Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
Экономический факультет
Кафедра экономической теории Курсовая работа
на тему: «Занятость и безработица.Государственная политика занятости»
Краснодар 2011
Содержание
Введение
1. Теориязанятости населения и безработицы
1.1 Понятияи формы занятости
1.2Показатели, виды и причины возникновения безработицы
1.3Социально-экономические последствия безработицы
1.4 Государственное регулирование занятости
2. Анализзанятости и безработицы
2.1Особенностибезработицы в России
2.2Особенности безработицы в Краснодарском крае
3. Состояниеи прогнозирование ситуации на рынке труда. Направления политики занятости в РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сфера труда — важная имногоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватываеткак рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественномпроизводстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы,определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условиятруда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантиизанятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости,ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а такжемобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Безработица – это явление, органически связанное с рынкомтруда. Сегодняшняя экономика России, которая интенсивно живет в режиметехнологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. Нарынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемнымиработниками. Однако пока не созданы эффективные механизмы использованиятрудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости,растет безработица.
Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целеймакроэкономической политики государства. Экономическая система, создающаядополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количествообщественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальныепотребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочейсилы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.Главным в жизни человека является наличие у него рабочего места, поэтому потеряработы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинствалюдей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работаприносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит нетолько к снижению текущего материального уровня жизни, но и
к появлению неуверенности в будущем, а также возникновениючувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму.Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ееграждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя ибыть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том,что проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день являетсявесьма актуальным вопросом, так как Россия находится в первых рядах побезработице среди стран Европы.
Цель данной курсовойработы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализрынков труда России и Краснодарского края.
Для рассмотренияданной проблематики необходимо решить ряд задач:
· раскрыть понятиярынок труда, занятость и безработица;
· проанализироватьработу государственной службы занятости;
· раскрыть основныепроблемы российского рынка труда;
· провестиисследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране и вкрае.
Данная курсовая работа состоит из трех глав.
Первая глава посвящена проблеме безработицы и занятости. Вней указываются общие понятия рынка труда и занятости, причины и видыбезработицы, проблемы занятость населения, а также приведены функции и анализработы государственной службы занятости.
Во второй главе рассмотрено состояние и прогнозирование ситуациина рынке труда России и Краснодарского края.
В третьей главе представлен анализ занятости и безработицы вРоссии и обзор направлений политики занятости в РФ.
1. Теория занятости населения и безработицы
1.1 Понятия и формы занятости
К занятому населению (по закону РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 ст.2) относятся лица:
1. работающие потрудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение наусловиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие инуюоплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, заисключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественныхработах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
2. зарегистрированныев установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а такженотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатскиекабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральнымизаконами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
3. занятые вподсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4. выполняющиеработы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являютсявыполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиесячленами производственных кооперативов (артелей);
5. избранные,назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6. проходящиевоенную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органахвнутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы;
7. проходящие очныйкурс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и других образовательных учреждениях, включая обучение понаправлению государственной службы занятости населения (далее — органы службызанятости);
8. временно отсутствующиена рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой,призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкойк военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением другихгосударственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9. являющиесяучредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников)общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеютимущественных прав в отношении этих организаций;
10. являющиесячленами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Занятость с точки зрения экономических позиций общества — этодеятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта илинационального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться вобщественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.
Следует различать занятость глобальную и экономическую.Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу вобщеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведениедомашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами;участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу ввооруженных силах.
За ее пределами остаются те, кто по субъективным илиобъективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, непротиворечащую закону.
Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособногонаселения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятостиимеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности,особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень икачество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны.
Экономическая занятость имеет следующие характеристики:
· общественно-полезнойдеятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не толькоматериальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этомузанятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
· обеспечениедеятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализоватьсвои физические и духовные способности к труду; отсюда большое значение длязанятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих меств количественном и качественном аспектах;
· занятостьявляется источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах,где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.
Такимобразом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность попроизводству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местамии служащая источником дохода.
Большоезначение имеет различие занятости законной и незаконной (т.е. воровство,подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализациинаркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит соответствие илипротиворечие вида деятельности действующему законодательству.
Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой»занятости, не учитываемой официальной статистикой.
Сюда относятся, в частности:
· так называемыечелноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколькосотен тысяч человек);
· люди, занятыевнутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей;
· сотрудникинезарегистрированных охранных структур;
· лица, вовлеченныев нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.),и криминальные структуры.
Кроме того, существует немало видов деятельности(консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей,строительство дач и садовых домиков и т. п.), котораянередко осуществляется без какой-либо регистрации, и масштабы её весьма велики.Все это вместе взятое может обеспечить регулярную, и нерегулярную занятостьмногих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценкибезработицы.
Среди множества проблем, встающих перед любой страной вусловияхее перехода к рыночной экономике, одной из самыхострых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта вболее или менее значительной степени реализуется. Сегодня для России приобрелиактуальность меры по возможному предотвращению обвального размахабезработицы и смягчению ее социальныхпоследствий.
