ВВЕДЕНИЕ
По статистике, общее количество безработных, рассчитываемое Госкомстатом РФ по методике Международной организации труда, к концу 1998 года составило 6,5 млн. человек, то есть увеличилось по сравнению с началом года на 386 тысяч человек. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из тех, кто сейчас прозябает за воротами предприятий, согласно официальным данным имеют статус безработного. Да и пособия получают из них далеко не все. Государственный долг невыплаченных пособий составляет 3 млрд. рублей. Сокращается система переподготовки и обучения.
Сейчас очень распространен термин “скрытая безработица”. Правда, непонятно, от кого она скрыта. Мы ее хорошо видим. Она есть везде, где существуют сокращенные рабочие недели или дни. Она там, где практикуются незаконные административные отпуска и не платят подолгу зарплату.
Актуальность. Известно, что была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения.
В то время профсоюзы романтически воспринимали экономические реформы. Чиновники рассчитывали, что безработица будет. Рынок труда не может без нее функционировать эффективно. Но они не предполагали, что она примет столь значительные размеры и затяжной характер. На этих предположениях выстраивалось все законодательство по занятости и системы насыщения программ финансовыми ресурсами. Исходная позиция: безработица – это время перехода работника с одного места на другое и время на его переобучение или переквалификацию…
Сейчас эта система не в состоянии обеспечить реальную помощь безработным, а главное, она не способствует созданию новых рабочих мест не только в новых сферах, но при реструктуризации экономики в целом.
В 1996 году Президент России утвердил Комплексную программу сохранения и развития рабочих мест. Принят этот документ в условиях предвыборного марафона и на деле оказался лишь соглашением о намерениях… Развития программа не получила, властные структуры о ней забыли. Профсоюзам об этом тоже не мешало бы вспомнить и сказать свое слово.
Безработица – не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Она буквально просачивается повсюду, кажется, что для нее не существует пока никаких преград. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.
Разработанность. При написании теоретической части данной курсовой работы в качестве основных источников использовалась следующая литература:
* подробное разъяснение международных стандартов учета занятости населения и безработицы, детальная классификация трудовых ресурсов, всестороннее рассмотрение различных категорий занятых, безработных, занятых неполный рабочий день и критерии отнесения к той или иной группе подробно рассмотрены в книге Хуссманнса Р., Мехран Ф., Верма В. “Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость”;
* представление о системе взглядов, отражающих концепцию развития рынка труда дает статья Беловой В. Л. “Введение в макроэкономику. Безработица”;
* основные понятия и виды безработицы наиболее полно описаны в книге Чепурина М. Н., Киселева Е. А. “Курс экономической теории”;
* конкретные статистические данные по РТ взяты из ежемесячной газеты “Человек и работа”.
Для своей курсовой работы я использовала в основном статьи периодических изданий. Это прежде всего “Социологические исследования”, “Вопросы экономики”, “ЭКО”, “Социально-политический журнал” и др. Все публикации в вышеупомянутых изданиях были рассмотрены и изучены начиная с 1993 года.
Проблемой безработицы в РТ занимается незначительное количество исследователей. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в силу того, что РТ еще достаточно молода, в ней нет того сформировавшегося института, который существует в других регионах России. Во-вторых, нет достаточного финансирования.
Цель. Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме. В курсовой работе наибольший акцент делается на определение влияния безработицы на индивида и общества в целом.
Задачи:
* рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
* выявить основные особенности изменения функций рынка труда на современном этапе, прогнозирование форм его в будущем;
* раскрыть тенденции развития социальной структуры современного общества.
* рассмотреть и проанализировать состояние рынка труда, а также уровень и структуру безработицы в Кукморском районе.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования безработицы.
§1 Основные понятия и характеристики безработицы.
Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.
Рынок труда (рабочей силы) – важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости…
Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
В экономической и социальной литературе для определения понятия “безработица” используются различные термины:
Безработица – это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. [ 5.С. 103]
Безработица – явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.[17.С.5]
К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.[3.C.63]
Таким образом, на базе вышеизложенного я попытаюсь сконструировать свою точку зрения по поводу трактовки безработицы. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Продолжительность безработицы – это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
Безработица различается по продолжительности – временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень общей безработицы – отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой безработицы – отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).
Экономически активное население (рабочая сила) – отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).
§2 Виды безработицы
Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы.[3]
Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.
По своему содержанию, как мне кажется, такой тип безработицы может быть отнесен к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики.
Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях про производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад – это циклическое снижение деловой активности , в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности.
Безработица ожидания является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.
§3 Уровень и структура безработицы.
