План Вступительная часть 1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения 2. Научно-технический и культурный прогресс в XIX – начале XX в. 3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX – начале XX в. 4. Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков Заключительная часть (подведение итогов) Введение XVIII в. в истории
Западной Европы принято называть веком Просвещения Общим для всех стран был кризис общественных отношений, идеологии, формирование широкого прогрессивного идейного течения – Просвещения. В его основе был культ первичной, нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего; критика современной испорченной цивилизации и мечта о гармонии природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.
Просвещение – это закономерный этап идейно-культурного развития общества н эпоху крушения феодализма и утверждения капиталистических отношении. Впервые термин «Просвещение» был употреблен Вольтером и Гердером. «Просвещение» как очень широкое понятие, не следует путать с «просветительством», которое является идеологией, т.е. системой взглядов эпохи Просвещения. 1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы. Важную роль в культуре эпохи Просвещения играла литература.
Ее первоисточником является гуманистическая литература позднего средневековья и эпохи Ренессанса. Но в отличие от них литература Просвещения опиралась не только на античных классиков, но и на достижения естественных наук. Если гуманисты на первый план в литературе выдвигали индивидуализм, то просветители – ее общественную значимость. Итальянские гуманисты не вступали в общественную борьбу. Другое дело просветители (особенно французские), которые выступали в роли смелых борцов. в качестве критиков несовершенства политической и социальной действительности. Если античный мир завещал человечеству идею умственного прогресса, христианство внесло идею нравственного прогресса, то Просвещение XVIII в. обосновало идею социального прогресса. Борьба разума против невежества и предрассудков – вот, что по мнению таких просветителей, как Тюрго (1727-1781), Кант (1724-1804), Лессинг (1729-1781),
Кондорсе (1743-1794) и других движет развитие общества. По их мнению движение вперед зависит от того, насколько просвещен и образован человек. Если в эпоху Возрождения лидирующее положение в развитии европейской культуры занимала Италия, то в эпоху Просвещения- Франция. Некоторые исследователи называют XVIII в. «французским веком». Это можно объяснить тем, что французские идеи отличались своей отвлеченностью
и универсальностью. Они вскрывали те пороки, от которых страдали и в других странах. Поэтому французский протест нашел сочувствие в образованном обществе иных народов. Распространению французских идей способствовало также и превосходство французской образованности. Французский классицизм времен Людовика XIV сделался предметом подражания во всей Европе, а французский язык стал одним из признаков аристократизма и превратился в общеевропейский светский
язык. Основоположниками и идейными вдохновителями эпохи Просвещения явились французские просветители XVIII в. Среди них особым литературным талантом и мышлением отличались Вольтер, Монтескье и Руссо. Несомненным лидером эпохи Просвещения был Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778).
Он – выходец из третьего сословия. Его отец был нотариусом. Образование Вольтер получил в иезуитском колледже, но всю свою жизнь выступал против засилья католической церкви и подвергал ее резкой критике. Он написал десятки томов. Выступал в литературе в качестве поэта и романиста, философа и историка, моралиста и публициста. Его философско-исторический труд «Опыт о духе и нравах народов» положил начало философской истории культуры. Политическое миросозерцание Вольтера – «просвещенный абсолютизм», неограниченная власть монарха, умеряемая терпимостью и просвещением. По его мысли программа «просвещенного абсолютизма» предполагала равенство граждан перед законом, обязанность всех платить налоги, ограничение законодательной власти церкви, подчинение духовенства государству. Вторым по значимости французским мыслителем эпохи Просвещения является Шарль Лиу Монтескье (1689-1755).
Он происходил из старой дворянской семьи. Главный труд Монтескье «Дух законов» писался автором двадцать лет. Монтескье являлся сторонником конституционной монархии и дворянских привилегий, но вместе с тем он был проповедником индивидуальной и политической свободы. Именно Монтескье обязаны государства, которые стараются придерживаться демократических принципов, ибо
он впервые достаточно глубоко обосновал необходимость разделения трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Если Вольтер как мыслитель и литератор в большей степени был философом, Монтескье – политиком, то Жан-Жак Руссо (1712-1778) – моралистом. Это нашло отражение в его произведениях: «Исповедь», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза» и других. Если Вольтер подвергал беспощадной критике католическую церковь,
Руссо – светское парижское общество. Он был поэтом, романистом, автором политических трактатов, теоретиком музыки. Руссо был сторонником республиканской демократической формы правления. Если Монтескье выступал за равенство людей перед законом, то Руссо за их равенство и во власти. В своем политическом трактате «Общественный договор» он подчеркивает, что даже депутаты от народа не имеют права принимать окончательные решения. Этим Руссо фактически выдвигал идею референдума. Он писал: «Всякий закон, не утвержденный непосредственно народом, не имеет силы; это и не закон вовсе». Важнейшую роль в пропаганде просветительских идей сыграли «энциклопедисты». Они представляли собой авторскую группу из ученых, мыслителей и писателей, которые поставили перед собой задачу издать многотомную «Энциклопедию», содержащую различные знания. Во главе этой группы стояли Дени Дидро (1713-1784) и
Жан Д’Аламбер (1717-1783). Испытывая на себе громадное влияние французских просветителей, немецкое просвещение носило менее общественный и более индивидуалистический характер. Виднейшими его представителями были писатели и литературные критики Лессинг и Кристоф Фридрих Николаи (1733-1811), издававший «Всеобщую немецкую библиотеку». Идеи немецкой литературы не имели такого разрушительного характера для отживающего строя, как французские.