1.2 Показатели, виды и причины возникновения безработицы
Безработица – это социально- экономическое явление, прикотором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята впроизводстве товаров и услуг. Безработные и занятые составляют экономическиактивное население страны, т.е. формируют рабочую силу.
Безработным считается тот, кто хочет, может работать иактивно ищет работу, но пока ее не имеет. В России по Закону РФ О занятостинаселения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ст. 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы изаработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работыи готовы приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, недостигшие 15-ти летнего возраста, пенсионеры (кроме инвалидов III группы).
Но принятая система учета безработицы в нашей стране неотражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, посколькубольшинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искатьработу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посредническихструктур.
Современный рынок рабочей силы России делится на 2 сегмента:первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющихи администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Этовысокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации,надежные гарантии занятости. Второй — охватывает рабочие места, не требующиеспециальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работникиобслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
В России велика незанятость среди высококвалифицированныхкадров, имеющих высшее и среднее специальное образование, т.к. наблюдаетсяперевес вакансий, требующих ручного мало- неквалифицированного труда. Так, стабильноесокращение занятости наблюдается в наукоемких и технически сложныхпроизводствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не являетсяконкурентоспособной на мировых рынках.
Чтобы измерить уровень безработицы,необходимо знать, сколько людей хотят иметь работу при текущих ставкахзаработной платы, но в действительности не имеют ее.
Это выявляется обычно путемвыборочного обследования домашних хозяйств:
1) работал ли человек в течениепоследней недели?
В случае утвердительного ответачеловек считается занятым. Если отрицательный ответ, то 2-й вопрос:
2) искал ли человек работу в течениепоследних 4-х недель?
Если искал, то он рассматривается вкачестве безработного. Если нет, то он считается находящимся вне совокупнойрабочей силы. Таким образом, совокупная рабочая сила включает тех, кто занят, атакже безработных.
Безработица измеряется в видеотношения.
Норма безработицы – это отношениечисла безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.
Коэффициент(уровень) безработицы используется для измерения масштабов безработицы ирассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:
Уровень безработицы= /> (1)
Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицыопределяется отношением численности зарегистрированных безработных кчисленности экономически активного населения.
Так же для количественного измерения безработицы используетсятакой показатель, как продолжительность безработицы — характеризуется средним периодом времени перерыва в работе. Длительнаябезработица может поставить семью на грань нищеты, поэтому государственнаяполитика, прежде всего, должна быть адресной и направлена именно на уменьшениекатегории безработных.
Экономическая наука неоднократно предпринимала попыткивыяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринялфранцузский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случайзакона спроса и предложения.
Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причинабезработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы.
Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длитсяуже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынкетруда была подвергнута критике английским экономистом, священником Т. Мальтусом(1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительногопериода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию.Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этихдоходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселенияпревышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надоискать в чрезмерно быстром росте населения.
Современный опыт социального развития показал, однако, что вомногих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и дажеабсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причиныбезработицы — в другом.
Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К.Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы,не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях ростатехнического строения промышленного производства. Переменный капитал,авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами посравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства.Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами,усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельскогонаселения в город.
Выведение безработицы из циклического развития экономикистало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономикаразвивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствиемэтого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства,увеличение армии безработных.
Свою лепту в разработку теории безработицы внес английскийэкономист Д. Кейнс. Его заслуга в том, что он представил логическую модельмеханизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральнуюсоставляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национальногохозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доходпотребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы онипревратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемогоэффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падениепотребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие,падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производствоне растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английскогоэкономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы”(1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершеннаяконкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономистыуказывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную платуквалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпускапродукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеетвозможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одногона работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).В своей книге А. Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщеесокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но всеже эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да истатистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегдапополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Принципиально новые подходы к данной проблеме былипредставлены в знаменитой работе английского экономиста О. Филлипса (1914 –1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобританииза 1861 – 1957 гг., автор построил кривую, характеризующую взаимосвязь междусреднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказаласьобратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот.Кривая О. Филипса (рис.1) оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному итому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшоесокращение безработицы при низком ее уровне и значительное – при высоком:
/>Рисунок 1 — Кривая О. Филипса
Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретациивыведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимоболее детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставкамизаработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О.Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат сталиоткладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровеньинфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, кинфляции. Теперь для увеличения занятости стали рекомендовать увеличениеинфляции в пределах управляемости.
Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы,которые разработали теориюсдвигов кривой Филлипса, или акселерационнуюмодель (рис.2).
/>
Рисунок 2 — Акселерационная модель монетаристов
Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишьдля коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платысоответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышениюпроизводительности труда. Расширить занятость на это короткое время можнотолько ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названаакселерационной.
Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том,что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу,ибо она неизбежно предполагает:
· разорение частипредприятий;
· накоплениекапитала в условиях технического и научного прогресса;
· диспропорциональностьв динамике потребления, сбережений и инвестиций;
· циклическийхарактер производства;
· несовершенствоконкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.
Различают безработицу:фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную, сезонную искрытую.
