Оглавление
Введение
Глава1. Общие закономерности возникновения государства и права
1.1Причины возникновения государства и права
1.2Основные признаки государства
Глава2. Взаимодействие государства и права, их соотношение.
2.1Методологические подходы к проблеме
2.2Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права
2.3Воздействие права на государство. Связанность государства правом
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Государство и право – важнейшие факторыобщественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теориягосударства и права – составная часть обществоведения, идейная основапрактической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализациязаконов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесносвязаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не тольконаиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизниобщества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпываетсяодним каким-либо признаком или значением. Право употребляется в несколькихсмыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым идобрым», — таково естественное право. В другом смысле право – это то,что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильноеправо».
По мере развития общества и государства у людей,естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различныхправовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскимиюристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в«модернизированном» виде, но сохранилось.
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношениигосударства и права, права и закона имели место не только в далеком историческомпрошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основномдва подхода и два разных определения права.
Один из этих подходов, именуемый позитивистским[1], ориентируется не только нанеразрывную связь государства и права, но и на то, что государство являетсяединственным, исключительным источником права. Право при этом определяется неиначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных,государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в законгосударственную волю господствующего класса и выступающего в качествеклассового регулятора общественных отношений»[2].
При таком подходе право полностью или почти полностьюотождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящимиот государства и обеспечиваемыми государством.
Другой подход к праву – непозитивистский, не связываетстоль жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этомрассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательностьсоциальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумногоустройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав иобязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях,прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных,государственных и международных нормах правового идеала, основанного напринципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»[3].
При таком подходе к праву оно не отождествляется с законом иподзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несетв себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен»правовой идеал.
В этом заключается одна из главных причин того, что данныйподход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практикеявляется менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистскийподход.
Используя последний и неразрывно связывая государство справом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право вреальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм),которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством.За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тожевремя они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издаетправовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихсяв них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь,активно воздействует на государство путем установления общеобязательных длявсех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощьюнорм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности,устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Актуальность темы заключается в том, что в ходеэкономических и социальных реформ Россия движется от тоталитарного к правовомугосударству. Понимание проблемы соотношения государства и права необходимокаждому гражданину и тем более студенту-юристу.
Цель представленной работы: изучить соотношение права игосударства, исследовать эту теоретическую проблему применительно к современнымусловиям.
Глава 1. Общие закономерности возникновения государства иправа
1.1 Причины возникновения государства и права
Развитие первобытногообщества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение.Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственныйаппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либокласс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаяхвозникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногданосящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных внеравные условия распределения общественного продукта, передача общего достоянияв руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушениятаких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийсянеизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришлав противоречие с их изменившимся содержанием.
Людьми, более всегозаинтересованными в пресечении таких нарушений, были представителиформирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которыхнаходилась не только собственность (общественная или частная), но и публичнаявласть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту властьдля пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, ихсовершающим.
Возникают, таким образом,правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством.Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государстваи возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитиеобщества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоронаступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулированиесоциальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпамисоциального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закреплениянорм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить дваосновных пути развития права. Там, где господствующее положение занимаетгосударственная собственность, основным источником, способом фиксации правовыхнорм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений(Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран вмусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастуюказуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями(например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу законаустановлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственногоаппарата.
В обществе же, основанномна частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства правсобственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся болеевысокой степенью формализации и определенности законодательство, и, преждевсего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественныхобщественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательствоотличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие векаиспользовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частноеримское право).
Так или иначе, в любомгосударственно-организованном обществе тем или иным способом нормы прававозводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченныйгосударством. Правовое регулирование общественных отношений становитсяважнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же времявозникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестаетвыражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, какправило, меньшей части, общества.
Государственностьприходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство иисторическая первичная общественная форма собственности изживают себя иобщество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальныенормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного икак бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия.В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослыечлены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оноявлялось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистскиепроизводственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться. Три крупныхобщественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла отземледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а такжепостепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такомуросту производительности труда, когда начал создаваться значительныйприбавочный продукт. С этого времени появляется объективная возможностьобеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнениикаких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственногоучастия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующееобщественное разделение труда изменяет содержание и формы организацииобщественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях иплеменах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиватьсяразделение социальных функций.