В них была выражена попытка примирить веру со знанием. Ведущее место в германской литературе занимала не публицистика, а поэзия Иоганна Волфгана Гете (1749-1832), Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805) и других. Во второй половине XVIII в. немцы прочно занимают место лидера в мировом музыкальном искусстве. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) в духовной музыке обнаруживает недосягаемую
для того времени глубину чувства, силу и богатство форм. Музыка Георга Фридриха Генделя (1685-1759) отличалась высоким драматическим подъемом настроений. Начинают свою творческую деятельность великие немецкие музыканты Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Особенностью английского просвещения является его практическая направленность.
В конце XVIII в. в Англии завершился, промышленный переворот, чему благоприятствовал ряд изобретений. В 1767 г. был изобретен прядильный станок Джеймса Харгривса; в 1768 г паровая машина Джеймса Уатта (1736-1819), в 1785 г механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743-1823). В XVIII в. происходят также глубокие изменения в архитектуре и изобразительном искусстве. Уже в первой половине столетия барокко сменяется новым стилем – рококо. Рококо (от французского слова рокайль – раковина) отличалось манерностью, вычурностью, декоративностью, носившей причудливый поверхностно-орнаментальный характер, выражавшийся в сложною сплетении резного и лепного орнамента, в причудливо изогнутых линиях, завитках масок амуров и тому подобном. Стиль рококо, или как его еще именовали «стиль Людовика XV» стал постепенно сменяться классицизмом, для которого образцом являлась сдержанность, симметричность
и гармоничность античного искусства. Наиболее известными французскими художниками XVIII в. были Антуан Ватто (1684-1721), Франсуа Буше (1703-1770), писавший в стиле рококо, Жан Шарден (1699-1779) и один из первых представителей классицизма, художник французской революции Жак Луи Давид (1748-1825). Итальянское искусство XVIII в. по сравнению с французским было менее влиятельным, но его представители не уступали, а порой и превосходили своим мастерством французских художников.
Из известных школ в XVIII в. наибольшей популярностью пользовалась школа венецианских мастеров. Лучшим ее представителем в это время был Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). В XVIII в. завоевывает европейскую славу и английская живопись. Основоположником реализма в Англия был Уильям Хогарт (1697-1764). Одним из наиболее выдающихся мастеров английской живописи является
Джошуа Рейнольдс (1723-1793). Одной из известных его работ является картина «Амур, развязывающий пояс у Венеры». На английскую живопись не могло не наложить отпечаток завершение промышленного переворота. Поэтому целый ряд картин был посвящен производственной тематике. Но романтические веяния в данном случае удавалось выразить далеко не многим. Среди тех, кто смог добиться успеха в данном направлении живописи Джозеф Райт (1734-1797). Деятельность Райта связана с его родным городом Дерби, расположенным вблизи крупных промышленных городов. Круг его друзей составляли ученые, философы, люди, связанные с усовершенствованием и новыми направлениями в промышленном производстве. Одна из наиболее известных картин Райта «Кузница». В композиции этой картины свет огня несет совершенно особую смысловую нагрузку.
Он согревает, завораживает и объединяет людей, создавая некий магический круг, за которым царит таинственный и пугающий сумрак ночи. Самым выдающимся художником Англии XVII столетия по праву считается Томас Гейнсборо (1727-1788). В его творчестве отразилось то направление английской культуры, которое в литературе получило название сентиментализма. Таким образом, мы видим, что идеи
Просвещения воздействовали фактически на все отрасли культуры XVIII в. Каковы же основные черты культуры эпохи Просвещения? Для выяснения данного вопроса целесообразно выявить отличия двух эпох в развитии европейской культуры: Возрождения и Просвещения. Каковы же они? Как уже отмечалось ранее, в эпоху Просвещения из Италии во Францию перемещается культурный центр
Европы. Если в эпоху Возрождения ведущую роль среди форм культуры занимало изобразительное искусство, то в XVIII в литература. В эпоху Возрождения церковь по-прежнему играла ведущую роль в культуре, в эпоху Просвещения она стала подвергаться критике, а литература и искусство постепенно стали освобождаться из-под ее влияния. Формируется чисто светская культура. Возрождение в меньшей степени, чем Просвещение было связано с естественнонаучными знаниями.
В эпоху Возрождения так и не было сформировано гражданское общество, а в XVIII в. идет активный процесс его складывания. Возрождение способствовало развитию меценатства, Просвещение – появлению «просвещенных монархов» – Петр I и Екатерина II в России, Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. 2. Научно-технический и культурный прогресс в XIX – начале XX в. Одной из основ эволюции общества является научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Эти две сферы человеческой культуры начали сближаться в XVI-XVIII вв когда производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Новый этап научно-технического прогресса связан с развитием машинного производства, начавшегося после промышленного переворота в Англии в конце
XVIII столетия. Для науки и техники XIX в. уже характерно взаимное стимулирование ускоряющихся темпов друг друга. В непосредственной связи с запросами материального производства становились и решались новые сложные теоретические проблемы. Успехи индустрии, приборостроения вооружали различные отрасли науки средствами для проведения экспериментальных исследований. В области физико-математических наук в течение XIX в. определились три основных направления: исследование
строения вещества, изучение проблемы энергии, создание новой физической картины мира. Физика особенно ярко продемонстрировала относительность классической науки. До середины прошлого столетия господствующим в физических науках было механистическое мировоззрение, согласно которому весь материальный мир можно описать как взаимодействие движения тел с определенной неизменной массой. В первой половине XIX в. были достигнуты успехи в изучении энергетических процессов.