Фрикционнаябезработица может существовать фактически в любом обществе и во многом являетсянеобходимым следствием активных структурных перестроек экономики.
Рабочие имеютразличные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему меступредъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, системараспространения информации о претендентах на рабочие места являетсянесовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходитьмоментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени иусилий.
В самом деле,поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда,безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.
Помимо этого, рабочиенеожиданно для себя, могут оказаться уволенными в случае, если предприятиестановится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.
Безработица, вызваннаятем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требуетвремени, называется фрикционной безработицей.
В какой-то мере эта безработица является желательной т.к.многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на болеевысокооплачиваемую и более продуктивную работу.
Это означает более высокие доходы для рабочих и болеерациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и большийреальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублениемфрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и втехнологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяютструктуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос нанекоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другиепрофессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочаясила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структурерабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьманеопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных”безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработныене могут сразу получить работу без переподготовки.
Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, аструктурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Если речь идет о систематическом высвобождении работниковпредприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие еетехнологической или экономической неэффективности, вследствие того, чтонаучно-технический и социальный прогресс требует переструктурированияэкономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться,безусловно, позитивным процессом, так как это высвобождение работников в однихсферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числавакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемыхнаучно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность толькопри условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения,обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы ипроизводства, при том, что перестройка структуры занятости является непринудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системепереквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы,жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная,структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытиепредприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест вперспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах,которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий,наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. Врезультате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов игрузчиков.
Другой классической формой безработицы является циклическаябезработица. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса,депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуетсянедостаточностью общих, или совокупных, расходов.
Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическуюбезработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Спереходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Однакоциклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенныхособенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактическипревращается в перманентную безработицу периода постоянного свертыванияпроизводства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздоменьшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно былоожидать.
Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии»,приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического ростапрежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формыобщественных работ или другие механизмы парирования наиболее жесткихпоследствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивойтенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходнойэкономике.
Фактически такая стабильная безработица может быть названаскорее застойной, нежели циклической.
Застойная безработица наиболее характерная для экономикипереходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная формабезработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого вомногом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решениясвоих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственнойактивности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найтиработу, а подчас и не ищущих ее.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществесуществует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по инымпричинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия попринудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентацииэтой категории населения.
Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемамипроизводства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, тоесть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и,следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработицавозрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемовпроизводства (а значит, и занятости), относятся прежде всего сельское хозяйствои строительство.
Наконец, скрытая безработица, котораяхарактерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполногоиспользования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом,предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режимрабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют ввынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назватьбезработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытаябезработица является скорее даже не безработицей, анеэффективнойзанятостью.
Таким образом, безработица является характерной чертойрыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеейрыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” неозначает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную иструктурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровеньбезработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурнойбезработицы.
Другими словами, уровень безработицы при полной занятостидостигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровеньбезработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает присбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работуравно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицыпредставляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным»безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места.«Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию илипереехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если числоищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы несбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическаябезработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается«нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышаетколичество рабочих, ждущих работу. В такой ситуации фактический уровеньбезработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряженная» ситуация на рынкахрабочей силы связана с инфляцией.
Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточненияв двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегдафункционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свойпроизводственный потенциал. С другой стороны, в редких случаях в экономикеможет возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественногоуровня.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе необязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствиеинституциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества).
С определеннымиоговорками можно полагать, что совокупную рабочую силу представляет собой всесамодеятельное население страны. Это последнее представляет собой разностьмежду общей численностью населения и той его частью, которая еже или уже неработает по возрасту или по болезни. В числителе этого отношения обычнопринимают во внимание число безработных, которые зарегистрированы официально.Разумеется, в периоды кризисов и депрессии уровень безработицы возрастает, впериоды подъема и бума – сокращается.
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
занятость безработица экономический труд
Суждения осоциально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят,преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторыеисследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умереннаябезработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерврабочей силы, который можно задействовать при расширении производства:сдерживает требования профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит,снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых,так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать вкачестве самостоятельного стимула к труду.
Вместе с тем несомненны инегативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главныйнегативный экономический эффект — недоиспользование экономического потенциала общества,когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Отрицательная зависимостьмежду уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имениамериканского экономиста А. Оукена, которой первым исследовал эту связь вначале 60-х годов XX века.
По Оукену, при неизменномуровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп ростареального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала итехническим прогрессом, составляет порядка 2,7%—3%, Именно такой ежегодный приростреального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.
На основе эмпирическихисследований А. Оукен выявил, что каждый процентный пункт увеличения уровнябезработицы по сравнению с ее естественным уровнем обусловливает снижениереального объема ВНП относительно его потенциальной величины на два процентныхпункта.
Избыток предложения труда(циклическая безработица) ведет к снижению уровня жизни населения: создаютсяпредпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму;доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Какследствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, чтостановится причиной дальнейшего экономического спада.
Хочется отметить, чтосоциально-экономические последствия безработицы — это самая животрепещущаяпроблема. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнестиизменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынкетруда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.