Например, в германскихплеменах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасутскот, участвуют в военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V—VIвв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях,положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники нежелали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины,занятой, прежде всего, войной. Увеличивается число приближенных короля, срединих выделяются служители культа — духовенство. Таким образом, общинники,которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаютсязаниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становитсявсе менее возможным. В результате подобной специализации появляетсязначительная группа людей, которая не участвует в создании материальныхценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то,что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственнойвласти.
Все большее удалениеродоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось такжеразвивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узкомпривилегированном слое, что, в конце концов, приводит к появлению частнойсобственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатациичеловека человеком.
Переход отпервобытнообщинного строя к государственно-организованному обществусопровождается образованием территориальной общины и развитием центровплеменной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общиныопределялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности,соседством. С этого момента территория становится важным фактором в процессеформирования государственности.
Переход от родоплеменногосамоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил черезряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в которой имелисьуже зачатки военно-насильственного подавления. Эти и подобные им формыпредставляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в которомнарастали все более острые социальные противоречия. Традиционная родоплеменнаяорганизация была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты,все более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественнаявласть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенноразрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов регуляции,каковыми стали право и государство.
1.2 Основные признакигосударства
Чем отличается государствоот органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признакигосударства:
Наличие отделенной отобщества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытномобществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. Вее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реальноосуществляется государственным аппаратом, который отделен от остальногообщества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, котораязанимается исключительно управлением и не участвует непосредственно вобщественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первуюочередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса,социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
Взимание налогов исборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, егонеобходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этогосредства собираются с населения в виде налогов и сборов.
Разделение населения натерритории. В отличие от первобытного общества, в котором все его членыделились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условияхгосударства население разделено по признаку проживания на определеннойтерритории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще сболее оптимальными условиями управления, поскольку разложениепервобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Необходимо выделить ипризнаки государства, отличающие его от других организаций, существующих вобществе:
Государство —единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другаяорганизация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население.Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь сгосударством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с однойстороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой —право на покровительство и защиту государства.
Государство обладаетсуверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств вмеждународных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой инойвласти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
Наличие специальногоаппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры(суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки(армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений,в том числе и принудительными средствами.
Только государство имеетправо издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы,указы, постановления и т.п.
Имея в виду указанныепризнаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения,общие для любого региона, любой исторической эпохи.
Государство возникает какзакономерный, объективно обусловленный результат естественного развитияпервобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и, преждевсего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности трудаи появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структуробщества, специализацию управления, а также изменения в нормативномрегулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развитияобщества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяетвозможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в своюочередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулированиеотражает происходящие изменения и в определенной степени способствуетсовершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны дляобщества.
Государство можетвозникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономическогоразвития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому неслучайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии в зонахполивного земледелия еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпохужелеза.
Пути возникновениягосударства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того,произошло ли разложение сельской общины, или она сохранилась, что, в своюочередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилосьобщественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливаласохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечномсчете, приводило к фактическому появлению единой государственной собственности,и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялосьвозможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частнойсобственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное)государство.
Государственный аппаратвсегда возникает из аппарата управления первобытного общества. Поэтому властьнеизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либообособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура,эксплуатирующая остальное общество, либо верхушка господствующего класса, такжеэксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основные причиныпоявления государства были следующие:
— Необходимостьсовершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Этоусложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлениемновых отраслей, разделением труда, изменением условий распределенияобщественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением,ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п.Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этимипроцессами.
— Необходимостьорганизации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масслюдей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства былополивное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников,поддержания их в рабочем состоянии и т.п.
— Необходимостьподавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложениипервобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества,к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинствомбольшинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлениютой части общества, которая подвергается эксплуатации.
— Необходимостьподдержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественногопроизводства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе ипо отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применениемразличных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены обществасоблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаютсяими как не отвечающие их интересам, несправедливые.
— Необходимость ведениявойн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот периоднакопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным житьза счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседейданью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладаетзначительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появлениекакого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаютсяили, в свою очередь, организуются как государства.
В большинстве случаевуказанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этомв различных условиях (исторических, социальных, географических, природных,демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные изуказанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значениеимела необходимость совершенствования управления и организации крупныхобщественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государствзначительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость вэтой связи подавления эксплуатируемых классов.