Р. Майер , Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц сформулировали закон сохранения и превращения энергии. Это открытие вызвало стремление свести все физические процессы к энергетическим, так называемому энергетизму. Похожесть взаимодействия между полюсами магнита и электрическими зарядами заставила физиков искать связь между электричеством и магнетизмом. В 1820 г. датский физик X. Эрстед установил отклонение стрелки компаса под влиянием электрического тока. Англичанин М. Фарадей установил в 1831 г что электрический ток возникает в проводнике под влиянием магнита. Им была открыта электромагнитная индукция – основа будущей электротехники. Он вплотную подошел к теории электромагнитного поля, которая была сформулирована его соотечественником Дж. Максвеллом . Так были созданы предпосылки для формирования электромагнитной картины мира. В 1891 г. Дж. Стоней для обозначения атома электричества вводит понятие «электрон».
В 1895 г. В. Рентген открыл X – лучи. В этом же году Г. Лоренц разрабатывает электронную теорию вещества. Дж. Томсон в 1897 г. обнаруживает поток электронов в электрическом разряде в газах. Занимаясь исследованием действия солей урана на фотопластину супруги М. и П. Кюри обнаружили три вида радиоактивных лучей: потоки ядер гелия, электронов и электромагнитных
волн. Создавалась картина сложного строения атома. Появляются его первые модели. В 1900 г. немецкий физик М. Планк пришел к выводу, что излучение не является непрерывным потоком энергии, а слагается из отдельных порций, «квантов» энергии. Это противоречило классическим представлениям о непрерывном характере излучения. Квантовые представления нашли применение в атомистике.
В 1913 г. датский физик Нильс Бор соединил теорию строения атома и излучаемой им энергии с квантовыми постулатами. При переходе электрона на другую орбиту изменяется структура атома и излучается определенная порция (квант) энергии. Так родилась квантовая механика. Однако создать общую физическую картину мира не удавалось. Появление ее связано с именем немецкого физика А.
Эйнштейна , который в 1905 г. Доказал, что принципы механики Ньютона применимы лишь для описания медленных, по сравнению со скоростью света, событий. Он сделал смелое и на первый взгляд парадоксальное резюме о свойствах пространства, времени и движения. Если классическая физика рассматривала время как абсолютную сущность, независящую от материальных процессов, то Эйнштейн пришел к выводу, что течение времени меняется от скорости движения данной системы. Свойства пространства и времени зависят от движения материальных объектов. В 1907-1908 гг. специальную теорию относительности изложил в новой математической форме немецкий ученый Г. Минковский, который предложил рассматривать мир в четырехмерном измерении, где четвертой координатой является время -»пространственно-временной континиум». Дальнейшим шагом в создании новой физической картины мира стала общая теория относительности, разработанная
Эйнштейном в 1915-191б годах, в которой обобщались введенные им ранее идеи на случай любого движения. Было объяснено тяготение. Пространство, благодаря введению понятия кривизны, приобрело в теории неевклидовы характеристики. Теория относительности в корне ломала взгляды традиционной физики. Новое научное представление об окружающей человека среде основывались на идеях неисчерпаемости структурного строения природы, дополнительности, взаимонеобходимости вещественной и энергетической картин мира, необходимости
тщательного философского исследования проблемы объективности знания. XIX в. вошел в науку как время расцвета классического естествознания. Исследования процесса развития в прошлом столетии превратились в целый спектр естественноисторических наук – геология, палеонтология, биология, эмбриология и т.д. В их рамках шла активная полемика по вопросам использования знаний о настоящем для объяснения и понимания
прошлого. К середине века идея развития, необратимости процессов живой и неживой природы стала универсальной. Она вытесняла представление о первотолчке, внезапном и неестественном зарождении жизни. Подлинным переворотом в науке стала теория английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина . Обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекции, Дарвин вскрыл основные факторы эволюции органического мира, которые были изложены в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в 1859 г. Эволюция по Дарвину осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой образования признаков и особенностей в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет эти признаки; под действием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования.
Благодаря этим факторам организмы в процессе эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что в конечном итоге ведет к образованию новых видов. На основе теории эволюции Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул в 1871 г. гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В теории Дарвина высказывались лишь «гадательные», по выражению самого автора, предположения о причинах
изменчивости. Его гипотеза не могла объяснить механизма, при помощи которого изменения, зафиксированные в одном поколении, закреплялись в следующем. Одного только влияния среды было явно недостаточно. Сам Дарвин был убежден в существовании материальных носителей наследственности. Причины изменчивости разгадал чешский монах и естествоиспытатель Г. И. Мендель – создатель учения о наследственности, родоначальник новой науки генетики.