Для социальныхпоследствий роста безработицы характерным является утрата работникамиквалификации, обострение криминогенной обстановки в стране. Также этодепрессия, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре.
Среди медицинских проблем- нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек,алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократитьпродолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье(нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением сдетьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостьюпередачи детей на опекунство. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательноевоздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей иубийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает,что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Влияние безработицы нафинансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится житьна сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-топриходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и дажежить на пособие по социальному обеспечению.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь вниманиебезработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многиебезработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идтивразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу своишансы снова найти работу.
Установлено, что безработица является фактором, понижающимзаработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваютсятеми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, втом числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест,условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человекана рабочем месте.
Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинствеслучаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры поувеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению незадействованного в общественном производстве экономически активного населения.
1.4 Государственное регулированиезанятости
В правовом государстве действует система социальныхамортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспеченияэкономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы являетсярегулирование занятости. Сущность задачи достижения полной занятости в масштабемакроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности трудоспособногонаселения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этойзадачи требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.
Они многообразны и различны, в зависимости от того, какой типбезработицы имеется в виду. Так как безработица в современной экономике вызванане только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами,государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементымикроэкономической и макроэкономической политики.
Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу,вызванную дефицитом агрегированного спроса (кейнсианскую безработицу). Так,целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос вэкономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставокналогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарнойполитики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковскийпроцент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, иагрегированного спроса и занятости.
Микроэкономические меры –это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынкатруда. С их помощью можно уменьшить уровень как циклической, так и естественнойбезработицы.
Государственная политикана рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политикизанятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политикиориентированы на смягчение ее негативных последствий.
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы.Создание специальных государственных структур для этих целей, использованиеединых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующихданные о безработице и об имеющихся вакансиях.
б) Субсидирование образования путём проведениягосударственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение стем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работыв развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное законодательство, дающее всем индивидамравные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, полаи т.д.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работупо причине отсутствия необходимой квалификации.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налоговдля фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения,испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных(консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение,создание специальных «бизнес — инкубаторов»).
Информационная и организационная помощь нацелена науменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные названные выше меры –прежде всего на борьбу со структурной безработицей.
Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могутиспользоваться и для сокращения циклической компоненты – в этом случае онииспользуются не для узких целевых групп населения, а для всех, кто ищет работу.
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновьвойти в состав рабочей силы. Найти работу и дать возможность самому зарабатыватьна жизнь себе и своей семье (а также платить налоги государству). Эти мерыэкономически эффективны — растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета иблагосостояние общества.
Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощьюпассивных мер. К ним относятся:
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий насодержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течениепервых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработнойплаты, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё полгода – в размере 45%. Однако в любомслучае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше среднейзаработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или неработал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численностьэкономически активного населения, не задействованного в общественномпроизводстве.
в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально — «разделение работ». Государство создаётстимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дняв неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанятьбольше людей.
Это — меры социальной защиты.
Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Онине побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из составарабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
Также методы обеспечения полной занятости определяетконцепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокойзаработной плате, предлагали:
1. содействовать снижению заработнойплаты;
2. разъяснять профсоюзам, что ростзаработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
3. государству трудоустраиватьработников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитиесоциальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставкизаработной платы и рабочего времени между несколькими работниками.Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранениинеблагоприятной конъюнктуры.
В 1950-х годах в политике государственного регулированияприменялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономикане может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого«эффективного спроса» (упрощенно — уровня потреблений и инвестиций).
Д. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости,характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…»[1].
Недопотребление выражается в том, что по мере повышениядоходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность ксбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производстваи безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризисасаморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономическоговоздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижаяссудный процент и увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликаторзанятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению кпервичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которыепроизведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории занятости, процента иденег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страныдостигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияетне на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляцияимеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя роступроизводства и дохода.
Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» задостижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М.Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы»,который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерамигосударственной политики. Если правительство старается поддержать занятостьвыше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методовувеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведутлишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем вбольшей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своихдействиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальныхоговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течениемвремени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы,ослабевает.
Чтобы активизировать производство, правительство вынужденоприбегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупнымдозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политикистимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельностикейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатовгосударственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этихмер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестицийвследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций:то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-засокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественнойнормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионовбезработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободноговыбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточнорадикальны, но не несут в себе, в то же время адекватной эффективности.Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получаюткомпенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулированияэкономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограниченияспроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следуетотметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся наразличных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическоерегулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, гдепараметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растетее циклическая составляющая.
Для реализации государственнойполитики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующихгарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству,переобучению и профориентации населения создана Государственная службазанятости.
Федеральная служба по труду изанятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России,находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.
Осуществляет правоприменительныефункции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функциипо контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательствао занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции пооказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защитыот безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовыхспоров.
Законодательство предусматриваетобязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новыхпринципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынкетруда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин самобращается за помощью к государству, а именно в Государственную службузанятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента угосударства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставитьему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящейработе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получатьгосударственное пособие.