В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что всеони учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.
Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 – 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости.
Однако между ними проявляется существенное различие по полу. Если среди зарегистрированных безработных всего 10% мужчин и 90% женщин, то среди незарегистрированных – 56,6% мужчин и 43,4% женщин. Имеется и некоторое различие между ними и по образованию. Так, среди зарегистрированных безработных 1/3 – с высшим образованием,1/4 – со средним специальным, свыше 1/3 – со средним общим образованием; среди незарегистрированных – 1/4, 1/3, 2/5 соответственно. Очевидно, что образовательный уровень зарегистрированных безработных несколько выше, чем незарегистрированных.
Что касается средств к существованию, то 2/3 тех и других являются иждивенцами. Около 5% среди зарегистрированных и 10% среди незарегистрированных безработных имеют средства к существованию в виде дополнительной работы, 2/3 являются иждивенцами, остальные располагают иными средствами.
Материальные трудности в большей мере испытывают 2/3 и в средней – 1/3 в обеих группах (не испытывают трудностей всего 2,9% зарегистрированных и 6,1% незарегистрированных безработных).
Группа прочих обращает на себя внимание пассивностью своего экономического поведения. 2/3 из них высвобождаются из отраслей материального производства, 1/3 – из непроизводственных отраслей. Они довольно равномерно представляют все профессионально-должностные группы, занятые в народном хозяйстве. Их характерная особенность состоит в том, что они практически не занимаются поисками работы.
Анализ показывает наличие некоторого контингента безработных, которые не имеют квалификации, либо утратили ее в силу длительной безработицы. При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них могут пополнить маргинальные слои общества. В отношении этих лиц необходимы разработка и реализация программы, содержащей целенаправленные и систематические меры по их социальной реабилитации.
По данным обследования, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к населению в трудоспособном возрасте, составляет 1,5%, а уровень незарегистрированной безработицы – 5,5%.
Оказалось возможным рассчитать значение скрытой безработицы за счет использования неполного рабочего времени на основной работе. Исходя из того, что полную занятость имели 93,6% респондентов при средней продолжительности рабочей недели 40 часов, а неполную занятость 6,4% при средней продолжительности рабочей недели 27 часов, рассчитываем уровень скрытой безработицы, равный 2,1% ( (40-27)/40 * 6,4% ) по отношению к трудоспособным в трудоспособном возрасте[11].
Полученные данные позволяют сделать вывод, что общий уровень безработицы, выявленный социологическими методами, на конец октября 1997 года составил 9,1% (+1,2%) по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включает уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,5%; уровень незарегистрированной безработицы, составляющий 5,5%; уровень скрытой безработицы, равный 2,1%.
Данные результаты, полученные по выборочной совокупности, с вероятностью 95% в пределах указанной погрешности можно распространить на генеральную совокупность – население в возрасте от 15 до 70 лет. Общий показатель реальной безработицы имеющий трехкомпонентную структуру, позволяет оценить уровень и содержание феномена безработицы и выработать меры по воздействию на те или иные тенденции в изменении ее уровня и структуры.
Данный принцип воспроизведения структуры незанятого населения генеральной совокупности применим к выборочным обследованиям домохозяйств регионов и республики в целом, которые должны стать важным компонентом разрабатываемых социальных программ.
ГЛАВА 2. Рынок труда в РТ: занятость и безработица.
§1 Социальные последствия безработицы и политика занятости.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы – это еще одна животрепещущая проблема.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица – это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.
Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Как верно заметил Курт Левин, сказал, что обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности.
Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстведемонстрируют большое разнообразие методов. Такая работа проводится и в нашей республике в рамках Клубов ищущих работу. Известно, что в результате проделанной работы у участников программы повысилась мотивация к трудоустройству, многие научились активно и осознанно заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе, сменился психологический настрой на успешность в поиске или приобретении профессии.
Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же , с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?
2,0% – на местную администрацию;
5,8% – на руководство предприятий;
8,6% – на профсоюзы;
70,6% – только на себя;
13% – ни на кого не надеются.[9.С.41]
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
* личные связи – 42,9%;
* государственную службу занятости – 26,5%;
* объявления – 11,1%;
* организацию собственного дела – 7,3%;
* коммерческую службу занятости – 6,1%;
* обращение к работодателю – 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые вынуждены объявлять о своем банкротстве и закрывать их . Они, как и все другие, испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них существует чувство неуверенности в своем экономическом положении.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление отналогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.
Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см.таблицу 2).
Таблица 2
Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного – быть нищим или богатым. Но первое 2 – 3,5 раза вероятнее, чем второе.
Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
§2 Ситуация на рынке труда Республики Татарстан.
За 11 месяцев 1998 года в органы труда и занятости обратилось в поисках работы или за консультацией 458,3 тыс. граждан, что в 1,3 раза превышает численность обратившихся за соответствующий период прошлого года. Услугами центров труда и занятости в поисках подходящей работы за январь – ноябрь текущего года воспользовались 110,6 тыс.незанятых трудовой деятельностью граждан, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Начиная с августа 1998 года наблюдается рост численности безработных.
Общее число безработных с учетом зарегистрированных на начало года составило за январь – ноябрь 1998 года 91,4 тыс. человек. Пособие по безработице было назначено 89,4 тыс. гражданам. По состоянию на начало декабря в качестве безработных зарегистрированы 42,6 тыс. человек, это на 2,6 безработных больше, чем на начало ноября. Наибольший рост произошел в результате увеличения численности зарегистрированных безработных по городам Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Увеличивается численность безработных почти по всем районам республики.
Уровень регистрируемой безработицы составляет по республики 2,39 % от численности экономически активного населения. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда остается в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Лениногорск, Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, уровень безработицы в которых составляет 6,47; 6,0; 5,64; 3,9; 3,41; 2,97; 2,61%% соответственно, и в районах – Сармановский, Агрызский, Аксубаевский, где уровень безработицы составляет 2,59; 2,51; 2,5%% соответственно.
Потребность в работниках, заявленная организациями в органы труда и занятости к концу ноября составила по республики 4,8 тыс.человек, что несколько меньше, чем в предыдущие месяцы. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости в расчете на одну вакансию) составляет в среднем по республике 10 человек, в том числе 9 безработных граждан.
С ухудшением положения в экономике снижается спрос на рабочую силу, что осложняет возможности органов труда и занятости по подбору подходящей работы обратившимся гражданам. Однако, несмотря на это в январе – ноябре 1998 года удалось трудоустроить 82,8 тыс. граждан, из них, 31,4 тыс. незанятых граждан и прошедших профобучение (что на 13% больше, чем за 10 месяцев 1997 года). На условиях временной занятости в рамках различных программ с субсидированием средств из Государственного фонда занятости РТ работали 4,7 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Оказана помощь в организации собственного дела 0,2 тыс. безработных граждан. Профессиональным обучением по направлению органов труда и занятости в январе – ноябре было охвачено 5,9 тыс. человек, что на 16% превышает численность обучавшихся в аналогичном периоде 1997 года. Завершили обучение 4,3 тыс. человек. Нашли работу 91% обучавшихся граждан.
Кроме того, 180 работников предприятий и организаций, подлежащих высвобождению, проходили опережающее обучение. На общественных работах в январе – декабре было занято 2,3 тыс. человек, что на 24% меньше, чем за аналогичный период 1997 года. Это объясняется сложным финансовым положением Государственного фонда занятости РТ. На конец декабря в органы труда и занятости поступили уведомления от 305 предприятий республике о предстоящем высвобождении около 3,8 тыс. работников. Наиболее многочисленные высвобождения предполагаются в г. Набережные Челны – ОАО”Камский литейный завод” – 232 человека, городское жилищное управление – 220 человек, в г. Казани – ОАО”Татнефтепроводстрой” – 94 человека, ожидаются сокращения работников в подразделениях АО”Татнефть” – порядка 200 человек по городам Азнакаево и Лениногорск.
В этих условиях стоит задача поэтапного высвобождения работников и контроля за полным соблюдением социальных гарантий для данной категории населения. [31]
Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года.
§3 Меры регулирования занятости в РТ.
ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ: действенное средство борьбы с безработицей.
Итоги 9 месяцев 1998 года, рассмотренные Госкомтрудом РТ, показали, что одной из эффективных форм работы органов труда и занятости с населением и работодателями по оказанию дополнительных услуг содействия в трудоустройстве является организация Ярмарок вакансий.
За указанный период центрами труда и занятости города Казани, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Зеленодольска и Набережных Челнов проведены 17 ярмарок, которые посетили 50173 человека, из них 7 Ярмарок вакансий для всех категорий граждан, 5 – мини-ярмарок вакансий, 1 – Ярмарка вакансий для инвалидов, 4 – Ярмарки учебных мест.
На фоне безработицы это впечатляет. Однако многим “счастливчикам” обещали за труд мизерную зарплату, которая никак не дотягивала до прожиточного минимума.