Применив статистические методы для анализа результатов гибридизации, он в 1866 г. сформулировал закономерности распределения в потомстве наследственных факторов названных позднее генами. Правила Менделя включали: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления гибридов второго поколения, закон независимого комбинирования признаков. Впрочем, следует отметить, что открытие Менделя в то время не привлекло особого внимания в обществе и среди ученых. В общекультурном плане вопрос о наследственности тогда представлял гораздо меньший интерес, чем сама идея изменчивости видов и роли в ней естественных факторов. По достоинству открытие Менделя было оценено позже. Эволюционное учение Дарвина было творчески дополнены и другими учеными из разных стран. Были обнаружены новые переходные формы между различными классами животного мира и между человеком и
высшими животными. Это нанесло сокрушительный удар по религиозному представлению о сотворении человека и всего живого. Так оформилась новая биологическая картина мира. Таким образом, в конце XIX в. в естествознании произошел подлинный переворот, который, в конечном счете, подготовил научно-техническую революцию. Шла последовательная дифференциация отдельных отраслей науки на более узкие специальные отрасли. Вместе с тем происходила и своеобразная интеграция: отдельные науки
связывались между собой пограничными дисциплинами (астрофизика, геохимия, биохимия). Новые открытия в области физико-математических наук привели к созданию новой физической картины мира, получившей отражение в квантовой теории, теории относительности, учении о пространственно-временном континиуме. Очень сильно изменились представления об окружающем человека мире в связи с утверждением в биологии эволюционного учения, в результате чего в научном мировоззрении сформировалась новая биологическая
картина мира. Культурный прогресс в жизни стран Западной Европы и Северной Америки в конце XIX – начале XX в. связан в первую очередь с развитием научной мысли, с возросшей ролью научных представлений о природе, обществе и самом человеке. Эти представления по-разному преломлялись в сознании различных слоев общества, входя во взаимодействие с другими элементами культуры. В целом же они отражали прогресс научного познания, процесс приближения к истине, обогащение и углубление той картины мира, которая разворачивалась перед человечеством в результате великих научных открытий. В массовом сознании находила отражение лишь сравнительно небольшая часть научных открытий. Следует заметить, что и эта часть доходила до читателя и слушателя в упрощенном, схематизированном виде. И все же, непрерывно росла та среда, в сознании которой откладывались новые научные достижения. Этому способствовали как существенные сдвиги в образовании, выражавшиеся в его демократизации, так
и в росте престижа научных знаний, интереса к ним. Внедрение элементов научного сознания в мышление и мироощущение людей, не причастных непосредственно к науке, шло различными путями. Помимо традиционного пути через систему обучения в школах различного уровня с середины XIX в. видное место в культурной жизни стали занимать публичные лекции. Люди, не имевшие порой даже элементов знаний, стремились приобщиться к научным достижениям.
Они и составляли аудиторию таких лекций. Публичные лекции на естественнонаучные темы читали многие выдающиеся ученые, чей вклад в науку обеспечивал повышенный интерес публики, получавшей информацию из первых рук. Так, в Германии с лекциями выступали Юстус фон Либих – автор крупнейших открытий в области органической химии, Герман Гельмгольц – физик и физиолог, известный своим вкладом в обоснование закона сохранения энергии.
Наибольший резонанс имели выступления Эрнста Геккеля – выдающегося биолога, последовательного сторонника Дарвина. Это объяснялось огромным мировоззренческим и общекультурным значением тех проблем, которые освещались в его лекциях. Выступления перед широкой публикой были еще более характерны для английских ученых, поскольку такая форма пропаганды идей соответствовала давней традиции публичных собраний и митингов. Томас Генри Гексли – ближайший друг и единомышленник Дарвина, ученый интересовавшийся почти всеми отраслями знаний – был центральной фигурой английского публичного просвещения. Его лекции читались не только в Лондоне, но и в различных городах Великобритании. Популяризация науки не ограничивалась эпизодическими лекциями. В последние десятилетия прошлого века распространение получили различные школы, курсы, циклы лекций для взрослых. Университеты США создавали специальные популяризаторские отделения.
В Англии, а затем и в других странах Европы, возникло «движение по распространению университетского знания». Создавались учреждения типа немецких просветительских ферейнов, французских «народных университетов», вечерних или воскресных школ. Уровень научности в этих учреждениях был, конечно, ниже, чем в аудиториях Гексли и Геккеля. Тем не менее, через них новейшими достижениями научной мысли овладевали люди, эти достижения становились, через проникновение в массовое сознание, неотъемлемым компонентом культуры.
В развитии техники второй половины XIX – начала XX в. можно выделить три направления: появляется техника, которая улучшает сложившееся машинно-фабричное производство; создаются новые отрасли техники, развивающие это производство; возникают элементы будущей техники, которые в то время еще не находят себе практического применения. Интересным является тот факт, что идея телевидения, т.е. передача изображения, возникла еще в середине XIX в. после изобретения электромагнитного телеграфа.
В 1875 г. в США была предложена система передачи изображения по отдельным точкам электрическими сигналами по проводам. Однако из-за громоздкости и недостаточного качества передачи эта система практического применения не получила. Бурный технический прогресс XIX – начала XX в. не мог не повлиять на развитие западноевропейской и североамериканской культуры. Следствием завершения промышленного переворота и индустриализации стал рост городов. К началу XX столетия 13 крупнейших городов имело население, превышающее миллион. К городской жизни и городской культуре в эти годы приобщаются новые массы людей. Не случайно в это время город становится предметом художественного исследования в поэзии и живописи. Поколения, входившие в жизнь в 70-е и последующие годы XIX в воспринимали машинную индустрию, железные дороги, пароходы как составную часть естественной среды
обитания. В духовной жизни появилось ощущение огромных возможностей новой и постоянно обновляющейся техники. Технический переворот во многом изменил материальную среду, внес существенные новшества в образ жизни людей. В историко-культурном плане главное то, что этот переворот способствовал переменам и в самом человеке как участнике технической и научной революции. Научившись мыслить в узкопрофессиональных рамках, человек приобретает способность к анализу других
сфер бытия. Это сказывается на его нравственных принципах, художественных взглядах и вкусах. Более высокий интеллектуальный уровень становится характерной чертой национальных культур Западной Европы и Северной Америки. Сдвиги в технике, вероятно, наиболее рельефно сказались на всем населении этих стран в области средств сообщения. Здесь, помимо экономического значения, развитие железных дорог объективно сыграло выдающуюся роль в культурном прогрессе.