Функции службы занятостимногообразны:
· контроль и надзорза соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, обальтернативной гражданской службе;
· деятельность попредупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РоссийскойФедерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующихизменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
· организация альтернативнойгражданской службы;
· организация иоказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защитыот безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовыхспоров.
Стратегическиерешения в области государственного регулирования занятости должны носитькомплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства исоздания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программыпереобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитыватьопыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реальносложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденцийразвития.
2.Анализ занятости и безработицы
2.1Особенности безработицы в России
Безработица занимает третье место в списке самых значимых угроз дляроссиян (50% респондентов).
Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональнойдифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительностибезработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективностисистемы государственной помощи безработным.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет(занятые + безработные) в декабре 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,6 млн.человекклассифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходногозанятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения увеличиласьна 375 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 781тыс.человек, или на 12,7%. (Рисунок 3).
/>
Рисунок 3- Динамика численности экономически активного населения (безкорректировки сезонных колебаний), млн. человек.
В настоящее время, по данным Росстата в 2011 году численностьэкономически активного населения составила 75,6 млн человек, или более 53% отобщей численности населения страны. Уровень занятости населения в январе 2011г.составил 62,8%, уровень безработицы — 7,6%.
/>
Рисунок 4- Динамика численности экономически активного населения (безкорректировки сезонных колебаний), млн. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственнойслужбы занятости увеличилась с 1,57 до 1,86 млн. человек. Таким образом,сегодня можно констатировать, что Россия переходит в категорию стран с высокойбезработицей. (Рисунок 5)
/>
Рисунок 5- Численность незанятых граждан, обратившихся за содействием впоиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости, тысячачеловек
В связи с изменением отраслевой структуры занятости(уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности,особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемызанятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает среднийуровень по стране (8,5%), в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых жемесяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1998 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 8 раз, запрошедший период указанное различие возросло еще почти в 2 раза. В середине 2008 г. самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингушетии (23,2 %), а самый низкий вМоскве (1,4%)[2].
Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынкетруда. Самая высокая напряженность в середине 2008 г. отмечалась в Ингушетии (335 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где надвух безработных приходилось три вакантных рабочих места.
Самый большой прирост количества безработных (и уровнябезработицы) за первое полугодие 2011г. наблюдалось также в Ингушетии — 2,5раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количествабезработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области,Республика Адыгея.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской,Ульяновской, Ивановской областях — более 15%[3] (т.е.практически в два раза больше средне российского показателя по даннымГоскомстата) занятых находились в административных отпусках или вынужденноработали неполное рабочее время.
Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторыхсеверных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. Вэтих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднемпо России)[4].
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных.Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица свысшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Нозатем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали растидоля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболеевысокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи(Рисунок 6).
/> />
Рисунок 6 — Уровень безработицыпо полу и возрастным группам (октябрь 2010, %)
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутоститого или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь оначальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынкетруда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя растиони могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладаетмолодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицыочень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем всреднем по стране.
В общем случае все регионы Российской Федерации по остротезарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа — регионы с очень высокой безработицей. ЭтоИнгушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область,Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионыотличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 разавыше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самаявысокая безработица — в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первуюочередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более12%[5] — максимальный показатель по России).
Вторая группа — регионы с высоким уровнем безработицы ибольшой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские).Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионысеверной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская иИвановская области, где доля находящихся в административных отпусках и неполностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно[6].
Третья группа — уровень безработицы и напряженность на рынкетруда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских.Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятсяКостромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.
Четвертая группа — регионы с наименее острой безработицей встране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынкетруда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе многосеверных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО,Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годыздесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению сосреднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численностьнаселения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область,Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а такжеКалининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочихмест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническаядеятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях(транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейсянаибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников сУкраины, Белоруссии, Закавказья.
Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицыфиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие –на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, гдепреобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионахс развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПКситуация более благоприятная.
Согласно обследованиям Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно различаетсяв зависимости от образования (Рисунок 7). В большей степени страдают отбезработицы лица, имеющие незаконченное высшее и среднее специальноеобразование. Также высок уровень безработицы среди лиц с высшим, неполнымсредним и общим образованием.
/>[7]
Рисунок 7- Уровень безработицы в зависимости от образования
Важен также вопрос сельской безработицы в России. Современнаяситуация показывает, что начиная с 1998 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Оченьвысока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих местздесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах свысоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионысо значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городскиепоселения (Ивановская, Владимирская и др. области).
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабахбезработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижаетподлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза. Некоторые российскиеэкономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальнойбезработицы причины финансового характера, так как Государственный фондзанятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программзанятости только при уровне безработицы не более 3%[8].
За низким показателем официально регистрируемой безработицыне видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию,сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимостьподсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена ростабезработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплати финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но непроизведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.