В 13 Ярмарках вакансий рабочих мест, которые посетили 9419 человек, приняли участие 305 работодателей. С их помощью, установлено, что трудоустроились 938 человек.[31]
В Ярмарках учебных мест участвовали 110 средних специальных и высших учебных заведений. Их посетили 40754 человека.
Наиболее активная работа по проведению Ярмарок вакансий проводится в г. Казани (6 Ярмарок с участием 234 предприятий, количество посетивших 33786 человек, числом трудоустроенных 667 человек), в г. Альметьевске (2 Ярмарки с участием 41 предприятия, количеством посетивших 3420 человек, числом трудоустроенных 156 человек).
По результатам каждой Ярмарки вакансий, проведенной в г. Казани, специалистами Лаборатории по проблемам занятости Госкомтруда РТ проводится соответствующий анализ путем социологического опроса посетителей.
При анализе организационных вопросов Ярмарки вакансий большинство работодателей в вопросе проведения Ярмарки устраивают прежде всего ее организация и более широкие возможности в подборе специалистов. Результаты опроса показали еще один важный момент: практически все работодатели – участники Ярмарки постоянно (74,9%) или временно (20,3%) сотрудничают с работниками службы занятости. Только 4,4% опрошенных признались, что их контакты с районными центрами труда и занятости происходит достаточно редко.
Данные говорят о том, что основным связующим звеном между работодателями и районными центрами являются вопросы занятости и развития цивилизационного рынка труда.
Говоря о перспективности Ярмарок вакансий в трудоустройстве граждан, более 83% указали на их настоятельную необходимость, 15% опрошенных затруднились в ответе на этот вопрос и лишь 2% сочли, что данная форма трудоустройства граждан не имеет перспективы.
Среди общих пожеланий, высказанных работодателями по вопросам проведения Ярмарок, есть предложение по организации постоянной городской биржи труда, территориальному разделению Ярмарок по районам Казани; расширению обмена информацией между работодателями и службами занятости, необходимости консультаций и разъяснений по поправкам к новому Закону РТ “О занятости населения” и пр.
Социологический опрос посетителей Ярмарки вакансий в октябре прошлого года позволяет сформулировать следующие общие выводы:
1. При сохранении общего социально- демографического и профессионального-квалификационного состава посетителей Ярмарки в ее контингенте происходят постоянные изменения. Так, неуклонно увеличивается количество молодежи. Причем преимущественно за счет выпускников учебных заведений и учащихся (студентов). Происходит и одновременное увеличение категорий населения, как имеющих стаж, так и не имеющих трудового стажа. Растет и доля мужчин.
2. По-прежнему основными посетителями Ярмарки остаются преимущественно женщины, причем в возрасте, наиболее пригодном для социального и профессионального совершенствования.
3. Большинство проблем, связанных с продолжительными поисками работы, по-прежнему объясняются прежде всего причинами психологического порядка – неготовностью к работе в новыхэкономических условиях. Многие безработные не готовы сменить свою прежнюю профессию и переобучиться другой.
4. Все большее число посетителей Ярмарки основные надежды в поиске работы связывают с работой районных центров труда и занятости. Безработные начинают больше доверять и надеяться на службы занятости, которая становится настоящими центрами регулирования движения рабочей силы на рынке труда.
5. По установкам основную массу посетителей составляют лица, пытающиеся устроить свое будущее в рамках традиционных стереотипов. В частности, многие из них все еще желают найти работу на государственных предприятиях и с помощью государственных органов.
6. Традиционные многолетние социологические опросы посетителей Ярмарок вакансий позволяют утверждать, что происходят серьезные изменения в экономическом сознании граждан. Так, на Ярмарке оказалось достаточно много опрошенных, предпочитающих работать в частной или приватизационной фирме. В прежние годы сама мысль о возможности работы по найму в частной фирме вызывала негативное отношение.
7. Опрос работодателей показал, что Ярмарки вакансий уже имеют свой постоянный контингент, как среди посетителей, так и среди работодателей. Однако необходимо более интенсивно обновлять круг ее участников – только тогда служба занятости получит возможность расширить банк вакансий за счет притока новых работодателей.
8. По мнению работодателей, слабым методом Ярмарок остается их техническое оснащение, но абсолютное их большинство указывает на необходимость их регулярного проведения.
Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находится на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.
Общий анализ рынка труда показал, что на нем, как и на российском рынке труда в целом, процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.
Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения РТ и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.
В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы занятости населения РТ необходимо отработать механизм поиска ”золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).
§4 Состояние рынка труда по Кукморскому району.
Программа занятости населения Кукморского района на 1998 год разработана в соответствии с законом РТ “ О занятости населения”. При разработке Программы использованы методические материалы Минтруда РФ и Госкомтруда РТ по прогнозной оценке рынка труда, статистические и другие материалы.