Оно обеспечивало мобильность основной массы городского и частично сельского населения, удешевило внутреннюю миграцию, благодаря быстрому перемещению внесло изменения в представление о времени. В этом же направлении действовали изменения во внутригородском транспорте. Особое место с культурологической точки зрения принадлежит тем техническим новшествам, которые непосредственно связаны с передачей информации, т.е. с обогащением сознания фактами, идеями, образами, которые без этих изобретений вообще не дошли бы до множества людей или дошли бы значительно позже. Информация, как внутренняя, так и внешняя, стала поступать регулярно и прежде всего через прессу. Корреспонденты крупных газет стремились обеспечить свое издание наиболее свежим материалом, а благодаря железной дороге газеты из столиц и больших городов быстро доставлялись подписчикам. Развитие транспорта и связи необычайно облегчило международные контакты и способствовало интенсивному
культурному обмену. Этот процесс стимулировался и саморазвитием культуры, ее внутренними потребностями. Но только теперь были устранены технические препятствия к гастрольным поездкам актеров, частым личным встречам деятелей культуры, их интенсивной переписке. Международные культурные контакты приобрели регулярный характер. Важнейшим средством коммуникации постепенно становится кино, особенно благодаря хроникальным фильмам,
фиксировавшим событие и позволявшим увидеть его множеству зрителей в различных странах. Выдающимся общечеловеческим культурным достижением стало открытие художественных возможностей кинематографа. Кино уже в то время обладало тем преимуществом перед театром, музеем, картиной, что могло достигать самых отдаленных уголков любой страны. Зафиксированное на пленке зрелище воспроизводилось многократно, не требуя никаких специальных условий, а относительная дешевизна делала его доступным самым широким
массам. Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал не только повышению интеллектуального уровня и осознанию человеком своей мощи, но и своеобразному крушению культурных границ, духовному взаимообогащению, началу интернационализации культурной жизни. 3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX – начале XX в. Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм. Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство – явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной
правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков. Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и
легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности. Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла.
Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя. Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон . Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век».
Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом. Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева
Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни – сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня. В истории английской литературы
XIX в. особое место занимает Вальтер Скотт . Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран – «Квентин
Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи. Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий. Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд. Виктор Гюго – сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии»
Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится
борьба одной личности против какой-то внешней силы. В начале 30-х годов XIX в. во Франции выступила писательница Аврора Дюдеван, которая вошла в литературу под псевдонимом Жорж Санд . Первым ее романом была «Индиана», написанная в 1832 г. и принесшая ей заслуженную известность. Вслед за этим появляются другие романы: «Валентина», «Лелия», «Жак».
За свою долгую жизнь она опубликовала около 90 романов и повестей. Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы нашел отражение в ее лучшем романе «Консуэло». Она ввела в романтическую литературу нового героя. Место королей, принцев и рыцарей, которые прежде были персонажами писателей-романтиков, занимает простолюдин. В 20-30 годы прошлого столетия значительных успехов достигает американский романтизм.
Видное место в нем занимают Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер . Ирвингу свойственная поэтизация человека, живущего на лоне девственной и могучей природы Америки, его мужественной борьбы с нею. Он в своих литературных работах выступал против истребления индейских племен, в юмористических новеллах и очерках критиковал стяжательство и противоречия прогресса. Важное место в его творчестве принадлежит элементам фантастики. Широкую панораму жизни страны создал Фенимор Купер, способствовавший утверждению жанра исторического романа в американской литературе. Произведения этого автора по их тематике можно разделить на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла»: «Пионеры», «Последний из Могикан», «Прерия» и другие, известные под общим названием романов о
Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Их главный герой Натти Бумпо воплощает лучшие стороны человека – смелость, мужество, верность дружбе, благородство и честность. Это идеал человека, выросшего в общении с природой, сформировавшегося под ее благотворным влиянием. Его романы отличаются динамизмом и простотой, мастерским описанием, и прежде всего описанием природы. Своеобразно творчество американского писателя-романтика
Эдгара По . Его литературное наследство весьма разнообразно. По – автор многих новелл, стихотворений, статей по вопросам искусства. В американской литературе Эдгар По стал основоположником детективного рассказа – «Убийство на улице Морг», «Маска красной смерти» и другие. Подавляющее большинство его произведений отличаются мрачным колоритом. Он настойчиво подчеркивает мысль о преступных наклонностях человека.
По прославился как мастер «страшного» рассказа. Романтическое направление в музыке оказалось очень богатым выдающимися дарованиями: это Франц Шуберт и Роберт Шуман , Гектор Берлиоз , Рихард Вагнер , Ференц Лист , Фридерик Шопен и многие другие композиторы. Романтизм принес в музыку повышенную эмоциональность, выразительность, фантастический вымысел, сказочно-поэтическую образность, нередко заимствованную из фольклора. Ему свойственна конкретность музыкальных метафор и масштабность символических обобщений. В музыке произошла перестройка жанров: важнейшее значение приобрели романс, фортепьянная пьеса, инструментальная танцевальная миниатюра, различные малые формы, наполнявшиеся глубоким содержанием. Новые тенденции затронули и симфонизм, и музыку для театра.
Появляется жанр героической оперы-саги – цикл «Кольцо нибелунга» Вагнера; жанр «героической» оперы, складывающийся под воздействием национально-освободительных движений. В творчестве Джузеппе Верди такой тип оперы представлен «Дон Карлосом» – произведением в целом реалистическим в отличие от его блестящих романтических опер «Риголетто», «Травиата», «Аида». В период романтизма музыка активнее, чем прежде, взаимодействует с литературой.