Право формируетсяодновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньшегосударства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо.[4] Каждый новый шаг в развитиигосударства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществеформа собственности на основные средства производства самым существеннымобразом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовыхсистем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов,обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюдареспубликанские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, атакже широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах иРиме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинномземлепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влечетвозникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняютнравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственностьна землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты вСпарте, приводит к существованию там аристократической республики.
При анализе своеобразия идинамики процессов государство-образования у различных народов следуетучитывать теоретико-методологические положения, сформулированные Ф.Энгельсом вработах «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,«Анти-Дюринг» и др. Энгельс сделал вывод, что «всякая политическая властьосновывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функциии возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытныхобщин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще большеувеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественныхфункций»[5].
Глава 2. Взаимодействиегосударства и права, их соотношение
2.1 Методологическиеподходы к проблеме
Традиционно в науке повопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский,исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу праворассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие.Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридическойлитературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинении кгосударству отношении.
Фактическим условием дляданного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некийпридаток государства. Теоретической предпосылкой являлосьформально-догматическое отношение к понятию права как совокупности нору,издаваемых государством.
Другой взгляд насоотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовыхвоззрений. Сторонники так называемой школы естественного права выводилипонятие государства из общественного договора. С позиции данного подхода правупринадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникаетдо образования государства. Оно старше государства, никакое государство иникакая власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точказрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мереинтегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежатькрайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходусвязь между государством и правом не имеет столь однозначногопричинно-следственного характера: государство порождает право, или из праварождается государство. Связь является более сложной и носит характердвусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать,а значит, между ними имеется функциональная связь.[6]
Рассматриваемый подходпозволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом,избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же времявыяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого родазависимостей имеет принципиальное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннегохарактера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретациюданного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («правоисходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе рольгосударства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторыхконцепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм втакой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и правапредставляется иной: государство не порождает право, не производит его, аявляется, с одной стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой –мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциалв общественной системе. Государство использует право в качестве средствауправления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право емуэто позволяет.
2.2 Воздействиегосударства на право. Роль государства в обеспечении права
Государство является непосредственнымфактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления.Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права какособого институционального образования. Она присутствует в праве и как быпроникает в самую суть права.
Государство опекаетправо, использует его потенциал для достижения целей государственной политики.В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать. Нетолько государство, но и право обладает относительной самостоятельностью,собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования ифункционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государствусамостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качествеинструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мереявляется инструментом по отношению к праву.
Наиболее ощутимоевоздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации.Право формируется при непременном участии государства. Однако государство нестолько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс,придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт,судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство неявляется его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает правона институциональном уровне.
Причины же возникновенияправа коренятся в материальном способе производства, характере экономическогоразвития общества, его культуры, исторических традиций народы и прочее.Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственными определяющим источником права признается государственная деятельность. Именнов этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалосьучредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Государство вмешивается вправообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюдатворческая роль государства в отношении образования права заключается вследующем.
В осуществленииправотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законамиобщественного развития определяет потребность в юридической регламентации техили иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическуюформу (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы,придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщийхарактер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормыправа.
В санкционированиигосударством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Длянекоторых правовых систем такой способ «производства» права являетсяпреобладающим. Таково образование мусульманского права. Из истории праваизвестны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной илипоявляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательноезначение.
Государство обеспечиваетразвитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическимипотребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительноймере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования,государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этомсмысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества,обеспечивает её обновление соответственно духу времени.
Достаточно значимойпредставляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначениегосударства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призваносоздавать фактические, организационные, юридические предпосылки дляиспользования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностейв целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.
Государство, далее,обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственноепринуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляетсяправо. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угрозагосударственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочиваетсяправопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для стабильностигосударства.
2.3 Воздействие права нагосударство. Связанность государства правом
Государство нуждается вправе не менее чем право в государстве. Зависимость государства от правапроявляется:
· во внутренней организациигосударства;
· в его деятельности.
Исторический опытпоказывает, что для своего существования государство, как организация,нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулируетвнутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения междуего основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства,устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов идолжностных лиц.
Принципиальное значениеправа во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создаетюридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти.Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовоеурегулирование, превращаются в правоотношения. С помощью права определяютсяместо, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие сдругими органами и населением.