В Программе дан анализ ситуации на рынке труда, определена основные цели и задачи, направления и конкретные меры обеспечения занятости населения и социальной защиты от безработицы.
Программа предусматривает организационные и экономические меры по обеспечению занятости района на основе распределения высвобождаемых работников и направления незанятого населения, попавшего на рынок труда, в отрасли приоритетного развития, их профессиональной подготовки и повышения квалификации, организации временной занятости и участия на общественных работах незанятого населения.
Преимущественное развитие в районе получили легкая промышленность и сельскохозяйственное производство. Наиболее развита легкая промышленность и строительство. Но именно в этих отраслях промышленности и наблюдается на сегодняшний момент спад производства. Поэтому руководителям и специалистам промышленных предприятий необходимо серьезно подумать над разработкой и выпуском конкурентноспособных товаров, уменьшение затрат на их производство, об открытии новых цехов и служб по внедрению новых технологий по выпуску новых товаров, которые пользуются спросом.
В течении 1997 года многие предприятия продолжали снижать производство товаров и услуг, в связи с чем произошло сокращение численности и штата работников. Например, меховая фабрика АО “МЕЛИТА” снизила производство на 30%, в результате было сокращено 120 человек. АО “Райпищекомбинат” сократило производство на 42% , в результате чего комбинат действует в режиме неполной рабочей недели.
Численность занятого населения в народном хозяйстве на 01.01.97г. 20200 человек. Основная масса населения занята в системе образования – 2068 человек, в промышленности – 2690 человек, в системе здравоохранения – 805 человек, в сельском хозяйстве – 8800 человек, в других отраслях – 6007 человек.
Численность населения района на 01.12.97 г. составила 53550 человек. По сравнению с 1996 годом численность увеличилась на 0,5%, что в основном связано с естественным приростом, оттоком населения из городской местности в сельские районы.
Среднемесячная зарплата по району – 424000 рублей, в том числе в промышленности – 536000 рублей, в строительстве – 354000 рублей, в области образования – 546000 рублей, в области культуры – 385000 рублей.
Ниже прожиточного минимума в Кукморском районе в настоящее время живут 10% всего населения.
Численность незанятого населения, зарегистрированного в бюро труда и занятости на 01.12.97 г. составило 395000 человек. Основными причинами незанятости у лиц , поставленных на учет в службе занятости , считаются : высвобожденные в связи с сокращениями штата 33,5% и по причинам текучести 46,7%. Среди контингента лиц , не имеющих работу, женщины составляют 67,8% , молодежь от 16 до 29 лет 41%, не имеющие профессии 20,1%, имеющие высшее образование 1%, имеющие среднее специальное образование 21,1%, среднее образование 44,6%.
По числу безработных район является одним из кризисных по РТ.
Анализ состояния рынка труда , показывает, что по различным вопросам в бюро труда и занятости на 01.12.97 г . обратилось 1985 человек, из них 973 человека приняты на учет как ищущие работу. Из общей численности лиц принятых на учет в качестве лиц ищущих работу трудоустроено 799 человек. Были направлены на выполнение общественных работ 157 человек , 32 человека направлены на досрочную пенсию. Резко сократилась потребность в кадрах. Представляются вакансии , в основном, по рабочим специальностям.
Высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями). Высвобождение происходит, в основном, в легкой промышленности – 50% из общего числа высвобожденных, в строительной отрасли – 10%.
В условиях развития новых форм собственности, последовательного разгосударствления и приватизации экономических структур, создаются предпосылки для формирования рынка труда.
Формирование рынка труда будет происходить за счет:
* работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
* молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;
* женщины, имеющих малолетних детей;
* лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и ЛТП;
* текучесть кадров;
* временно незанятого населения;
* пенсионеров по возрасту, инвалидов;
* военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Таблица 3
Краткий отчет работы Кукморского бюро труда и занятости в 1998г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ближайшие два года не сулят нам ничего хорошего. Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентноспособными.
В 1999 – 2000 годах ожидается переход части скрытой безработицы в открытую. Служба занятости с ее скудным фондом в такой ситуации не сможет оказать серьезную помощь. Она не обладает необходимой информационной базой, а также достаточной материальной поддержкой со стороны государства. Дальнейший спад отечественной промышленности и стихийное формирование рынка труда могут привести к социальному взрыву, катастрофе.
Путь выхода из кризиса определяется прежде всего стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.
Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.
Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Проблема существует – это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированы, в основном, на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.