Это предопределило появление музыкальных сочинений, использующих в той или иной степени элементы художественного слова или театральной эстетики. Начиная с романтизма, этот принцип в многообразных своих проявлениях становится преобладающим. Романтические тенденции заявляют о себе в живописи уже в самом начале XIX столетия. Они затрагивали даже стойких приверженцев классицизма, таких как Жан Энгр . О начале романтического периода во французской живописи возвестило творчество
Теодора Жерико . Самым же значительным явлением романтизма оказалась живопись Эжена Делакруа , часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона. Делакруа во многом преобразовал историческую композицию, которая приобретает у него символическую обобщенность. В Англии романтизм наиболее ограниченно выразился в творчестве У. Блейка, особенно в его живописи и графике, связанной с его же поэзией. Это направление нашло выражение в пейзажах Уильяма Тернера и Джона Констебла . Тесно связанным с движением литературы было романтическое искусство Германии. Однако в немецком изобразительном искусстве романтизм все же остался явлением достаточно скромным по своей художественной значимости. Это же можно сказать и об итальянском романтизме. К середине XIX в. в литературе и искусстве наблюдается закат романтизма как преобладающего идейного
и художественного направления. С этого времени доминирующим становится реалистическое направление. Реализм, возникший в предыдущую эпоху, конкретизирует свои ведущие принципы: объективность отображения существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме личность и общество в их связанности и противостоянии.
Общепризнанным мастером реализма в литературе является Чарльз Диккенс . Выдающийся юморист и сатирик, он был непревзойденным автором социально-критического романа. Начиная с «Посмертных записок Пиквикского клуба», его произведения стали художественной энциклопедией быта, нравов, проблем английской жизни. Диккенс довел до виртуозности искусство психологизма и типизации. Писатель долгие годы хранил веру в нравственное совершенство людей, но объективно его лучшие произведения
«Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания» и другие показывали беспочвенность таких иллюзий. Романы Диккенса остаются одной из вершин реалистической литературы. Его современник Уильям Теккерей , создатель романа-хроники «Ярмарка тщеславия», выделявшегося резкостью обличения общества, был чужд оптимистических надежд, хотя и стремился показать силы, способные противостоять нравственному разложению. Достойный вклад в обогащение реализма внесли сестры Шарлотта и Эмилия Бронте, Элизабет Гаскелл и другие писатели. Реализм во Франции определял магистральную линию литературы уже в 30-е годы прошлого века. Реалистическое художественное видение заявило о себе уже в песнях Пьера-Жана Беранже . Триумфом реализма можно назвать историческую драму Проспера Мериме «Жакерия» и его новеллы 30-40-х годов.
Анри Бейль , известный в литературе как Стендаль, сформулировал важнейшие положения эстетики реализма. В его лучшем романе «Красное и черное» рассказывается о судьбе юноши, стремящегося любыми средствами утвердиться на верхних ступенях социальной иерархии и потерпевшего жизненное и моральное крушение. В «Пармской обители» Стендаль аналитически изобразил судьбу героя наполеоновских войн и атмосферу периода реставрации. Незавершенный роман «Люсьен Левен» стал заключительным звеном трилогии, воспринимающейся
как художественная история молодого европейца XIX в. Крупнейшим творением реалистической литературы стал многотомный цикл романов и повестей Оноре де Бальзака «Человеческая комедия». Писатель стремился создать историю нравов современной Франции, считая, что романы пишет сама действительность, а он является лишь ее секретарем. Эпопея Бальзака подразделяется на три большие части: «Этюды нравов», «Философские этюды», «Аналитические
этюды». По замыслу она должна была включать 143 произведения, из которых Бальзак успел завершить 95. Литературное наследие этого могучего писателя неисчерпаемо в плане многообразия затронутых им проблем, описанных персонажей, типов, противоречий, коллизий и драм. Вторая половина XIX – начало XX в. ознаменовалась новым подъемом реалистической литературы. В немецкой прозе реалистическое направление представлено в первую очередь Генрихом и Томасом Маннами. Пути их в литературе оказались неодинаковыми. Генрих выступил создателем немецкого социального романа, больших эпических полотен таких как трехтомный цикл «Империя». Тематика творчества Томаса отличается спокойным, сдержанным, аналитическим характером. Известность ему принес роман «Будденброки», который был во многом автобиографический. Новый этап английского реализма связан с творчеством
Джона Голсуорси , автора знаменитой «Саги о Форсайтах». Это произведение создавалось на протяжении сорока лет. На примере одной семьи раскрывается картина усиливающегося этического кризиса, который переживала верхушка английского общества. В 90-е годы появляются первые пьесы Бернарда Шоу . Реализм в американской литературе утвердился, по справедливому утверждению
Хемингуэя, только с появлением Марка Твена . В литературу этот писатель пришел из газеты, принеся острый интерес к повседневности. Уже в ранних его произведениях проявился необыкновенный дар юмориста и редкое чувство черт американского национального характера. В «Томе Сойере» и «Геке Финне» Америка представляется как радостная, полная жизненных сил и энергии страна. Видными писателями-реалистами этого периода были
Джек Лондон и Теодор Драйзер . Творческий путь Лондона был противоречив и закончился трагически. Его перу принадлежат как высоко реалистические произведения – «Люди бездны», «Железная пята», «Мартин Иден» так и сентиментальные романы и даже книги отмеченные налетом расизма. Первый роман Драйзера «Сестра Керри» был объявлен «безнравственным» и подвергся запрету, поскольку рассказывал об изнанке американской жизни. Свой следующий роман писатель смог опубликовать только через десять лет. Наиболее известна его «Трилогия желания», включающая романы «Финансист», «Титан», «Стоик». Реализм в Италии этого периода получил название «веризм» – от итальянского слова «веро» – правдивый. Особое развитие он получил в музыке. Его приверженцами здесь выступили Джакомо Пуччини , Пьетро Масканьи , Руджерто Леонкавалло . В их операх исчезли черты условности и романтическая грандиозность конфликта.