Для федеративногогосударства четкое разграничение компетенции федерации, ее субъектов,федеральных органов и органов членов Федерации является необходимым условиемсуществования федерации как единого, целостного государства.
Известны два метода,посредством которых государство навязывает волю обществу: метод насилия,присущий тоталитарным государствам, или цивилизованное управление социальнымипроцессами с помощью правового инструментария. Второй метод органично присущгосударствам с развитым демократическим режимом.
Обобщенно можно отметитьряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношениигосударства:
· Правовоздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельнойличностью. Государство воздействует на граждан через право и в границахправовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство спомощью права. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какоймере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивноеразвитие личности.
· Праволегализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительныхи принудительных мер государства.
· Посредствомправа определяются границы деятельности государства, обозначаются пределывмешательства в частную жизнь граждан.
· Правозакрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействуетна государственную власть в её взаимоотношениях с нациями и народностями.
· Правоваяформа обеспечивает возможность осуществления действенного контроля задеятельностью государственного аппарата, тем самым создает юридические гарантииответственного поведения государства перед населением.
· Правовыступает в современных условиях языком общения государства не только снаселением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
· Правоявляется основным средством легитимации государственного принуждения. Правоопределяет основания, пределы и формы государственного принуждения.
Заключение
Признание закономерностей социального развития и обращениев связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическоеопределение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу ислужить практике государственного правового строительства.
Еще 20–30 лет назад политическая система России развиваласьв русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основнойвывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опятьисчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.
Не было бы неверно оценивать весь опыт советскогогосударственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизмотдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство,огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующихструктур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государстваи права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнеедесятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма,согласно которой на базе реального социализма открылась возможностьформирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и вцелом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.
Негативное отношение к государству и неправовым законам, отнего исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государствохарактеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять нагосударство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причинпоявилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательноезначение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общечеловеческиепотребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства.Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, какизвестно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большейстепени оно используется для обеспечения поступательного развития общества.Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную рольгосударственно-правового механизма.
Сейчас Россия стремиться стать правовым государством, когдаразрешено все, что не запрещено законом, а защита и соблюдение прав человекастановится обязанностью государства.[7]Вот почему теоретическая проблема соотношения права и государства приобретаетсегодня особую актуальность и требует дальнейшего глубокого исследования.
Библиография
1. АлексеевС.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976.
2. Бабаев В.К., БарановВ.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. Учебноепособие. Издательство «Юристъ», М., 2002.
3. Вехорев Ю.А.Основные (исходные) понятия теории государства и права. Учебное пособие.Издательство Нижегородского университета, Нижний Новгород, 2001.
4. Емельянов С.А.Право: определение понятия. М. 1992.
5. Зорькин В.Д.Позитивистская теория права в России. М. 1978.
6. Лившиц Р.З.Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992.
7. Маркс К… ЭнгельсФ.// Соч. — Т.20.
8. Общая теория права игосударства. Учебник для юридических вузов под ред. В.В. Лазарева. Издательство«Юрист», Москва, 1994.
9. Теория государства иправа. Курс лекций. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакциейН.И. Матузова и А.В. Малько. Издательство «Юристъ», М., 2002.
10. Теория государства иправа. Юнита 1. Современный Гуманитарный Университет. М., 2001.
11. Теория государства иправа. Юнита 3. Современный Гуманитарный Университет. М., 2001.
12. Черниловский З.М.Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М., 1996.
13. Явич Л.С. Общая теория права. ИздательствоЛенинградского университета, Ленинград, 1976.
Приложение 1
Соотношение права и государстваГосударство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций
/>/>Модели соотношения права и государства
Государство стоит над правом и им не связано
/>(тоталитарная модель)
/>Право верховенствует над государством (либерально-демократическая модель, теория правового государства)
Государство создает право, но в своей деятельности связано им
/>(реалистическая модель) Соотношение права и государства (реалистическая модель)
/>/> /> /> /> /> /> />
единство права и
государства
влияние государства на право
воздействие права на государство />/>/>
/>Единство права и государства в основе их возникновения лежат одни и те же причины и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда) у них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества
/>Влияние государства на право создает право поддерживает гармоничность правовой системы дает официальное толкование норм права реализует нормы права в форме правоприменения обеспечивает охрану права
/>/>Влияние права на государство
/>констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства
/>законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц
/>является средством осуществления задач и функций государства
/>закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
/>обеспечивает охрану права