На характер российской безработицы повлиял целый рядособенностей:
1. Не перепроизводство, как это происходит в развитыхэкономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
2. Относительно низкий организационный итехнико-технологический уровень производства;
3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;
4. Приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнегозарубежья, обостривший ситуацию с занятостью.
За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силыпрактически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обученынепосредственно на производстве[9]. Однако неследует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономическогофактора. Она достаточно условна — особенно по отношению к демографическимпроцессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения.Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так,Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовилипрогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжатьуменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которогозависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения праврусскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность иудельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источникпополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)[10].Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов:людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, — словом, снижаетсямобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной иЗападной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%[11]и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения вчисленности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдетмногочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколениявоенных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности длямолодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономическийспад неизбежен. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработицапонимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно,борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мергосударственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, взначительной степени предопределяющий его грядущую динамику.
2.2 Особенности безработицы вКраснодарском крае
Среди безработных, официально зарегистрированных в службахзанятости, преобладают женщины. К началу 2011 года они составили 69,9% общейчисленности безработных граждан.
Доля безработных женщин со временем поиска работы от 8месяцев до 12 месяцев увеличилась (по сравнению с 2008 годом) с 23% до 24,5%,более года – с 12% до 13,7%. В основном это девушки 18-27 лет (79%), какправило, с высшим (12,2%) или среднеспециальным (30,8%) образованием, имеющие1-2 детей (55%).
Среди безработных женщин каждая третья — в возрасте 16-20лет.
Более 17,1% женщин потеряли работу в результате высвобожденияи 28,6% — по собственному желанию, 38% безработных – выпускницы высших исреднеспециальных учебных заведений.
В настоящее время на Юге России имеет место гендернаяассиметрия и вытеснение женщин (в т.ч. выпускниц учебных заведений) из сферызанятости. Основное «вымывание» женских рабочих мест происходит в сельскойместности и в небольших городах Краснодарского края. Интересен факт, что вгруппу риска зачастую попадают не только девушки и женщины с маленькимидоходами, но и успешные женщины. Неблагоприятный фон на рынке труда создаютмужчины-работодатели, ущемляя трудовые права по гендерному признаку. Этосвязано с социально-культурными особенностями нашего региона и культурывзаимоотношений между полами на Юге России.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабозащищенные категории женщин: женщины, имеющие малолетних детей илидетей-инвалидов; выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опытаработы. Значительные социальные издержки безработицы ведут к негативнымизменениям в поведении женщин, связанным с поиском работы и возможностямитрудоустройства. Это, в свою очередь, может послужить причиной выезда за рубежи превратить выезжающих в легкую добычу для торговцев людьми. Нелегальный илилегальный выезд за рубеж становится весьма реальным способом получить работу втеневом секторе экономики.
Особенно уязвимыми категориями для незаконного вывоза зарубеж являются выпускники детских домов и интернатов. Система сиротскихучреждений не может в полной мере подготовить воспитанников к самостоятельнойжизни, в ней нет стройной системы профориентации и оказания помощи втрудоустройстве. Государство берёт на себя обязательства по решению основныхпроблем детей данной категории (питание, начальное обучение, приобретениеодежды и т.д.). Выходя их детского дома в 16-17 лет, не имея примера иподдержки родителей или других родственников, дети оказываются совершеннобеспомощными перед сложными житейскими ситуациями.
По оценке директоров детских домов, лишь 10% детей –выпускников находят свое место в жизни, оставшиеся 90% становятся легкойдобычей преступников, мошенников и работорговцев. Также обращает на себявнимание печальная статистика: 10% выпускников сиротских учреждений кончаютжизнь самоубийством, 60% попадают в криминальную среду, и практически все неготовы к самостоятельной жизни
Парадоксально, но молодежь, являясь наиболее активной иперспективной частью населения, составляет основную часть безработных. Впотенциальную группу риска также входят выпускники школ и учебных заведений безопыта работы, матери-одиночки, воспитывающие детей – инвалидов, женщины послебольшого перерыва в работе.
В Краснодаре периодически увеличивается количествобезработных. По мнению специалистов, происходит это в связи с модернизациейряда предприятий и сокращением рабочих мест.
Наибольшее количествосоискателей, обратившихся в 2009 году к специалистам по трудоустройству вмуниципальных образованиях края — это незанятые трудовой деятельностью молодыелюди, желающие трудоустроиться на работу с постоянным графиком или на временнуюработу. Наименьший процент соискателей составляют молодые люди занятые трудовойдеятельностью, но желающие ее сменить или трудоустроиться на работу посовместительству.
Каждый третий безработный сегодня – это человек в возрасте до28 лет, половина из них – женщины, каждый шестой – выпускник ПТУ, каждый пятый– выпускник вуза. По окончании учебы молодежь еще не имеет профессиональногостажа, а требования работодателей достаточно высоки.