Они посвящали свои музыкальные драмы жизни обыкновенных людей, смело вводили прозаические ситуации. Характерен отказ от вокальных номеров и тяготение к декламации, к использованию звуковых средств, традиционно считавшихся немузыкальными имитациям шумов, пения птиц, звуков прибоя и т.п. «Богема» к «Тоска» Пуччини положили начало камерной лирической драме в опере. Этот жанр нашел высшее воплощение в опере «Чио-Чио-
Сан». Проведенная итальянскими веристами оперная реформа доказала свою плодотворность последующим развитием музыкально-драматического искусства. 4. Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков Конец XIX и начало XX в. особенно важны в истории европейской и североамериканской литературы и искусства. Художественная жизнь в эти годы отмечена интенсивностью и сложностью творческих исканий, появлением целого ряда новых течений и школ. В литературе, изобразительном искусстве происходит переоценка традиций,
утверждаются новые эстетические принципы. Их развитие определяется сложными взаимоотношениями реалистического искусства и многообразных антиреалистических течений и школ, объединяемых под названием декаданса (от французского упадок). Самым значительным явлением декаданса в литературе была символическая школа. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение принципы, общие всем антиреалистическим школам конца XIX в. Символизм сформировался во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявляли себя певцами «заката, упадка, гибели», художниками безнадежности и разочарования. Они сосредоточились на художественном выражении посредством символа – многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа вещей и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты отказались от познания и изображения реального мира, который называли «театром теней». Внешний образ мира, «видимость» они противопоставляли внутренней
«сущности» и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности. Познание представляет, по их мнению, акт мистического озарения художника-творца. Славой французского символизма стал поэт Стефан Малларме . Однако, высший художественный взлет этого течения осуществился в творчестве Поля Верлена и Артюра Рембо . Лирика Верлена воспринимается как принципиально новое явление и по сей
день остается одной из вершин французской поэзии. Творческий путь Артюра Рембо продолжался всего около десятилетия. Он пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом «Цветном сонете» искал цветовые эквиваленты гласных: А – черный, Е – белый, И -красный, У – зеленый. В лучших своих стихах Рембо добился оригинальности и лирической насыщенности – «Пьяный корабль», «Руки
Жанны-Марии». Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Немецкий символизм выдвинул несколько значительных художников. Один из величайших лириков Германии Райнер Мария Рильке. В его лучшей книге «Часослов» символистская недоговоренность не раз сменяется гениальным прозрением близящейся мировой катастрофы. В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где самым значительным представителем этого направления был Оскар Уайльд . Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик. Символизм в музыке также раньше всего заявил о себе во Франции и распространился в другие страны. Музыканты-символисты в своем творчестве обратились к неразработанным богатствам музыкального фольклора Испании, Дальнего
Востока, скандинавских народов. Они освежают музыку оригинальной ритмикой, необычной тембровой окраской. Первым символизм проявился в фортепьянных миниатюрах и романсах Дебюси (182б-1918), относящихся к началу 90-х годов. Его прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» стала манифестом музыкального символизма. Это произведение построено на прихотливых ассоциациях, отличается яркой экзотической красочностью.
Премьера единственной оперы Дебюси «Пеллеас и Мелисанда» знаменовала расцвет символической музыки. Поиски Дебюси были продолжены Морисом Равелем . Его отличала приверженность к фольклору и большая близость к классическим традициям. Известна его опера-буфф «Испанский час» и хореографическая поэма «Вальсы». Одной из вершин его творчества явился балет «Дафнис и Хлоя». Хотя символизм продолжал развиваться в ряде стран вплоть до первой мировой войны, художественная
его исчерпанность выявилась гораздо раньше. Многие крупнейшие представители этого направления переросли рамки символизма, а новых равных им по значению символизм уже не способен был выдвинуть. Ни одна из декадентских школ не сыграла на рубеже веков такой роли, какая принадлежит натурализму. Сложившаяся, во Франции к началу 70-х годов натуралистическая школа на протяжении нескольких десятилетий оставалась одним из центральных явлений в художественной жизни Европы и Северной Америки. Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей ввести в литературу методы строго научного исследования действительности основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натуралисты исходили из представления о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее интенсивное развитие натурализм получил во
Франции. Его глашатаями выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры. Самым ярым и пламенным пропагандистом натурализма, сформулировавшим «теорию научного романа», был Эмиль Золя . «Теория научного романа», основные положения которой Золя высказал в сборнике статей «Экспериментальный роман», предусматривала аналитически-беспристрастный подход художника к материалу. Писатели, по мнению Золя, «должны экспериментировать над характерами,
над страстями, над фактами личной и социальной жизни человека так же, как физик и химик экспериментирует над неодушевленными предметами, как физиолог экспериментирует над живыми людьми». Подобным экспериментом стал ранний роман Золя «Тереза Ракен», в котором все отношения внутри традиционного «треугольника» объяснены физиологическими процессами, темпераментом и средой. В 1868 г. Золя приступает к созданию двадцатитомной серии «Ругон-
Маккары», которой дает характерный подзаголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако следует отметить, что лучшие книги Золя – «Жерминаль», «Разгром» – стали все же завоеваниями реализма. Творчество Золя – одна из вершин литературы XIX в. Черты натурализма в музыке наиболее заметны в музыке крупнейшего немецкого композитора Рихарда Штрауса . В истории музыки он стал непревзойденным мастером портрета, характера. Ему удалось добиться зримой живописи характера и события музыкальными средствами – «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля». Нагляднее всего художественный прогресс проступает в конце XIX – начале XX в. в области изобразительного искусства. В живописи происходит подлинная художественная революция.
