивация воспитанников ковладению культурой личной безопасности, то это способствует эффективнойподготовке к безопасной жизнедеятельности.
Еслив педагогическом процессе осуществляются прогнозирование и превентивное(упреждающее) решение проблем воспитания готовности к безопасной жизнедеятельности,то это способствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности.
Еслив педагогическом процессе цели, содержание и методы воспитания культурыбезопасности скоординированы, согласованы, то это способствует повышениюэффективности подготовки к безопасной жизнедеятельности.
Еслив педагогическом процессе систематически создаются проблемные ситуации, требующиесамостоятельных выводов о способах обеспечения безопасности, то этоспособствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности.
Еслив педагогическом процессе осуществляется переход от репродуктивных методоввоспитания к творческим, то это способствует повышению эффективности воспитаниятворческой готовности к безопасной жизнедеятельности.
Еслив педагогическом процессе осуществляется переход от контроля воспитателя задеятельностью воспитанников к самоконтролю, то это способствует эффективнойподготовке к самостоятельному обеспечению безопасности.
Еслив педагогическом процессе обеспечиваются многообразие, динамика целей, содержания,форм и методов воспитания, то это способствует эффективному воспитанию культурыбезопасности.
Еслив педагогическом процессе систематически осуществляется диагностика процесса ирезультатов воспитания культуры безопасности, то это способствует эффективнойподготовке к безопасной жизнедеятельности.
Еслив обучении основам безопасности жизнедеятельности осуществляются межпредметныесвязи между общеобразовательными и профессиональными, естественнонаучными игуманитарными, то это способствует эффективности педагогического процесса.
Еслив учебном процессе вуза содержание обучения основам безопасностижизнедеятельности взаимосвязано (продолжает, развивает, корректирует) ссодержанием обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, тоэто способствует эффективности педагогического процесса.
Имеютсязакономерности, являющиеся взаимосвязями педагогического процесса, которыевлияют на эффективность воспитания культуры безопасности. Назовем некоторые изтаких взаимосвязей, которые относятся к группе воспитательных закономерностей.Воспитанию культуры безопасности способствуют:
Постановкав учебном процессе целей подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности вразличных сферах: производстве, быту, спорте и т. д.
Включениев учебный процесс целей воспитания, сформулированных и представленных в видеобобщенного описания свойств безопасной жизнедеятельности, в виде образовбезопасных людей.
Осмыслениестудентами проблем безопасности при овладении основными элементами культуры:нравственной, политехнической, мировоззренческой, политической и т. д.
Включениев содержание воспитания основных форм опредмечивания культуры безопасности:понятийной, образной, материализованной, в форме деятельности, в виде общения, вличностном воплощении и т.д.
Подготовкак профилактике физических, нравственных, экономических, информационных и иныхрисков.
Подготовкастудентов к сложным, трудным, опасным и экстремальным ситуациям.
Сочетаниеэлементов культуры безопасности, заключенных в структурных компонентах духовнойдеятельности: науке, искусстве, мифологии, идеологии, спорте, религии.
Сочетаниев учебном процессе информационных, игровых, дозированных и реальных опасныхситуаций.
Созданиеи имитация в педагогическом процессе сложных, трудных, опасных, экстремальных, чрезвычайных,критических ситуаций.
Чередованиеуспехов и неудач воспитанников при преобладании успехов в овладении культуройбезопасности.
Следующаяразновидность педагогических закономерностей — дидактические закономерности, являющиесяобъективными связями процесса обучения. Сформулируем некоторые закономерности, отражающиетенденции функционирования и развития обучения безопасности жизнедеятельности.
Процессобучения безопасной жизнедеятельности закономерно связан с процессом воспитаниякультуры безопасности.
Основнойцелью процесса обучения безопасной жизнедеятельности является формирование уобучаемых опыта прогнозирования, предупреждения, преодоления, минимизации ипреодоления последствий опасных ситуаций, вредных и опасных факторовжизнедеятельности.
Содержаниеобучения безопасной жизнедеятельности включает в себя знания (о причинахопасных и вредных факторов, характере воздействия опасных и вредных факторов, типичныхошибках при самоспасении, средствах безопасности, способах самоконтроля и т.д.),умения (деятельность в обычных и опасных условиях), опыт творческойдеятельности (по использованию и созданию средств безопасности), опытэмоционально-ценностного отношения (к проблемам безопасности личности иобщества).
Методыобучения безопасности жизнедеятельности обеспечивают подготовку студентов косновным видам вредных и опасных факторов на репродуктивном и творческом, теоретическоми практическом уровнях.
Педагогическаядиагностика в обучении безопасности жизнедеятельности сочетает анализ, оценку, учет,объяснение, прогнозирование уровня готовности воспитанников к опасным ситуациямразличных видов.
Педагогическаякоррекция процесса обучения безопасной жизнедеятельности направлена напрофилактику негативных тенденций в воспитании культуры безопасности.
Впроцессе воспитания культуры безопасности имеются связи и тенденции, являющиесяметодическими закономерностями. Такие закономерности отражают специфическиемеханизмы и тенденции подготовки воспитанников к конкретным типам опасныхситуаций и вредных факторов. Например, методические закономерности реализуютсяпри обучении мерам безопасности в профессиональной деятельности менеджера:
Взаимосвязьцелей и содержания обучения основам безопасности в бизнесе с конкретнойэкономической, криминогенной, экологической ситуацией в регионе, гдепредполагается профессиональная деятельность обучаемых.
Соответствиеимитируемых в обучении опасных ситуаций характеру наиболее распространенныхэкономических, правовых, психологических факторов риска в данном регионе, вконкретном виде профессиональной деятельности.
Взаимосвязьучебной деятельности студентов с конкретным опытом экономической, производственнойдеятельности студентов.
Последовательноеизучение правил поведения при осуществлении профессиональных функций рядовогоработника, менеджера, руководителя фирмы и т. д.
Чередованиеизучения правил безопасности бизнеса в учебном процессе с практическойотработкой навыков в реальных ситуациях (в период производственной практики).
Подводяитоги статьи, отметим, что рассмотренные закономерности воспитания культурыбезопасности отражают лишь некоторые из реально существующих взаимосвязей, тенденцийразвития теории и практики подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности.Именно соответствие воспитания закономерностям (на основе их познания иреализации) является основным условием эффективности педагогического процесса.
Список литературы
1.Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Программа для дошкольных образовательныхучреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Основыбезопасности жизни.- 1999.- № 9.- С. 23-31.
2.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основыпедагогики творчества.- Казань: Издательство КГУ, 1988.- 240 с.
3.Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности//Основы безопасности жизни.- 1997.- № 5.- С. 3437.
4.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект).- М.:Педагогика, 1977.- 256 с.
5.Бабенкова Е.А. Валеологическое воспитание учащихся //Валеология.-1999.- № 2.- С.37-39.
6.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980.- 96 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/