В 2009 году основнойпроцент молодежи, обратившейся за помощью в трудоустройстве, приобретаетрабочие специальности, а также обучается по профессиям сферы экономики, бухгалтерскогоучета и аудита, финансов и кредита. В сравнении с 2008 годом в 2009 годунаблюдается рост популярности вакансий: менеджер, правовед, педагог. Меньшейпопулярностью у молодежи пользуются профессии: политолог, технолог, психолог,медицинский работник. Также в 2009 году наблюдался недостаток рабочихстроительной и производственной сфер в Краснодарском крае. Это связано срасширенным строительством новых объектов для проведения Зимних Олимпийских игрв 2014 году в г. Сочи; строительством новых жилых домов, гостиниц, пансионатов,баз отдыха на всей протяженности Азово-Черноморского побережья. Предстоящаяолимпиада в Сочи предполагает, что подготовительная работа в городе неостановится ни на минуту. Только в одной такой сфере, как строительство в Сочи,работа предполагает большие объемы. Специалисты на рынке труда указывают, чторабота в Сочи имеется в большом количестве. Сейчас биржа труда в Сочи испытаетна себе социальное напряжение. Работа, по мере того, как приближаетсяолимпиада, требует все новых специалистов.
В целях обеспечения занятости молодежи в 2009 году былозаключено 47 договоров с предприятиями Азово-Черноморского комплекса,трудоустроено индивидуально 2742 человека в должности: повар, кондитер, бармен,официант, горничная, медицинская сестра, кухонный рабочий, матрос – спасатель,водитель, грузчик, работник пляжа и др.
Старшеклассники и студенты катастрофически мало знают осовременном рынке труда, о правилах поведения при поиске работы, как в России,так и за рубежом, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, освоих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. При первичном выходе нарынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущейпрофессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шаговразрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний(тревога; состояние депрессии, сопровождаемое ощущением безысходности,комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства.
За январь-март 2011 года в службу занятости населенияобратились
за содействием в поиске подходящей работы 45,2 тыс. граждан, запрофессиональной ориентацией – 56,4 тыс. граждан, за информацией о положении нарынке труда – 82,0 тыс. человек и 9,1 тыс. работодателей.
С начала 2011 года при содействии службы занятоститрудоустроены 17,6 тыс. граждан (в сравнении с аналогичным периодом прошлогогода – рост на 8,5%), в общественных работах приняли участие 4182 человека.Трудоустроены на временные рабочие места с материальной поддержкой за счет субвенцийиз федерального бюджета 351 человек, испытывающий трудности в поиске работы;2218 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; 57 безработныхграждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального исреднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В программахсоциальной адаптации («Клубы ищущих работу», «Новый старт») приняли участие 3,1тыс. безработных граждан. Проведена 231 ярмарка вакансий, число участников –21,8 тыс. человек.
Департаментом труда и занятости населения Краснодарского края22 декабря 2010 года в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидийиз федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализациюдополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынкетруда субъектов Российской Федерации» разработан проект ведомственной целевойпрограммы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженностина рынке труда Краснодарского края на 2011 год».
Общий объем финансирования проекта программы составляет 150,1млн. рублей. Численность участников программы составит не менее 4,2 тыс.человек.
С начала года консультации специалистов службы занятостинаселения по телефонам «горячей линии» получили 13,9 тыс. человек. Мобильныецентры занятости населения выполнили 983 рабочих поездок по краю, услугипредоставлены 29,1 тыс. гражданам.
На 1 апреля 2011 года в органы службы занятости заявлено 81,5тыс. вакансий (в том числе вакансии для привлечения ИРС – 37,6 тыс. единиц) (на1 апреля 2010 г. – 59,2 тыс. вакансий, в т.ч. для привлечения ИРС – 22,6 тыс.вакансий). В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органыслужбы занятости за предоставлением государственных услуг, приходится 1вакансия (без учета вакансий для привлечения ИРС). Наибольшее число вакансий наодного незанятого гражданина зарегистрировано в городах: Сочи – 2,9 вакансии,Краснодаре – 2,3 вакансии, Северском районе – 1,8 вакансии. В Новопокровскомрайоне на одну вакансию претендуют по 4 человека, в Лабинском, Белоглинском,Крыловском и Мостовском районах – по 3 человека.
На 1 апреля 2011 года численность безработных граждан – 27,5тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы (отношение численностизарегистрированных безработных граждан к численности экономически активногонаселения) – 1,1% (на 1 апреля 2010 г. – 1,2 %).
В программах социальной адаптации («Клубы ищущих работу»,«Новый старт») приняли участие 613 безработных граждан. Проведено 39 ярмароквакансий, число участников – 1,4 тыс. человек.
Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населенияКраснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя кработникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учрежденийпрофессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняетсяотсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг ирынка труда. В стенах учебных заведений учащиеся не получают, на наш взгляд,самых важных для их дальнейшего развития и успеха знаний – о том, какориентироваться на рынке труда, где и как искать работу, строить и развиватьпрофессиональную карьеру.
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда. Направленияполитики занятости в РФ
Как показал анализ ситуации в сфере занятости России,безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись всамостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор невыработано такой политики в области занятости, которая способствовала быуспешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежногопоследствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось нев состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной,условия ее воспроизводства ухудшаются.