В 70-х годах во Франции складывается кружок начинающих живописцев, которые не признавали академических авторитетов и стремились вдохнуть в искусство живую жизнь. За этим объединением закрепляется название кружка импрессионистов (от французского впечатленье). Импрессионисты – Клод Моне , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Камиль Писсарро , Альфред Сислей – выступили против формализма, мифологичности современной им
академической школы. Они объявили себя художниками действительности, цель которых передать динамику и многокрасочность современного мира. Поэтика импрессионистов основывалась на непосредственном зрительном впечатлении, на внимании к мельчайшим приметам пейзажа или характера. Тональность их полотен светлая, солнечная, полная жизни. Пейзаж или портрет проникнуты всегда настроением, эмоционально окрашены.
Это была живопись легких, воздушных мазков, светлых тонов, динамичных цветовых сочетаний. Наиболее полное воплощение эти принципы нашли у Клода Моне – «Бульвар капуцинок в Париже», «Темза», «Собор в Руане». Пристрастием к жанровым картинам отличало работы Ренуара, основной темой которого был Париж. Он был одним из лучших портретистов этой школы.
Одной из лучших его работ стала «Девушка с веером». Крупнейший художник-импрессионист Дега довел технику этого направления до совершенства в своих полотнах, посвященных балетным спектаклям – «Голубые танцовщицы». Это течение оказалось недолговечным, на смену ему пришел постимпрессионизм, к которому примыкали Поль Сезанн , Винсент Ван-Гог и Поль Гоген. Это направление оказало большое влияние на всю живопись XX в. Постимпрессионизм – искусство более активного отношения к миру и более строгой формы. Импрессионизм и постимпрессионизм, не нашедшие понимания у современников, за пределами Франции получил распространение только в первые два десятилетия нашего века. С именем Пабло Пикассо связано начало нового этапа в жизни искусства. Он творчески усвоил достижения импрессионистов и постимпрессионистов, при этом его искусство с самого
начала было отмечено резкой индивидуальностью. Основная тональность его картин светлая и радостная, фигуры приобретают воздушность, поэтичность – «Девочка на шаре», «Комедианты». Весной 1907 г. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы» – произведение, ставшее манифестом кубизма в живописи. Вокруг художника объединяются последователи нового направления. Появление кубизма ознаменовало конец импрессионистской эпохи в живописи.
Это была школа, отрицавшая значение темы и психологического содержания в произведении. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Однако следует заметить, что у Пикассо новый стиль служил не только решению чисто технических задач.
Он добивался в своих полотнах подлинной психологической глубины. Увлечение кубизмом носило в начале XX в. массовый характер. В начале XX в. на смену символизму и другим течениям декаданса приходят новые, которые правильнее будет называть не декадентскими, а авангардистскими. Свою задачу их представители видели в том, чтобы прокладывать пути искусству XX в идти в его авангарде. Они превратили новизну выразительных средств в самоцель. Одним из таких течений в литературе и живописи был футуризм, творцом которого выступил итальянский поэт Филиппе Маринетти, пропагандировавший «геометризированное» поэтическое творчество. Он предлагал заменить поэзию бессмысленными ритмическими повторениями, передающими пульс жизни огромного современного города. Среди авангардистских направлений особое место занимает экспрессионизм (от французского выражение), сложившийся в первое десятилетие XX в. в
Германии. Он объединил талантливую молодежь страны. Своей целью она считала освобождение скованной «материальным» души, полагая, что духовное начало вновь объединит людей в царстве грядущей гармонии. Экспрессионисты изображали действительность в кричащих формах. В их работах чувствуется настроение отчаяния. В рядах экспрессионистов был молодой Бертольд Брехт, поэт и драматург
Ф. Верфель, художники Э. Кирхнер, М. Пехштейн, М. Бекман, драматург В. Газенклевер, прозаик Л. Франк. Крупнейшим драматургом экспрессионизма стал Георг Кайзер . Заключение В целом особенностью художественного творчества конца XIX – начала XX в. явился поиск новых, нетрадиционных решений. Это время отмечено сложными творческими исканиями.
Такое бурное развитие литературы и искусства было обусловлено в первую очередь коренными изменениями в образе жизни людей, новшествами, которые произошли в результате научно-технического прогресса, принесшего человечеству динамизм бытия, более тревожное состояние духовности, иное видение своего места в мире. Список используемой литературы Виппер Р.Ю. История Нового времени: учебное пособие / Р. Ю. Виппер К.:
Ника-Центр, 1997. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов М.: Юрайт-М, 2002. Жебар Э. Начало Возрождения в Италии СП. Б 1990. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин 2-е изд перераб. и доп СПб.: Издательство «Лань», 2003. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917) М 1987. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко 4-е изд М.: Академический Проект; Трикста, 2003. Куликов И.Г. Философия и искусство модернизма М 1980. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н 2-е изд перераб. и доп М: ЮНИТИ, 2002.
Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н проф. Г.В. Драча 6-е изд Ростов н/Д: «Феникс», 2004. Самосознание европейской культуры XX века М 1991.