Суть в том, что действенная политика занятости должна внынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мергосударственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход взастойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулированиябезработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределениеимеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполныйрабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получитьналоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетноесубсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силына действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государствомзарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость поотношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит,соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
3. Снижениефактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного закономпенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовкикадров и повышения квалификации.
4. Предоставлениерабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой винтересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5. Переход ксозданию системы социального партнерства, в том числе создание механизмавыработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) сцелью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налогна средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его насубсидирование занятости.
Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать:
· раннеепривлечение подростков к труду;
· механизма какквотирование рабочих мест для выпускников;
· трудоустройствадля рядовых запаса российской армии;
· введенная намуниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих наработу выпускников вузов;
· предоставлениекадровыми агентствами услуги по лизингу персонала;
· специальнуюпрограмму по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовымизапаса российской армии;
· создание приобщественных организациях консультативных центров по вопросам занятостинаселения – молодежных бирж труда
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранныхинвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическоепереоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличениекапитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах,где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться черезстимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализациюрегиональных программ содействия занятости.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых,потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем вбудущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточноэффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест вСША в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, чтозаработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величинакредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможнабез продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы ужеубедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она исоздавалась.
Сегодня результативная политика занятости должна идти впередиреального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могутподхлестнуть безработицу.
Современная политикароссийского государства в области занятости осуществляется по следующимнаправлениям:
1. Развитие трудовыхресурсов;
2. Обеспечение равныхвозможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выборпрофессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,политических убеждений и отношения к религии;
3. Поддержка трудовойи предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
4. Обеспечениесоциальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся вэтом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военнойслужбы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;
5. Поощрение работодателей,сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
6. Предупреждениемассовой и сокращение длительной безработицы;
7. Осуществлениепрограмм содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику,регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
8. Координациядеятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительныхорганов работодателей и работников;
9. Международноесотрудничество в решении проблем занятости и др.
Российское государствогарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда,правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. Вцелях регулирования занятости государство осуществляет разработку мерфинансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных нарациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовыхресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильноститрудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрениеприменения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политикизанятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятостинаселения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятостии др.
Универсального рецептасокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивнойзанятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ иадекватной социальной политики.
Заключение
Безработица, какпоказало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночнойэкономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицыразличными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что онавызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынкатруда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).
Рассмотрение причинбезработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет своиособенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах,уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит кпоявлению новых форм безработицы.
К сожалению,безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства,но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользованиетрудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же,увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональныхстрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотяневысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается наэкономике страны.
Работа широкораскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, незанятого в общественном производстве.
Использованиематериалов периодической прессы позволило выявить определённую динамикузанятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровняобразования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
К сожалению толькосейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось заосуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практическив каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, атакже различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемамзанятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономическогоблагосостояния страны.
Исследование позволилосделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможнопринятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.
Список использованной литературы
1. Адамчук В.В., РомашовО.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов поэкономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004
2. АмосоваВ.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред.Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004
3. БорисовЕ.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001
4. БорисовЕ.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. –М.:Юрайт –М, 2005
5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.: Наука,2007
6. ВойтовА.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2008
7. Завельский М.Г.«Экономика и социология труда»: курс лекций. Москва: Палиолит: Логос,2006
8. Иохин В.А.Экономическая теория: Учебник /В.А. Иохин. – М.: Экономист, 2005
9. Кейнс Дж.Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономическойклассики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004
10. КозыревВ.М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп… – М.:Финансы и статистика, 2005
11. Кузнецова Н.Г. «Экономическаятеория». М.: ЮНИТИ, 2004
12. Курсэкономической теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд.,доп. И перераб. – Киров: АСА, 2003
13. Лобкович Э.И. «Экономическая теория. Системный курс. Учебное пособие. –М.: — ЮНИТИ, 2005
14.Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах:Учебник. /Пер. с англ. -13е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002
15. НуреевР.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2005
16. Российский статистический ежегодник2004. — М.: ИНФРА-М, 2004
17.Сакс Д. Рыночная экономика и Россия М.: «Экономика», 1994.
18. Тальнишних Т.Г. Основы экономическойтеории. — М.: Инфра–М, 2002
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД»,1993
19.Экономика. / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2005
20.Экономическая теория. / Под общ. Ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.:Юристъ, 2003
21. Брошюра «Молодёжь на рынке труда»,издана Модельным центром занятости населения, Калуга, 2005
22. Брошюра «Рынок труда 2004», изданаМодельным центром занятости населения, Калуга, 2005
23. Гендлер Г.,Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд // Человек итруд. — № 3. — 2009 г.
24. Костин Л.А. Занятость, зароботная плата и инфляция //Человек и труд – / № 3. – 2009
25. РжаницынаЛ.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» //Экономист.-№4.-2008
26. РумянцеваЕ.Г. «Безработица как глобальная проблема» // Мировая экономика и международныеотношения. –№2.- 2004
27. ИвановВ.П. Социально-экономические последствия безработицы // Экономика и жизнь. — №14. — 2008
28. www.gks.ru
29. www.economika.info